Источник

II. Способы содержания Валаамской обители

Ходатайство о возвращении и возврат прежних монастырских владений. – Общее число их в 1755 году. – Положение монастыря в хозяйственном отношении после учреждения штатов в 1764 году. – Включение Валаама в число штатных монастырей и содержание, отпускаемое ему из казны. – Щедроты императора Павла I. – Увеличение суммы на больничных. – Пожалование казенных лугов вместо мельницы, отошедшей в казну. – Доходы с подворьев и часовни, что у Малоохтенскаго перевоза. – Общая цифра доходов при игумене Иннокентие. Билеты кредитных учреждений, принадлежащие монастырю.

Когда Валаамская обитель разорена была Шведами и в течение слишком ста лет находилась в совершенном запустении, то пожалованные ей вотчины, земли и угодья, одни перешли во владение дворцовой канцелярии, другия поступили даже в пользование частных лиц51. Дело же о воссоздании обители, начавшееся по указу Петра Великого, разом потребовало значительных средств. Нужно было, вдобавок, и о том подумать заблаговременно, чем пропитывать бедную братию, которая со временем должна населить обитель. В силу таких потребностей и соображений строитель Иосиф ходатайствовал о возвращении монастырю древних царских пожалований. В 1729 году он представил в Государственную вотчинную коллегии, для записки в крепостные книги, сохранившиеся царские грамоты. В 1732 году он подал прошение в Правительствующий Сенат. В этом прошении, воспоминая древние царские милости, оказанные Валаамскому монастырю, строитель объяснял, что в обители начата постройка церквей, из которых ни одна не совершена; что ограды вокруг монастыря нет, что в колоколах належит нужда, и просил „для показанного разорения и скудости, на пропитание и на церковные потребы пожаловать старинными их вотчинами, сенными покосами и рыбными ловлями”. Прошение о. Иосифа было доведено до сведения императрицы Анны Иоанновны. Государыня повелела: 23 двора в Саккульском погосте, состоявшие в ведении дворцовой канцелярии, отдать в Валаамский монастырь по прежнему и дозволить монастырю владеть находящимися вкруг него рыбными ловлями безоброчно52, Солёная варница, мельница, рыбныя ловли и сенные покосы, находившиеся в Кольском узде Архангельской губернии, были отчислены около этого же времени от Васильевского монастыря и приписаны к Валаамской обители. Подаянием доброхотных дателей и своими трудами от рыбных ловел и от пашенной земли содержалось Валаамское братство. Со 105 душ мужского пола, числившихся в 28 дворах Саккульского погоста, монастырь ежегодно получал „по шведским правилам по ревизии” 30 руб. 14 к. деньгами, хлеба – ржи 15 четвертей и 1 четверик, овса 8 четвертей, ячменю 4 четверти 5 четвериков. Сборный хлеб употребляем был братиею трудникам и крестьянам своим, которые приходят для работы в монастырь, в питомство без остатку53. Вотчинные крестьяне исправляли в монастыре разные работы: поэтому владение вотчиной много облегчало содержание монастыря.

С течением времени монастырские имения вероятно, увеличивались; ибо в указе Правительствующего Сената от 9-го февраля 1755 года всего монастырского имения означено уже 1919 дворов.

В 1764 году были учреждены штаты об архиерейских домах и монастырях. Валаамский монастырь тогда, впредь до рассмотрения, остался за штатом. А в 1768 году у него отобраны были в казну крестьяне и угодья; тогда обитель пришла в крайний упадок: некому было обрабатывать полей, рубить дров и исправлять другие монастырские работы. Это понудило игумена Ефрема сдать в аренду по контракту на 10 лет все монастырския пожни и покосы Кексгольмского уезда Сердобольского погоста двум крестьянам с их семействами, с условием, чтобы эти крестьяне ежегодно выделяли на содержание монастыря из полевого урожая половину и из лесного третью часть54.

Необерегаемые никем, острова монастырские самовольно посещаемы были береговыми жителями, которые приезжали сюда для ловли рыбы и стреляния тюленей. От их неосторожности случались частые пожары в монастырских владениях: так в одном июле месяце 1774 года сгорела келья с сенями, выгорели все строения и лес на Баойнном острове, так что и все место то опустело; версты за две от монастыря в окружности выгорело лесу также на несколько верст. Эти несчастные случаи были объяснены отцем Ефремом Выборгской губернской канцелярии в прошении от 16 января 1775 года, в котором прошении, между прочим, он просил канцелярию „в защищение монастыря в погостах Якимварском, Сердобольском, Имбилахтском приказать с подписками объявить, чтобы обыватели без ведома монастырского не приезжали на монастырские острова”. Поэтому прошение канцеляриею определено было сделать надлежащее распоряжение, так как Валаамскому монастырю означенные действия береговых жителей „яко неположенному на содержание его в штатах, крайне обидливы и раззорительны, но и обществу немало вредны”. Из этого видно, как тягостно было в те времена положение монастыря в хозяйственном отношении. С течением времени определены были со всею точностию монастырские владения. Для сего в 1783 году, по определению Выборгской генеральной ревизии, были командированы на Валаам землемеры Эрек Христиан Колониус и Окерблом для размежевания островов монастырских. Выборгская и Кексгольмская провинциальная канцелярия, извещая об этом монастырь, давала вместе знать, что, по определению генеральной ревизии, во все время занятий на острове означенных землемеров следует выдавать им от монастыря кушанье, потребное число рабочих людей, вспоможение и подводы55. В 1785 году, 5 мая, землемером Колониусом составлена была географическая карта всех островов, состоящих на Ладожском озере, принадлежащих Валаамскому монастырю. Эта карта составлена была им сходно с главною губернскою картою и засвидетельствована Выборгскою ревизионною комиссиею, с приложением казенной печати. Описание карты, с обозначением Валаамской обители, составлено было тогда же самим Колониусом, а потом вторично, в 1798 году, Морицом фон-Дрейером. В описании показано 49 лесных угодий, принадлежащих Валаамскому монастырю. Способы содержания монастыря за это время от отобрания от него имений до внесения его в число штатных монастырей, академик Николай Озерецковский описывает следующим образом: „Хотя Валаамский монастырь на содержание свое жалованья из казны не получает, но он пользуется не одним только Валаамом, а еще многими другими островами, по близости от него на озере лежащими, которые изобилуют лесом, сенными покосами и рыболовными урочищами. Угодья сии довольное составляют пропитание как пустынникам оным, так и набережным жителям, которые из дани от промысла или из платы работают на монастырь. На Валааме близ самого монастыря имеются пашни, овощные огороды, луга и паствы для монастырского скота. Заливы, простирающиеся из озера внутри острова, довольствуют обитель рыбою. Окружные же тони для рыбной ловли ежегодно откупают у монахов набережные жители. Тридневная ярмарка приносит монастырю ежегодного доходу от двух до трех сот рублей, которые собираются за лавки с купцов. Сверх того, нередко обитель сия получает хорошие подаяния от набожных людей, как из С. Петербурга, так и из других городов, откуда неизвестныя иногда особы присылают ей муку, крупу, горох и другой харч” (Путешествие его стр. 68–69).

В 1786 году 5 марта, по повелению Государыни императрицы Екатерины II, Валаамский монастырь включён в число штатных монастырей 3 класса с настоятельством игуменским56. Штат в него был переведен из Новгородского Духова монастыря, обращеннаго тогда же в женскую обитель. По росписанию экспедиции о государственных доходах, по положению 3 класса, на Валаамский монастырь ассигновалось ежегодно 1524 руб. 93 3/4 коп.57.

В 1796 году на всероссийский престол восшел Государь император Павел I. Вступление этого монарха на престол было величайшею радостию для всего православнаго духовенства. Щедрою рукою, истинно православный Государь, вознаграждал архиерейские дома, монастыри и церкви за понесенные ими в минувшие не малые годы разнообразные лишения и скорби. Тогда, от Высочайших щедрот блаженной и вечнодостойной памяти благодетеля-Монарха и Валаамскому монастырю пожалованы были, в 1797 году, рыбные ловли и сенные покосы, состоящие в Кюменском приходе Выборгской губернии, и мучная мельница, находившаяся на р. Херфоре58. Эти пожалования составляли тогда и составляют в настоящее время важнейший источник содержания монастыря. Обитель, отдавая означенные угодья в аренду, получала за них первоначально по 3020 руб. ежегодно...

В 1798 году, по Высочайшему повелению, увеличена была сумма, отпускаемая из казны на больничных монахов, прибавлением еще 60 руб. и таким образом всей суммы на больничных отпускалось ежегодно 100 р.

Министр морских сил адмирал П. В. Чичагов предложил монастырю принять, в замен Высочайше пожалованной хегфорской мельницы, хегфорские казенные луга. Такая перемена выгодна была для обители, ибо с лугов можно было получать арендной платы по 250 р. ежегодно, тогда как мельница приносила монастырю в год доходу не более 200 р.; монастырь согласился, и с Высочайшего соизволения, в 1816 году, хегфорские и перноские луга поступили в пользу обители, а хегфорская мельница отошла в ведомство казны59.

Сверх этого, монастырь получал, хотя и незначительные, доходы с двух подворий, из коих одно находилось в г. Сердоболь, а другое в С. Петербурге. А по продаже С.-Петербургского подворья ведомству Императорского Человеколюбивого Общества за 30 т. р. ассигнациями, доходы доставляла часовня, вновь устроенная на означенные деньги в С. Петербурге же у Малоохтенского перевоза.

Таким образом монастырские положительные доходы в правление игумена Иннокентия доходили слишком до 5000 р. По ведомостям 1804 года были показаны два билета кредитных учреждений, каждый в 1000 руб. Это были первые билеты на капитал монастырский. К ним с течением времени присоединены были разные вклады, о которых скажется подробно в следующей главе.

В 1819 году штат больничных в Валаамском монастыре увеличен прибавкою 45 вакансий для монашествующих, содержание которых монастырь принял на себя60. Этим исполнилось желание о. Иннокентия, чтобы больные монашествующие, немогущие проходить послушания, остаток дней своих проводили спокойно.

Пожертвования и вклады

К облегчению содержания монастыря значительно способствовали делаемые в его пользу разными лицами пожертвования и вклады. Так от щедрот императрицы Елисаветы Петровны присланы были на Валаам:

а) ковчег серебряный без пробы, в виде четыреугольного ящика с балдахином, и серебряный ковшик для подавания теплоты. Весу в ковчеге и ковшике 203 золотника;

б) риза настоятельская золотой парчи; у ней по бледно-малиновому бархатному полю золотые букеты и разводы; оплечье ризы вышито по малиновому бархату китайским крупным жемчугом и мелкими перломутровыми зернами, местами же – серебряною битью;

в) Преосвященный Гавриил, митрополит С.-Петербургский, нередко делал в монастырь разные приношения. В 1786 году от него пожертвовано было Евангелие в серебряном окладе, с надписью: „Евангелие Преображенского Валаамскаго монастыря подаяния преосвященнаго Гавриила, архиепископа с.-петербургскаго и ревельскаго”. Потом поступила от него книга Иоанна Лествичника, напечатанная в Москве 1785 г., с надписью на обороте первого заглавного листа: „Сею святаго Иоанна Лествичника книгою благословляю братию Валаамской обители, пастырски увещевая, да почерпают из нея правила и наставления к совершенству душеспасительнаго христианскаго жития. Гавриил митрополит новгородский”. Другая рукописная книга под заглавием: „Путешествие в Иерусалим монаха Никанора Москвитина в 1796 году”. Она поднесена была митрополиту Гавриилу, а от него передана на Валаам.

г) В 1820 году пожалована в монастырь от Государя императора Александра I золотой парчи богатая ризница: 11 риз священнических, в том числе риза настоятельская с бархатным, шитым золотом оплечьем, пять стихарей, бархатное оплечье протодиаконского стихаря шито золотом, одежды и покровы на престол, жертвенник и два аналогия, 11 подризников серебряного фризе, зеленого бархата шитые золотом палица и набедренник, 16 поручей, 11 поясов и 5 орарей. Как-бы в последний уже священный и загробный дар императора Александра, в 1826 году, по кончине его, препровождены были в Валаамский монастырь, по Высочайшему повелению, покров золотосеребряной парчи, покрывавший Благословенного во все время печального провождения тела его из г. Таганрога в С. Петербург, подушка золотого глазета из под его короны, шесть бронзовых ножек из под гроба, десять траурных гербов61 и колокол, слитый из мишурных гасов, бахромы и кистей, оставшихся от убранства церквей при погребальной процессии62.

Многие доброхотные датели, из уважения к Валаамским старцам, посвятившим дни свои богоугодной жизни63, соспешествовали своими пожертвованиями к устройству их святой обители.

Первый пример на этот случай подал Валаамский же игумен, старец Назарий. Отезжая в Саровскую пустынь, он оставил Валаамскому монастырю, пожертвованные лично ему на путевые издержки от неизвестных благотворителей, три билета, каждый в 1000 руб. ассигнациями и того 3 т., с условием обращать проценты с них на пропитание братий.

Министр коммерции граф Николай Петрович Румянцев, при письме своем от 29 июля 1805 года, препроводил к высокопреосвященнейшему Амвросию, митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому, медную доску и 200 экземпляров вида Валаамского монастыря для продажи их в пользу обители, изъявляя усердие приготовить этих видов еще на свой счет, когда препровождаемые разойдутся64.

Граф Николай Петрович Шереметев пожертвовал 2000 ассигнациями на построение при монастыре больницы.

Граф Чернышев доставил в обитель билет С.-Петербургской сохранной казны в 600 руб. ассиг. На вечное поминовение своей супруги Елисаветы Александровны, урожденной княгини Белосельской-Белозерской.

Строитель Палеостровского монастыря о. Иосиф пожертвовал также билет С.-Петербургской сохранной, казны в 1000 руб., с тем, чтобы проценты отпускаемы были ежегодно в пособие содержания при монастыре больницы.

От архимандрита Соловецкого монастыря Макария, на вечное поминовение души его, по завещанию получено 100 руб. ассиг.

Из Олонецкой духовной консистории при указе получено в монастыре 20 руб. по завещанию преосвященного Антония, на поминовение души его.

* * *

51

История Прав. церкви в Финляндии стр. 64.

52

Выписка из Кексгольмских отказных книг в краткой летописи монастыря.

53

Ведомость игумена Ефрема в Новгородскую духовную консисторию 1762 года.

54

Экстракт из протокола Кексгольмского зетскаго суда 9 марта 1775 года.

55

Отношение Выборгской и кексгольмской провинциальной канцелярии от 19 марта 1783 года № 187.

56

История Православной церкви в Финляндии, стр. 84.

57

Указ 1799 года № 2042.

58

Указы 1797 года.

59

Указ 1819 года № 2,459.

60

Указ 1816 года № 769.

61

Отношение графа Орлова-Денисова от 25 марта 1826 г. № 258.

62

Письмо князя Александра Куракина от 4 мая 1826 г. № 3812.

63

Копия с письма графа Румянцева митрополиту Амвросию, в делах монастырских. 1805 г.

64

Копия с письма графа Румянцева митрополиту Амвросию, в делах монастыря 1805 г.


Источник: Валаамский монастырь : [Историч. очерк]. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1864. - [4], VI, XXIV, 348 с., 1 л. фронт. (портр.), 7 л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle