Источник

IX. Чудотворения, совершившияся в последнее время

Св. Православная церковь наша, как основанная на Востоке самим Господом Иисусом Христом, как Церковь имеющая апостольское происхождение и неизменно сохранившая учение веры, благочестия и преемство иерархическое, имеет и благодать Св. Духа, которая проявляется в разных местах на её пространстве многообразными духовными дарованиями. Мы видели явления сей благодати в самых исторических судьбах Валаамской обители и в житиях её подвижников. Но Валаам есть место особенное. Там издревле обитало и процветало православие и благочестие в правоте и непорочности. Там до сих пор почивают св. мощи Первооснователей обители – преподобных отец наших Сергия и Германа и многих других подвижников, Богу угождавших. Конечно это обстоятельство соделало Валаам мостом и источником особенной благодати Божией. Со дня обретения мощей св. Сергия и Германа сия благодать проявлялась в многоразличных чудотворениях. Старцы прежнего времени сохраняли дела милосердия Божиего, по своей простоте и смирению, только в памяти своей и путем предания передавали о них своим ученикам. Без всякого сомнения, многие из них были преданы и письмени. Предки наши любили записывать и в книги повествования о делах Божиих. Но опустошения и разорения, каким подвергался монастырь в лице своих старцев, в своих памятниках и достоянии, все уничтожили. Впрочем, благодать и сила Божии несокрушимы... С восстановлением обители и доселе не престает действовать в ней чудодейственная сила Божия, обнаруживавшаяся и во дни запустения Валаамского монастыря. Мы уже видели опыты благодати Божией явленной в чудотворениях прошлого периода. В последнее время, удостоивавшиеся чудотворных действий стали чаще и откровеннее заявлять о сем инокам Богоспасаемой Валаамской обители. В монастыре приняты были меры к точному изложению достоверных явлений чудотворной силы Божией, исходящей от места, в котором почивают св. мощи угодников Божиих Сергия и Германа Валаамских и всей России чудотворцев. Из записи этих чудотворений со слов достоверных повествователей составлена целая книга, существующая на Валааме. Выпишем из неё замечательнейшие из чудотворений для прославления имени Божия и Валаамских Угодников, чрез Которых действует благодать Божия.

I. Чудотворения, совершившияся по молитвам преподобных Германа и Сергия, были весьма различны. Так: было весьма много случаев, что путники, подвергавшиеся на Ладожском озере опасности жизни, в разныя времена года, были чудесно спасены по своему молитвенному обращению к Валаамским чудотворцам. В доказательство сего приведем из многих событий некоторыя замечательнейшия:

Спасение от потопления Фридрихсгамскаго мещанина Илии Овчинникова

Фридрихсгамский мещанин, по ремеслу маляр, Илия Овчинников, раннею весною, когда лёд на Ладожском озере только что стал рыхнуть, переходил на Валаам, с намерением вступить в братство тамошней обители. Он был уже на половине пути, как внезапно поднялся ветер и озеро стало трогаться. Льдину, на которой он стоял, оторвало и понесло в средину озера. Несчастный Илия считал себя погибшим; помощи ожидать было не откуда. Илия прощался уже с жизнию; но ему блеснула мысль обратиться с молитвой к преподобным Сергию и Герману. Святые Угодники вняли погибающему: вдруг льдину понесло в противную сторону и он очутился пред Валаамским островом. Тут на берегу рыбаки ловили рыбу – они заметили Илию, тотчас подъехали к нему на лодке, сняли со льдины, привели в свою избу, отогрели и проводили в монастырь.

Охранение странницы

1881 года, в Рождественский мясоед, пришла в Валаамскую обитель странница и сказывала, что, переходя озеро от Манинского острова к Валааму, была застигнута бурею, при довольно сильном морозе. От холода и усталости она совсем уже изнемогала и стала молить преподобных Сергия и Германа, да спасут её от смерти без покаяния! В это время она заметила островок и на нем избушку. Радость возвратила ей силы и вскоре она была уже в хижине, но – увы! хижина стояла необитаема и без окон. Отчаяние овладело бедною. Она упала на колени и просила Валаамских чудотворцев избавить её от неминуемой гибели. Вдруг слышит глас: „не спи и будешь спасена!” Странница ободрилась, но ненадолго – усталость взяла своё; она прилегла на лавку и лишь только хотела уснуть, какая-то невидимая сила столкнула её на пол и опять раздался глас: „не спи, а ступай в дорогу!” Странница встала; призвав на помощь Угодников Божиих, отправилась в путь и, под защитою их, благополучно достигла монастыря, пройдя, почти без устали, в самую страшную мятель, открытым озером слишком двенадцать верст.

Чудесная помощь зимой на озере расслабленному

В 1850 году, на третьей неделе Великого поста, четыре солдата Сердобольской инвалидной команды: Иван Дианко, Сидор Сердюк, Яким Абакумов и Емелиан Иванов, из Сердоболя шли озером в Валаамский монастырь говеть. Один из них, Емелиан Иванов, внезапно заболел на средине озера и так ослаб, что не мог сам продолжать пути; товарищи должны были нести его на руках. Верстах в десяти от монастыря страдания больного усилились, он почувствовал нестерпимую жажду, но утолить ее было нечем: у путников не случилось никакого орудия, чтобы разбить твёрдый лёд. Страждущий стал молить преподобных Сергия и Германа, да облегчат его мучения; и вдруг пред ним явилась прорубь! Обрадованный больной припал к ней, напился и мгновенно почувствовал себя исцеленным, так что мог без помощи других продолжать дорогу. Один из товарищей хотел тоже утолить свою жажду, но едва приклонился к проруби, чудотворная вода исчезла и даже место, где она явилась, сделалось незаметным!

Больной пришёл в обитель совершенно здоровым; говел, сподобился таинств покаяния и святого Причащения и поведал о дивном своём исцелении, по молитве к преподобным Сергию и Герману.

II. По молитвам Валаамских чудотворцев очень многие православные христиане, разных возрастов, званий и состояний получили исцеления от многоразличных телесных болезней и недугов душевных:

Исцеление двухлетнего младенца по обету родителей

Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, деревни Лунгули, крестьянина Антона Иванова Меншакова сын, двухлетний младенец Иоанн, слишком год страдал расстройством тела от внутренних болезней. Долго пользовали его разными средствами, но всё бесполезно. Напоследок родители молили преподобных Сергия и Германа помочь их сыну, обещая, по выздоровлении, везти его во святую Валаамскую обитель – и малютка чрез несколько дней после сего обета совершенно выздоровел.

Исцеление больной руки четырехлетнего мальчика

Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, в деревне Лунгули, у крестьянского четырехлетнего мальчика Артемия Антонова Меншакова слишком два года болела рука, подле самой кисти, и малютка не мог ею владеть. Все пособия местнаго врача оставались безуспешны. Родители Артемия опасались уже, что он на век останется калекою. Мать ребенка с усердною молитвою обещала отслужить преподобным Сергию и Герману молебен. Язва на руке мальчика с того же дня стала заживать и в короткое время совершенно закрылась.

Исцеление по обету родителей, малолетней священнической дочери Марии, болевшей глазами и расслаблением ног

Дочь священника Либерского прихода, деревни Тайболя (в Финляндии), Михаила Петровича Болотинского, Мария, два года страдала болью глаз и расслаблением ног. Родители, невидя пособий от человеческих врачеваний, прибегли с молитвою к угодникам Божиим Серию и Герману, прося их предстательства пред Господом о исцелении болящей Марии. Они дали обет, если облегчится недуг дочери, везти её на поклонение чудотворным их Мощам. Вскоре Мария совершенно выздоровела. Благодарная мать в июле 1850 г. приезжала па Валаам с исцеленною и другими двумя дочерьми, где, прославляя Бога и преподобных Его Сергия и Германа, поведала чудесное уврачевание дочери своей святою их помощью.

Исцеление расслабленной девицы

Двадцатилетняя девица Агафия Иоаникиева Макарова, крестьянка Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, деревни Гиеви, что на острове Старая мыза, зимою 1848 года внезапно впала в расслабление всего тела, которое продолжалось слишком пять недель. Особенно она страдала болью в голове, так что не могла ею пошевелить. Агафия не имела никаких медицинских пособий, просила лишь преподобных Сергия и Германа о своем исцелении, обещая, по выздоровлении, идти пешком на поклонение чудотворным мощам Валаамских Угодников. Молитва ее была услышана: ей вдруг стало легче и в короткое время она была в состоянии исполнить свой обет. На день празднества Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1849 году, приходила на Валаам уже совершенно здоровою и поведала о случившемся с нею проживающему в монастыре родному дяде своему Василию Юдину Макарову, ныне монаху Варлааму.

Исцеление хромого Феодора Гаугине

Уроженец Манинского острова, деревни Пелтози, Феодор Иванов Гаугане, будучи на работе, венчано почувствовал боль в ноге, которая быстро усилилась и вскоре он принужден был ходить на деревяшке. В этом жалком состоянии, Феодор обратился с молитвой к преподобным Сергию и Герману, прося от них исцеления. Молитва его услышана: ноге стало тотчас же легче. Феодор поехал в Валаамский монастырь и там в скором времени нога его совершенно исцелела. В благодарность к Преподобным Феодор жил два года работником на монастырском гальоте.

Исцеление С. Петербургского купца Капитона Михайловича Михайлова от холеры, по обещанию ехать на поклонение чудотворным мощамъ Валаамских Преподобных

Летом 1849 года С. Петербургский купец К. М. Михайлов, проводив супругу свою на богомолье в Валаамский монастырь, внезапно заболел холерою. Болезнь развилась быстро и достигла той степени, что все усилия помочь страдальцу остались безуспешны. Болящий это заметил и стал уже мысленно прощаться с отсутствующею своею супругой. Горько жалел он, что не поехал с нею и вспомнил, что не раз давал обещание поклониться Валаамским Чудотворцам, но все по житейским нуждам отлагал до удобнейшего, по его расчетам, времени, и вот, как бы в наказание, умирает в разлуке с женою!

Он стал просить Угодников Божиих, да простят его согрешение и помолятся Господу Богу о душе его, обещая, если получит исцеление, немедленно ехать на Валаам. Едва эта молитва была произнесена – припадки болезни остановились, умирающий стал мало-помалу оживать!.. Это случилось в 11 часу ночи, а в 6 часов утра Капитон Михайлович, почти совершенно здоровый, ехал уже на пароходе „Пётр Великий” в Валаамскую обитель воздать благодарение преподобным Сергию и Герману, столь скоро услышавшим его раскаяние и молитву, и так чудно исцелившим его.

Исцеление С.-Петербургского купеческого сына Иоанна Старцева от падучей болезни

Купеческий сын Иоанн Старцев на четырнадцатом году своего возраста подвергся припадкам падучей болезни, которые мучили его почти каждый день. Год и десять месяцев (1848) пользовали его в С.-Петербургской детской больнице, но все старания врачей оставались безуспешны. Напоследок Иоанн так изнурился, что отчаивались уже в его жизни. Крёстная мать Иоанна, купчиха Фёкла Матвеевна Погодина, посоветовала ему молиться о своем исцелении Валаамским чудотворцам Сергию и Герману и положить обещание трудиться в их святой обители несколько времени. Юноша, вняв благочестивому совету крестной матери, стал молиться Угодникам Божиим – и припадки прекратились, силы его начали укрепляться и через полгода он был в состоянии выполнить свой обет. В феврале 1850 года приехал он в Валаамский монастырь и прожил там около года в совершенном здоровьи.

Исцеление от пьянства

Крестьянин Выборгской губернии, Сердобольского уезда, деревни Рандова, Михаил Ильин Вайтине, в течение многих лет был одержим пьянством. Запои его продолжались по несколько месяцев и почти всегда сопровождаемы были белою горячкою, припадки коей иногда бывали так сильны, что Михаил впадал в неистовство и несколько раз покушался на самоубийство. О призраках, которые его смущали в это время, до сих пор он не может вспомнить без ужаса. Все старания родных, и в особенности человеколюбивого купца Семёна Ивановича Дружинина, у которого Вайтине жил в работниках на Кюменьских рыбных ловлях, не имели успеха удержать его от этой пагубной страсти. Наконец Михаил достиг обыкновенных следствий пьянства – телеснаго расслабления и даже слабоумия. Но Бог, не хотяй смерти грешника, вразумил благочестивых людей пользовать недуг его словами Христовой веры: страдальца расположили к молитве. Михаил прибег к предстательству и защите Валаамских чудотворцев Сергия и Германа. Скоро, в смущённой душе его водворились мир и благопокорность. Он стал укрепляться и телесными силами. Напоследок, сознавая, что ходатайством преподобных Сергия и Германа спасён от вечной погибели, возжелал посвятить остаток дней своих служению Угодникам Божиим в их обители и поселился на Валааме, где из лютеран присоединился к св. Православной церкви и ныне пострижен уже в мантию, с именем Михей.

Исцеление от умопомешательства и глухоты

Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Имбилахтинского кирхшпиля, деревни Хунука, крестьянин Семен Константинов в 1847 году впал в умопомешательство и оглох.

Родные его усердно молились преподобным Сергию и Герману, да облегчат недуг страдальца, и, веруя твёрдо, что Угодники Божии не отвергнут их молений, повезли больного в Валаамскую обитель. Здесь, по окончании божественной литургии и молебного пения богоносным Отцам, повели Семёна к многоцелебной раке нетленных мощей Валаамских Чудотворцев, и едва больной приложился к ней – на лице его выразилось радостное спокойствие: ходатайством преподобных Сергия и Германа, Господь совершенно исцелил больного, и теперь крестьянин Семён Константинов, прославляя Угодников Божиих, совершенно здоров и наравне с другими выполняет все обязанности своего быта.

Исцеление елеем от лампады преподобных Сергия и Германа очей крестьянина Алексия Иванова

У крестьянина Выборгской губернии Сердобольского уезда, Салминского погоста, Алексия Иванова, промыслом рыбака, долгое время болели глаза. Не получая никакого облегчения от употребляемых им средств, он отправился на Валаам и там, помолясь усердно пред чудотворною ракою угодников Божиих Сергия и Германа, взял из висящей пред нею лампадки елея, помазал им больные свои очи – и тут же получил исцеление. Возвратясь на родину, уделил и другим болящим взятого им от святых мощей елея: все, употреблявшие его с верою, получили облегчение своим недугам.

Исцеление купеческой вдовы Агрипины Семеновы Андреевой

1828 года, июля 6 дня, прибыла из С.-Петербурга 1-й гильдии умершего купца Семёна Евстафиева, сына Андреева, жена Агрипина Семёнова, сопровождаемая двумя родственницами, служащими ей в дороге. Она была подвержена беснованию и страдала от него 22 года. Впродолжение сего времени она ужасно мучилась: в церкви, особенно во время литургии, в выходы малый и великий, при чтении св. Евангелия и во время Причащения дух злобы то изгонял её из храма, то ударял о землю, то мучил и терзал, и почти постоянно подвергал её страшным мучениям, на которые нельзя было смотреть без слез. Она не могла терпеть ладана и с упорством отвращалась от него; при раздаче антидора, целовании св. Креста, кроплении св. водою и помазании св. елеем случались с нею ужасныя перемены: она то кривлялась, то смеялась, сильно ударяема была о земь, испускала изо рта пену и кричала.

В сих страданиях Андреева искала пособия от врачей земных, и не находила. Наконец, в начале июня 1828 г., в сонном видении узрела она светолепных мужей, возвестивших ей искать помощи в Валаамской обители которой она особенно благодетельствовала. Она исполнила это поведение и несмотря на препятствия со стороны родственников её – приехала в помянутую обитель. Здесь от 6 до 8 числа, при каждой литургии в означенные священнодействия, случались с нею ужасные припадки. Вследствие чего казначей сего монастыря, иеромонах о. Арсений, вместе с другими старцами, соберне служил Преподобным всенощное бдение и молебен; по окончании оного приступлено было к чтению над нею церковных занимательных молитв (по большому требнику). Дело сие поручено было иеромонаху о. Иезекилю. При начатии заклинаний, 8 июля, сначала казалась она спокойною стояла со вниманием, усмехалась изредка. Когда возложили на нее св. Крест, она сильно противилась сему: рвалась, кричала и едва, при помощи её спутниц и некоторых богомольцев, удержана была на месте.

В следующий день, 9 июля, по окончании ранней литургии, снова преступлено было к чтению над ней заклинаний. В сие время она также неистовствовала. Наложение на нее св. Креста происходило с величайшим усилием. Заклинания усилены – и дух злобы, видя своё изнеможение и скорое изгнание поверг болящую и с трепетом сказал своё имя. Получив сведение об имени мучащего духа, заклинатель с большею ревностию, с сильнейшею верою, восстал на него, приказывая ему именем Господа Иисуса немедленно оставить болящую и выйти вон. Долго продолжалось это настоятельное требование; дух злобы долго противился, говоря: не выйду, но, побеждаемый силою Креста Господня, не мог противиться более. После невольного слова: выйду, пошла изо рта у болящей густая слюна, и сделался сильный, отвратительный запах в церкви, который в туж минуту и прошел. Это было знаком нисхождения из неё духа злобы. После сего она села, успокоилась и крепко заснула. Окончание заклинаний происходило уже над сонною: вышед из церкви, она весь день спала, и ничего не знала, что с ней происходило.

Сомневаясь впрочем, действительно ли вышел из неё дух злобы, или на время только притаился, чтобы, дав отдохновение страждущей, снова и с бо́льшею силой напасть на нее: за нужное сочтено, для большего удостоверения, ещё раз повторить над нею заклинания. Почему 10 числа в третий раз читаны были над нею заклинательные молитвы; но уже ничего не найдено, ибо дух злобы действительно оставил её. Она была спокойна, благодушна, слушала молитвы с особенным вниманием и молилась Богу прилежно. По окончании всего, прочитана Господу Богу, спасающему страждущих от духов нечистых, с коленопреклонением молитва. Приложившись к раке Преподобных, и воздав им благодарение, она попросила святой воды, ладана и золы из кадила и смешав оное спокойно выпила; мазалась также св. маслом из лампады Преподобных – чего прежде терпеть не могла, того уже сама просила. Вышед из церкви она спокойно беседовала с духовиком, пользовалась его наставлениями, ходила по острову, посещала больных, и пробыв в монастыре неделю, причастилась Святых Таин, которых столь долгое время лишалась; за тем отправилась благополучно в С.-Петербург, славя Господа и угодников Его преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Действие продолжалось в первый день с литургиею четыре часа, во второй пять часов, в третий три часа с половиной.

Защита сирот

Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, деревни Реймеля, неумеющий родства семнадцатилетний пастух Пётр, за неплатеж казенных повинностей, был преследуем местными властями и приговорен к сдаче в военную службу. Из сострадания к сироте, крестьянин той же деревни Терентий Трофимов Торговый принял в нем участие и молил преподобных Сергия и Германа помочь защитить Петра, обещая в случае успеха, послать его на полгода в Валаамскую обитель трудиться бесплатно. Заступлением угодников Божиих Пётр был освобождён и по дозволению начальства приписался к семье Терентия Торгового.

В излияние своей благодарности защитникам своим преподобным Сергию и Герману, Петр, вместо обещанных благодетелем его шести месяцев, служил святой обители год.

Исцеление двух крестьян, замечательное по участию в нем валаамскаго схимонаха Григория, в мире шведского короля Магнуса

1839 года накануне памяти преподобных отец Сергия и Германа пришли в Валаамскую обитель два крестьянина из финнов и просили о. игумена Дамаскина благословения отпетъ панихиду над могилою в Бозе почившего здесь шведского короля Магнуса-Смека, который в 1371 г., возвращаясь из неудачного похода на Великий Новгород, около берегов Валаама потерпел кораблекрушение. Спутники его погибли, а сам он Всевышним промыслом спасен был от потопления. Трое суток ладожския волны носили на хребтах своих венценосного норманна, и лишь утлый обломок кормила служил ему оплотом против бушующей стихии. По воле Божией, волны принесли его к подножию Валаамской обители. Благочестивые отшельники радостно приняли венценосного гостя. Познав тщету земной жизни, в глубокой благодарности к Богу и к преподобным Герману и Сергию Валаамским чудотворцам, за своё избавление, он радостно внимал рассказам иноков об истинах Православной веры и церкви и сознавая в своей судьбе особый промысл Божий, царскую порфиру заменил простою одеждою инока – присоединился к Православной церкви и принял святую схиму, с именем Григория. После трехдневной молитвы, Господь отозвал его в вечный мир.

Валаамские старцы погребли бренные останки короля-инока на своем кладбище.

Прошло почти пять веков – много изменений потерела Валаамская обитель: огнь и меч не раз стирали с лица земли убежище Божиих тружеников! Но чрез все перевороты веков уцелела еще на северной стороне нынешнего монастыря одна могила, и к этой-то могиле призывали теперь два полудикие финна настоятеля Валаамского.

У игумена случилась тогда вся соборная братия, несколько монахов и два богомольца из мирян, всего двенадцать свидетелей. Все любопытствовали знать причину такого благоговения к державному иноку, и один из поселян, со свойственным ему простодушием, рассказал, что с начала весны настоящего года он захворал тяжкою болезнию и до первых чисел июня месяца лежал в бедной своей хижине, почти без всякого движения. Беспрестанные нужды многочисленного семейства его раздирали сердце доброго финна: он предвидел, что если вскоре не выздоровеет и не примется за работу, то семью его ожидает зимою голодная смерть!..

Бедняк всею силою души своей молил Господа исцелить недуг его и отвратить такое страшное несчастие. – „Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренные духом спасёт!” – В одну ночь в сонном видении предстали болящему два старца – монаха и вещали ему: „молитва твоя услышана и, по предстательству богоугодного короля шведского Магнуса, возвращается тебе здравие! восстань и иди в Валаамский монастырь; там над могилой сего богоугодного мужа воздай хвалу Господу!”

Я проснулся, продолжал финн, здоровым, немедленно отправился в дорогу на Валаам; на пути встретился с этим человеком, моим соседом по деревне, и он рассказал мне, что ему было такое же видение и такое же приказание и что он тоже был исцелен! Мы согласились идти на Валаам вместе.

Второй финн подтвердил, слова товарища своего.

Все восхвалили дивного во святых своих Господа!

Настоятель благословил отслужить панихиду о упокоении души схимонаха Григория и всех почиющих на монастырском кладбище. Финны эти исповедуют Православную веру.

III. Покровительство св. Сергия и Германа благочестию и трудолюбию

Случай назидательный

Пётр Филиппов Микке, крестьянин Сердобольского уезда, деревни Очури, во смерти отца был выгнан старшим братом из родительского дома, с женою и детьми. Христолюбивые соседи дали приют несчастному семейству; но Пётр, не находя в селении своем средств к пропитанию, должен был оставить семью в чужом доме и определиться на Валаам в монастырские работники.

Скудного жалования едва доставало на семейные потребы. Пётр скорбел и наконец впал в болезнь. Однажды, когда он был уже на смертном одре, дверь келлии его отворилась и предстали ему два светозарные старца. Судя по иконам, в них он узнал преподобных Сергия и Германа. Благоговейный трепет овладел болящим. Святые успокоили его и обещали бдеть о благе его семейства.

С тех пор мир водворился в душе Петра, а довольство в его семействе. Однакоже Пётр продолжал трудиться в обители, выполняя строго, на равне с монашествующими, все монастырские правила. Кротостью и благодушием снискал всеобщую любовь и уважение. Таким образом, пожив довольно лет, отшёл в мире к Утешителю всех труждающихся и где, по вере своей, конечно, обрёл успокоение.

Семейство его до сих пор призревается обителью, которая дала сыновьям его средства изучить ремесла и тем содержать престарелую мать и несовершеннолетних сестёр. Средний брат Петра, Федот, жил на Валааме и соревновал добродетелям брата. Малым временем он предшествовал Петру в вожделенное отечество, идеже несть болезни, печали и воздыханий. Старший брат получил мзду, достойную своей жестокости.

IV. В числе многих чудотворен были два случая таких, в которых чудотворная сила действовала от св. икон Сергия и Германа, Валаамских и всея России чудотворцев

Вразумление словонарушителю

Настоятель Валаамского монастыря игумен Дамаскин, узнав, что в церкви во имя святаго Василия Великого, существующей на месте упразднённого Валаамского подворья, в Новоладожском уезде, на Васильевском погосте, икона преподобных Сергия и Германа пришла в ветхость, пожертвовал, в замен её, вновь написанную в обители, по размеру прежней.

Летом, 1848 года, вызван был на Валаам староста Васильевский для принятия новой иконы. Староста, получив икону, нанял ладожского обывателя доставить её на место; но, не доехав 12-ти верст до Васильевского погоста, ладожанин, по своим расчётам, отказался везти икону далее и староста был вынужден нанять другого извозчика, чтобы доставит ее в Васильевскую церковь. В следующую ночь, в сонном видении являются ладожанину два старца и говорят: „как ты дерзнул нарушить своё слово и не свёз икону нашу, куда взялся? Покайся или будешь наказан!” Ладожанин не обратил внимания на это видение. На другую ночь тот же сон, но не более он подействовал на словонарушителя. В третью ночь снова являются Преподобные, слова их те же, но вид грозен.

Ладожанин раскаялся и утром поехал в Васильевскую церковь. Там просил отпеть молебен Валаамским Чудотворцам и со слезами и коленопреклонением молил Угодников Божиих о помиловании. По окончании молебна, он почувствовал, как бы некая тяжесть свалилась с его груди, сделалось легко, радостно, – он уверился, что прощен Преподобными.

Икона Преподобных Сергия и Германа останавливает пожар

(рассказ монаха Иоиля)

В 18.. году, на родине моей в Красном селе, С.-Петербургской губернии, сделался пожар. Отец и брат были в поле; дома оставались одна матушка с сестрою. Село горело с обоих концов; дом наш стоял в средине и пламя стремилось прямо на него. Не оставалось уже никаких средств к предотвращению опасности!.. Матушка вспомнила, что незадолго до этого я привёз ей из монастыря икону преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Она упала на колена пред Угодниками Божиими и молила со слезами спасти скудное наше имущество. Потом взяла святую икону, вышла с нею за ворота и обнесла её около нашего и соседнего, смежного с нами, дворов – вдруг пламя, готовое их обхватить – остановилось, место, обнесённое святою иконою осталось невредимо заступлением преподобных отец Сергия и Германа.

Здесь приведены не все случаи чудотворений. Но и эти случаи доказывают, что мощи святых угодников Божиих, Сергия и Германа, находятся на Валааме на том самом месте, которое обозначено ракою. Валаамский монастырь, быв основан преподобными Сергием и Германом, и доныне находится под охранением их спасительных молитв пред Богом и управляется благодатию Божиею, в них пребывающею. Сколько иноков Валаамских и сколько мирских людей, шествовавших поклониться преподобным Сергию и Герману, спасены были от опасностей их чудесным участием во время благопотребное! С давняго времени и едва ли не каждый год на Валааме проживают по нескольку человек мирских по обету или по усердию, и своими добровольными христианскими подвигами, на время подъятыми, а равно и телесными трудами в работах для монастыря, заявляют свою благодарность к Преподобным, на Валааме духом и св. телесами пребывающим, от которых получали благодатную помощь и утешение. Такое явление, возможное лишь при сознании и убеждении в действительности чудесных событий, служит неоспоримым уверением покровительства Валаамской обители от преподобных Сергия и Германа, в ней ублажаемых. И мы с сердечным благоговением веруем, что св. Угодники Божии, первооснователи Валаамской обители, всегда молятся Господу за чад её, за всех отечественных братий Валаама и за всех православных христиан.


Источник: Валаамский монастырь : [Историч. очерк]. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1864. - [4], VI, XXIV, 348 с., 1 л. фронт. (портр.), 7 л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle