№ 160. Письмо Г. Г. Карпова заместителю председателя Комитета информации при МИД СССР П.В. Федотову о необходимости регулярного получения Советом по делам РПЦ информации о деятельности автокефальных православных церквей, заграничного Архиерейского синода, украинских церковных организаций в Канаде и др.
г. Москва
22 июля 1950 г.
СЕКРЕТНО
Товарищу ФЕДОТОВУ П.В.
В соответствии с личными переговорами с Вами, прошу оказать содействие Совету в получении периодических информаций по мере Ваших возможностей по следующей сумме вопросов:
1. О деятельности следующих автокефальных православных церквей мира – Константинопольской (Вселенской) – г. Стамбул; Элладской – г. Афины; Александрийской – г. Александрия (Египет); Иерусалимской – г. Старый Иерусалим (Трансиордания); Сербской – г. Белград (Югославия); Кипрской – г. Никозия (о. Кипр).
Для ориентировки сообщаем, что группа этих церквей является объектами непосредственных происков главы Константинопольской (Вселенской) церкви патриарха Афинагора – ставленника американцев. Он прибыл в январе 1949 года из Нью-Йорка в Стамбул для того, чтобы подчинить своему влиянию все православные церкви и особенно в странах народной демократии (Болгария, Румыния, Польша, Албания). Совершенно очевидно, что это американцам необходимо для различных провокационных махинаций через церкви в целях создания предлогов к вмешательству во внутренние дела стран народной демократии.
Приходу Афинагора на Константинопольский престол предшествовал вынужденный выход «на покой» патриарха Максима, проявлявшего лояльное отношение к Московской патриархии. После прихода к власти (при 6 голосах против и 11 за) Афинагор принял меры к устранению оппозиционных митрополитов и в последнее время достиг этого. Имеются оппозиционные митрополиты и духовенство в Элладской (Греческой) церкви, глава которой архиепископ Спиридон – враг Советского Союза и стран народной демократии – проводит проамериканскую политику. В тесном контакте с Элладской церковью действует Александрийский патриарх Христофор (Египет) – грек, встречающий внутри своей церкви оппозиционное отношение со стороны православных арабов.
Иерусалимская церковь издавна была объектом английского влияния и продолжает свою традиционную политику. И внутри ее имеются сторонники дружественной связи с Московской патриархией, в том числе сам патриарх Тимофей.
Кипрская церковь, хотя и небольшая, но интересна тем, что под руководством ее ведется борьба за присоединение о. Кипра к Греции. Недавно скончался глава Кипрской церкви Макарий – враг СССР, и там предстоят выборы нового главы. Макарий пришел к власти в церкви в результате фальсификации выборов, устранив этим приход к руководству церковью кандидата левых демократических сил. В предстоящих выборах главы прогрессивные силы народа, вероятно, также будут вести борьбу, как и в прошлые выборы.
Перечисленная группа церквей является греческими, поскольку подавляющая часть духовенства в них – греки.
После смерти патриарха Сербской православной церкви Гавриила и «выборов» на его место политически бесцветного и безвольного епископа Викентия Проданова, надо сказать, что Сербская православная церковь подпала под влияние титовцев и становится инструментом провокаций. Что касается Албанской, Румынской, Болгарской и Польской православных церквей, то влияние в них Константинопольского патриарха ничтожно. Однако при недостаточной бдительности могут обнаружиться среди реакционной верхушки епископата этих церквей каналы для просачивания афинагорского влияния.
Из этой краткой характеристики, учитывая почти абсолютное отсутствие информации о внутренней жизни и деятельности Константинопольской, Элладской, Александрийской, Иерусалимской, Сербской, Кипрской церквей, Совет в первую очередь заинтересован в получении информации об этих церквах.
Совет интересует политика этих церквей, наличие среди епископатов оппозиционных архиереев и прочего духовенства, отношение их к Московской патриархии и возможности установления с ними связи.
Поступление периодически информации по указанным церквам позволит Совету разрабатывать нужные рекомендации Московской патриархии для противодействия проискам Афинагора в странах народной демократии, на Ближнем и Среднем Востоке.
2. Как известно, в Западной Европе в американской зоне в г. Мюнхене находится центр монархической церковной эмиграции «Заграничный архиерейский синод», бывший карлованкий (до войны находившийся в г. Карловцы – Югославия), возглавляемый митрополитом Анастасием Грибановским.
Субсидируемый американцами Анастасий ведет активную антисоветскую деятельность среди русских, украинцев, белорусов в лагерях перемещенных лиц и обработку для переброски их в США, Южную Америку и другие капиталистические страны, и колонии. Отдельные сторонники Анастасия имеются не только в Европе, но и в США, Южной Америке, Сирии, Трансиордании, Египте, где они, захватывая русские храмы, делают их очагами антисоветской деятельности,
Наряду с «анастасьевнами», в США имеется «автономная» православная церковь в США и Канаде (358 приходов), которая до июня с.г. возглавлялась умершим митрополитом Феофилом и во главе, которой ныне заменил Феофила архиепископ Чикагский Леонтий Туркевич, такой же враг Советского Союза и коммунизма. Сын Феофила Пашковский – полковник штаба Макартура, в котором заведовал Русским отделом. Этот Пашковский перед окончанием войны руководил научно-разведывательной миссией «Альсос», которая рыскала по Германии в поисках лабораторий и ученых, работавших по атомной энергии и тяжелой воде.
Феофил был связан с американскими финансовыми кругами, с известным Вонсяцким и другими фашистско-монархическими организациями. По директиве Феофила при всех храмах его «автономной» церкви созданы объединения «Ди-пи» (перемешенных лиц), перебрасываемых из Европы в США. Обработка этих «Ди-пи» продолжается в приходах для подготовки из них резервов шпионов, диверсантов и провокаторов.
Однако безработица и невозможность устроить всех переброшенных «Ди-пи», вынужденных влачить голодное существование, порождает у них законную реакцию недовольства, и это открывает возможности для отрыва их из-под влияния «феофиловцев».
К сожалению, имеющийся в США экзархат Московской патриархии, возглавляемый эмигрантом архиепископом Макарием, неспособен к осуществлению подобной деятельности, а попытки организационного укрепления экзархата путем направления епископа и священника из СССР наталкиваются на отказ американцев выдать визы на въезд.
В Канаде имеются также украинские церковные организации: «УАПЦ» (Украинская автокефальная православная церковь), возглавляемая «самосвятом» архиепископом Иваном Теодорович, и «УАГПЦ» (Украинская автономная греко-православная церковь), возглавляемая епископом Богданом Шпилька. Обе эти националистические церкви ведут работу среди украинцев. Данные о деятельности этих церквей чрезвычайно скупы и не дают возможности для проведения каких-либо мероприятий.
Совет заинтересован в получении информации по этим антисоветским формированиям эмигрантского русского духовенства, ведущего работу по подготовке «резервов» для борьбы против СССР. В этом смысл их существования и в этом их опасность.
3. В Женеве находится официальный Центральный комитет Всемирного совета христианских церквей, фактически руководимый из Вашингтона американцами. Что из себя представляет этот ЦК Совета, видно из того, что 14.VІІ-с.г. на очередном заседании в Торонто (Оттава) он одобрил «полицейские мероприятия ООН в Корее», а Стокгольмское воззвание сторонников мира рассматривает как «стратегию и тактику, а не как истинное предложение в защиту мира». Этот Совет, как он сам себя рекламирует, самая большая международная организация, объединяющая протестантскую и православные церкви 44 стран, представляющие 160 миллионов христиан.
Из православных церквей в это объединение входят: Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Элладская, Кипрская, а теперь войдет и Сербская, в которой сильны экуменисты.
В связи с этим нас интересует деятельность Всемирного совета христианских церквей, который добивается включения в свою орбиту церквей СССР и стран народной демократии. Этот экуменический центр, по существу, такой же источник для провокаций, как и Ватикан.
4. Интересует Совет и деятельность католиков с точки зрения выяснения возможностей к ослаблению влияния Ватикана, в особенности в странах Ближнего и Среднего Востока, а также в странах народной демократии (Польша, Чехословакия, Венгрия).
5. Большой раздел работы Совета составляют поездки делегаций Московской патриархии и приезд иностранных церковных делегаций в СССР. По плану 1950 года предстоят поездки церковных делегаций Московской патриархии, и в том числе к Иерусалимскому патриарху Тимофею в Трансиорданию. Поездка задерживается отсутствием возможностей получения виз в Старый Иерусалим, Трансиорданию, с которой отсутствуют дипломатические отношения, и болезнью патриарха Тимофея, не способного двигаться и поехать для встречи в нейтральную зону (хотя бы в г. Дамаск или в Новый Иерусалим). Имеющаяся возможность посылки делегации под видом паломников опасна отсутствием гарантий неприкосновенности со стороны хозяйствующих там англичан и американцев.
Имеет Совет разрешение на отправку в 1950 году делегации к Александрийскому патриарху Христофору (Египет), но отсутствие каких-либо надежд на изменение враждебного отношения к Московской патриархии со стороны Христофора вынуждает задержать направление делегации. Все же Совет занят разработкой этой поездки. Получение от Вас информации по этим церквам значительно помогло бы этому делу.
На выборы глав православных церквей – митрополита Польской православной церкви и патриарха Болгарской церкви – Московская патриархия должна будет послать делегации. Особенно интересует Совет поведение в связи с этим митрополита Дионисия Валединского в Польше, отстраненного польским правительством. В защиту его поднялся Константинопольский патриарх. Делается это по указке американцев, дипломатические представители которых в Польше проявляют интерес и заботу о Дионисии. Получение о нем информации было бы весьма желательно.
Из иностранных делегаций ожидается прибытие в СССР в конце июля или начале августа делегации Албанской православной церкви. Приезд этой делегации интересен главным образом с точки зрения выяснения возможностей использования в США епархии этой церкви, возглавляемой епископом Фан Ноли, для
борьбы за мир и получения через него информации о церковной жизни в США.
Интересуют Совет сведения и о деятельности представительств и представителей Московской патриархии за границей, которые имеются в:
США (Нью-Йорк) – экзархат во главе с архиепископом Макарием Ильинским;
Западной Европе (Париж) – экзарший совет во главе с архимандритом Николаем Ереминым;
Экзархат в Чехословакии во главе с митрополитом Елевферием;
Маньчжурии (г. Харбин) – Восточно-Азиатский экзархат во главе с епископом Никандром Викторовым;
Китае (г. Пекин) – русская духовная миссия во главе с архиепископом Виктором Святиным, прибывшим 17.VII в Москву;
Израиле (г. Иерусалим) – русская духовная миссия во главе с епископом Владимиром Кобец;
Германии (г. Берлин) – архиепископ Берлинский и Германский Сергий Королев;
Болгария (г. София) – архимандрит Пантелеймон Старицкий;
Румыния (г. Бухарест) – протоиерей Статов;
Венгрия (г. Будапешт) – протоиерей Кополович;
Австрия (г. Вена) – архимандрит Арсений Шиловский.
Председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР (КАРПОВ)
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 725. Л. 12–17. Копия.
