Источник

I. Возобновление монастыря и постепенное устроение монастырских зданий

Залог к возрождению обители. – Всеподданнейшее прошение Тихвинского архимандрита Макария, ненамеренно угрожавшее Валааму сделаться навсегда жилищем мирских людей. – Указ 1715 года о восстановлении Валаамского монастыря. – Скорое построение и освящение церквей на Валааме. – Исправление и усовершенствование церквей щедротами императрицы Елисаветы и сената. – Пожар в 1754 году и вторичное обновление обители в лучшем виде щедротами императрицы и св. Синода. – Возведение новых построек в монастыре до поступления нынешнего игумена Дамаскина.

В 1611 году Валаамский монастырь, как мы видели, разорен был Шведами. Запустение на месте обители было совершенное и продолжалось сто слишком лет. Но главное основание, фундамент прежняго Валаама, оставался еще там залогом возрождения монастыря. На острове почивали сокрытыми под землёю св. мощи первооснователей Валаамской обители препод. Сергия и Германа. Шведы, в фанатических увлечениях еретическими заблуждениями лютеранства, ругались над могилою святых и подумывали извлечь преподобных Валаамских угодников из-под спуда на всенародное позорище… но были наказаны от Всевышнего за презрение святыни. Это обстоятельство внушило Тихвинского монастыря архимандриту Макарию повергнуть на имя Российских самодержцев следующее прошение: „Милостивые Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всея Великия и малыя и белыя России Самодержцы, пожалуйте нас богомольцев своих; не дайте, великие государи, тех святых Германа и Сергия Валаамских, паче же и Российских древних, преславных Чудотворцев, чудотворным, их мощем у проклятых лютор в поругании быть; повелите, государи, те святая мощи с того Валаамскаго острова от их люторскаго поругания пренести в свое царское богомолие Пресвятыя Богородицы чудотворнаго Ея образа Одигитрия в Тихвин монастырь, дабы оне, проклятые люторы, тем не возносилися и святым нашим поругания не чинили, и за сие бы от окрестных государств, которые ныне состоят в благочестии и содержат закон греческий, поношения и укоризны не было; паче же премудрый Господь Бог, за сие им лютором на святыя наша, попущение, на нас праведнаго своего гнева не послал. Воистину, велите Государи, тии святые Герман и Сергий, Валаамские чудотворцы, преславные, еще живи быша, и тогда прорицаху настоящая и будущая, яже о сем, великие Государи, сотворите прилежное радение, дабы тех святых Германа и Сергия Валаамских, паче же и Российских преславных Чудотворцев, многочудесныя их мощи от проклятых лютор в поругание не были. За сие же вашу государскую благую ревность и за прилежное тех святых Германа и Сергия чудотворцев о вас молитвы, подаст вам Господь Бог милость Свою и покорит вам вся враги, востающия на Православную нашу Христианскую веру, под ноги ваша, о сем молим вас милостивых и премилостивых великих государей. Мы, богомольцы ваши, и милости просим великие Государи Цари смилуйтесь”.

Благочестивые чувствования архимандрита Макария, выраженныя в этом прошении, бесспорно, высоки, святы, бескорыстны и всякого уважения достойны. Но осуществление их угрожало Валааму навсегда остаться жилищем мирских людей. Перенесите только честныя и многоцелебныя мощи св. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в Тихвинскую обитель, прославленную явлением в ней чудотворного образа Божьей Матери: тогда Валаамская обитель, по всей вероятности, осталась бы предметом истории и не восстановилась бы более... ибо с Валаама сдвигнуто было бы самое её основание. Но, по предстательству Валаамских чудотворцев, Господь не восхотел, чтобы место, на котором положено основание Православной веры св. Ап. Андреем, осталось в запустении, чтобы обитель, в основании которой почивали чудотворцы Сергий и Герман, навсегда исчезла с лица земли после многовекового своего существования. Валаамской обители предстояло в будущем важное назначение... Неизвестно, какое решение дано от святейшего патриарха на это прошение, переданное ему от Государей. Вероятно, отрицательное: иначе Св. мощи были бы перенесены в Тихвин. Потом архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх поверг императору Петру Первому, чрез его любимца князя Меншикова, доклад о восстановлении Валаамского монастыря на прежнем его основании. Можно думать, что и Государю не безызвестен был Валаамский остров, что, в частых поездках своих в Олонецкий край, он не раз посещал мимоездом Валаам и мог по опыту судить, какое удобство к иноческому пребыванию имеет этот пустынный, остров, мог лично видеть и почувствовать печальное и одинокое положение св. мощей преподобных Сергия и Германа, и отсюда, естественно, в его сердце могло возгораться желание снова водворить сонм подвижников на Валаам вокруг священной могилы святых Первоначальников. Вот последовал 1715 года указ Императора о восстановлении монастыря. Донося о такой воле Государя преосвященному Аарону, епископу Корельскому и Ладожскому, игумен Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх просил благословения Владыки: „на Ладожском озере, на Валаамском острове, строить вновь монастырь и в нем церковь Преображения Господня с приделами святых Апостол Иоанна Богослова и Андрея Первозванного». Преосвященный Аарон, епископ Карельский и Ладожский, дал на сей предмет Кирилло-Белозерского монастыря игумену Иринарху благословенную грамоту следующего содержания: „1717 года, Февраля в 17 день. По указу великого господина преосвященного Аарона, епископа Корельскаго и Ладожскаго, в нынешнем 717 году, сего Февраля в 15 день, нам преосвященному епископу били челом Кириллова монастыря Белозерскаго архимандрит Иринарх с братиею, а в челобитье их написано: в прошлом 1715 году по иммяному Его Великаго Государя указу, повелено им, архимандриту с братиею на Ладожском озере, на Валаамском острове, строить вновь монастырь, и в нем церкви Божии, о котором строении ныне он, архимандрит с братиею, и бьют челом, дабы на том острову построить вновь монастырь и церковь во имя Преображения Господня, и с прделы святых Апостол Иоанна Богослова, Андрея Первозванного, а без Его Великаго Государя указу, онаго чинить не смеют, и чтоб преосвященному епископу пожаловать его архимандрита с братиею, велетиб на вышереченном острову оную церковь Преображения Господня с приделы вновь построить, и о том дать указ и по его преосвещеннаго указу ведано на оном Валаамском острову, вышереченную церковь во имя Преображения Господня с приделы строить и ко оному церковному строению лес ронить и всякой церковной припас готовить и из того лесу построить на том острову вновь вышеозначенную церковь во имя Преображения Господня с приделы и верхиб на той церкви и на прделех были нешатровые и олтари зделатъ круглые тройные, а в церкви в олтарной стене по средеб были царские двери, по правую их сторону, южные, а по левую северные, да подле царских дверей, меж южных поставить образ Всемилостиваго Спаса, а по левую сторону царских дверей меж северных поставить образ Пречистыя Богородицы, и инныя образы по чину. Да как Божиею помощию, оная церковь и с приделы построены, и ко освящению совсем изготовлены будут и о освящении и о антиминсах бить челом впредь преосвященному епископу, также, и к монастырскому строению удобный лес приуготовить, из котораго ограду и келии потомуж строить по разсмотрению”.

Получив грамоту сию с величайшею радостию, архимандрит Иринарх письменным прошением убедительнейше приглашал доброхотных дателей к посильным пожертвованиям на восстановление Валаамского монастыря. „Но ноне частицу едину по сердцу твоему даждь Христу во обитель Его просящему – писал он – воспамянух обитель сию, обитель ея же первейшим уже есть создателем и возобновителем первейший Государь, Царь наш Христолюбивый; ибо Его Царскаго Священнаго Величества указом, что первое превеликую быти вменяем милостыню, велено возобновить святую оную обитель, бывшую на острове Валаам, что на Ладожском озере, где и поныне опочивают чудотворцы Серий и Герман”25.

В Марте месяце 1717 года на одиннадцати лошадях присланы были из Кириллова на Валаам церковная утварь: крест серебряный позолоченный, ризы крашенинные и проч., также хлебные припасы и разные хозяйственные орудия. Скоро приступили к возобновлению монастыря. На первый раз нужно было построить церковь. Первым строителем был инок Александр Рябининский26. В возобновлявшейся обители открылись большие неустройства; смущаясь ими, строитель Александр просил смены. Преемниками его в записках монастырских упоминаются иеромонах Савва – 1710 и иеромонах Тихон 1721 года27. В самом начале, 1719 года, церковь с приделами была уже построена, строения были все деревянные. Преосвященный Аарон, получив о сем 8 января 1719 года донесение от архимандрита Иринарха, прислал на Валаам немедленно от 11 числа того же января три освященные антиминса и благословил освятить церковь с приделами или архимандриту Иринарху, или Валаамской пустыни строителю иеромонаху с диаконом соборне, благорассудно присовокупив в благословенной грамоте, чтобы церкви были освещены, как требовалось в то время и постановлениями церковными, по чину по новоисправленному требнику. Ибо в лета запустения Валаамской обители с 1611 по 1720 год успел образоваться раскол, державшийся упорно старопечатных книг.

Новопостроенную церковь освятил сам архимандрит Иринарх: из монастырской записи видно, что он был на Валааме 18 марта 1719 года и постриг в монахи Исидора Шарова, в последствии Иосифа, строителя Валаамскаго монастыря. В строители был произведен о. Иосиф в 1724 г. 12 февраля28. Так положено основание к восстановлению Валаамской обители, которая в течение векового запустения вовсе вышла было из памяти прежних своих почитателей.

В 1751 году, по прошению строителя Ефрема, от щедрот императрицы Елисаветы Петровны было пожаловано 1000 рублей на необходимую починку и постройку монастырских зданий и особенно на церковную утварь и на исправление иконостаса и образов. От начальства поручено было архитектору Гизелю составить опись и смету поправкам и постройкам в обители и представить их в Правительствующий Сенат при донесении29. Вскоре преосвященный Стефан, архиепископ Великоновгородский и Великолуцкий, благословил о. Ефрему на пожалованные от Правительствующего Сената деньги 2000 руб. ассигн. „построить иконостас с резьбою, святые образа починить и вновь написать, церкви перекрывать, внутри исправить, также священнические ризы и построить ограду”. Обитель росла... Но в 1754 году ее постигло новое испытание: 3 апреля в день Светлого Христова Воскресения после литургии сделался пожар. В новопостроенных келлиях на северной стороне монастыря, в которых никто ещё не жил, показался огонь из-под кровли. Иноки и рабочие бросились тушить, но ветер был слишком силен... Огонь захватил другие келлии, потом перешёл на церковные строения, и монастырь весь сгорел с хлебными амбарами, с заготовленными бревнами, тесом и оградой. Уцелела только часть монастырской стены над святыми воротами, да часовня в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Из вещей спасено несколько икон, церковные сосуды, малое число книг и три освящённые антиминса. Тогда иноки, с разрешения епископа, совершали своё обычное богослужение в Благовещенской часовне, которую просили освятить в церковь, дабы в церковных потребах не последовало остановки.

Щедроты Императрицы и отеческая заботливость св. Синода снова оживили погоревшую обитель. От императрицы Елисаветы Петровны на необходимые постройки было пожаловано в два раза 1754 и 1755 года 2500 р. асс. Всего же императрицею Елисаветою Петровною, как свидетельствует Озерецковский в своем путешествии, пожертвовано было деньгами 8000 руб. асс., кроме приношений вещественных, о которых будет сказано в своём месте30. От св. Синода 20 августа 1754 г. благословлен круг церковных книг и семнадцать образов, частию в серебряных, частию в медных окладах31. В 1756 году в обители снова построены были деревянная теплая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и деревянная же соборная церковь во имя Преображения Господня с четырьмя приделами: св. Апостол Петра и Павла, св. Апостола и Евангелиста Иоанна, Андрея Первозванного и св. праведных Захарии и Елисаветы. Тогда же устроены были одежды на престолы и для священнослужителей: праздничные из камки, и повседневные из выбойки. Прочие монастырские строения были также деревянные. Монастырь обнесён был деревянною же оградой и имел в окружности 250 сажен.

В 1759 году от великого и страшного ветра в ночи на 7 число марта пала новопостроенная колокольня, шатер разбило на мелкие части и разметало кровли над келлиями. Это несчастие принесло убытку монастырю по смете на 586 руб. 50 к.

Все церкви, построенные в обители, были холодные, исключая, как замечено было, храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Старцы священно-иноки весьма затруднялись служить, особенно раннюю литургию в холодных церквах, почему, по прошению о. игумена Ефрема в 1759 году, преосвященным Парфением, викарным епископом Корельским и Ладожским, благословлено было: в паперти теплой Успенской церкви построить придел во имя св. Николая чудотворца, что в скором времени и приведено было в исполнение.

Братская трапезная находилась от теплой церкви в 60 саженях. О. игумен, видя, что „братии и престарелым монахам от церкви до трапезы в погоду и в мороз весьма трудно ходить”, просил преосвященного Тихона, епископа Кексгольмского и Ладожского, благословить при трапезной построить теплую церковь во имя Рождества Господа Иисуса из своего келейнаго кошту. Эта церковь в 1768 году была окончена и освящена.

Так в короткое время обстроилась Валаамская обитель. Много забот, много разнообразных попечений стоило её устроение о. Ефрему. Строевой лес, за неимением его на Валааме, нужно было покупать, как это объяснял о. Ефрем на запрос С.-Петербургской духовной консистории, на пильных заводах в Сердобольском и Самшинском погостах и при городе Олонце: „ибо монастырский лес – говорил он – не употребляется ни в какое строение, разве на починку по самой нужде выбиранием годных бревен, понеже оных мало имеется”.

Около 1781 года стали ветшать монастырские строения; теплая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и церковь Рождества Господа Иисуса требовали значительных поправок; недостатки в обители продолжались. В 1785 году монастырское строение представляло весьма печальную картину. „Местоположение монастыря красиво и, можно сказать, величественно – писал академик Николай Озерецковский, лично видевший Валаам – но монастырское строение ни мало ему не соответствует. Оно состоит из деревянной ограды, в которой церковь с колокольнею и монашеския хижинки также деревянныя… Нынешние пустынники заслуживают иметь лучшую обитель”32. Заботливое сердце преосвященного митрополита Гавриила чувствовало скорбное положение Валаамской обители. Деятельный архипастырь, желая восстановить древний Валаам, вызвал в 1781 году из Саровской пустыни тамбовской епархии опытного старца Назария с тем, чтобы для Валаамских иноков, введен был им устав Саровской пустыни33. Сначала настоятель Сарова, известный строгою подвижническою жизнию о. Пахомий, и сам епископ тамбовский Феофил старались удержать у себя знаменитого отшельника и представили о нём преосвященному Гавриилу, как о человеке малоумном и неопытном в духовной жизни. Преосвященный Гавриил проник тайну смирения Назариева. „У меня много своих умников – отвечал он – пришлите мне вашего глупца”. И таким образом, невольно привелось отпустить смиренного подвижника, и в следующем 1782 году отец Назарий, указом С.-Петербургской духовной консистории от 7 марта за № 253, был определён строителем в Валаамский монастырь.

Старец Назарий, следуя по пути предшественников своих, Валаамский монастырь обстроил ещё более. Он составил план каменного монастырского здания, существующего по настоящее время и составляющего внутренний его четыреугольник. Для тридцати человек братий помещения в этом четыреугольнике было вполне достаточно. План здания был составлен по проекту отца Назария и утвержден преосвященным Гавриилом, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским, 10 Февраля 1785 года. Осуществление этого плана потребовало значительных средств. По просьбе отца Назария, епархиальное начальство дало ему книгу для сбора подаяний от доброхотных дателей34. Кирпич и известь заготовлялись на месте; за тысячу обожженного кирпича монастырь платил подрядчику по 8 р.; на кирпичном заводе работало до 42 человек35.

С помощию благотворителей, лет в восемь возведено было все монастырское здание, в окружности слишком 140 сажен. На восточной стороне возвышался каменный двухэтажный собор о пяти главах с обитыми жестью крестами и над папертью его поднялась каменная 18-ти саженная колокольня; по обеим сторонам собора над монастырскою кровлею появились кресты и главы церквей Успенской и Никольской. При закладке этого собора с церковью во имя св. Сергия и Германа над нетленными их мощами было откровение Валаамскому иноку Иннокентию, в котором чудесно выразилось благословение первооснователей Валаамской обители к созиданию сего храма. Событие сие происходило так в самый день закладки каменного собора. Инок Иннокентий, возвратясь от заутрени, вздремнул в своей келлии и во время этого краткого сна Господь сподобил его видеть знамение, что созидаемый храм есть жертва Богу приятная. Старцу казалось: в монастыре необычайное стечение разного народа и все ожидают прибытия высокопреосвященного митрополита Гавриила для положения основного камня. Вскоре явился сам Владыка, облаченный в мантию и с жезлом архиерейским в руке; по обе его стороны шли два святолепные схимника. Приблизясь к месту, где почиют многоцелебные мощи преподобных Сергия и Германа, они остановились, осенили крестным знаменем святую могилу и все пространство, назначенное под строение – и стали невидимы.

Отец Иннокентий, проснувшись, тотчас же поведал настоятелю игумену Назарию о видении своем. Мудрый старец уразумел в этом видении благоволение Валаамских чудотворцев к возобновлению древней их обители, а в сновидце познал преемника и деятельного продолжателя великого своего подвига.

Около этого же времени для скитских братий, в полуторе версте от монастыря, построены были шесть каменных небольших келлий и среди их каменная же небольшая церковь36. Когда же, вблизи монастыря, построены были два каменные дома для рабочих, каменный дом для странников и каменная же пустынная келья отца Назария – место повременного духовного отдохновения старца от тяжких трудов настоятельства.

В 1789 году освящена была соборне нижняя церковь собора во имя преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев; в 1798 году освящена церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая; в 1794 году – Преображенский собор и придел его во имя св. Апостол Петра и Павла и в 1796 году, по перестройке, храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1805 году, при игумене Иннокентии в Преображенском соборе сделан был вновь деревянный иконостас, который, по заключённому договору, тогда же был и вызолочен мастером Иваном Сиверсом. Таким образом, созидаясь, монастырь мало-помалу и благоустроялся.

В 1793 году, по Высочайшему повелению, учреждена в монастыре епархиальная больница на пять человек, с производством им жалованья из казны по 8 руб. на человека, всего 40 рублей. Причина учреждения больницы в Валаамском монастыре была – несомненная надежда заботливого епархиального начальства, что присмотр и успокоение больных монахов в общежительной обители, где больным прислуживает сама братия по доброй воле и расположении, согласно общежительному уставу, могут быть более рачительны, нежели в других монастырях, где определены были бы к тому штатные служители37.

Внешнему устройству монастыря, кроме других, весьма много споспешествовал митрополит Гавриил и своими средствами и чрез других, ища для себя и для благотворителей обители только молитв, как свидетельствует об этом следующее письмо его: „Честный отец строитель Назарий. Старайтесь поспешить строить монастырь. Доброхотный датель, который дал на строение тысячу рублей, обнадеживает ещё 2000 рублей дать, когда увидит успех в вашем строении. Я приобщаю памятцу, вы справьте соборную по усопших панихиду и литургию, потом о здравии молебен, и запишите и меня к вечному поминовению. Вседоброжелательный вам Гавриил, митрополит Новгородский”.

Мая 29 дня 1783 г.

В 1801 году 26 января предал душу свою Господу преосвященный митрополит Гавриил, много лет отечески промышлявший об устройстве Валаамской обители; в скором времени, по кончине преосвященного, свершил своё многополезное служение Валаамскому монастырю и отец Назарий.

Избранный общим согласием братства в настоятели Валаамского монастыря, отец Иннокентий был утвержден в этой должности епархиальным начальством в 1801 году38. Вступив в должность настоятеля, о. Иннокентий неутомимо заботился и об улучшении внешнего быта умножавшегося братства. Имея на лицо строительные материалы и достаточный капитал, отец Иннокентий достроил восточную, западную и южную стороны внешнего четыреугольника монастырскаго здания, начатые, должно быть, ещё при отце Назарии, и испросил дозволения от епархиального начальства: „построить в обители больницу для престарелых и немощных братий и в пристойность к ней церковь во имя Божией Матери Живоносного Источника”.39 Итак, его старанием возник почти весь, по настоящее время существующий, внешний четыреугольник монастырского корпуса.

На южной стороне этого четыреугольника, над святыми вратами обители, по прошению отца Иннокентия, в 1802 году было разрешено построить церковь, и эту церковь предполагалось освятить во имя Спаса Нерукотворенного Образа40. Но, по встретившейся необходимости перенести пономарскую из алтаря соборной Преображенской церкви в отдельную палату по левую сторону алтаря, где до того времени находилась монастырская ризница, а под ризницу отвести алтарь придельной церкви св. Апостол Петра и Павла, престол св. Апостол был перенесен из собора в вышеозначенную церковь над святыми вратами, и во имя их она освящена была 29 июня в 1809 году. Церковь же во имя Живоносного Источника Пресвятой Богородицы при больнице освящена 80 июня 1814 года41.

В 1803 году, по прошению отца Иннокентия, для приезда монашествующих было дозволено построить один небольшой с сенями покой трудами и иждивением монастырским на церковной земле, состоящей вблизи г. Сердоболя, подле жилица церковного ктитора42. В 1809 г., по духовному завещанию сердобольского купца Михаила Максимовича Дорошкина, за поминовение, в пользу обители поступило пустопорожнее место в 72 квад. саж. На этом месте, с дозволения сердобольской ратуши, и построен был монастырский дом „на духовных правилах”43. Как земле, пожертвованной монастырю купцом Дорошкиным, в 1825 году прикуплено было в г. Сердоболь еще небольшое пустопорожнее место.

Усердием отца Иннокентия, на сумму, пожертвованную от доброхотных дателей, в 1828 г, на том месте, где почивают под спудом св. мощи преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, сооружена была серебряная рака. На ней выкованы: на верхней деке во весь рост изображения Преподобных; на боковых сторонах изображения перенесения мощей их; на передней – надпись о сооружении раки и на задней – вид монастыря. Карнизы раки кованые с четырьмя литыми херувимами и другими украшениями. Весу в раке всего серебра 192 фунта.

Таким образом здания в Валаамском монастыре с 1811 года были все каменные, и в состав их входили следующие предметы 1) „соборная церковь двуэтажная; в верхнем этаже храм во имя Преображения Господня, по которому монастырь называется ещё Спасо-Преображенским, с приделом во имя св. Апостол Петра и Павла, о 5-ти главах, крыта железом, и внутри украшена великолепным и богатым иконостасом: кресты деревяные, обитые жестью; в нижнем этаже храм во имя преп. Сергия и Германа, где почивают под спудом и Св. их мощи; 2) церковь во имя Успения Божией Матери, тёплая; 3) церковь во имя Тихвинской Божией Матери, над святыми воротами; 4) церковь во имя св. Николая чудотворца, в северо-восточном углу; 5) колокольня при соборной церкви; 6) от Николаевской церкви по южной стороне братские двуэтажные кельи; по западной стороне настоятельские двуэтажные же; по северной кухня и трапеза, по восточной службы; 7) здание сие в некотором расстоянии от оного обнесено каменною оградою, в которой по правую сторону Тихвинской церкви братские, а по левую гостиные кельи; от юго-западнаго угла или от гостиных сих больница, и от северозападного угла три флигеля гостиных же комнат, все двуэтажные; 8) вне монастыря на западном берегу гостиные комнаты и достаточное число купеческих лавок; 9) в трёх верстах от монастыря к юго-западу скит, в котором церковь каменная во имя Всех Святых и 6 келий братских. Кроме сего, находились в разных местах уединенные кельи или скиты, нарочито построенные для желающих безмолвия Валаамских пустынников, из коих некоторые удалялись туда от своих собратий и жили в них по нескольку недель и месяцев.

В 1820 году, в Малой Коломне в С.-Петербурге, был куплен дом для Валаамского подворья, на казенный счет, за 44 т. р. асс., с употреблением, кроме того, 2725 р. при совершении купчей44. В том же году куплено прилежавшее к подворью пустопорожнее место, на покупку которого, с издержками на купчую, израсходовано казною всего 5838 руб.45.

Тогда же Императору Александру І благоугодно было на Валаамском подворье устроить церковь, и на устроение её в распоряжение о. Иннокентия выдано было из казны 6881 р. 50 коп. Вещи, нужные для церкви, в это же время устроены были из собственных сумм Кабинета Его Величества, а именно: серебряные с позолотою: Евангелие, крест, сосуды с прибором, кадило и ковшик для теплоты и медные: чаша для освящения воды, четыре лампады и три подсвечника46. Церковь эта в скором времени была построена и освящена во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

В последнее время настоятельства много беспокоили о. Иннокентия дела по вновь устроенному в С.-Петербурге подворью. Необходимость требовала содержать при подворье, для отправления ежедневно священнослужения по уставу, до 16 человек братий. Для чести обители нужно было назначить в Петербург братий отличных по образу жизни и способных по послушаниям; а петербургская жизнь действовала невыгодно на пустынные их нравы: братия расстроивались, о. игумен желал даже, для превращения затруднений, вместо подворья, построить в Петербурге часовню. Случай представился прекрасный: один неизвестный благотворитель изъявил усердие для святой обители, на свой счет, близ церкви Знамения Пресвятой Богородицы, построить часовню и при ней кельи для братии. Изъясняя это обстоятельство и потребность обители князю А. Н. Голицыну, о. Иннокентий просил его представить на Высочайшее усмотрите Государю Императору прошение монастыря о сдаче подворья47. На докладе князя Голицына по этому делу, в 1825 году резолюция Государя последовала следующая: „оставить подворье в нынешнем состоянии – о чем я лично объяснялся с обоими игуменами – они того же мнения”48. Надо думать, что скромность старцев и их глубокая благодарность за Высочайшие щедроты не позволили им изъяснить дело подробно Благословенному.

По смерти о. Иннокентия, около семи лет управлял монастырем игумен Ионафан (1828–1830), и в это краткое время на северо-западной стороне внешнего корпуса монастырского он построил прекрасный двухэтажный флигель и на северо-восточной – одноэтажный флигель, где помещается в настоящее время библиотека, распространил монастырскую трапезную, переделал старую больницу и обратил её в ризницу, оградил каменною стеною братское кладбище и во храме Преподобных установил отправление ранних заупокойных литургий.

По смерти Ионафана, настоятелем из Валаамской братии избран был Варлаам (1830–1833). Во время управления его монастырем, с Высочайшего соизволения, в 1832 году сдано было монастырское подворье в С.-Петербурге в ведомство Императорского Человеколюбивого Общества. О сдаче этого подворья, как видели мы прежде, хлопотали еще о. игумены Иннокентий и Ионафан. За подворье из сумм Человеколюбивого Общества выдано было монастырю 30 т. р. асс., для построения часовни в С.-Петербурге, у Малоохтенского перевоза, на земле, пожертвованной в обитель С.-Петербургскими и фридрихсгамскими купцами Караваемыми49. Церковное имущество, находившееся в подворской церкви, как то: святой престол, иконостас, ризница и прочая утварь, устроенная от щедрот в Бозе почившего Императора Александра I и из сумм монастырских, было возвращено монастырю50.

По увольнении от должности о. Варлаама, в настоятели Валаамского монастыря был определен Коневский игумен о. Вениамин.

Старанием о. Вениамина, с Высочайшего соизволения, на земле, пожертвованной монастырю купцами Караваевыми, в 1834 году устроена была каменная часовня и при ней каменное же здание для монашествующих.

В эту часовню, в 1835 году, от купеческого сына Димитрия Полежаева, с помощию купцов, торговавших под Невским, пожертвована была икона Святителя Николая чудотворца, в серебряной позлащенной ризе, местами украшенная стразами, ценою в 6000 руб. ассигн.

Из приготовленного игуменом Варлаамом материала, при о. Вениамине устроена была 70-ти ступенная гранитная лестницам, ведущая из под горы на монастырскую площадку.

В 1885 году, иждивением фридрихсгамского купца Федора Федоровича Набилкова, над больничною церковию во имя Живоносного Источника, в готовом втором этаже устроена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, которая и освящена была в 1887 году; иконостас в нее помещен находившийся в подворской монастырской церкви в С.-Петербурге.

В 1836 воду в г. Сердоболе, при о. Вениамине, вновь перестроено было деревянное монастырское подворье.

По смене его, в настоятели избран был из Валаамской братии о. Дамаскин, по настоящее время управляющий обителью, 6-го марта 1839 года, при посредстве благочинного монастырей С.-Петербургской епархии о. архимандрита Игнатия (ныне преосвященного, пребывающого на покое в Николаевском Вабаевском монастыре, костромской губернии). Сдав монастырь новому настоятелю, о. Вениамин выехал в г. Кострому. Впоследствии он был там настоятелем Ипатьевской обители и в той должности скончался.

* * *

25

Прошение Кирилло-Белозерскаго архимандрита Иринарха, копия в монастырском архиве.

26

Благословение Белозерскаго монастыря архимандрита Иринарха Валаамскаго острова строителю монаху Александру Рябининскому с Братиею; копия в монастырском архиве.

27

Краткая летопись монастыря.

28

Краткая летопись монастыря.

29

Указ Сената в Кексгольмскую канцелярию от 24 октября 1751 года за № 5807.

30

Путешествие, стр. 65.

31

Одна из этих книг, а именно св. Евангелие, доселе сохранилась и находится на престоле в церкви на Святом острове. На сем Евангелие значится след. надпись, изображенная уставом: „По указу Ее Императорскаго Величества, по определению св. Правительствующаго Синода, из московской типографии прислано св. Евангелие по прошению Преображенскаго Валаамскаго монастыря строителя иеромонаха Ефрема с братиею, во оный монастырь и весь церковный круг безденежно для пожарнаго случая, который причинился нечаянно 1764 года апреля 3 дня в самый день Светлаго Христова Воскресения. Получена сия книга 1755 года, марта 1-го дня”.

32

Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому, стр. 61–64.

33

Сказание о жизни и трудах преосвященнаго Гавриила, митрополита новгородскаго и с. петербургскаго, соч. архимандрита Макария. С. П. Б. 1857 г, стр. 63.

34

Указ 1764 г, № 329.

35

Путешествие академика Озерецковскаго cтр. 71 и 72,

36

История Православной церкви в Финляндии стр. 86.

37

Указ 1793 г. № 673.

38

Указ 1801 г. № 1523.

39

Указ 1807 г. № 880

40

Указ 1802 г. № 274.

41

Указ 1803 г. № 2396.

42

Свидетельство Сердобольской ратуши от 20 августа 1809 г. № 918.

43

Свидетельство Сердобольской ратуши от 20 августа 1809 г. № 918.

44

Указ 1820 года № 1289.

45

Указ 1820 г. № 1295.

46

Указ 1820 г. № 1761.

47

Указы 1823 г. стр. 137, 211 и 212.

48

Указы 1825 г. № 264.

49

Указы 1832 г. № 3098

50

Указы 1832 г. № 3487.


Источник: Валаамский монастырь : [Историч. очерк]. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1864. - [4], VI, XXIV, 348 с., 1 л. фронт. (портр.), 7 л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle