С.Б. Сорочан

Источник

Краткий мартирий братьев Евпрепия и Феодора

(входит в так называемый Scholion sive Hypomnesticum, написанный по-гречески, вероятно, в конце 668 – начале 669 гг. и сохраненный в позднейшем латинском переводе в Collectanea Анастасия библиотекаря281. В нем повествуется о ссылке в 646 г. и продолжительном пребывании в Херсоне и других местах Юго-Западной Таврики монахов – братьев Евпрепия и Феодора и о ссылке в эти же края, смерти и погребении в Херсоне папы Мартина I в 655 г.282. Сохранился идентичный с латинским греческий текст схолии с указанным кратким мартирием, который вошел в состав так называемой «Краткой истории о сделанном против блаженного Мартина, бывшего папы Рима, а также преподобного Максима и его ученика»283. Последний памятник был скомпилирован в конце VII в. и из него следует, что автором первоначального краткого мартирия был некий Феодор, который может быть отождествлен с одноименным константинопольским монахом, Феодором Спудом, вероятно, клириком Св. Софии Константинопольской, состоявшим в переписке с высокопочитаемым им папой Мартином (письма XIV и XV)284. Исходя из текста мартирия братьев Евпрепия и Феодора и «Краткой истории о сделанном против блаженного Мартина», можно заключить, что мартирий был составлен вскоре после смерти последнего из братьев, Феодора, по словам автора схолия, последовавшей в 667 г. Ниже публикуется краткое содержание латинского текста, пересказанное С. П. Шестаковым, и цитаты из подлинника. Комментарии к приведенному отрывку выполнены С. Б. Сорочаном).

Братья Феодор и Евпрепий, сыновья Плутина, главного интенданата «при блаженнейшей памяти императоре» (здесь разумеется Ираклий)285, захвачены были во время гонения со стороны еретиков близ Авида (Авидоса) и сосланы в Херсон. Там неоднократно были они насильственно разлучаемы и отправляемы в качестве послов в укрепления (городища) племен, живших по соседству («in castris gentium ibidem adjacentium)286. Евпрепий умер на 9-й год ссылки, 26 октября, в один год с папой Мартином I, умершим 16 сентября 655 года287. Феодор прожил лет 12 дольше288. Автор схолия ездил к нему в Херсон и получил от него некоторые вещественные памяти, оставшиеся после папы, а также выслушал его рассказы о многочисленных чудесах святого в Херсоне и вынесенных им здесь лишениях: »...jam memoratus videlicet frater Theodorus qui et propria manu multa sanctorum opuscula dignatus est exibere nobis, quipergebamus illuc ad visitationem et adorationem ejus, et pretiosae memoriae Martini summi et vere universalis papae et magni martyris veritatis. Cujus et miracula nobis copiosa quae ibidem facta sunt, cum illatis quoque illis importabilibus, retulit, donata etiam particula sancti orarii, id est facialis, quae sibi fuerat ab eo dimissa: et uno ex campagis ejus, id est caligis: quos nullus alius inter homines portat, nisi sanctus papa Romanus»289.

Этому источнику обязаны мы и наиболее точным обозначением места погребения папы Мартина в Херсоне: «...reconditus inter tumulos sanctorum in domo percolenda sanctissimae intemeratae ac semper laudandae gra- tiosae vereque semper gloriosae dominae nostrae, utpote quae proprie natura et absque mendacio ас veraciter est Dei genitrix, et semper virgo Maria, quae appellatur Blachernes, extra muros a stadio uno ipsius de caetero benedictae urbis Chersonis. In qua sancta domo etiam jam memoratus sanctus Euprepius requiescit»290.

(Шестаков C. П. Приложение III. Папа Мартин I e Херсоне II Шестаков C. П. Очерки no ucmopuu Херсонеса β VI–X веках no P. Xp.: Памятники христианского Херсонеса. – M., 1908. – Вып. 3. – C. 120–121).

* * *

281

Devreesse R. Le texte grec de l’Hypomnesticum de Theodore Spoude: le supplice, l’exil et la mort des victimes illustres du Monothelisme // AB. – 1935. – T.53. – P. 49–80; Anas- tasii Bibliothecarii Collectanea. – Sholion sive Hypomnesticum // PG. – 1853. – T. 129. – Col. 682–690.

282

Anastasii Bibliothecarii Collectanea. – Col.684 C – 686 C.

283

Istoria syntomos ta kata ton makarion Martinon gegonota papan Romes kai ton osion Maximon kai ton syn auto // Епифанович C. 71. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. – К., 1917. – S. 10–20 (особ. sec. Ill–IV, s. 13–16).

284

Jaffe Pf. Regesta pontificum romanorum. – Berlin, 1851. – P. 163; Peitz W.M. Martin I und Maximus Confessor: Beitrage zur Geschichte des Monotheletenstreites in den Jahren 645–668 // Historisches Jahrbuch. – München, 1917. – Bd.38. – Heft 2–3. – S. 456–457; cp.; Devreesse R. Op. cit. – P. 49–66.

285

B латинском тексте: frtns Plutini beatissimi imperatorii pistoris, id est qui super omnes pistores publicos est, eorum videlicet qui annonas scholarum omnium solvunt, quod appellatur Tetransition (PG. – 1853. – T.129. – Col.684 C). B греческом тексте: uioi Plout- inou tou makariotatou basilikou mankipos etoi epano olon ton demosiou mankipon, ton tas anonas pason ton scholon apoluonton, o epilegetai tetransiton (Епифаноѳич C. 71. Материалы K изучению... – S. 13. 30–14. 1).Интерпретация Плутина как «главного интенданта» предложена С. П. Шестаковым, хотя в тексте он ясно назван пистором или манкипом, то есть пекарем, хлебником (ср.: Византийская книга Эпарха. – M., 1962. – С. 236).

286

...flagellaque mortalia a praefecto suscipientibus, et Chersonem in exsilium missis, et illic vi saepius ab invicem separatis, et in castris gentium ibidem adjacentium deputatis (PG. – 1853. – T.129. – Col.684 D); ...kai exoristhentes en Chersoni kakeise bia pollakis choristhentes ap’ allelon kai en kastrois ton ekeise parakeimenon ethnon aphierothentes (Епифанович C. Л. Указ. соч. – S. 14. 11–14). В документе действительно говорится о том, что ссыльных братьев попеременно разлучали, разделяли, но неясно на каком основании С. П. Шестаков решил, что их отправляли в прилегающие «крепости племен» в качестве «послов», а не ссыльных.

287

...anno nono, ad Dominum abiit mense Octobrio, die vicensima sexta indictione (PG. – 1853. – T.129. – Col. 684 D); ...etos enaton pros Kyrion eporeuthe meni Oktobrio ks, indiktio- nos id (Епифанович C. Л. Указ. соч. – P. 14.15–16). 655 год; 9-й год, считая с 6 индикта по 14 включительно. Следовательно, братья оказались в ссылке в Херсоне, скорее всего, в 646 г., еще до того, как Констант II подписал знаменитый указтипос, запрещающий религиозные споры, в том числе и по поводу монофелитства.

288

...perdurans ab eadem sexta indictione usque ad jam dictam decimam indictionem instantis cycli (PG. – 1853. – T. 129. – Col. 685 A); ...apotes autes ektes indiktionos mechri tes eiremenes dekates epinemeseos tou enestos kyklou (Епифанович C. Л. Ук. соч. – P. 14. 17–19). Речь идет o индикте 10-м, очевидно, следующего цикла. Таким образом, Феодор, старший из братьев, умер около 667 г.

289

Anastasii Bibliothecarii Collectanea. – Sholion sive Hypomnesticum // PG. – 1853. – T. 129. – Col. 685 A–B.

290

Anastasii Bibliothecarii Collectanea. – Sholion sive Hypomnesticum. – Col. 686 C. O. P. Бородин ошибается, когда пишет, что автор схолии побывал в Херсоне после смерти Феодора и встречался там с Евпрепием: последний к тому времени был уже похоронен в монастыре Богоматери Марии Влахернской и увидеться в городе можно было только с Феодором (см.: Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии в середине VII в. и «дело» римского папы Мартина I // ВВ. – 1991. – Т. 52. – С. 49).


Источник: С. Б. Сорочан. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Часть III. Университет Дмитрия Пожарского. Москва. 2013

Комментарии для сайта Cackle