Источник

VII. Достопамятные посещения обители

Посещение монастыря Его Величеством Благочестивейшим Государем Императором Александром Николаевичем с августейшим семейством110

В 1858 году, около половины июня, подучено было на Валааме известие, что Государь Император Александр Николаевич, на возвратном пути из своей поездки в северные губернии, соизволит посетить обитель с Августейшим своим семейством. Для приема высоких путешественников приготовлены были комнаты, в число которых вошли и так называемые „царския кельи”.

Их Величества Император Александр Николаевич и Государыня Императрица Мария Александровна, с Их Августейшим Семейством на соборном молебствии в храме пред Св. мощами Преп. Германа и Сергия

28 июня, около шести часов утра, замечены были с монастырской колокольни, по направлению к г. Олонцу, два парохода „Александрия и Стрельна” шедшие к Валааму. Близ Св. острова Августейшие путешественники были приветствованы колокольным звоном. Постояв там некоторое время, пароходы направились к Никольскому острову, где также их встретили звоном, раздавшимся с колокольни церкви св. Николая; когда же пароход с императорским штандартом въехал в Монастырский пролив, то заблаговестил колокол и на монастырской колокольне. Медленно подвигались пароходы по проливу, левый, отвесный берег которого был унизан густою толпою народа до 6000 человек. Между тем на пристани ожидали прибытия Их Императорских Величеств: Финляндский генерал-губернатор граф Ф. Ф. Берг, с гражданскими губернаторами: Выборгским генерал-майором Индрениусом и Нюландским статским советником Антелем, благочинный монастырей С.-Петербургской епархии о. архимандрит Игнатий, казначей обители о. Виктор и другие из монастырской братии. По обеим сторонам пристани, в некотором отдалении, стояли толпы народа. Когда пароход с Императорскою Фамилиею, в восемь часов утра, подошёл к пристани, то с берега раздалось громкое ура! По трапу, постланному зелёным сукном, первым сошёл на берег Государь Император, за Ним следовала Государыня Императрица Мария Александровна с Августейшими детьми своими: Государем Великим Князем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем и Великими Князьями: Александром, Владимиром и Алексием Александровичами, Её Императорское Высочество Великая Княгиня Ольга Николаевна с супругом своим Наследным Принцем Виртембергским и наконец особы свиты Их Императорских Величеств. После обычных приветствий Высоким посетителям поданы были экипажи. Их Величества, сев в линейку, изволили поехать к находящейся перед обителью, на монастырской горе, часовне Знамения Пресвятой Богородицы, где были встречены с св. крестом, святою водою и хоругвями, настоятелем монастыря отцем Дамаскиным, священнослужителями и прочею монашествующею братиею, в облачениях, пожалованных обители Императором Александром I. Приложась к св. кресту, с окроплением святою водою, при пении тропаря: Спаси Господи люди Твоя, Их Императорские Величества и Их Императорские Высочества изволили шествовать в собор, дорога к которому, на всем протяжении от часовни, была усыпана свежими полевыми цветами Шествие открывала монастырская братия, в приличном монашеском одеянии, по два в ряд, за ними шли священнослужители и наконец настоятель. За этою духовною процессиею следовала Императорская Фамилия и свита Их Величеств. У церковной паперти эта духовная процессия остановилась (кроме священнослужителей и клиросных, которые вошли в собор) и приветствовала Высоких посетителей Валаама смиренными поклонами. Августейшие особы Императорской Фамилии, войдя во храм, изволили встать на приготовленном для Них месте и вслед за тем началась Божественная литургия, которую служил настоятель соборне с четырьмя иеромонахами. На обоих клиросах пели Валаамские братия; антифонов и блаженных пето не было; на сход (на средину церкви) не выходилию Тебе поем и Достойно пели на обоих клиросах вместе. Вместо причастного стиха пет был догматик: Кто Тебе не ублажит Пресвятая Дево. Во время этого пения монастырский протодиакон поднес Их Императорским Величествам просфоры на блюде. По окончании литургии Августейшие путешественники изволили отправиться в нижнюю церковь собора, где отслужен был Валаамским чудотворцам, преподобным Сергию и Герману, настоятелем, молебен также соборне. По совершении этого молебствия, с коленопреклонением приложившись к раке мощей Преподобных, Их Императорские Величества соблаговолили принять поднесённые о. игуменом в приличных окладах св. иконы, соответствовавшие, по числу, членам Императорской Фамилии, так что между ними находились два образа и для отсутствовавших Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княжны Марии Александровны. Здесь же настоятель благодарил Их Величества за милостивое посещение Валаамской обители, на что Государю Императору благоугодно было ответить: „Это было мое давнишнее желание; слава Богу, что оно исполнилось”. Выйдя из церкви, Августейшие богомольцы соблаговолили осчастливить своим посещением кельи о. игумена, где были угощаемы чаем, который подносил о. казначей. За тем их Императорские Величества, осмотрев оба соборные храма и монастырскую ризницу, изволили отправиться в царския кельи, где приготовлен был завтрак, к которому были приглашены о. благочинный и настоятель монастыря. После завтрака вся Царская Фамилия отправилась пешком, вместе со свитою, через святые ворота, на монастырскую площадь и, остановясь у решётки, близ деревянной лестницы, некоторое время любовалась видом пролива, в котором в это время стояло семь пароходов и сотни богомольческих лодок. Потом Августейшие посетители Валаама спустились по деревянной лестнице к скитскому перевозу, и на монастырском катере отправились на Никольский остров. Гребцами были монахи, кормчим был о. казначей. В двух других катерах поместилась свита Их Величеств, благочинный и монастырская братия. Настоятель имел счастие сидеть подле Государыни Императрицы, по указанию Её Величества. В Никольском храме Царская Фамилия, при колокольном звоне, была встречена иеромонахом и иеродиаконом в облачениях. При пении тропарей: Спаси Господи люди Твоя и Правило веры и образ кротости и богородична: Еже от века утаенное, Августейшие особы Императорской Фамилии приложились к св. кресту, и Государь Великий князь Наследник Цесаревич своими руками поставил свечу пред храмовым резным изображением Святителя Христова Николая. С Никольского острова Августейшие путешественники отправились заливами в скит и, не доезжая до него с полверсты, пересели в экипажи. В скиту Их Императорские Величества и Их Императорские Высочества были встречены у церкви тремя иеромонахами и двумя иеродиаконами, в облачениях и изволили пойти за ними в верхний скитский храм, в котором было совершено краткое молебствие. Приложась к св. Кресту, Государь Император изволил беседовать со схимниками и, прощаясь с ними, поцеловал у каждого из них руку. Осмотрев верхний храм, а потом и нижнюю церковь скитскую, Царская Фамилия отправилась обратно в монастырь сухим путем в экипажах. Августейшие путешественники постили пустыни покойных игумена Назария и схимонаха Николая. Первая из этих пустынь обратила внимание Государыни Императрицы своею тишиною и уединением, а в последней, где за сорок пред тем лет, беседовал с отшельником Николаем Государь Император Александр Благословенный, собралась почти вся Царственная Семья. Было около двух часов, когда Государь Император со всем Своим Августейшим Семейством и свитою, стоял на монастырском дворе и когда мимо Их Величеств проходили братия обычным шествием, неся св. просфору в честь Божией Матери (панагию) в трапезу, Августейшие путешественники благоволили следовать за ними с соизволения Государя Императора и по благословению настоятеля, братия сели на свои места. На среднем же столе, по одну сторону, изволили сесть Государыня Императрица и Великая Княгиня Ольга Николаевна, а по другую Наследник Цесаревич со своими Августейшими Братьями. Высокие посетители Валаама вкусили несколько от первого блюда скромной иноческой трапезы и за тем посетили братское кладбище, где обратила на себя внимание Царской Фамилии могила Шведского короля Магнуса, в схимонахах Григория.

Подойдя к крыльцу царских келлий, Его Величество Государь Император хотел проститься с настоятелем и, сняв фуражку, сказал: „Благодарю, благословите!”, но отец Дамаскин просил позволения проводить Августейших путешественников до парохода. В экипажах, около 2½ часов, Императорская Фамилия отправилась на пристань. По прибытии на пароход игумена, Государь Император, встретив его, пригласил садиться; через несколько минут изволила выйти на палубу и Её Императорское Величество. Здесь настоятель поднес Августейшим путешественникам описание Валаама и благословил их образками. Подали чай; Государыня Императрица Мария Александровна, взяв чашку с подноса, собственноручно подала её игумену. При прощании отец Дамаскин дважды благословил Государя Императора, по Его желанию, за тем благословил Государыню Императрицу, всю Царскую Фамилию и сопровождавшую Венчанных богомольцев свиту. Когда Августейшие путешественники проводили настоятеля до трапа, машина была пущена в ход и пароход начал отделяться от берега. Игумен, стоя на пристани запел: Спаси Господи люди Твоя, а за ним запела эту молитву и окружавшая его братия. Государь Император с Августейшими Детьми своими взошёл на штурманский трап, Государыня Императрица изволила стоять на палубе. С пристани раздавались тихие напевы тропаря; с парохода кланялись смиренным обитателям пустынного острова. Пароход тронулся; братия обратились к востоку и стали молиться; по берегу пролетело восторженное ура! Наконец Государь в последний раз снял фуражку и поклонился оставшимся на пристани; Государыня же продолжала кланяться до тех пор, пока пароход не скрылся из виду провожавших его взорами иноков и богомольцев. На монастырской колокольне звонили во все колокола.

Императорская фамилия, в память своего посещения, одарила монастырь дорогими вкладами. Государь Император пожаловал 1000 руб. серебром, Государыня Императрица принесла в дар богатый покров коронационной парчи, шитый золотом, на раку св. Угодников, Наследник Цесаревич с Августейшими братиями своими пожертвовал две дорогие лампады к мощам преподобных Сергия и Германа; Великая Княгиня Ольга Николаевна с супругом своим пожаловала 150 руб. серебром.

Государыня Императрица Мария Александровна, с удовольствием воспоминая о часах проведенных Её Величеством в обители преподобных отцев Сергия и Германа Валаамских и желая изъяснить о. игумену Высочайшее свое благоволение, Всемилостивейше соизволила в 1858 году пожаловать ему чётки украшенные брильянтами, на память посещения Их Императорских Величеств111.

В 1859 году от Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы Марии Александровны Всемилостивейше пожалована ризница из отличной золото-серебряной парчи: 5 риз священнических, 4 стихаря, 2 одежды с пеленами на престол и жертвенник, 2 одежды с пеленами и аналогии, возду́х и два покровца, 7 поручей, 5 поясов, 3 набедренника, палица, 2 ораря и серебряного отличного фризе 5 подризников.

В вечное памятование Высочайшего посещения, на месте, где сподобил Господь братию встретить Венценосного Богомольца, воздвигли они мраморно-гранитную часовню.

В 1844 году 14 мая посетил монастырь Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Николаевич.

Поклонившись св. мощам преподобных отец Сергия и Германа и осмотрев достопримечательности, он сам снял вид монастыря и в 12 часов ночи того же дня отправился в дальнейший путь. В память своего посещения Великий Князь пожертвовал монастырю серебряные вызолоченные сосуды.

Посещение монастыря митрополитом Григорием

В июне 1858 года посетил монастырь высокопреосвященнейший Григорий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский.

На обширной площадке у святых ворот монастырских ожидали высокопреосвещеннейшаго архипастыря настоятель монастыря о. игумен Дамаскин со всею братиею. Настоятель и священнослужители были все в белых облачениях; в руках настоятеля был святой Крест; по сторонам его стояли два рясофорные монаха с возжёнными светильниками и тихо развевались четыре святые хоругви; за ними находились клиросные. Тихо минуя ряды братий, владыка на почтительные их поклоны отвечал архипастырским своим благословением, потом приложился ко Кресту, окропился святою водою, осенил руками братию, тогда певчие запели тропарь: Преобразился еси на горе, Христе Боже, и вся процессия двинулась к соборному монастырскому храму. Когда святитель вошёл в собор, монахи запели входную: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородице. Владыка приложился к престолу и местным иконам; старшим иеродиаконом возглашена была сугубая ектения и многолетие всему Царствующему Дому и высокопреосвященнейшему посетителю. Из соборного храма, при пении тропаря Преподобным, архипастырь отправился в церковь преподобных отец Сергия и Германа, приложился там к престолу, местным иконам и раке Угодников Божиих, принял от настоятеля поднесенную им икону Валаамских чудотворцев, благословил всю братию и богомольцев и в сопровождении архимандритов: наместника Александро-Невской Лавры Иринея и благочинного монастырей Игнатия, изволил посетить кельи о. игумена и в них кушал чай, а потом отправился в приготовленный для него в царском корпусе кельи.

Около восьми часов вечера, по благословению владыки, в церкви св. Апостол одним иеромонахом и иеродиаконом и певчими митрополита отправлено было всенощное бдение Валаамским Преподобным. Во храме же Преображения Господня совершил такое же бдение настоятель с четырьмя иеромонахами соборне.

На другой день, в девять часов утра, с должною церемониею, шествовал владыка из своих келлий в собор для совершения литургии. Служение совершалось по чину весьма умилительно. На правом крилосе пели митрополичьи певчие, на левом –Валаамские иноки. Во время облачения владыки певчие пели догматик: Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево, а вместо причастнаго стиха – Царь Небесный за человеколюбие на земли явися. После обеда, в сопровождении обоих архимандритов, настоятеля и прочих, отправился архипастырь на монастырской шлюпке по заливам в скит. В скиту он был встречен скитскою братиею, осматривал оба храма и в келлии настоятеля кушал чай. Здесь о многом беседовал настоятель с архипастырем наедине и беседа их продолжалась довольно долго. Из скита поехал владыка в церковь св. Николая на острове, потом осматривал нижний сад. Около шести часов вечера, по его приказанию, так же, как и накануне, отправлено было всенощное бдение Рождеству св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; настоятель же собором совершил бдение в церкви Крестителя на Предтеченском острову.

Утром 20 числа около восьми часов, владыка, с архимандритами и некоторыми другими лицами, на шлюпке, при колокольном звоне, отправился на Предтеченский остров для освящения перевезенной туда из Ладоги древней церкви. Вышел на берег, святитель стал подниматься по крутой горе на верх; с горы шел на встречу к нему о. игумен; с особенною приветливостию владыка благословил настоятеля, далее у церкви он был встречен священнослужителями в облачениях. По церковному чиноположению архипастырь совершил освящение храма и литургию со сослужащими. Пели певчие его на обоих клиросах столповым напевом; вместо причастного стиха пет был догматик: Како не дивимся Богомужному рождеству Твоему, Пречистая. По окончании литургии владыка кушал чай в деревянном домике против храма; потом на катере отправился в монастырь; за ним вереницею потянулись лодки с братиями и гостями.

В братской трапезе было объявлено, что архипастырь выедет из обители в три часа пополудни. К тому времени собралась вся братия к келлиям высокопреосвященного. На монастырской колокольне пробило три часа; владыка вышел из своих келлий, прошёл мимо братий в храм Преподобных; при пении монахами тропаря и кондака Валаамским угодникам Божиим, приложился к престолу, местным иконам и раке Чудотворцев, потом благословили всю братию, всех гостей и пошёл к гранитной лестнице. Остановившись при ней, он стал пастырски и братски прощаться с настоятелем, не желая затруднять его и братию ходом по лестнице; настоятель просил благословения проводить владыку до парохода. Когда пароход снялся с якоря, братия запели: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородице, святитель в последний раз благословил их и пароход быстро пошёл по заливу в озеро. Вечно будут памятны Валаамской братии преисполненный высока! о смирения слова архипастыря, произнесенный им при прощании отцу настоятелю в храме Валаамских Заступников: „Простите, что я не сказал у вас ни одной проповеди, это именно потому, что я знаю, что в вашей святой обители, проходя делом, братия лучше меня понимают духовную жизнь и не имеют нужды в моих слабых наставлениях”. От этого приветствия навернулись у настоятеля слезы. Итак, делом красноречивее всякого слова научил святитель Божий пустынную братию первой добродетели, без которой не имеют цены никакие подвиги.

Посещение монастыря высокопреосвященным Исидором, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским.

3-го августа 1882 г. сделалось известным, что на пароходе „Валамо” прибудет в монастырь 4 августа высокопреосвященный, Исидор, митрополит Новгородский и С.-Петербургский. С радостию услышала обитель весть о прибытии к ней давноожидаемого её архипастыря; радости её как бы сочувствовала и сама природа: дожди, ветры и туманы, бывшие до того почти ежедневно, прекратились; погода прояснела, так что все время путешествия высокопреосвященнейшего архипастыря на Валаам, пребывания его на Валааме и возвращения в С.-Петербург было особенно благоприятно; после того горизонт монастырский опять заволокли тучи, пошли продолжительные дожди, зашумели сильные ветры и на широкое Ладожское озеро спустились густые туманы.

4 августа, около трех часов пополудни, сигнал из пушки, данный с парохода „Валамо”, возвестил обители о приближении к ней архипастыря. У острова святого Предтечи владыка был приветствован колокольным звоном, раздавшимся с колокольни церкви находящегося там, пустынного скита, потом зазвонили на колокольне скитской церкви Святителя и чудотворца Николая, а при входе парохода в монастырский залив, зазвонил колокол и на монастырской колокольне. У пристани высокопреосвященный путешественник был встречен наместником монастыря иеромонахом Виктором со старшею братию; благословил их, он изволил сесть в приготовленный для него экипаж и в нём доехал до часовни Знамения Пресвятой Богородицы; здесь ожидали его в белых облачениях настоятель монастыря отец игумен Дамаскин с восемью иеромонахами, пятью иеродиаконами, с хоругвями, св. Крестом и святою водою, и вся братия от схимника-старца до последнего послушника. Помолившись в часовне, потом приложась к св. Кресту и окропившись святою водою, архипастырь благословил шествие: по пути, усыпанному свежими полевыми цветами, вся процессия шествовала к соборному храму: впереди шли в приличных иноческих одеждах попарно клиросные братия с пением храмового тропаря: Преобразился еси на горе, Христе Боже..., за ними священнослужители, настоятель, потом и архипастырь в сопровождении певчих и множества богомольцев гостей; прочие же монастырские братия, стоя в линии, по обеим сторонам дороги, до самого храма, смиренными поклонами приветствовали высокопреосвященнейшего архипастыря, осенявшего их своим благословением. Храм был весь освещен и исполнен благоухания; царские врата отверзты. При пении кондака: На горе преобразился еси и яко же вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, вошёл в него святитель и с благоговейным преклонением приложился к местным иконам и престолу Господню. По произнесении протодиаконом монастырским сугубой ектении и по провозглашении многолетия всему Царствующему Дому и высокопреосвященнейшему посетителю, владыка вышел из алтаря царскими вратами и с амвона, осеняя предстоящих, произнес: Благословение Господне на вас, Тою благодатию и человеколюбием, всегда ныне и присно и во веки веков. Благословив всю братию, начиная с настоятеля, подходивших к нему в порядке по одному, он изволил отправиться в нижний храм, где под спудом почивают святые, многоцелебные мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Серебряную раку святых Угодников украшали в это время коронационной парчи богатый покров – приношение благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны, и две золотыя лампады – дар Наследника Цесаревича Николая Александровича и Его Августейших Братьев. Здесь с коленопреклонением приложась к раке, местным иконам и престолу Божию, при пении тропаря, кондака и величания Преподобным, владыка принял икону св. Угодников Божиих, поднесенную ему настоятелем, и отправился в приготовленные для него кельи. В храме св. Апостол Петра и Павла, находящемся против этих келлий, чередным иеромонахом с иеродиаконом и певчими митрополита, в присутствии владыки, стоявшего в притворе храма, с вечера отправлено было всенощное бдение.

5 августа, утром в 6 часов, в храме св. Апостол совершена была божественная литургия и, по литургии, отслужен молебен Пресвятой Деве Богородице; владыка стоял в алтаре. В 8 часов высокопреосвященный благословил чередному иеромонаху отслужить для него молебен Преподобным и, приложась к раке св. Угодников, в экипаже, в сопровождении настоятеля, отправился в скит Всех Святых; изволил осматривать там обе скитские церкви, одобрил их иконы, особенно находящиеся в верхней церкви; беседовал с двумя схимниками и посетил настоятельские кельи. В скиту советовал архипастырь настоятелю составить описание обители: поместить в нём исторические судьбы монастыря, жизнь настоятелей, братий и замечательные события. Возвратясь из скита Всех Святых, архипастырь изволил посетить пустыню отца игумена Назария, место повременного отдохновения старца от тяжких трудов настоятельства, а потом и постоянного пребывания по увольнении от должности, до отправления в Саровскую пустынь; посетил также и весьма маленькую пустыню схимонаха Николая, удостоенную посещением Государя Императора Александра I при жизни отшельника, а потом, по отшествии обоих, и Государя Императора Александра II со всем Августейшим Семейством. При могиле пустынника, находящейся недалеко от места его подвигов, владыка изволил сказать настоятелю: „Вот здесь надо часовню построить, – Бог благословит, – построй!” Отсюда проехав нижним садом, разведённым при подножии огромной гранитной скалы, на вершине которой расположен монастырь, архипастырь на катере изволил отправиться на Никольский остров; гребцами были монахи. Осмотрев церковь Святителя Николая и тамошний скит и посетив настоятельские кельи, на обратном пути владыка изъявил желание служить собором на праздник Преображения Господня всенощное бдение и божественную литургию. Собор составляли: настоятель, пятнадцать иеромонахов и восемь иеродиаконов. По благословению архипастыря всенощную пели одни монахи; служба была обычная, полная по уставу. Владыка изволил выходить на литию и на величание; в течение всего канона сам помазывал всех освященным елеем и во время хвалитных благословлял всех братий, приходивших к нему в алтарь. По обычаю монастыря, бдение началось в 7 часов и кончилось около 1-го часа.

6 августа, утром в 9 часов со славою шествовал архипастырь из своих келлий в собор для совершения божественной литургии. Совершалась она по чину; на правом клиросе пели певчие владыки, на левом братия монастыря. По окончании литургии высокопреосвященный говорил проповедь, во время которой весь собор окружал его кафедру. Главная мысль проповеди была та, что Преображение Господне утверждает нас в вере, благочестии и надежде: оно, открыв Божество Спасителя, убеждает нас соблюдать заповеди Христовы, как заповеди Божии; явление Моисея и Илии на горе Фаворской удостоверяет нас в жизни загробной, и светозарный отблеск присносущной славы Божества Христова на горе святей, восхитивший учеников до такой степени, что они забыли все, показав нам неизъяснимую сладость лицезрения Божия, в чаянии этой сладости, имеет силу укрепить и нас долготерпеливо переносить многообразные скорби, труды и печали жизни настоящей. По окончании литургии архипастырем со всем собором был отслужен молебен среди внутреннего монастырского двора перед собором: так как ему благоугодно было освятить медные позолоченные кресты, привезенные благотворителем монастыря В. М. Никитиным для водружения, вместо старых, на покрытые пожертвованным от него же новым белым листовым железом главы и купола Преображенского собора.

Многолетие на молебне провозглашено было всему Царствующему Дому и благотворителям монастыря. Когда, по освящении, Кресты возносимы были по лесам для водружения на главы, по благословению архипастыря, певчие и братия пели вместе: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим! По водружении первого Креста, владыка изволил войти в собор, где, по разоблачении, благословил посетителей и вместе с братиею отправился в общую монастырскую трапезу, где, окропив все столы святою водою, благословил кушанье. Вечером в этот день архипастырь с настоятелем был на Предтеченском острове, осматривал тамошния обе церкви, одобрил иконы нижнего храма, посетил настоятельские кельи и кельи пустынников, которых благосклонно удостоил своей беседы.

7 августа, утром в 6 часов, владыка в алтаре храма Св. Апостол изволил слушать божественную литургию, совершенную чередным иеромонахом с иеродиаконом и певчими. Во храме Преподобных отслужен был, в присутствии его, настоятелем соборный молебен о благополучном его путешествии; на молебне была вся братия; молитва Преподобным читалась с коленопреклонением. По окончании молебна, владыка прикладывался к раке св. Угодников, потом осматривал церковь Успения Пресвятой Богородицы, ризницу, библиотеку, просфорню, братскую трапезу, поварню и аптеку, посетил кельи настоятеля; был на братском кладбище, где изволил обратить внимание на могилу Шведскаго короля, прочёл надгробную на ней надпись и выразил желание иметь её копию; осматривал строившееся здание водоподъемной машины и гостинницу. Было около одиннадцати часов, на колокольне звонил колокол, возвещая братии об отъезде Высокопреосвященнейшего архипастыря: все собрались к кельям высокопреосвященного владыки. Благословив всю братию, архипастырь вышел из святых врат монастырских, обратился к настоятелю и, отдавая ему свои четки, сказал: „вот тебе четочки иерусадимские, со Святаго Гроба, – Бог благословит!” Настоятель и братия провожали владыку до парохода. Пароход снялся с якоря; братия запели: Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, то же можаху. Со словами тропаря отдалялся пароход от монастырского берега; взорами сыновней любви провожали братия своего высокопреосвященнейшего владыку; на колокольне звонили во все колокола.

* * *

110

„Русский Худож. Листок” 1858 г. №№ 25–36. 1859 г. №№ 1 и 2. Finländische allgemaine Seitung 1858, №№ 166.

111

Извлечено из отношения секретаря Ея Императорскаго Величества к игумену от 10 августа 1858 г.


Источник: Валаамский монастырь : [Историч. очерк]. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1864. - [4], VI, XXIV, 348 с., 1 л. фронт. (портр.), 7 л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle