С.Б. Сорочан

Источник

Прокопий Кесарийский. Война с персами. I. 12. 3–9

(сочинение в двух книгах, первое издание которых появилось в 543–545 гг.)

соперничестве между императором Юстином I и иранским (персидским) шахом Кавадом I no вопросу об обладании Кавказом и, β частности, Лазикой17]

(3) Ивиры18 – христиане и лучше всех известных нам народов хранят уставы этой веры, но издревле они находятся в подчинении у персидского царя. (4) Каваду же вздумалось насильственно обратить их в свою веру. Он потребовал от их царя Гургена19, чтобы он выполнял все те обряды, которых придерживаются персы, и, помимо прочего: ни в коем случае не предавать земле тела умерших, но всех их бросать на съедение птицам и псам20. (5) Поэтому Гурген решил перейти на сторону царя Юстина и просил его дать твердое обещание, что римляне никогда не отдадут ивиров под власть персов. (6) Василевс Юстин очень охотно дал ему такое обещание и отправил племянника прежнего василевса, Анастасия, патрикия Прова с большими деньгами в Боспор, чтобы, склонив дарами войско гуннов, послать их на помощь в качестве союзников ивирам21. (7) Боспор – город приморский; кто вплывает в так называемый Понт Эвксинский, для того он находится налево22, а от Херсона, самого отдаленного города римской земли23, он находится на расстоянии двадцати дней пути24. Расположенные между Херсоном и Боспором местности заняты гуннами25. (8) Жители Боспора издревле жили независимо, но недавно они отдали себя под власть василевса Юстина26. (9) Однако Пров возвратился оттуда27, не достигнув своей цели28, и василевс отправил в Лазику военачальника Петра29 с небольшим количеством гуннов30, чтобы он, насколько возможно, помог Гургену.

[Следует рассаказ о бегстве Гургена с семьей и знатными ивирами в Лазику и их успешном сопротивлении там персам.]

(Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история: Пер. cm., коммент. A. А. Чекаловой. – М., 1993. – С. 35–36).

* * *

17

Лазикой называли в VI в. древнюю Колхиду. Со времени императора Льва I (457–474) Лазика находилась в зависимости от Сасанидского Ирана. В 522 г., когда умер царь лазов Дамназ, его сын Цафий, вместо того, чтобы получить инвеституру от иранского шаха, явился в Константинополь, принял там христианство и был удостоен знаков царского достоинства от византийского императора. Тогда же Цафий взял в жены дочь константинопольского патрикия Нома – Валериану (см.: Theophanis Chronographia / Rec. C. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 168–169). С тех пор Лазика стала объектом борьбы между Византией и Ираном, пока в 562 г. не была закреплена договором за Византией.

18

Предки грузин.

19

Гурген (Бакур) правил грузинами с 511 по 528 г. С V в. Грузия была подвластна Ирану. Желая укрепить здесь свою власть, шах Ирана стремился обратить ивиров (грузин) в свою веру.

20

Об этом же персидском обычае, но с еще большими подробностями сообщает и Агафий Миринейский (Агафий. О царствовании Юстиниана. – М.; Л., 1953. – С. 57–58, II. 23).

21

Миссия к «гуннам» младшего племянника императора Анастасия, патрикия Прова, относится к 522 г. Она могла быть адресована как к праболгарским племенам утригуров, обитавшим в степях Восточного Приазовья, так и к кутригурам, находившимся западне их, еще ближе к Крыму (Война с готами. VIII (IV). 7–8; V. 1–5). Целью этой миссии, возможно, было не столько нанять отряды варваров в качестве союзников – summachoi для непосредственной военной помощи ивирам, сколько настроить гуннов против персов (см.: Vasiliev A. A. The Goths in the Crimea. – Cambridge (Mass.), 1936. – P. 70; ср.: Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – Симферополь, 1999. – С. 94).

22

Для вплывавшего в Черное море (Euxeinos pontos) Боспор (е Bosporos) мог находиться слева только в том случае, если бы он двигался на восток, вдоль северомалоазийского побережья к мысу Карамбису около Синопы, откуда начинался краткий морской путь к берегам Крымского полуострова. Следует заметить, что о господстве над Боспором готов Прокопий даже не намекает.

23

В пер. Х.-Ф. Байера: «...от города Херсона (Chersonos), который является последним в земле римлян» (Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. – Екатеринбург, 2001. – С. 33). «Римской землей» (Romaion ge) Прокопий называл территорию, находившуюся в сфере деятельности имперской администрации и под имперской юрисдикцией, противостоящую землям, лежащим за пределами имперских границ, а в некоторых случаях применял это выражение по отношению ко всей Восточной Римской империи. Реже, но в этом же значении он употреблял термин «Римская страна» (Romaion chora). Подр. см.: Дюно Ж.-Ф, Ариньон Ж.-П. Понятие «граница» у Прокопия Кесарийского и Константина Багрянородного // ВВ. – 1982. – Т. 43. – 64–66.

24

Двадцать дней пути составляло расстояние 4200 стадий, то есть около 740 км (за один день пути покрывалось расстояние в 210 стадий или около 37 км). По периплу Арриана расстояние между Боспором и Херсоном равнялось 2260 стадиям (ок. 398 км) (см.: Geographi Graeci minores / Ed. C. Muller. – 1961. – Vol. 1. – Tab. XVI). По мнению А. А. Чекаловой, разница в цифрах объясняется тем, что, в то время как Арриан исчислял путь по морю, Прокопий дает расстояние сухопутное. Однако и в этом случае оно завышено не менее чем в два раза. О том, насколько приблизительно и зачастую неверно историк ориентировался в расстоянии, свидетельствует его же заявление о примерно десяти днях пути между Херсоном и рекой Дунай (ср.: Война с готами. IV. 5. 30).

25

В пер. Х.-Ф. Байера: «Весь промежуток между этими (городами) занимают гунны (Ounnoi)» (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 33). Ср.: Иордан. Getica. § 37; Прокопий Кесарийский. Война с готами. VIII (IV). 5. 27–28.

26

В пер. Х.-Ф. Байера: «Боспорцы (Bosporitai) жили давно автономно, недавно же решили присоединиться к царю Юстину» (518–527) (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 33). По мнению А. И. Айбабина, к этому шагу боспоритов склонила возросшая угроза со стороны гуннов (Айбабин А. И. Этническая история ... – С. 94). Если учесть время написания книги Прокопием, выходит, что понятие «недавно» охватывает прошедшие с того времени 10–15 лет.

27

Из Боспора.

28

В пер. Х.-Ф. Байера: «...ничего не совершив» (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 33). Следует заметить, что имперскую миссию к восточноприазовским гуннам нельзя назвать полностью неудачной. В хронике Захария Митиленкского говорится, что Пров застал на Боспоре чрезвычайно активно действовавшего христианского проповедника, армянина Кардоста, который перевел Библию на гуннский язык и достиг успехов в обращении варваров. Патрикий доложил об этом Юстину и, желая помочь здешней общине, распорядился доставить для нее церковной утвари и продовольствия на 30 мулах (The Syriac Chronicle known as that of Zachariah of Mitylene. – London, 1899. – P. 329–330). Вероятно, около 529 г. Кардоста здесь сменил армянский епископ Макар, стремившийся содействовать переходу гунно-булгар к занятию земледелием и к оседлому образу жизни (Артамоноѳ М. И. История хазар. – Л., 1962. – С. 92–94). Последующие успехи ромейской политики на Боспоре, вылившиеся в укреплении позиций христианства среди гуннов и их знати, в некоторой степени объясняются этой своевременной помощью.

29

Петр – уроженец иранской Арзанены, возможно, перс по происхождению. В 504 г. мальчиком был взят в плен будущим императором Юстином I (см: Война с персами. II. 15. 7–8), который дал ему образование и сделал своим секретарем. При Юстиниане I Петр «как никто другой предался жажде наживы», стал стратигом и не раз участвовал в походах против персов (см.: Война с персами. II. 16. 16; 18. 16–26; 24. 13 и т.д.).

30

В пер. Х.-Ф. Байера: «...с некоторыми гуннами» (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 33). Очевидно, небольшая част гуннов из Крыма или Восточного Приазовья все же стала симмахами – наемными союзниками в разразившейся войне ромеев и лазов с персами


Источник: С. Б. Сорочан. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Часть III. Университет Дмитрия Пожарского. Москва. 2013

Комментарии для сайта Cackle