Источник

№ 204. Сопроводительная записка Г.П. Аркадьева И.В. Полянскому с приложением выписки из записи беседы советника посольства СССР в Варшаве Д.И. Заикина с Я. Берманом о встрече кардинала С. Вышинского с президентом Польши Б. Берутом795

г. Москва–Варшава

1 марта 1951 г. СЕКРЕТНО

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

тов. ПОЛЯНСКОМУ И.В.

При этом направляю Вам в порядке информации выписку из записи беседы советника посольства СССР в Польше тов. Заикина с членом Политбюро ЦК ПОРП Я. Берманом по вопросу о встрече президента Берута с примасом католического костела Польши С. Вышинским.

ПРИЛОЖЕНИЕ: упомянутое на 4 листах.

И.о. зав. IV Европейским

отделом МИД СССР

Г. Аркадьев

Из дневника Д.И. Заикина

СЕКРЕТНО Экз. № 2

16 февраля 1951 года

№ 418/с

ВЫПИСКА ИЗ ЗАПИСИ БЕСЕДЫ с членом Политбюро ЦК ПОРП Якубом Берманом. Варшава, 15 февраля 1951 года

3) Ссылаясь на сообщение в печати о том, что президент Берут принял 3 февраля с.г. примаса Польши С. Вышинского, я попросил Бермана информировать меня по этому вопросу796.

Берман сообщил, что эта встреча состоялась по просьбе примаса. Католический епископат, заявил Берман, по-видимому, испугался того, что правительство сняло пять руководителей временной католической администрации на западных польских землях и что без их санкции были выбраны пять новых. Оказавшись перед совершившимся фактом и стараясь спасти свое лиио, примас решил посетить президента и заявить ему о своем отношении к совершившимся переменам.

Примас заявил президенту, что, хотя смещение временной католической администрации на западных землях и выборы новой не происходили по всем установленным правилам, он, понимая, что это было сделано по патриотическим мотивам, как представитель папы в Польше, утверждает эти выборы.

В связи с тем, что примасу С. Вышинскому недавно не выдали заграничный паспорт, он заявил Беруту, что расценивает это как недоверие к нему как к патриоту и что он был патриотом и всегда таким останется.

Хотя Берман не сказал об этом, но нам известно из других источников, что Берут заявил примасу, что ему будет предоставлена возможность выезжать в Рим.

Примас просил президента об освобождении Келецкого епископа Качмарека, арестованного в связи с происходившим недавно в Кракове процессом по делу террористической банды, именовавшей себя «Армией Польской».

Президент отказал примасу в его просьбе. Берман сообщил, что за Качмареком числится много других антинародных и антиправительственных дел, поэтому над ним, по-видимому, в ближайшее время состоится процесс.

Примас жаловался президенту на притеснения духовенства, лишение их возможности преподавать в школах и другие, якобы имеющие место случаи, направленные против католического

костела, и просил оставить в ведении костела богадельню для слепых, находящуюся вблизи Варшавы, мотивируя это тем, что эту благотворительную работу они проводят уже давно. Берут дал согласие оставить это благотворительное учреждение в ведении костела.

Со своей стороны, президент обратил внимание примаса на то, что епископат не выполняет соглашение, подписанное между правительством и епископатом и, в частности, пункт 8-й этого соглашения, обязывающий епископат принимать меры к тем ксендзам, которые занимаются антиправительственной, подрывной деятельностью797. Примас обещал принять меры к тому, чтобы соглашение выполнялось.

Как заявил Берман, президент и примас расстались в дружественном настроении. Однако после этой встречи к примасу приехал епископ Краковского воеводства Сапега, который обвинил примаса в большой уступчивости и близорукости798. Сапега заявил примасу, что смещение с занимаемых постов пяти епископов западных земель Польши является только началом и прецедентом, используя который польское правительство начнет смешать епископов своей властью и в других местах, а поэтому на это нельзя было соглашаться.

Под влиянием Сапеги примас прислал президенту письмо, в котором вопреки своему заявлению, сделанному во время встречи, сообщил, что Вроцлавское воеводство является весьма важным, а поэтому он считает, что викарием капитульным там должен быть епископ Беднож, являющийся заместителем Катовицкого епископа Адамского, недавно назначенный Ватиканом и враждебно относящийся к новой Польше.

В связи с этим секретарь ЦК ПОРП Мазур вызвал члена Комиссии по переговорам с правительством епископа Клепач и секретаря епископата Хороманьского, которым заявил, что письмо примаса рассматривается правительством как нарушение обещания, данного примасом президенту. После этого примас сообщил, чтобы его письмо считали недействительным и что он утверждает всех избранных епископов на западные земли. Несмотря на это, когда примас пригласил к себе избранных епископов, то заявил им: «Для внешнего мира вы являетесь викариями капитульными, т.е. избранными, а для меня викариями генеральными, т.е. назначенными мной».

Примас и здесь остался верным себе в проведении двойственной политики.

Мазур также предупредил епископат о том, что назначение ординария Ченстоховской епархии вместо умершего на днях епископа Теодора Кубина должно быть согласовано с правительством.

СОВЕТНИК ПОСОЛЬСТВА СССР

В ПОЛЬШЕ

(Д. Заикин)

ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 78. Л. 39–43. Подлинник.

* * *

Примечания

795

На документе имеются пометы: «т. Г.Г. Карпову (подпись неразборчива). 2/III.51»; «К сведению (вдело). И. Карпов».

796

О встрече С. Вышинского и Б. Берута см. док. № 202.

797

Основания для претензий власти к епископату имелись. Так, в первой половине февраля 1951 г. епископат издал памятку для духовенства, в которой призвал священников «точно придерживаться деятельности священнослужителя», держаться в стороне от «политических споров» и «всякой политической деятельности», не вмешиваться в «партийные споры». «Не нам, говорилось в памятке, следует оценивать людей через призму политических программ. [...] Болезненный опыт минувшей войны показал нам, что священнослужитель большую услугу оказывает Отчизне не тогда, когда он борется за свой народ с оружием, а тогда, когда он объединяет его правдой Христа. [...] Никто нас не уполномочивал быть судьями в делах бренных» (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 78. Л. 310–313).

798

А. Сапега – архиепископ, митрополит Краковский, старейший и наиболее авторитетный иерарх польской католической церкви. В документах советской госбезопасности подчеркивалось: «Сапега является ярым католиком. К советской власти относится недружелюбно. Выступал против Пилсудского по вопросу о государстве и религии. В противовес Пилсудскому утверждал, что церковь должна играть доминирующую роль» (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 136. Л. 48). Б. Берут, характеризуя Сапегу, подчеркивал, что епископ «ни разу не выступил открыто против немецких зверств, человек эндецко-фашистского типа, беспредельно предан Ватикану, враг демократии» (АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 23. Л. 5).


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle