№ 291. Докладная записка членов Совета по делам РПЦ Г.Т. Уткина и И.И. Иванова заведующему Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС Н.А. Михайлову о политической ошибке, допущенной заместителем председателя Совета по делам религиозных культов В.И. Гостевым во время беседы с руководителем Дирекции вероисповеданий Болгарии М. Кючуковым1165
г. Москва
[Не ранее 23 января 1953 г.] 1166
СЕКРЕТНО
В ЦК КПСС
Н.А. Михайлову
Считаем своим долгом сообщить, что 23 января на приеме в Совете по делам Русской православной церкви директора вероисповеданий Болгарской народной республики Кючукова М.Ц. товарищем Гостевым В.И. – заместителем тов. Полянского – была допущена грубая политическая ошибка, которая, по существу, сводит на нет все попытки придать беседам с Кючуковым характер только ознакомления его с нашей работой, а не инструктажа его по работе, не дачи ему директив или указаний.
Между тем в присутствии патриарха, митрополита Николая, посла т. Благоевой тов. Гостев заявил, что т. Кючуков получает у нас инструктаж по работе, но что этот инструктаж, по его мнению, недостаточен, и нужно, чтобы тов. Карпов выехал в Болгарию и там на месте дал ряд руководящих указаний, как надо работать с церковью1167.
Члены Совета (Уткин Г.) (Иванов И.)
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 1014. Л. 100. Копия.
* * *
Примечания
В нижней части документа имеется приписка от руки чернилами: «Справка. Отправлено как личное письмо членов Совета. (Подпись неразборчива)».
Датируется по содержанию документа. На самой записке ошибочно указана дата 6 января 1953 г.
Письмо Уткина и Иванова 24 января 1953 г. поступило к секретарю ЦК КПСС П.Н. Поспелову, который поручил заместителю заведующего отделом пропаганды и агитации Е. Песикиной «выяснить этот вопрос». 28 января, вызванный в ЦК партии Гостев представил на имя секретаря ЦК Н.А. Михайлова следующую объяснительную записку:
«Секретарю ЦК КПСС
товарищу Михайлову Н.А.
По поводу моего поступка на приеме у тов. Карпова считаю необходимым дать следующее объяснение.
На высказывание посла тов. Благоевой С.Д. по поводу необходимости того, чтобы оказать тов. Кючукову помощь на месте, в Болгарии, и на ее приглашение я подал реплику, что при нужде тов. Карпов, видимо, не откажется помочь и проинструктировать тов. Кючукова на месте, в Болгарии.
Осознаю, что употребление слова проинструктировать было политически неправильно. Данная реплика могла создать неправильное представление о политике нашей партии в отношении дружественной нам страны. Больше того, весь разговор вокруг поездки тов. Карпова в Болгарию считаю также был неправильным.
Тов. Карпов Г.Г., отвечая на приглашение тов. Благоевой С.Д., сказал, что вопрос о его поездке в Болгарию уже обсуждался с тов. Кючуковым, и он считает, что ехать ему нельзя, ибо заграничная пресса может истолковать приезд его не в наших интересах. На это посол тов. Благоева С.Д. ответила, что мы сумеем Вас спрятать от корреспондентов, и привела пример, что вот ведь о тов. Кючукове не пишут газеты.
Тов. Карпов Г. Г. на приведенные доводы посла тов. Благоевой С.Д. не высказывал возражений. Видя молчаливое согласие тов. Карпова Г.Г., посол тов. Благоева, обращаясь к тов. Кючукову, сказала, что по приезде в Болгарию передайте товарищу Червенкову В.В., что вы заручились согласием тов. Карпова Г.Г. приехать к нам. На это тов. Карпов ответил, что когда товарищ Червенков В.В. был в Москве, то он звонил мне и хотел зайти в Совет, но, видимо, поспешно выехал, и наша встреча не состоялась.
Считаю, что весь этот разговор, в том числе и моя реплика, были неуместны и политически неправильны. На дальнейшее я для себя сделал необходимые выводы и приму меры, чтобы не допускать подобных поступков.
28.1.53
Гостев» (РГАНИ. Ф. 5. Оп. 16. Д. 642. Л. 42).
30 января 1953 г. Е. Песикина и заведующий сектором культурно-просветительных учреждений отдела пропаганды и агитации В. Фуров направили секретарю ЦК Н.А. Михайлову докладную записку по результатам проведенной проверки:
«Секретарю ЦК КПСС
тов. Михайлову Н.А.
В письме на Ваше имя т.т. Уткин и Иванов сообщают, что на приеме в Совете по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР в честь директора по делам вероисповеданий при Совете министров Болгарской народной республики Кючукова М.Ц. со стороны заместителя председателя Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР т. Гостева была допущена грубая политическая ошибка.
Проверкой установлено, что на приеме в Совете по делам Русской православной церкви, состоявшемся 23 января с.г., от Болгарии присутствовали директор вероисповеданий Кючуков и посол Благоева. С советской стороны присутствовали патриарх Алексий и митрополит Николай. Во время банкета болгарские гости высказали пожелание, чтобы т. Карпов приехал к ним с ответным визитом. В это время т. Гостев в грубой, нетактичной форме заявил, что, да, конечно, инструктажа по работе, полученного т. Кючуковым в Москве, недостаточно, надо, чтобы т. Карпов выехал в Болгарию и там, на месте, дал ряд руководящих указаний, как надо работать с церковью.
Своей грубой выходкой т. Гостев нанес оскорбление болгарским гостям, показав им, что т. Кючуков приехал в Совет по делам Русской православной церкви не для ознакомления с опытом работы Совета, а для инструктажа, получения директив и указаний. Реплика т. Гостева может создать неправильное представление о политике нашего правительства в отношении дружественной нам страны. Тем более нетерпим этот факт потому, что на банкете присутствовали патриарх Алексий и митрополит Николай, что свидетельствует о недостаточной бдительности т. Гостева.
В отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС т. Гостев вызывался, ошибку свою он признал. Объяснение т. Гостева по данному вопросу прилагается.
Одновременно с этим т. Гостев в своем объяснении сообщил, что т. Карпов также допустил ошибку, заявив гостям в присутствии патриарха и митрополита, что т. Червенков звонил т. Карпову и хотел приехать в Совет по делам Русской православной церкви.
Тов. Карпов по этому поводу заявляет, что он действительно говорил об этом с послом т. Благоевой, но только после окончания официального приема, когда патриарх Алексий и митрополит Николай вышли в другую комнату. Это же подтверждают авторы письма т.т. Иванов и Уткин, которые присутствовали на беседе.
Считали бы целесообразным обратить на эти факты внимание т.т. Карпова и Полянского и предупредить т. Гостева от повторения подобного рода ошибок.
Е. ПесикинаˆВ. Фуров
30 января 1953 г.» (Там же. Л. 43–44)
По всей вероятности, инцидент был на этом исчерпан, а все связанные с ним документы, судя по делопроизводственной помете, 9 февраля 1953 г. сданы в архив.
