С.Б. Сорочан

Источник

Материалы VII Вселенского синода в Никее (787 г.)

(содержали перечень всех обвинений в адрес иконоборцев, представителей светских и духовных властей, включая патриархов и василевсов. Среди них присутствует упоминание о частных торговцах-иноземцах, в том числе «торговцах Готфии», которые выполняли роль информаторов в своих странах о происходившем в столице Империи).

[Обвинения римского понтифика β адрес императора Льва III Исавра, введшего иконоборчество.]

В то время, как Божии церкви наслаждались глубоким миром, ты возбудил распри, вражду и соблазны. Оставь свои замыслы и успокойся; и не будет надобности в соборе. Напиши всем (во все страны вселенной), кого ты ввел в соблазн, будто Герман, патриарх Константинопольский481, и Григорий, папа римский482, впали в ошибку относительно икон; и мы снимем с тебя заботу о грехах и заблуждении твоем, так как получили от Бога власть разрешать на земле и на небе483. Свидетель Бог, – сколько ты ни писал к нам посланий, мы все их доводили до ушей и сердец царей запада, стараясь примирить их с тобой, и восхвалить и возвеличить тебя пред ними; так как мы знали, как жил ты прежде. Поэтому-то и портреты твои они принимали с такой честью, какую оказывают обыкновенно цари друг другу при встрече. Так относились они к тебе, пока не знали о сделанном тобой распоряжении относительно икон. Но вот они осведомились и достоверно узнали, что ты посылал спафарокандидата484 Иувина к Медным воротам485 разрушить статую Спасителя, при которой совершалось много чудес. Там находились ревностные женщины, которые умоляли спафаро-кандидата, говоря: нет! нет! не делай этого! Но он не внял их просьбам, поставил лестницу и, поднявшись по ней, трижды ударил топором в лицо Спасителя. Видя это и не имея сил перенести такого нечестия, женщины отодвинули лестницу и бичами засекли его до смерти. А ты486, ревнитель зла, послал туда драбантов487 и не знаю уже, сколько убил там женщин488; тогда как тут489 находились коммерческие люди из Рима, Франкии490, из Вандалов, из Маритании491, из Готфов492, словом со всех внутренних стран запада. Прибыв на родину, они рассказали, каждый в своей стране, о твоих ребяческих поступках. Тогда всюду стали бросать свои портреты на землю, попирать их ногами и уродовать твое лицо. Затем лангобарды и сарматы и прочие смежные народы, жившие на севере, напали на бедный Декаполь493, заняли самую митрополию – Равенну, изгнали твоих правителей и поставили своих494. Также хотят они495 поступить и с принадлежащими нам496 царскими чертогами и с Римом; потому что ты не можешь вступиться за нас. И все это последствия твоего неблагоразумия и твоей глупости. Ты стращаешь нас и говоришь: «пошлю на Рим войско и истреблю икону святого Петра, а тамошнего архиерея Григория497 постараюсь привести связанным, как это сделал Констант с Мартином498».

[Далее римские папы превозносятся как оплот мира между Востоком и Западом и подчеркивается их нежелание вступать β открытое сражение с василевсом.]

(Деяния Вселенских соборов, изданные β русском переводе при Казанской Духовной академии. – Казань, 1873. – Т. 7. – С. 36–37).

* * *

481

Патриарх Константинопольский Герман (715–730) категорически отказался признать иконоборческий курс правительства и был заменен другим иереем, иконоборцем Анастасием.

482

Речь идет о папе Григории II (715–731), изворотливом политике, выступившем против церковных нововведений Льва III Исавра (717–741)и обменивавшемся с ним язвительными посланиями (см.: Успенский Ф. И. История Византийской империи. – Л» 1927. – Т. 2. – Ч. 1. – С. 33). По словам Феофана, Григорий II «отложил от империи всю Италию» (Theophanis Chronographia / Rec. C. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 409).

483

Речь идет o власти римского папы.

484

Ведущий чиновный, военный сан второго класса, предшествовавший спафарию – сану третьего класса.

485

Медные ворота вели в здание так называемой Халки, своеобразной передней, которая открывала ход в комплекс построек Большого императорского дворца. Над воротами находилась особо чтимая константинопольцами икона Христа.

486

Император Лев III.

487

Стражников.

488

Иконоборство, принявшее в правление Исавров характер государственной политики, неминуемо должно было привлечь внимание широких масс горожан, прежде всего столицы Империи, откуда оно стало официально проводиться центральной властью в лице правящего василевса. Между тем значительная часть населения Константинополя и европейских областей Византии поначалу не приняла нового курса императора и оказалась на стороне иконопочитателей, то есть в одном ряду не только с ортодоксальным духовенством, представителями константинопольской патриархии, монашеством, городскими собственниками-ктиторами, но и чиновной знатью. Так, против приказа Льва Исавра о снятии и сожжении иконы Христа с Медных ворот, открывшего в 726 г. преследование иконодулов, самым решительным образом выступила группа христиан-подвижников, о которых рассказывает мученичество Юлиана (см.: Лопарев Хр. М. Греческие жития святых VIII и IX веков. – Пг., 1914. – С. 47–53). Возглавляли их благородная патрикия Мария, происходившая из императорского рода (basilikatatou genous katagomene), протоспафарий Георгий и другие представители знати. Однако показательно, что вызвав к себе Марию с ее сторонниками, Лев заметил, что им, знатным, не следовало смешиваться с толпой необразованных и поднимать бунт в городе (Лопарев Хр. М. Указ. соч. – С. 52). На враждебность, с которой поначалу встретили простые константинопольцы меры василевса, косвенно также указывает приказ Льва воинам перебить народ, собравшийся у Медных ворот (Там же. – С. 52).

489

Надо понимать – в Константинополе.

490

Бывшей римской Галии.

491

Бывшие римские провинции Северной Африки, захваченные сначала германцами-вандалами, а во второй половине VII в. – арабами.

492

Этот этноним можно понимать двояко. С одной стороны, в нем можно видеть торговцев из «земли готов» в Юго-Западной и Южной Таврике. Вместе с тем, Х.-Ф. Байер верно заметил, что «гот» не означает ничего иного, как вообще «житель Крыма или части его, называемой, согласно терминологии церковной администрации, Готией (Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро». – Екатеринбург, 2001. – С. 150–151). Отнесение Готфии к странам запада вполне оправданно, ибо позже фема Херсон тоже значилась среди фем Европы (см.: Константин Багрянородный. О фемах). Столь ясное, прямое указание на широкую деятельность частных торговцев по сути дела уникально для византийской экономической истории апогея «темных веков» (см.: Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. – Харьков, 2001. – С. 236).

493

Дословно «Десятиградье» с главным городом Равенной на северо-востоке Италии (Cagiano de Azevedo M. Note sul «limes greco» verso i Longobardi // Vetera Christiano- rum. – Bari, 1973. – A. 10. – P. 351–360).

494

Равенна пала под ударами лангобардов в 732 г., однако ядро местной антиимперской оппозиции составили представители равеннской знати, которые изгнали в Венето державшего сторону Византии архиепископа Иоанна (723 –748). Морская экспедиция венецианцев штурмом вновь овладела Равенной, вместе с венецианцами в город вернулись экзарх Евгений и архиепископ Иоанн, вновь выступивший в союзе в византийской администрации. Тем не менее в 40-е гг. VIII в. провизантийские силы в экзархате были подавлены, и в 751 г. Равенна оказалась вновь захвачена лангобардским королем Айстульфом. Даже после этого, в 754 г. равеннскому архиепископу Сергию удалось на время утвердить свою власть в городе и он еще несколько лет правил как экзарх (см.: Бородин О. Р. Византийская Италия в VI–VIII веках. – Барнаул, 1991. – С. 271–272).

495

Лангобарды.

496

To есть римским папам.

497

Речь идет о папе Григории III (731–741), по инициативе которого в ноябре 731 г. в Латеранском дворце был созван собор, осудивший иконоборство. Византийские войска в Италии были разбиты или перешли на сторону папы, многие города отложились от Византии, власть которой удерживалась в Апулии, Калаврии и Сицилии. В ответ на это Лев III лишил привилегий папские патримонии на части полуострова и на Балканах, часть епархий которого была переведена под юрисдикцию Константинопольского патриархата, а налоги с этих земель стали поступать в византийскую казну (История Византии. – М., 1967. – Т. 2. – С. 54; Дашков С. Б. Императоры Византии. – М., 1997. – С. 131).

498

То есть император Констант II с римским папой Мартином I (649–654/655), которого за неприятие официальной церковной линии полудобровольно-полунасильственно увезли из Рима на суд в Константинополь (см.: Бородин О. Р. Церковная политическая борьба в Византии в середине VII в. и «дело» римского папы Мартина I // ВВ. – 1991. – Т. 52. – С. 53–56).


Источник: С. Б. Сорочан. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Часть III. Университет Дмитрия Пожарского. Москва. 2013

Комментарии для сайта Cackle