А.А. Завьялов

Источник

1890 г.

2.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 9 Ноября 1889 года за № 5470, по вопросу о порядке производства дел о многобрачии. Приказали: По установленному порядку производства дел о признании незаконными и недействительными брачных сопряжений лиц, которые обязаны уже другими супружескими союзами, Духовные Консистории, не имея прямого на сей предмет указания в Уставе Духовных Консисторий и основываясь на ст. 722 п. 4 и ст. 723 Зак. о судопр. по делам о прест. и прост. и 1013 ст. Уст. Угол. Судопр. Свод. Зак. Т. ХУ (изд. 1876 г.), приступают к рассмотрению таких дел и постановляют свои решения не прежде, как по получении уведомления о состоявшихся в светских судах определениях по тем делам. Между тем, по силе 1012–1015 ст. Уст. Угол. Судопр., только в делах о браках, совершенных по насилию, обману или в сумасшествии, приговор уголовного суда должен предшествовать суду духовному и лишь в этих случаях закон требует, чтобы состоявшиеся приговоры сообщались духовному Начальству для решения о действительности или недействительности брака и для определения ответственности духовных лиц, совершавших бракосочетание; по всем же другим делам о преступлениях против союза брачного решения духовного суда о недействительности и незаконности брака не стоят ни в какой зависимости от вопроса об уголовной ответственности виновных. К этой последней категории относятся дела о многобрачии, решение которых судом духовным может последовать прежде и независимо от суда уголовного относительно виновности того или другого лица в многобрачии, не сообщают Духовным Консисториям о своих решениях по сим делам, вследствие чего с одной стороны не редко происходит между означенными учреждениями напрасная переписка, а с другой эти дела в Духовных Консисториях иногда в течение долгого времени остаются без всякого движения в ожидании решения суда уголовного. По сему, а также имея в виду, что вышеизложенный взгляд на порядок производства дел о многобрачии вполне разделяет и Министр Юстиции, Святейший Синод, согласно с заключением Г. Синодального Обер-Прокурора, определяет: в разъяснение, для надлежащего руководства при производстве дел о многобрачии, дать знать по духовному ведомству циркулярными указами, что решение духовного суда по делам о многобрачии может последовать прежде и независимо от решения суда уголовного по этим делам. Января 11 дня 1890 года.

3.-слушали дело по ходатайству одного Епархиального Преосвященного о разъяснении действующих узаконений относительно платы Епархиальным Начальством денег за содержание и лечение в Земских и Приказов Общественного Призрения заведениях лиц духовного ведомства. Приказали: Одна Губернская Земская Управа, препровождая в Духовную Консисторию ведомость о лицах духовного ведомства, находившихся на излечении в земской больнице и доме умалишённых, просила Консисторию выслать следующие по этой ведомости деньги; при чём уведомила Консисторию, что ведению духовного начальства подлежат вместе с лицами духовного состояния и вдовы и дети духовенства, а равно и другие лица, находящиеся в действительной службе по духовному ведомству, подтверждением чего служит между прочим то, что духовное ведомство имеет целый ряд узаконений и распоряжений, касающихся вдов и детей духовенства и исполнение этих узаконений возложено на органы духовного управления, и что в виду сего, по силе 585 и 626 ст. Уст. Общ. Призр., плата за лечение в губернской земской больнице неимущих вдов и детей духовенства, а равно и других лиц, находящихся под ведением Епархиального Начальства, как напр. учителей семинарий и духовных училищ, а также чиновников Духовной Консистории, должна быть отнесена на счёт духовного ведомства. По поводу сего Преосвященный просил о разъяснении действующих узаконений относительно платы Епархиальным Начальством денег за содержание и лечение в Земских и Приказов Общественного Призрения заведениях лиц духовного ведомства. Обсудив изложенное, Святейший Синод нашёл: По закону (Уст. Общ. Призр. ст. 590, 591, 594 и 610) за лечение в больницах или содержание в доме умалишённых некоторых лиц обязаны вносить плату особые ведомства, причём в законе точно обозначено, за кого именно эти ведомства должны вносить плату; кроме того в законе существуют отдельные постановления (1560–1620) о призрении бедных духовного звания православного исповедания. На основании сих постановлений для призрения бедных лиц духовного звания установлены в каждой епархии особые попечительства, на обязанности коих лежит призрение престарелых и больных священно-и-церковнослужителей, а также их вдов и сирот. Засим из особых постановлений, касающихся духовенства, а именно из Устава Духовных Консисторий (ст. 80), из Высочайше утверждённого 2 Августа 1864 года положения о приходских попечительствам при православных церквах и из 372 ст. IX т. Св. Зак. изд. 1876 г. видно, что внимание и попечительность Епархиального Начальства и забота приходских попечительств должны быть направлены к помощи лицам духовного звания, к призрению их малолетних детей, сирот, а также к призрению престарелых (свыше 60 лет) и увечных церковных причетников, не могущих продолжать церковной службы. Из означенных постановлений закона и сопоставления их между собою оказывается, что земство за призрение в своих заведениях общественного призрения, и именно за лечение больных и за содержание в доме умалишённых может требовать вознаграждение только от таких ведомств, на которые возложена обязанность призрения, притом только за таких лиц, которые подлежат призрению этих ведомств и прямо указаны в законе. А так как по закону на епархиальное ведомство возложена обязанность призревать только лиц, в тесном смысле принадлежащих к духовному званию с их малолетними детьми, а также вдов, сирот духовенства и престарелых и увечных причетников, то по сему обязательным для Епархиального Начальства должен считаться платёж земству денег за лечение в его заведениях: а) лиц, принадлежащих к духовному званию, т. е. священно-и-церковнослужителей; б) вдов и сирот духовенства, и в) всех тех, которые приняты будут в означенные заведения по требованию самого Епархиального Начальства. По сношении о сем с Министром Внутренних Дел последний уведомил, что он не встречает препятствия к разъяснению в предлагаемом Святейшим Синодом смысле действующих узаконений об отнесении на счёт сумм духовного ведомства издержек по содержанию и лечению в Земских и Приказов Общественного Призрения заведениях; а) лиц, принадлежащих к духовному званию, т. е. священно-и-церковнослужителей: б) вдов и сирот духовенства, и в) всех тех, которые приняты будут в означенные заведения по требованию Епархиального Начальства. В виду сего Святейший Синод определяет: об изложенном разъяснении действующих узаконений относительно платы денег за содержание и лечение в Земских и Приказов Общественного Призрения заведениях священно-и-церковнослужителей, вдов и сирот духовенства и лиц, принятых в означенные заведения по требованию Епархиального Начальства, а также и о последовавшем по сему предмету отзыве Министра Внутренних Дел дать знать по Духовному Ведомству, для руководства и исполнения, печатными циркулярными указами. Февраля 28 дня 1890 года.

4.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 30-го Ноября 1889 г. за № 5827 о принятии одним из Епархиальных Начальств в духовное ведомство и рукоположении в сан диакона уволенного в отпуск офицера, до воспоследования Высочайшего приказа о зачислении его в запас армии. Приказали: одним из Епархиальных Начальств был принят в духовное ведомство и рукоположен во диакона состоящий в действительной военной службе офицер, уволенный в отпуск впредь до зачисления его в запас армии, прежде, чём воспоследовал Высочайший приказ о таком зачислении, при чём принятие в духовное ведомство этого лица состоялось после уведомления командиром его местной Духовной Консистории о том, что препятствий к переводу этого офицера в духовное ведомство не имеется. Признав такие действия командира неправильными, а приведённый случай нарушающим ст. 1834 и 1851 ч. II кн. 1 Св. Воен. Пост. 1859 года, по каким всякий воинский чин может оставить действительную службу не иначе, как по объявлении о том в Высочайшем приказе, Военный Министр сообщил о сем Г. Обер-Прокурору Святейшего Синода на тот предмет, не будет ли признано нужным сделать по духовному ведомству распоряжение о точном соблюдении прописанного закона. Вследствие сего и в виду возможности возникновения подобных случаев в других епархиях, Святейший Синод определяет: дать знать по духовному ведомству циркулярными указами, для надлежащего в потребных случаях руководства, что в силу приведённых статей свода Военных Постановлений, в случае необходимости в принятии в духовное ведомство лица, состоящего в действительной военной службе, таковое принятие может последовать не прежде, как по объявлении в Высочайшем приказе об увольнении сего лица из военной службы. Марта 15 дня 1890 года.

5.-по случаю пересмотра программ гимназического курса, в видах вящшей благоуспешности преподавания Закона Божия в гимназиях, Приказали: 1) на должности законоучителей в гимназии впредь не определять лиц, состоящих священниками при церквах приходских, или при церквах благотворительных учреждений; 2) лиц, совмещающих ныне с званием законоучителя должности священников при упомянутых церквах, оставить законоучителями лишь до выслуги установленных по сему званию пенсий, и 3) предоставить Епархиальным Преосвященным определяемых в законоучители гимназий, при коих не имеется церквей, причислять к собору или к ближайшей приходской церкви, без права участия в причтовых доходах; о чём и объявить Епархиальным Преосвященным, к исполнению, печатными указами. Марта 26 дня 1890 года.

6.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, о необходимости точного установления границ приходов в столичных и губернских городах. Приказали: По собранным сведениям оказывается, что не только в обеих столицах, но и в губернских городах не существует определительного расписания или распределения городских приходов, с точным указанием улиц и обывательских домов, принадлежащих к каждому приходу, вследствие чего Епархиальные Начальства не располагают точными сведениями о границах каждого прихода, а довольствуются только некоторыми общими на то указаниями, имеющимися в мировых ведомостях, где обозначается одно общее число домов, к приходу принадлежащих, без поименования места их нахождения (улицы, площади или переулка) и их владельцев. Отсюда могут происходить в некоторых случаях затруднения и запутанность в деле епархиального управления: проистекают немалые неудобства для причтов и городских обывателей. Понятие о приходе, как о церковно-общественном учреждении, необходимо соединено с представлением об определённой местности, с обитающим в границах её населением. В тесной и неразрывной связи с таким понятием стоит самое исполнение приходским духовенством его служебных обязанностей вообще и в частности ведение приходских метрических книг, в коих содержатся акты первостепенной важности в гражданском отношении. На сем понятии основаны и к нему приурочены все изложенные в Уставе Духовных Консисторий постановления о приходах (глава V ст. 92–103). Между тем при отсутствии точного, твёрдо установленного распределения городских приходов, принятое ныне распределение их не всегда соблюдается духовенством, так что в среде столичных и городских причтов становится довольно обычным явлением вмешательство в требоисправления по чужим приходам, в особенности столь распространившееся за последнее время в столицах венчание браков лиц чужеприходных; последствием же сего оказываются часто повторяющиеся случаи совершения браков незаконных. Не подлежит сомнению, что случаи эти, помимо несоблюдения установленных законом предбрачных предосторожностей и других правил относительно браков, объясняются тем обстоятельством, что священно-и-церковнослужители приступают к венчанию лиц, к их приходу не принадлежащих, и потому ни им самим, ни местным прихожанам совершенно неизвестных. В виду вышеизложенного и для устранения неудобств настоящего порядка, Святейший Синод определяет: поручить Епархиальным Начальствам, без промедления времени, привести в точную известность нынешний состав каждого прихода в столицах и губернских городах (а если признают нужным, то и в более значительных по количеству населения городах уездных), а затем составить обязательное к исполнению расписание приходов с точным обозначением входящих в состав их улиц и домов, обратив при сем особенное внимание на духовно-религиозные потребности и нужды прихожан и на желание их принадлежит к тому или другому, приходу, и таковые расписания представить Святейшему Синоду на утверждение. О чём и дать знать Епархиальным Преосвященным циркулярными указами. Апреля 30 дня 1890 года.

7.-слушали: ведение Правительствующего Сената от 19 Марта сего года за № 3800 следующего содержания: По указу Его Императорского Величества, Правительствующий Сенат слушали: дело по ведению Святейшего Правительствующего Синода о выдаче С.-Петербургским Губернским Правлением бывшему причетнику Никольскому свидетельства о принадлежности к потомственному почётному гражданству. Приказали: Рассмотрев обстоятельства настоящего дела, Правительствующий Сенат находит, что Духовные Консистории ведают управление и духовный суд в пределах епархии, по отношению к состоящему на службе духовенству чёрному и белому, и имеют надзор и попечение о заштатных священнослужителях и причетниках, а равно и семьях лиц духовного звания (ст. 79 и 80 Уст. Дух. Конс.). По силе 379 и 371 ст. IX т. зак. о сост., священнослужители, уволенные из сего звания по своему желанию, и церковные причетники, оставляющие духовное звание добровольно за излишеством, по неспособности или вследствие подозрения в преступлении или проступке, возвращаются в то состояние, к которому они принадлежат по рождению, или права которого приобрели по образованию, причём не имеющие прав дворянства или почётного гражданства и не получившие права на вступление в государственную службу по образованию приписываются к городскому или сельскому состоянию. Лица, лишённые духовного сана и исключённые из духовного звания за пороки и дурное поведение, согласно 1 примеч. к 176 ст. и ст. 178 Уст. Дух. Конс. и ст. 212 и 213 уст. пред. и пресеч. прест., изд. 1876 года, передаются Консисториями в распоряжение Губернских Правлений. Признавая, 1) что за сим выдача исключённым из духовного звания лицам свидетельств о звании и видов на жительство зависит от Губернских Правлений, которые, принимая в своё распоряжение вышеозначенных лиц, вместе с тем получают и все надлежащие о них сведения из духовных Консисторий, в подлежащих случаях наблюдают за припиской сих лиц к обществам и вообще приводят решение Духовных Консисторий в исполнение: 2) что 511 ст. IX т. зак. о сост., изд. 1876 года, обязывающая детей и вообще нисходящих потомков лиц православного и армяно-григорианского духовного получать надлежащие свидетельства о принадлежности их к званию почётного гражданства из Духовных Консисторий по месту служения их отцов, к данному случаю не относится, и 3) что С.-Петербургское Губернское Правление, получив в своё распоряжение исключённого из духовного звания причетника Никольского, от С.-Петербургской Духовной Консистории никаким свидетельством о звании не снабжённого, было обязано озаботиться выдачею ему установленного вида, а потому выдачу сим Правлением Никольскому свидетельства о принадлежности его, по происхождению из диаконских детей, к потомственному почётному гражданству следует признать совершенно правильной и согласной с общим духом действующего по сему предмету законодательства, Правительствующий Сенат определяет: признать, что выдача свидетельств лицам, исключённым их духовного звания, зависит от Губернских правлений. О чём С.-Петербургскому Губернскому Правлению послать указ, а в Святейший Правительствующий Синод сообщить ведением, для всеобщего же сведения и руководства настоящее определение припечатать в собрании Узаконений и Распоряжений Правительства, на каковой предмет Конторе Сенатской типографии дать известие. И, по справке, Приказали: Настоящее ведение Правительствующего Сената принять к сведению, а об изъяснённом в нём определении Сената дать знать по духовному ведомству циркулярными указами, для сведения и в потребных случаях руководства. Мая 14 дня 1890 года.

8.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора от 8 Марта сего года за № 1090 следующего содержания: согласно определению Святейшего Синода от 28 Февраля/ 28 Апреля 1889 года им, Обер-Прокурором, сообщено было Министру Внутренних Дел заключение Святейшего Синода по вопросу о распространении на все епархии Империи ежемесячной выборки священнослужителями из метрических книг сведений по образцу карточки, применённому уже в Костромской губернии. Ныне Медицинский Департамент Министерства Внутренних Дел препроводил, для сведения, 1 экземпляр циркулярного предложения сего Министерства Губернаторам от 19-го Января сего года за № 46 о регистрации смертности от заразных болезней по метрическим записям, как способе более успешной борьбы с эпидемиями, и при сем присовокупил, что распоряжение это, согласно с мнением Святейшего Синода, не распространено на губернии Архангельскую и Сибирские, а равно на Туркестанский край и Сольвычегодский, Устюгский, Никольский, Яренский и Устьсысольский уезды Вологодской губернии. В приложенном к предложению экземпляре циркулярного распоряжения Министерства Внутренних Дел за № 46 изъяснено: борьба с эпидемиями путём применения против их распространения соответственных мер возможна только при условии получения администрацией своевременно точных сведений о появлении заразной болезни и степени её развития служит точная регистрация умерших. В виду сего, Министерством Внутренних Дел в 1887 году сделано распоряжение о ежемесячном доставлении Губернским Медицинским Управлением местною полицией и врачами сведений о числе умерших от заразных болезней, каковые сведения и публикуются в Правительственном Вестнике. Двухгодичный опыт собирания сих сведений чрез врачей и полицию показал, что цифры умерших от заразных болезней среди населения в губернии или области обыкновенно бывают крайне неполны и далеко не соответствуют действительности, так как население часто несвоевременно сообщает полиции о появлении болезней, или же и вовсе не даёт о них знать. В настоящее время Святейший Синод разрешил, в виде опыта на три года, возложить на церковные причты обязанность ежемесячной выборки из метрических книг сведений о числе умерших от заразных болезней. С целью способствовать осуществлению участия священноцерковнослужителей в регистрации смертности от заразных болезней, по распоряжению Святейшего Синода, была издана брошюра «О признаках и течении заразных болезней», приложена к № 23 Церковных Ведомостей и разослана по всем церковным приходам. По Департаменту Духовных Дел Иностранных Исповеданий уже сделано надлежащее распоряжение о привлечении лиц, заведующих метрическими книгами иноверческих исповеданий, к участию в выборке требуемых сведений по карточкам. В виду вышеизложенного Министр Внутренних Дел просит Губернаторов, по сношении с подлежащими властями, принять меры к тому, чтобы: 1) церковные причты, а также и лица, ведущие метрические книги иноверческих исповеданий и раскольников, были поставлены в известность, что, в течение первых 10-ти дней каждого месяца, они имеют вносить в карточки цифровые данные за предшествующий месяц, требуемые рубриками посылаемых им бланков; чины же местной полиции обязаны обращаться к причтам и подлежащим лицам за своевременным получением от последних таковых карточек, для представления в подлежащее место; 2) чтобы губернские или областные врачебные управления озаботились изготовлением в надлежащем количестве списков церковных приходов и обществ, а также печатных карточек для регистрации смертности и рассылкой их по приходам и всем учреждениям и лицам, заведующим метрическими записями раскольничьих, еврейских, магометанских и других существующих в губернии или области вероисповеданий; 3) чтобы местные полицейские управления распорядились о своевременном ежемесячном получении от местных церковных причтов и лиц, ведущих метрические книги, карточек со сведениями о смертности и о доставлении таковых в уездные управления. Справка: Бывший Министр Внутренних Дел граф Толстой, в письме своём от 18 Февраля 1889 года на имя Г. Синодального Обер-Прокурора, объяснил, что в видах успешной борьбы с эпидемиями оказывается необходимым иметь точные сведения о появлении заразных болезней. С этою целью ещё в 1887 году было сделано распоряжение о том, чтобы местная полиция и врачи доставляли Губернским Медицинским Управлениям, и сии последние представляли в Министерство Внутренних Дел сведения о числе умерших от заразных болезней. Но двухгодичный опыт показал, что означенные сведения, собираемые таким путём, бывают не полны и далеко не соответствуют действительности, так как население часто не только не своевременно сообщает полиции о появлении болезней, но и вовсе не даёт о них знать. Наиболее близкими к истине были сведения, добытые в Костромской губернии, где, по распоряжению местной администрации и благодаря содействию покойного Преосвященного Александра, упомянутые сведения были доставляемы по установленным карточкам священноцерковнослужителями епархии, которые делали в них требуемые отметки раз в месяц, в течение первых 5 дней после отчётного месячного периода, а самое доставление духовенству этих карточек, собирание их по приходам и представление в полицейские управления, а также передача врачам были возложены на местную полицию. Признавая установленный в пределах Костромской губернии способ собирания сведений о появлении заразных болезней вполне целесообразным и потому не только желательным, но и необходимым подспорьем в заботах правительства о своевременном принятии мер к ограждению населения от эпидемий, граф Толстой просил Г. Синодального Обер-Прокурора предложить Святейшему Синоду на обсуждение вопрос о распространении на все епархии Империи применённой уже в Костромской епархии ежемесячной выборки из метрических книг церковными причтами означенных сведений по приложенному образцу карточки. Изложенное письмо, при предложении от 28 того же Февраля за № 1030, было, предложено на рассмотрение Святейшего Синода, который, обсудив обстоятельства этого дела, не встретил с своей стороны препятствий к тому, чтобы, в виде опыта на три года, на церковные причты была возложена обязанность ежемесячной выборки из метрических книг сведений о числе умерших от разных болезней, но при этом счёл нужным обратить внимание Министра Внутренних Дел на то, что при представлении духовными лицами означенных сведений возможны ошибки в отметках о роде болезней, от коих последовала смерть, а также и замедление, в случаях неотложной необходимости исполнения прямых обязанностей пастырского долга. Вместе с тем Святейший Синод нашёл, что вышепоименованный способ собирания сведений о числе умерших не может быть распространён на епархии Сибирские, Туркестанскую, Архангельскую и Сольвычегодский, Устюжский, Никольский, Яренский и Устьсысольский уезды Вологодской епархии, где по обширности приходов собирание указанных сведений представит немаловажные затруднения. Вследствие сего Святейший Синод, определением от 28 Февраля/ 28 Апреля 1889 года, об означенном заключении своём предоставил Г. Синодальному Обер-Прокурору сообщить Министру Внутренних Дел и просить его уведомления о последующем, для соответствующего распоряжения по духовному ведомству. После сего 15 Июня 1889 года Г. Синодальный Обер-Прокурор предложил Святейшему Синоду о том, что по доведении Костромским Губернатором, во всеподданнейшем докладе о состоянии вверенной ему губернии за 1888 год об установленном в Костромской губернии способе собирания сведений о заразных болезнях чрез приходских священников до сведения Его Императорского Величества, Государю Императору Всемилостивейше благоугодно было признать означенный способ собирания сведений о заразных болезнях чрез приходских священников мерою весьма полезною и заслуживающею поощрения; о чём, согласно определению Святейшего Синода от 21–28 Июня 1889 года, и было объявлено по духовному ведомству чрез напечатание в Церковных Ведомостях (в № 32 за 1889 год). Приказали: Об изъяснённых в предложении распоряжениях Министерства Внутренних Дел относительно введения нового способа регистрации смертности от заразных болезней по метрическим записям, а равно об оказавшемся по справке дать знать по духовному ведомству циркулярными указами для надлежащего руководства. Мая 16 дня 1890 года.

11.-усмотрев из отчёта о ревизии одного из духовных училищ, что съезд местного училищного округа, по распоряжению Епархиального Начальства, занимается изысканием средств на содержание сверхштатных чиновников Консистории, признает нужным разъяснить Епархиальным Преосвященным, что изыскание средств на содержание чиновникам Консистории не должно быть возлагаемо на училищные съезды духовенства, предметы занятий коих точно определены Высочайше утверждённым уставом духовных училищ (§ 22) и объяснительными к нему Синодальными постановлениями; о чём и определяет послать Епархиальным Преосвященным циркулярные указы. Июня 19 дня 1890 года.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle