А.А. Завьялов

Источник

1889 г.

1.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 15 Декабря 1888 г. за № 5856, о неправильной записи в метрических книгах церкви одной из епархий рождения и крещения сына девицы с обозначением последней в сей записи не по званию её, а по месту полученного ею воспитания. Приказали: Главноуправляющий Собственною Его Императорского Величества Канцелярией по учреждениям Императрицы Марии сообщил Г. Синодальному Обер-Прокурору, что в делах одного из учреждений найдена копия с выписки из метрической книги, в каковой выписке мать рождённого младенца обозначена не по её званию, а по месту воспитания. Имея в виду, что обозначение матери ребёнка в упомянутой метрической записи не по званию родительницы, а воспитанницею учебного заведения представляется неправильным, Статс-Секретарь Дурново просит Г. Синодального Обер-Прокурора, не будет ли признано возможным сделать распоряжение о воспрещении церковным причтам именовать впредь в подобных записях бывших воспитанниц учебных заведений не по званию родителей, а по учебному заведению, в котором они воспитывались. Рассмотрев вышеизложенное и принимая во внимание, что в приложенной к 1035 ст. Зак. о сост. Т, IX, изд. 1876 г., форме метрических записей о событии рождения и крещения младенцев родители их означаются по званию и состоянию, Святейший Синод определяет: предписать по духовному ведомству, чтобы в метрических записях о рождении и крещении младенцев родители сих младенцев означались по их званию и состоянию, а отнюдь не по учебному заведению, в коем воспитывались. О чём послать циркулярные указы Епархиальным Преосвященным, Синодальным Конторам, Духовнику Их Императорских Величеств и Главному Священнику Гвардии, Гренадер, Армии и Флота. Февраля 8 дня 1889 года.

2.-слушали: а) предложение Г. Товарища Синодального Обер-Прокурора от 7-го Сентября 1888 года, за № 4141, относительно устранения беспорядка в выдаче нижним чинам увольнительных билетов и указов об отставке в отношении перемен семейного положения нижних чинов и б) справку из производившегося в Святейшем Синоде дела по сему предмету. Приказали: В 1883 году был повенчан состоявший в запасе армии рядовой вторым браком на основании увольнительного билета, на каковом билете имелась помета о смерти первой жены сего рядового и на том же билете сделана венчавшим этого рядового священником надпись 4-го Ноября 1883 года о повенчании сказанного рядового вторым браком, а в Сентябре 1885 года был принесён к священнику для крещения ребёнок того рядового, при чём предъявлен указ об отставке рядового, данный Уездным Воинским Начальником 28 Мая 1885 года, за № 8471, в каковом указе рядовой значится холостым. Вследствие донесения о сем священника, Консистория просила уездного Воинского Начальника сделать распоряжение о замене указа об отставке означенного рядового другим документом у об устранении на будущее время подобных описанному в рапорте священника опущений при выдаче указов об отставке и о последующем уведомить её. Воинский Начальник уведомил Консисторию, что, как оказалось по забранной справке, указ об отставке рядовому выдан 28-го Мая 1885 года, а увольнительный билет его прислан в Управление при отзыве уездного полицейского Управления, от 29-го Июля того же года, т. е. спустя два месяца после выдачи указа об отставке, сей же последний документ написан из письменных сведений, хранящихся в Управлении, а так как сказанный рядовой о перемене его семейного положения не заявлял Управлению, то и в письменных сведениях о том отметки не сделано, по этой же причине он рядовой в указе об отставке написан холостым. При чём воинский начальник присовокупил, что утверждённым Министрами Военным и Внутренних Дел руководством для учёта нижних чинов запаса армии и флота, установлен порядок, чтобы, за окончанием срока службы запасных нижних чинов, выдавать им свидетельства о выполнении воинской повинности и при вручении таковых отбирать от них увольнительные билеты, следовательно если запасные нижние чины не будут заявлять воинским начальникам о перемене их семейного положения, с представлением в том доказательств, то случаи, подобные изложенному, будут нередки. Если же Духовной Консистории желательно, чтобы порядок этот был изменён, то о том следует войти с ходатайством к высшей власти. Что же касается просьбы Консистории о замене выданного Управлением 28 Мая 1885 года указа об отставке новым документом, то в таковой замене не предстоит надобности, так как на сем же указе может быть сделана надпись о перемене семейного положения, если этот документ представлен будет в Управление. Преосвященный, донося Святейшему Синоду о вышеизложенном, просит принять надлежащие меры, к устранению неправильностей, встречающихся при выдаче нижним чинам указов об отставках по отношению к переменам в семейном их положении. Рассмотрев вышеизложенное, Святейший Синод 5 Апреля/ 1 Июня 1888 года определил: предоставить Г. Синодальному Обер-Прокурору войти по возбуждённому Преосвященным вопросу в сношение с Военным Министром, прося о последующем уведомить. Г. Товарищ Синодального Обер-Прокурора в предложении от 7 Сентября 1888 года, за № 4141, объяснил, что вследствие сделанного сношения с Военным Министром, Генерал-Адъютант Ванновский уведомил, что до издания новых правил об учёте нижних чинов запаса армии и флота, обнародованных в собрании узаконений и распоряжений Правительства 1886 года за № 14, увольняемые из запаса в отставку нижние чины получали указы об отставке, служившие им как видами на жительство, так равно и удостоверением семейного положения, в настоящее же время люди сии снабжаются не указами, а свидетельствами о выполнении воинской повинности, которые видами на жительство и удостоверением семейного их положения не служат. Точно также и увольнительные билеты для нижних чинов, перечисляемых из войск в запас, не служат видами на жительство сих людей, а потому в выдаваемых им билетах означается только, холосты ли они или женаты, и сведение это берётся из приёмных формуляров, составляемых в присутствиях по воинской повинности, при поступлении людей на службу. Для отклонения же недоразумений, по военному ведомству разъяснено, что в тех случаях, когда от состоявшего в запасе нижнего чина не поступало никакого документального заявления об изменении в его семейном положении, то в вышеупомянутых свидетельствах, выдаваемых при отставке, должно означаться только: «что по послужному списку, составленному в таком-то году, значился холостым или женатым». Таким образом, выдаваемое ныне свидетельство о выполнении воинской повинности удостоверяет только прохождение военной службы предъявителя, следовательно, если бы кто из таких людей пожелал вступить в брак, то священник обязан требовать от него такие же документы, какие, при подобных обстоятельствах, должны быть представляемы всеми прочими лицами, не бывшими на военной службе. При точном соблюдении этого порядка, со стороны священников не может встретиться недоразумений, подобно приведённым в вышеупомянутом Синодальном определении от 5 Апреля/ 1 Июня 1888 года. Соглашаясь с таковым отзывом Военного Министра, Святейший Синод определяет: о вышеизложенном дать знать к исполнению по духовному ведомству циркулярными указами. Февраля 28 дня 1889 года.

5.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора от 28 Апреля сего года за № 5372 о возможных со стороны духовного ведомства мерах в видах содействия правительству по искоренению в народе пьянства. Приказали: В 1859 году Святейший Синод циркулярными указами на имя Епархиальных Преосвященных благословил священнослужителей, живым примером собственной жизни и частым проповеданием в церкви Божией о пользе воздержания, содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина, отнюдь не прибегая к таким мерам, которые не истекают прямо из пастырских обязанностей духовенства и не основаны на положительных узаконениях. Эти благие начинания не были однако, по причинам от духовенства независящим, надлежаще приведены в исполнение, и возникшие во многих местностях, на основании добровольных общественных приговоров, общества трезвости, имевшие единственною целью объединять между собою всех ведущих трезвую жизнь, мало по малу прекратили своё существование. По освобождении в 1861 году крестьян от крепостной зависимости и по введении вслед затем питейно- акцизной системы с вольною продажею крепких напитков, неумеренное употребление вина в народе увеличилось в такой чрезвычайной степени, что правительство вынуждено было принять ряд мер к возможному ограничению пьянства, при чём Высочайше утверждёнными 14 Мая 1885 года правилами о раздробительной продаже крепких напитков было признано необходимым привлечь к содействию правительству в наблюдении за питейною торговлею, в видах противодействия пьянству, само общество в лице представителей городских и земских учреждений, обществ трезвости, различных епархиальных учреждений и частных лиц. По статье 45 этих правил, общества трезвости, приходские попечительства, братства, церковные советы и частные лица могут заявлять о допускаемых виноторговцами нарушениях учреждениям и лицам, на коих возложен надзор за производством питейной торговли. Но чем именно выразилась по настоящее время деятельность поименованных епархиальных учреждений и содействие их правительству в борьбе с пьянством, Святейшему Синоду не известно. Вследствие сего и принимая во внимание, – что непрекращающееся до ныне пьянство среди низших классов городского и сельского населения представляет такой порок, который оказывает самое пагубное влияние на религиозность и нравственность народонаселения и влечёт за собою совершенное расстройство его имущественного благосостояния; что по сему во все времена порок этот возбуждал в служителях церкви Божией особенную пастырскую ревность к его искоренению: что цель эта, как показал многолетний опыт в России и в других странах, одними мерами правительства не может быть достигнута, если в самом населении не будет возбуждена и поддержана решимость к совершенному воздержанию от употребления вина, к чему и должна быть направлена деятельность духовенства; что приглашаемые законом 14 Мая 1885 года к содействию правительству в борьбе с пьянством общества трезвости, приходские попечительства, братства и церковные советы, с своей стороны, могли бы оказать не малую пользу в этом отношении, если бы путём живого и ближайшего воздействия на население способствовали к отвлечению его от питейных заведений и от употребления вина особенно в то время, когда преимущественно обнаруживается наклонность к пьянству, как например во время храмовых и других праздников, и что на епархиальных начальствах лежит прямой долг принять под своё особенное руководительство деятельность, как духовенства, так и поименованных епархиальных учреждений по искоренению в народе пристрастия к спиртным напиткам, – Святейший Синод определяет: сообщив о вышеизложенном всем Епархиальным Преосвященным циркулярными указами, предложить им донести Святейшему Синоду: 1) существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях общества трезвости, и в чём обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние, как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население; 2) принята ли к руководству ст. 45 Высочайше утверждённых 14 Мая 1885 года правил, о питейной торговле, приходскими попечительствами, братствами и церковными советами, и чем выразилась деятельность их в этом отношении, и 3) какие могли бы быть приняты со стороны духовного ведомства меры к целесообразному направлению деятельности означенных учреждений по искоренению в народе пьянства. Августа 10 дня 1889 года.

6.-слушали: дело об исправлении метрических записей, относящихся к давно прошедшему времени. Приказали: Одно из Епархиальных Начальств признало, по производстве следствия, возможным сделать согласно прошению исправления в метрических книгах относящихся к прошлому столетию и засим выдало просителю метрические свидетельства. Святейший Синод, сообразив обстоятельства этого дела с законами, находит, что на основании закона (Т. X. ч. I, изд. 1887 г., Зак. Гражд. ст. 34–36, Уст. Дух. Конс. ст. 259–275) в тех случаях, когда для засвидетельствования о законном рождении и о законном браке, не внесённых в метрические книги, требуется удостоверение, метрическое о сем свидетельство может быть выдано из Консистории не иначе как по рассмотрении указанных в законе доказательств и тогда только, когда устраняется всякая возможность сомнения в действительности и во времени брака и рождения, ибо метрическое свидетельство должно служить главным и несомнительным доказательством того события, которое в нём записано. 260 и 265 ст. Уст. Дух. Конс. к доказательствам в сих случаях относят обыскную книгу, исповедные росписи, гражданские документы и сверх того следствие, которое должно заключать в себе показания причта, совершавшего брак или крещение и бывших при браке свидетелей или восприемников при крещении. Записи о рождении у одного лица дочери в метрических книгах не найдено, в записи же о браке другого лица жена его названа вскормленницею и запись эта не возбуждала сомнения в правильности составления в течение более 100 лет. Итак, за отсутствием и невозможностью иметь показания церковного причта, совершавшего затем брак, Епархиальное Начальство не имело достаточных оснований постановить решение о внесении в подлежащие метрические книги события рождения дочери и об исправлении записи о браке. По сим соображениям Святейший Синод определяет, состоявшееся по настоящему делу решение Епархиального Начальства отменить со всеми последствиями и выданные на основании сего решения метрические свидетельства признать недействительными. При чём, имея в виду, что случаи выдачи метрических свидетельств при обстоятельствах подобных настоящему делу могут возникать и по другим епархиям, разъяснить Епархиальным Преосвященным циркулярными указами, что при исправлении метрических записей о событиях рождения и брака, а равно и при внесении сих событий, за пропуском оных в метрические книги, когда события рождения и брака относятся к давно прошедшему времени, надлежит поступать с особою осмотрительностью, так как за давностью событий не всеми из указанных в законе доказательств рождения и брака представляется возможность пользоваться и учреждение, решающее вопрос об исправлении метрической записи, не всегда может иметь в своём распоряжении все те данные, при совокупности которых события брака и рождения, в своё время не записанные установленным порядком, могут быть признаны доказанными, а потому и несомненными. Августа 23 дня 1888 года.

8.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 30 Июня сего года за № 3306, в коем изъяснено, что по Высочайшему повелению был внесён в Комитет Министров всеподданнейший отчёт за 1888 год о состоянии Витебской губернии и на сем отчёте по поводу объяснения Витебского Губернатора, «что при совокупных твёрдых мерах, своевременно предпринятых духовными и гражданскими властями, штундистская пропаганда скоро исчезнет бесследно», последовала Высочайшая Его Императорского Величества отметка: «Необходимо принять все меры к этому». Приказали: По поводу появления в некоторых епархиях штунды, епархиальными начальствами, в видах противодействия дальнейшему распространению сего лжеучения, были принимаемы, с одобрения Святейшего Синода, некоторые особливые меры, заключающиеся, между прочим: 1) в учреждении в местах появления штунды церковно-приходских школ: 2) в предписании православному духовенству заражённых штундою местностей вести пастырские собеседования с уклонившимися в ересь, а также совершать с подобающею торжественностью богослужения и требы, и 3) в замене в приходах заражённых штундою членов причта, не удовлетворительных по нравственным качествам и степени образования, лицами, более благонадёжными и достойными. За сим Святейший Синод, озабоченный принятием мер для противодействия распространению еретических учений, преподал в 1888 году, при циркулярных указах от 21 Июля за № 11, Епархиальным Преосвященным особые «Правила об устройстве миссий и о способе действий миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам» для всеобщего руководства и повсеместного применения по епархиям, где имеются раскольники и сектанты. В сих правилах православному духовенству предложены к исполнению, между прочим, следующие способы действования против заблуждающихся и для охранения чад церкви от совращений в ереси и раскол: а) нравственно-попечительное и всегда участливое отношение приходского духовенства к пастве, постоянно внимательное и непременно истовое совершение крестного знамения на себе и при преподании другим благословения, всегда благоговейное и согласное с уставом церкви совершение общественного богослужения, а также частных церковных молитвословий и с приглашением к участию в таковых песнопениях самих молящихся; б) открытые, проникнутые духом пастырской кротости и растворяемая христианскою любовью собеседования с заблуждающимися и отделившимися от святой церкви о предметах веры, нравственности и церковного чина; при обстоятельствах же, делающих пастырские собеседования с заблуждающимися невозможными или неудобными, поучительные беседы с православными прихожанами, направленные к разъяснению тех именно истин святой веры, правил христианской жизни, обрядов и таинств православной церкви, которые составляют предмет разномыслия и лжеучений отделяющихся от святой церкви; в) устройство внебогослужебных, назидательных для простого народа, бесед и чтений, имеющих предметом изъяснение истин христианской веры и правил нравственной жизни, с присовокуплением рассказов из священной истории, житий святых и воспоминаемых церковью событий, каковые беседы и чтения могут быть предназначаемы, сопровождаемы и оканчиваемы общим пением некровных молитв и песнопений присутствующими; г) учреждение, особенно в местах заражённых расколом и где развивается сектантство, церковно-приходских школ и школ грамоты, каковые школы, распространяя в народе грамотность и обучающихся в них детей делая более способными к усвоению духа православной церкви и к сознательному участию в церковном богослужении, чтении и пении, могут чрез детей благотворно действовать и на их родителей, утверждая колеблющихся в вере и располагая чуждых церкви к сближению с нею и к уважению её правил и обычаев; д) распространение в народе книг, брошюр и листков с кратким, но основательным раскрытием заблуждений раскольников и сектантов, с ясным и вразумительным изложением учения православной церкви о предметах разномыслия раскольников и сектантов с учением церкви; е) выбор священниками из среды прихожан людей способных и расположенных вести собеседования с раскольниками и сектантами о предметах их разномыслия с церковью и содействие таковым лицам в их трудах наставлениями, указаниями и особенно снабжением их необходимыми книгами, и ж) наблюдение со стороны священноцерковнослужителей за книгоношами, которые не редко распространяют учение молокан, баптистов, штундистов и других сектантов среди православных, и донесение Епархиальному Начальству о каждом случае распространения этими лицами сочинений и брошюр, противных православию, равно мнений, оскорбительных для достоинства православной церкви и её пастырей. Полагая, что сии меры, при сердечном и добросовестном исполнении приходским духовенством пастырских обязанностей с несомненным успехом могут содействовать укреплению в народе православной веры и церковности и ослаблению существующих раскольнических и еретических заблуждений, Святейший Синод, во исполнение изъяснённой Высочайшей воли, признает необходимым предписать Епархиальным Преосвященным: а) иметь бдительный и неослабный надзор за точным исполнением со стороны духовенства означенных мер повсюду, где существует штунда, или какие-либо рационалистические секты, разъясняя при сем духовенству неотложную необходимость усугубить ревность к утверждению чад православной церкви в знании истин святой веры и к ограждению их от всяких лжеучений, и указывая вместе с сим и на тяжесть ответственности пред Богом, церковью и отечеством за нерадение о духовном благе вверенных им Богом паств: б) назначать в приходы, заражённые штундою или другими вредными сектами, членов причта, в особенности же священников из лиц, по образованию и нравственным качествам наиболее соответствующих требованиям пастырского и церковного служения, почему в случае появления в каком-либо приходе последователей штунды, священно-и-церковно-служители таких приходов, оказавшиеся неспособными для борьбы с лжеучением или неблагонадёжными в других отношениях, должны быть немедленно заменены лицами, более достойными и полезными; в) вменить духовенству в непременную обязанность о всяком случае появления в приходе какого-либо лжеучения безотлагательно доносить непосредственно им, Преосвященным, минуя благочинных и Консистории, в тех видах, чтобы по таковым донесениям они, Преосвященные, имели возможность немедленно делать соответствующие распоряжения и г) предложить и Секретарям Консисторий поступать таким-же образом, если во входящих в Консистории бумагах будут усмотрены какие-либо указания на появление где-либо в епархии проповедников лжеучений, внушив им при сем, чтобы дела сего рода имели производство в одном месте, по непосредственному их, Преосвященных, указанию. Вместе с сим Святейший Синод сохраняет твёрдую уверенность, что, в виду угрожающей чадам св. церкви опасности от многочисленных и крайне разнообразных по религиозным направлениям иноверческих толков и сект, повсеместно рассеянных по России, и сами Преосвященные, независимо от обычного по сим делам производства, примут в них непосредственное и живое участие; а) настойчивым требованием от духовенства дружного в духе веры и кротости действования против лжеучителей и лжеучений; б) личным, при обозрении епархий, и чрез архипастырские наставления и послания, приглашением вверенных им паств твёрдо и неуклонно держаться истин православной веры и свято-отеческих преданий; в) архипастырскою попечительностью о благоустройстве церковно-приходских школ и распространения в народе церковной грамотности, и г) неопустительным наблюдением за благоговейным и согласным с церковным уставом совершением богослужения. О таковом постановлении своём Святейший Синод определяет: дать знать Епархиальным Преосвященным, для должных распоряжений, печатными указами, поручив при сем Преосвященным, строго различая от нерадивых тех из священно-и-церковно-служителей, которые, при честном и сердечном исполнении долга своего служения, будут оказывать благотворное действие на религиозно-нравственное состояние своих прихожан, иметь в особливом своём архипастырском внимании и не оставлять поощрением, по наставлению Св. Апостола: прилежащие добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиеся в слове и учении. (1Тим. 5:17). Ноября 8 дня 1889 года.

9.-Имели суждение по вопросу о порядке совершения богослужений в церквах духовно-учебных заведений. Приказали: В видах возвышения религиозно-нравственного воспитания в духовно-учебных заведениях, Святейший Синод ещё в Апреле 1881 г. (Церковный Вестник № 16) поручал Епархиальным Преосвященным иметь попечение, чтобы воспитанники духовных семинарий II, III и IV классов училищ обязательно участвовали, по очереди, в чтении и прислуживании в алтаре при совершении богослужения и чтобы все, совокупно, пели, некоторые по назначению семинарских и училищных начальств, песнопения при литургии и всенощном бдении, и для сего предписать начальствам семинарий и училищ: а) наблюсти, чтобы чтение было громкое, внятное, толковое, а пение стройное и не крикливое, и б) обязать воспитанников, умеющих читать в церкви, предварительно подготовляться к сему под руководством-в семинариях-преподавателя литургики, в училищах-преподавателей церковно-славянского языка, а на преподавателей церковного пения возложить разучивание с воспитанниками назначаемых для общего пения молитв. За сим циркулярным указом, от 30 Ноября 1883 г. за № 8, Епархиальным Преосвященным предложено подтвердить как начальствующим лицам, так и всем воспитателям и преподавателям в духовно-учебных заведениях, благовременно и при всяком удобном случае внушать учащимся любовь и уважение к священнодействиям и уставам православной церкви и собственным примером располагать воспитанников к неленостному посещению богослужения, предписав при сем: а) следить за тем, чтобы богослужение было совершаемо благоговейно, чинно, с внятным и неторопливым произношением молитв и молитвенных возгласов, не допуская и клиросного чтения чрезмерно торопливого, неясного и неправильного, а пения крикливого; б) привлекать воспитанников к участию в клиросном чтении и пении, заставляя очередных готовиться предварительно к предстоящему чтению и руководствуя их в этом приготовлении указанием и исправлением допускаемых ими ошибок в произношении славянских речений; в) вменить учителям церковного пения в обязанность проходить с воспитанниками во время уроков предстоящие церковные службы по указаниям церковного устава, приучая их петь по церковным главам тропари, кондаки, стихиры, богородичные догматики и т. п., и таким образом еженедельно знакомить их практически с содержанием и последованием как воскресных, так и праздничных церковных служб; г) предложить и преподавателям учения о богослужении с церковным уставом в духовных училищах, и преподавателям литургики в семинариях подобным же практическим способом знакомить учеников с церковными чинопоследованиями; д) подвергать строгим взысканиям воспитанников, уклоняющихся от богослужения без уважительных причин, а равно и неблагоговейно присутствующих при оном, и е) обращать внимание, при аттестации поведения воспитанников в месячных и годичных ведомостях, на исправность в исполнении ими сего долга, относя нарушение оного к числу проступков грубых, не терпимых в духовной школе. Между тем из имеющихся в Святейшем Синоде сведений усматривается, что и в настоящее время, не смотря на предписанные меры, общее пение воспитанниками при богослужении некоторых песнопений введено лишь в немногих духовно-учебных заведениях, а на участие воспитанников в клиросном чтении и пении и прислуживании в алтаре при богослужении обращается нередко слабое внимание, впоследствии чего в некоторых учебных заведениях воспитанники читают или невнятно, или придают читаемому форму разговорной речи, совершенно не соответствующую важности предмета. Самое богослужение совершается почти во всех духовно-учебных заведениях, не исключая и духовных академий, с произвольными изменениями и сокращениями церковного устава. Так 1) за всенощным бдением: а) пение предначинательного 103 псалма сокращается до такой степени, что священнослужащие не успевают даже обойти для каждения всю церковь; б) стихиры на Господи воззвах поются не все, а стихиры на стиховне и антифоны иногда и вовсе опускаются; в) из шестопсалмия читаются три-четыре псалма; г) равным образом совершенно произвольно сокращается пение канона, и именно катавасии или вовсе не поются, или поются только по 3, 6 и 9 ирмосах; д) положенное на 9 песни пение «Честнейшую» исполняется также с значительными сокращениями (по большей части поются первые два стиха); е) воскресный тропарь после великого славословия вовсе не поётся, и ж) многое опускается и из чтения 1-го часа. 2) за Божественной Литургией положенные по уставу «Изобразительные» и «Блаженны» поются с значительными сокращениями. Замечается притом, что на церковные богослужения собираются не все преподаватели, тогда как главнейшая обязанность всех членов училищной корпорации-показывать духовным питомцам не на словах а на деле живой пример любви к церкви и навыка в её богослужении. Все эти непорядки и неисправности, нарушающие стройность церковного богослужения и подающие иногда повод к нареканиям на духовно-учебные заведения, свидетельствуют о маловнимательном отношении начальствующих в сих заведениях лиц к исполнению их прямых обязанностей. Духовно-учебные заведения имеют своим назначением приготовление воспитывающегося в них юношества к достойному служению православной церкви в звании пастырей, церковно-служителей и преподавателей этих заведений, следовательно знание сими лицами устава и чина православного богослужения, проникнутое чувством искреннего расположения к церкви и её установлениям, существенно необходимо для благоуспешного действования на поприще их циркового служения, и посему изучение церковного богослужения должно занимать в общем строе духовного образования первенствующее место и требовать к себе особливого внимания со стороны лиц начальствующих. Начало сему должно быть положено в духовных академиях, ибо из академий выходят определяемые в семинарии и духовные училища наставники, сообщающие дух и направление учебной корпорации сих заведений. Посему академические корпорации по преимуществу должны твёрдо и неуклонно держать в памяти существенное назначение сих учреждений-воспитывать не служителей токмо науки, но вместе с тем, и главнее всего, просвещённых наукою пастырей и учителей церкви, служение коей есть их долг и призвание. А служение церкви непременно соединяется с любовью к чину её богослужения в стройной полноте оного, столь ценимой православным народом, коего они призваны быть учителями. Итак, церковь должна быть средоточием и светочем академической жизни и учения, и всё, что отнимается церковного богослужения, служит не к приращению, а к ущербу той силы, которую питомец академии должен выносить из воспитавшего его заведения. По всем сим соображениям Святейший Синод определяет: поручить Епархиальным Преосвященным: 1) иметь бдительный и неослабный надзор за точным и неуклонным исполнением начальствующими в духовно-учебных заведениях лицами, а равно воспитателями и преподавателями требований Синодального циркулярного указа от 30 Ноября 1883 г. за № 8, направленных главным образом к запечатлению в умах и сердцах воспитанников духа церковности, и для сего: а) возможно чаще посещать епархиальные духовно-учебные заведения, обращая особливое внимание на религиозно-нравственное направление учащихся, и б) поручать своим викариям, а в тех епархиях, где нет викариев, семинарскому духовнику или одному из священно-служителей местного духовенства, отличающемуся благоразумием и духовною опытностью, производить таковые же посещения духовных училищ, находящихся вне губернских городов, и о последующем докладывать им, Преосвященным, для зависящих, если окажется нужным, распоряжений к устранению замеченных недостатков и упущений; 2) предписать начальствующим лицам в духовных академиях, семинариях и училищах мужских и женских: а) отнюдь не допускать указанных выше произвольных изменений и сокращений богослужебного чина; б) ввести совершение в течение великого поста преждеосвящённых литургий в присутствии всех воспитанников, сделав для сего соответствующие изменения в расписании уроков; в) возложить на ректора семинарии и смотрителя училища поверку пред каждым богослужением степени подготовленности очередных воспитанников к чтению в церкви, с тем, чтобы иметь возможность во время заменить слабо подготовившихся другими, более опытными; г) приступить ныне же к постепенному введению общего церковного пения некоторых песнопений; д) наблюдать, чтобы присутствующие при богослужении воспитанники стояли чинно и крестное знамение совершали истово, со вниманием и не торопливо, о чём должно быть напоминаемо им при всяком удобном случае как со стороны начальствующих лиц и инспекции, так особенно со стороны духовника, обязанного, по самому званию своему, воспитывать в сердцах своих духовных детей любовь к православной церкви и её чинопоследованиям, и е) озаботиться введением чтения воспитанниками утренних и вечерних молитв в церкви, а где нет при духовно-учебных заведениях церквей-в одной из зал, по назначению начальства при чём за утренними молитвами должны присутствовать все воспитанники подлежащего духовно-учебного заведения, а за вечерними-живущие в общежитии; о чём, для зависящих к исполнению распоряжений, послать Епархиальным Преосвященным печатные указы. Сентября 13 дня 1889 года.

10.-слушали: а) предложение Г. Синодального Обер-Прокурора по вопросам: 1) о порядке собирания метрических справок при проверке посемейных списков городских обывателей из податного состояния и 2) о разъяснении циркуляра Министра Внутренних Дел, от 16 Января 1885 г. за № 1, об освобождении священно-церковнослужителей от поверки по метрическим книгам посемейных списков крестьян по требованиям волостных правлений и б) справку из производившегося в Святейшем Синоде дела по второму вопросу. Приказали: В 1884 году, по ходатайству одного из Епархиальных Преосвященных об освобождении священно-церковнослужителей от поверки по метрическим книгам крестьянских посемейных списков, определением Святейшего Синода, от 17/26 Октября того года, предоставлено было Г. Синодальному Обер-Прокурору войти в сношение с Министром Внутренних Дел об установлении правила, чтобы составляемые волостными правлениями, по делам о воинской повинности, посемейные списки крестьян были поверяемы по метрическим книгам при самых церквах, где кто рождён и крещён, не священнослужителями, а волостными старшинами и писарями волостных правлений. Впоследствии сего, со стороны Министра Внутренних Дел, от 16 Января 1886 г. за № 1, последовало циркулярное предложение губернаторам, которым дано знать, что «собрание справок из метрических книг местных церквей о времени рождения членов семейства призываемых должно производиться самими волостными старшинами и писарями, в приличном месте и в присутствии кого либо из церковного причта», – о чём распубликовано и по духовному ведомству в официальной части журнала «Церковный Вестник» № 16 за 1885 г. Ныне Министр Внутренних Дел препроводил к Г. Синодальному Обер-Прокурору, на заключение, представление Псковского Губернатора, от 31 Августа 1888 г. за № 446, с приложением по возникшим в Псковском губернском по воинской повинности присутствии недоумениям по поводу сего циркуляра. Из означенных бумаг видно, что: 1) под употреблением в циркуляре выражением «местных церквей», по мнению Новоржевского уездного и Псковского губернского по воинской повинности присутствий, следует разуметь те церкви, которые находятся в той-же самой местности, где и волостное правление, нуждающееся в извлечении справок из метрических книг, или по крайней мере не в дальнем от оного расстоянии, и во всяком случае в пределах той-же самой волости, где и церковь, так как при ином понимании этого выражения волостным старшинам и писарям пришлось-бы разъезжать по погостам не только в пределах своей волости, но из одного конца уезда в другой, что иногда составляло бы более ста вёрст в один конец и 2) приведённый циркуляр Министерства относится исключительно до порядка собирания метрических сведений волостными правлениями, притом из местных церквей: городские же управы (также обязанные вести посемейные списки) обращаются с требованиями метрических справок, но не к одним причтам местных городских церквей, а к причтам сельских и иного родных церквей, из метрических книг которых не представляется возможности непосредственно самим членам управы извлекать эти справки. Из вышеизложенного оказывается, что: 1) недостаточная определённость встречающегося в циркуляре Министерства выражения о «местных церквах», может иногда вызывать разнообразное его понимание и толкование и потому требует ближайшего определения и разъяснения и 2) циркуляр Министерства, касавшийся исключительно порядка проверки по метрическим книгам крестьянских посемейных списков, – составление и ведение коих возложено на волостные правления, не разрешает возникающего ныне вопроса о порядке такой-же поверки списков городского населения, составляемых городскими управами или заменяющими их учреждениями, которые в сем случае находятся в ином положении, чем волостные правления и к которым, по сему самому, означенный циркуляр не может иметь полного применения. Что касается до более точного определения встречающегося в циркуляре выражения о церквах, то в виду указываемых Новоржевским и Псковским губернским по воинской повинности присутствиями затруднений к производству самими волостными старшинами и писарями справок из метрических книг в тех случаях, когда волостное правление находится в дальнем расстоянии от церкви, из метрик которой требуется справка, – казалось-бы необходимым, в дополнение к циркуляру 16 Января 1885 года, пояснить, что под «местными церквами» следует разуметь собственно церкви, находящиеся в пределах волости, известному волостному правлению подведомой, и затем постановить правилом, что если волостным правлениям, при поверке посемейных списков, требуются справки из метрических книг таких церквей, которые находятся, за пределами той волости, то правления обращаются с письменными требованиями таковых справок к подлежащим церковным причтам, а последние обязываются удовлетворять эти требования. Возложение на священно и церковнослужителей такой обязанности не представляется особенно обременительным для них в виду того соображения, что случаи необходимости поверки посемейных списков собранием справок из церквей, вне пределов волости находящихся, не могут быть многочисленны, так как посемейные списки в том или другом волостном правлении ведущиеся, относятся только до сельского населения, к той же волости принадлежащего, метрические акты которого содержатся почти исключительно при местных приходских церквах, в районе той волости находящихся, и потому обращение за справкой к метрическим книгам других церквей может встречаться только в редких случаях, в виде исключения. Обращаясь затем к возникшему ныне новому вопросу о порядке собирания метрических справок при поверке посемейных списков городских обывателей из податного состояния, надлежит заметить, что вопрос этот, не предусмотренный циркуляром 16 Января 1885 года, может быть разрешён применительно к сему циркуляру и проектированному выше его разъяснению. Так как в составе каждого городского населения всегда встречается не малое число семейств пришлых, по рождению своему принадлежащих к другим, иногда отдалённым местностям, то для поверки городских посемейных списков потребно собрание справок из метрик не только церквей, в известном городе находящихся, но и церквей иногородних и сельских, иногда даже иноепархиальных. Очевидно, что в таких случаях было бы не только затруднительно, но даже невозможно извлечение справок из метрических книг должностными лицами городских управ или заменяющих их учреждений. Посему, рассмотрев вышеизложенное, и признавая, согласно с заключением Г. Синодального Обер-Прокурора, вполне необходимым допустить участие духовенства в деле собирания таковых справок, Святейший Синод полагает: 1) что собрание нужных справок из метрических книг местных городских церквей о членах семейства призываемых, для поверки городских посемейных списков, должно производиться самими членами или другими должностными лицами городских управ и заменяющих оные учреждений и 2) о собрании же и доставлении таких справок из метрик церквей сельских и иногородних управы и равные им учреждения обращаются к подлежащим церковным причтам, на обязанности коих и должно лежать удовлетворение таковых требований справкой с метрическими книгами и сообщением оной по принадлежности тому учреждению, от коего последовало письменное по сему предмету требование. О вышеизложенном Святейший Синод определяет дать знать циркулярными указами Епархиальным Преосвященным, Синодальным Конторам, Духовнику Их Императорских Величества и Главному Священнику Гвардии, Гренадер, Армии и Флота, для должного исполнения и руководства. Сентября 7 дня 1889 года.

11.-слушали доклад Синодальной Канцелярии (по 1 Отделению) следующего содержания: «Определением Святейшего Синода от 11/19 Октября 1865 г. за № 2589, постановлено, чтобы в Святейший Синод доставлялись, чрез, каждые пять лет, формулярные списки Синодальных членов, равно епархиальных и викарных архиереев и чтобы о всех переменах по службе в течение промежуточного времени, если таковые будут, присылались дополнительные ведомости к 1 Декабря, а Синодальными постановлениями 7/28 Октября 1877 г. за № 1563 и 9/23 Ноября 1879 г. за № 2407 (Церк. Вести. 1877 г. №45 и 1879 г. № 48) вменено в обязанность правлениям духовных академий, семинарий и училищ доставлять в Синодальную Канцелярию, указанным порядком к 1 Ноября послужные списки ректоров и инспекторов академий и семинарий и всех преподавателей академий, а также смотрителей училищ, семинарских и училищных преподавателей из лиц монашествующих. Между тем из дел Святейшего Синода усматривается, что некоторые Преосвященные, а равно академические, семинарские и училищные правления вовсе не представляют формулярных списков и дополнительных к ним ведомостей, отчего происходит замедление в производстве дел, требующих для своего решения точных и верных сведений о службе вышеназванных лиц, и создаются затруднения к правильному и своевременному составлению ежегодно печатаемых в Синодальной Типографии именных списков преосвященных архиереев, ректоров, инспекторов и преподавателей духовно-учебных заведений». Приказали: В предотвращение на будущее время указанных затруднений и в видах пополнения печатного списка ректоров и инспекторов духовных академий и семинарий внесением в оный смотрителей духовных училищ и их помощников, Святейший Синод определяет: 1) подтвердить Епархиальным Преосвященным, а равно правлениям духовных академий и семинарий о точном и неуклонном исполнении вышеизложенных Синодальных распоряжений касательно представления в центральное управление духовного ведомства формулярных списков преосвященных архиереев (епархиальных и их викариев), ректоров, инспекторов и всех преподавателей духовных академий, ректоров и инспекторов духовных семинарий и тех семинарских преподавателей, кои состоят в монашеском звании, и 2) предписать правлениям духовных училищ ныне же доставить формулярные списки смотрителей, их помощников и состоящих в монашеском звании учителей, а на будущее время руководствоваться в сем отношении Синодальными постановлениями от 11/19 Октября 1865 г. за № 2589, 7/28 Октября 1877 г. за № 1563 и 9/23 Ноября 1879 г. за № 2407; о чём, для надлежащего исполнения, послать Преосвященным печатные циркулярные указы. Октября 18 дня 1889 года.

13.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора от 3 Ноября 1889 г. за № 12334 следующего содержания: по силе ст. 414 Уст. о пит. сборе, изд. 1887 года, открытие заведений с раздробительною продажею крепких напитков, кроме пивных лавок, ближе сорока сажень от храмов, монастырей, часовен (в коих совершается богослужение или какие-либо общественные молитвословия) и молитвенных домов воспрещается; по силе же ст. 416 того же устава означенное расстояние может быть, по особо уважительным местным условиям, увеличиваемо или уменьшаемо для отдельных заведений, по представлениям Уездных Присутствий и Городских Дум, Губернскими по питейным делам Присутствиями, с утверждения Министра Финансов. В виду сего, открытие заведений для раздробительной продажи питий разрешается часто в порядке, определённом 416 ст. Уст. о шт. сборе, на расстоянии ближе 40 саж. от православных храмов, монастырей и часовен, при чём Губернские по питейным делам Присутствия не всегда обращают должное внимание на те местные условия, по которым открытие питейных заведений вблизи храмов представляется неудобным. Такой порядок вещей вызывал не однократные заявления со стороны, как епархиальных начальств, так и частных лиц, о необходимости закрытия находящихся вблизи храмов питейных заведений, так как происходящие в них шум и брани нарушают должное уважение к святости храмов и оскорбляют христианское чувство молящихся. Вследствие таких заявлений было сделано с Министром Финансов сношение о том, чтобы на будущее время Губернские по питейным делам Присутствия, предварительно рассмотрения ходатайств об открытии питейных заведений на расстоянии ближе 40 саж. от церквей, монастырей, часовен и молитвенных домов, испрашивали согласие на это местного Епархиального Преосвященного, применительно к п. 8 ст. 424 Уст. о пит. сборе, по силе которого согласие на открытие заведений для раздробительной продажа напитков на землях церковных и монастырских изъявляется местным епархиальным начальством. Ныне Тайный Советник Вышнеградский сообщает, что им циркулярно предложено всем Губернским по питейным делам Присутствиям, чтобы предварительно рассмотрения представлений Городских Дум и Уездных по питейным делам Присутствий об открытии мест раздробительной питейной торговли вблизи христианских храмов, монастырей, часовен и молитвенных домов, было испрашиваемо заключение по сему предмету местного епархиального архиерея. О вышеизложенном распоряжении Министра Финансов Г. Обер-Прокурор полагал бы сообщить Епархиальным Преосвященным. Приказали: Настоящее предложение принять к сведению, а о содержании его дать знать Епархиальным Преосвященным циркулярными указами, для сведения и руководства в потребных случаях. Декабря 9 дня 1889 года.

14.-Слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 25 Октября 1889 г. № 391, по вопросу о порядке обревизования отчётов в израсходовании сумм, отпускаемых из состоящих в распоряжении Святейшего Синода специальных средств на постройку и исправление церквей, причтовых зданий и школ. Приказали: По соображении изложенного в настоящем предложении вопроса с постановлениями о порядке поверки сумм, отпускаемых по духовному ведомству на строительные надобности, Святейший Синод находит: 1) что существующими постановлениями установлен порядок отчётности в суммах, ассигнуемых по духовному ведомству на строительные надобности, не одинаковый по различию источников, из которых эти суммы ассигнуются, именно: расходование сумм, ассигнуемых из казны, подлежит поверке общих контрольных учреждений, отчётность в суммах церковных поверяется в Консисториях, и наконец отчётность по постройке и ремонту зданий духовно-учебного капитала, поверяется на одинаковом основании с экономическими отчётами по содержанию духовно-учебных заведений, первоначально местными Ревизионными Комитетами и затем представляется на окончательную ревизию в Контроль при Святейшем Синоде: 2) что означенными постановлениями не определён порядок отчётности в тех случаях, когда построение и исправление церквей и церковных зданий производится на суммы, ассигнуемые из других, состоящих в распоряжении Святейшего Синода, капиталов, кроме духовно-учебного, и 3) что документальная поверка отчётности в отпускаемых на строительные надобности суммах этого последнего рода необходимо требует знания местных справочных цен на разные строительные материалы, а также знания стоимости самого производства работ на месте, и что по сему с надлежащею обстоятельностью и успехом она может быть произведена только на месте. На основании сих соображений Святейший Синод, согласно с заключением состоящего при нём Контроля, определяет: предписать циркулярно печатными указами всем Епархиальным Преосвященным, чтобы на будущее время, во всех случаях отпуска сумм из состоящих в распоряжении Святейшего Синода специальных средств на постройку и исправление церквей, причтовых зданий и школ, отчёты в израсходовании этих сумм, предварительно представления их в Контроль при Святейшем Синоде, поверяемы были по документам в местных Ревизионных Комитетах, как это установлено Высочайше утверждёнными 6 Декабря 1865 г. ревизионными правилами о порядке отчётности по постройкам и исправлениям зданий духовно-учебных заведений. Декабря 22 дня 1889 года.

15.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 16 Ноября 1889 года за № 5582, об устранении допускаемых неисправностей в ведении метрических книг. Приказали: Святейший Синод, имея в виду, что обнаруживаемые при производстве в Консисториях дел об исправлении метрических книг неисправности Консистории оставляют без внимания и без последствий для виновных в этих неисправностях, циркулярным указом, от 4 Марта 1886 г. за № 2, подтвердил Епархиальным Преосвященным иметь строгое наблюдение за точным исполнением существующих на сей предмет узаконений (Уст. Дух. Конс. ст. 192 и 193). Однако же, опыт показывает, что случаи неисправностей в ведении церковными причтами метрических книг не прекращаются и доселе в разных епархиях. Так, по имеющимся сведениям, в одной из епархий только за четыре последние года (1886, 1887, 1888 и 1889 по 20 Сентября) производилось 429 дел об исправлении в метрических книгах неправильных записей и о внесении в эти книги пропущенных актов о рождениях, браках и смерти. Между тем метрические записи, по существу своему, имеют весьма важное значение, как документы о правах гражданского состояния, почему они и бывают необходимы для каждого отдельного лица, в разнообразных условиях его личного, семейного и общественного быта. Особенное значение приобрели метрические записи ныне, когда, со введениями закона о всесословной воинской повинности, призыв к исполнению оной совершается на основании так называемых «посемейных списков», составляемых и проверяемых по метрическим книгам. Отсюда очевидно, что всякая неточность и неверность в выдаваемых церковными причтами метрических выписях и справках сопровождается, в практическом отношении, разными неудобствами, затруднениями, хлопотами, а иногда влечёт за собою для лиц, нуждающихся в этих документах, неблагоприятные в различных отношениях последствия. С другой стороны, означенные беспорядки затрудняют делопроизводство и в самых Консисториях, обременяя их делами, возникновение которых при правильном ведении записей в метрических книгах не могло-бы быть в большей части Консисторий. По сим основаниям Святейший Синод, согласно с заключением Г. Синодального Обер-Прокурора, определяет: вновь предписать Епархиальным Преосвященным, дабы они обратили внимание подведомственного им духовенства на исправное ведение метрических записей, – и затем, в случаях обнаружения неисправности и небрежности со стороны церковных причтов в сем отношении, неослабно подвергали виновных взысканиям, определяемым в 192 и 193 ст. Уст. Дух. Конс.: о чём и дать знать по духовному ведомству циркулярными указами. Декабря 23 дня 1889 года.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle