Источник

Филарет Амфитеатров – первый инспектор и второй ректор Московской Духовной Академии

Филарет Амфитеатров, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, в мире Феодор Георгиевич, родился в селе Высоком, Кромского уезда, Орловской губ., в 1779 г. 17-го апреля379 от благочестивых родителей, иерея Георгия и Анастасии. Они были небогаты, но при относительной бедности считались все-таки в ряду своих сельчан и прочих членов причта людьми зажиточными.

Новорожденный младенец Феодор от природы был слабого телосложения, да еще и слепой. Это обстоятельство сильно огорчало родителей; видя в нем наказание Божие, они слезно просили Бога о всепрощении. Дед же Феодора, о. Никита, совершенно иначе посмотрел на дело, утверждая, что ребенок родился таким для того, чтобы на нем явились дела Божии, и взял его на свое попечение, отдавая матери только лишь для кормления молоком. И действительно, предсказания о. Никиты скоро оправдались: младенец прозрел (хотя и видел хорошо, но всю жизнь казался подслеповатым), начал укрепляться физически, а вместе с тем возрастать и духовно. Идеалы аскетизма и подвижничества ему рисовались еще в младенческих годах. Он, по замечанию матери, оказывал ей какое-то необычайное выражение благодарности за ее о нем попечение и всегда был доволен малым. Когда ему исполнилось шесть лет, он начал просить своего деда научить его грамоте, и к восьми уже годам читал внятно и разборчиво кафизмы для народа в храме. До 10-летнего возраста он получал домашнее воспитание и образование под родительским надзором и руководством деда в строгом исполнении правил благочестия.

В этот именно период времени, от 8 до 10 лет, он был часто посылаем отцом на пчельник стеречь пчел. Во время одной из таких сторож, под влиянием чтения Четий Минеи и особенно жития Филарета Милостивого, у мальчика родилось желание посвятить себя аскетической монашеской жизни. В это уже время он дал обет монашества, мысленно носил на себе имя Филарета, уединялся и искал тишины для беседы с Богом. Его часто видели «стоящим на коленах на опушке леса и молящимся на церковь, которая видна была с места полевых работ, как на ладони»380; то же самое замечали и дома381.

На десятом году жизни, а именно в 1789 г., Феодор поступил прямо во 2-й класс Орловского духовного училища382. Здесь ему пришлось много терпеть от товарищей, значительно старших его по возрасту383. В духовном училище Феодор пробыл 6 лет, закончив образование в нем философским классом, а затем в 1795 г. поступил, по желанию родителей384, в Севскую семинарию в богословский класс.

В семинарии Феодор особенно ревностно занимался изучением богословия385, потому что он смотрел на него как на науку, необходимую для каждого христианина, а тем паче для служителя алтаря Господня386. По прошествии двух лет, следовательно, в 1797 г., т.е., когда ему было всего лишь 18 лет, он окончил полный курс наук387 и возвратился на родину к отцу. Отец, желая ему388 дать свое священническое место, задумал его женить, но не лежало к женитьбе сердце Феодора. Ум его все время парил к небу. Убедившись в этом, о. Георгий отказался от своего намерения и благословил Феодора на монашеское житье389. «Так и пошел мой Феденька с тех пор как по лесенке, от подвига к подвигу, от скорби к скорби, а вместо с тем и от славы в славу»390, замечает о. Георгий.

Получив от отца благословение, Феодор подал прошение 22-го апр. 1797 г. Севскому архиерею Аполлосу391 с просьбой о пострижении. Последний и постриг его 7-го ноября с именем Филарета (в честь Филарета Милостивого), через два дня рукоположив его во иеродиаконы392, а через 2 месяца, 13-го января 1799 г., он был уже посвящен в иеромонахи393 преемником Аполлоса – Досифеем. Сделавшись иеромонахом, он пытался уйти навсегда в пустынь, но архиерей запретил ему это и сообщил о назначении его учителем греч. языка в семинарию394. Вот с этого именно времени и начинается для Филарета новая жизнь, новая учебная, административная и служебная деятельность. С этого времени он поистине «проходит, по замечанию о. Георгия, свою службу под тяжким крестом»395. В течение каких-нибудь трех лет Филарет занимал три должности: должность учителя греч. языка с 1796 г. по 1801396, затем префекта (инспектора) 1801–1802 гг., а вместе с тем преподавателя философии397 и, наконец, должность ректора в 1892, в сане игумена Свенского монастыря и преподавателя богословия398. Особенно много пришлось ему работать в 2-х последних должностях, результатом чего было внутреннее и внешнее благоустройство семинарии399, что было и отмечено вовремя посещения Москов. митроп. Платоном в 1804 г. Но скоро спокойная работа в этой семинарии была нарушена изменившимися к нему отношениями со стороны еп. Досифея. Не нравились Досифею ученость, неподкупность и прямота Филарета и, чтобы распроститься с ним навсегда, он написал донос на него начальству, представлявший возмутительную клевету400. По этому доносу Филарет без суда и следствия был переведен в Уфу (1804 г.) в Оренбургскую семинарию401 и назначен настоятелем Успенского монастыря с возведением в сан архимандрита. Что в это время представляла из себя Оренбургская семинария, достаточно указать на то, что она, во-1-х, основана была только лишь в 1800 г. и, во-2-х, ею управлял полуграмотный эконом архиерейского дома иеромон. Тихон. Филарету пришлось здесь без копейки денег402 все создавать, устраивать вновь, налаживать и исправлять, и к чести его, должно сказать, он выполнил все блестящим образом403. Немало положил забот и трудов он по устройству и урегулированию жизни и в Успенском монастыре404. Такие его труды и неослабная энергия, однако, не были поощрены непосредственным его начальством еп. Августином405, другом и приятелем Севского еп. Досифея. Последний много наговорил ему дурного про Филарета, и Августин начал Филарета притеснять, угнетать406 и оскорблять публично407. Неизвестно, конечно, чем бы все это кончилась; но, по преданию, слезная молитва праведника была услышана Богом и «Господь извел его яко свет, правду и судьбу его яко полудне». Филарет увидал в сонном видении руку, писавшую на стене: «Не бойся! судьбы твои в руках Божиих». Это и было предвестием измены десницы Вышнего408. В 1810 г. Филарет, неожиданно для себя, получил назначение в Тобольскую епархию на должность ректора семинарии и настоятеля второклассного Знаменского монастыря409. Такое назначение состоялось благодаря вмешательству ректора Петерб. Академии Филарета Дроздова, узнавшего от прот. Турчанинова про все несправедливые гонения Филарета и поведавшего об этом Петербургскому митрополиту.

На новом месте своего служения Филарет в короткое время заявил себя прекрасным педагогом410, отличным администратором411 и редким по аскетической настроенности

монахом412, а через 2 года службы преосв. (Келембет) писал о нем в Св. Синод, что «это не человек, а ангел во плоти».

На такой лестный отзыв преосвященного, который выпадает на долю очень немногих, обратило внимание высшее начальство и указом от 2-го дек. 1813 г.413 вызвало Филарета в Петербург на череду служения, назначив и настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря. Теперь, с новым назначением, для Филарета открывался путь к возвышению, потому что всегда он был на виду у начальства, ибо по обязанности соборного архимандрита всегда служил с архиереем, произносил проповеди в соборе и, наконец, присутствовал в консистории.

В этой должности Филарет пробыл не более месяца, а затем по представлению и личной рекомендации ректора Петербургской Академии (Филарета Дроздова) был сделан инспектором той же Академии414. Здесь он, находя поддержку в лице ректора, с которым подружился и был таким другом до конца своей жизни, занимался устроением нравственной жизни и внешнего поведения воспитанников415. Здесь он удостоился в 1814 г. звания доктора богословия416, которое получил за свою ученость и нравственно-беспорочную жизнь. Отсюда, наконец, опять по представлению и личной рекомендации ректора Петер. академии он был переведен на более видное место в новооткрывающуюся Московскую (Сергиевскую) Духовную Академию417, несмотря на то, что у Москов. архиеп. Августина был наготове другой кандидат – префект славяно-греко-латинской академии, архим. Парфений418, отличавшийся, по его словам, «сверх многих других сведений, познаниями философскими и по благонравию и деятельности весьма способный к должности инспектора»419. Если таким образом назначался инспектор в академию ради ее блага420 арх. Филарет, а не Парфений, то понятно, что на него возлагались большие надежды к устройству как самой Академии, так и по постановке в ней учебных занятий. И Филарет, везде и всегда верный самому себе, показал здесь всю приложимость своих научных, религиозных, моральных, экономических, административных и тому подобных знаний. Он работал здесь так много, что даже мало спал. «Служение в Моск. Академии, – говорил он о себе, – стоило мне особенно великих трудов, которые и были вполне благоплодны»421. Эта продуктивная работа Филарета в Академии была засвидетельствована многими лицами. Так, сам арх. Августин, который был против назначения Филарета в Академию, через 2 месяца его службы о нем писал в Петербург митрополиту: «О. инспектором архимандритом я очень доволен»422. Две ревизии академии, одна во время инспекторства Филарета423, а другая во время его ректорства424, свидетельствуют о нем с достаточной ясностью как об инспекторе, так и ректоре. «Благочестие и строгая жизнь Филарета Амфитеатрова, читаем мы в отзыве о нем ревизора еп. Филарета Ревельского (Дроздова), дают важность его наставлениям и силу его власти. Он назидает своим примером и учащихся и учащих»425. И еще: «Общий характер Академии, как нового заведения, образовался преимущественно назидательным действием характера Филарета»426. Наконец, назидательное427, беспримерное и ревностное428 прохождение служения Филарета в званиях инспектора и ректора Академии было отмечено Св. Синодом и государем императором. Св. Синод присвоил ректору Филарету лично степень настоятеля первоклассного монастыря, а затем в 1817 г. назначил его действительным настоятелем первоклассного монастыря Ставропигиального Воскресенского, именуемого Новый Иерусалим429. Государь же император сопричислил Филарета к ордену Анны 2-й степени 1816 г. ноябр. 18-го430 и в этот же день даровал ему алмазный знак этого ордена при Высочайшем рескрипте431. В 1818 г. 12 янв. удостоил его ордена св. Равноапостольного кн. Владимира 3-й степени, а через 6 месяцев ордена св. Равноап, кн. Владимира 2-й степени, большого креста со звездою. Этот орден обычно давался только епископам, и то по порядку, после св. Анны 1-й степени. Филарет же получил его будучи архимандритом. Таким образом, все это свидетельствует опять об особенных трудах его в Академии, что и отмечено в грамотах, присланных вместе с последними орденами432.

Что же, собственно, сделал Филарет для блага академии?

Получив назначение на должность инспектора Академии в конце 1814 г., Филарет de facto был и ее ректором, так как 1-й ректор, архимандрит Симеон433, был человек слабый, да притом еще болезненный, почему и мало занимался академическими делами. Таким образом, все обязанности инспекторства и ректорства лежали на нем одном до тех пор, пока он окончательно не утвердился в ректорстве. «Прибыв на сию инспекторскую должность в самом начале сентября месяца, – пишет Филарет, – я и устроил и открывал новую Академию». Под устроением нельзя, конечно, здесь разуметь каких-нибудь первоначальных капитальных работ. Они были сделаны до Филарета. При Филарете же получился «надлежащий, округленный и законченный вид», что видно из донесения Моск. архиеп. Августина Петерб. митр. Амвросию 434 от 28 августа. «В Академии, – пишет он, – строение кирпичным делом кончено. Теперь покрываем оное». Но должно было произвести размещение и распределение отстроенных академических зданий, аудиторий, жилых комнат и т. д.

Все это и делал Филарет отчасти по инструкции, данной ему архиеп. Августином, а отчасти, и в большинстве случаев, вполне самостоятельно. Так, он отводил место для аудиторий, академического правления, цензурного комитета, для ректора, инспектора и т. д. Каково было самое устройство этих новых помещений и др. принадлежностей, можно видеть из воспоминаний одного воспитанника этого времени. «В комнатах, – пишет он, – мы, студенты, помещались по 8 и 10. Рекреационных зал и отдельных комнат для занятий не было ни у нас ни у студентов старших. Те и другие, где спали, тут и занимались, на общем столе; тут же в свободное от занятий время и отдыхали. Кроме сего недостатка, который впоследствии устранен, и кроме физического кабинета, который тоже устроен после435 , все прочие принадлежности казенно-учебного заведения новооткрытая Моск. Академия имела вполне и в довольно надлежащим виде»436. Так, библиотека немедленно составлялась и была составлена из книг, принадлежащих библиотекам – прежней славяно-греко-латинск. академии, бывшей Троицкой-Платоновой семинарии и другим, и судя по этому могла быть вполне удовлетворительна. Для приведения ее в надлежащий порядок был назначен особый библиотекарь437 и в помощь ему были даны 2 студента438. Больница устроена была отдельно от Академии в саду, деревянная, довольно просторная и удобная; имела 8 кроватей, но могла вмещать до 15. При больнице были штаб-лекарь439, фельдшер, трое служителей и достаточная аптека с надписью: «Врачу исцелися сам...»440 и т. д.

При Академии, кроме шести профессоров и 6 бакалавров и упомянутых лиц, находился целый штат служащих: члены совета441, помощник инспектора442, секретарь443, два письмоводителя444, эконом445 и т. д.

Таковы были труды Филарета по распределению и устройству академических зданий, равно как и по приисканию необходимых и полезных деятелей для Академии. Теперь посмотрим, к каким мерам и средствам прибегал он, чтобы поставить Академию на высоту ее назначения.

Такими средствами являлись, по его мнению, во-1-х, правильная постановка и надлежащее направление чисто академического, т.е. образовательного дела; во-2-х, должное направление религиозно-нравственного поведения учащихся.

Поступая в Академию, Филарет находился «под впечатлением той разрозненности или борьбы наук, какая существовала между науками чисто богословскими и философскими в Академии Петербургской. Сознавая же теперь, что в Академии первое место должно принадлежать наукам богословским, а все другие науки должны иметь второстепенное значение446 и должны служить только лишь вспомогательным средством богословию; видя к тому же надвигающуюся грозу со стороны мистицизма, пришедшего из семинарии вместе с первыми воспитанниками Академии, он всячески старался пресечь сразу его корни и не давал воспитанникам увлекаться одними лишь философскими тенденциями. В частных устных беседах своих со студентами он со всей ревностью стремился подавить их увлечение быстро распространяющимися ложными понятиями о внутреннем благочестии и так или иначе поддержать в них доброе настроение. Беседуя с ними, Филарет разоблачал всю неосновательность взглядов любителей мистицизма и те гибельные последствия, какими он необходимо сопровождается; доказывал важность христианского богослужения и различных установленных Церковью религиозных обрядов и действий; говорил о необходимости соблюдения постов и вообще касался предметов, к которым отрицательно относились мистики. Принимал Филарет в редких случаях и более строгие меры, чем простые наставления и увещания: тех из воспитанников, в которых глубоко западал дух злобы, как гнилых членов и весьма вредных для других, он решался даже увольнять из Академии, хотя последнее было очень редко447. С этой же целью отвлечения студентов от ложных мистических и философских идей Филарет вполне добровольно взял на себя труд преподавания герменевтики на младших курсах, хотя по программе этого не полагалось, и преподавание ее не покидал во все 4 года, несмотря на то, что, когда он сделался ректором, читал по «оффиции» еще лекции по догмат. богословию.

Чтобы всячески заинтересовать студентов богословием, он заботился о жизненности своих лекций, заботился об их увлекательности и плодотворности. Провести же все эти заботы ему было довольно затруднительно при обязанности ректора еще и потому, что он сам был семинарского, а не академического образования. Вот доподлинный рассказ Филарета о самом себе. «В Академии я не был, да и вообще кончил курс лишь семинарский и к тому же по старинному образованию; сослуживцы же мои почти все, не только профессора, но и бакалавры были образования нового – академисты. Готовых лекций не было, а только лишь конспекты. Потребно было много труда и труда, а не меньше того и разных сведений по своей науке. Так вот, бывало, всячески дома-то хлопочешь, кропочешь, чтобы приготовить ту или иную лекцию, а тут еще отрывают от занятий по служебным обязанностям или сам развлекаешься чем-нибудь, а потому и мысли как-то не клеятся в голове и не ложатся на бумагу, и все дело просто-напросто из рук валится... Правда, стараешься, бывало, заниматься большей частью по ночам, которые нередко приходилось просиживать напролет; но все как-то дело мало зрело и спело; верно от того, что среди подобных ночей не успеешь, бывало, исполнить как должно правила монашеского, да и у утрени и ранней обедни за усталостью не побываешь. Что было делать? Вот я и стал уходить из Академии под предлогом прогулки в Вифанию, в свободное от служебных занятий время. Возьму с собой св. Библию и другие нужные книги, бумагу, чернильницу с пером или карандаш, приду сюда, усядусь где-нибудь под кустом, чтобы никто не видел, да и давай размышлять и писать. А чтобы дело шло успешнее и с истинной пользой, с самого начала и в частые промежутки, особливо когда мысли не так-то свободно идут, встанешь и тепло-тепло помолишься Господу и Угодника Божия Св. Преп. Сергия призовешь на помощь... Много-много, бывало, поразмыслишь и перечувствуешь в молитвенном своем состоянии, твердя, однако, одно, как напечатано в старинных наших азбуках: «Боже, в помощь мою вонми и вразуми мя во учение сие». Таким разом, то помолишься, то пораздумаешь о своем предмете по науке, – глядишь, славу Богу, приготовишь и довольно таких лекций. И замечательно, что когда станешь, бывало, преподавать устно с кафедры обдуманные и записанные здесь мысли, то чувствуешь сам, что они так и просятся из души с языка, и студенты тоже особенно внимательно слушают и принимают их с особенным вниманием, искренностью и даже благоговением»448. Это свидетельство Филарета о самом себе вполне подтверждается отзывом о нем бывшего его ученика. Вот что он пишет о результатах его лекций. «Ректор Филарет был человек, не скажу – высокого ума, но глубокий знаток своего дела, и умел внушить нам разумную веру. Философское вольнодумие, хотя я учился и не бойко, мне очень нравилось; но оно разбилось, наконец, о богословский догматизм. Догматический такт сначала мне был тяжел: не смей думать иначе, нежели как учат – а учат по канве Св. Писания, – надобно верить, а не рассуждать. Только ректор, как сказано, глубокий знаток своего дела, доказав богодухновенность библейских книг с математической точностью, легко уже передавал нам богословские истины, утверждая их на текстах Писания»449.

Успех лекций Филарета много зависел от его учености, во-1 х, и во-2-х, от его начитанности450, но главнее всего от его внутренней религиозной настроенности, от его убеждения в преподаваемых истинах веры и сознания необходимости проведения их в жизнь. «В системе Филарета, – говорит бывший ректор Академии С. К. Смирнов, – замечательно стремление отрешиться от всякого заимствования из систем западных богословов; и это объясняется главнейшей чертой в его личном характере, – именно строгим духом православия, которым он глубоко был проникнут. В этом случае им всегда владело чувство самого строгого опасения, чтобы, черпая из источников западной учености, хотя бы и нечувствительно, не привнесть в свое учение чего-нибудь мутного, нечистого. При таких опасениях крепкой охраной служило ему слово Божие, которым он подкреплял всякую свою мысль, даже соприкосновенную с главной истиной»451.

Результатом чтения богословских лекций Филарета было то обстоятельство, что студенты с жаром взялись за исследование религиозных вопросов, устроили так называемые «ученые беседы» и на них поднимали всевозможного рода дебаты. Уже по самому характеру возбуждаемых вопросов, как, напр., опровержения мнения валентиниан и социан, «тайна Св. Троицы была ли умствована и гадаема языческими философами?» о том, «каким образом прежде закона и в законе угодившие Богу получили спасение без таинства благодатного искупления»452, можно судить о тех интересах, какими были заняты студенты. Таким образом, благодаря исключительно Филарету, богословие в Академии было поставлено на первом месте и взяло верх над философией и др. науками. Тот же Филарет дал первый импульс к самостоятельной обработке богословских наук. Он издал догматическое богословие и толкования на кн. Св. Писания (в частности на прор. Исаию). Что это были за издания и заслуживали ли они внимания, видно из того, что они усердно расхватывались студентами, и по ним преподавали долгое время эти науки и последующие наставники.

Нет сомнения, далее, в том, что Филарет заботился о надлежащей научной постановке и других предметов, преподаваемых в Академии. Он требовал от профессоров конспекты читаемых лекций и возвращал их с соответствующими пометками. Сам рассматривал различные системы, заменяя одни другими. Так, философские системы Винклера и Баумейстера были заменены системой Карпе исключительно благодаря ему453. Вообще должно сказать, что он любил просвещение454 и всячески поощрял всех к приобретению полезных сведений455. Заботясь всеми мерами о процветании Академии, Филарет старался привлечь студентов и к делу проповеди456, считая это необходимостью как для будущих пастырей, для будущих служителей алтаря Господня. И чтобы показать им пример подражания, сам в это время произносил очень много различных слов и проповедей457. Таковы были попечения Филарета о благе дорогой ему Академии. Что до отношений Филарета к студентам, как инспектора и ректора, то ответ на этот вопрос даст нам бывший его ученик, нами уже упомянутый г. Измайлов. «О. ректор Филарет, – говорит он, – был истинно исполнен духа благочестия и любви христианской. Управление его в Академии было истинно отеческое; мы были у него как дети родные. Благоразумная строгость его, не хвалившего, хотя и щадившего прививавшиеся к студентам столичные и др. привычки, доводила всех до состояния благонравного». В частности о себе г. Измайлов пишет, «что в школе ничем не отличался от прочих, ректор же нередко брал меня с собой в Москву и дорогой заводил разговор какой-нибудь нравоучительный. Я был с ним откровенен, вмешивал в его разговор свои мысли, иногда спорил, и он не только не сердился, а еще вызывал меня как бы на диспут. Но не столько нравоучения этого мудрого педагога падали мне на душу, сколько его назидательное обращение со мной. Хотя мне было за двадцать лет, но я был прост и открыт, как ребенок; нередко попадал в сети, какие иногда расстилали мне товарищи. Ректор сам был не хитр; но как человек истинно, можно сказать, прозорливый, видел мою простоту и безлукавство и знал, что я слишком доверчив к людям. Одним с собой случаем он дал мне понять, как простодушие и доверчивость к другим приводят иногда и умного и опытного человека в затруднение действовать удачно в свете, и спросил: «Должно ли же беречь в себе эти детские качества и можно ли сделаться в своем роде хитрым, не потерявши их?» Я сначала только запнулся..., а потом напрямки; сказал: «Простота – своего рода глупость, а доверчивость показывает незнание людей и неопытность в жизни; убытка немного, если и потеряешь их». «Нет, – возразил о. ректор, – простота больше предполагает непорочность и доверчивость, уважение к людям; потерять их или не иметь – большое, по-моему, несчастье. Простодушных людей любят все, даже и люди злые; человек же, доверчивый к другим, взаимно выигрывает доверие других и к самому себе. Да и что за беда, если тебя кто и обманет? Ни честь твоя ни твоя совесть не страждут. Если ты сознаешь, что ты прост и доверчив, храни эти качества как благодеяния природы, не презирай, не изменяй своей личности»458.

Говоря о привычках студенческих, г. Измайлов имел в виду следующее: «При свободе, какую нам дозволяло начальство, не стесняя излишней формальностью, и с какой мы в не учебные дни и часы могли отлучаться из комнат и даже из Академии, только не на ночь, занятия наши перемежались прогулками и шли как-то легко. Нам не воспрещалось ни пить, ни есть, ни лакомиться; но мы держали себя прилично; посадских трактиров не жаловали, и если кому вздумалось что-нибудь съесть или выпить, ходили в лавки и там пировали в отдельных комнатах, не сообщаясь ни с кем из посторонних. Нередко прихоти свои исполняли и дома: пили чай, ходили друг к другу в гости и заводили разные игры»459. Вот описание одной студенческой пирушки. В ней подробно и рельефно изображаются как затеи и забавы самих студентов, так отношения к ним и к студентам ректора Филарета. «Однажды, в день именин одного из старших студентов, было назначено собрание. Так как день был учебный, то собранию положено быть после ужина, в 10, 11 и 12 часов ночи. Званых собралось человек 40 в довольно большой комнате, в которую вход был через другую комнату, также жилую; на пир пригласили и меня. Сошлись, расположились пить чай, сперва так, а после, на произволяющего, и с прибавлением... Покуда приготовляли чай, ярославские студенты вздумали сыграть, «бурлацкую лодку»; один нарядился лоцманом, другой рулевым, 12 человек сели на пол за гребцов; заиграли гусли, скрипки и гитары, запели: «Вниз по матушке по Волге». Все сдвинулись в кружок, и проходная комната осталась совершенно пустой. Лоцман, одетый в вывороченный тулуп, в уродливой шапке, стоял на пороге, при самом входе в большую комнату, почти в дверях и командовал. Вдруг, откуда ни возьмись, ректор; его никто не заметил. Изумленный необыкновенным зрелищем и раздосадованный, что его никто не видит и не слышит, этот незваный посетитель ударил лоцмана тростью по спине со словами «что это такое», и, прочистив себе вход, перекрошил также тростью всю приготовленную на столе посуду – чашки, чайники и стаканы. Студенты во время работы ректора над посудой все успели выбежать, ряженные переоделись, посторонние убрались в свои комнаты, а хозяева, остановясь в комнате передней или проходной, стали в строй и ждали, что будет.

«Оставшись один и не видя, к кому обратиться, ректор вышел в переднюю и с довольно спокойным видом спросил: «Зачем вы ушли?» Студенты, которые выпили еще по одной только чашке чаю, не показывая ни страха ни уныния, объяснили причину своего собрания, и прилично выразили; он молча и не сказав ни слова вышел. Именинник досадовал больше всех: чашки, чайники и стаканы были взяты в лавке на прокат; надобно было за них заплатить, и не дешево. Поговорив с товарищами, именинник отправился сначала к инспектору460, заявив о происшествии; он не принял, – лег, сказали, спать; отправился потом к ректору, но нашел все входы запертыми. Что делать? Не горевать же, а спать с досады не хочется; рассудили приняться снова за пир, а жалобу к ректору и на ректора оставить до утра. Собрали кое-как по разным комнатам, где что нашлось, чашек, блюдечек, рюмок, кружек и угощались долго, никем и ничем не потревоженные и едва ли еще не лучше, нежели как предполагали. Утром, перед классами, именинник и оба комнатные старшие, где происходила пирушка, явились к ректору. Ректор принял их в кабинете и встретил очень ласково, так что первый заряд жалобы разрядился у них без выстрела. «Господа! вы ввели меня в искушение, я поступил дурно; будете начальниками, не берите с меня примера; кажется, я ударил какого-то студента, прошу у него извинения; я счел его за служителя». Эти первые же слова совсем успокоили и именинника и наших депутатов: они только имели сказать, что чашки у них были чужие. «Это ничего, я заплачу; но мне больно, что я повредил вашему дружескому общению, о чем я забочусь и что для будущей вашей жизни очень дорого. Если у вас опять будет подобное собрание, скажите мне, я приду сам; а теперь извините меня неосторожного, забудьте неприятный случай и скажите товарищам, чтоб и они его не помнили». Затем ректор отпустил претендентов. Растроганные добродушием начальника, они безмолвно приняли благословение и, возвратившись к своим товарищам, закричали: «Мир!..» и рассказали, что и как было, и мир принят был всеми.

«Ректор сдержал свое слово: в тот же день он прислал деньги за чашки и проч. 30 р., а спустя две недели, когда случился также именинник, посетил наше собрание с инспектором и каким-то приезжим архимандритом, пил чай, слушал пение и музыку на гуслях, пробыл два часа и вышел довольный, позволив нам продолжать свое веселье»461.

Ректор Филарет, говорит Измайлов, был человек замечательной доброты, с которой он родился, по словам Лескова, как фиалка со своим запахом и она была его природой462. В подтверждение этого Измайлов рассказывает о нем следующее: «Один студент поддался как-то страсти к вину, – студент очень даровитый и хорошей нравственности. В начале курса он ничего не пил, но через год, побывавши в вакационное время на родине, стал пить и сделался пьяницей. Ректор употреблял все меры, чтобы воздержать его: увещавал, стыдил келейно, журил перед товарищами, делал выговоры в классе, лишал, наконец, общего стола, но ничто не помогло. Даст зарок не пить и не пьет недели три, месяц; но зарока не выдержит, и запьет. «Не могу, это моя стихия», раз сказал он ректору, и ректор терпел, приписывая слабость болезни и в каком-то уповании, что пьяницу с таким искренним сознаньем воздержит сам Бог, как кающегося грешника. Само собой разумеется, что этот студент, бывший прежде из первых, далеко стал ниже своих сверстников; но ректор дал ему кончить курс и, взявши под клятвой слово совсем не пить, сделал его кандидатом и назначил учителем в уездное училище. Упование не посрамило: покаявшийся восемь лет служил и с пользой и с честью, был уже смотрителем училища, женился; но как здоровье свое он расстроил еще в Академии, то захирел и умер. «Какой ректор или какой начальник, – заключает Измайлов, – примет столь живое участие в воспитаннике, который ему чужой, непрестанно его беспокоит и срамит заведение»463! А когда ректор присутствовал на экзаменах, то так хвалил несовершенные студенческие знания, что нам, говорят сами студенты, делалось совестно, зачем мы не так хороши, как трактовал нас владыка. («Душ. Чт.», 1865 – 3, стр. 77).

Ректор Филарет был заступником и печальником за студентов перед высшими властями. Вот какой рассказывает случай Измайлов.

«Один студент вынул на экзамене билет по словесности на трактат о гении и таланте. Ревизор464, который всегда молча смотрел на вынимаемые билеты и молча же обыкновенно выжидал ответа, тут вдруг почему-то сказал студенту: «Ну-ка, скажи нам, что такое, по-твоему, гений?» Студент, нимало не думавши, отвечает: «Не знаю». «Как?» – с изумлением спрашивает ревизор и смотрит в список, в котором ответчик, как студент очень умный, поставлен высоко, едва ли не в 1-м пятке. «Вы изволите спрашивать определение гения, я его не понимаю», говорит студент. Ревизор взглянул на бакалавра465; бакалавр говорит студенту: «отвечайте, как написано». Студент возражает; «Что ж я буду отвечать, когда не понимаю, что там написано»... Бакалавр сконфузился... Ревизор зашевелился на креслах и сердито произнес к студенту: «А понимаешь ли ты, что говоришь?..» Потом, обращаясь к ректору, говорит: «Это человек буйный, он не может быть терпим, его надо исключить в солдаты». Немудрено, что так бы и вышло, если бы, заключает рассказчик, за неосторожного студента не вступился ректор, который знал его очень хорошо»466.

Ректор Филарет отлично знал всех и каждого из студентов467. Уходя из Академии, он оставил хорошую, подробную аттестацию и ео ipso защитил от произвола своих преемников по службе468.

Предаваясь своей многоплодной ученой, учебной и административной деятельности, Филарет не забывал дел благотворительных и духовных подвигов. Он составлял точные списки сирот469, вносил деньги за них – за право обучения470, давал деньги при отправлении на вакации, равно как и при первом обзаведении студентов по окончании Академии471.

Про него рассказывает предание, что он и жалование свое получал от эконома мелкой монетой, чтобы ее удобнее было раздавать нищим, почти неотлучно находившимся у ректорской квартиры. Раздавал он решительно все, так что сам не имел и копейки денег, за что нередко выслушивал упреки со стороны своего келейника Назария: «Да что же ты сам-то, ректор, после сего кушать-то будешь и во что оденешься, – говаривал Назарий, – ногой что ли будешь ходить, когда деньги-то жалованные все без остатка употреблять на нищих станешь»472. Лучшим доказательством его нестяжательности служит факт его отправления в Калугу, на место нового уже святительского служения: не имея на проезд нужной суммы денег, он принужден был взять взаймы у одного из студентов (Несмелова) 200 руб.

Вообще об этой характерной особенности личности Филарета должно сказать, что она, если ранее являлась только лишь в своем зачаточном состоянии, то теперь, во время ректорства, получила большую интенсивность при своем обнаружении и так все время прогрессировалась до конца его жизни Он не только сам бескорыстно благотворил и помогал нуждающимся, но и побуждал к этому и других473.

Будучи администратором по должности, Филарет в то же время был и аскетом по духу. Так, в свободные часы от занятий он уходил на Корбуху, где теперь находится Гефсиманский скит474, и там проводил время в горячей и продолжительной молитве, в беседе со старцами-схимниками, поучаясь от них и принимая их советы для монашеских подвигов. Таким образом и на службе в Академии мысль об аскетизме не покидала Филарета, и он всей душой отдавался ей в часы досуга.

В Академии Филарет оставался до 1819 г. В этот же год, в самый день Пасхи, он был назначен на еп. кафедру в Калугу475 в которой пробыл пять лет с небольшим. В 1825 г. 12 янв. был переведен в Рязань, а отсюда в Казань 25 февр. 1828 г. Затем он в 1836 г. был назначен в Ярославль и отсюда, наконец, 18 апр. 1837 г., – на Киевскую митрополию. И на всех этих местах своего святительского служения он, выражаясь словами арх. Сергия476, оставил своей пастве вечный памятник служения по духу Христа Спасителя. Его святая и подвижническая жизнь477 – пример толико назидательный для нынешнего христианства, мудрое правосудие478, бескорыстное примерное милосердие479, отеческое внимание, покровительство и одобрение учащих и учащихся в Духовной Академии, семинариях и училищах480, искреннейшая сострадательность к бедным и беспомощным481, кроткое и необыкновенное терпеливое снисхождение и смиренное обращение со всеми482, в котором никогда не отказывал и последнему нищему, назидательнейшие его поучения и беседы, которые он из желания спасения всей пастве своей почти каждый воскресный день предлагал в церкви483, дали имя ему незабвенного и добрейшего Отца-Владыки. Умер митр. Филарет 21 дек. 1857 г., приняв тайно, за 17 лет до своей кончины, велико-иноческую схиму от схимомонаха Парфения с именем Феодосия484,

Такова личность 1-го инспектора и 2-го ректора Академии архимандрита Филарета. Светлый ум, мягкое, полное любви сердце и железная, чуждая упрямства, воля, – вот внутреннее содержание его «я». Своей религиозно-аскетической и моральной настроенностью он выдавался среди современников, из которых некоторые признавали его человеком необыкновенным, даже человеком святым.

В области научно-литературной Филарет не оставил после себя крупных трудов. Кроме «Слов и речей», говоренных в разное время и по разным случаям, «Догматического Богословия» и «Толкования на книгу Пр. Исаии», мы не имеем от него других памятников литературного творчества. И не столько этим свойством освещалась его педагогическая деятельность в Академии, сколько светлой христианской, гуманной настроенностью, необыкновенно любвеобильным отношением к окружающим, придававшим значение и его подвижнической жизни. Эти свойства личности Филарета особенно были ценны в первые годы исторического бытия Академии, во время, когда складывалось общее направление ее жизни: они придавали Академии характер христиански просветительного учреждения, каковой характер она сохранила и в последующую эпоху.

Д. Смирнов,

* * *

379

      В некоторых журналах и книгах, как, напр.: а) в «Последних днях жизни Высок. Филарета», в некрологе («Воскр. Чт.» 1857 г. Киев); б) в заметках Высок. Антония арх. Каз. о Выс. Филар. (1879 г. Казань); в) «Калуж. Еп. Вед.» 1884 г. № 6, стр. 140; г) в сочин. арх. Сергия «Высокопр. Антоний (Амфитеатров), арх. Казанский» (1885 г. Казань); д) в месяцеслове на 1859 г. (СПБ., стр. 333), и др., годом его рождения считается 1778 г. Но это не согласно с другими опре­деленными данными. Такими данными являются для нас, во 1-х, собственноручное духовное завещание Филарета, перепечатанное в «Воскр. Чт»., ч. XXI, стр. 447, и, во-2-х, надпись, которая вырезана, согласно завещанию, на бронзовой доске и прикре­плена к стене над местом могилы усопшего святителя. На этой доске рельефно выделяются следующие слова; «Родился 17 апр. 1779 г.» и пр.

380

«Арх. Серг.», т. 1, 14.

381

См. рассказ самого о. Георгия ibid., и еще прот. Остромысленского, «Воспоминание о Высок. Филарете, митр. Киевск. и Галицк.», «Странн.» 1862 г. т., 1, стр. 9 и 10; ср. Арх. Сергий «Высок. Антоний», 84.

382

Он, кроме Часослова и Псалтири равно как и некоторых других на­чатков наук, преподаваемых в 1-м классе, был знаком и с начатками латинского языка. «Записки м. Филарета», лист 1, стр. 1.

383

В перемены уроков он принужден был все время скрываться до при­хода в класс наставника. См. интересный рассказ бывшего его товарища, впо­следствии директора Симбирской гимназии, А. И. Гапонова. Этот расск. содержится в рукописи и перепечатан арх. Серг. 1 т., 40 стр.

384

Сам он из училища хотел раз навсегда уйти в пустынь. См. рассказ самого о. Георгия.

385

Кроме богословия, он изучал поэзию, риторику, философию, историю, географию и языки латинский, греческий, немецкий и французский. Архив. Моск. Дух. Акад. Дело № 37, 1816 г. и дело № 39, 1817 г.

386

См. письмо митр. Филар. к своему родственнику Я. К. Амфитеатр. Аскоченский, «Я. К. Амфитеатров. Биограф. очерк». Киев. 1857 г., стр. 3 и 4.

387

«Церк. Вест.» 1907 г. № 51–52, стр. 1656.

388

Арх. Серг. «Высок. Антоний арх. Казан. и Свияжск.», т. 1, стр. 34, ср. «Киев. Еп. Вед.» 1907 г. № 49, стр. 1170.

389

См. подробно об этом рассказ самого о. Георгия. Остромысленский, стр. 11–12. «Странн.» 1862, I.

390

      Ibid.

391

Байбаков, из учеников славяно-греко-латинской академии (см. историю этой академии С. К. Смирнова, стр. 355), ум. в 1801 г. еписк. Архангельским.

392

Арх. Моск. Ак., дело № 37, 1816 г. и № 39, 1817.

393

Ibid.; посвящение являлось полной неожиданностью для Филарета.

394

Ibid.

395

Остромысленский op. cit. Странн. 1862, 1–12 стр.

396

См. дело арх. Ак. № 37 – 1816 г. и № 39 – 1817 г.

397

Ibid.

398

Ibid.

399

Брошюра: «Пути промысла Божия в мой жизни», прот. Луки Ефремова. СПБ. 1862 г., 2 изд., стр. 7 и «Домашняя Беседа», 1863 г. Вып. 4, стр. 90–91. Автобиогра­фия Турчанинова.

400

Ibid., что Филарет человек дурной жизни, имеет упрямый характер, выскоч­ка (намек на блестяще сказанную речь м. Платону), скучает в Севске, бредит губернскими городами (намек на желание Филарета перевестись в семинарию в Орел по причине нездорового севск. климата). «Орлов. Еп. Вед.» 1908 г. № 5, стр. 127; ср. «Правосл. Собес.» 1879 г. 89.

401

Арх. Моск. Д. Ак., дело № 37, 1816 и дело № 39, 1817 г.

402

Сам он получал 50 р. за треть года, а наставники от 15 до 35 р.

403

См. подр. Арх. Серг. cit. op. 1 т. 102 стр.

404

См. расск. об этом самого Филар. «Киев. Еп. Вед.» 1907 г. № 49, стр. 173 и «Правосл. Собесед.» 1879 г., стр. 90.

405

Августин (Сахаров) из Александроневской семинарии, автор многих, боль­шей частью остающихся ненапечатанными, сочинений, касающихся, главным обра­зом, церковных законов; ум. в 1841 г.; как архиерей выдавался крайним формализмом.

406

См. рассказ Несмелова у арх. Серг. 1 т. 84 стр.

407

      Ibid. ср. 85 стр. (расск. об описи имущества Фил.). Арх. Серг. I т. Высок. Антоний. Стр. 17, ср. Лука Ефремов «Пути промысла Божия в моей жизни». СПБ. 1762 г. 2 изд., стр. 7.

408

«Тобол. Еп. Вед.» № 1, 1908 г., стр. 22. «Памяти великого иерарха». В. Головчинский.

409

Архив Моск. Д. Ак. 1816 г., дело № 37 и 1817 г. дело № 39.

410

Арх., Серг. I т., стр. 150.

411

Ibid. 149.

412

Ibid. 150–151 стр.

413

Арх. М. Д. А., дело № 37, 1816 г. и № 39, 1817 г.

414

Ibid.

415

Пятидесятилетие СПБ. Д. Ак. 17 фев. 1859 г., стр. 4.

416

Автор исторической записки о Моск. Д. Ак. по случаю празднования ее пятидесятилетия (Москва, 1864, стр. 12), С. К. Смирнов, утверждая, что арх. Фи­ларет (Амфитеатров) получил степень доктора богословия в Моск. Ак. за кни­гу «Толкование на пр. Исаию», впадает в погрешность. В послужном списке Фи­ларета (Арх. Ак., дела № 37, 1816 г. и № 39, 1817 г.) прямо говорится, что он получил степень доктора в Петербургской Академии, 13 авг., 1814 г., а инспекто­ром Академии Московской он был назначен 19 августа того же года. Затем, книга «Толкование на пророка Исаию» вышла в свет позднее 1814 г., как это видно из «Истории Моск. Дух. Академии» самого же С. К. Смирнова (стр. 30). Следовательно, присуждение ученой степени Филарету за нее быть не могло.

417

Арх. М. Д. Ак. дело № 15, 1814 г.

418

Чертков, скончался в 1850 г. архиепископом Воронежским.

419

Чт. в Моск. Общ. Люб. Дух. Просв., кн. XIII.

420

Письмо Р. П. Б. Ак. Филар. Дрозд., ibid. 55. Дело № 37, 1816 г, и № 39, 1817 г.

421

Записки, лист 2, стр. 1, ср. Арх. С. cit. op. 1 т. 179 стр.

422

Чт. в Общ. люб. дух. просв., кн. XIII. 1871 г., в прим, к 3-ей части под № 191.

423

Арх. Д. Ак., дело № 75, 1815 г.

424

Ibid. Дело № 56, 1818 г.

425

Собр. мн. и отзыв. М. митроп. Фил. I т., стр. 298.

426

Ibid. стр. 442

427

Арх. Д. Ак. № 58, 1815 г.

428

Ibid. Дело № 50, 1817 г. и дело № 68, 1818 г.

429

Арх. Серг., I т., 241 стр.

430

Арх. М. Д. Ак., дело № 39, 1817.

431

В рескриптах подчеркиваются усердные и отличные труды в новообр. акад.; ср. «Воскр. чт.» XXI г. (1857–58), стр. 412.

432

В грамотах говорится, что «Филарет награждается как за труды в зва­нии ректора и профессора богословских наук, так наипаче за деятельное по­печение о духовном назидании воспитанников Академии». Арх. М. Д. а. Дело № 68 – 1818 г.

433

Крылов-Платонов, ректором был 1814–1816 гг.; скончался епископом Ярославским в 1824 г.

434

Подобедову; умер в 1818 году.

435

Арх. М. Д. Ак., дело № 29, 1814 г. и № 33, 1815 г.

436

Взгляд на собственную прошедшую жизнь Измайлова, бывшего восп. 2 курса Моск. Ак., Москва 1860 г., стр. 119–120.      Архив М. Д. А.,      дело №      20, 1814      г.; дело № 43; дело № 47, 18І5      г.; дело      № 4; дело № 59;      дело №      72, 1816      г.; дело № 32; дело № 34, 1817 г., дело      № 33; дело № 35, 1818 г.       дело №      36; дело № 52; дело № 56.

437

Ibid. 1814 г. дело № 18.

438

Ibid. подр. см. Странн., март 1866 г.: Архим, Гермоген – настоятель Спасо-Андроникова монастыря, стр. 135.

439

Арх. М. Д. Ак., дело № 21, 1814 г.

440

Измайлов, стр. 135; многие вещи для больницы были приняты от Лавр­ской семинарии; арх. М. Д. А., дело 1814 № 31; ibid дело № 29; ibid дело №28, ibid № 21; 1815 г. ibid дело № 39.

441

Ibid. 1814 г. Дело № 16.

442

Ibid. Дело № 20.

443

Ibid. Дело       № 17.

444

Ibid. Дело № 20.

445

Ibid. Дело       № 17.

446

См. его слова и речи, гов. в разн. врем. 1–3 т. Киев, 1857 нов. изд. 1883 г. I т. I бес., стр. 5. Ill т. сл. VIII в нед. 4-ю св. поста, стр. 58.

447

«Калужск. Еп. Вед.» № 6, 1884 г. стр, 150.

448

Арх. Серг. I т. 252–253 стр., ср. I т. стр. 121–122.

449

Измайлов 132.

450

В особенности хорошо Филарет был знаком с творениями св. отцов. О прекрасном таком его знакомстве говорят многочисленные его ссылки на них в его поучениях. Беседы Фил. I т. бес. VIII. 65, 66; XI. 74; XII. 102; XIV. 115; XVII. 137; XVIII. 146, 147; XIX. 353; XX. 160, 164; XXVIII. 216; XXI. 168; II т. IV. 24, 25, 26, 27; VI. 46: IX. 63, 66, 69; X. 74; XI. 81; ibid. XII. 92; XV. 120, 121; XVI. 128, 130, 131; XXI. 176; XXIII. 188, 192; XXIV. 195; XXIX. 241; XII. 101; III т, XXXII. 238; XVII. 59 и т. д.

451

С. Смирнов, «История М. Д. Ак.». стр. 14.

452

С. Смирнов, «Празднов. пятидес. юб. М. Д. А.», стр. 11.

453

Арх, М. Д. А., дело № 6, 1814 г.

454

Аскоченский, Я. К. Амфитеатров 1857 г., стр. 4. Беседы I. 1–4. 5; II. 17; III. 20. 21; II т. V. 33; VI. 46; XIX. 159; XXXV. 286; III т. речь 207 и т. д. «Христ. Чт.», 1873 г. май, стр. 54.

455

«Воскр. Чт.», 1857–58 г., стр. 437.

456

Арх. М. Д. Ак., дело № 57, 1817.

457

Знаменательна судьба одного слова, произнесенного Филаретом в день Вознесения Господня в домовой церкви син. обер-прокурора кн. Голицына. Оно долгое время по ошибке приписывалось Филарету (Дроздову), впоследствии митр. Московскому. См. Библиографическое недоумение. «Моск. Еп. Вед.» 1870 г. № 41 стр. 8.

458

Измайлов, 117–118.

459

Ibid., стр. 129.

460

Инспектором был архим. Гермоген (Сперанский), ум. в 1845 г.

461

Ibid. 129, 132.

462

Лесков Н. С. «Мелочи архиерейской жизни». Полное собр. сочинений, СПБ. издание Маркса, 1903 г. т. XXXV, стр. 22.

463

Ibid. 132–133. О проявлениях этого качества см. еще на др. местах его служения. Арх. Калуж. Д. Конс. за 1819 г. Дело 4177, № 4171 ; № 4159; № 4160; № 4144; № 4141; №4220 и др. Стран. 1862 г. 1 т. 12, 13, 14, 15, 16, 17 стр. без авт. Воспом. о Высок. м. К. Фил. «Киев. Еп. Вед.» 1865, № 5.; арх. Серг. I т. 343 стр. «Киев. еп. вед.», № 5 , стр. 137; «Воскр. Чт.» 1857–58, 517, 520–521, «Орл. Еп. Вед.» 1908 г. стр. 7; «Дневн. Ф.» 1857 г. 31 на обороте. Арх. Серг. III т. 369, 370; Лесков «Владычний суд» стр. 104 ibid. 108. Аскоченский, биогр. очерк, 1–9 стр.

464

Ревизором был тогда арх. Филарет (Дроздов.), рект. СПБ. Акад.

465

Бакалавром был Бажанов, ум. в сане свящ. в Москве 1822 г.

466

Измайлов 147–148.

467

Арх. М. Д. А., дело № 48, 1814 г.; ibid, дело № 76, 1815 г.; дело № 50, 1816 г.; дело № 83, 1818 г.

468

Измайлов 160, ср. Арх. Ак., дело № 85 – 1818 г.

469

Ibid, дело № 35, 1814 г.

470

Ibid, дело № 34, 1815 г.

471

Ibid, дело № 36 – 1818 г.

472

Арх. Серг. 1 т., стр. 220.

473

«Тр. Киев. Ак.» 1884 г. Письмо Фил. к Иннок. Херс. 1-е, стр. 623; ibid. 1884 – 2 IX – стр. 71–72; «Кн. бытия моего» Еп. Порф. Успенского, ч. III. СПБ. 1896. стр. 28, ibid. IV т., стр 145. «Изв. по Каз. Еп.» 1871 г., стр. 538. «Душеп. Чт.» 1865 – 3. стр. 75. «Воскр. Чт.» 1857–58 г. 421, 457, 458, ср. «Киев. Еп. Вед.» 1908 г. № 1, стр. 16; ibid № 2. «Мои восп. о Киев. м. Фил.» прот. Орловский; 34 стр. ibid 1907 г. №№ 51–52 стр. 1224, Завещ. Фил. 11 пунк. «Воскр. Чт.» 1857–58 г., стр. 449, 445. Письмо V Фил. к монах. Калуж. мон. «Полтав. Еп. Вед.» 1865 г. № 5, стр. 321; Арх. Сер. 1 т. 218 , 299 , 330 , 529 стр.; II т. 213, 215, 231, 251, 268 стр. III т. 36, 37, 54, 55, 74, и 142 стр. Слова и речи м. Ф., говор. в разн. времена. 1–3 т. Киев 1857, нов. изд. 1883 г. 1 т. 1. 6; ibid. III. 22; ibid. XIII, 98, 99, 100; XIV, 118., ibid. ХХVIII, 222; V. 36, 37, ibid. XII. 93, 96. II т. XIII. 98, 100. ibid. IX. 69; ibid. XII. 91, 96; ibid. XXV. 204, 207.; ibid. XXXII. 267; ibid. XXXIV. 282; ibid. V. 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 42. III т. 14-e 78, 79 ibid. 11-е 22 стр и т. д.

474

      Здесь уместно заметить, что и самый Гефсиманский скит был построен именно по настоянию Филарета (Амф.). Когда наместник лавры обратился к Моск. митр. Филарету (Дроздову) с просьбой о постройке вышеупомянутого скита, то митр. долго не соглашался на это. но когда узнал, что этому делу сочувствует Филарет (Амф.), то сейчас же и дал разрешение.

475

Арх. М. Д. А. Дело № 64 – 1819 г.

476

Арх. С. cit. op. I т. 531 стр.

477

Арх. Кал. Д. Конс. Дело № 4260 – 1820 г.; ibid. Дело № 4480 – 1821 г.; и «Киев. Еп. Вед.» cit. op. 1907 г. № 5 стр. 1194.; Прав. Соб. 1879 г. II ч. «Заметки о жизни м. Фил.» 94 стр.; 103, 99; ibid. I ч, стр. 106, 107, 108. «Полт. Еп. Вед.» № 1864 г. № 9 стр. 370; А. И. Фирсов «Козельск. Оптина пустынь». «Истор. Вестн.» 1899 г. март, стр. 924; 24-е письмо Фил. «Полт. Еп. Вед.» 1866 г. № 5 стр. 170; ib № 19 стр. 271, письмо 38-е к игум. Даниилу, ср. «Орлов. Еп. Вед.» cit. op. № 7 1908 г. стр. 71–75; ibid. № 4, 93–100: ibid. № 5, 128–130 стр.; ibid. 11, 266–271 стр.; Арх. Кал. Д. «Конс. Дело» № 4174, 1819 г.; «Записки м. Филар.» л. 2, ст. 4.; Проф. прот. Е. А. М. 1870. Казань. «Православн. противомусульм. миссия в Каз. крае». «Воскр. Чт.» cit. op. 1857–58 г. стр. 423, 502. «Киев. Еп. Вед.» cit. op. № 2 ст. 38; «Орлов. Еп. Вед». cit. op. 1907 г. № 50 – 978 стр.; ibid. 415; письмо Фил. к мон. Кал. мон. «Полт. En. В.» 1865 г. № 5, стр. 137; письмо м. Фил. к наст. Опт. пуст. ibid. стр. 201; письмо м. Фил. к мои. Кал. мон. ibid. 1865 № 10. 320–322; ibid. № 13. 3, 4; ibid. № 14 ст. 25, 26; письмо м. Фил. к мон. Кал. мон. Прибавл. к «Кал. Еп. Вед.» № 6 – 1865 г. стр. 124, 125; письмо 2-е м. Фил. к Инн. Херс. Тр. Киев. Ак. 1884 г. – I ч. стр. 624; письмо м. Ф. учен. мон., но бывш. под эпитем. «Рук. для сел. паст.» 1860 г. III т. стр. 79.; Лесков cit. op. т. 17. «Владычн. суд» стр. 107. Бес. м. Фил. cit. op. I т. XX. 164; II т. XV, 117, 118; XIII, 104, 105, 106; XIV, 107, 108, 109, 110, 117; XXVII, 222.; «Дневн. Фил.» 1857 г. 10 марта, стр. 14; ibid. 1856 г. 29 янв. 15 ст. оборот. Арх. Серг. cit. op. IIIт. 361. 366 ст. и т. д.

478

Извест. по Каз. еп. 1908 г. № 8–9 стр. 265–266 (Резол. и предп. м. Фил.); Арх. Серг. cit. op. III т. 13. 14. 16. 19.; «Киев. еп. вед.» 1907 г, №№ 51–52 ст. 1220; ibid. 1908 г. стр. 119 Свящ. Брояковский «Черты из жизни Высок. Фил.».

479

Прав. соб. cit. op. 1879 г. II ч. 98 стр.; Арх. Серг. cit. ор. II т. 156; «Изв. по Каз. еп.» 1871 г. стр. 538; Тр. Киев. ак. 1884 – II стр. 90. Письмо ХХѴІ-е Фил. к Инн. Херс.; «Владим. Еп. Вед.» 1865 г. № 18.

480

Прав. соб. 1889. II ч. cit. ор. 98 ст.; Изв. по Каз. еп. (резол. и предп.) м. Фил. cit ор. 1908 г. №7 стр. 217; ibid. № 8–9 стр. 267; Ист. Каз. Д. Сем. за XVIII–XIX. А. Благовещенский. Казань. 1881г. ст. 276; ibid. 273. ibid. 277; Аскоченский «Ист. Киев. Д. Ак.». стр. 183; Ѵ-е письмо м. Фил. к Инн. Херс. Тр. Киев. Ак. 1884 г. – 1 стр. 628; письмо м. Фил. к Инн. Херс. ibid. 629, 630; Киев. Еп. Вед. 1907 г. № 47, 1113–1117 стр,: ibid. № 148 стр. 1137–1141. Прот. Кл. Фоменко, «Высок. Фил. Киев.», ibid. №№ 51–52 ст. 1225; XI-е. письмо м. Фил. к Инн. Херс. Тр. Киев. Ак. 1884 г. II ч. 74 стр.

481

«Тобол. Еп. Вед.» «К характер. покойного святителя Фил., митр. Киевск.» № 9 стр. 163 и 164.

482

«Орлов. Еп. Вед.» cit. ор. 1908 г. № 6 – 159, 161; «Домаш. Бес.» 1864 г. № 41; арх. М. Д. Ак., дело № 39, 1815 г. (история с холодн. печами в его кварт.); Лесков cit. ор. «Мелочи Арх. ж.»; т. 35 стр. 23, 24, 25, 22; ibid. «Влад. суд» 100, 101 т. 22; «Душ. Чт.» 1865 – 3. «Известия и заметки» стр. 77; Лесков cit. ор. т. XXXV, т. 16, 17, 18, 19, 20; «Киев. Еп. Вед.» № 1 – 1908 стр. 15. Арх. Евлогий «Мои восп. о Бозе почив. Киев. м. Фил»., ibid. 17.; ibid. № 2 cit. ор. ст. 37; «Орлов. Еп. Вед.» cit, op. 1903 г. № 5 ст. 121; Арх. К. Д. «Конс. Дело» № 4247 – 1820 г.; «Киев. Еп. Вед.» 1862 г. № 5 cit ор. ст. 140. Стр. cit op. 1866 г. май, стр. 92; Бес. Фил... cit. ор. III т. XXXI, стр. 226; ibid, т. 1, XIV. 119; ibid. II т. XX. 166; ibid. III. 179; ibid. 107, VIII письмо м. Фил. к Ник. Тр. Киев. Ак. 1884 г., II ч. ст. 70; ibid. XXIV письмо, стр. 88; ibid ХХѴІ-е письмо стр. 101; письмо Фил. мон. Кал. мон. Приб. к «Кал. Еп. Вед.» № 6 стр. 125ср. «Полт. Еп. Вед.» 1865 г. № 15стр. 58; «Орлов. Еп. Вед.» 1908 г. №5, cit. ор. 131 ст.; Стр. 1862–61 г. cit. ор. ст. 17.; Бес. Ф. 1 т. III. 22; V. 40, 44; VI. 56; IX. 74, 80; X. 82, 88; XI. 90, 93; XIII. III. 112; XII. 105; XIV. 119; XV. 115, 120, 124; XVI. 132, 135; XVII. 139, 144; XVIII. 145, 146; XIX 153; XXVI 209, II т., I. 1, 4, 5, 6, 7, 8; II. 8; XIII, 103; XIV, 110; XXII, 179; XXIII, 191; XXXIII, 272, III т. I 18; II 26; XIV, 107; XXIV, 2, 3; XXVII, 195; XXXI 226.

483

Правосл. соб. 1849 г. ч. 1 ст. 98 cit. ор.

484

Прилож. к завещан. 2-е, стр. 449. «Воскр. Чт.» 1857–58 г. Арх. Сергий III т., 377 стр. Савва, арх. Твер., «Хрон. моей жизни» Серг. пос. 1906 г. стр. 349; «Слово пред погреб.» Μ. Ф.; сказ. Ак. арх. Иоанн, «Воскр. Чт.» 1857–58 г., 423 стр.


Источник: У Троицы в Академии. 1814-1914 гг. : Юбил. сб. ист. материалов. - Москва : Изд. бывш. воспитанников Моск. духов. акад., 1914. - XII, 772 с., 11 л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle