Источник

№ 201. Сопроводительная записка и.о. заведующего IV ЕО МИД СССР Г.П. Аркадьева Г.Г. Карпову с приложением копии докладной записки митрополита Елевферия в Московскую патриархию о намерениях правительства Чехословакии относительно неперешедших в православие священников-униатов776

г. Москва

17 февраля 1951г.

СЕКРЕТНО

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ

СССР

тов. КАРПОВУ Г.Г.

Направляю Вам при этом письмо экзарха Елевферия, адресованное на имя патриарха Алексия777, и копию его докладной записки о положении с переводом униатов в православие в Словакии.

ПРИЛОЖЕНИЕ: упомянутое.

И.о. зав. IV Европейским отделом МИД СССР

Г. Аркадьев

Копия

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

В последний мой заезд в Прешов епископ Алексий сообщил мне, что г. Гомбала – помощник председателя Словацкого государственного управления по церковным делам г. Гольдоша, выразил мысль, что было бы неплохо всем невоссоединившимся униатским священникам *выдать декреты (указы) от православных архиереев*778 о назначении их на занимаемые ими приходы и посмотреть дальше – примут ли они их или возвратят. *Епископ Алексий ничего не ответил г. Гомбале, но сказал мне, что это неканонично и было бы ужасно*, и он этого сделать не может. Это было 25 января текущего года.

6 февраля днем мне позвонил начальник церк. отд. Государственного управления по церковным делам Владимир Экарт с просьбой о позволении приехать ко мне вечером для беседы по важному вопросу. Я согласился, и в 7.30 час. вечера он у меня был вместе с Б.Л. Черкесом, которого он пригласил для участия в разговоре и переводе. Экарт говорил так. Положение в Восточной Словакии *в церковном отношении плохое; до сих пор невоссоединившихся униатских священников там имеется 63 чел.*, которые находятся в каком-то неопределенном положении. Мы не знаем, что с ними делать, запереть всех – нельзя, произведет неблагоприятное впечатление на население, да и у вас, православных, нет достаточных кадров, чтобы заместить их приходы. Уволить их с их мест и дозволять поступить им на гражданскую службу тоже нежелательно, так как опять заместить их приходы некем, а потом их примеру последуют и многие из воссоединившихся неискренно, и их нельзя будет удержать. Лишить их государственного жалования нельзя, так как многие из них многодетные и осудить их на полуголодное существование, принимая во внимание симпатии к ним народа (их прихожан), мы не можем. Мы считаем необходимым и полезным для нас в данных обстоятельствах как-то удержать этих священников на их местах и даже как-нибудь закрепить их там. И вот, пришли мы к мысли, поданной нам Словацким государственным управлением по церковным делам: предложить православным епископам на Восточной Словакии – Алексию Прешовскому и Александру Михаловскому выдать всем этим 63 невоссоединившимся священникам декреты (указы) об утверждении их на их приходах с правом воссоединения их с православной церковью тогда, когда они найдут это для себя возможным. Таким способом их положение будет упрочено, и они останутся на местах. Даже появится надежда, что наиболее из них искренние, увидя в выдаче им декрета благожелательное к ним отношение со стороны православной церкви, придут воссоединяться. Конечно, некоторые из них возвратят декреты, но тогда мы будем о них думать особо.

Вообще, мы находим, что *у них произошел некоторый сдвиг в хорошую, сторону*; это видим из того, что на конференцию в Кошицах 1-го декабря 1950 года невоссоединенных священников явилось 22 человека, а на конференцию по защите мира 24 января т.г. в Михаловцах их явилось уже 44 человека. Теперь им нужно протянуть руку со стороны православных в виде выдачи им упомянутых декретов и этим притянуть их к себе. Из них есть много хороших и дельных людей, настроенных к народно-демократическому правительству лучше многих воссоединившихся, но оставшихся в душе реакционерами. Итак, нам нужно Ваше мнение и согласие; я говорю от имени зам. премьер-министра г. Фирлингера.

Я отвечал следующее.

Акт воссоединения униатских священников наша церковь считает не простою формальностью, которая может быть исполнена когда-либо потом, по выдаче им указов, но считает таинством исповеди, разрешающим воссоединяющегося от запрещения, восстанавливающим ему священный сан и молитвенно-евхаристическое с нами общение. Это есть «дверь в церковь» и условие, без которого архиерей не может давать никакого указа или благословения на священнодействия православным священникам. Выдача указов невоссоединившимся униатским священникам означала бы капитуляцию православной церкви перед ними, перед их упорством и фанатизмом; они это поняли бы как официальное разрешение им со стороны православной церкви служить, держась католических догматов, признания власти папы, права поминать его при богослужении, вообще, продолжать оставаться греко-католическим священником. Это, конечно, немедленно будет сообщено в Рим, и последует соответствующее сообщение ватиканского радио. Не воссоединившиеся священники будут смеяться над воссоединившимися, что они-де «устояли и победили», а над воссоединившимися «устроили комедию» воссоединения. Уверен, что очень многие возвратят декреты архиереям с насмешками и издевательствами, как это было, например, с посылкой некоторым из них наших церковных журналов и изданий, а это я считаю непозволительным унижением не только архиерея, но и Московского патриарха.

Экарт возразил, что многие из воссоединившихся продолжают втайне держаться католических догматов и поминать потихоньку папу.

Я отвечал, что это теперь является их личным грехом, за который рано или поздно им придется отвечать, а поминовение папы получившими указы будет уже как бы с нашего дозволения, а за это мы в ответе. Я здесь являюсь только экзархом патриарха, но знаю, что и патриарх не одобрил бы нас за выдачу данных декретов. На нас и так косятся некоторые в патриархии, что делаем много послаблений бывшим униатам; например, вместо публичного воссоединения их, при богослужении, делаем упрощенное, домашнее, только при архиерее и 1–2 свидетелях; вместо письменного отречения от заблуждений католических принимаем только устные при 1–2 свидетелях; оставляем им все наслоенные католичеством обряды: «ружаиицы» (особые молитвы по четкам), сокращенный чин литургии, напевы, внешний вид священников и архиереев (бритье, сутаны, особые пояса, колары – воротнички и т.п.), новый стиль в тех приходах, где это было до сих пор, и мн. другое. В догматах и канонах (церковных соборных правилах) мы не можем делать уступок, но делаем послабления во внешности и обрядах. На многое смотрим «сквозь пальцы». Но выдачу указов не желающим воссоединиться считаем делом неканоническим и совсем неполезным.

Со своей стороны, мы можем сделать одно: каждому невоссоединившемуся священнику послать письмо с увещанием: ради и во имя Христовой любви, ради успокоения верующих бросить свое упорство и воссоединиться, так как без епископа они уже не церковь, а мы во всем, что возможно, пойдем им навстречу – и в материальном устройстве, и в моральной поддержке, и в предоставлении им желаемого прихода и т.п.

Черкес при этом еще добавил, что нужно бы чаше созывать конференции, подобные, как была 24 января в защиту мира, что способствовало бы сближению православных с невоссоединившимися, живому обмену мнений, разрешению некоторых вопросов и т.п.

Но Экарт сказал, что все это не то, и продолжал настаивать на выдаче декретов. Притом упомянул, что с их точки зрения, поминовение папы как главы церкви не представляет чего-либо опасного, что это дозволено ими и прогрессивным римо-католикам, только бы они не разделяли реакционных воззрений Ватикана.

Я в ответ сказал, что вот на это и указывают нежелающие воссоединиться и спрашивают, почему же от них требует отречения от признания главенства папы?

Экарт сказал: вопрос о декретах необходимо решить поскорее, до весны, так как весной униатским священникам удобнее скрываться, а народ нужно успокоить перед полевыми весенними работами. Тут же привходят и другие причины политического характера.

Беседа наша закончилась тем, что г. Экарт просил обратить особое внимание на важность данного вопроса о выдаче декретов, а все-таки, если я не решаюсь сам, запросить мнение патриарха и, если необходимо, слетать мне в Москву для нужных объяснений и ответ дать оттуда телеграммой (условной)779 желательно до среды будущей недели, т е. до 14 февраля.

Я ответил, что снесусь с патриархией, т.к. необходим вызов патриарха, но, так или иначе, предполагаю, что ответ на поставленный вопрос будет с его стороны отрицательный.

Экзарх М.П. в ЧСР митрополит Елевферий

Прага. 7 февраля 1951 года

(орфография и пунктуация сохранены)

ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 841. Л. 26–32. Подлинник.

* * *

Примечания

776

На документе имеется резолюция: «т. Уткину. Прошу переговорить. Белышев. 21.11.51». См. док. № 203.

777

В деле отсутствует.

778

Здесь и далее текст, отмеченный *–*, подчеркнут карандашом.

779

Так в тексте. Следует читать: условленной.


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle