Источник

VI. Монастырское гостеприимство

Окружённая водами бурного Нево и отделенная от С.-Петербурга на 300 верст каменистыми горами Финляндии и самою бедностию селений, лежащих по дороге, Валаамская обитель в течение трёх четвертей года редко видит посетителей русских; единственными её гостями тогда бывают бедные жители окрестных берегов Ладожского озера, которые, впрочем, как ближайшие соседи, посещают её круглый год; число этих посетителей в течение года восходить до семи и восьми тысяч. Для приюта им под монастырскою горою выстроен, как мы видели, во всех отношениях удобный каменный странноприимный дом. По два и по три дня, а иногда по неделе и более, за непогодой, гостят нищие в обители: она питает их, снабжает при отправлении в дорогу хлебом, подаёт по возможности кому платье, кому сапоги, в случае особой надобности – и деньги; уделяет также разные семена для посева, много сена, соломы, огородных овощей.

Бедность окрестного края до того велика, что не имея почти обуви, в самом ветхом рубище, в глубокую зиму, для того, чтобы несколько дней пожить на монастырском продовольствии и получить подаяние на дорогу, жители его пускаются по озеру в монастырь, – и нередко за несколько верст от обители, или даже и среди дороги находят их замершими от великой стужи.

Многие из окрестных жителей болеют глазами, золотухой, и по неимению у себя средств к врачеванию, прибегают к монастырской помощи: безденежно из монастырской аптеки, с должными наставлениями об употреблении, выдаются им разные медикаменты.

Особенно значительно стечение окрестных жителей в монастырь издавна бывает на день Благовещения Пресвятой Богородицы и на праздник св. Апостол Петра и Павла. На первый праздник их бывает до 900, а во второй – до 4000 человек.

Некоторые из них приезжают в монастырь по обещанию. Добрые корелы, в своих многообразных скорбях и болезнях, часто не находят и не могут найти никакой помощи от своих ближних; тогда с живою верою и пламенною молитвою обращаются они к преподобным отцам Сергию и Герману. Небесные жители, св. Угодники, внемлют молитве их. Признательные корелы, получив помощь от Валаамских чудотворцев, служат Им благодарственные молебны, ставят свечи пред многоцелебными мощами Их и рассказывают в монастыре о своём чудесном избавлении. Чистосердечные рассказы о чудотворениях, по надлежащей поверке, записываются в особый сборник чудес преподобных и Богоносных отец наших Сергия и Германа Валаамских чудотворцев.

С открытием водяного пути по озеру, в конце мая, два парохода: ,,Валамо” и „Летучий” начинают доставлять русских богомольцев из С.-Петербурга в монастырь. Эти пароходы утром в пятницу – первый от Бывшего Воскресенского моста, а второй от Летняго сада – отправляются Невою в г. Шлиссельбург. Около 10 часов вечера в пятницу пароход приходит на Коневец и в субботу около двух часов пополудни – на Валаам. Для прибывших посетителей отводятся приличные и удобные помещения в каменном гостином доме; прислуживают там им монастырские братия. К ужину и к обеду мужчины приглашаются в общую монастырскую трапезу; для женскаго пола устроена особая общая трапеза в гостинице. Целые семейства могут получать кушанья и в келью. По приезде в монастырь гости считают первым долгом немедленно посетить о. настоятеля в его кельях и получить, от него благословение.

Не требуя никакого вознаграждения за свое гостеприимство, предоставляя это вознаграждение совести, усердию и средствам каждого богомольца, Валаамский монастырь, со своей стороны желает только, чтобы богомольцы, живя в монастыре, соблюдали следующия правила монастырского благочиния:

1) Без особенного благословения не ходить в лес, в пустыни, скиты, в монастырские келлии. Из живущих в монастыре никого не принимать к себе в келлии, им не давать и от них ничего не брать, ни под каким предлогом.

2) Не оказывать никому здесь частных благотворений, а доброхотное своё приношение полагать в общую кружку на пользу св. обители, так как, по правилам общежития, никто из живущих в монастыре не имеет права приобретать отдельной собственности.

3) Привозимые в монастырь письма и посылки на имя проживающих в нём отдавать монастырскому начальству, для передачи по принадлежности.

4) Не стрелять на острове из огнестрельных орудий, не бить зверей, птиц, не ловить рыбы, не портить лесу и не курить табаку.

5) Ничего не писать на стенах и стеклах гостиного дома и не бросать огня на удобосгараемые вещи.

Правила эти выставлены для сведения богомольцев у пароходной пристани и в самой гостинице.

В притворе храма Преподобных предлагаются посетителям кипарисные крестики и образочки работы братий, образки на финифте, литографированные и фотографические изображения Валаамских угодников и служба им, книжки „Описание Валаамского монастыря”, „Собрание видов местностей острова Валаама” и литографированные виды обители и ее скита; и в гостином доме разные глиняные изделия: вазы, сахарницы, молочники, чайники и прочее – труды иноков Валаамских.

Особенно большое стечение посетителей (русских) бывает в дни постов св. Апостол и Успения Пресвятой Богородицы. Тогда многие из них остаются в тихой пустыне, чтобы собрать свои мысли, очистить сердца покаянием и сподобиться причащения св. Христовых Таин. Всем такого рода гостям в те дни подаётся в трапезе постная пища без масла.

Много бывает также богомольцев в скитский праздник Всех Святых, в день соборного празднования Боголепного Преображения Господня, в день памяти св. Апостол Петра и Павла и в день памяти пренесения мощей преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских чудотворцев.

Всех посетителей (русских) в течение года бывает в обители несколько тысяч человек.

При отправлении из монастыря гости берут благословение у о. настоятеля на благополучное возвращение домой; некоторые из них тогда же изъявляют желание остаться в обители до следующего парохода поговеть. Со всеми ласково беседует о. игумен, каждому: бедному, странному и богатому дает в благословение кому образок, кому просфору, кому книжечку, кому что-либо другое, всем выражает своё сердечное удовольствие за душеполезный труд их к посещению святаго места. Напутствуемые благословением, гости оставляют святую обитель.

Сохраняя тщательно своё направление, исторически установившееся, Валаамский монастырь и в последний период времени явил немало знамений своего глубокого единства с православно-кафолическое Церковию, на других местах существующею, и своей преданности нуждам и пользам отечества. Так из Валаама единовременно пожертвовано в пользу бедствующей Александрийской патриархии 100 руб. серебром на духовные потребности, Черногорской православной Церкви 100 руб., на построение церкви в Пятигорске 50 руб., Боснийским церквам принесены в дар серебряные сосуды: потир, дискос и прочее; Сербским церквам, понесшим разорение от возмутившихся Венгерцев – серебряные же сосуды: потир, дискос, ковшичек и прочее, также ризы, воздухи, покровцы, и в пользу Болгарских церквей серебряные сосуды: потир, дискос, ковчег, ковшичек, кадило, серебряный напрестольный вызолоченный крест с финифтяными образочками, воздухи, ризы, подризники, стихари и прочее.

Любя свое дорогое отчество, святую Россию, Валаамская обитель в годину тяжкой войны с четырьмя союзными народами (Англичанами, Французами, Турками и Италиянцами) представила на военные издержки 1000 руб. серебром. Соболезнуя о морских чинах, потерпевших крайнее разорение своего имущества при осаде Севастополя, она в пользу их пожертвовала 100 руб. серебром. Душевно желая принять участие в сооружении в Новгород памятника тысячелетнему историческому существованию России, она и на этот предмет принесла от усердия своего 100 руб. серебром.

Ревность о благосостоянии святых обителей Олонецкого края: Андрусовской и Сяндемской, наследованная от прежних отцев, побудила отца игумена Дамаскина составить описания этих двух обителей и на счет доброхотных дателей издать их в свет в пользу пустыней.

Зная силу веры жителей Корелии к преподобным отцам Сергию и Герману, а также и то, что во многих церквах, по крайней бедности, нет икон этих угодников Божиих, игумен Дамаскин жертвует туда св. иконы их, выполняя тем духовные потребности благочестивых сынов Корелии. Одна из икон св. Сергия и Германа препровождена и на св. гору Афонскую, в знамение глубокого и тесного единения обителей и для взаимного расположения тех и других подвижников ко взаимной молитве друг о друге.

Посильное внимание игумена Дамаскина к боголепному украшению храмов Корелии и содействие к процветанию обителей того края, доставили ему общую благодарность монастырей и священнослужителей. Между прочим, высокопреосвященнейший Аркадий, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский, в письме к игумену Дамаскину писал по сему предмету следующее: „Ваше усердие к св. обителям Андрусовской и Сяндемской воскрешают для нас память одного из предшественников ваших, достоблаженного игумена Иннокентия. Так мне теперь лично некоторые из живущих в этих двух обителях и в окрестности их свидетельствуют. Памятником вашего усердия к благолепию храмов Божиих украшается и крестовая церковь Олонецкого архиерейского дома. Всегда в душе моей благодарный вашему высокопреподобию за таковое усердие ваше к местам, состоящим в управлении моем, ныне побуждаюсь и письменно засвидетельствовать вам мою непременную благодарность за все, что вы, по любви к благочестию, сделали в пользу церквей и обителей Олонецкой епархии”.

Богомудрые монахи русского Пантелеймонова монастыря на Афоне, получив икону Валаамских чудотворцев, между прочим, писали о. игумену: „Мы, со своей стороны, всегда пребудем верны чувствам признательности к вам; не забывайте нас в святых и старческих молитвах; передайте усердное желание спасения и милости Божией вашей святой братии и уверьте, что все мы, как к вам, возлюбленнейший батюшка, так и ко всей вашей обители питаем чувства глубочайшего уважения и почтительности, пребывая с любовию нижайшие богомольцы, св. горы Афонской, русского Пантелеймонова монастыря архимандрит Герасим (подпись по-гречески), русский духовник иеромонах Иероним и святогорец Серафим, Июня 30-го 1852 года.

Так святая обитель с сердечным чувством отзывается на все, как материальные, так и духовные нужды отечества и Церкви православной.


Источник: Валаамский монастырь : [Историч. очерк]. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1864. - [4], VI, XXIV, 348 с., 1 л. фронт. (портр.), 7 л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle