В.М. Дорошевич

Источник

Глава XIX. Туристы

«Турист и Святая Земля“. Это звучит так же странно, как:

– Любопытство и Голгофа.

В эту страну Искупления, в эту землю, орошенную человеческой и Божественной кровью, приносит одно любопытство, это значит приносит слишком мало.

И гг. туристы являются сюда с самыми странными целями.

Это было года два тому назад. К достопочтенному отцу Льеведану, монаху францисканского ордена в Иерусалиме, известному ученому, исследователю и знатоку Палестины, явилась пожилая высокопоставленная парижанка. Она покинула Сен-Жерменское предместье и приехала в Палестину, чтоб отыскать себе место в Иосафатовой долине на день Страшного суда.

– Скажите, достопочтенный отец, откуда следует считать правую сторону, от Сиона или от Элеонской горы?

– Но, сударыня, вы задаете такие странные вопросы!

– Мне это необходимо. Я нарочно приехала, чтоб выбрать себе место для дня страшного суда.

– Вы можете быть спокойны, сударыня. В этот день вы не заблудитесь и, наверное, попадете в свое место! – с улыбкой отвечал ей старик ученый.

Ничего не добившись от ученого монаха, дама взяла себе проводников-арабов, исходила всю Иосафатову долину и уехала в Париж, выбрав место, куда она придет и станет в последний день мира.

Может ли дальше идти дамская предусмотрительность?

Рассказ, который показался бы мне совершенно невероятным, если б я не слышал его от лиц, слова которых не могут возбуждать недоверия.

Не менее оригинальный факт передавал мне заведующий русскими постройками в Иерусалиме, уважаемый Н. Г. Михайлов.

Это было недавно. Является какой-то господин из Петербурга.

Могу я иметь номер, чтобы переночевать?

– То есть, как: «переночевать?“ Вы, вероятно, останетесь несколько дней в Иерусалиме?

– Нет, я завтра утром с поездом в Яффу. Мне некогда. Еду дальше.

– Вероятно, в Сирию или в Египет?

– Нет, в Монте-Карло.

Он приехал в Иерусалим помолиться о выигрыш.

– Это показалось бы мне чудовищно нелепым: по дороге в Монте-Карло, заезжать в Иерусалим, – говорила, мне г. Михайлов, – но это был не первый субъект в таком роде.

– – Неужели много находится таких оригиналов?

– За время, пока я здесь, было уж несколько: едут играть в рулетку и заезжают помолиться о выигрыше.

Большинство туристов, посещающих Святую Землю, это – » Кук – туристы “.

Господа, путешествующие при помощи всемирно-знаменитого «покровителя путешествий“ Кука.

Субъекты с билетами, на которых значится: «Вена, Иерусалим, Каир, Неаполь, Мадрид, Париж, Лондон, Стокгольм“. И все в течение месяца!

Настоящие типичные «топтатели вселенной“, как их зовут американцы.

Люди, для которых мир – это панорама, движущаяся с такой быстротой, что они не успевают ничего рассмотреть.

Картина Иерусалима была бы неполна, если бы мы среди восторженно настроенных паломников, плачущих евреев, фанатиков-масульман не нарисовали групп этих жалких, несчастных, загорелых, запыленных, измученных туристов.

В белых тропических костюмах, в широкополых пробковых шляпах, с огромными биноклями через плечо, беспрестанно щелкающих затворами моментальных фотографических аппаратов.

Это надоедливое щелканье «поккет-Кодаков“ слышится всюду: в храмах, в мечетях, на площадке перед стеной плача.

Эти господа являются всюду: где молятся, где плачут, где не помнят себя в религиозном экстазе.

Хотите ли вы полных поэтических или религиозных впечатлений, – всю картину вам непременно отравит группа этих злосчастных туристов, с неизбежным проводником арабом, в красной куртке с надписью на груди:

– Т. Соок еt С°.

Они портят впечатление, портят настроение своей удивительной бесцеремонностью.

Они смеются там, где плачут, громко разговаривают там, где молятся шепотом, и ходят в шляпах в христианских храмах.

Так странно было видеть во время торжества священного огня в храме Воскресения, на балконе греческого консула, – гг. туристов со шляпами на голове.

Какой контраст между этими интеллигентными людьми и невежественными турецкими солдатами, с величайшим почтением стоящими передъ святыней чуждой им религии.

Чтобы нарисовать портрет гг. туристов, следует добавить, что большинство из них изо всех сил... старается быть похожими на бедуинов.

Они одеваются здесь в «костюм страны“: в широкие полосатые плащи, носят тюрбаны.

Это уж совсем делает их жалкими, несчастными, смешными.

Нельзя себе представить более злой карикатуры на бедуина, чем этот худосочный, золотушный, получахоточный, засохший турист в широкой полосатой мантии, в огромном тюрбане, обращающийся со своим кинжалом с такой осторожностью, как будто кинжал заряжен.


Источник: Типография Товарищества И.Д.Сытина, Валовая улица, свой дом. Москва – 1900

Комментарии для сайта Cackle