А.А. Завьялов

Источник

1891 г.

1.-имели суждение по поводу выдачи некоторыми из Епархиальных и монастырских Начальств увольнительных из епархии и монастырей свидетельств монашествующим, без указания благословных причин и законных сроков, последствием чего является бродяжничество увольняемых лиц, и, по соображении с канонами и законами, Приказали: Имея в виду, 1) что правилами Св. Соборов-IV Всел. пр. 4-м, VII Всел. пр. 21-м и Двукр. пр. 4-м-монашествующим предписывается пребывать в иноческом послушании в тех монастырях, где они отреклись от мира, не отходя в иные, перемещение же из одного монастыря в другой допускается в тех токмо случаях, когда начальство найдёт необходимым монаха, известного по благочестию и честному житию, перевести в другую обитель, для благоустройства её, или назначить в иное какое место по особым нуждам, для пользы общей; 2) что теми же правилами стремление монашествующих к самовольным и бесцельным переходам из монастыря в монастырь, или же бродяжничество их по мирским домам признается явлением, «исполняющим обители многим неблагообразием», вносящим в оные беспорядок и расстраивающим благолепие послушания и потому строго осуждается и воспрещается с угрозою отлучения от общения церковного не только самому переходящему, но и приявшему его; 3) что как Духовным Регламентом-прибавл. о правил. причта церковного и чина монашеского, о монахах п. п. 30 и 31, – так и определением Святейшего Синода от 21 Мая 1722 года переход монахов из монастыря в монастырь допускается лишь ради «благословных вин» и согласно вышеприведённым канонам под страхом, за противоположное сему, жестокого штрафования как отошедшему, так и отпустившему и приявшему его, и 4) что по 82 ст. Уст. Дух. Конс. Епархиальное Начальство может дозволять монашествующим временно отлучаться в другие епархии лишь по самым настоятельным нуждам и на самые умеренные по роду надобности сроки, причём отпускаемые лица должны быть несомнительного поведения и иметь, согласно требованиям 74, 75 и 81 ст. XIV Т. Св. Зак. изд. 1857 г. Уст. Пасп., узаконенные виды на жительство, Святейший Синод находит, что случаи отпуска монашествующих, без указания надобности в отпуске и срока оного, представляются явлением по стольку же незаконным, поскольку и ведущим к неизбежным беспорядкам в монастырях, упадку монашества и поношению монашеского чина. А посему Святейший Синод Определяет: для прекращения и предотвращения столь прискорбных последствий несоблюдения законного порядка, впредь при отпусках монашествующих строго руководствоваться точным смыслом приведённых узаконений, в случаях же несоответствия монашествующих лиц принятому ими на себя подвигу и нарушении ими данных обетов не увольнять их из монастыря и епархии, в виду того, что монах оказывающийся неспособным к монашеству в одном монастыре, не может оказаться способным в другом, а подвергать их взысканиям, упомянутым в 176 ст. Уст. Дух. Конс. О чём, для исполнения, послать печатные указы Московской и Грузино-Имеретинской Конторам Святейшего Синода, Преосвященным Епархиальным Архиереям, а также Ставропигиальным Лаврам и монастырям. Января 8 дня 1891 года.

4.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 7 минувшего Февраля за № 627, по возбуждённому Министерством Народного Просвещения вопросу о порядке исполнения Синодального указа, от 26 Марта 1890 года за № 5, касательно законоучителей гимназий. Приказали: Сообразив возбуждённый Министерством Народного Просвещения вопрос с имеющимися в центральном духовно-учебном управлении сведениями о числе кандидатов духовных академий, не получивших назначения по духовно-учебному ведомству, за недостатком мест, и признавая с своей стороны перемену законоучителей среди учебного года неудобною, Святейший Синод определяет: 1) законоучителей, подлежащих увольнению от службы, на основании указа, от 26 Марта 1890 года за № 5, оставить, согласно с отзывом Министра Народного Просвещения, в занимаемых ими должностях до окончания текущего учебного года, и 2) просить Министра Народного Просвещения сделать распоряжение об увольнении от службы при гимназиях, по окончании текущего учебного года, и тех законоучителей, которые, за выслугою пенсионного срока, оставлены при гимназиях на пятилетия, о чём и предоставить Г. Синодальному Обер-Прокурору сообщить Графу Делянову, а для сведения и руководства по духовному ведомству послать Епархиальным Преосвященным печатные указы. Марта 19 дня 1891 года.

6.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 15 Февраля сего года за № 51, о подтверждении точного исполнена установленных правил относительно хранения сумм и ведения денежной отчётности в Духовных Консисториях. Приказали: Из имеющихся в делах Центрального Управления Святейшего Синода сведений усматривается, что по некоторым весьма важным предметам счетоводства и отчётности дело ведётся в Консисториях с отступлением от существующих для сего постановлений или в прямое нарушение сих постановлений. Для устранения сего на будущее время, Святейший Синод определяет: предписать Епархиальным Начальствам циркулярными указами для зависящих с их стороны распоряжений: 1) чтобы в приходорасходные шнуровые книги каждого наступающего года переносимы были остатком все находящиеся в ведении Консистории суммы, как наличные, так и в процентных бумагах, с обозначением рода билетов, года выпуска, №, где есть серии, и года, числа месяца и №№ расписок, по которым они хранятся в Государственном Банке или отделении оного; 2) чтобы в кладовой записке, заводимой с наступлением каждого нового года, показываем был, на ряду с остатком наличных денег, остаток сумм в процентных бумагах, и чтобы каждый случай внесения или вынутия процентных бумаг в течение года отмечаем был в кладовой записке, с обозначением процентной бумаги вкладываемой или вынимаемой и количества суммы; чтобы таким же порядком заносимы были в кладовую записку расписки Государственного Банка или его отделения, сберегательные книжки, а также поступающие в Консисторию и хранящиеся в ней залоги; 3) чтобы в приходорасходные книги в отдел сумм, принадлежащих Консистории, записываемы были все суммы, поступающие в Консисторию-сверх штатных казённых сумм-на воспособление чиновникам и вознаграждение вольнонаёмных писцов из местных средств епархии и из отчислений от сумм, представляемых на выписку пробельных листов, а равно и принадлежащие Консистории в качестве экономической суммы процентные бумаги, и чтобы суммы эти сполна показываемы были приходом и расходом в годовых отчётах Консистории о переходящих суммах; 4) чтобы согласно требованию ст. 187–190 Общ. Счетн. Устава, при выдаче или отсылке из Консистории сумм в наличных деньгах и билетах, непременно требуемы были, независимо от расписок непосредственных получателей, уведомления от тех учреждений и должностных лиц, на имя которых деньги посланы, и чтобы эти уведомления записывались в приходорасходной книге под соответствующими статьями расхода и потом показывались в представляемых в Контроль годовых отчётах о переходящих суммах; 5) чтобы деньги, излишне представляемые при прошениях на покупку гербовых марок, следующих к производящимся в Консистории делам, выдаваемы или отсылаемы были обратно по принадлежности и не были перечисляемы в экономическую сумму Консистории; 6) чтобы выручаемая по церквам сумма за венчики и листы разрешительной молитвы, на основании п. 6 утверждённых Святейшим Синодом 10 Июля 1871 года правил, представляема была церковными причтами сполна, в конце года, в Консистории и потом Консисториями отсылаема была в Правления местных духовных училищ по расчёту поступившей суммы от церквей каждого училищного округа, за исключением части суммы, отчисляемой на выписку из Московской Синодальной типографии нового запаса венчиков и листов разрешительной молитвы на будущий год; 7) чтобы настольный денежный реестр поступающих в Консисторию сумм и расхода оных ведён был, согласно требованию ст. 343 Уст. Дух. Конс., Присутствием, а не казначеем, и чтобы каждая статья прихода и расхода записываема была своевременно на приходе в тот же день, когда получена сумма, а в расход-когда состоялось определение Консистории, а не по окончании месяца. О чём и послать всем Епархиальным Преосвященным печатные циркулярные указы. Июня 21 дня 1891 года.

7.-слушали: а) предложенную Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 23 Мая сего года за № 2478, выписку из Высочайше утверждённых в 11 день Мая сего года журналов Комитета Министров, от 30 Апреля и 14 Мая сего-же года за № 1102, о порядке совершения браков между лицами православного и католического исповедания и б) справку из производившегося в Святейшем Синоде дела по сему предмету. Приказали: По поводу представления Преосвященного Митрополита Киевского о допущении совершения смешанных браков с католиками по удостоверениям Полицейской власти о внебрачном состоянии и правоспособности последних, вместо требуемых ныне от ксендзов метрических выписей, в выдаче коих они, под разными предлогами, отказывают, Святейший Синод, определением от 4/18 Мая 1888 года, предоставил Г. Синодальному Обер-Прокурору войти в сношение с кем следует о принятии мер к неуклонному исполнению католическими священниками законных требований православного духовенства относительно выдачи метрических записей о лицах римско-католического исповедания, вступающих в брак с православными. Министр Внутренних Дел, в последствие происходившей с ним переписки о точном соблюдении со стороны римско-католического духовенства требования закона о троекратном оглашении в костёлах смешанных браков, в отношении от 4 Июня 1888 года за № 23, на имя Г. Синодального Обер-Прокурора, объяснил, что Киевский Генерал-Губернатор сообщил, в копии, представление к нему Луцко-Житомирского римско-католического Епископа о встреченных им затруднениях при исполнении последовавшего по сему предмету указа Коллегии о производстве в костёлах оглашений смешанных браков, и с своей стороны присовокупил, что в прежнее время православное духовенство юго-западного края требовало от католиков, вступающих в брак с православными, удостоверение от ксендзов о неимении со стороны римско-католической церкви препятствий к их браку с православными и о бытии их у исповеди и Св. Причастия. Но католическое духовенство обыкновенно уклонялось от выдачи подобных свидетельств, что в большинстве случаев приводило к тому, что такие браки не осуществлялись. Вследствие сего бывший Генерал-Губернатор юго-западного края, князь Васильчиков, в 1862 году, по соглашению с местными Преосвященными и с Луцко-Житомирским римско-католическим Епископом Боровским, признал возможным ограничиться требованием от римско-католического духовенства выдачи, в указанных случаях, удостоверения о внебрачном состоянии, звании, возрасте и принадлежности к известному римско-католическому приходу католиков, брачующихся с православными. Но и установление такого порядка не могло удержать римско-католическое духовенство от препятствования смешанным бракам католиков с православными, с каковою целью оно замедляло или вовсе отказывало в выдаче даже подобных удостоверений. Такое, продолжающееся и поныне, положение вещей побудило Киевского Генерал-Губернатора, в видах облегчения смешанных браков католиков с православными, способствующих, по его мнению, достижению теснейшего слияния католического населения края с православными, так как родившиеся в таких браках дети становятся православными, проектировать замену и сих последних удостоверений свидетельствами от полиции о внебрачном состоянии и правоспособности католиков, желающих вступить в брачный союз с православными, к чему со стороны местных православных Епархиальных Начальств препятствий не встречено. В виду такой практики, направленной к упрощению формальностей и к возможному облегчению для католиков заключения сказанных браков и к устранению римско- католического духовенства, всегда противодействующего осуществлению оных, от всякого в этом деле влияния и участия, Киевский Генерал-Губернатор ходатайствовал об оставлении без исполнения по Луцко-Житомирской римско-католической епархии вышеприведённого распоряжения Коллегии, с удержанием в полной силе, до более благоприятного времени, существующего в юго-западном крае в этом отношении порядка. С своей стороны Министр Внутренних Дел, усматривая из вышеизложенного, что требование о непременном исполнении в помянутой римско-католической епархии закона касательно оглашений смешанных браков может повлечь за собою весьма существенное нарушение интересов православии, сообщил Киевскому Генерал-Губернатору об оставлении в действии существующего с 1862 г. во вверенном ему крае порядка, впредь до дальнейших распоряжений. Уведомляя о сем, Министр Внутренних Дел в предположении, что осложнения, подобные указанным Киевским Генерал-Губернатором, могут иметь место и в прочих римско-католических епархиях, присовокупил, что он находил бы соответственным испросить в установленном порядке Высочайшее разрешение на распространение проектированной Киевским Генерал-Губернатором меры к устранению противодействия римско-католического духовенства смешанным бракам католиков с православными на все губернии с значительным католическим населением и этим путём прекратить все пререкания по настоящему делу, но предварительно осуществления такового предположения просил о сообщении по оному заключения. Признавая и с своей стороны таковые мероприятия вполне соответствующими интересам Православной церкви и находя, что предполагаемые Киевским Генерал-Губернатором меры к устранению противодействия римско-католического духовенства смешанным бракам католиков с православными могут быть с одинаковою пользою применяемы по отношению к губерниям с значительным католическим населением, к числу коих надлежит отнести губернии Киевскую, Подольскую, Волынскую, Люблинскую, Седлецкую, Виленскую, Ковенскую, Гродненскую, Могилёвскую, Минскую, Витебскую, Лифляндскую, Эстляндскую и Курляндскую, и что, за сим, во всех остальных епархиях Российской Империи следует предоставить Преосвященным разрешать смешанные браки между православными и католиками на основании свидетельств от полиции о внебрачном состоянии и правоспособности католиков, желающих вступить в брачный союз с православными, во всех тех случаях, когда со стороны римско-католического духовенства будет усмотрено противодействие к заключению смешанных браков, Святейший Синод 21 Июня/ 19 Июля 1889 года определил: о настоящем заключении предоставить Г. Синодальному Обер-Прокурору уведомить Министра Внутренних Дел. Ныне Г. Синодальный Обер-Прокурор, от 23 Мая сего года за № 2478, предложил Святейшему Синоду доставленную Управляющим делами Комитета Министров выпуску из журналов Комитета Министров от 30 Апреля и 14 Мая сего года. Из этой выписки видно, что Комитет Министров, выслушав записку Министра Внутренних Дел о порядке совершения браков между лицами православного и католического исповедания, полагал, в виде временной меры, постановить: 1) брак лица римско-католического исповедания с лицом православного исповедания может быть оглашён в одной православной церкви, но в таких случаях требуется, чтобы лица римско-католического исповедания, вступающие в брак с православными, представили причту православной церкви, в которой должно быть совершено оглашение, взамен предбрачного свидетельства приходского римско-католического священника, удостоверение местной полиции о внебрачном их состоянии и правоспособности ко вступлению в брак и 2) чины местной полиции, при выдаче помянутых удостоверений, руководствуются метрическими свидетельствами о рождении таких лиц, паспортами, легитимационными книжками и другими видами на жительство, а при доказанной невозможности представить таковые-и показанием не менее как двух достоверных свидетелей. Государь Император, в 11 день Мая 1891 г., положение Комитета Высочайше утвердить соизволил. Рассмотрев вышеизложенное, Святейший Синод определяет: о Высочайше утверждённом в 11 день Мая сего года положении Комитета Министров дать знать, для исполнения и руководства, по Духовному ведомству циркулярными указами. Июня 21 дня 1891 года.

3.-слушали: рапорт Преосвященного Смоленского, от 8 Апреля сего года за № 3712, коим, во исполнение циркулярного указа Святейшего Синода, от 19 Июня 1890 г. за № 12, доносит, что катехизические поучения в 1890 году произносились в 227 церквах Смоленской епархии. И, по справке. Приказали: В 1886 году Святейший Синоде, по поводу постановлений собрания Преосвященных Архиереев в г. Казани, циркулярным указом, от 28 Марта, № 4, вменил духовенству в обязанность повсеместно служить по воскресным и праздничным дням вечерню, по уставу, с возможною торжественностью, производя звон в большой колокол, а по окончании вечерни, смотря по нуждам прихожан, произносить проповеди, вести беседы о предметах веры и нравственности, назидательные поучения, читать жития святых или же служить молебны с акафистом, а в 1890 году, признав за благо учредить в каждом приходе вероучительные собеседования, циркулярным указом, от 19 Июня, № 12, обязанность вести такие собеседования возложил на всех протоиереев и священников, предоставив им, для облегчения в сем труде, приглашать к участию в собеседованиях и своих местных диаконов и псаломщиков, по мере их подготовленности и усердия, но под своим личным наблюдением, с тем, чтобы собеседования предлагаемы были во всякое время, но обязательно во дни воскресные и праздничные. В какой мере означенные Синодальные распоряжения приведены по епархиям в исполнение, Святейший Синод до настоящего времени не имеет об этом точных и определительных сведений из епархий, – кроме Смоленской. В епархиальных отчётах, в кои должны бы войти подробные и обстоятельные сведения об исполнении всех Синодальных распоряжений, объявляемых к повсеместному исполнению, или вовсе не говорится о таковом исполнении, или говорится в неопределённых выражениях: так в одних отчётах сообщается, что торжественные вечерни, внебогослужебные собеседования и катехизические поучения ведутся лишь при некоторых церквах, при чём перечисляются и самые церкви, в других вовсе об этом умалчивается, а в иных голословно утверждается, что вечерни, внебогослужебные собеседования и катехизические поучения совершаются во всех церквах. Имея в виду, что внебогослужебные собеседования и катехизические введены с целью религиозно-нравственного просвещения православной паствы, а торжественные вечерни по воскресным и праздничным дням-в целях отклонить прихожан от развлечений, нарушающих святость праздничного дня, Святейший Синод определяет: предписать Епархиальным Преосвященным доставить точные и обстоятельные сведения, во всех ли церквах исполняются требования циркулярных Синодальных указов, о торжественных вечернях, внебогослужебных собеседованиях и катехизических поучениях, и если где таковые требования не исполняются, то объяснить, какие встречены затруднения к исполнению означенных Синодальных распоряжений; о чём, к исполнению, послать по принадлежности, печатные циркулярные указы. Июня 25 дня 1891 г.

15.-слушали представления Епархиальных Преосвященных и Протопресвитера военного и морского духовенства о награждении лиц духовного и светского звания орденом Св. Анны 3-й степ., по статуту сего ордена. Приказали: На основании Синодального циркулярного указа от 15 Января 1868 г. № 1, представления о награде орденом Св. Анны 3-й степ. по статуту должны поступать в Святейший Синод к 15 Сентября, при внесении же сих представлений в Кавалерскую Думу ордена Св. Анны, согласно требованиям ст. 518 и 567 т. I учрежд. орд., изд. 1876 г., обязательно прилагаются об удостаиваемых лицах, не состоящих в отставке, формулярные их списки, а об отставных-надлежаще засвидетельствованные копии с аттестатов или указов об отставке, при чём Кавалерская Дума требует формулярных списков и о таких лицах, кои на службе не состояли и не состоят, каковы например купцы, и в случае непредставления формуляров отказывает в награде. Между тем многие Епархиальные Преосвященные вносят свои представления о статутских наградах в Святейший Синод не в установленный для сего срок и не всегда прилагают требуемые законом формулярные списки представляемых к награде, ограничиваясь одними наградными списками, а относительно купцов объясняют, что лица эти, как не состоящие на государственной службе, формулярных списков не имеют. Равным образом, при представлениях к наградам церковных старост и жертвователей в пользу духовных учреждений, не всегда в точности исполняются как требование ст. 681 т. III Уст. о служ. Прав., изд. 1879 г-, воспрещающее представлять к наградам ранее истечения трёх лет со времени получения последней награды, так и требование Синодальных циркулярных указов от 23 Октября 1864 г. и 6 Декабря 1874 г., gо коим в наградных списках представляемых должны быть точно обозначены все предшествующие награды, если представляемые их имеют, с указанием какого года, месяца и числа пожалована та или другая награда, и если пожалованы медали, то на какой ленте и для ношения ли на груди, или на шее. Все означенные упущения, допускаемые Консисториями, вызывая в Святейшем Синоде излишнюю переписку, замедляют своевременное разрешение ходатайств Епархиальных Преосвященных. В устранение сего на будущее время, Святейший Синод признает необходимым: 1) подтвердить Епархиальным Преосвященным требование Синодального циркулярного указа от 15 Января 1868 г. № 1 относительно Срока внесения статутских наград в Святейший Синод; 2) предписать им: а) при внесении таковых представлений обязательно прилагать о лицах служащих, а равно и о купцах, послужные списки, составленные по форме, приложенной к ст. 779 т. III Уст. служб. Прав., а о состоящих в отставке-надлежаще засвидетельствованные копии с аттестатов или указов об отставке; б) при обсуждении заслуг, оказанных церковными старостами и жертвователями в пользу духовных учреждений, в точности руководствоваться требованиями ст. 681 того же тома, допуская исключения в крайне редких случаях, когда заслуга выделяется из ряда обыкновенных, по значительности, напр. пожертвования, и в) при внесении в Святейший Синод ходатайств о наградах за неслужебные отличия прилагать наградные списки представляемых по форме, разосланной при Синодальных циркулярных указах от 23 Октября 1864 г. и 6 Декабря 1874 г., точно обозначая в сих списках все полученные представляемыми награды, с указанием года, месяца и числа, и если пожалованы медали, то какие-серебряные или золотые, на какой ленте и для ношения на шее, или на груди; о чём, для зависящих распоряжений и исполнения послать Епархиальным Преосвященным печатные циркулярные указы. Декабря 3 дня 1891 года.

16.-слушали: а) предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 12 Декабря сего года за № 111, по вопросу о порядке совершения браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий и б) справку из производившегося в Святейшем Синоде дела по сему предмету. Приказали: по Высочайше утверждённому в 11 день Пая сего года положению Комитета Министров постановлено: 1) брак лица римско-католического исповедания с лицом Православного исповедания может быть оглашён в одной Православной церкви, но в таких случаях требуется, чтобы лица римско-католического исповедания, вступающие в брак с Православными, представляли причту Православной церкви, в которой должно быть совершено оглашение, взамен предбрачного свидетельства приходского римско-католического священника, удостоверение местной полиции о внебрачном их состоянии и правоспособности ко вступлению в брак и 2) чины местной полиции, при выдаче помянутых удостоверений, руководствуются метрическими свидетельствами о рождении таких лиц, паспортами, легитимационными книжками и другими видами на жительство, а при доказанной невозможности представить таковые и показанием не менее, как двух достоверных свидетелей. За сим Г. Синодальный Обер-Прокурор, от 23 Мая сего года за № 2478, предложил Святейшему Синоду выписку из журналов Комитета Министров, в коей изложено вышеозначенное Высочайше утверждённое 11 Мая 1891 г. положение Комитета Министров. Рассмотрев вышеизложенное Святейший Синод определил: о Высочайше утверждённом в 11 день Мая сего года положении Комитета Министров дать знать для исполнения и руководства по духовному ведомству циркулярными указами. Указы посланы 21 Июня сего года за № 7. Ныне Г. Синодальный Обер-Прокурор в предложении от 12 Декабря 1891 г. за № 111, объяснил, что Министр Внутренних Дел, находя, что установленный Высочайше утверждённым 11 Мая 1891 года положением Комитета Министров порядок совершения браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий не совсем устраняет препятствия к заключению таковых браков, так как лица римско-католического исповедания должны представлять исповедные свидетельства от ксендзов, которые отказывают в выдаче таковых свидетельств, просит его Г. Синодального Обер-Прокурора, принять меры к устранению такого существенного препятствия к заключению браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий. Рассмотрев вышеизложенное Святейший Синод определяет: в устранение встречаемых препятствий при заключении браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий дать знать для исполнения и руководства по духовному ведомству циркулярными указами, чтобы священно-церковнослужители при совершении браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий не требовали от последних представления исповедных свидетельств от ксендзов. Декабря 18 дня 1891 года.

17.-имел суждение по вопросу о посвящении в священный сан и пострижении в монашество лиц, состоящих в запасе армии. Приказали: В виду значительного числа поступающих в Святейший Синод дел о поступлении в священный сан и пострижении в монашество лиц, состоящих в запасе армии, и в целях ускорения разрешения сих дел путём сокращения переписки, Святейший Синод признает возможным все сношения с подлежащими ведомствами об исключении из запаса армии предназначаемых к пострижению в монашество и посвящению в священный сан предоставить вести Г. Синодальному Обер-Прокурору, не предлагая о том Синоду, и для сего объявить по духовному ведомству циркулярными указами, чтобы упомянутые представления были направляемы не в Святейший Синод, а непосредственно к Г. Обер-Прокурору оного. Декабря 31 дня 1891 года.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle