Источник

Наставления старца игумена Назария

I. О монашестве

Христос Спаситель говорит: аще кто хощет по мне ити, той непременно должен отвергнуться себе, и взять крест свой, и по Мне ити (Мф.16:24). Сие шествие должно быть не иное какое, как то, чтоб совершенно удалиться от мира. Исаия Пророк вопиет: Изыдите от среды его, и нечистотам не прикасайтеся (Ис.52:11). И Иеремия о том же: бежите от среды Вавилоня (Иер.51:6). И Давид вопиет: се удалихся бегая, и водворихся в пустыню, яко видех беззаконие и пререкание во граде день и нощь (Пс.54:8:10).

Познай, что Сын Божий сошел на землю не погубити душ человеческих, но на путь истинный наставити нас. Он, образом жития Своего, а не словом только, учил презирати мир. Господь не имел покоя в мире: и последующим по Нем повелел бегати его. Прелестна бо и обманчива жизнь мира, бесплоден его труд, опасно его веселие, скудно его богатство, призрачна его честь, непостоянна, ничтожна; и горе надеющимся на его мнимые блага: от сего многие без покаяния умирают. Блаженны и преблаженны удаляющие себя от мира и от похотей его.

Тецы, тецы, возлюбленне, к мирному и преславному иноческому житию, вступи в ярем похвальный, который Сам Сын Божий наименовал Своим благим игом и легким бременем. Святии Апостолы возлюбили сие иго и предали верным; Богоносные и Богодухновенные Отцы, помощию благодати Божией и искусством, в оном жительстве успели, и советуют нам, как должны и мы в оном подвизаться.

Раз смотри, возлюбленне, и познай, что монашеское житие основано на Божественной заповеди, по пророческому, Евангельскому и Апостольскому учению, о сем рече Господь: могий вместити да вместит (Мф.19:12). Сюда зрит и слово Апостола Павла: хощу быти всем яко же аз (1Кор.7:7). Еще прежде Моисеева закона подвижническая жизнь просияла в Енохе и Мельхиседеке, под законом в Илие и Иоанне Крестителе, а во времена благодати – в целых соборах и полках монашествующих.

Рассмотри прилежно, сколь многие благоугодно в иночествующем образе пожившие, к Богу преселилися и ныне со Ангелами пребывают. Если и ты, возлюбленне, желаешь безмолвного и благого иноческого жития: то благое себе избираеши.

Знай же, что ты, по иноческому обету, должен себя принудить во всем пресещи волю свою. Повинися Господеви, гряди с любовию в путь отец своих, не блуждая, не дремля, но бдя прилежно. Должен ты непременно стяжати добродетели; и так ищи их день и нощь, а познав их, поучайся и подвизайся в них. Буди истинный христианин, который, дав обеты Богу и сооружая в сердце своем жилище добродетели, исполняет оныя без закоснения.

Береги себя, да неявишися тощь пред Богом. Если что доброе носиши с собою, то не хвалимся сим: но паче преуспевай в делании добра и, по мере богоугодных дел, являй себя новым, правым и благоискусным во всем.

Принеси Богу в дар и жертву всесожжения не без словесных животных, но достойнейшее приношение, пожри самого себя на всякий день, яко же и святии вси ради Христа умерщвляли себя. Но как они умерщвляли телеса своя? (1Кор.9:27). Не любили мира, ни яже в нем. Посему и ты оным поревнуй. Ты хощешь быть иноком: сие значит ветхое оставить и соделать себя новым. Вчера ты был по образу мира: а ныне во иное облекся; и так иное думай, иное говори, инако смотри, инако ходи, иначе делай: все будет новое.

Помышляй, что ты инок: и должен не наименованием только инок быти, но житием иной, против жития мирскаго. Иоанн Лествичник, в первом слове об отвержении мира пишет, что не всяк крестяйся спасется, но творяй дела Божия. Умолчал он об иноках: но мы видим, что он чрез сие и ко инокам глаголет: не всяк постригшийся спасется, но сохранивый иноческие обеты, и что не вси в монастырях иноки, но творцы иноческих дел суть иноки. Святый Апостол Иаков пишет: бывайте же творцы слова, а не слышателие токмо; ибо кто слышатель только, а не творец, таковый прельщает себе, и смотрит свое лице аки в зеркале, потом забывает, каков бе (Ик.1:22,23:24). Следовательно, только исполняющий законы спасается. Не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона оправдятся (Рим.2:13). .

В чем же состоит иноческое жертвоприношение?

Не бессловесных животных, которых Бог не хощет, подобает приносити в жертву, но самих себе изнурять должно всякий день, яко же и святии вси отвергошася себе самих, ради Умершаго за нас. Они не любили мира, ни яже в нем, а приносили дар приятен Богу от чистаго сердца, и за сие сынами Божиими наименованы. Твори такожде и ты, естьли хощеши сын Святаго нарещися.

Смотри и теки к присвоению сыновства святаго, в каковом тебе должно быть. Иночество есть не что иное, как усыновление Богу начинательное и совершительное.

Инок непременно должен быть делатель всех заповедей Господних, подражатель чину и устроению бестелесных, познаватель Бога и всея любви к Нему и ближнему.

Инок должен во всем держатися Божиих словес, а гласу чувств или страстей ни мало не внимати.

Инок должен иметь ум свыше просвещен, тело неоскверненно, уста молчаливы, язык чист.

Инок должен иметь душею и сердцем скорбь непрестанную о грехах своих, частыя слезы и воздыхание, всегдашнее памятование о смерти и о страшном суде, отвержение себе во всем, удаление от мира, презрение своего телесе и всего чувственности приятнаго, то есть взять самовольную на себя, яко ветхаго человека, ненависть, и для очищения и обновления себя, жестокому, тесному, трудному, скорбному подвигу подвергнуть себе, и с тем вместе иметь безропотное терпене и любовь с благодарением.

Инок должен быть безгневен, не лукав, не горд, во всем нищь, не стяжателен, не самолюбив, должен иметь кротость молчаливую, глубокое смирение, повиновение и послушание ко всем благочинно живущим. В теле своем должен быть аки чужд и, так сказать, мертв, а дух свой уготовлять Духу Святому в жилище. Должен беспрестанно, радуяся и поя, в молитве и в чтении Божественных книг пребывать. Таков инок быти должен и таковое основание исполнению обетов своих должен положить, чтоб не только от видимых подвигов дары Богови, но и сердечныя и духовныя жертвы приносить.

Внимай прилежно, что Христос Спаситель сказал у св. Матфея (Мф.5:20): и ще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царетво пебесное, то есть, аще желаешь внити в царство небесное, то непременно должен грешников на земли живущих далеко добродетельми превзойти, и пожити, аки ангел на земли, ибо царство небесное во Христе есть. В другом месте сказано: царство небесное нудится и нуждницы восхищают е (Мф.11:12); то есть нужду должно претерпеть в телесных и душевных подвигах. Как Христос претерпел и ученицы Его и как вси святии трудились, и отвергнули мир, свои хотения, пристрастия и вся желания мирския, со всеусердною и горячею любовию сохраняя заповеди Христовы: так, если и ты желаешь приобрести нужное небесное царство, то претерпевай и ты нужды, наложи на свою выю иго работы Христовой; оно бременит тело, а душу восхищает на небеса. Не ропщи убо, когда подобает тебе быти в постех, во бдениих, в повиновении, в уединении и безмолвии душевном, в пении, в молитвах, в слезах, в рукоделии, в терпении всякия скорби, приходящия на тебя от бесов и от человеков.

Естьли так ангельски поживеши, то обрящеши в себе царство небесное: ибо Христос глаголет: царство небесное внутри вас есть (Лк.17:21). Тогда в душе твоей ничто мирское не может держаться; тогда узнаеши, что ты послушник Христов, взял крест Его, то есть скорби, подвиги и добродетели, и бегаеши от среды мира сего, оставляешь все его прелести, его дела, и грядеши к горнему Иерусалиму. Тогда из священнаго писания получишь ясныя и опытныя удостоверения, что без совершеннаго отвержения мира не можешь быти совершенный инок. Посему и не легко получить царство небесное. Однако войди в себе и поищи. Естьли усердно желаеши узнать, отрекся ли ты мира, ищеши ли царствия небеснаго; то постарайся, возлюбленне, как можно, отбросить все мирское и плотское; и сему моему полезному предложению повинися, приими совет мой со усердием и с горячею любовию, и рассмотри, как начало отвержения должно тебе делати.

Дабы познати путь истинный, в начале непременно должен ты внять сим спасительным словам: 1) Христос глаголет: никто же, возлож руку свою на рало и зряй вспять, управлет есть в Цаствие Божие (Лк.9:62). Святый Апостол Петр говорит: лучше им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися вспять; случися бо им истинная притча, пес возвращся на свою блевотину (2Пет.2:21:22).

Итак познай, что кто Бога ради отрекается себя и всего, что естъ в нем, тот непременно должен исполнять и прилежно всегда стараться как можно скорее приблизиться и приискренне прилепиться к Богу. И если ты, глубоко вошед в себя, тщательно в сем себя испытаешь: то познаешь, что ты еще вовсе самого себя от мира не удалил и от всех желаний мирских не освободился; и потому непременно должен ты, от всея души и помышления, об отвержении мира по умерщвлении плоти тщание иметь и расположить себя к сему упражнению точно так, как бы к обучению превосходнейшему художеству, котораго нет мудренее и превосходнее иа земле, дабы все страсти, воюющия в тебе, непрестанно в тонкость узнать и умудриться обуздать их постничеством, т. е. воздержанием. Старайся навыкнуть во всех отношениях добродетельному житию, чтоб не вотще было твое от мира отшествие.

Приими себе за правило краткое сие наставление и шествуй по оному, пока свыше благодать Христова не посетит и вразумит тебя и возведет в образ мужа совершенна, исполняюща Христовы заповеди.

С начала непременно должен ты иметь к монашескому житию великое усердие, горячую любовь и теплейшее к оному расположение; потом должен прилежно вникатъ в священное писание, вразумляться, и верить всем преданиям святых Отец о том, как должно жить новоначально, средним и совершенным, желающим облещися в образ монашеский, и как должно к оным состояниям себя понуждать, утверждаться в них, и как поступать для очищения себя от грехов и для получения царствия небеснаго.

II. О молитве, особенно в церкви

Рассмотри любезный брате, нижеследующее предписание, служащее ко спасению нашея души, а именно: 1) в полунощи непременно восстани прежде утреннего славословия, стани пред Богом и чистосердечную пролей к Нему молитву несколько времени такт, как сказано о сем ниже.

Приспевшу же времени утренняго славословия, с усердием возстани и поспеши, как можно, к началу Богослужения церковнаго; а притекши в церковь, на соборную молитву, стани на удобном месте, собери все силы мыслей твоего разума, дабы не мечтали и не летали по всем сторонам, к качествам злым, и предметам, возбуждающим наши страсти.

Старайся, как можно, углубить крепко в сердце твое чтение и пение церковное, и оное напечатлеть на скрижалех его.

Внимай без лености, не ослабевай телом, не прислоняйся к стене или к столбу церковному; но нозе соедини равно одну с другою и утверди крепко к земле; руце свяжи одну другою и приложи к персем; главою поникни к земле, а ум устреми в небесныя селенья.

Берегись как можно, чтоб отнюдь не сметь не только о чем нибудь разговаривать, но ниже бы на кого, или на что очима воззреть. Внимай чтению и пению церковному, старайся, как можно, не допустить празднословити уму своему.

Если не можеши понимати, слушая пение и чтение церковное, то с благоговением, тайно твори молитву имени Иисусову, следующим образом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя грешнаго. Старайся углубить молитву сию в душу и сердце твое; твори оную умом и мыслию; не попускай оной ни на малое время удалиться от уст твоих; соединяй оную, как можно, с дыханием твоим и сколько сил твоих есть, старайся при сем нудить себя к сокрушению сердечному, да не без слез каешися о гресех твоих. Если же нет слез, то должны быть по крайней мере сокрушение и стенание сердечныя. Наблюдай, дабы церковныя службы не проходили без сего.

При сем старайся хранить глубокое молчание, дабы во время пения, или чтения, или слушания ты мог иметь неразвлекаемый ум, непорочное сердце и мысли чистыя: ибо чрез сие можешь насытить душу свою пищею духовною, еже есть слово Божие.

При сем же не возносися, но смирися (Лк.14:11) Господь бо гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч.3:34).

Сие водрузи в душу и сердце твое, блюди прилежно, дабы не вознестися. Аще же от сего получиши слезы: то старайся, чтобы слезы оныя послужили в пользу души твоей и омыли нечестия и беззакония твои.

В таком смиренномудрии и покаянии должен ты всегда пребывати, моля и ожидая, да благодать Божия посетит твою душу свыше божественным просвещением.

Прошу тебя, любителю добродетели, приими вся словеса сия с любовию сердечною, и поставь себе оныя началом добродетели. Ибо кто благочестиво и богоугодно желает жити: тот всякое дело Божие творит не с небрежением, но с усердием и ревностию, дабы поспешнее преобразиться в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова.

Предстоя в храме Божии, воображай, что ты в самом небеси, с вышними силами пред Богом предстоишь и творишь с ними все то, что они творят. Воображая же, положи себе таков закон, чтоб отнюдь не изыти из церкви до окончания службы.

Если же так будешь совершенно стояти по чину, как выше сказано, и от онаго стояния очень ослабееши, или от случайной телесной болезни, или старости изнеможеши: то сяди, где ни есть в церкви, дабы не соблазнить брата своего.

Рассматривай сам в себе, не от уныния ли и ленести ослабеваеши, не от развлечения ли мыслей и страстей телесных теряеши крепость и мужество. При сих рассуждениях, укоряй себя в нетерпеливости, в немощи, в дряхлости, в лености, и аки стыдися Бога и Ангелов Его и человек, и помышляй в своей совести, что претерпевый до конца, той спасется (Мк.13:13).

Или если, по врученному тебе послушанию, выйдешь из церкви: то и тогда с самоуничижением помышляй в себе, что лишился содребывания и наслаждения небесных сожителей.

И если тако будеши рассуждать и укорять свою душу, и претерпиши до конца: то от силы в силу приходити будеши, и телесное здравие и душевное просвещение от Бога получиши невидимо.

III. Для времени после церковнаго богослужения

По окончании церковнаго славословия, исходя в келию свою из церкви, берегись, как можно, дабы отнюдь ни с кем не стати и ничего не глаголати. Паче же всего хранися вреднаго празднословия и смеха; но гряди поспешно в келлию свою, не испущая из уст ума своего и мыслей молитвы имени Иисусову.

Пришедши в келлию, затвори дверь, и аще можеши, то стани, и со усердием, вниманием и благодарением, помолись немного о себе, о родителях, благотворителях, и о всем мире; положи насколько земных или поясных поклонов с молитвою.

По сем возьми книгу и мало почитай.

Аще же изнеможеши от утруждения, либо от болезни, или по старости лет своих, как выше сказано, и онаго исполнити будеши не в силах: то можешь, по сим причинам, и отменить сии труды; а вместо сего несколько молиться сидя или лежа, с четками.

При выполнении всего показаннаго, обуздай, как можно, ум и мысли твои молитвою; берегись, дабы и мысли твои не парили к предметам неполезным и вредным душе.

Тако подобает творити и оберегать себя непременно после всякаго церковнаго правила. Отдохнувши же мало и соделавши по наставлению, как сказано, если имеешь врученное тебе какое дело и общее послушание для телесных трудов, то принимайся за оное так, как за определенное тебе от самого Христа, а не как от человека. Почему восставай спешно, с любовию пребывай в служении, без роптания трудися, изможжая свою плоть.

Если ж нет порученнаго тебе дела служения: то делай свое, какое имеешь, рукоделие, или чтением книжным насыщай и назидай душу твою, или иным чем, непрепятствующим нашему спасению.

Внимай сему крепко, чтобы отнюдь не быть в келлии своей праздному. Ибо праздность первая всему злуучительница, и аще она вкоренится в кого, тому много трудов предлежит для истребления оной.

При вышеупомянутых же рукоделиях, или послушаниях, храни, сколько сил твоих ест, во устах, во уме и мыслях молитву и драгоценнейшее и душеспасительное молчание, а притом берегися, как можно, от зрения очима по сторонам, развлекающаго ум, обольщающаго чувства, а нередко и обременяющаго совесть и душу твою.

Старайся, как можно, внимать себе, бодрствовать вниманием над своею душею и чувствами, а также и над рукоделием или послушанием, которым ты занимаешься.

Берегись, чтоб отнюдь зрением на что или на кого, или слушанием чего, не соблазниться, и не осудить в чем ближняго, или чтобы не сделать чего дерзновенно противу его. Бегай дерзновения, как яда: ибо оное весьма вредит всякому человеку и приводит его в высокоумие.

Твори всегда то, что тебе повелят, или – что прежде благословят навсегда, или о чем тебя попросят: сам же собою ни за что не дерзай приниматься, каково бы то дело ни было.

В таком порядке себя управляя, или приуготовляя к послушанию, если действительно будешь на послушании и с тобою кто нибудь на том же послушании: то поклонись ему низко со смирением, и тихим гласом сотвори молитву; получа же благословение, делай по выше сказанному чину с молитвою, с любовию, с усердием и полным вниманием; делай не как пред человеком, но совершенно как пред Богом и Его ангелами, ибо не человеком работаеши, но самому Богу трудишися. Помышляй, что всяк творяй дело Божие с небрежением проклят и угодник человеку есть: и храни себя, как можно, от небрежения и человекоугодия.

IV. О пребывании в келии и о исхождении

Береги себя прилежно и в сем: не исходи безвременно из келлии твоей, кроме необходимой нужды, чтоб послушать, любви ради, ближняго, или чтоб немощному послужить, или если от настоятеля, либо от ближняго по любви куда послешися, или к отцу духовному, по Бозе наставляющему тя пойдеши.

Наблюдай же прилежно и сие: если выйдеши из келлии твоей, по объявленным благословным причинам: то, идучи, старайся, как можно, ни глядеть никуда по сторонам и не любопытствуй очима на что.

А если на пути нечаянно встретится кто с тобою, или увидишь вредное что, или неких усмотришь между собою безвременно беседующих: то берегись, да не станеши или сядеши с ними; даже берегися и помысла сего, не стать ли мне с ними, и услышать, что глаголют; но с молчанием поклонися им, и мимо их иди за своим делом в путь свой. И аще будут они и тебе что говорити, или тебя останавливати: то ты паки поклонися им говоря: простите, иду за делом, и имею нужду поспешить исполнением послушания; и отбегай скорее на свое дело или к пославшему тя. Помышляй сии Давыдовы слова: Блажен муж иже не иде на совет нечестивых, и па пути грешных не ста. (Пс.1:1).

Пришедши к тому, к кому ты послан, также старайся, как можно, чтобы излишняго не говорить, или не сидети без нужды; но, исполнив порученное тебе, скорее в келлию свою возвращайся с покойным духом.

Будь весьма осторожен и в том случае, аще приидет помысл, чтоб за чем ни есть, к кому бы то ни было пойти в келлию самовольно. Иногда искуситель подущает помышлять, будто для сего благословную нужду имеешь, когда ея в самом деле нет: в таком случае берегись, как можно, чтоб не изити из келлии твоей; старайся преодолеть оный лукавый помысл. Но если по безпристрастному рассуждению совершенно признаешь, что благословную нужду ко исхождению имеешь, яко то: больному послужити, или иную нужду, о каковых выше сказано: то иди, и наблюдай то же, что выше сказано. И когда начнешь уже идти к кому либо: то наблюдай сие правило, что бы ты на пути к его келлии глаголал в себе: иду я ко оному, но смею ли я, окаянный, упражняющегося в богомыслии, в молитвах, и во святом молчании пребывающего, св. мужа потревожить? Здесь предложи себе пред очи грехи твоя, и глаголи в себе не устнами, но душею и сердцем: естьли вниду к келлию и увидит меня отец или брат нечиста пришедшаго, то стерпит ли мою нечистоту? не начнет ли меня укоряти и изгоняти вон из келлии, аки пса смердящаго? не скажет ли от смущения души: для чего ты пришел святое мое упражнение разоряти и келлию мою осквернити? Изыди вон, нерадиве о душе своей. И аще тако мне случится: то могу ли я стерпети и перенести обличение со благодарением? Приготови себя, окаянный, к терпению, дабы чрез нетерпение более посрамления не приняти и не навести святому мужу оскорбления.

Такое рассуждение ты должен имети; и, не аки играющий мыслями, сие творити, но, познавая свою внутренную нечистоту и недостоинство, уничижати себе истинно от души и сердца. Так твори и постави себе сие в закон. Ибо если будеши тако рассуждати, и душу свою познанием своих грехов и самоукорением усмиряти: то от силы в силу благодатию Божиею приходити будеши, и не оставит тебя Христос, возносяй смиренныя, но посетит душу твою радостию и духовною и наслажденіем неизреченным. Только твори все оныя дела по вышеписанному, от всего сердца, и души и помышления. Любит бо сладчайший Иисус со смиренною мудростию подвизающихся и желающих с сердечною и горячею любовию совершеннаго исправления, и желает всем нам в разум истины приити.

В таком святом мудровании должно пребывать, где бы ни случилось, в келлии, или на послушании, до самой божественной литургии, или другой предстоящей церковной службы.

V. О литургии

Достигши времени божественной литургии, поспешай, как можно, к началу ея и вниди в церковь с восхищением и с горячею любовию. Стани, и делай все так, как выше сказано.

Стой со страхом и трепетом, воображай во уме и в душе и в сердце Сына Божия, за беззакония твоя закалаема и жрема, во спасение всех верующих в Него.

По окончании божествеиной литургии, вниди в келлию с безмолвием языка, ума и всех чувств; пребудь в молитве и благодарении, соблюди и в сие время то, что соблюдать по утрени выше тебе предложено.

VI. Наставление о трапезе

Если можеши воздержатися так, чтобы в сутки один раз принять пищу, и то по захождении солнца: устрой сие для себя с советом и благословением старейшаго, и стяжавшаго опытность и рассуждение. Впрочем, как тебе должно в сем поступать, речено будет в вечернем наставлении.

А если не можеши один раз ясти: то как приспеет время трапезовати, вниди со всеми в трапезу. Не удаляйся от братии.

Если братиям за трапезою во услужении устроен будеши: то предстани со всяким благоговением, и страхом и радостию; служи совершенно аки самому Христу и ангелом Его, а не так, как человекам.

Имей ко всей братии доброе расположение и горячую любовь; имей сердце, око и лице веселое, благоговения духовнаго исполнено, привяжися крепко ко всему братству душею своею и служи оному искренно, без всякаго лицемерия. Не позволяй себе подумать, чтобы за оное от кого либо похвалу получить: но воображай, что ты служишь Богу и ангелам Его, каковаго служения ты, совсем недостоин; но слава Богу, что Господь сего служения тебя сподобил.

Смотри прилежно, не вооружается ли на тебя гордый и тщеславный помысл, будто ты в служении братии все прекрасно творишь. Старайся, как можно, не допустить в себя действовати неполезному, лукавому и душепагубному помыслу тщеславия. Ибо оно входит в душу человека, так что он иногда совсем не примечает, как помысл его возносится и готовит ему падение.

Гордость вселяется в человека тогда, когда он еще совершенно не познает себя. Итак познавай себя и всемерно берегись гордости и тщеславия, как великаго вреда душевнаго. Отгнать же их от себя ничем не можешь, как только беспрестанным самоукорением и уничижением самого себя.

Расположи себя так, чтобы ты от всего сердца мог сказать внутренно: я не только недостоин сидети со братиею на трапезе, но недостоин и служити им; и ниже воззрети на них достоин, если бы к сему меня не устроила милость Божия. Благодарение великое воссылай Богу, что Он на сие тебя устроил.

Если же удостоят тебя сидети со всеми вместе на трапезе, то помышляй в себе: кто есмь аз недостойный, который вшел сюда? и како со святыми отцы хощу имети участие в трапезе? Так в себе помышляя, представляй себя грешнейшим всех, странником, пришельцем и нищим. И сидя со братиею за трапезою, имей страх и стыдение пред ними, аки бы ты пред царьми и князи сидел. Сотвори себя недерзновенна даже ни на что и ни пред кем. Избирай всегда себе низшее и, если можно, последнее место. Отнюдь не озирайся никуда и не любопытствуй. Не смотри, как кто сидит, или яст, или пиет.

Берегись, как можно, чтоб не иметь привреднаго дерзновения: не смей, прежде благословения от иерея, или старейшаго тебя брата, посягнути на что либо на трапезе. Хотя кто и младший тебя будет: однако ты помышляй, что ты недостоин начинать ясти или пити прежде брата. Ожидай пока все начнут ясти, или пити: тогда и ты яждь со благодарением, со смирением и благоговением.

Берегись, как можно, испытывать брашно – вкусно ли или нет, или что такое, или много ли чего кому предложено, или мало: но старайся имети чистый ум.

Не выпускай из мысли твоей молитвы Господу Иисусу, и смешивай ее языком с пищею, то есть имей пищу во устах молитвою растворенную. От такого растворения не будешь чувствовать в пище никакого преприятного вкуса и не позавидиши ни кому ни в чем, много ли, мало ли чего кому предложено. Веруй крепко сему, что Иисус усладит предложенную пищу в гортани твоей, и все приятно тебе будет.

Ускоряй себя, помышляя, что ты недостоин такого общения; благодари, причащаяся с братиею общей трапезы.

Берегися крепко, да не прикоснется твоему уму какое роптание, или зависть, чтоб больше вкусить какой лучшей пищи. Аще же случится тебе во уме твоем почувствовати таковое помышление: то лиши себя совсем лучшей пищи, или вовсе в той день не дай себе ясти, дабы впредь ум твой не дерзал принять оное сластолюбивое пожелание.

И тако предложенных брашен причащайся с молчанием, и молитвою и все по вышеписанному твори. При сем же блюдися крепко и в сем: насыщай тело так, чтоб ты не почувствовал объядения, или обременения, но имел бы еще некоторую алчбу и чувствуемый глад. Питай более душу от происходящаго во время трапезы чтения богодухновенных словес и повестей святых отец.

Старайся, как можно, чтоб душу и тело неразлучно во внимании и попечении имети: тело чувственное брашнами питай, а душу умную божественными словесы насыщай и украшай.

Между тем упражняй себя в воздержании от брашен следующим образом. Если захочешь на трапезе совершенно от всего воздержание имети: то начни в себе рассуждать тако: при уничижении и сердечном укорении себя самого, помышляй, что все присутствующие на трапезе богатейшие тебя добродетельми, ты же убожайший, грешнейший из всех, почему не должен бы был имети соседание на трапезе, но ниже смети на них взирати. При сих размышлениях поминай свои грехи и немощь свою, и глаголи во уме своем: не во осуждение ли мне будет, аще прикоснуся предложенных брашен? како меня терпят и милосердствуют о мне святые отцы? достоин ли я соседети с ними и причащатися данной от Бога праведником пищ? я Бога сотворшаго премного моим житием от юности моея прогневал, святых Его заповедей преступник быв. Не самоосужденна ли еси, душе моя, во грехах твоих? помысли окаянный грешниче, где твои обещания ко Христу, и отметанная сатаны и дел его? где соблюдение заповедей Божиих? где уподобление Христу? где телесныя и душевныя твои добродетели, которыя в христианстве клятвенно обещался совершать? также где обет, данный во иноческом образе? где вера крепкая, яже к Богу, дабы и горы мог преставити. Для чего не стяжал ты хотя малой, яко зерно горушечно? где твое совершенное покаяние и удаление от всякаго дела и слова лукаваго? где сокрушение душевное, плач, кротость, милостыня, чистота сердечная, и от злых мыслей воздержание? где беспристрастие ко всему и совершенная любовь к Богу и ближнему? где смирение, его же ради сыноположения вечности сподобляемся? Где терпение с благодарением? где заповеданная Иисусом непрестанная молитва во устах и сердце? где слезы сердечныя и покаянныя сетования? где непрестанная память о смерти и о страшном суде? где памятование всегдашнее о воздаянии, уготованном праведникам, и о муке вечной, ожидающей грешников? где твое, человече, тщание, чтоб день и ночь в непрестанном о душе своей попечении пребыти, и соблюдати заповеди Господни, которыя дражае злата и камней многоценных: о окаянный! убойся, да не погибнеши в части злых; поревнуй добрым и праведно поживи.

Разсмотри, достоин ли ты насытитися с преподобными? подобало бы тебе прежде покаятися и милость испросити и совершенное прощение прияти от человеколюбиваго Бога, и тогда бы мог ты достойно со святыми отцы вкусит хлеба и возвеселится. Ты же, покаяния совершеннаго не принесши, как дерзаешь причаститися и возвеселитися уготованными праведникам благами? Сия помыслив от всея души и скорби сердечной, глаголи в себе наконец: яждь, недостойный, столько, чтобы ты не умер. Изсушай твое тело; утесняй твои ненасытимыя желания, опечаливай и уничижай себя. Не призрит ли премилосердый Господь на сию по правде заслуженную скорбь и тесноту сердца моего? Хотя и самое сокрушение мое несовершенно и недостаточно: однако не помилует ли мя безконечный в милости Бог и не простит ли многая злая, мною содеянная?

Так всегда помышляя и укоряя себя, положи себе на всякий день, поскольку, по необходимому требованию естества, ясти пищи и пития пити. Не только удаляйся, как можно, пресыщения, но берегись и совершеннаго насыщения. Памятуй вышесказанное, что надлежит столько ясти и пити, чтобы еще несколько чуствованы были глад и жажда.

При сем памятуй непрестанно Христа Спасителя и размышляй так: колико Он за меня беззаконного пострадал: не только глад и жажду претерпел, но и великие муки, и распятие, и смерть за мои беззакония. И я ли, нерадивый, грехов и беззавоний исполненный, не захощу претерпети ради прощения и спасения своего? Старайся, как можно, с помощию Божиею, прибрести терпение в перенесении лишений и скорбей; проси, толцы, ищи день и нощь, и обрящешь от Христа Спасителя помощь и крепость терпения, если от души и сердца твоего желаешь.

С такими богоугодными расположениями вкушая от трапезы, остерегись от пристрастия к лучшим и более других вкусным снедям. Берегися сего лукаваго змия, аки Евве шепчущаго тебе. Красно казалось видеть и добро вкусить Адаму и Евве запрещенный плод: но поскольку не хотели лишить себя вкушения сего плода, то лишились многаго и изгнаны из рая. Посему: если, представится глазам и уму твоему одна пища лучшею другой и помысл тебе скажет: оставь сию и насыться тою лучшею пищею: то старайся, как можно, такой помысл и желание твое преодолеть. Укоряй себя и полагай, что онаго ты ястия и пития недостоин. Посему предложи оное ближнему; а сам отнюдь онаго не яждь и не пий: ибо по страсти желает твой помысл. Берегись, чтобы не изгнати тебе чрез лакомство твое сокрушения сердечнаго. Ибо от пристрастнаго желания приятнаго ястия и пития раждается злое и душепагубное объядение и опивство. Старайся воздержанием по малу обуздать себя и от великаго пристрастия предохранить.

Для укрепления себя в воздержании рассуждай, что кто желает получить от Бога прощение грехов и очищение и со Христом на небесех покой имети, тот непременно должен не только от великих, но и от малых страстных хотений и даже от мысленных пристрастий воздерживаться. Помышляй в себе всегда слова св. писания, что ничто же скверно или нечисто может в царство небесное внити (Апок.21:27).

Внимай прилежно и сему: если ты с братиею за трапезою сидишь и захочешь воздержаться и братия станут тебя приглашать к какому ястию или питию: то ты ничто же глаголя, поклонися им. Если же и еще станут к чему нибудь принуждати: то, паки преклоня главу, отвечай кротким и тихим гласом: простите мя, довольно уже насытился. Помни сие, что всегда и о всем должен ты кротко и тихо братии отвещавати.

Внимай прилежно и сему: если приидет брат или кто либо из странних посетити тебя любви ради Божия, или по какому делу пред литургиею: то не дерзай разрешити с ним что либо ясти или пити. Тако же твори, если и после обеда кто приидет.

Если будешь в силах и можешь воздержаться, то воздержися вечером от ужина. Если же тебе случится пойти к ужину в трапезу для того, чтобы сокрыто было от братии твое воздержание: то вшед в трапезу, старайся чем либо, вместо ужина, братии послужить с любовию. Но если по службе, или и кроме того, потребно тебе будет сести с братиями: то редко и мало пищи бери, дабы только вид был, что ты ешь. Не забывай же и в сие время того, что сказано в отношении к обеду: насыщай тело брашнами, а душу питай молитвою и рассуждениями, или чтение от жития святых Отец слушай со вниманием и пользуйся. Также непрестанно укоряй себя и недостойна оных служб, или сидения с братиею представляй.

Председания не взыскуй, даже берегися и пожелати. Помышляй, что дерзновение к председанию есть первое и хитрое начатие гордости, и что от сего дерзновения раждается и большая гордость. Во всем старайся смирение от всея души возлюбити. Помни всегда сие Христа Спасителя слово, что всяк возносяйся смирится, и смиряйся вознесется (Лк.14:2).

Помни и сие, что всякая злая и диявольская страсть в человеке рождается скрытно, и вселяется в него чрез действия в начале почти неприметныя. Внимай и познавай, что она начало свое берет наиболее от невоздержания и насыщения своего чрева. Сею-то сетию прежде всего и скорее человек уловляется. Сия начальная страсть по виду представляется доброю, приятною и благословною: но она имеет в себе скрытый яд всех смертоносных страстей. Если оною человек заразится: то много потребно будет трудов удалить ее от себя. Кто сей страсти будет покоряться и не будет ея отвергать, сколько сил у него есть: тот в опасности пасть глубоко; а кто воздержится от нея, тот от многих страстей в безопасности и без язв пребудет.

Многие страждут от чревоугодия и впадают в ров сластолюбия, так что ведут жизнь мирскую, а не монашескую, забыв обещания свои монашеския. И кто, вступив в монашество, станет скорбеть, что не наслаждается мирскою роскошною жизнию, тот близок к гибельным страстям. Знай, что невоздержание в пище и лакомство многим порокам мать. И так, рассмотри, что сие душевредное зло человека влечет в пропасть, ты, возлюбленный брате, постарайся, как можно, сохранити себя от онаго. Не пресыщайся, не упивайся и не наслаждай чрева твоего, дабы не умрети. Ибо если попустишь себе привыкнуть к чревоугодию, то много должен будешь употребить трудов и терпения дабы от оной избавиться и в воздержании укрепиться.

Внимай же крепко и сему: аще прилежно по сему наставлению начнешь сохраняти себя, то не потерпит сего завистливый бес и воздвигнет на тебя либо от начальника искушение, дабы искусить твое смирение и крепость, или лживых и нерадиво живущих вооружит на тебя и станут тебя укоряти, ругати, а может быть и заушати, презирати, ненавидети и сим самым много скорбей тебе наносити. Но ты, в таком случае, еще более прилепися к молчанию и смирению. Держи беспрестанно молитву Господу Иисусу во устех и в глубине сердца твоего, дабы тебе на них за оное нимало не пороптать и не оскорбиться отнюдь. С бдагодарением все принимай, помышляя в себе: како могу аз окаянный на брата моего гневатися всуе. А притом беспрестанно помни своя грехи; ибо и ты если не заушал, то укорял, злословил, пересмехал и поношениями ближняго уязвлял и обидою ближняго возставал на Христа Спасителя и уязвлял Его; почему ты и должен от всей души признавать себя более достойным терпети, нежели сколько терпишь, вспомни слова, который Христос Спаситель сказал о благотворении ближнему, и которыя равномерно относиться должны и ко всякому обидному слову или делу против ближняго. Что ближнему своему сотвористе, то, глаголет, Мне сотворите. При сем поминай Его страдания даже до смерти. Его благость превеликую, Его к нам любовь, терпящую неправды ваши: я рассуди, как не трудно тебе понести ради Его малыя скорби, и притом с Его верною помощию, если верно возжелаешь ея. Если тако благо будеши разсуждати и с любовию претерпиши по делам искушения: то скоро обрящеши Христа Спасителя помощь и утешение.

По трапезе вставай с братиею; благодари Бога; аще есть священник или настоятель, благословися от них; аще же не имеется оных, то поклонися братии, благодаря им и прося прощения. Потом иди с молчанием в свою келлию, затвори дверь и, аще можеши, то с молитвою и благодарением положи несколько поклонов, по сем возьми книгу, почитай мало и размышляй о прочитанном.

Если дни летние и по трапезе имеешь нужду в отдохновении от предшествовавшаго труда: то на уготованное возляги место и поспи немного, только старайся, как можно, удалить от себя многий сон. Примечай, что если ты на трапезе по вышеписанному все сотворил, ел и пил с молитвою, вкушал умеренно и без насыщения восстал, то сладко во здравие поспиши и скоро восстанеши, ибо Ангел приставник твой возбудит тебя скоро.

Если же дни зимние и сон не нужен; то, по малом молении и чтении, примися за рукоделие, и старайся руками делать, во устех же и во уме молитву неотлучно имети. Блюдися, чтоб не допустить отнюдь празднословити своему уму и тако провождай время.

Приспевшу же вечернему пению, поспешай к началу. Вшед в собор, стани со страхом, внимай себе, и исповедуйся пред Богом усердно и по всему делай так, как выше указано в церкви стояти.

Если можеши воздержатися, как выше показано, чтоб по захождении солнца один раз в сутки ясти: то по захождении солнца твори тако. Пойди к тому, у кого следует просить пищи и не так как брат, или послушник, но как странник, и не как постившийся, но как будто ты ел и еще требуешь.

Смотри прилежно и за сим, чтобы ты пришел просить пищи не с такими мыслями, как заслуживший оную трудом и постом; нет, думай, что ты не достоин, но что, может быть, Бог оному отцу известит, чтобы дал тебе ясти. Для сего должен ты смириться от души твоея, и укорять себя, как нетерпеливаго и немощнаго. С таким расположением пришедшему, если дадут укрух хлеба и воды: то благодари Бога и укрепи немощь свою.

Если же не можеши таковаго воздержания понести: то сяди с братаею за трапезу, и вместе с ними яждь; только храни воздержание, дабы не ясти с излишеством.

Наблюдай и то, чтобы, если бывает в монастыре, после вечерни, или после ужина, еще особливое, церковное правило, не оставлять без крайней нужды и сего церковнаго собрания, но участвовать в оном с благоговением и усердием, подобно как и в других частях церковной службы, по предписанному чину.

VII. O ежедневном очищении совести

После вечерней трапезы ты должен пойти к духовному твоему отцу. Поклонися ему, аки самому Христу, пади на колена, открой ему состояние души твоей, в продолжение минувшаго дня, испытывая себя во всем, что сотворил на деле или худо помышлял, или говорил, или дозволил себе противное совести своей, или в чем тщеславился, или чем гордился, или кого оскорбил, или сам оскорбился на ближняго, или пороптал, или осудил ближняго. Старайся приметить и обличить и самые тонкие помыслы, нарушившие чистоту твоей совести. Если не можешь всего помнить: то на бумаге записывай, что ты должен исповедать. По такой тонкой истинной исповеди, разрешение и прощение приняв, аки от самого Бога, и поцеловав образ и крест, поклонися до земли духовному твоему отцу и иди молча в келлию свою. Не упускай из мыслей твоих, имени Господа Иисуса и молитвы к Нему; старайся, особенно в сие время, чтобы идучи ни от чего и ни от кого не соблазниться, и не беседовать ни с кем ничего; дабы ты не навлек после исповеди новой на душу и совесть свою скорби, которая твоей ночной молитве учинилась бы великим препятствием, и дабы ты надежнее мог стяжать душевное умиление сердца.

VII. O наставлении для вечера и нощи

От духовнаго твоего отца пришед в келлию свою, затвори дверь, и первее поблагодари сердечно Бога, что Он удостоил тебя и допустил святой исповеди и умиротворения совести.

По сем помолися о Государе, о пастырях духовных о братстве, о обители, о сродниках, о друзьях, о благодетелях и о всем мире, также как утром.

После сего, возьми душеспасительную книгу и прочитай со вниманием сколько угодно и удобно тебе будет.

По чтении собери ум и вся помышления твоя и стани на молитву. Вознеси к Богу твой ум и сердце, и сколько постигнуть можеши своим разумом, постигай – кому и о чем молишися. Старайся, дабы отнюдь твои мысли не могли парить по сторонам и ничем из сего мира не занимались. В такой тишине и глубоком молчании ума твоего, стани и, потупи главу, руце приложи к персям, нозе соедини вместе, оче смейжи, дабы ничего земнаго не мог видети, и собрав ум и сердце во едино, зри Бога на престоле седяща и судяща, обстоима со страхом и трепетом Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами и всеми небесными силами; зри ад и тартар, в который Он тебя осудити может: умом молися, сокрушай сердце твое, плачи, стенай, воздыхай, осуждай себя, укоряй твою душу, что раздражил ты своего Создателя и Искупителя многими беззакониями.

Смотри же прилежно, дабы грехи лица в мысли твоей не воображались: ибо, от таковых беззаконных мечтаний угасает внутренняя горячность и отступает умиление, которыя ты должен в себе имети.

Так в сокрушении пребывая и каяся, проси милости от Создателя своего, дабы Он тебя простил грехи, тобою соделанные, и присоединил тебя к кающимся, и избавил от вечныя муки.

Старайся и сие прилежно рассмотреть и замечать, от которых псалмов особенно бывает умиление, и сокрушение, и слезы: дабы ты мог особенно таковыми псалмами пользоваться по твоей духовной потребности.

Употребление же псалмов и образ моления должны быть устроены для тебя от духовного отца твоего противу силы твоея, то есть, узнать должно силу твою и крепость, и сообразно с тем расположить с согласия духовнаго твоего отца, сколько требуется от тебя псалмопения, сколько коленопреклонений, сколько метаний малых, сколько умнаго пребывания во Иисусовой молитве.

И смотри прилежно, дабы во всех сих действиях, была, теплая любовь и желание неленостное, чтобы от всея души и сердца без роптания происходило твое моление. Старайся не только не оставить ничего из назначеннаго тебе, но еще на всякой день прибавлять нечто тщися, чтобы совесть тебе не говорила: еще имеешь силу и крепость молитися и каятися о грехах своих, почему же не помолишися и еще?

Впрочем, в случае великой нужды, можешь без оскорбления совести сократить твою молитву, именно, чтобы ради Бога ближнему послужить.

Знай, что с добрым рассуждением и без роптания исполняемыя необходимыя и законныя дела выше определеннаго расположения твоих молитв, как например, если на послушание пошлешися, где не удобно будет исполнити положенное правило.

Не осудишься также, если не исполнишь определенного молитвеннаго правила, за болезнию или по старости лет, в которых ты положеннаго правила не в силах исполнять.

В сем случае можеши, сидя или лежа, себя укоряти и жалети о себе так: вот я немощен, дряхл, не могу и Богу помолитися и возблагодарити Ему за Его неизреченныя милости и великия благодеяния, мне недостойному и немощному оказанныя.

В таком порядке богоугодном пребывая, устрой себе молитвы келейныя после всякаго церковнаго правила, поскольку можно, противу силы твоея, полунощныя, утренния, обеденныя, подуденныя и вечерния. Между тем читай мало книгу и рукоделия поделай мало.

Наконец, восстав, исповедуйся Богу, кайся и прощения проси, знаменайся крестом сам, и знаменай место, где хощеши от трудов мало покоиться, и тако возляжи и пока сон прикоснется к тебе, не упускай из уст и ума и сердца твоего молитвы Иисусовой, при которой сон к тебе мирно придет, и сладостно тебя успокоит; приставник же твой Ангел хранитель соблюдет тебя от всех вражих мечтаний. Если пробудишься ранее положеннаго часа, то, не обленяся, восстани и мало помолися Богу твоему, и святому возбудившему тя Хранителю. Веруй же точно, что хранитель твой возбуждает тебя на сие, почему ты не должен лениться. Помолися, дабы ты не отогнал его от себя; а помолясь, паки возляжи, твори молитву до прикосновения сна.”

Такими правилами, основанными на отеческих писаниях, возбуждал игумен Назарий Валаамских иноков к внимательному прохождению духовной жизни.

Мы уже знаем от Озерецковскаго, свидетеля безпристрастного, что иноки Валаамского монастыря, по своему отвращению к спиртуозным напиткам всякого рода, по любви к безмолвию, несовместному с суетой житейской, неласково смотрели на ярмарку, с давних пор учреждённую на Валааме. Они лучше хотели пожертвовать вещественными выгодами, приносимыми на поддержание монастыря, чем переносить нравственные неудобства ярмарочного времени. Искренность их желаний оправдалась самым делом. К концу управлению на Валаамском монастыре игумена о. Назария, по предстательству братии, ярмарка действительно с Валаама переведена была в г. Сердоболь. Новая местность, конечно, выгоднее и удобнее для торговцев и покупателей. Но, к обоюдной пользе, и братство Валаамского монастыря освободилось от молвы житейской, чтобы непрерывно и ненарушимо проходить тихое и безмолвное житие, во всяком благочестии и чистоте.

Игумен Назарий

О жизни иноков на подворье Валаамскаго монастыря в С.-Петербурге

Валаамский монастырь на подворье в С.-Петербурге должен был, по разным нуждам, содержать до 16 братий. Из них один был старшим, другой казначеем, прочие служили по разным послушаниям. Избирали на жительство в С.-Петербурге людей твёрдых в правилах благочестия. Петербургское братство – это был в малом виде тот же Валаамский монастырь. Инокам вменено в обязанность хранить те же условия жизни, которые приняты на Валааме. Игумены зорко следили за живущими в Петербурге. Сверх того, в бытность отца Иоанникия казначеем на подворье, известный схимонах Феодор из Александро-Свирского монастыря, проведший несколько времени на Валааме, много поддерживал живущих на подворье своими письмами и советами.

Вот правила, которым предлагал следовать о. Феодор схимонах. „О Г. (Гавриилу) и о. И. (Иоанникию) написанныя сии статьи, с Божиею помощию, нужно исполняти:

Во-первых, пренужно прощения просить у о. игумена за преслушание, что не пошел считать кружечной суммы, и дабы впредь, с помощию Божиею, когда позовут, быть готовым.

О. И. за самочинную покупку и за преслушание прежде назначенной о. игуменом епитимии должно потщиться, испросив у него благословения на трапезе, выполнить.

В какое послушание ни положены, то должны мы свой стих помнити, а в посторонния другия отнюдь не мешаться. Без благословения о. игумена, или от него кому поручено будет правление, тайно, как для себя, так и для прочих никаковых вещей не покупать; поскольку сие вменяется в святотатство, как о сем пишет святый Симеон Новый Богослов в гл. 56-й.

В волю Божию всегда должно располагатися; а как волю Божию познати, о том со смирением старших отец или братий вопрошати, о чем пишет св. 1оанн Лествичник в слове 26, о рассуждении благорассудном, в начале слова.

Без благословения о. игумена или кому начальство поручено будет, по тюрьмам и больницам мирским для посещения не ходить; а равно и ко своим единоградцам, мирским людям, без благословения отнюдь не таскаться.

В келии двум полезнее сидети, нежели единому, но только с единомысленным и в мудровании согласном.

При помощи Божией, всевозможно должны стараться на обеды не ходити, – кроме разве когда необходимо случится по великой нужде, по приказанию о. игумена, или но нужде в дороге.

Начальствующих и прочую братию всевозможно, при помощи Божией, стараться ни в каких подозрениях не зазорить и не осуждать. Аще случится, яко человеку, кому провинитися: то должно вскоре раскаятися и полагати начало.

В книге св. Исаака Сирина приискать вышеписанныя слова и со вниманием прочитати.

В слове 30 в конце: яко же подобает прекословити помыслом лукавым; но возверзати себе на Бога, и проч.

В слове 36 в конце: не Дух Божий живет во иже в покои пребывающих, но диавол, и проч.

В слове 37 в конце: всякаго человека пользует искушение, и проч. до конца.

В слове 51: яко предаемии в руки судей мучитися, и проч.

В слове 55. Вопр. Аще подобает всем заповедем Господним хранимым быти, и проч. вопр. и ответы до конца.

В слове 78: да не взыщеши прияти совет от кого, не суща в пребывании твоем, и проч. В том же 78: егда обрящеши мир на пути твоем неизменен, тогда убойся, и проч. В том же 78 в конце: яко от духовнаго жезла в преуспеяние и ращение души бываемая искушения, и проч. до конца.

Сл. 79. О гордыни. Все сие слово многажды со вниманием прочитывать до конца.

В 50 в конце: лучше бо нам смерть в подвизе, нежели жити в падении.

О. Г... всевозможно стараться признавати свою немощь. Наедине с женою не сообращатися, хотя и случится написати помянцы и проч. А наибольши в своей келлии, по крайней мере, чтоб был третий.

Всячески, при помощи Божией, остерегатися в начальническия дела не мешатися, но только тому внимати опасно и исполняти со страхом Божиим, которое от начальства за послушание поручено будет.

Кроме нужной собственной потребы и своей благословной вины под себе для разъезду извощиков не нанимать и без нужных потреб по С.-Петербургу не разъезжать.

От усердствующих к вам Христолюбцев денег для своих особенных потреб не брать, дабы для собрания денег и нам не уподобитися Иуде предателю.

А когда вам в чем прилучится крайняя и необходимая нужда, тогда должны попросить со смирением у о. игумена, или кому поручится начальство. А разве нечто особенное кто возусердствует, то можно предложить, когда усердно расположится, на неугасимо горящее кандило иконы Божия Матери, сколько кому на сердце премилосердый Бог положит, на деревянное масло, и сие принять.

В дополнение вам, прелюбезнейшие наши отцы и собратия, присовокупим, аще восхощете вы нас послушати многогрешных и недостойных, то вы сами не должны о себе начинати никаковых дел о перемещении с подворья ни в какое место. Но когда, при всех наших вышеписанных предосторожностях, каковой возчувствуете в себе душевный вред: тогда просим вас немедленно, сколько возможно, обстоятельно, письмом к нам многогрешным написать на рассмотрение. И тогда, аще премилосердый Господь потерпит грехам нашим и живи будем, то, с Божиею помощию, по возможности и по воле нашей, что усмотрим полезно душам нашим, потщимся написать к вам.

А когда вы будете по воле своей начинати или делати, то вы сами свой суд и бремя носити будете, а мы, хотя многогрешнии и недостойнии, но пребудем чисты от крови вашея.

Многогрешный и непотребный писал сии статьи иеросхимонах Лев, купно с советом единомысленнаго своего схимонаха отца Феодора, своею рукою. Я и свидетельствую о сем многогрешный и недостойный схимонах Феодор.”

Иноки Валаамского монастыря, особенно из учеников схимонаха Феодора, неохотно жили на подворье в С.-Петербурге. Желание влекло их из шумной столицы опять в мирный Валаам или в какой другой монастырь, только бы не оставаться среди мирского многолюдства. Раз в этом смысле они просили совета чрез письмо у схимонаха Феодора. Старец, удерживая их на пути иноческого послушания, писал следующее, на имя о. казначея Иоанникия:

„Пречестнейший и прелюбезнейший наш о Господе брат! Желаем тебе о Господе радоватися и благодушествовати.

Писание ваше получили, и содержанию его, по силе скудоумия нашего, вняли, на что, при помощи Всемогущаго, и ответствуем. Вы просите о выходе с подворья в наш монастырь, или на подворье остаться, и полагаетеся о сем на нашу волю. Мы с Божьею помощию, по возможности нашей, мало не по тонку, однако довольно усмотрели ваше на подворье пребывание и сообращение в должностях ваших и со отцем вашим игуменом, и удивились вашему неистовству и злокозненным усильственным поступкам вашим, коими раздражаете и огорчаете старостныя седины его, и видно не устращают вас словеса св. Апостола Павла: противляяся власти, повелению Божию противляется. И с таковым беззаконным вашим жительством никогда не возможете мир Божий имети в душах ваших, а разве обручение геенны; и мы, с Божиею помощию, уразумели из обстоятельств ваших и сообращений, что вам теперь благословной вины не обретаем насильственно выходить в неизвестныя места. В подтверждение мы наслышаны от вернаго человека, что и архипастыря нашего соизволения и воли нет вам к выходу. И Господа ради вас вообще с о. Г . . . . просим и молим постараться исправити злые ваши нравы и не употребляти своей треклятой воли, но во всем повиноваться отцу игумену, в чем только нестъ преступления заповеди Божией и предания св. Отец, и пожити до времени, поколь примилосердный Господь восхощет и доколе воля Его святая будет. И посылаем к вам бумагу, хотя и худо написанную рукою о. Гавриила, соглаголанную от уст наших, и по сей бумаге всевозможно старайтесь, при помощи Божией, в написанных неполезных поступках исправитися, и ежели законно и по совести положите начало, то, при помощи Всемогущаго Бога, увидите на опыте внутрь души отраду и покой. И сократя, пребывать с нашим обычным почтением и преданностию ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешный и недостойный иеросхимонах Лев и схимонах Феодор, земно кланяемся и просим ваших святых молитв, в подкрепление наших немощей душевных и телесных.

15-го февраля 1822 года. Александро-Свирский монастырь.”

Были и некоторые прекословия между живущими на подворье и настоятельством Валаамского монастыря. Петербургские иноки писали о сем к схимонаху о. Феодору, но мудрый и благочестивый старец, не щадя иноков, написал им следующее исполненное правды послание:

„Прелюбезнейшие наши отцы и собратия о. Г. . . . и о. И. усердно желаем вам о едином Пресладчайшем Господе 1исусе радоватися и благодушествовати.

Приятное писание ваше мы недостойнии получили и 2 ф. калгану и инбирю от служителя нашего Филиппа Ефремова, и покорно благодарим за уведомления ваши. Мы не тому удивляемся, прелюбезнейший наш батюшка о. Г. . . ., что вы оставляете свои душевныя язвы врачевати, а сокрушаетеся и смущаетеся о чужих мнимых вами недостатках, а кольми паче о настоятельских обстоятельствах. Мы о распоряжениях начальников ответа Богу давати не будем; а они за нас подчиненных неотменно ответ Богу отдадут. Аще и святый будет настоятель, а мы будем стропотны и непокоривы и по своим волям ходящии, никакой нам пользы не будет, а разве большее осуждение будет. Внимаем себе и о своих душах печемся, како предстати пред судилищем Христовым, и ответ отдати Богу за содеянныя нами дела, словеса и помышления, а не о других нам самим немощным пещися, но оставим та сильным и здравым и могущим пользовати других. А о сем ты не удивляйся, что по приезде твоем и по прочтении писем, о. И....ю напало большее расслабление от уныния: если бы он располагался в волю Божию о жительстве своем, как и мы многогрешнии прежде вам советовали, то получа и прочитавши письма, непременно должен ощутить облегчение и разрешение в душе своей. А теперь видно от действа, что он сложился по треклятой своей воли, как ему бес внушил и советовал, и теперь увидел, что его воля, советуемая от беса лукаваго не исполняется, и от того он унывает и сокрушается. Но только вы будьте уверены от нас, что мы не обременяем вас и не понуждаем, чтобы вы нас слушали и нашего совету держались; а мы только делаем, чтобы нам свою совесть очистить и на страшном суде ответа Богу не отдать; а вы когда будете по своим волям жити и по своим хотениям, которыя противны воле Божией, будете творити свой суд, носити и бремя будете, а мы чисти пребудем от крове вашея; а вы что будете сеять, то и пожнете. Ваши покорные слуги, многогрешные, немощные и разслабленные по всему иеросх. Лев и схимонах Феодор. Земно кланяемся и просим ваших св. молитв в подкрепление наших немощей душевных и телесных.

14-го марта 1822 г.”


Источник: Валаамский монастырь : [Историч. очерк]. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1864. - [4], VI, XXIV, 348 с., 1 л. фронт. (портр.), 7 л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle