Источник

I. Описание всех монастырских зданий

Всход в окружность монастыря с озера. – Монастырская площадка. – Общее обозрение монастырских зданий. – Внутренний четыреугольник монастыря. – Здания внутреннего четыреугольника. – Архитектура монастырских зданий. – Подробное обозрение их.

На обширном темени огромной гранитной скалы, на левой стороне Монастырского пролива расстилается белокаменное здание монастыря со многими возвышающимися над ним, серебристыми куполами. На площадку монастыря ведет из-под скалы гранитная лестница, имеющая семьдесят ступеней, сделанная при о. игумене Вениамине. Левую сторону площадки по обрыву окаймляет небольшая деревянная решетка с каменными столбами; направо же возвышается каменная небеленая гостиница. Средину площадки почти против святых ворот занимает мраморно-гранитная часовня, воздвигнутая в память посещения монастыря Государем Императором Александром Николаевичем.

Здание монастыря состоит из двух четыреугольников, заключённых один в другом. Вход в монастырь с южной стороны открывают святые ворота; над ними высится купол церкви св. Апостол Петра и Павла; против святых ворот во внутреннем четыреугольнике расположены другия ворота, служащия входом во внутренний широкий монастырский двор. На правой стороне этого двора – соборный храм Преображения Господня и под ним – церковь преподобных Серия и Германа, Валаамских и всея Россия чудотворцев. По углам видны куполы церкви Успения Пресвятой Богородицы и бывшей Никольской; на левой против собора небольшое крытое выступившее крыльцо ведет к кельям настоятеля; против ворот – одноэтажный флигель занят общею монастырскою трапезою; над самыми вратами – аптека; в прочих местах ризница и кельи братий. Это мы обозрели внутренний четыреугольник монастырского здания.

Во внешнем четыреугольнике от святых ворот на запад помещаются во втором этаже кельи „Царския”, получившая свое название от пребывания в них Государя Императора Александра I и ныне царствующего Государя Императора Александра Николаевича с Августейшим Его семейством во время посещения Ими Валаама; далее – кельи наместника и монастырский архив; против святых ворот на северной стороне в одноэтажном флигеле помещается братская больница; среди этого флигеля, возвысившийся купол покрывает двухэтажную больничную церковь – Живоначальной Троицы и Живоносного Источника Пресвятой Девы Богородицы; в прочих местах расположены: канцелярия, просфорная, библиотека и разные мастерские. Все здания монастыря возникли, как мы видели, при прежних настоятелях, и в том же виде, но в улучшенном положении сохраняются по настоящее время.

Из числа воздвигнутых прежде храмов, в 1854 году упразднен только один храм святителя Николая чудотворца. Причиною упразднения его, с одной стороны, было то, что в стенах его оказались значительный трещины, с другой – то, что с построением новой церкви во имя этого Великого угодника Божия на Никольском острове не было надобности поддерживать в монастыре существование соименного обветшалого храма. По надлежащем исправлении, здание упразднённой церкви обращено для хранения церковных вещей, требовавших особого от ризницы помещения.

Архитектура всех монастырских зданий очень простая. Кельи настоятельские небольшие, со сводами. Единственное их украшение составляют виды разных частей Валаамского архипелага, поднесённые о. игумену художниками в благодарность за монастырское гостеприимство. Кельи братий расположены по обеим сторонам общего коридора, подобно кельям греческих монастырей. Каждая из них имеет не более полуторы сажени длины, а в ширину вдвое менее, со сводом, и освещается одним окном. Стол, стул, или два, скамья с убогим войлоком и жесткой подушкой – вот все принадлежности смиренного иноческаго жилища. В коридоре стоит общий умывальник и вода92. Аптека монастырская не велика, но прекрасно устроена и снабжена необходимыми медикаментами. Ею заведует ныне сведущий инок, живший до поступления в монашество в Гатчине в аптеке. При лечении он исправляет успешно, в случае нужды, должность медика и даже хирурга.

Трапеза монастырская представляет длинную комнату, освещенную с двух сторон рядом больших окон; пол ее выстлан плитою, потолок имеет своды; на передней её стене – выкрашенный деревянный иконостас, в котором помещены иконописные изображения Господа Иисуса, Пресвятой его Матери и другие, и над ними полукруглый образ Тайной Вечери, на котором Спаситель и двенадцать учеников Его изображены во весь рост; в простенках, между окнами, изображены преподобные Сергий и Герман и святые подражатели из жизни, спасшиеся на Валааме; между ними, как страж града святого Петра, родственного обители, помещен и св. благоверный Великий Князь Александр Невский. Столы в трапезе расставлены в три ряда, вдоль их тянутся длинные скамейки, среди трапезы возвышается небольшая кафедра на амвоне и перед нею висит украшенная гранеными стеклами люстра.

Храмов в монастыре шесть.

Первое место между ними занимает соборный храм Преображения Господня. Он древней греческой церковной архитектуры; имеет вид четыреугольника, с полукруглым выдавшимся алтарем, о пяти главах, с высокою готическою над папертью колокольнею. Главы и куполы собора и колокольни, иждивением С.-Петербургского купца В. М. Никитина, в 1862 году покрыты новым белым листовым железом, и на них водружены медные позолоченные через огонь кресты. Иконостас собора пятиярусный, с резьбою, позолоченный; иконы первого яруса все в серебряных, частию позолоченных ризах и украшены разными камнями. Потолок и арки храма расписаны под разноцветной мрамор; основные столбы и стены украшены стенною живописью; на них изображены события из священной истории Ветхого и Нового Заветов, также св. Евангелисты и Апостолы.

В алтаре храма обращает на себя благоговейное внимание – за жертвенником – живописный Нерукотворенный образ Христа Спасителя, в серебряном вызолоченном окладе; в него врезан небольшой крест, в котором вложены часть Животворящего Креста Господня, часть камня Гроба Господня и 23 части св. мощей угодников Божиих, имена коих обозначены на обороте св. иконы. Образ этот пожертвован в 1823 г. С.-Петербургским купцом Дмитрием Маркеловым.

В самом храме достойны внимания: 1) на западной стороне, над входом, высокой живописи образ, писанный на полотне 1703 г. – поклонение волхвов Богомладенцу Господу Иисусу; пожертвован князем А, Н. Голицыным; и 2) у клиросов – две однополовинные хоругви, старинной формы, с серебряными литыми херувимами. Серебряные вызолоченные рамы хоругвий, окаймляющие образа, вокруг обложены большим бронзовым, отлично-вызолоченным сиянием. Это приношение В. М. Никитина.

Второй храм устроен Во имя преподобных отец Сергия и Германа Валаамских и всея России чудотворцев; он находится в нижнем этаже Преображенского собора. В 1858 году он перестроен: прежде он был вдвое менее и в иконостасе его были одни северные двери; в настоящее время распространён до капитальных стен собора, хорошо освещён и в иконостасе его устроены две боковыя двери. После перестройки храм сей освящён соборне о. игуменом Дамаскиным 15 июля 1858 г. В этом храме под спудом почивают святыя мощи Валаамских угодников. На месте семивекового священного покоя их, на двух больших гранитных плитах с гранитными полукруглыми ступенями, утверждена серебряная рака, устроенная при игумене Иннокентии. Перед ракою на столбе, в позолоченной ризе, икона Пресвятой Девы с Предвечным Младенцем и три позолоченныя лампады, из них две отличной формы – усердное приношение Государя Наследника Цесаревича и Великаго Князя Николая Александровича и его Августейших братьев, а третья в виде большого изящного фонаря – дар неизвестного.

Третий храм – Успения Пресвятыя Богородицы; он теплый и в течение всей зимы с 1 октября до теплых весенних дней служит местом собрания всей братии на молитву.

Четвертый храм – св. Апостол Петра и Павла.

Пятый – Живоначальныя Троицы, и под ним шестой – Живоноснаго Источника.

Все эти храмы, кроме церкви Успения, небольшие; иконостасы в них деревянные, местами позолоченные; особенно хорош стрельчатый иконостас церкви св. Апостол; иконы в них в постыднее время все поновлены, с сохранением характера прежних изображеній.

Колокольня монастырская имеет вышины 18 сажен. Большая часть колоколов её отлита при о. Иннокентии, а именно: большой колокол, первый на колокольне, в 550 пуд., второй – в 257, третий перелитый из старого с прибавлением 47 пуд. – в 150 пуд., четвертый в 82 пуда и семь зазвонных, всего в 31 пуд. Кроме их, на колокольне находятся два колокола, отлитые при о. Ефреме: один в 46 пуд. 20 ф., а другой в 9 пуд. 25 ф. и колокол в 56 пуд. 6 ф. – Высочайший дар после кончины блаженной памяти Императора Александра І.

Несмотря на обилие и благолепие св. храмов, Валаамская обитель ни одного из них не находит достаточным на летнее время для вмещения всех богомольцев. Самый большой из храмов это – Преображенский собор. Для многочисленной монастырской братии и рабочих он достаточен, но в летнее время и он оказывается малым: ибо тогда на Валааме бывает по временам до 400 человек приезжих богомольцев, а на праздник св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла число их возрастает до 4000.

Ризница монастыря занимает крытую галерею, соединяющую Преображенский собор с церковию Успения Пресвятой Богородицы93.

К юго-востоку от монастыря, в двадцати саженях, построена на возвышенном месте для приезжающих богомольцев каменная, небеленая гостиница о двух этажах с мезонином, украшенная во фронтоне иконою Преподобных отец Сергия и Германа и увенчанная гранитным крестом. Эта гостиница построена насчет благотворителей при нынешнем настоятеле по плану архитектора А. М. Горностаева, Высочайше утвержденному 2 ноября 1850 года; по смете на нее полагалось более 60 000 р. с. Причиною её постройки было то, что, с открытием пароходства по Ладожскому озеру, число посетителей монастыря значительно увеличилось и помещения, до того времени отводимые для них на юго-западной стороне внешнего монастырского корпуса, сделались недостаточны. Потребовалось выводить братию из занимаемых ими келлий и в них размещать приезжавших. Это, с одной стороны, стесняло братию и близким соседством мирских смущало тишину их молитвенной жизни, а с другой – келлия инока не могла быть удовлетворительным помещением для посетителя, привыкшего хотя к некоторому удобству. Теперь эти затруднения устранены. Построенное здание заключает около ста нумеров, снабжённых приличною мебелью; коридоры хорошо освещены и выстланы плитою; лестницы также плитныя, особенно хороша широкая лестница, ведущая с прекрасной сенной площадки первого этажа во второй. Всем посетителям прислуживает монастырская братия, гостиницею заведует монах. Вход в гостиницу с западной стороны открывает каменный с колоннами портик.

К юго-западу от гостиницы, на небольшом пригорке, вблизи монастырского залива скромно подымается уютное квадратное здание странноприимнаго дома. Недалеко от него прежде находился построенный во дни о. игумена Назария каменный 2-х-этажный дом, в котором помещались нищие и вообще бедные береговые жители, приезжавшие по надобностям в монастырь. Домик тот по времени обветшал; окрылись в нем сырость, холод и, при большом стечении народа, даже крайняя теснота. Это побудило, упразднив его, построить в 1856 году нынешнее здание, вполне удовлетворительно исполняющее священные обязанности христианского гостеприимства. Новое здание каменное, небеленое, о двух этажах с мезонином. План его был составлен также архитектором Горностаевым и рассмотрен в губернской строительной комиссии; по смете на постройку его полагалось свыше 15 000 руб. серебром. Фронтон здания украшает образ Валаамских чудотворцев; небольшое каменное крыльцо с навесом и колоннами с северной стороны ведет в его внутренность. Внутри по обеим сторонам коридоров размещены большие и светлые келлии, снабжённые необходимою мебелью. За порядком в здании присматривает монах.

Издавна в монастыре ощущалась необходимость облегчить для потребности монастыря добывание воды.

Обыкновенно ее носили из озера по крутой скале, имеющей по склону до 40 саженей вышины. Дело было чрезвычайно трудное, особенно в ненастную осеннюю погоду, в гололедицу и зимой во время большого снега или при обледенении ступеней. Был и другой путь, которым по крутой и столько же высокой горе возили воду бочками, но на этом пути не меньше встречалось затруднений. Настоятели много заботились о том, как бы облегчить добывание воды, но только в последнее время о. игумену Дамаскину посчастливилось устранить по сему делу трудности и устроить водопровод, присоединив к нему разные хозяйственные заведения.

Нарвский купец Павел Иванович Орлов, несколько лет тому назад, пожертвовал на сей предмет 10 руб. серебром. Составлен был архитектором Горностаевым подробный план всему зданию. В настоящее время это здание, начатое постройкою за четыре года прежде, окончено. Оно поставлено на северной стороне монастыря, на берегу крутой гранитной скалы, возвышающейся над поверхностию омывающего её озера, вверх на 40 сажен, и состоит из трех этажей. По смете на отделку его требовалось около 60 руб. серебром.

Здесь вода добывается посредством паровой машины из колодезя, который сообщается с озером трубою. Самая же труба положена на 5 аршин ниже уровня воды, и принимает озёрную воду не у берега, а на расстоянии 4 аршин от него. Колодезь в ширине своей имеет 4 квадратные аршина и выделан в гранитной скале посредством пороха. Паровая машина, устроенная в верхнем этаже, свободно поднимает воду и в час доставляет, при малом ходе, слишком 20 сороковых бочек, а при усильном действии может доставить гораздо более.

Та же машина, посредством приводов, в особых отделениях, пилит лес на доски, мелет муку, приводит в действие токарные станки, на которых выделываются разные металлические и деревянные вещи.

Кроме этого, тут устроены: прачечная, имеющая особый бассейн, и баня для немощных братий и рабочего народа, которого летом на Валааме бывает до 400 человек. В нижнем этаже помещена еще кузница на два горна, в которой обращают внимание нового устройства мехи, действующие с замечательною лёгкостию и сообщающие большой напор воздуха. Машина принесена в дар обители купцом Игнатием Ивановичем Забегаевым старшим.

Вся же постановка здания и машин совершена средствами Валаамской обители, с помощию благотворителей, под главным наблюдением и руководством игумена Дамаскина.

С северной стороны, обнесённое каменною оградою, примыкает к монастырю братское кладбище. Под густою тенью вековых кленов здесь покоится прах двух настоятелей монастыря: игумена Иннокентия и Ионафана, и многих братий. Могилы осенены большею частно деревянными крестами, символами тех трудов, которые понесли упокоившиеся здесь земные странники, и знамением надежды, одушевлявшей их на пути подвижничества – спастись чрез крестные заслуги Единородного Сына Божия; на некоторых из могил положены высоченныя плиты; прочие дёрном покрыла святая любовь живых братий, признательных к памяти скончавшихся.

По берегу монастырского залива, при подножии огромной гранитной скалы, держащей на своих крутизнах развесистые вековые клены, разведен прекрасный сад, с фруктовыми деревьями. Он образовался на луде (голом камне) под присмотром теперь уже восьмидесятилетнего старца, лет в двадцать, многотрудным наносом земли.

Южную подошву монастырской горы занимает издавна другой сад вместе с большим огородом. На восточной стороне монастыря в небольшом ботаническом садике растут разные аптекарские травы: мята английская и кудрявая, шалфей, полынь, майоран, иссоп и другия, также разведен ягодный питомник. Широкие, гладкие дороги, окаймленные лесом, часто бросающим на них сплошную тень, как аллеи, рассекают остров, ведя от монастыря к разным точкам его владений. Повсюду на них встречают путника то св. крест, то уединенная часовня. Всех часовен на Валаамском архипелаге устроено шестнадцать. Вот имена святых, в честь коих воздвигнуты часовни:

I) часовня Знамения Божией Матери – вся мраморная с колоннами. II) Коневской Божией Матери – около пустынки игумена Дамаскина. III) во имя Соловецких Чудотворцев – Зосимы и Савватия. IV) во имя св. Ап. Андрея Первозванного. V) Смоленской Божией Матери и всех угодников Божиих, спасшихся или только подвизавшихся некоторое время на Валааме. VІ) во имя преп. Авраамия Ростовского, VII) во имя св. пророка Илии (на Баионном Острове). VIII) Владимирской Божией Матери. IX) во имя св. Бессребреников Космы и Дамиана, X) Часовня Божией Матери Псковско-Печерской, XI) Казанской Божией Матери. XII) Тихвинской Божией Матери. XIII) Покрова Божией Матери. XIV) Часовня Божией Матери, именуемой Утешение или Отрады. XV) Часовня Благовещения Божией Матери. XVI) Часовня во имя Всех Святых. Первые пять часовен больше прочих и благообразнее, из них первые две каменные; иконостасы и образа во всех часовнях новые. В каждой почти часовне имеются мантия, священническое облачение, св. Крест, св. Евангелие, кадило, кропило, псалтирь и некоторые другие богослужебные книги. В летнее время богомольцы, из разных стран прибывающие на Валаам, нередко приносят молитвы в той или другой часовне. Особенно великолепна часовня в память Высочайшего посещения Государя Императора Александра II. Ремонтное содержание часовен, по предложению о. Игумена, обеспечено навсегда вкладом одного благотворителя в количестве 1000 р., внесенных в кредитное учреждение. Часовни эти, посвещенные прославлению Божией Матери и святых, в некоторых местах необходимы ещё и потому, что стоят при деревянных двух этажных домиках для помещения монастырских рыбаков, которые, в часы от занятий свободные молятся Богу в ближайших часовнях. Большею частию они читают в них псалтирь или совершают правило св. Пахомия.

Прекрасный большой гранитный крест поставлен при соединении двух скитских дорог: ездовой и пешеходной. Близ Никоновой пристани, на скале и на вершине огромной скалы в Чёрном носу, под навесом поставлены также деревянные большие креста. Эта частая встреча крестов и часовен поддерживает, питает в каждом путнике особенно благоговейные чувства. Она как будто говорит ему, что он находится в священном месте, что он идёт как бы по монашескому саду. Взойдет ли он в всегда отверзтые двери часовни – Божественные лики святых при окрестной тишине, нарушаемой разве легким шелестом листьев, располагают его к молитве, и сладость уединеннаго моления, вдали ото всех живущих, развивает в сердце его любовь к безмолвию и пустыне.

Из прежних пустынных келлий в окрестностях монастыря сохранились:

1) Каменная пустынная келлия о. игумена Назария, в которой уединялся он на время во дни своего настоятельства и жил около трёх лет по увольнении от должности до отъезда в Саровскую пустынь. Около нея разведён рассадник дубов, кедров, лип и других деревьев и поставлен гранитный крест, в память блаженного о. Назария, восстановившего Валаамскую обитель.

2) Деревянная пустынная келлия нынешняго настоятеля о. Дамаскина. Несколько лет он жил в ней прежде избрания во игумена; местность её чрезвычайно живописна. Пустынька эта дальше прочих отстоит от монастыря.

3) Деревянная пустынная келлия схимонаха Николая. Со времени посещения её Государем Императором Александром Николаевичем с Августейшим Семейством, над нею сделан деревянный навес.

4) Деревянная пустынька монаха Антония, стоит в глухом лесу, уже ветхая и вся поросла мохом.

5) Деревянная пустынька иеросхимонаха Евфимия. После кончины этого подвижника, в ней тридцать лет жил и спасался уединенно схимонах Сергий, 80 лет от роду, отшедший ко Господу, в 1860 году.

6) Есть ещё пустынька инока Афанасия.

7) Наконец, на Скитском острове сохраняется пустынька иеросхимонаха Антония, находящаяся близ самого скита.

Пустыньки и ныне есть на Валааме. Но после! 1843 года, с открытием Валаамского пароходства, они уже не занимают названных выше пустынных келлий, которые все стоят праздны и сохраняются только как память о прошедшем. Жизнь пустынников на этих местах, при настоящем стечении народа, особенно в летнее время, была бы смущаема многочисленными и частыми посещениями мирских людей. Поэтому о. настоятель Дамаскин устроил теперь новые пустыньки, как увидим ниже, для отшельников и молчальников на отдаленном острове Предтеченском.

Среди внутреннего монастырского двора, против собора, возвышается небольшой мраморно-гранитный обелиск с надписями о посещении монастыря Императором Александром I и Великим Князем Константином Николаевичем. В соборном храмн надпись указывает место, на котором стоял Император Александр Благословенный во время богослужения, и такая же надпись говорит о кельях, которые занимал он в бытность свою на Валааме.

Около монастыря расположены разные хозяйственные здания. В лесу, к югу от монастырского залива, находится кирпичный завод. На нем работают наемные работники преимущественно из русских. Слой глины, годной для выделки кирпича, различен: от аршина доходит до двух и более, глина светло-синего цвета. Каждый кирпич имеет клеймо, на котором означено славянскими буквами место и год выделки; кирпич весом не менее 14 фунтов.

Особенные замечания о ризнице и библиотеке Валаамского монастыря

В ризнице, кроме вкладов царских, о которых мы говорили выше и будем говорить впоследствии, заслуживают особенного внимания:

Первое – по своей святыне: два напрестольные креста: один с 25, а другой с 15 частями св. мощей разных угодников Божиих.

Образ Пресвятой Богородицы Казанской в серебряной вызолоченной ризе, украшенной стразами и финифтяными образами, с частицею ризы Пресвятой Богородицы; поступил от Валаамского иеромонаха Дамаскина в 1809 г.

Образ 26 лиц святых отличного иконного письма; частицы их св. мощей находятся в вставленном в образе серебряном позолоченном крестике.

Образ св. Афанасия патриарха Иерусалимского с малейшею частию св. его мощей.

Образ преподобного Нила Столбенского – в серебряной ризе с двумя малыми частями св. его мощей; в 1845 г. поступил от С.-Петербургского мещанина Димитрия Тисова.

Образ св. Апостол и разных святителей, от коих частицы св. мощей находятся в серебряном позолоченном с чернетью кресте, вставленном в образе.

Второе – по ценности и украшениям:

Евангелие напрестольное в серебряном вызолоченном окладе, весом около двух пудов; устроено при о. Иннокентии.

Евангелие напрестольное в серебряном позолоченном окладе с литыми образами и украшениями. Поступило от Н. Н. Солодовникова.

Образ Пресвятой Богородицы Казанской в серебряной вызолоченной ризе, украшенный изумрудами и другими драгоценными камнями; весу в нем 3 ф. 88 зол. По преданию, этот образ находился в опочивальне Императрицы Елисаветы Петровны, поступил в монастырь от г-жи Приклонской.

Образ Пресвятой Богородицы Тпхвинской, в серебряной вызолоченной ризе, украшенной брильянтами и другими драгоценными камнями; весу во всей ризе 12 ф. 63 зол.; поступил от С.-Петербургской купеческой жены Анны Калмыковой.

Образ Божией Матери Тихвинской в серебряной вызолоченной ризе; корона Владычицы украшена брильянтами, убрус, оплечья и рукава – крупным и мелким жемчугом; в ризе 2 ф. 54 зол.; поступил от купца К. М. Мокиева.

Два образа отличной живописи, на железных листах, изображающие во весь рост Христа Спасителя, на одном, седящего в темнице, а на другом – седящего по воскресении, и святцы лицевые на весь годовой круг в 12 тонких дщицах изящнейшего мелкого иконного письма. Все поступили, от князя А. Н. Голицына.

Кадило серебряное, отлично вызолоченное, в виде собора о пяти пролетных куполах с крестами, весом 3 ф. 57 зол. – приношение С.-Петербургского купца Ф. П. Шапкина в 1857 г.

Возду́х и два покровца голубого серебряного глазета, прекрасно вышитые кораллами, сердоликами и другими камнями. Пожертвованы от графини Адлерберг в 1849 г.

Возду́х и два крестообразные покровца, малинового бархата, шитые золотом и серебром и мелким бисером по карте; на воздухе живописное изображение Иисуса Христа, положенного во гроб; при гробе Господа Его Пречистая Матерь, Иосиф Аримафейский и Никодим; на одном покровце Господь, молящийся о чаше и на другом – несение Им креста. Лица все живописные; одежды отлично вышиты золотом и серебром и мелким бисером – приношение В. М. Никитина.

Три покрова на раку св. Угодников: 1) покров малинового бархата, на котором золотою в ветвях вышит крест и орудия страстей Господних, со словами: „Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас” – приношение купца Нестерева в 1845 г. 2) Покров темно-малинового бархата; на нём находятся изображения преподобных Серия и Германа во весь рост; лица и ручки Угодников живописные, венчики и одежды шиты золотом и частию шелком по карте; пожертвован от Московской почётной гражданки А. Г. Алексеевой в 1858 г. и 3) Покров серебряного глазета, на котором золотом вышит крест, разные ветви с листьями и звёзды; поступил от С.-Петербургской купчихи Е. М. Никитиной в 1854 году.

И третие – по древности и достопамятности:

Крест небольшой медный и две ризы: одна холщевая белая, оплечье кумачное, а другая – бумажная травчатая, подкладка из холста, гас белый шелковый, поступили в монастырь вместе с древнею церковию Васильевской обители. В описи церковной о кресте сказано: „крест небольшой, медный, шестиугольный с изображением Распятия Господа и какою-то надписью истершеюся, древнейший”, а об ризах: „драныя и к служению негодны”.

Хоругвь, по малиновой шёлковой материи вышита золотом и серебром, с изображением Сошествия Св. Духа и внизу иконы подпись: „Раб Божий князь Димитрий Михайлович Пожарский.” В описи не обозначено от кого и каким образом поступила в монастырь.

Портрет св. Тихона, епископа Воронежского, писанный с натуры ближайшим учеником угодника Божия, монахом Никандром, сыном Задонского помещика Алексея Бехтеева; от отца Никандра этот портрет перешёл к родственнику его, статскому советнику Есипову, от г. Есипова дан в дар его нянюшке и от мужа её, башмачного мастера Михаила Никитина Пяткина 16 августа 1861 г. пожертвован в Валаамский монастырь. Братия Валаамской обители считают этот дар очень высоким и с особенным усердием чтут и прославляют святителя Тихона, который был некогда архипастырем Валаама, по званию епископа Ладожского и Кексгольмского.

Царские траурные вещи, о которых мы говорили выше и две бронзовые медали в серебряных окладах, выбитая в память возсоединения униатов к православной Церкви, поступили от игумена Дамаскина в 1856 году.

Библиотека, по случаю неоднократных, совершенных разорений монастыря, не заключает в себе многих письменных памятников относительно истории Валаама и вообще древностей. Как видно из надписей на некоторых книгах, она стала вновь составляться после восстановления Валаамской обители при Петре I. Первые настоятели монастыря были первыми ее основателями. Архимандрит Иринарх, строитель Иосиф (Шаров), игумен Ефрем оставили многие надписи на книгах, ими приобретённых и пожертвованных. Были вкладчики и из мирян, напр. некто дьяк Михаил Воинов в 1719 году пожертвовал пролог, печати 1685 при патриархе Иоакиме. В настоящее время сокровища библиотеки, по нуждам братии, увеличиваются приобретениями монастыря, на собственные его средства.

С жалованных монастырю царских грамот имеются только копии; подлинные же грамоты, как мы видели, строителем монахом Иосифом, в 1729 году, представлены в государственную вотчинную канцелярию для внесения их в крепостные книги. Все эти копии находятся в краткой летописи Валаамского монастыря, заключающей в себе исторические материалы, собранные г. Сулакадзевым при о. игумене Иннокентии, с целию составить описание обители. Содержание грамот уже приведено в настоящем описании выше – на своём месте.

Из книг старопечатных изданий, печатанных старо-славянскими буквами, в библиотеке находятся следующие:

1. Божественная литургия иже во святых отец наших Иоанна Златоустаго, Василия Великаго и преждеосвященная. Печат. в святой великой Лавре Печерской Киевской, лета Господня 1620 года. № 164.

2. Евангелие учительное, албо казаня на неделя пред рок и на праздники господския и нарочитым святым, составлена трудолюбием иеромонаха Кирилла Транквилиона, проповедника слова Божия за позволением старших. Первие в маеитности ей милости княгине Вишневецкой Михайловой в Рохманове, а теперь у типографии братства богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, старанием и коштом Максима Вощанки типом издадеся в Богоспасаемом граде Могилеве от создания миру 7128, а от воплощения Господня 1620. Надпись на книге 1710 г. о переходе ея от Владимирскаго Рождественскаго монастыря, бывшаго архимандрита Иосифа Шахнова, в разныя руки. № 10.

3. Апостол в лист, с посвящением преосвященному митрополиту Петру Могиле, печ. в Львове, 1639 г.

4. Ключь разумения священником законным и свецким належачый от недостойнаго иеромонаха Иоанникиа Голятовскаго ректора и игумена монастыря братскаго и Киевскаго типом во св. вел. чудотвор. Лавре Киево-Печерской року от Р. Хр. 1659 свету поданый. № 11.

5. Книга Антологион, сиесть цветословие: страдальчества и мучения святыя великомученицы Екатерины и св. великомученика Феодора Стратилата и житие святаго и преподобнаго Алексея человека Божия. Вкупе и избранныя и полезныя главизны и учительныя словеса, от духоносных и премудрых учителей церковных, повелением Благочестивейшаго Государя и В. К. Алексея Михайловича и по благословению преосвящен. митрополитов, архиепископов и епископов и всего освященнаго собора, меж патриаршеств. Москва. 1660. № 99

6. Мир с Богом человеку, или покаяние святое. Киев. 1664 г.

7. Небо новое зновыми звездами, сотворенное, т.е. Преблагословенная Дева Мария Богородица с чудами своими за старанием наименьшаго слуги своего недостойнаго иеромонаха Иоанникия Голятовскаго ректора и игумен. брат. Киев. Рок. 1665 свету ея явила. Львов. № 131.

8. Мечь духовный, еже есть глагол Божий на помощь Церкви воюющей из уст Христовых поданный, или книга проповеди слова Божия, юже сооружи Господу поспешествующу и слово утверждающу Лазарь Баранович епископ Черниговский, Новгородский и проч. Киев. 1666 г, № 8.

9. Книга преподобнаго и богоноснаго отца нашего Никона игумена Черныя горы, написася во святой обители Густине в монастыре общежительном Прилуцком, святыя Живоначальныя Троицы, при отцу Авксентии игумену Густинском 1670 г. № 2.

10. Пречестнии Акафисты всеседмичныя с стихиры и каноны имже приличныя и прочия благопотребныя моления с месецословом, пасхалиею и лунным течением, новотипом в св. великой чудотвор. Киево-Печерской Лавре, ставропигии святейш. архиепископа Константина града новаго Рима и вселенскаго патриарха, по благословению всечестнаго отца Иннокентия Гизиела архимандрита тоя св. обители печ. изобразишася в лето от Р. Хр. 1677 № 50.

11. Во славу Господа Бога в Троице Лиц в единстве естества славимаго псалтирь царя и пророка Давида художеством рифмотворным равномерно слош и согласно конечно по различных стихов родом преложенная. Москва. 1660 г. Стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий.

12. Обед душевный иеромонаха Симеона Полоцкаго 1681. № 3.

13. …Книга сия, содержащая историю, или повесть святаго и преподобнаго отца нашего Иоанна, иже от Дамаска, о преподобнем отце Варлааме пустынножителе и о Иоасафе царе Индийстем. Москва. 1681 г. № 10.

14. Пролог, или свойственнее рещи синаксарий; месяцы Март, Апрель и Май. Москва. 1685 года. Надпись на книге: „из книг дьяка Михаила Воинова дана Кириллова монастыря Белозерскаго архимандриту Иринарху в Валаамскую пустыню в первозданный храм Преображения Господня вкладу в вечное поминовение по родителях и дабы имена их с прочими были внесены в синодик 1719 года”. № 23.

15. Евхологий, сиесть молитвослов или требник. Москва. 1689 г. № 23.

16. Сия книга Типикон, сиесть изображение чина церковнаго, еже зовется устав. Москва. 1695 г. Надписи: 1) „Устав новозерскаго монастыря игумена Варфоломея келейно”, и 2) „Сия книга глаголемая устав Преображенскаго Валаамскаго монастыря подаяние новозерскаго монастыря игумена Варфоломея, подписал того монастыря иеродиакон Димитрий 1760 г. Декабря 14 дня” № 1.

17. Сия книга нарицаемая зерцало Богословии, избрана от многих книг богословских и трудолюбием составлена иеромонаха Кирилла Травквилиона проповедника слова Божия. Благословением же в Бозе преподобнейшаго архимандрита Кир Варлаама Шептицкаго. Киев. 1695 г. Надпись: „Сию книгу зерцало богословии отдал я игумен по обещанию своему в церковь на Валаамском острове. Варфоломей”. № 3

18. Акафисты всеседмичные с стихиры и каноны имже приличныя и прочия благопотребныя моления. Первее во св. чудотворной Киево-печерской Лавре, ныне же в богоспасаемом граде Могилеве 1698 г. № 57.

Рукописей пергаминных и бумажных с изображениями в библиотеке не находится, а из рукописных книг, писанных разным уставом по описи монастырской значатся следующие, все аскетического содержания, а именно:

1) Преподобнаго Аввы Варсонофия поучения в вопросах и ответах – три книги.

2) Варсанофия великаго руководство к духовной жизни, поступила от бывшаго благочиннаго монастырей, ныне преосвященнаго епископа Игнатия в 1853 году.

3) Исаака Сирина словеса постническая, списанная с печатнаго в Молдаво-Валахийском Нямецком монастыре 1812 г. – две книги.

4) Исаака Сирина словеса постническая, списанная с перваго рукописнаго перевода старца и архимандрита Паисия Величковскаго – три книги.

5) Симеона Новаго Богослова учительным словеса о иноческом житии, списанныя с перевода старца Паисия – два экземпл. в ¼ д. л.

6) Симеона Новаго Богослова житие и поучительных слова в ¼ д. л.

7) Его же – полезнейшая словеса, изложенная стихами в ¼ д. л.

8) Его же – полезнейшая словеса, изложенная стихами, в лист, поступила от бывшаго благочиннаго монастырей, ныне преосвященнаго епископа Игнатия.

9) Устав для Валаамскаго монастыря, списанный с устава Саровския пустыни, пересматриван и подписан Гавриилом, Амвросием и Михаилом, митрополитами Новгородскими и С. Петербургскими, и

10) Феодора Студийскаго игумена и исповедника слова огласительныя в ¼ д. л. – две книги.

Из древних синодиков, которые все состоят при церквах для поминовения по ним благотворителей, при библиотеке считаются следующие:

1) Синодик древняго Валаамскаго монастыря чудотворцев Сергия и Германа, присланный 1583 (7091) лета от Царя и Государя великаго князя Иоанна Васильевича всея Руссии. Синодик начинается так: лета 7091-го Царь и Государь великий князь Иван Васильевич всея Русси прислал в свое царское богомолье на Валаам сия имена убиенных и велел поминать во веки и кормы по них ставити месяца октября в 8 день, да января в 10 день, да июня в 12 день, потом следуют имена убиенных с следующим заключением: „помяни Господи и прочих в опричнину избиенных всякаго возраста мужска полу и женска, ихже имена сам веси Владыко”. Потом следуют роды: Скрипицына, митрополита Варлаама Ростовскаго, Троицкаго попа Феофана, князя Владимира Андреевича, князей Мышецких, игуменов и братий Васильевскаго монастыря, Сулакадзева, Тимофея Кирилова Оболенскаго, пожертвовавшаго образ Пречистыя Богородицы Одигитрии в Васильевский монастырь и завещавшаго своей жене и детям погребсти его в этой обители в 145 году; род Хутыня монастыря архимандрита Варлаама и сына его Никона и прочих.

2) Книга глаголемая синодик Васильевскаго монастыря, в котором находились, как мы видели выше, Валаамские монахи по разорении Валаамской обители войсками Делагарди; воздращен он вместе с древнею церковию из Васильевскаго погоста на Валаам в 1757 году. Синодик этот в четвертую долю листа, писан частию уставом, частию полууставом. На первой странице крупными буквами вязью написано: „книга глаголемая синодик”, далее мелким уставом: „сии синодик поминание род свой чти по вся дни в церкви и в дому пред святыми, а не моги брате заложите, то суть правило и начнеши ясти, обедати, или ужинати, а не моги брате заложите, то суть правило и помяни свои родители на имя.” В предисловии синодика о несовершающих поминовения по усопших сказано: „и еще сему суд грядет, еже он своим родителем не сотвори памяти и ближним своим, по умертвии же того самого память погибнет”; и далее во втором предисловии: „а кто чреду держа божественныя службы, рекше неделю, леностию и небрежением не поминает писанных в книгах сих, сам непоминовен будет пред Богом, в ню же бо меру мерите, отмерится ему праведным судом Божиим.”

В синодик внесены следующия имена: святейших вселенских патриархов, бывших поборников по православной вере: Иоанна, Исаии, Германа, Тарасия, Никифора…, всех патриархов Московских и всея России, великих князей: Владимира, Ярослава, Всеволода, Георгия, Димитрия, Ярослава, Александра,… Василия, Иоанна; царей и великих князей: Иоанна, во иноцех Ионы; Феодора, Бориса во иноцех Боголепа, Василия во иноцех Варлаама, Михаила, Алексия, Феодора, Иоанна, императора Петра; имена благоверных царевичей, великих княгинь, цариц, царевен, князей: Мстислава, Мстислава, Василия..., Иоанна, Иоанна; митрополитов всея России: Феопемнта..., Макария, Филиппа, Кирилла, епископа Саввы, митрополитов и епископов Новгородских..., создателей святыя обители Валаамския:94 првподобнаго игумена Сергия, преподобнаго игумена Германа; прочих игуменов; потом старцев и слуг побитых от немец на Валааме в лето 7086 февраля в 20 день; далее Валаамских старцев я слуг, которые в мор изомроша в лето 7089 г. После них имена убиенных, о которых сказано: „Лета 7091 царь и государь и великий князь Иоанн Васильевич, всея Руси прислал свое царское богомолье на Валаам сия имена убиенных и велел поминати во веки и кормы по них оставити месяца октября в 8 день, да января в 10 день, да июня в 12 день всех до 600, в заключение прибавлено: „помяни Господи и прочих в опричнину избиенных всякаго возраста мужеска полу и женска, ихже имена сам веси Владыко.” Затем помещены имена братbй Валаамскаго монастыря, игуменов и братий Васильевскаго монастыря; потом роды благотворителей: Тихона Иванова сына Бестужева, построившаго церковь в 192 году в Васильевской обители во имя св. Василия Кесарийскаго, думнаго дияка Емелиана Украинцова, Опочининых, митрополита Варлаама Ростовскаго, князя Владимира Андреевича, князей Мышецких, епископа Варлаама Крутицкаго, архиепископа Ионы, княгини Анны Щенятовой, Никиты Романовича Юрьева-Захарьина, архиепископа Геннадия, Бахтина, Арцыбашева, Кушелева, дьяка Корнилия Иевлева, Оболенскаго, имена убиенных, о которых сказано: „159 года июня побитых под Псковом дворян и всяких людей православныя веры: новгородцы, псковичи, пусторжевцы, Ржев Володимиров, зубчане, торопчане; роды: Обернибесовых, Бестужева и прочих.

3) Синодик 1735 года, переписанный при о. игумене Ефреме со старых синодиков, из которых первый был устроен в 1718 г. В этом синодике между царскими именами первым поставлено имя Петра I, последним императрицы Елисаветы Петровны; потом следуют: имена всех десяти святейших московских патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов Новгородских и С.-Петербургских; преосвященных архиепископов и епископов; пречестных архимандритов и игуменов; Валаамскаго монастыря игуменов и игуменов Кириллова монастыря Белозерскаго; роды: преподобнаго Александра Свирскаго, святителей: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа митрополитов и всея России чудотворцев, преподобнаго Варлаама Хутынскаго, преподобнаго Саввы Вишерскаго, Моисея, Иоанна и Ионы архиепископов Новгородских, преподобнаго Сергия Радонежскаго, преподобнаго Кирилла белозерскаго, преподобнаго Антония Римлянина, преподобнаго Мартерия Зеленецкаго, преподобнаго Пафнутия Боровскаго, преподобнаго Иосифа Волоцкаго, святителя Николая Чудотворца, преподобнаго Макария Калязинскаго, преподобнаго Михаила Клопскаго, преподобнаго Арсения Новгородскаго, Феодора Блаженнаго, преподобнаго Зосимы Соловецкого, Николы Кочанова; далее имена Валаамских братий и их роды; роды: Кирилова монастыря архимандрита Иринарха, Александро-Свирскаго монастыря архимандрита Александра, Валаамскаго игумена Ефрема, бывшаго строителя монаха Иосифа Шарова и преосвященнаго Антония епископа Олонецкаго и Каргопольскаго; роды царствующаго богоспасаемого града С.-Петербурга, равных господь и всякого чина людей, а именно роды: Сергиевской церкви протоиерея Игнатам Васильева, Казанской церкви священника Иоанна Иоаннова, Владимирской церкви священника Иоанна Кирикова, фельдмаршала и генерал-прокурора кавалера князя Никиты Юрьевича Трубецкаго, князя Иакова Федоровича Долгорукова, господина адмирала князя Михаила Михайловича Голицына, болярина Феодора Матфеевича Апраксина, генерала сенатора и кавалера князя Ивана Васильевича Одуевскаго, графа Петра Антоновича Манойлова, графа Гавриила Ивановича Головкина, графа Чернышева, сенатора Бориса Григорьевича Юсупова, генерал-майора Александра Кондратьевича Зыкова, бригадира Михаила Петровича Аврамова, коменданта Тимофея Чоглокова, Св. Синода обер-прокурора Львова, св. синода обер-секретаря Леванидова, полковника Ивана Карпова, полковника Стефана Козадавлева, Войска Донскаго полковника Ивана Андреевича, князя Григория Путятина, дьяка Михаила Воинова, дьяка Феодора Маслова, с.-петербургских купцов: Саввы Яковлева, Зимина, Майданова, Роговикова, Чуркина, Бармина... Роды с города Выборга: выборгскаго протопопа Мокия Лавреньтева, выборгскаго губернатора Афанасия Стефановича Исаакова, подполковника Воронина,... Роды с города Олонца и Одонецкаго уезда: олонецкаго собора протопопов: Дометия Петрова и Леонтия Андреева; священников; олонецких купцов: Анцыфирова, Баршина, Чогина, Мегрецкаго, Шагевскаго, Осипова, Борикова и других; роды с города Кексгольма и его уезда: кексгольмскаго собора протопопов: Иоанна Федорова и Никифора Григорьева, священников и причетников; Войска Донскаго полковников Андреева и Хрисанова..., роды с Кексгольмскаго уезду Якимварскаго погоста, Сердобольскаго погоста, Шуйстомской волости, Имбилахты, Шуезерскаго, Салминскаго. Роды с города Ладоги: священника Василия Григорьева, купцов: Артемия, Шарова, Богатырева, Барсукова...; роды с Сермаксы и разных других городов, и

4) Синодик, составленный при о. игумене Назарии с братиею в 1801 году, писанный полууставом; в нем заключаются 1486 родов благотворителей. Он украшен четырмя картинами; на первой изображены преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские чудотворцы; на второй – два монаха над костями почившаго брата; за ними смерть с косою в одной руке и эмблемою скоротечности времени в другой, кругом надписи: „летит время сие часами, во дни и в нощи яко крылами”. – „Ох, три вещи содержат мя печали века сего: первая – яко имам умрети, вторая – яко не вем когда, третия – не вем, где тамо обрящуся”. „О любимый брате, зри на сию главу, сердцем умилися, очами прослезися, – сия глава сама о себе сказует и подобие нам свое показует: аз бых, яко же ты, ты же будешь, яко же аз”. „О братие, восплачем о сем смертном часе в сем веце, а во оном возрадуемся”. – „Яко смерть ныне бдит с косою, да посечет, яко траву с росою”; на третьей картине – совершение проскомидии в алтаре и поминающая братия, и на четвертой – собор монахов над телом лежащаго во гробе почившаго схимника. Все страницы обведены желтою рамочкою с разноцветными крапинками; между родами, заключающимися в этом синодике, внесены роды: княгини Мещерской, князя Несвицкаго и прочие.

Книг печатных разных годов в монастырской библиотеке находится более 6000 томов, почти половина их приобретена при нынешнем настоятеле. Эти книги разного содержания. Оне разделяются на книги духовные и светские. Первый отдел богат книгами священного писания, богослужебными книгами, писаниями отеческими, книгами духовно-историческими и биографическими и другими содержания духовного; он заключает также в себе и все периодические духовные журналы со времени их издания. В отделе светских книг, много исторических, есть книги математические, географические и статистические, разные сочинения, относящиеся к физике и медицине, также к законоведению и сельскому хозяйству, книги, касающиеся русской литературы и лингвистики вообще, как то: сочинения Гнедича, Ломоносова, Державина, Греча, словарь церковно-славянского языка, лексиконы и учебники греческого, французского, немецкого, шведского, финского и еврейского языков; есть книги на языках иностранных; затем географические карты, атласы и планы на монастырскую недвижимость.

Большой Скит во имя Всех Святых

* * *

92

Самое число келлий в настоящее время для наличнаго состава, братий оказывается недостаточным. Все оне крайне тесны, а в нижних этажах и сыры. Обитающие в них иноки самым делом претерпевают бесспорно тесноту и хлад, на которыя обрекли себя произвольными обетами, Господа ради.

93

Вход в нее существует из обеих церквей. Ее образует длинный, светлый и широкий коридор. Окна прорезаны по обеим сторонам и ограждены железными решетками. Священныя одежды хранятся в шкафах, которые поставлены в ряд посредине ризницы и представляют глазам как бы один сплошной шкаф, со многими по обеим сторонам стеклянными дверями. Священные же сосуды хранятся в особых шкафах, помещенных у стен ризницы. Монастырская ризница не изобилует многими священными облачениями, но и чувствительнаго недостатка в них не терпит.

94

Мы приводим здесь, следуя подлинникам, и имена святых, внесенных в древние синодики. Но тогда как имена усопших, не прославенных Богом в лике святых, поминаются на проскомидии об оставлении согрешений и о упокоении душ их в царствии небесном, о святых возносится иная молитва: их поминают иноки на Валааме по смыслу св. православной Церкви, в честь и память их, в благодарение Господа за спасение их, для побуждения их к молитве за живущих и усопших.


Источник: Валаамский монастырь : [Историч. очерк]. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1864. - [4], VI, XXIV, 348 с., 1 л. фронт. (портр.), 7 л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle