Источник

II. Скиты Валаамскаго монастыря

I. Скит во имя всех святых

Кроме зданий, устроенных для общежития, на островах Валаамских находятся еще скиты, о которых скажем теперь подробно.

Первое место между ними занимает скит Всех Святых. Он был, устроен при игумене Назарии. Нынешний настоятель игумен Дамаскин привел его в лучшее состояние. Пять лет до избрания в настоятели, он управлял этим скитом, и в это время опытом узнал, как вредны были для здоровья отшельников построенные в прежнее время скитские кельи. Основанные на сплошном камне, имея стены на полтора аршина сложенные из дикого камня, эти кельи в зимнее время были угарны, а летом от сырости имели крайне тяжелый воздух. Объясняя эти неудобства преосвещ. митрополиту Серафиму, о. игумен, вместе с старшею братиею 31 декабря 1840 г., просил его благословения: построить в скиту новые каменные кельи и ограду, иждивением фридрихсгамского купца Федора Федоровича Набилкова, пожертвовавшего на этот предмет 10 000 рубл. асс.; владыка благословил, и в 1844 году скитския кельи и ограды были совершенно окончены постройкою. Обновились кельи; нужно было обновить и скитский храм, в стенах которого оказались значительные трещины. На священную потребность отозвались благотворители со всем усердием. Ф. Ф. Набилков пожертвовал 15 000 рубл. да от разных лиц поступило до 18 000 руб. асс.; сверх того, многие лица выразили готовность пожертвовать до 20 000 руб., как только последует архипастырское благословение на построение церкви. При таких денежных средствах и при значительном количестве находившихся на лицо строительных материалов открылась возможность приступить к построению храма, на который по смете предполагалось употребить 70 000 рубл. асс. В 1849 году, с разрешения св. Синода, по Высочайше утверждённому чертежу, составленному архитектором Алексеем Максимовичем Горностаевым, в скиту был уже воздвигнут новый каменный двухэтажный храм. Так лет в восемь обстроился скит Всех Святых. Он находится в двух верстах к северо-западу от обители.

Кругом его необыкновенная тишина. Маленькие небелёные здания скита с возвышающимся среди их храмом обняты, со всех сторон высоким и густым хвойным лесом; к западной его стороне прилегает небольшой спускающийся в лощину огород, за ним лесом небольшая тропинка ведёт к пристани, на которой скитяне берут воду. На восточной стороне видна небольшая, небелёная, с зелёною крышею, часовня в прославление крестных страданий Господа Иисуса. Здание скита построено четыреугольником; восемь отдельных корпусов его соединены каменною оградой, углы которой замыкают башни с остроконечными зелёными крышами. Все эти восемь корпусов одноэтажные и почти равной величины, только корпус настоятельский отличается небольшим деревянным мезонином. В этих корпусах размещены кельи скитских братий; скитская трапезная и кухня занимают отдельный флигель на южной стороне; под ним устроены погреба и кладовыя. Всё скитское строение имеет в окружности 90 сажень.

Среди скитского двора возвышается двухэтажный небелёный храм византийской архитектуры. Все кресты и главы его медные, позолоченные через огонь на осьмигранной колокольне его находится 12 колоколов, в которых весу 450 пудов. В нижнем этаже устроена церковь во имя Всех Святых, в верхнем – во имя всех небесных Сил Бесплотных. Вход в нижнюю церковь с двух сторон: с северной и южной; в верхнюю – с каменного крыльца ведет широкая из плит лестница.

Нижняя церковь тёплая; иконостас в ней деревянный, раскрашенный под орех, с дорическими, местами вызолоченными колоннами; иконы в нём отличной работы петербургского мастера В. М. Пешехонова; на четырех столбах храма размещены во весь рост живописные образа великих светил монашества – труд монастырского брата; за клиросами, в разделанных под орех резных с золотом иконостасах находятся: на правой стороне образ Воскресения Господа Иисуса с двунадесятыми праздниками, в серебряной вызолоченной ризе – приношение купеческой жены Шатиловой, и на левой – икона Тихвинской Божией Матери, писанная в меру чудотворно-явленной, в серебряной, местами вызолоченной, ризе, украшенная разными камнями – дар гражданки Одинцовой. Невысокая, освящённая шестью окнами, эта церковь, с её скромными украшениями, трогательно говорит о смиренном шествии святых к небу, памяти которых она посвящена, и располагает к тихой, умилённой молитве. В ней совершается очередное неусыпаемое чтение псалтири. Освящена она соборне 18 августа 1849 г. благочинным монастырей о. архимандритом, ныне епископом Игнатием.

Верхняя церковь имеет характер церкви торжествующей, небесной. Ярко освещена она окнами с боков и с пролётного купола. Иконостас ее весь вызолочен; резные царские врата венчает большое сияние; иконы все писаны по золотому фону золотистыми красками, работы Пешехонова; заклиросные вызолоченные иконостасы украшают в серебряных ризах иконы: Господа Вседержителя и Тихвинской Богоматери; на храмовых столбах помещены отличного иконного письма образа вселенских иерархов и всероссийских святителей; в вершине купола изображены живописью: Господь Саваоф в сонме ангелов; на стенах – Иисус Христос и двенадцать всехвальных учеников Его; на четырёх арках – святые Евангелисты. Храм этот торжественно освящен 19 июля 1850 г. высокопреосвященным Никонором, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским.

II. Скит св. Николая

При въезде с озера в Монастырский пролив, на левой стороне находится небольшой остров. Он назывался Крестовым, а со времени построения на нём Никольского храма носит имя Никольского. На вершине этого острова издавна стояла каменная часовня во имя Святителя Николая. На все стороны были сделаны в часовне окна и в темные ночи зажигался в ней фонарь для освещения водяного пути к монастырю, и его свет, как передавал игумен Иннокентий, далеко был виден с озера и плавающим судам делал не малую пользу. Случайно посетил этот островок С.-Петербургский купец Николай Назарович Солодовников, и ему сделано было предложение во имя его ангела соорудить на этом месте храм. Слово благое пало на землю добрую, и в 1853 году иждивением Солодовникова на острове воздвигнут во имя св. Николая небольшой, но прекрасный храм, архитектуры русской, составляющей смесь византийской с готическою. Сооружение храма с изящною церковною утварью и священными золотой парчи облачениями стоило Солодовникову до 50 000 руб. серебром; ремонтное содержание его он обеспечил внесением 2000 руб. серебром на вечное обращение. Здание храма, согласно его архитектуре, не крашено; многоугольная глава обита железом, вызолочена и покрыта лаком; кресты медные, вызолоченные через огонь; на небольшой колокольне – девять колоколов, в которых весу всего 800 пудов. План храма составлен архитектором А. М. Горностаевым. Внешняя и внутренняя его отделка носит на себе ясный отпечаток щедрости благотворителя и вкуса архитектора. Иконостас искусной резьбы, вызолоченный, с колоннами разных орденов; внизу царских врат вязью сделана надпись о построении храма; иконы все отличного греческого письма золотистыми красками; иконостас увенчивается вызолоченным крестом; особенно ценны и прекрасны хоругви золотого фризе; все местные лампадки серебряные вызолоченные. За левым клиросом обращает на себя внимание храмовое, резное, прилично окрашенное изображения Святителя Николая. Чудотворец в полном архиерейском облачении; в правой руке у него меч, а в левой церковь. Ниша, в которой поставлено изображение, деревянная, резная вызолоченная; по обеим сторонам её резные же вызолоченные колонны и в верху разной вызолоченный с крестиком балдахин. Когда сооружено это изображение, или с которого времени находится в обители – неизвестно. Оно значилось по монастырским описям 1825 г. и по прежним старым описям украшало собою бывшую на острове часовню. На западной стороне высокой живописи образ св. апостола Андрея Первозванного, писанный во весь рост, пожертвованный в монастырь графом Николаем Александровичем Кушелевым-Безбородко. Храм Святителя освящен 23 июля 1853 г. нынешним настоятелем соборне.

Скит Святителя Николая Чудотворца, в 1ой версте от Монастыря

Сооружая храм, ктитор выражал желание, чтобы в нем в определённые дни совершалась божественная служба. Осуществление этого желания со стороны монастыря привело к необходимости устроить на острове дом для помещения священнослужителя и братий. Этот дом построен был 1858 г. на счет доброхотных дателей по плану архитектора Горностаева; по смете на его полагалось более 17 000 руб. серебром. Дом каменный небелёный о двух этажах; в нем расположены кельи настоятеля и братий. Так под покровом Святителя устроился Никольский скит.

Близ храма, защищённый с северной стороны каменною стеною, а с прочих окаймлённый высоким хвойным лесом, в ложбине разведён скитянами огород. С гранитного церковного парапета открывается прекрасный вид на широкое Ладожское озеро.

На юго-западной окраине острова возвышается большой гранитный крест и около ста лет изогнутая сосна гнездится на голом камне.

С южной стороны устроена небольшая деревянная пристань.

III. Cкит Cвятоостровский

К северо-востоку от монастыря, в семи верстах, величественно красуется Святой остров. В описании карты всем угодьям Валаамского монастыря, составленной в 1785 году землемером Эриком Христианом Колониусом, он значится под именем „Старого Валаама”. С северной и северо-западной его стороны грозно возвышаются скалы тёмно-серого цвета. Южная и восточная стороны постепенно склоняются к озеру. От подошвы и до темени острова он весь покрыт сосновым лесом и березняком. Кругом опоясывает его широкая, ровная дорожка, устроенная почти исключительно трудами одного из нынешних скитских братий. Выведенная из камней разной величины, она вся усыпана песком, в роде бульвара. Широкое озеро, во время страшных своих разгулов, на северной стороне дорожки смыло с неё песок и обнаружило – позволительно сказать – египетскую работу инока. Здесь, под навесом грозных скал, во время сильной бури на озере, осыпаемый брызгами разъяренной стихии, пустынник любуется набегающими седыми валами и славословит Бога.

Первым обитателем этого пустыннаго острова был преподобный Александр Свирский.

Скит Преподобного Александра Свирского, в 7ми верстах от Монастря

Жизнь угодника Божия дала название острову: „Святой”. Доныне видны на острове следы пребывания боголюбивого отшельника: его пещера в разселине скалы и могила, осененная теперь гранитным крестом, ископанная, по преданию, святыми его руками. В память богомудрого подвижника, неподалеку от священной его могилы, в прежнее время существовала деревянная часовня95. С.-Петербургский купец Василий Михайлович Никитин, постивший св. остров по особенной вере к преподобному Александру, изъявил желание на свой счёт устроить из часовни церковь.

С радостию принял о. игумен благое предложение и в 1855 году 30 января, по благословению св. Синода, было совершено им соборне освящение нового храма. Церковь во имя преподобного Александра необыкновенно проста; она вся деревянная, древней русской архитектуры; в ней, кроме священной утвари, нет ничего металлического; иконостас, паникадило, лампады, подсвечники – всё вырезано и выточено из кипариса. Иконы в иконостасе расположены в три яруса; в первом ярусе все иконы отличной греческой иконописи, работы Пешехонова. Десять колоколов, весом всего более 200 пудов, помещённые на небольшой колокольне, созывают братию на молитву. Церковь эта снабжена и особого рода ризницею, устроенною из шёлковой крестчатой материи, обложенной, вместо газов, атласною лентой. Простота церкви веселит сердце: она ставит посетителя на грань древности, переносит его мысль ко дням преподобного Александра.

С устроением храма построены на острове два небольшие деревянные домика с кельями братий; третий домик с их кухнею и трапезой; келлии небольшие с необходимыми при них службами. Таким образом устроился скит. Скитяне на вершине острова, под деревянным навесом, сделали колодезь, выбуренный в скале, в котором постоянно хранится сточная вода и между храмом и кельями развели огород под защитою леса. На западной стороне острова, с вершины, по скалам, лепится деревянная лестница, ведущая к священной пещере преподобного Александра и на восточной, по отлогостям, тянется дорога к небольшой деревянной пристани, откуда скитяне берут воду96.

IV. Скит св. Иоанна Предтечи

В 4-х верстах от монастыря, громадным утесом выдвигается в озеро Предтеченский остров покрытый сплошь высоким лесом. Прежде назывался он по-фински Серничан, т. е. монашеский. Такое название приводит к мысли, что во дни цветущего состояния монастыря, когда, по преданию, на островах Валаамского архипелага и в пределах Корелии находилось до двенадцати скитов, состоявших под духовным управлением одного Валаамского настоятеля, тогда и на Предтеченском острове существовал скит: ибо известно, что скитская жизнь на Валааме всегда существовала. Догадываются еще, что, по разорении Валаама Шведами в 1611 году, главный остров занят был финнами, а некоторые монахи, по миновании опасности, возвратились опять на Валаам и поселились спасаться на острове Сурничане. Ещё лет пятнадцать назад, на этом острове стояло несколько избушек, в которых, может быть, и жили иноки. На памяти нынешнего братства, в этих избушках жили ежегодно сторонние люди, приезжавшие на Валаам, с благословения игумена, заниматься рыбным промыслом. На случай пребывания рабочих, одна из этих избушек, неизвестно когда построенных, и поныне оставлена.

В 1855 году на Монашеском острове устроена была небольшая часовня во имя св. Пророка и Предтечи Иоанна, с небольшою пустынею. С этих пор Сурничан стали называть Предтеченским островом. В 1858 году эту часовню заменила церковь.

Мы видели, что в грозный для Валаамской обители 1611 год, когда она была совершенно разорена войсками Делагарди, некоторые Валаамские старцы удалились в Ладогу и там, по воле царя Михаила Феодоровича, получили для жительства Васильевский монастырь. В этой обители иноки построили небольшую деревянную церковь во славу Преображения Господня, келлии и ограду. По времени монастырския здания сгладились с лица земли, сохранилась только полуразрушенная церковь, перешедшая к причту Васильевского погоста. Ея то священные, родственные для Валаамских монахов останки, возжелал перевезти на Валаам нынешний настоятель Дамаскин. Все расходы по перевозке и устроению церкви принял на себя один из усердных благотворителей монастыря, жертвуя притом 1000 руб. серебром на ремонтное её содержание и 500 руб. на возмездие за неё и её утварь причту Васильевского погоста. Дело началось и св. Синод разрешил перевести церковь в обитель. На Предтеченском острове на прочном каменном фундаменте на месте бывшей часовни, поставлена священная древность. Полуразрушенная церковь как бы воскресла теперь в обновленном виде. Она небольшая, одноглавая, с возвышенною гранёною колокольнею; глава обита светлым железом; кресты все медные, вызолоченные через огонь. Внутренность её крайне проста и вместе с тем изящна: сосновый резной иконостас и стены неокрашенные. Иконы древние. Среди храма висит прекрасное ветвистое паникадило накладного серебра с позолоченными чеканными украшениями. В алтаре, на горном месте на большом кресте живописью во весь рост превосходно изображён распятый Спаситель; надпись на кресте писана еврейски, гречески и римски. За престолом – накладного серебра, местами позолоченный большой седьмисвечник. Колокольню церкви, между прочими колоколами, украшает древний монастырский колокол времен Бориса Феодоровича Годунова, возвращённый нынешним игуменом в 1858 г. из Новой Ладоги, с пожертвованием за него 300 руб. серебром. Храм этот во имя св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна освящен соборне высокопреосвященным митрополитом Григорием 20 июня 1858 года.

Года за три до построения церкви здесь поставлен был деревянный одноэтажный домик с мезонином, стоящий и поныне у самаго церковного крыльца. За храмом, в нескольких шагах от алтаря, на восточной стороне высечен в скале колодец, глубиной около двух сажен, всегда имеющий воду приятного вкуса. Храм, дом и колодец обнесены четырехугольною из досок оградою, которая окрашена чёрною краской, и заключает в себе около 2500 кв. саж. земли. Кругом ограды, по забору рассажены, для защиты от ветра, ели и другие хвойные деревья, а в средине разведен и сад с фруктовыми деревьями. Скитяне возделывают этот пустынный сад, но без благословения настоятеля они не могут вкушать от плодов его и эту заповедь соблюдают свято для отречения своей воли.

В скором времени, по создании храма, на восточной и южной отлогостях острова, в густой тени сосноваго леса, на вержение камня одна от другой, стали, появляться убогие иноческия кущи97.

Чтобы, доставить пустынникам в зимнее время возможность совершать молитвословие в тёплом храме, в каменном фундаменте церкви св. Предтечи устроен храм во имя трех Вселенских Святителей. Этот храм на половину меньше верхнего, весь высечен в скале и может быть назван – пещерным.

Иконы его отличной работы Пешехонова, пол и подоконники мраморные. Он освящен о. игуменом Дамаскиным соборне, 30-го января 1860 г.

На западной стороне у крутого обрыва возвышается большой гранитный крест. По южному склону от черной деревянной ограды храма спускается дорога к пристани.

Кит Святого Иоанна Предтечи, на Предтеченском острове, в 4х верстах от Монастыря

Достойно замечания следующее обстоятельство. При приеме церкви на Валаам от Васильевского причта, не оказалось на лицо креста, о котором в описи было сказано: „крест небольшой, медный, шести угольный, с изображением распятия Господа, и какою-то надписью истершеюся, древнейший”. По розыскам оказалось, что крест сей взят был у причта начальником художественной экспедиции г. Львовым и представлен в св. Синод. По ходатайству Валаамской братии и высокопреосвященного митрополита Григория, сей крест возвращен из св. Синода в монастырь и хранится доселе в его ризнице.

* * *

95

В 1840 году, вместо обветшавшей небольшой, простой, деревянной часовни, была поставлена новая часовня, деревянная же, но большаго размера, и поставлена на самой вершине острова. Близ старой же часовни, окончательно снесенной с места уже в 1850 году, существовала простая келлия, в которой жили два Валаамские брата, неся послушание: хранение и содержание часовни в приличном благолепии. Между тем некоторые Валаамские иноки, преуспевшие в духовной жизни по уставу общежития, с совета своих старцев, объявили в тайне о. игумену Дамаскину, около 1843, о своем желании удалиться ради безмолвия на Святой остров для спасения души. Тогда родилась мысль построить на том острове келлии, а новую часовню обратить в храм для скитских иноков. Преосвященный Никанор, посетив этот остров, нашел также полезным обратить бывшую здесь часовню в храм.

96

По удобствам к уединенной и безмолвной жизни Святоостровский скит привлекает к себе многих из братий Валаамскаго монастыря. Но о. игумен Дамаскин, по своей духовной опытности, позволяет селиться там лишь способным к скитской жизни. Притом же и помещения в нем могут быть достаточны только для шести человек скитян и двух послушников; в 1862 году к ним присоединен небольшой домик о двух келлиях с сенями; в нем спасается пустынник. Это число братий и проживает ныне на Св. острове, под благодатным покровом и заступлением св. Александра Свирскаго.

97

В настоящее время всех пустынок четыре. Две построены в 1859 году, одна в 1860 г. и четвертая в 1862 году. Все оне небольшия деревянныя, внутри оштукатурены. В них живут в настоящее время четыре пустынника – монаха, из коих один, как видится, посвятил себя подвигу молчальничества. Внутри же ограды, в церковном домике живут два послушника, имеющие назначение хранить и содержать в порядке здания, в особенности храм Предтеченскаго острова. В том же домике временно помещаются иеромонах с причтом, прибывающий из монастыря для совершения церковнаго богослужения, которое непременно бывает в неделю раз или два.


Источник: Валаамский монастырь : [Историч. очерк]. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1864. - [4], VI, XXIV, 348 с., 1 л. фронт. (портр.), 7 л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle