№ 124. Справка аппарата Совета по делам РПЦ о ситуации на Прешовщине весной 1950 года и последствиях пребывания в епархии делегации Московской патриархии
г. Москва
27 марта 1950 г.
СЕКРЕТНО
По информации Московской патриархии экзарх в Чехословакии митрополит Елевферий в докладе от 2.III–1950 г. сообщает, что новорукоположенные епископы Честмир и Алексий по отъезде делегации стали готовиться к отъезду в свои епархии. Первый выехал 24.II, а второй – 21.II. Они обеспечены архиерейским облачением, утварью, автомашинами. Честмир Крачмар взял с собой из Праги молодого иеромонаха Прокопия (Вокоуна) как личного секретаря и одного из семинаристов как иподиакона. К Алексию Дехтереву выезжает протодиакон Яковлев.
Оба епископа делают официальные визиты в своих епархиях, и оба разослали епископские послания пастве.
Пребывание Московской церковной делегации произвело, особенно на Прешовщине, грандиозное впечатление498. То, что делегация была прекрасно принята членами правительства и общественностью, восторженные встречи, овации и пр. сильнейшим образом подействовало и на православных, и на униатов, показав им, что «паны» поддерживают православных. Во время пребывания и после отъезда делегации в Государственное управление по церковным делам Словакии подано 10 заявлений с многочисленными подписями жителей разных местностей Прешовщины, перешедших в православие и ходатайствующих о передаче им униатских храмов как построенных ими (села: Чертешное, Боров, Яловая, Пчелиное, Остружниие, Убла, Взвала, Стакчин и др.); в с. Ольшинкове уже состоялось решение Государственного управления о передаче.
В Лаборенком, Свидницком и Дубовом районах идет брожение в пользу перехода в православие.
Несколько униатских священников готовятся к переходу в православие (Юлий Пукан и Николай Варно – из Снинского р-на), из них особо уважаемый Михалич, встретивший Елевферия в 1946 г. и подвергшийся за это запрещению от униатского епископа Павла Гойдича.
В Земилинском районе (юг Прешовщины) 70 униатских священников недовольны реакционной политикой епископа Гойдича и, при известной обработке их, могут перейти в православие.
Влиятельные общественные круги Словакии и вышестоящие лица обешают оказывать православно-миссионерскому делу всемерную помощь.
Экзархат намерен в ближайшее время провести следующие мероприятия:
1) печатный орган Прешовской епархии «Свет Православия» издается, помимо русского, на словацком и карпато-русском наречиях;
2) 50 000 экз. миссионерских листовок499 и статей препроводить в Прешовское епархиальное управление для распространения их, когда настанет для этого время;
3) для пополнения кадров духовенства немедленно перевести из чешских епархий 2-х священников (Кратюка – украинца и Махлайчука – карпаторосса) и протодиакона Яковлева в Прешовскую епархию;
4) из числа старших семинаристов отобраны 8 чел. прешовцев, которые в ускоренном порядке будут в течение 11/2–2 м-цев практически подготовлены и рукоположены во священники для Прешовской епархии;
5) вызваны на краткосрочные пастырские курсы в семинарию 3 кандидата священства – прешовцы, заявившие о своем желании принять священство.
В письме от 7 марта с. г. митр. Елевферий500 дополнительно информировал, что одна из униатских церквей на Прешовшине (в с. Ольшинкове Лаборского округа уже правительством передана православному населению по просьбе его, и 5.III было уже там совершено богослужение местным и соседним священниками.
Интеллигенция Снинского окр. в количестве 50 человек опубликовала в газете «Прешовщина» за 2.III с. г. заявление, что они переходят в православие и призывают к этому карпато-русское и украинское население. Один из них (Буйницкий) изъявил горячее желание принять свяшенство.
Вместе с этим прибывший из Прешова бывший секретарь Прешовского епархиального управления И.С. Шляпецкий сообщил следующее: гражданские власти Словакии начинают акцию, со своей стороны, по линии ликвидации унии. Однако, по его словам, *дело ведется так, что воссоединение униатов с православной церковью должно совершиться только в некоторых районах (Снинском, Лаборском и некоторых южных), а население остальных районов будет «подтолкнуто» перейти в римо-католичество*501. Униатский епископ Гойдич работает в этом направлении. Один униатский священник со всем своим приходом (Франко) будто бы уже это сделал. Враги православия усиленно распространяют слухи, что всех православных вышлют в СССР, так что «безопаснее быть если не униатом, то римо-католиком».
* Гражданские власти надеются ликвидировать таким образом унию месяца в 1½–2*, но, конечно, этот срок слишком короткий502.
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 735. Л. 49–51. Заверенная копия.
* * *
Примечания
См. док. № 113.
Перечень листовок был приложен к публикуемой справке:
«Список
листовок против Ватикана и унии, подготовленных (50 000 экз.)
экзархатом в Чехословакии
1. «Верховный первосвященник церкви Христовой есть Господь наш Иисус Христос, а не Римский папа».
2. «Утверди, Боже, Святую Православную Веру».
3. «Як Римский папа отпал от Св. Соборов и апостольской церкви».
4. «Вера и плевелы».
5. «Уния».
6. «Православная Прешовшина празднует».
7. «Ю.И. Ставровский и православная церковь».
8. «Кто я по вере?»
9. «Кто такой униатский «святой» Иосаф Кунцевич?»
10. «Конец римской унии в Закарпатье».
11. «Истина одна и неизменна».
12. «Прешовщина! Больше половины всех храмов твоих построено в честь православной Богородицы, Матери Господа нашего!»
13. «Кому мы молимся: Господу Богу или Римскому папе?»
14. «Иерей Михаил Ростовский, борец за св. Православие, зовет нас возвратиться в веру наших предков!»
15. «Великое преступление»».
(ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 735. Л. 52).
Имя Елевферий вписано от руки поверх зачеркнутого имени Евлогий.
Здесь и далее текст, отмеченный *–*, подчеркнут карандашом.
На основе публикуемой справки было подготовлено и направлено в МИД СССР следующее письмо от 1 апреля 1950 г.:
«Заместителю министра иностранных дел СССР товарищу ЗОРИНУ В.А
По информации Московской патриархии, гражданские власти Словакии начинают активную работу по ликвидации унии и намерены закончить ее в течение 11/2–2 месяцев. Совет высказывает опасение, как бы такая поспешность не усилила переход населения в римо-католичество. Это тем более возможно, что униатский епископ Гойдич ведет в этом направлении активную работу и его кадры и другие враждебные православию элементы усиленно распространяют антисоветские слухи о высылке всех православных в СССР и потому «безопаснее быть, если не униатом, то римо-католиком».
К этому надо добавить, что униатский епископ Гойдич находится в более благоприятных условиях, чем вновь посвященный епископ Алексий Дехтерев.
По информации экзарха в Чехословакии митрополита Елевферия, экзархат располагает очень слабыми кадрами и имеет возможность послать епископу Алексию на Прешовщину только 2 священников и одного протодиакона. На подготовку в священники 8 семинаристов старших классов для направления их на Прешовщину потребуется 11/2–2 месяца, т. е. как раз тот срок, в который гражданские власти Словакии полагают ликвидировать унию.
Для Совета не ясно, почему большинство миссионерских листовок напечатано на русском языке вместо словацкого и карпато-русского. Орган Прешовской епархии «Свет Православия» печатается тоже на русском языке. В числе изданных листовок имеются такие, как прилагаемые к этому, в которых употреблены выражения, звучащие на русском языке как антисемитско-черносотенные, причем все листовки напечатаны по старой орфографии.
Совет просит Вашего распоряжения об ознакомлении с изложенным посольства СССР в Чехословакии для оказания необходимого содействия и дачи митрополиту Елевферию рекомендаций по затронутым вопросам.
Председатель Совета по делам
Русской православной церкви
при Совете министров СССР
(Карпов)»
(Там же. Д. 721. Л. 112–113).
