№ 161. Письмо Г.Г. Карпова И.В. Сталину об итогах пребывания делегации Московской патриархии в Сирии и Ливане621
г. Москва
24 июля 1950 г.
СЕКРЕТНО
Товарищу СТАЛИНУ И.В.
Совет докладывает, что 12 июля с.г. возвратилась из поездки в Сирию и Ливан делегация Московской патриархии в составе митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, архиепископа Краснодарского и Кубанского Гермогена и управляющего делами патриархии протопресвитера Колчицкого Н.Ф.
Делегация направлялась патриархом Алексием для установления более тесной связи с Антиохийской церковью и оказания последней материальной помощи, согласно многократным обращениям со стороны патриарха Александра.
Известия о предстоящем приезде делегации были встречены Антиохийским патриархом Александром и другими архиереями с большим интересом и, особенно, где и у кого остановится делегация, а поэтому делегации было дано указание лететь прямо в Дамаск и остановиться у патриарха Александра.
Патриарх Антиохии и всего Востока Александр, как и в 1945 и в 1946 годах, радушно встретил делегацию, а последняя убедилась в его расположении к Русской церкви, получила от него известные гарантии и тогда передала патриарху Александру от Русской церкви денежную помощь на нужды Антиохийской церкви и особо на помощь пострадавшим от войны православным арабам-беженцам из Палестины.
Кроме того, по согласованию с миссией СССР в Сирии и Ливане, небольшая денежная помощь была оказана делегацией персонально некоторым сторонникам Русской церкви, а именно: заместителю патриарха митрополиту Хауранскому Афанасию Хлели, митрополиту Хомскому Александру Жиха. митрополиту Горного Ливана622 Илье Карам, митрополиту Триполийскому Феодосию Абуржели, митрополиту Лаодикийскому Трифону Граеб и секретарю патриарха Василию Казан.
Митрополита Афанасия (араб), в свое время окончившего Киевскую духовную академию, глава делегации митрополит Григорий и протопресвитер Колчицкий Н.Ф. характеризуют как преданного Русской церкви. Афанасий заявил, что он сделает все, что нужно для Московской патриархии, высказываясь за то, чтобы среди антиохийского духовенства было больше окончивших русские духовные училища, чтобы можно было противостоять влиянию греков и американцев.
Однако архиепископ Гермоген заявляет, что митрополит Афанасий «вряд ли будет драться за нас».
Митрополит Александр (араб), окончивший Казанскую духовную академию, характеризуется делегацией как лучший из всех архиереев Антиохийской церкви и, безусловно, надежный сторонник Русской церкви, в течение ряда лет последовательно проводящий работу в пользу Московской патриархии. Это подтверждается и всеми другими источниками информации, получаемых Советом.
Митрополит Илья Карам (араб) характеризуется делегацией как ревностный сторонник Русской церкви, но находящийся в связи с католиками и противниками Московской патриархии, и, когда делегация ему делала строгое внушение, он стал оправдывать эти связи своей чисто «христианской любовью».
Митрополит Феодосий (араб) характеризуется как интеллигентный и высокообразованный человек, колеблющийся между сторонниками и противниками Русской церкви.
Все названные лица, как отмечает делегация, в той или иной степени имеют влияние на общий ход дел в Антиохийской церкви, и полученная ими помощь от Московской патриархии вызвала у них глубокое удовлетворение.
Помимо встреч с перечисленными лицами, делегация посетила и имела беседы: с митрополитом Бейрутским Ильей Салиби (араб), который известен как крупный собственник, неразборчивый в средствах действий, имеющий большие связи в правительственных кругах, и которого, со слов делегации, в Ливане называют американским разведчиком; с митрополитами Хамасским Игнатием Храйко (араб) и Алеппским Ильей Маун (араб). Оба последние долгов время находились в Америке и являются ярыми противниками Русской церкви.
Глава Антиохийской церкви патриарх Александр, по национальности араб, в свое время также учившийся в Киевской духовной академии, заверил делегацию, что он полностью поддержит Московскую патриархию в ее отношении к позиции и деятельности Константинопольского патриарха Афинагора – американского ставленника, хотя до этого отношения Александра к Афинагору не имели ясности.
Александр дал также обещание принять меры как против «раскольников» – сторонников заграничного (мюнхенского) Архиерейского синода, имеющих свой приход в Бейруте, так и отстранить от руководства «Союзом православной христианской молодежи» в Бейруте иеромонаха Льва (Жилле) – французского агента. Но поскольку эти мероприятия будут связаны с митрополитом Бейрутским Ильей (Салиби), очень мало считающимся с патриархом, последний сообщил, что через год Салиби будет устранен за его многочисленные преступления.
С патриархом Александрийским Христофором (Египет), с которым ранее патриарх Александр был в дружеских отношениях, года полтора-два тому назад Александр рассорился из-за дома в Бейруте, и теперь их связь носит чисто официальный характер.
Такой же характер носит связь Александра с патриархом Иерусалимским Тимофеем, причем Александр нелестно отзывается об Иерусалимской патриархии и других греках, обзывая всех их «хищниками, потерявшими честь и совесть».
В своем отчете о поездке делегация отмечает, что в ряде подробных и неоднократных бесед со всеми названными выше лицами было выяснено, что все они настроены безусловно против войны. Было выяснено также, что патриарх Александр, митрополиты Александр Жиха и Илья Карам подписались под Стокгольмским воззванием о запрещении атомного оружия, причем митрополиты Александр и Илья опубликовали в своих епархиях послания к верующим с призывом к борьбе за мир, но на вопрос делегации, почему нельзя было принять решение Синода о подписании Стокгольмского воззвания, последовал ответ, что сделать этого нельзя, так как такое предложение встретит сопротивление части митрополитов.
По словам митрополита Ильи Карам, после появления его послания в печати к нему явились послы США и Англии в Ливане с протестом, заявив, что все, что он говорит в стенах храма, их не касается, но поскольку его проповедь направлена к утверждению, что США и Англия являются подстрекателями новой войны и это утверждение появляется в печати, они рассматривают этот шаг как нелояльное отношение к их правительствам.
Во время пребывания делегации в Сирии и Ливане произошли события в Корее, в связи с чем англо-американской агентурой были пушены провокационные слухи, что Советский Союз начал наступление на границах Турции. Но, как отмечает делегация, арабское население, которое им пришлось наблюдать во время службы в ряде храмов, особенно при вручении патриарху Александру звания почетного члена Московской духовной академии, выявило свое дружеское расположение к Русской церкви и вообще к русскому народу, причем симпатии к СССР чувствуются в Ливане больше, чем в Сирии.
В отношении Ватикана в беседах подчеркивалось, что деятельность католиков на Ближнем Востоке очень серьезно беспокоит Антиохийский патриархат, и сирийцы ждут и надеются на помошь со стороны Русской церкви и будут последнюю поддерживать в ее борьбе с Ватиканом.
Со стороны патриарха Александра и других поднимался вопрос о посылке в Московскую и Ленинградскую духовные академии и семинарии студентов-арабов, о помоши митрополиту Александру Жиха в открытии в Хомсе церковной школы для арабов по русскому образцу и о передаче в распоряжение Московской патриархии монастыря «пророка Илии» (около Бейрута) для устройства там школы. Делегация же считает более целесообразным организацию там агрономического техникума для арабов.
Митрополит Бейрутский Илья Салиби представил делегацию президенту Ливана, который подписал декрет о награждении их ливанскими орденами.
У президента Сирии делегация ограничилась оставлением своих подписей в книге визитов ввиду его отсутствия в городе.
Вместе с делегацией возвратился в Москву настоятель Русской церкви в Бейруте протоиерей Казанский, который за полтора года своего пребывания, по сообщению делегации, вел себя вполне достойно и хорошо выполнил свою миссию, но по причине тяжелого сердечного заболевания должен был возвратиться в СССР.
Делегация сообщает, что миссией СССР в Сирии и Ливане было высказано пожелание, чтобы Московская патриархия имела своего представителя непосредственно при Антиохийском патриархе в Дамаске, а не при храме в Бейруте, и что представителем должен быть не священник, как сейчас, а архимандрит, владеющий французским языком и имеющий соответствующие условия для поддержания престижа Русской церкви (автомашина, хорошее облачение и проч.). Такого же мнения и делегация.
Все предложения делегации, ездившей в Сирию и Ливан, будут рассматриваться на Синоде, а те ходатайства, с которыми патриархия войдет в Совет, после их изучения будут доложены правительству Союза.
Председатель Совета
по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР
КАРПОВ
АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 28. Л. 53–57. Подлинник.
* * *
Примечания
Разослано И.В. Сталину, Н.А. Булганину, В.М. Молотову, К.Е. Ворошилову, Г.М. Маленкову, М.А. Суслову.
Так в тексте. Следует читать: митрополиту Гор Ливанских.
