А.А. Завьялов

Источник

1888 г.

1.-имели суждение о браках православных с раскольниками, заключённых по раскольническому обряду. И, по справке, Приказали: Один из Преосвященных испрашивал разъяснение по вопросу о том: как должно поступать Епархиальное Начальство в случаях заключения браков православными лицами по раскольническому обряду, после того как увещания незаконно-сожительствующих повенчаться в православной Церкви остаются безуспешными. Поводом к возбуждению сего вопроса послужило то обстоятельство, что Прокурор одного Окружного Суда, к которому Епархиальное Начальство обращалось с просьбою о привлечении к ответственности по ст. 998 Улож. Наказ. (изд. 1885 г.) православных лиц, повенчавших своих православных сыновей с православными же девицами по раскольничьему обряду, при участии раскольнического лжепопа, как виновным в сводничестве, не нашёл возможным возбудить против таковых лиц преследования ни по указанной ст. 998, ни по ст. 994 Улож. Наказ. в виду того, что в данном случае выяснен самый факт совершения браков не по обряду православной Церкви. Из дел Святейшего Синода оказывается, что вопрос о заключённых по раскольническому обряду браках православных лиц был предметом особого суждения Святейшего Синода по поводу происходивших между Епархиальным и Гражданским Начальствами одной губернии пререканий относительно упомянутых браков. При этих пререканиях Епархиальное Начальство сведения православных лиц на купножительство с раскольниками и по раскольническому обряду, считая на основании указа Святейшего Синода 14 Августа 1808 года, за любодейные сопряжения, а не за действительные браки, и руководствуясь примечанием к ст. 33 и 38 Т. X. ч. I и п. 7 ст. 806 Т. X ч. II (Свод. Зак. 1857 г.), требовало от гражданского начальства разлучения сведённых на купножительство лиц и предания их суду за заключение незаконного брака и совращение в раскол. Между тем Гражданское Начальство, с которым соглашалось и Министерство Внутренних Дел, не усматривая в приведённых статьях закона основания ни к признанию брачных сопряжений православных лиц с раскольниками совершаемых по расколу недействительными браками в смысле ст. 38 Т. X ч. I (Свод. Зак. 1857 г.), ни к разлучению сопряжённых такими браками лиц от сожительства, и в тоже время находя такие браки любодейными сопряжениями, полагаю, что суждение о таковых браках, на основании ст. 994 Улож. Наказ. и ст. 791 Т. ХУ ч. 2 Зак. Суд. Угол. (Свод. Зак. 1857 г. ст. 721 изд. 1876 г.), должно подлежать всецело суду духовному. Главноуправляющий же бывшим II Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, на заключение которого Министерством Внутренних Дел препровождалось возникшее между Духовным и Гражданским Начальствами недоразумение по поводу браков православных лиц с раскольниками, находил, что все недоразумения и затруднения в разрешении вопроса о таковых браках происходят от неустановившегося взгляда на то значение, какое должен иметь в глазах закона брак православных, венчанный по раскольническому обряду. На таковой брак нередко смотрят: 1) как на брак недействительный в смысле ст. 37 и 38 Зак. Гражд. (Свод. Зак. 1857 г.), 2) как на любодейное сожитие вне брака, и 3) как на совращение в раскол. Но статьи 37 и 38 Законов гражданских о недействительных браках не могут быть применяемы к раскольническим бракам, к которым они не относятся по той причине, что при начертании закона 6 Февраля 1850 года, послужившего основанием тех статей, не имелось в виду признания браков незаконными вследствие совершения их по раскольническому обряду. Взгляд на раскольнический брак, как на любодейное сопряжение, подвергающее будто бы виновных, на основании примеч. к ст. 33 т. X ч. I и п. 7 ст. 806 т. X ч. II. (Свод. Зак. 1857 г.), светскому суду, также не оправдывается законом; так как указ Святейшего Синода 14 Августа 1808 г., в котором выражен взгляд Духовного Начальства на раскольнические браки, как на сопряжения любодейные, Высочайше утверждённым 10 Декабря 1828 года мнением Государственного Совета (П. С. З. № 2507) был истолкован в том смысле, что выраженное в этом указе признание раскольнических браков за сопряжения любодейные относится «к тем только бракам, кои именно в том самом указе означены», т. е. к пяти раскольническим бракам, о которых Святейший Синод имел тогда суждение. Посему в Своде Законов не встречается ни одной статьи, в которой бы прямо было выражено признание сожития в раскольническом браке за любодейное. При отсутствии же такой статьи, светские судебные места естественно должны затрудняться в применении к бранившимся по расколу ст. 994 Улож. Наказ., которою определяется церковное наказание за противозаконное сожитие неженатого с незамужнею. Взгляд же на, раскольническое венчание православных, как на совращение их в раскол, вполне верен и согласен с Высочайшим повелением 7 июля 1835 г. Посему, по мнению Главноуправлявшего бывшим II отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, только из этого взгляда и должны исходить все действия Духовного и светского начальств в делах о раскольнических браках православных лиц. Вступление православных в брак по раскольническому обряду есть только признак к отпадению их в раскол, т. е. деяние, свидетельствующее о совращении, а не отдельное противозаконное деяние их, подлежащее светскому суду особо от дела о совращении. Но вступление православных лиц в раскольничий брак, признаваемое по закону за совращение в раскол, обязывает Духовное Начальство прежде всего к увещанию брачившихся по правилам 4 Ноября 1863 года. Не ранее как по сознании ими своего заблуждения, духовный суд может положить на них епитимию за любодейное сожитие в отвергаемом Церковью браке; до тех же пор суждение их в духовном ведомстве за любодейство было бы преждевременным, ибо доколе они, не склоняясь ещё на увещания, состоят в раскольническом браке, изъятом из ведома духовного суда, они суть совращённые, упорствующие в расколе, и подлежат только увещаниям. По испытании над совращёнными силы духовных увещаний, Духовное Начальство может требовать исследования о совращении в светском ведомстве, указав на совратителей и на совращённых (Наставл. 1858 г. §§ 11 и 12). После сего совратители должны подлежать уголовному суду, которому однако не представлено законом права судить совращённых, так как они, по силе ст. 60 Уст. Прест. (изд. 1876 г.) подлежат не уголовному наказанию, а духовному увещанию к оставлению заблуждений и к возвращению на лоно Церкви. Обсудив изложенные соображения Главноуправлявшего бывшим II Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии относительно заключённых по раскольническому обряду браков православных лиц и соглашаясь с высказанным в сих соображениях взглядом на таковые браки, Святейший Синод, по определению 28 Января/ 28 Февраля 1881 г., не встретил препятствий к принятию на будущее время в руководство по духовному ведомству изложенного мнения Главноуправлявшего II Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии при производстве дел о браках православных с раскольниками, заключаемых по раскольническому обряду. Признавая, что приведёнными соображениями разрешается возбуждённый ныне вопрос о порядке направления дел о браках православных лиц с раскольниками и при этом принимая во внимание, что подобные настоящему недоразумения могут возникать и в других епархиях, Святейший Синод определяет: дать знать о вышеизложенном для руководства в потребных случаях по духовному ведомству печатными циркулярными указами Синодальным Конторам, Епархиальным Преосвященным, Заведующему Придворным духовенством, Духовнику Их Императорских Величеств Протопресвитеру Янышеву и временно Исполняющему обязанности Главного Священника Армии и Флотов, а также Управляющего Гвардейским и Гренадерским духовенством Настоятелю Сергиевского всей Артиллерии собора Протоиерею Желобовскому, пояснить в сих указах, что настоящий циркулярный указ не подлежит опубликованию в местных Епархиальных ведомостях. Января 22 дня 1888 года.

2.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 19 Февраля 1888 г. за № 2477, о похищении из одной сельской церкви именных Государственного Банка билетов. Справка: Циркулярным указом Святейшего Синода, от 9 Сентября 1873 года, предписано было Епархиальным Преосвященным строжайше подтвердить церковным причтам и старостам, чтобы они ни под каким видом не оставляли при церквах более ста рублей, чтобы на внесённые в кредитные учреждения церковные суммы были приобретаемы непременно именные билеты на имя церквей, и чтобы могущие оказаться у церквей билеты внутренних с выигрышами займов, неотложно, были передаваемы, под расписки на имя церквей, для хранения в Государственный Банк или в местные Конторы и Отделения оного. При сем предварить церковные причты и старост церковных, что в случае неисполнения сего указа виновные будут подвергнуты законной ответственности. Приказали: Принимая во внимание, что случаи похищения принадлежащих церквам процентных бумаг повторяются нередко, причём при выдаче взамен их новых билетов, похищенные купонные листы не возвращаются, чрез что церкви несут потерю процентов за всё время течения похищенных купонов, Святейший Синод, в видах охранения церковных интересов, определяет: предписать циркулярными указами Епархиальным начальствам, в дополнение к указу Святейшего Синода 9 Сентября 1873 года, чтобы все вообще принадлежащие церквам процентные бумаги, снабжённые купонными листами, как именные, так и на предъявителя, отсылаемы были для хранения в Государственный Банк или его Отделения и Конторы. Марта 31 дня 1888 года.

3.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 12 Февраля 1888 г. за № 2265, о перечислении окладов жалованья священников наиболее обеспеченных приходов на причты беднейших и заражённых расколом приходов. Приказали: Принимая во внимание, что неравномерность распределения содержания приходских причтов, как усматривается из имеющихся в Центральном Управлении Святейшего Синода сведений, встречается в разных епархиях, Святейший Синод определяет: в виду невозможности в настоящее время испросить к отпуску из казны сумму, необходимую на содержание причтов, не получающих такового из казны, предложить всем Епархиальным Преосвященным, циркулярными указами, войти в рассмотрение существующих средств обеспечения церковных причтов вверенных им епархий с тем, что не окажется ли возможности с причтов, достаточно обеспеченных местными средствами содержания, постепенно переводить получаемое ими казённое жалованье, вполне или в известной части, на причты других, более бедных и, по преимуществу, заражённых расколом приходов, и о таковом распределении ассигнуемых из казны сумм представлять, согласно указу Святейшего Синода, от 11 Декабря 1886 года за № 21 (п. 12), на благоусмотрение Святейшего Синода. Марта 31 дня 1888 года.

4.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 4 минувшего Марта за № 3134, в коем изложено: Её Величество Государыня Императрица, осведомившись о недостаточности приличных для праздничных богослужений священнослужительских облачений и других церковных одежд в церкви состоящего под Высочайшим Её Величества покровительством Подольского женского училища духовного ведомства, изволила Всемилостивейше пожаловать для означенной церкви полный комплект священнического облачения, воздух и два покрова. По поводу сего Высочайшего дара для церкви Подольского женского училища духовного ведомства, начальница училища в письме на имя Г. Обер-Прокурора, выражая чувства беспредельной благодарности за Всемилостивейше пожалованные для церкви того училища Её Величеством ризничные церковные принадлежности, присовокупила между прочим, что, при поступлении в училище, она заметила бедность церковной ризницы и, с разрешения Преосвященного и согласия настоятельницы Немировского монастыря, пригласила одну монахиню этого монастыря, для приведения ризницы училищной церкви в порядок и для обучения воспитанниц шить церковные вещи; монахиня прожила в училище месяц, и под её руководством воспитанницы привели в порядок ризницу и сшили одно облачение, и теперь можно надеяться, что окончившие курс воспитанницы будут уметь шить церковные вещи и, возвратившись домой, могут следить за тем, чтобы ризница в местных церквах содержалась в порядке и исправности. Такое заявление начальницы Подольского женского училища о принятых ею мерах к обучению воспитанниц шитью церковных облачений Г. Обер-Прокурором было сообщено Секретарю Её Величества Тайному Советнику Оому для доклада Её Императорскому Величеству. Ныне Тайный Советник Оом уведомляет, что Её Величество Государыня Императрица, по всеподданнейшему докладу его об изложенном, с удовольствием известилась, что начальницею Подольского женского училища духовного ведомства введено в училище обучение воспитанниц шитью и починке церковных облачений, и изволила выразить желание, чтобы и другие училища духовного ведомства последовали столь похвальному примеру. Приказали: Выслушав настоящее предложение, Святейший Синод определяет: о выраженном Её Императорским Величеством Государыней Императрицею желании относительно введения в женские училища духовного ведомства, по примеру Подольского училища, обучения воспитанниц шитью и починке церковных облачений дать знать указами Епархиальным Преосвященным, для надлежащих по сему распоряжений. Апреля 1 дня 1888 года.

5.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 26 февраля 1888 года за № 2960, об обязательных правилах для учреждений, состоящих под Августейшим покровительством Её Величества Государыни Императрицы. Приказали: Из означенного предложения усматривается: 1) что в декабре 1886 года Её Величеству Государыне Императрице, по поводу изменения устава одного из состоящих под Августейшим покровительством Её Императорского Величества благотворительных учреждений, благоугодно было признать необходимым, на будущее время, включение в уставы всех подобных учреждений правил о том, чтобы по этим учреждениям были представляемы ежегодно Августейшей Покровительнице отчёты, как о состоянии сумм, так и о их деятельности в течение года; чтобы, в случае необходимости открытия новых школ, приютов, лечебниц и вообще заведений, оправдываемых целями и назначением учреждения, предварительно представления о сем на разрешение в установленном порядке, было испрашиваемо каждый раз Высочайшее соизволение Государыни Императрицы, с изложением при этом побудительных к расширению круга деятельности учреждений причин и указанием источников, на счёт коих предполагается не только произвести единовременную затрату на первоначальное устройство, но и относить постоянный расход на новую отрасль деятельности; чтобы порядок сей был применяем в равной мере в случаях допущения каких либо изменений в действующих уставах таких учреждений, и чтобы о сокращении круга деятельности учреждений, а равно совершенного закрытия оных, было представляемо точно также на Высочайшее благоусмотрение Государыни Императрицы, с подробным выяснением тех обстоятельств, коими вызывается настоятельность мер подобного рода, и 2) что таковая Высочайшая воля Её Величества была сообщена Министру Внутренних Дел и Губернаторам, для зависящих, в чём будет следовать, распоряжений в установленном порядке. Имея в виду, что и в духовном ведомстве существуют учреждения, состоящие под Августейшим покровительством Государыни Императрицы, Святейший Синод определяет: о вышеизложенных обязательных для учреждений, состоящих под Августейшим покровительством Её Величества Государыни Императрицы, правилах дать знать по духовному ведомству циркулярными указами, для должных в потребных случаях распоряжений и исполнения. Апреля 14 дня 1888 года.

6.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 8 Апреля сего года за № 1721, по возбуждённому одним из Епархиальных Преосвященных вопросу о том: могут ли быть выдаваемы справки из метрических книг о событиях рождения и брака тем лицам, коим выданы уже метрические свидетельства о сих событиях. Приказали: Один из Епархиальных Преосвященных просил Г. Синодального Обер-Прокурора о разъяснении вопроса о том: можно ли выдавать метрические справки для представления в судебные места тем лицам, коим хотя выданы метрические свидетельства, но кои в истребовании сих документов из учебных заведений или других учреждений встречают затруднения. Принимая во внимание, что и в других епархиях могут возникать подобные недоразумения относительно выдачи справок или выписей из метрик о рождении таких лиц, о которых метрические свидетельства были уже выданы, Г. Синодальный Обер-Прокурор предлагает о сем Святейшему Синоду, с тем, что не будет ли признано нужным преподать циркулярным указом разъяснение по настоящему вопросу. – Сообразив вышеизложенное с законами, Святейший Синод находит: 1) что по делам, производящимся в судебных местах прежнего устройства, сами сии присутственные места, по просьбам частных лиц и по собственному усмотрению, в случае надобности, могут обращаться в Консистории с требованиями справок или сведений из метрических книг и таковые сведения должны быть доставляемы Консисториями (Уст. Дух. Конс. ст. 263 и 264). В местностях же, в коих введены в действие Судебные Уставы, судебные места ни в каком случае не собирают сами доказательств или справок, а основывают решения исключительно на доказательствах, представленных тяжущимися (82 и 367 ст. Уст. Гражд. Суд. Уст. Императора Александра II, изд. 1883 г.). Для истребования подлинного документа или сведений, которые находятся в актах и делах другого судебного, либо правительственного места или должностного лица, тяжущемуся, по просьбе его, выдаётся свидетельство в том, что подлинный документ или сведения необходимы и к какому именно сроку (452 ст. Уст. Гражд. Суд.). Все судебные и правительственные установления и должностные лица обязаны немедленно выдавать тяжущемуся предъявляющему свидетельство, по словесной его просьбе, или высылать по письменной требуемые сведения и копии документов. Впрочем, по письменной просьбе, такие же справки и копии должны быть выдаваемы и без свидетельства (453 ст. Уст. Гражд. Суд.). Что касается справок или сведений из метрических книг, то в 1341 ст. Уст. Гражд. Суд. постановлено: «в отношении представления к делу выписей из метрических и иных книг духовного ведомства соблюдаются правила, постановленные в 452 и 453 статьях». Вследствие сего Святейший Синод определяет: в устранение могущих встретиться недоумений при возникновении в других епархиях вопросов подобных настоящему дать знать об изложенном циркулярными указами Епархиальным Преосвященным, Синодальным Конторам, Духовнику Их Императорских Величеств и Главному Священнику Гвардии, Гренадер, Армии и Флота для должного исполнения и руководства. Мая 27 дня 1888 года.

7.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 6 мая 1888 года за № 5924, в коем изъяснено: Действующими постановлениями о существующих при губернских и уездных казначействах сберегательных кассах частным лицам предоставлено вносить в таковые кассы суммы на хранение и приращение из четырёх процентов, с тем, что коль скоро, по счёту вкладчика, капитала и процентов наросло 1000 рублей, то течение процентов на всю сумму прекращается и вклад считается оставленным на хранение в кассе без дальнейшего приращения. Во внимание к тому, что внесение свободных сумм на хранение в сберегательные кассы в неограниченном количестве представляет для церквей и монастырей удобства и несомненную пользу, в 1 день апреля 1888 года последовало Высочайшее Государя Императора соизволение на предоставление церквам и монастырям права помещать во вклады городских сберегательных касс, для обращения из процентов, суммы и свыше 1000 рублей, из числа тех, кои имеют лишь временное назначение, как напр. на постройку новых церквей, покупку колоколов, устройство ризниц и т. п. и которые по этому не подлежат немедленному расходованию, а должны накопляться постепенно, как нарастающими процентами, так и другими могущими быть поступлениями, пока не достигнут определённой цифры, необходимой на производство известного расхода: при чём удостоверение относительно того, что вносимые вклады принадлежат к суммам указанного рода, предоставлено благочинным церквей или монастырей, по принадлежности. О вышеизложенном Министром Финансов дано знать Правлению Государственного Банка, для надлежащих с его стороны, по сберегательным кассам распоряжений. Приказали: Об изъяснённом Высочайшем повелении, дать знать для сведения и должного в потребных случаях руководства и исполнения по духовному ведомству циркулярными указами. Мая 27 дня 1888 года.

8.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 8 Апреля сего года за № 1671, в коем изъяснено, что вследствие, согласно определению Святейшего Синода от 18 Ноября/ 8 Января 1887–8 г., сношения с Министром Юстиции по вопросу о порядке направления дел о браках православных лиц, совершенных по раскольническому обряду, Сенатор Манасеин уведомил его, Г. Синодального Обер-Прокурора, что, вполне разделяя выраженные Святейшим Синодом соображения по упомянутому вопросу, он, Министр Юстиции, признал целесообразным сообщить оные прокурорам судебных Палат, Окружных Судов, Губернским и Областным Прокурорам, к сведению и руководству. В приложенной к настоящему предложению копии циркулярного предписания Министра Юстиции Прокурорам судебных Палат, Окружных судов, Губернским и Областным Прокурорам, от 23 Марта сего года за № 8622, изложено: «Обер-Прокурор Святейшего Синода отношением, от 28 Января сего года за № 408, уведомил меня, что по рассмотрении возбуждённого одним из Епархиальных Преосвященных вопроса о мерах, которые духовное начальство должно принимать относительно православных, обвенчанных по раскольническому обряду, при безуспешности их увещания к заключению брака в православной церкви, Святейший Синод нашёл, что вопрос этот разрешается определением его от 28 Января/ 28 Февраля 1881 г., коим, согласно с заключением Главноуправляющего бывшим II Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, венчание православных по раскольническому обряду признано не самостоятельным преступлением, подлежащим светскому суду, но лишь признаком совращения в раскол. В виду сего вступление православных лиц в раскольнический брак обязывает духовное начальство прежде всего к увещанию брачившихся по правилам 4 Ноября 1863 года. Затем, не ранее как по сознании ими своего заблуждения, духовный суд может наложить на них епитимию за любодейное сожитие в отвергаемом церковью браке; до тех же пор суждение их в духовном ведомстве за любодейство было бы преждевременным, ибо доколе они, не склоняясь ещё на увещания, состоят в раскольническом браке, изъятом из ведомства духовного суда, они суть совращённые, упорствующие в расколе и подлежат только увещаниям. По испытании над совращёнными силы духовных увещаний, духовное начальство может требовать исследования о совращении в светском ведомстве, указав на совратителей и совращённых (наставл. 1858 г., §§ 11 и 12). После сего совратители должны подлежать уголовному суду, которому однако не предоставлено законом права судить совращённых, так как они, по силе ст. 60 уст. Пред. Прест., подлежат не уголовному наказанию, а духовному увещанию к оставлению заблуждений и к возвращению в лоно церкви. В видах устранения возможных недоразумений по изъяснённому предмету, Святейший Синод дал знать о вышеизложенном, для руководства в потребных случаях по духовному ведомству, циркулярными указами и, вместе с тем принимая во внимание, что привлечение виновных к ответственности по делам о браках православных с раскольниками и по раскольническому обряду может получить правильное разрешение лишь в том случае, если и светские судебные власти будут руководствоваться изложенными соображениями, предоставил Действительному Тайному Советнику Победоносцеву войти в сношение с Министром Юстиции о соответствующем распоряжении по судебному ведомству. Вследствие изложенного, поставляя о приведённом определении Святейшего Синода в известность Г. г. Прокуроров Судебных Палат, Окружных Судов, Губернских и Областных Прокуроров, поручаю им принять таковое к сведению и руководству», по справке, Приказали: О содержании настоящего предложения Г. Синодального Обер-Прокурора и приложенного к нему в копии циркулярного предписания Министра Юстиции, от 23 Марта 1888 года за № 8622 Прокурорам Судебных Палат, Окружных Судов, Губернским и Областным Прокурорам по вопросу о порядке направления дел о браках православных с раскольниками, заключаемых по раскольническому обряду, дать знать для сведения по духовному ведомству циркулярными указами. Мая 31 дня 1888 года.

10.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 14 Мая сего года за № 2292, о принятии мер к пресечению возможности вступления в брак лиц, осуждённых на всегдашнее безбрачие. Приказали: Г. Синодальный Обер-Прокурор в предложении, от 14-го Мая сего года, за № 2292, объяснил: за последнее время значительно умножилось число браков, кои по существующим законоположениям подлежат признанию незаконными и недействительными. Особенно же часто встречаются случаи совершения браков таких лиц, которые, на основании ст. 253 Уст. Дух. Конс., осуждены духовным судом на всегдашнее безбрачие; при чём замечается, что совершающими такие браки священнослужителями не точно соблюдаются установленные законом предбрачные предосторожности и принимаются от брачующихся такие документы, которые не могут быть признаваемы достаточными для удостоверения беспрепятственности к совершению браков. Так как венчание подобных браков, в последнее время практикуясь довольно часто, может способствовать распространению ложных убеждений о дозволенности таких браков, или, по крайней мере, об ослаблении силы закона, осуждающего на безбрачие, и о возможности без больших затруднений обойти препятствия к оным, а с тем вместе может содействовать увеличению разводов (по соглашению супругов), то представляется необходимым озаботиться изысканием и принятием мер к прекращению означенного зла. Святейший Синод, имея в виду, с своей стороны, что указанные браки едва ли могли бы состояться, если бы духовенство при браковенчании в точности соблюдало предписанные законом правила и требовало к брачному обыску все, указанные в форме оного, документы, признает необходимым настоятельно внушить духовенству, чтобы оно не допускало при венчании браков никаких уклонений от требований закона, и что, в случае каких либо ощущений при составлении брачных обысков, виновные в сем церковные причты будут подвергаемы строгой ответственности. Вместе с тем, не усматривая в Уставе Духовных Консисторий соответствующей статьи, в которой было бы с точностью определено наказание за совершение священно-церковно-служителями браков лиц, осуждённых на безбрачие, и принимая во внимание, что по ст. 1575 Улож. о наказ. (изд. 1866 г.), священники римско-католические, армяно-грегорианские, армяно-католические и проповедники протестантских исповеданий, за совершение брака, который по закону должен быть признан недействительным, приговариваются в случае, когда сие учинено ими заведомо, к лишению духовного сана и к заключению в тюрьме на время от 8-ми месяцев до 1 года и 4-х месяцев, а когда оказываются виновными только в извинительной более или менее, по стечению особенных обстоятельств, ошибке, то подвергаются в первый раз строгому выговору, во второй же удалению от должности, Святейший Синод находит вполне справедливым к священно-церковно- служителям православным, за совершение ими браков лиц, осуждённых на безбрачие, применять ст. 189 Уст. Дух. Конс., по которой наказуются священнослужители за повенчание лиц, обязанных союзом супружеским. Для пресечения же возможности осуждённым на безбрачие вводить в заблуждение духовенство, признает полезным установить: 1) чтобы при повенчании лиц, вступающих в новый брак, по расторжении прежнего брака, причты требовали от сих лиц, в числе прочих документов, надлежаще засвидетельствованную копию с указа Святейшего Синода о расторжении брака, и 2), чтобы надписи о воспрещении вступить в брак на документах лиц, осуждаемых на безбрачие, делались в Духовных Консисториях, которым вменить в обязанность: а), требовать таковые документы (аттестаты, паспорта, свидетельства и виды на жительство) при начатии бракоразводных дел и затем, по утверждении Святейшим Синодом решений Епархиальных Начальств о расторжении браков и об осуждении виновных на безбрачие, объявлять это решение лицам, подвергшимся таковому осуждению, одновременно с учинением на их документах обстоятельных о сем надписей и б), вместе с сим сообщать об означенных решениях подлежащим (сословным) управлениям или начальственным лицам, коим подведомы осуждённые на безбрачие, с предупреждением, что в случае перемены сими лицами своих документов, отметки об их осуждении на безбрачие должны быть внесены и в новые документы. – О вышеизложенном Святейший Синод определяет дать знать циркулярными указами Епархиальным Преосвященным, Синодальным Конторам, Духовнику Их Императорских Величеств и Главному Священнику Гвардии, Гренадер, Армии и Флота, для должного исполнения и руководства. – Июня 28 дня 1888 года.

11.-слушали: представленный Преосвященным Митрополитом Московским при рапорте, от 17 Декабря 1887 г. за № 354, отчёт о занятиях бывшего в том же 1887 году в Москве съезда противораскольнических миссионеров, назначенного по определению Святейшего Синода 7–12 Июля 1887 года. И, по справке, Приказали: Рассмотрев представленный Преосвященным Митрополитом Московским отчёт о занятиях бывшего в прошлом 1887 г. в Москве съезда противораскольнических миссионеров и по обсуждении мероприятий, выработанных съездом для борьбы с расколом и противодействия сектантству, Святейший Синод нашёл, что некоторые из постановлений, начертанных съездом, могут быть обращены в руководственные правила об устройстве миссий и о способе действий миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам. Посему, выделив сии постановления съезда и изложив их соответственно цели в виде определённых и руководственных правил, Святейший Синод определяет: одобрив оные правила для всеобщего руководства и повсеместного применения по епархиям, где имеются раскольники или сектанты, напечатать эти правила в потребном количестве экземпляров и разослать при указах епархиальным Преосвященным, для распространения таковых правил по всем церквам епархий. При этом 1) поручить ближайшему усмотрению Преосвященных сделать надлежащие распоряжения к приведению препровождаемых правил в действие и озаботиться, согласно требованиям этих правил, учреждением в епархиях, где ещё нет, миссионеров и устройством миссионерских библиотек на изложенных в этих правилах основаниях, 2) возложит на особую архипастырскую заботливость Преосвященных попечение о том, чтобы в приходы, заражённые расколом и сектантством, были назначаемы священники и прочие члены причта, обладающие умственными и нравственными качествами, необходимыми для успешной борьбы с расколом, а несоответствующие таковым требованиям были заменяемы другими вполне достойными и более благонадёжными лицами. Вместе с сим Святейший Синод выражает уверенность, что в виду особых обстоятельств, вызывающих настоящие мероприятия, Преосвященные, независимо от напоминания подведомому духовенству о лежащей на нём обязанности охранения православных от совращений, и сами примут непосредственное участие в миссионерских трудах духовенства, действуя и личными внушениями на православных и заблуждающихся при обозрении епархий и письменными посланиями по поводу появления того или другого лжеучения, а также развития каких либо нравственных недугов в среде православных. Равным образом, находя соответствующим цели и полезным составленное на бывшем съезде противораскольнических миссионеров слово к глаголемым старообрядцам, Святейший Синод признает необходимым и это слово напечатав разослать при указах к Епархиальным Преосвященным для распространения по церквам в руководство приходским священникам при собеседованиях с раскольниками. Июля 18 дня 1888 года.

12.-слушали: предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 14 Июня 1888 года за № 206, журнал Училищного при Святейшем Синоде Совета № 78, о содействии монастырей материальными их средствами нуждам церковно-приходских школ. Приказали: Озабочиваясь изысканием способов к благоустроению церковно-приходских школ, Преосвященный Ярославский двукратно обращался с воззваниями к настоятелям и братии монастырей епархии о посильном содействии, материальными их средствами, нуждам сих школ, и воззвания Архипастыря приняты были обителями с достодолжным вниманием и сочувствием. Признавая принятую Преосвященным Ярославским меру целесообразною и последствия оной утешительными, Святейший Синод определяет: сообщить о сем Епархиальным Преосвященным на тот предмет, не признано ли будет возможным ежегодно применять ту же меру к изысканию средств на содержание церковно-приходских школ и во вверенных им епархиях. О чём и послать всем Епархиальным Преосвященным циркулярные указы. Июля 27 дня 1888 года.

13.-слушали: предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 15 Июня 1888 года за № 208, журнал Училищного при Святейшем Синоде Совета № 79, о преподании Епархиальным Начальствам, в развитие и разъяснение правил о церковноприходских школах, некоторых указаний по вопросу о содействии Земства церковно-приходским школам. Приказали: Из дел Святейшего Синода усматривается, что к Епархиальным Архиереям поступают предложения от уездных Земских Собраний относительно передачи земских школ в духовное ведомство, или же, по ходатайствам Епархиальных Преосвященных, Земства предлагают денежное воспособление церковно-приходским школам, при чём обставляют выдачу сих пособий разнообразными условиями, ставящими в затруднение местное Епархиальное Управление. В виду поступающих в Центральное Управление духовного ведомства по сему предмету запросов, представляется необходимым и благовременным, в разрешение возникающих недоумений, преподать руководственные для Епархиальных Управлений разъяснения, каковые могли бы, вместе с сим, служить и для Земства выражением взглядов духовного ведомства на те условия, при коих возможно и желательно единение земства и духовного ведомства в деле народного просвещения. По действующим правилам о церковно-приходских школах и на практике таковое единение духовного ведомства и земства выражается в следующем: на основании §2 Высочайше утверждённых 13 Июня 1884 года правил о церковно-приходских школах, земские и другие общественные и частные учреждения призываются к участию в содержании сих школ. С обнародования вышеозначенных правил по настоящее время это участие земства в содержании церковноприходских школ выражалось: 1) назначением определённого денежного пособия на известные церковно-приходские школы или назначением денежного пособия на нужды церковно-приходских школ уезда с распределением этого пособия по усмотрению Епархиальных Училищных Советов: 2) передачей некоторых земских школ в ведение Епархиальных Училищных Советов земских школ целых уездов, с половинным или иногда в несколько раз меньшим содержанием, сравнительно с прежними расходами Земства на сии школы. По отношению к означенным случаям Святейший Синод определяет: преподать Епархиальным Начальствам, в развитие и разъяснение правил о церковно-приходских школах, следующие указания: 1) по § 18 Высочайше утверждённых правил о церковно-приходских школах представители учреждений, от коих церковно-приходские школы пользуются пособиями, могут посещать сии школы, не делая однако от себя никаких распоряжений или внушений во время осмотра. О своих наблюдениях они сообщают руководящему школою лицу, а в случае надобности сообщают Епархиальному Архиерею. На сем основании посещающие церковно-приходские школы представители Земства могут сообщать Земским Собраниям, от коих церковно-приходские школы пользуются денежными пособиями, сведения о состоянии сих школ; 2) потребные сведения о расходовании пособий, назначаемых Земскими Собраниями церковно-приходским школам, сообщаются уездными отделениями Епархиальных Училищных Советов в подлежащие Земские Управы; 3) в видах единения в деле начального народного образования, Епархиальным Преосвященным предоставляется приглашать представителей Земства к участию в занятиях уездных отделений Епархиальных Училищных Советов в качестве членов оных: 4) в годовых отчётах Епархиальных Преосвященных о состоянии церковно-приходских школ, церковные школы, пользующиеся пособиями от Земства, должны составлять особый отдел. Что же касается тех случаев, когда Земские Собрания обращаются к Епархиальному Начальству с предложениями о передаче земских школ целых уездов в духовное ведомство, под условием уменьшения расходов на сии школы со стороны Земства, то, руководствуясь в сих случаях прежде всего соображениями о благе самой школы, духовное начальство только тогда может изъявить своё согласие на принятие в своё заведывание означенных школ, когда может вполне рассчитывать, что школы эти и при меньших издержках могут с успехом и пользою послужить народному просвещению, причём одним из главных средств к уменьшению расходов по содержанию школ является возможность иметь достаточное число псаломщиков и диаконов, способных быть учителями в сих школах. Для должных по сему определению распоряжений и исполнения послать Епархиальным Преосвященным циркулярные указы. Августа 8 дня 1888 года.

14.-слушали: предложение Г. Исполняющего обязанности Синодального Обер-Прокурора, от 2 Августа 1888 года № 3690, следующего содержания: Министр Народного Просвещения, в последствие сделанного с ним, согласно определению Святейшего Синода от 10 Февраля/ 22 Июня текущего года, сношения, уведомляет, что им сообщено начальствам учебных округов постановление Святейшего Синода о порядке разрешения ходатайств касательно допущения светских лиц к преподаванию Закона Божия в начальных училищах. Справка: Определением Святейшего Синода, от 10 Февраля/ 22 Июня 1888 года, постановлено: В тех крайних случаях, когда встретится необходимость допущения светских лиц к преподаванию Закона Божия в том или другом начальном народном училище, предоставить подлежащим учреждениям и должностным лицам, заведующим названными училищами, обращаться о сем с ходатайствами к Епархиальным Архиереям, при чём предложить Епархиальным Преосвященным представлять таковые ходатайства, с подробным изложением местных условий и обстоятельств и с своим заключением, на разрешение Святейшего Синода. Приказали: Об изъяснённом в справке определении Святейшего Синода и о последовавшем вследствие оного распоряжении Министра Народного Просвещения относительно порядка допущения светских лиц к преподаванию Закона Божия в начальных училищах дать знать, для должного в чём следует руководства и исполнения, по духовному ведомству циркулярными указами. Сентября 12 дня 1888 года.

15.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 6 Октября сего года, за № 4621, о предоставлении Епархиальным Начальствам проводить в исполнение решения сих Начальство священно-церковно-служителях, повенчавших незаконные браки, не ожидая утверждения Святейшим Синодом решений Епархиальных Начальств о признании браков незаконными и недействительными. Приказали: На основании существующих узаконений (ст. 626 Т. X, ч. II, Зак. о суд. и взыск. изд. 1876 г.) Епархиальные Начальства обязаны представлять на утверждение Святейшего Синода, за исключением лишь двух указанных в законе случаев, решения свои о признании браков незаконными и недействительными, при чём, по установившемуся порядку, вместе с такими решениями Епархиальные Начальства вносят в Святейший Синод и определения свои о священно-церковно-служителях, виновных в совершении незаконного брака. А так как в последнее время дела сего рода, в особенности же дела о брачных сопряжениях лиц, состоящих в близком родстве, и лиц, которым, по расторжении брака, возбранено вступать в новый, возникают в Духовных Консисториях в значительном количестве, то в Святейшем Синоде означенные дела, по причине большего поступления их, не могут получать скорого движения; вследствие сего священно-церковно-служители, повенчавшие признаваемый незаконным браком и оказывающиеся виновными в упущении правил, предписанных для совершения браков, остаются без взыскания на более или менее продолжительное время. Принимая во внимание с одной стороны, что увеличению числа браков, кои подлежат признанию незаконными и недействительными, не мало способствует несоблюдение духовенством в точности всех предбрачных предосторожностей, и, что своевременные взыскания за допущение им отступлений от исполнения в том отношении требований закона могли бы не мало содействовать прекращению зла, а с другой стороны, что решения Епархиального суда о наложении взысканий на священно-служителей и причетников, оказавшихся виновными в совершении брака с упущением предписанных правил, не требуют утверждения со стороны высшей духовной власти, Святейший Синод, согласно предложению Г. Синодального Обер-Прокурора, определяет: предписать Епархиальным Начальствам, чтобы они, постановив решения о признании незаконности и недействительности брака и о виновных в совершении такового брака священно-церковно-служителях, и представив на утверждение Святейшего Синода своё решение о браке, решение о взыскании с священно-церковно-служителей немедленно приводили в исполнение, в порядке указанном в ст. 171 и174 Уст. Дух. Конс., не ожидая утверждения Святейшим Синодом определения Епархиального Начальства собственно о признании незаконным и недействительным самого брака, о чём и дать знать к исполнению по духовному ведомству циркулярными указами. Ноября 2 дня 1888 года.

16.-имели суждение по вопросу о порядке посвящения в священный сан лиц, не окончивших курс в духовных училищах и состоящих в запасе армии. Приказали: Один из епархиальных Преосвященных встретил недоумение в том, могут ли быть рукополагаемы в сан диакона лица из не окончивших курс в духовных училищах, уволенные от действительной военной службы по должности учителя народного училища, а по прослужении в этой должности в течение установленного ст. 63 уст. о воинск. пов. шестилетнего срока зачисленные в запас армии. Вследствие сего и в виду возможности возникновения подобных случаев в других епархиях, Святейший Синод признает необходимым разъяснить, что, согласно заключению Военного Министра, в случае необходимости посвятить в священный сан лиц, не окончивших курс в духовных училищах и состоящих в запасе армии, епархиальные начальства, предварительно всяких дальнейших распоряжений обязаны входить с особыми ходатайствами в Святейший Синод, с представлением документов предназначаемого к рукоположению лица, и могут приступать к рукоположению не прежде, как по получении уведомления из Святейшего Синода о сделанном Военным Министром распоряжении об исключении сказанного лица из запаса армии; о чём и дать знать по духовному ведомству циркулярными указами. Декабря 21 дня 1888 года.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle