№ 292. Из дневника А.А. Соболева. Запись беседы с Я. Берманом о судебном процессе над ксендзами в Краковском воеводстве и др.1168
г. Варшава
27 января 1953 г.
СЕКРЕТНО
Я посетил Бермана и в связи с указанием МИД СССР обратился к нему по следующим вопросам.
1. В ходе следствия по делу группы ксендзов Краковской епархии1169 выяснилось, что в архиве арестованного краковского епископа Базяка хранится письмо Владимира Ильича Ленина, написанное им лично в 1914 г. одному из священников Львовской епархии. Я попросил Бермана выяснить, не представится ли возможным получить это письмо.
Берман сказал, что он не слышал о наличии такого письма, обещал выяснить этот вопрос.
2. Я попросил помочь посольству в подборке документов и материалов, которые могли бы быть использованы советской делегацией на второй части VII сессии Генеральной Ассамблеи ООН против возможных обвинений Польши в антисемитизме со стороны делегации США и других капиталистических стран.
Берман обешал помочь в этом деле.
В ответ на мой вопрос – что нового во внутренней жизни Польши – Берман коснулся судебного процесса над ксендзами Краковской епархии. Он заявил, что процесс прошел весьма успешно и, по имеющимся данным, признания обвиняемых ксендзов в шпионской и подрывной деятельности против народно-демократического режима в Польше произвели большое впечатление на массы католического духовенства, не говоря уже о впечатлении, произведенном на трудящихся. Открытый судебный процесс, равно как и выставка материалов обвиняемых, привлекли значительное количество посетителей.
Берман сообщил, что в марте месяце предполагается провести судебный процесс над катовицким епископом Качмареком1170. Этот процесс поможет делу дальнейшего разоблачения Ватикана и верхушки католического духовенства в качестве орудия американского империализма.
Совет министров подготовляет декрет, которым предусматривается санкция правительства и его органов на любое назначение в духовной католической иерархии Польши сверху донизу. Этот декрет дает в руки правительства сильное оружие для расслоения католического духовенства, отстранения реакционной части духовенства от руководства и для привлечения в руководство священников, настроенных доброжелательно в отношении народно-демократического режима1171.
Коснувшись вопроса о работе промышленности, Берман сказал, что промышленность в целом, к сожалению, не выполнила плана 1952 г.: план выполнен на 98%, причем недовыполнили план такие важные отрасли промышленности, как угольная, металлургическая и машиностроительная. В связи с тем, что из года в год возрастают трудности выполнения промышленностью производственных планов и в особенности возрастают затруднения с рабочей силой и руководящими техническими кадрами, план на 1953 г. предусматривает более низкие темпы роста по сравнению с предыдущими годами. На 1953 г. запланирован рост промышленного производства на 15%, по сравнению с продукцией 1952 г. (план 1952 г. предусматривал рост промышленной продукции на 21,4%, по сравнению с 1951 г.).
Коснувшись вопроса о коллективизации сельского хозяйства Польши, Берман сказал, что партия ставит задачу сделать в этом году значительный шаг вперед в деле коллективизации – увеличить число членов колхозов в два раза в течение 1953 г. Рост колхозов должен иметь место как за счет организации новых хозяйств, так и за счет укрепления существующих. Мы надеемся, сказал Берман, что в этом деле нам поможет проведенная недавно реформа цен. Это важное мероприятие прошло по всей стране спокойно и не вызвало серьезных затруднений. Проведение реформы показало, что польский рабочий класс проявил высокую сознательность и правильно воспринял всю реформу.
Крестьянство также восприняло реформу хорошо, и она прошла в деревне легче, чем ожидалось.
Я поблагодарил Бермана за информацию.
Посол СССР в Польше
А. СОБОЛЕВ
АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 36. П. 296. Д. 11. Л. 5–6. Подлинник.
* * *
Примечания
Разослано А.Я. Вышинскому, И.И. Тугаринову, IV ЕО, в дело.
21–27 января 1953 г. состоялся открытый судебный процесс над ксендзами Краковской епархии, арестованными в середине ноября 1952 г. и позднее. Проходившим по делу инкриминировались «нанесение вреда польскому государству и шпионаж в пользу американского империализма и Ватикана». Приговоры суда были суровыми, вплоть до высшей меры наказания (ксендз Ю. Лелито) и пожизненного заключения (ксендз В. Бжиикий) (Dudek A., Gryz Z. Kotnunisci i Koscidl w Polsce. 1945–1989. Krakow, 2003. S. 75, 79–80).
Процесс по делу епископа Ч. Качмарека состоялся 13–22 сентября 1953 г. См. док. №№ 202, 305.
Имеется в виду декрет правительства «О назначении священнослужителей на церковные должности», принятый правительством 9 февраля 1953 г. Важнейшим пунктом декрета было введение обязательного принятия епископами присяги на верность республике. Присягать епископы должны были в Управлении по делам вероисповеданий при Совете министров Польши или в Президиуме воеводской Рады народовой. Руководство католической церкви расценило этот документ как покушение на организационную независимость костела и сильнейший удар по каноническому праву.
