№ 138. Из письма Б. Берута И.В. Сталину о подписании соглашения с католическим епископатом540
г. Варшава
5 мая 1950 г.
СОВ. СЕКРЕТНО
[...]* Подписанное нами соглашение с епископами является результатом, с одной стороны, *большого наступления, которое мы вели в течение последнего года, отнимая у католической церкви ряд позиций*541 (ряд религиозных школ, больниц, католических организаций молодежи, женщин и других, массовую благотворительную католическую организацию «Каритас» и, наконец, принятие в собственность государства земли епископов и монастырей). С другой стороны, оно вызвано *серьезным брожением среди низшего духовенства и даже среди епископов в результате нашей политики. Налицо уже несомненные положительные результаты соглашения: *ослабление авторитета Ватикана, большое количество католических священников публично призывает к борьбе с подпольем и участвует активно в движении за мир, в деревне кулак начинает чувствовать себя более изолированным чем раньше542.
Одновременно следует указать, что часть епископов пытается расширить свою активность543, что, однако, встречается с нашим решительным отпором. **На базе этого полезного для нас компромисса мы будем развертывать дальнейшее наступление с целью ограничения влияния католической церкви в нашей стране**544.
Вместе с этим мы вооружаем нашу партию против всякого самоуспокоения и учим партию понимать соглашение как продолжение борьбы в новых формах. […]*
Сообщая в возможно сжатом виде вышеизложенное, я буду рад при первой личной встрече подробнее изложить наши вопросы.
Глубоко преданный Вам
БЕРУТ
АП РФ. Ф. 45. Oп. 1. Д. 360. Л. 70–71. Подлинник.
Полностью опубл.: Восточная Европа в документах российских архивов. 1944–1953 гг. Т. 2. 1949–1953 гг. М.; Новосибирск, 1998. С. 337–343.
* * *
Примечания
На документе имеется помета: «Читал. В. Молотов», а также автографы «Г.М.» (Г. Маленков), «Л.Б.» (Л. Берия), «А.М.» (А. Микоян), «Булганин». «А. Василевский», «Н. Хрущев».
Здесь и далее текст, отмеченный *–*, подчеркнут.
О положении в деревне в контексте соглашения между правительством и католическим епископатом рассказал в беседе с А.А. Громыко посол Польши в Москве М. Машковский 30 мая 1950 г. В дневнике Громыко указывалось:
«Нашковский подчеркнул, что кооперирование сельского хозяйства в Польше проходит в условиях серьезной классовой борьбы, в которой враг прибегает к террору, саботажу и диверсиям. Я заметил, что это общее и закономерное явление, напоминающее обстановку, которая была в период коллективизации сельского хозяйства в СССР.
Касаясь в связи с этим соглашения, заключенного между польским правительством и епископатом польского католического костела, Нашковский отметил, что это соглашение в значительной мере меняет условия борьбы в лучшую для демократических сил сторону, поскольку оно накладывает на реакционную часть католического духовенства обязательство не вести борьбы против создания сельскохозяйственных производственных кооперативов в Польше. Однако, сказал Нашковский, уже сейчас имеются факты, которые свидетельствуют о том, что епископат начинает нарушать это соглашение» (АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 33. П. 253. Д. 5. Л. 6–7).
Советский посол В.З. Лебедев в связи с этим сообщал в Москву: «Весьма характерно, что где бы ни выступал примас Вышинский в 1950 г., он значительную часть своих выступлений посвящает задачам костела в деле укрепления католического воспитания молодежи... Влияние костела на молодежь в Польше в настоящее время еще значительно... В манифестациях, посвященных католическому празднику “Божьего тела” в этом году, хотя и отмечено обшее сокращение участвующих, но это сокращение не коснулось молодежи, а кое-где молодежь составляла половину всех участвующих» (АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 34. П. 264. Д. 17. Л. 108–109).
Текст, отмеченный **–**, отчеркнут вертикальной линией по левому полю.
* Опущены сюжеты о перестановках в руководстве ПОРП, пленуме ЦК партии 8–10 мая 1950 г.
