Источник

№ 123. Из дневника А.М. Зубова. Запись беседы с патриархом Гавриилом о положении Сербской православной церкви и состоянии государственно-церковных отношений496

г. Москва

23 марта 1950 г.

СЕКРЕТНО

По указанию поверенного в делах тов. Шнюкова Г.П., 23 марта с. г. посетил патриарха Сербской православной церкви Гавриила с тем, чтобы передать ему письмо Московского патриарха Алексия.

Прочитав письмо, патриарх Гавриил попросил передать Московскому патриарху благодарность за избрание его членом Московской духовной академии и сразу же начал жаловаться на трудность положения Сербской православной церкви.

По словам патриарха Гавриила, в настоящее время нормальная деятельность Сербской православной церкви полностью парализована. Почти все священники Сербской православной церкви «насильно загнаны» в Союз православных священников, который находится в ведении Ранковича и полностью поддерживает политику правительства. Патриархия, по словам Гавриила, никакой связи с Союзом православных священников не имеет, и от этого ее положение во всех отношениях становится невыносимым. Священников, находящихся в ведении патриархии, становится все меньше и меньше, и деятельность их как священнослужителей крайне затруднена. Если священник не вступает в Союз православных священников, то он лишается самых элементарных прав, которыми пользуются югославские граждане, а церковь, в которой он служит, закрывается. В настоящее время свыше ста православных священников арестовано, и они содержатся в тюрьмах без суда. Несколько дней тому назад, сказал патриарх, из епархии Баня-Лука был изгнан епископ православной церкви только за то, что он оставался верен патриархии и был против создания Союза православных священников.

Патриархия и патриарх бессильны что-либо сделать для улучшения положения Сербской православной церкви, ибо правительство совершенно не считается с патриархом и игнорирует его власть над церковью. В прошлые годы патриархия получала от правительства денежные субсидии, сейчас она полностью лишена их. Правительство оказывает материальную помощь только Союзу православных священников, который является его орудием. Патриархия полностью лишена возможности издавать постановления Священного Синода, законы и церковную литературу.

Кроме того, патриарх сообщил, что некоторое время тому назад его посетили премьер Македонии Лазо Колишевский и ген. секретарь правительства Джурич, которые требовали от него, чтобы он признал автокефалию за православной церковью HP Македонии497.

По словам патриарха, он отказал в этом требовании Колишевскому и Джуричу, сказав, что если он признает автокефалию за православной церковью HP Македонии, то это может привести к тому, что он должен будет признать такие же права за церквами Черногории, Боснии и Герцеговины и другими. Колишевский и Джурич, по словам патриарха, на это ему ответили, что Православная церковь HP Македонии занимает особое положение, ибо македонцы православного вероисповедания проживают не только в HP Македонии, но также и в Болгарии и Греции.

Колишевский и Джурич рекомендовали патриарху Гавриилу в качестве главы будущей самостоятельной церкви HP Македонии митрополита, который в настоящее время возглавляет Скоплянскую епархию Сербской православной церкви, но они также были не против обсудить любую кандидатуру, которую смог бы порекомендовать патриарх Гавриил.

Беседа Колишевского и Джурича с патриархом Гавриилом, по словам последнего, не привела ни к каким результатам.

Касаясь положения католической церкви в Югославии, патриарх Гавриил сказал, что в настоящее время в Хорватии, а также и в других республиках создаются Союзы католических священников, которые поддерживают политику правительства Тито. Организатором и руководителем этих Союзов католических священников является один из министров правительства HP Хорватии Риттиг. Патриарх также заметил, что Союзы католических священников, создаваемые по инициативе югославского правительства, пользуются поддержкой Ватикана.

Первый секретарь посольства

СССР в Югославии

А. Зубов

АВП РФ. Ф. 07. Оп. 23. П. 54. Д. 426. Л. 10 12. Подлинник.

Опубл.: Советский фактор в Восточной Европе. 1944–1953. Документы. Т. 2. 1949–1953. М., 2002. С. 292–293.

* * *

Примечания

496

Разослано А.Я. Вышинскому, А.А. Громыко, В.А. Зорину, А.И. Лаврентьеву, в ОБС МИД СССР, в дело.

497

Вопрос о предоставлении автокефалии Македонской православной церкви имел продолжительную историю. В результате Балканских войн 1912–1913 гг. в каждой из частей Македонии, разделенной между Болгарией, Сербией и Грецией, была установлена юрисдикция соответствующей церкви – Болгарской, Сербской и Константинопольской. Во время Первой мировой войны в оккупированной Болгарией Македонии установилась церковная власть Болгарского экзархата, однако после окончания военных действий было восстановлено прежнее положение, причем церковная история православного македонского населения Болгарии и Греции окончательно слилась с историей Болгарской и Греческой церквей. Иначе обстояло дело в Сербии, где македонские православные не отказались от намерения создать самостоятельную церковь. Во время Второй мировой войны значительная часть православного македонского духовенства активно поддержала Народно-освободительную армию (НОА). В оккупированной фашистской Италией Западной Македонии церковь была подчинена Албанской православной церкви. После капитуляции Италии в 1943 г. и освобождения большей части Македонии отрядами НОА при ее генеральном штабе было образовано Религиозное представительство. В октябре 1943 г. этот орган возглавил участник народно-освободительного движения священник В. Манчевский. На этом этапе были сформулированы предстоящие задачи организации православной жизни: упразднение зависимости Македонии от церковных властей, находящихся за ее пределами, введение македонского языка за богослужением. На освобожденных македонских территориях был проведен съезд духовенства и образовано архиерейское наместничество во главе со священником Анфимом. Началось упорядочение приходской жизни, прерывавшееся действиями немецких карателей. Их жертвой стал и В. Манчевский. По окончании Второй мировой войны инициативная группа македонских священников выступила за независимость православной Македонской церкви, за ее отделение от Сербской патриархии. В г. Скопье начиная с 1945 г. было проведено несколько Соборов, на которых обсуждался этот вопрос, однако разногласия среди сербских иерархов не привели в то время к его окончательному решению. Лишь в октябре 1958 г. на Соборе в г. Охриде была сформулирована просьба о предоставлении автономии Македонской церкви в составе Скопийской, Охридско-Битольской и Златовиико-Струмицкой епархий. В июне 1959 г. Собор Сербской православной церкви признал самостоятельность Македонской церкви, но подтвердил ее каноническое единство с Сербской церковью. Вопрос об автокефалии Македонской православной церкви оставался открытым до июля 1968 г., когда ее руководство самостоятельно провозгласило автокефальность.


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle