№ 101. Из дневника А.М. Зубова. Запись беседы с патриархом Сербским Гавриилом о положении православной церкви в стране393
г. Белград
28 декабря 1949 г.
СЕКРЕТНО
По указанию поверенного в делах тов. Шнюкова Г.П., 28 декабря 1949 г. я посетил патриарха Сербской православной церкви Гавриила с тем, чтобы передать ему письмо Московского патриарха394.
В начале беседы я поздравил патриарха Гавриила с наступающим новым 1950 годом и предстоящими праздниками и справился о состоянии его здоровья.
Патриарх поблагодарил меня за поздравления и сказал, что чувствует себя неплохо, хотя временами и прихварывает. Затем он, понизив голос, сказал:
«Наше положение очень плохое. Настолько плохое, что этого даже нельзя выразить словами. Я говорю не о себе, заметил он, я достаточно стар, и мне бояться нечего, я много видел и многое перенес. Я говорю о Сербской православной церкви и о народе. Мы связаны по рукам и ногам. Мы не только не можем предпринять какие-либо действия, мы даже не можем вслух говорить. Мы всегда смотрели на Россию, как на свою заступницу, и видели в лице ее официальных представителей в Белграде и в Черногории своих покровителей и защитников. Так же мы смотрим и в настоящее время. Сила славянских народов в России. Но обстоятельства сейчас этому не благоприятствуют. Я боюсь, как бы из спора, который сейчас происходит, не извлекли пользу наши враги», – сказал патриарх, намекая на Запад.
Патриарх также сказал, что Сербская православная церковь находится сейчас в бедственном положении. Свыше ста священников арестовано и содержится в тюрьмах, о судьбе которых ничего не известно. Вчера, сказал он, в Белграде был арестован протоиерей Иованович, который был крепким и стойким священником.
Далее патриарх по своей инициативе коснулся сараевского антисоветского процесса, назвав его «кощунством над православной церковью». В газетах писали, сказал он, что священник Неклюдов повесился. Этого не только нельзя допустить, но даже об этом грешно подумать. Неклюдов был очень стойкий и честный человек. Крижко тоже хороший человек. Он любил народ, и народ его тоже любил. Поэтому его и осудили на долгие годы395.
Сославшись на сообщение югославской печати от 24 декабря о приеме Тито руководителей Союза православных священников, я поинтересовался, много ли православных священников примкнуло к этому Союзу.
В ответ на это патриарх сказал, что сейчас к этому Союзу примыкают многие православные священники, потому что иного выхода нет. Если священник не вступает в данный Союз, он лишается возможности служить в церкви и иметь связь с народом. В этот Союз входят и хорошие священники, которые не желают того, чтобы церкви были закрыты и превращены в магазины или конюшни.
В конце беседы патриарх прочитал письмо патриарха Алексия, которое я ему передал, и сказал, что продумает и даст ответ через Сакаля396 или Троицкого397. Он заметил при этом, что ни он сам, ни его ближние в посольство прийти не могут, так как на следующий же день будут арестованы.
ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ ПОСОЛЬСТВА
СССР В ЮГОСЛАВИИ
А. Зубов
АВП РФ. Ф. 07. Оп. 23. П. 54. Д. 426. Л. 1–2. Подлинник.
Опубл.: Советский фактор в Восточной Европе. 1944–1953. Т. 2. 1949–1953. Документы. М., 2002. С. 237–238.
* * *
Примечания
Разослано А.Я. Вышинскому, A.A. Громыко, В.А. Зорину, А.И. Лаврентьеву, в ОБС МИД СССР, в дело.
Речь идет о переписке патриархов Сербской и Русской православных церквей в связи с тяжелым положением православия в Югославии. В справке, подготовленной сотрудником Совета по делам РПЦ B.C. Карповичем 1 июля 1949 г., указывалось: «т. Лаврентьев (посол СССР в Югославии. – Сост.) считает целесообразным, чтобы патриарх Алексий в порядке ответа на недавно полученное им письмо патриарха] Гавриила, отмечавшее тяжелое положение Сербской православной церкви, направил бы письмо Гавриилу с выражением сочувствия и указанием, что такие обстоятельства и трудности не должны поколебать вековую связь между Русской и Сербской православными церквами» (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 580. Л. 52).
Неклюдов Владислав Григорьевич, протоиерей, первый священник подворья Московской патриархии в Белграде. В ноябре 1949 г. погиб в сараевской тюрьме, куда после ареста был перевезен из Белграда. Крыжко Александр Федорович (в документе он ошибочно назван Крижко) – настоятель русской православной общины в г. Сараево.
Так в тексте. Правильно: Сокаль Иван Иванович – благочинный русских церквей в Белграде, гражданин СССР.
Троицкий Сергей Викторович – профессор церковного права. Постоянно проживал в Белграде, но регулярно приезжал в СССР, в том числе и по вызову Московской патриархии для чтения лекций и работы в патриархии.
