Источник

Заключение

Обозревая теперь всю историю Валамского монастыря, читатель невольно придёт вместе с нами к следующим несомнительным соображениям: 1) на Валааме был, по твёрдому преданию обители, св. апостол Андрей Первозванный, и положил там основание Православной Христовой веры и Церкви. 2) Валаамская обитель основана преподобными Сергием и Германом, почивающими на Валааме. 3) Напрасно исследователи судеб истории теряются в бесплодных догадках, приурочивая появление обители то ко временам св. Ольги, то к княжению св. Владимира. Этого нельзя решить теперь по неимению данных. Скажем вернее и согласнее с имеющимися фактами, что Валаамский монастырь начал своё существование в неосвященном ещё мраке до исторических времен нашего отечества, предизбранного Богом и приготовляемого на разных его пределах, на севере, западе, юге и на востоке к водворению Православия. 4) По участию в судьбах отечества и Церкви, Валаамский монастырь потерпел множество бедствий и разорений от врагов и иноверцев. Но благодать Божия никогда, даже во дни конечнаго запустения, не оставляла святого места, и вот снова насадила около св. мощей Сергия и Германа, дивный вертоград Божий, который, со времен императора Петра I, год от году приходит от силу в силу, окрыляясь благочестием и духом подвижничества, поддерживаемый молитвами своих Первооснователей и оживотворяемый благодатию Св. Духа. 5) Много угодников Божиих вышло из богоспасаемой Валаамской обители. Много монастырь этот предпринимал и совершил для распространения Православной веры на земле Русской, для развития благочестия в народе, для поддержания подвижничества между сынами Православной церкви, для насаждения Православно-кафолической Христовой веры на отдалённых берегах Русского владычества, для свободы Церкви и родины от иноверных врагов. Валаамский монастырь пришёл в древнее цветущее своё состояние. Ныне это – одна из самых благодатных, по вере и жизни, обителей, не только на севере России, скудном ещё и Православием и иноческими учреждениями, но и на всём пространстве отечественной Церкви. Судьбы её дают разуметь внимательному читателю дел Божиих, что глава Церкви – Господь наш Иисус Христос, готовит ей и в будущем – особенное назначение. И мы думаем, что старцы Валаама и иноки, окрепшие в благочестии, призывая благодать Божию на помощь, по молитвам святых Сергия и Германа, свято исполнять призвание Божие, как исполняли его их предшественники, записанные на скрижалях истории.


Источник: Валаамский монастырь : [Историч. очерк]. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1864. - [4], VI, XXIV, 348 с., 1 л. фронт. (портр.), 7 л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle