Источник

№ 237. Докладная записка Г.Г. Карпова И.В. Сталину о встрече и беседах с патриархом Алексием и патриархом Антиохииским Александром в г. Одессе936

г. Москва–Одесса

28 августа 1951 г. СЕКРЕТНО

Товарищу СТАЛИНУ И.В.

Докладываю, что в соответствии с полученным разрешением я пробыл с 13 по 19 августа в г. Одессе, где имел встречи с патриархом Алексием и гостящим у него патриархом Антиохииским Александром III. Оба патриарха были рады приезду, расценив его как дань большого уважения к ним. Александр при этом сказал, что в Москве он не имел возможности поговорить со мной за краткостью времени и наличия большого числа гостей.

В беседах прежде всего Александр много и с восхищением говорил о процветании Советского Союза, что «нигде так богато не живут широкие массы, как в СССР», сопровождая это сравнениями с положением масс в Англии, заметив мимоходом, что, видимо, по вине американцев нет русских товаров у них в Сирии и Ливане. Читая ежедневно и внимательно наши газеты, Александр дает им высокую оценку, говоря: «Мне нравится отличие ваших газет от американских и всех прочих. Там на первых страницах сенсация, истерические крики по всякому пустяку, но в свою пользу. А в ваших газетах прежде всего пишут о достижениях в народном хозяйстве, о конкретных людях, о их работе на полях и фабриках. И это правильно!»

Коснувшись вопроса борьбы за мир, патриарх Александр заявил: «Я по-настоящему только теперь понял все значение этого вопроса. Хьюлетт Джонсон действительно герой в этом деле!»937

Это заявление Александра заслуживает веры и нашло свое конкретное выражение в подписи им 23 июля Обращения ко всем христианам мира и передаче для печати заявления о своем пребывании в СССР. Последний документ является особенно важным, так как резко открыто подчеркивает его позицию. Патриарх Александр заявил мне, что, несмотря на преследования в Сирии и Ливане сторонников мира, первым начнет борьбу за мир его спутник митрополит Хомский Александр. Касаясь себя, Александр говорил: «Да и я займу другую позицию! Вот Вы увидите, время покажет. Во всяком случае, мое пребывание в СССР в этом году дало больше, чем мой приезд в 1945 году»938.

Центральным для Александра пунктом был вопрос о получении материальной помощи, и в разговоре со мной он заявил: *«Я уже говорил с патриархом о неотложной помощи Антиохийской церкви. Я не хочу делать из этого секрета, так как наша церковь всегда получала помощь от русских. Патриарх Алексий мне эту помощь обещал и даже назвал сумму, которая удовлетворит нас на год. Но я хочу быть уверенным, что эту помощь буду иметь ежегодно, а Русская церковь и Вы можете не сомневаться в моей искренности и привязанности*939. Я всегда вас поддержу. Ведь ваш патриарх не только для меня, но и всего православного мира – маяк мира».

*Не имея полномочий, я уклонился от ответа на вопрос Александра о постоянной денежной помощи, сославшись на приоритет патриарха Алексия в решении этого вопроса.

Однако, учитывая серьезные шаги, сделанные патриархом Александром, Совет полагает, что обещание патриархом Алексием может быть дано. Помимо этого, учитывая, что перед митрополитом Хомским стоит задача развертывания практической работы в пользу борьбы за мир в Сирии и Ливане, Совет считает целесообразным рекомендовать патриарху Алексию одновременно оказать материальную поддержку в сумме 3–5 тысяч долларов Хомскому митрополиту Александру*, являющемуся действительно искренним сторонником Русской церкви и Советского Союза.

Касаясь положения в других ближневосточных патриархатах, Александр резко отрицательно отзывался об Александрийском патриархе Христофоре, заявляя, что, помимо вражды между арабами и греками, его неприязнь к Христофору – следствие аморальности последнего.

В Иерусалимской патриархии, по словам Александра, патриарх Тимофей сложил с себя полномочия по управлению церковью. За ним пожизненно остался титул патриарха, но управляет церковью архиепископ Севастийский Афинагор и другие. В отношении последнего Александр выразил уверенность, что «он придет к власти».

Архиепископ Севастийский Афинагор известен Совету как наиболее твердый из числа всего иерусалимского епископата сторонник Московской патриархии. Если информация патриарха Александра достоверна, то открываются возможности установления с архиепископом Афинагором связи через русскую духовную миссию в Иерусалиме и проведение через него линии на привлечение Иерусалимской патриархии к единой с Московской патриархией и Антиохийской церковью позиции активной борьбы за мир и против Ватикана.

В беседах митрополит Хомский Александр об Иерусалимской патриархии отметил тот факт, что епископат этой церкви, состояший из греков, не допускает в ряды епископата духовенства из арабов. Эта политика противоречит чаяниям белого духовенства и верующих арабов и выдвигает задачу изыскать возможности продвижения в епископат арабов.

В беседах о Константинопольском (Вселенском) патриархе Афинагоре патриарх Александр говорит с осторожностью, хотя в своем интервью прямо назвал его ставленником американцев. В дополнение к интервью он говорит: «Афинагор – это временщик. Если Трумэна не выберут на выборах, то не будет и Афинагора. Афинагор не та фигура, которая могла бы сколотить угодную ему группу, так как на прямой союз с ним не пойдет даже такой тип, как Александрийский Христофор».

Александр, подтвердив имевшееся намерение по возвращении из СССР съездить в Стамбул к Афинагору, заявил, что теперь решил не ехать, так как «почти уверен, что Трумэн – этот сын дьявола, – не будет избран, а, кроме того, я вижу, что эта поездка нежелательна и неприятна для вас».

На вопрос к Александру, – не было ли попыток противодействия его поездке в СССР, – он ответил, что в бытность его в Греции его отговаривали от поездки в СССР глава Греческой Церкви архиепископ Спиридон и греческий премьер-министр, рисуя положение в СССР в самых черных тонах.

22 августа патриарх Александр и сопровождающие его лица вылетели на родину с остановками на несколько дней в Бухаресте и Праге и прислали благодарственную телеграмму:

«В настоящий момент, когда я оставляю любимую мною русскую страну, прошу Вас принять мою искреннюю благодарность за оказанное мне во время пребывания в России внимание и гостеприимство... и в дальнейшем мое уважение к Вам и к русскому народу, который ведет благородную борьбу за мир во всем мире, останутся неизменными. Всегда буду молиться... о даровании... славы Великому Советскому Союзу и мудрому Вождю его.

Александр III

патриарх Антиохийский и всего Востока».

Председатель Совета

по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР

КАРПОВ

АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 6. Л. 221–224. Подлинник.

* * *

Примечания

936

Разослано И.В. Сталину, Г.М. Маленкову, В.М. Молотову. На документе имеется рукописная помета: «Протокол ПБ № 83, пункт 227».

937

Джонсон Хьюлетт – епископ Англиканской церкви, настоятель Кентерберийского собора, активный участник борьбы за мир, сторонник укрепления связей с Русской православной церковью. В политических кругах Великобритании имел репутацию «красного настоятеля».

938

В 1945 г. патриарх Александр был гостем Поместного собора РПЦ, избравшего патриархом Русской церкви митрополита Алексия.

939

Здесь и далее текст, отмеченный *–*, отчеркнут по левому полю вертикальной линией.


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle