А.А. Завьялов

Источник

1883 г.

1.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 21 Сентября 1882 года за № 4590, о совершении Православного Богослужения на инородческих языках. Из предложения сего видно: 1) что ещё в 1846 году, когда по делу об отпадении крещёных Татар Казанской губернии дознано было, что Татары отпадают от Православия в Магометанство главным образом потому, что не понимают православного русского Богослужения, последовало Высочайшее повеление о переводе церковно-богослужебных книг на Татарский язык, 2) что с устройством в 1860 году в Казани крещено-татарской школы, занятия переводом и проверкой переводов богослужебных и веро-учительных книг на Татарский язык сосредоточились в означенной школе, а с учреждением в Казани при Братстве Св. Гурия Переводческой Комиссии, получающей значительные средства от Православного Миссионерского Общества, дело переложения и издания богослужебных книг на Татарском и других инородческих языках получило ещё большее развитие, и в настоящее время уже существуют печатные и рукописные переводы на Татарском и Чувашском языках: Четвероевангелия, Деяний Апостольских, отрывков из посланий Апостольских, значительного числа богослужебных книг, отдельных молитв и церковных песнопений, 3) что по благословению Преосвященных Казанского и Симбирского совершается Богослужение на инородческих языках: в церквах при Казанской крещено-татарской школе, при Казанской Учительской Семинарии, в Симбирской Чувашской школе и постепенно распространяется по другим инородческим школам и крещено-татарским приходам, при Богослужении употребляются как печатные, так и рукописные переводы богослужебных книг, и на Татарском языке способ исполнения Богослужения установился выразительный и вполне православный, и 4) что в инородческих приходах церковное Богослужение на языке родном для прихожан составляет действительное средство к христианскому просвещению и воспитанию в них религиозного духа и любви к Православной церкви, а посему в устранение нередко являющихся сомнений и недоразумений, задерживающих применение этого полезного дела, желательно разрешение на совершение в инородческих приходах Богослужения на соответственных инородческих языках, и разрешение это могло бы быть ограждено следующими условиями: а) Во всех епархиях, где есть более или менее значительное население крещёных Татар, Чуваш, Черемис, Вотяков, Калмыков, Мордвы и других инородцев, допускается церковное Богослужение, общественное и частное, на соответственном языке, вполне или по частям, на сколько составлено к данному времени богослужебных переводов на тот язык, б) В употреблении при Богослужении допускаются только издания Православного Миссионерского Общества, печатаемые Переводческою Комиссией при Братстве Св. Гурия в Казани: при отсутствии напечатанных переводов допускаются временно в церковное Богослужение и рукописные переводы, но одобренные означенною Переводческою Комиссией. в) Инородческие переводы, раз напечатанные или одобренные Казанскою Переводческою Комиссией, не должны считаться навсегда неизменными, но могут быть тою же Комиссией исправляемы в дальнейших изданиях. Впрочем, таковые изменения и переделки следует допускать с осторожностью, чтобы не произвести вредного и соблазнительного на инородцев впечатления, а потому удобнее изменять то, что читается, нежели то, что поётся. Во всяком случае, крещёные инородцы должны смотреть на свои священные и богослужебные переводы, собственно, как на пособие к уразумению церковно-славянского текста, который должен служить для них основным и нормальным церковным и богослужебным текстом, г) При введении и исполнении Богослужения на инородческом языке необходимо обращать внимание на то, производит ли оно на инородцев благотворное и религиозное впечатление и д) Если с инородцами в церкви присутствуют Русские, то полезно соединять пополам или в известных пропорциях Славянский язык с инородческим, так например: во Святую Пасху канон, в котором ирмосы и тропари повторяются по несколько раз, полезно петь попеременно по Славянски и по инородчески. Присоединение Славянского языка к инородческому Богослужению может быть полезно и в том случае, если присутствуют в церкви одни инородцы. Приказали: Имея в виду, что при содействии Православного Миссионерского Общества и существующей в городе Казани при Братстве Св. Гурия Переводческой Комиссии, получающей средства от означенного Общества, дело по переложению и изданию православных богослужебных и вероучительных книг на инородческие языки получило в настоящее время столь значительное развитие, что с благословения Преосвященных в некоторых приходах совершается даже Богослужение на инородческих языках, и признавая с одной стороны, что отправление Богослужения для крещёных инородцев на родном их языке может служить одним из главных средств в духовному их просвещению и утверждению в вере православной, а с другой, – что применение сего средства с успехом и пользою для дела зависит от ближайшего усмотрения местного Епархиального Начальства, Святейший Синод определяет: предоставить Епархиальным Архиереям разрешать, по ближайшему своему усмотрению, совершение Богослужения на инородческих языках с соблюдением следующих условий: а) где есть более или менее значительное число крещёных инородцев допускать церковное Богослужение, общественное и частное, на соответствующих языках, вполне или по частям, б) при Богослужении должны быть употребляемы издания Православного Миссионерского Общества, напечатанные существующею при Братстве Св. Гурия в Казани Переводческою Комиссией: можно допускать временно и рукописные переводы, но одобренные означенною Комиссией, в) при введении и исполнении Богослужения на инородческих языках обращать внимание на то, производит ли оно на инородцев благотворное и религиозное впечатление, и г) если с инородцами в церкви присутствуют Русские, то полезно соединять пополам или в известных пропорциях Богослужение на Славянском и инородческом языках. О чём и послать печатные указы всем епархиальным Преосвященным. Января 15 дня 1883 года.

3.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 30 Ноября 1882 г. за № 13808, о необходимости возможно большего обеспечения сумм духовного ведомства от потерь и убытков. Приказали: Со времени учреждения в России частных городских, земских и других банков, Святейшим Синодом неоднократно было предписываемо Епархиальным Начальствам, чтобы на суммы духовного ведомства непременно были приобретаемы именные государственные процентные бумаги, и чтобы таковые бумаги неотложно были передаваемы для хранения в Государственный Банк или местные Конторы и Отделения оного, под опасением, за неисполнение сего, законной ответственности. Между тем из поступивших в Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде сведений видно, что монастырские начальства и церковные причты со старостами, для получения наибольшей прибыли от церковных сумм, отсылают их для приращения процентами в частные банки и при том иногда на вечное время. В виду столь явного несоблюдения постановлений о хранении и обращении сумм духовного ведомства и с целью возможно большего обеспечения на будущее время таковых сумм от потерь и убытков, Святейший Синод определяет: предписать особыми циркулярными указами Синодальным Конторам, всем Епархиальным Преосвященным и Главным Священникам Гвардии и Гренадер и Армии и Флотов к непременному исполнению, чтобы 1) суммы монастырские, церковные, епархиальных попечительств, духовно-учебных и других, состоящих в ведении духовного ведомства, заведений и учреждений, ни под каким видом и ни на каких условиях не Были помещаемы на будущее время, для приращения процентами, в частные, общественные, городские и другие под разными наименованиями банки; 2) вклады, уже сделанные церквами, монастырями и другими духовными учреждениями в означенные банки, на условиях возврата их до востребования, или по прошествии известного срока, были вытребованы из этих банков, в первом случае (до востребования)-немедленно, а во втором (на известный срок)-по истечении срока; процентные же бумаги таких банков, имеющиеся в духовных учреждениях, были бы обменены на государственные процентные бумаги; 3) принадлежащие всем вообще духовным учреждениям суммы, в случае их свободности, были помещаемы, для приращения процентами, только в Государственный Банк или его Отделения и Конторы, а равным образом и обращаемы на покупку только государственных процентных бумаг, с написанием их на имя тех учреждений духовного ведомства, на суммы которых они приобретены и 4) лица, ревизующие отчётность сумм духовных учреждений, о всяком замеченном ими несоблюдении этих правил, доносили бы Епархиальному Начальству, которому вменить в обязанность виновных в таковом несоблюдении правил подвергать надлежащей ответственности. Февраля 5 дня 1883 года.

4.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 23 Декабря 1882 г. за № 6472, с сообщённою Военным Министром ведомостью о числе новобранцев, поступивших на укомплектование частей войск в 10 военных округах в 1881 г. и до поступления в военную службу не бывших у исповеди и св. причастия ни разу, или в течение нескольких лет. И, по справке, Приказали: Военный Министр в дополнение к сообщённым в Августе 1881 г. сведениям о новобранцах, поступивших в войска Варшавского военного округа и до поступления на службу ни разу не бывших у исповеди и св. причастия, препроводил в Г. Синодальному Обер-Прокурору, а последний предложил Святейшему Синоду, составленную из собранных в Главном Штабе сведений ведомость о новобранцах православного исповедания, поступивших 1881 г. на укомплектование войск 10 военных округов, с показанием: сколько из этих новобранцев не исполняли ни разу во всё время нахождения их на родине христианского долга исповеди и св. причастия, и сколько не было у этих Таинств от одного до пяти лет. Из этой ведомости оказывается, что число новобранцев, не бывших у исповеди и св. причастия, простирается до значительной цифры и упадает преимущественно на внутренние губернии России. Между тем при рассмотрении прежде сообщённых Военным Министром сведений о новобранцах, поступивших в войска Варшавского военного округа, Святейший Синод, сознавая важность столь прискорбного явления, свидетельствующего о небрежении многих из чад православной церкви о собственном спасении, признал необходимым, обратив на это явление заботливое внимание подлежащих Преосвященных, потребовать от них сведения: по каким причинам не бывшие у исповеди и св. причастия из новобранцев не исполнили сего христианского долга. Из доставленных вследствие сего некоторыми Преосвященными сведений оказывается, что большая часть из новобранцев, поступивших в военную службу из не бывших у исповеди и св. причастия, не исполняла сего долга по уклонению в раскол, другие-не были у исповеди по причине частых или постоянных отлучек из мест их жительства в другие местности на заработки, или нахождения в услужении у иноверцев и раскольников, некоторые же ошибочно внесены в число не бывших у Свят. Таинств, так как исполнение ими христианского долга подтвердилось не только записью по церковным документам, но и произведённым расследованием и собственными показаниями возвратившихся уже на родину новобранцев, которые при том удостоверили, что они дали военному начальству неправильные ответы о своём небытии у исповеди или по легкомыслию, или по непониманию предлагавшегося им военными властями в непривычной форме вопроса об исполнении Таинств исповеди и св. причастия. В виду таковых сведений, доставленных Преосвященными тех епархий, из которых значились поступившие в Варшавский военный округ, нельзя не прийти к заключению, что как показанное в прежнем сообщении число не бывших у исповеди и св. причастия из православных лиц должно уменьшиться, так и самый факт небытия у исповеди и св. причастия зависел не от недостатка пастырского влияния духовенства на прихожан. Тем не менее Святейший Синод, по поводу ныне препровождённой Военным Министром ведомости о числе новобранцев, не бывших у исповеди и св. причастия, определяет: пригласить Епархиальных Преосвященных, чтобы они усугубили обычное напоминание приходскому духовенству о его пастырской обязанности неленостным и внимательным совершением Богослужения и проповедью поучать прихожан как возрастных, так и детей, разъясняя им значение молитв, истин веры и церковных Таинств, особливо же Таинств исповеди и св. причастия, дабы никто, по возможности, не оставался в неведении о значении, необходимости для православного христианина и о спасительном действии Св. Таинства тела и крови Христовой, особливо же во время Великого поста со всею пастырскою заботливостью увещевали бы молодых людей, подлежащих призыву к воинской повинности, о непременном долге приступать к Таинствам исповеди и св. причастия, – облегчая им при том всеми способами исполнение сего долга; о чём, для исполнения, и дать знать Синодальным Конторам, Епархиальным Преосвященным и Главным Священникам Гвардии и Гренадер, Армии и Флотов печатными указами. Апреля 1 дня 1883 года.

9.-слушали предложенное Товарищем Г. Синодального Обер-Прокурора отношение Министра Государственных Имуществ, от 8 Апреля сего 1883 г. за № 168, по вопросу о правах православного сельского духовенства на пользование лесом в казённых и поступивших в надел крестьянам лесных дачах, следующего содержания: «Совет Министра, рассмотрев вновь вопрос о правах сельского православного духовенства на пользование лесом из казённых и поступивших в надел крестьянам лесных дач, остался по этому предмету при прежнем своём заключении, о котором известно уже Г. Синодальному Обер-Прокурору из отношения его, Министра, от 20 Мая 1881 г. за № 232. В заключении том, утверждённом Управлявшим Министерством Государственных Имуществ, Статс-Секретарём Князем Ливеном, было высказано мнение, что сельское духовенство имеет право получать бесплатно лес на домашние надобности только из тех дач, которые, после выдачи бывшим государственным крестьянам владенных записей, поступили за наделом крестьян в казну, причём такое право духовенства должно быть обусловлено имеющимися у него писцовыми книгами и другими документами, а размер отпуска-возможностью оного по состоянию дач и требованиям правильного лесного хозяйства. Во всех же прочих случаях, т. е. когда при селениях, в коих проживают священнослужители, или вовсе не было лесов и, следовательно, они отпуском леса никогда не пользовались, или хотя и были леса, но при выдаче крестьянам владенных записей полностью поступили в лесной надел крестьянам, право сельского духовенства на бесплатное пользование лесом из казённых дач, согласно ст. 264 Лесн. Уст., должно быть ограничено только отпуском оного на постройку сгоревших домов. За всем тем, приняв во внимание: 1) что прекращение отпуска леса сельскому духовенству из крестьянских дач произошло вследствие неотвода оному, при поземельном устройстве крестьян, участков для лесного пользования; 2) что такое прекращение, в большинстве случаев, поставило сельское духовенство в весьма тяжёлое положение, и 3) что ст. 264 Лесн. Уст. возлагает на Министра Государственных Имуществ обязанность оказывать содействие к улучшению быта православного духовенства отпуском леса, в необходимых случаях бесплатно или по уменьшенным ценам, Сонет Министра ныне нашёл, что в виду изложенного было бы желательно, чтобы Министерство Государственных Имуществ разрешало такие отпуски не только по отдельным единичным ходатайствам лиц сельского духовенства, как это делается теперь, но установило бы их на будущее время, в виде постоянного пользования, во всех тех местностях, где это, по хозяйственным соображениям лесного управления, окажется возможным без истощения казённых дач и без нарушения правил лесного хозяйства. Сообщая о таковом постановлении Совета Министра по предмету отпуска леса сельскому православному духовенству, утверждённому им, Статс-Секретарём Островским, он присовокупляет, что в виду этого постановления Лесным Департаментом предписано всем местным Губернским Управлениям Государственными Имуществами доставить подробные соображения о том, на каких именно основаниях может быть на будущее время установлено постоянное пользование сельских причтов лесом из казённых дач в каждой губернии. Справка. 5 Апреля 1882 г. за № 1506 Г. Синодальный Обер-Прокурор предложил Святейшему Синоду отношения Министров Государственных Имуществ и Внутренних Дел, от 20 Мая 1881 г. за № 232 и от 22 Марта 1882 г. за № 2525, по вопросу о предоставлении православному сельскому духовенства права въезда, для рубки леса на собственное продовольствие, как в казённые леса, не поступившие в надел крестьян, так и в леса прихожан в тех местностях, где они получили от казны в надел более необходимого количества леса. Святейший Синод, рассмотрев означенные бумаги, нашёл, что Министерства Внутренних Дел и Государственных Имуществ отказывают православному духовенству в праве въезда в леса, отведённые крестьянам по владенным записям, – первое на том основании, что из приписанных к селениям лесных дач крестьяне получили надел лишь в узаконенной на душу пропорции, причём определённые ст. 661 Уст. Лесн. изд. 1876 г. права духовенства пользоваться крестьянским лесом в расчёт не принимались и на предмет такого постороннего пользования особого отвода не делалось, последнее-в виду того соображения, что до выдачи владенных записей пользование лесом сельского духовенства из состоявших при селениях дач не оплачивалось крестьянами, но принималось на счёт казны и производилось независимо от ежегодных отпусков крестьянам леса на их домашние надобности, так что вследствие сего не представляется оснований обязывать крестьян бесплатно довольствовать лесом священно- церковнослужителей сельских церквей из отведённых по владенным записям узаконенных наделов, оплачиваемых крестьянами ежегодным лесным налогом, исчисляемым по действительной стоимости всего возможного годичного отпуска из этих наделов. При этом Министерство Государственных Имуществ полагает, что за отказом сельскому духовенству в праве въезда в леса, отведённые крестьянам по владенным записям, и при существовании ст. 661 Уст. Лесн. и однородной с нею ст. 458 ч. I. т. X, Свод. Зак. 1857 г., предоставляющих сельскому духовенству право въезда для продовольствия лесом в состоящие при селениях дачи, часть коих, при выдаче владенных записей, за наделом крестьян узаконенною на душу пропорцией леса, или за отказом их вовсе от лесного надела, поступили в казну, следует считать обязательным для Министерства Государственных Имуществ применение означенных статей к таким отрезкам в казну излишков леса сверх крестьянского надела, т. е. признать право сельского духовенства на бесплатное пользование из этих отрезков лесными материалами для их домашних надобностей в размере, соответствующем условиям правильного в тех отрезках лесного хозяйства, и при том в тех только случаях, когда право въезда духовенства в дачи, к которым по книгам генерального межевания принадлежат упомянутые отрезки обусловливается писцовыми книгами и другими межевыми документами. Во всех же остальных случаях, т. е. там, где при селениях бывших государственных крестьян или вовсе нет лесов, или же хотя и есть, но при выдаче владенных записей они полностью поступили в надел крестьян, довольствование лесом сельского духовенства, за исключением только пожарных случаев, не может иметь для казны обязательного характера и должно производиться на точном основании примечан. к ст. 264 Лесн. Уст. издан. 1876 г., т. е. по усмотрению Министра Государственных Имуществ. При сообщении об изложенном Г. Синодальному Обер-Прокурору, Министр Государственных Имуществ признал необходимым обратить внимание Святейшего Синода на значительность ежегодно производимых ныне, согласно приведённой статье Лесного Устава, льготных отпусков леса православному духовенству, продажная стоимость которого за 1876, 1877 и 1878 гг. составляет более 60,000 р., и просил о сообщении окончательного отзыва по настоящему делу для дальнейших со стороны Министерства Государственных Имуществ распоряжений. Сообразив изложенное, Святейший Синод признал, что по отзыву Министерства Государственных Имуществ право сельского духовенства на бесплатное пользование в соответствующем условиям правильного хозяйства размере должно быть ограничено только отрезками в казну излишков леса от крестьянского надела и при том в тех случаях, когда право въезда духовенства в дачи, к которым по планам генерального межевания принадлежат упомянутые отрезки, обусловливается писцовыми книгами и другими межевыми документами. Находя такое ограничение крайне стеснительным для сельского духовенства особенно тех местностей, в которых кроме казённых не имеется других лесных дач, и признавая тоже ограничение несоответствующим точному разуму закона (ст. 661 Уст. изд. 1876 г. и ст. 458 т. X, Ч. 1, Зак. Гражд. Св. Зак. 1857 г.), предоставляющего духовенству право въезда в лес без ограничения этого права писцовыми книгами и другими межевыми документами, Святейший Синод, по определению 28 Апреля/ 6 Июня 1882 г. за № 803, предоставил Г. Синодальному Обер-Прокурору сообщить Министру Государственных Имуществ, с просьбою уведомления о последующем, что по мнению Святейшего Синода право въезда сельского духовенства в леса, отведённые в надел крестьянам по владенным записям, должно зависеть от обоюдного соглашения владельцев тех лесов с церковными причтами: право же въезда духовенства в казённые леса не должно быть ограничиваемо теми дачами, в кои право въезда духовенства обусловлено писцовыми книгами и другими межевыми документами; при этом обратить внимание Министра, что льготные отпуски леса православному сельскому духовенству, на основании ст. 264 Уст. Лесн., производятся в силу закона 1863 года (Высочайше утверждённого 14 Апреля 1863 года журнала Присутствия по делам православного духовенства. Полн. Собр. Зак., 1863 г., № 39481, п. IV), коим на Министерство Государственных Имуществ возложено оказывать содействие к улучшению быта православного духовенства находящимися в ведении сего Министерства способами. Приказали: О содержании вышеизложенного отношения Министра Государственных Имуществ за № 168 и об оказавшемся по справке дать знать Епархиальным Преосвященным указами для сведения. Декабря 7 дня 1883 года.

10.-имели рассуждение о том, что некоторые священники, в особенности из городского и столичного духовенства, а также из состоящего при учебных заведениях, при произнесении проповедей, по случаю разных общественных событий, особливо же по случаю смерти лиц известных общественною или литературною деятельность, не всегда с должною сдержанностью и разборчивостью касаются сей деятельности и соблюдают достоинство подобающее служителю церкви, говорящему от её имени. Приказали: Святейший Синод, обсудив с должным тщанием способы к предупреждению погрешительного действования священников при исполнении пастырского долга проповедания, признал благовременным и благопотребным поручить Епархиальным Преосвященным 1) преподать подведомым им священно-служителям следующие наставления: а) Духовным пастырям надлежит твёрдо памятовать, что они поставлены быть учителями Св. Веры Христовой, сокровищницею коей служат слово Божие и Св. Православная церковь; из сего чистого и животворного источника пастырь должен почерпать и основания, и руководительные начала для своих поучений, последуя Св. Апостолу Павлу, яко от чистоты, яко от Бога, пред Богом, во Христе проповедовавшему (2Кор. 2:17), и полагая целью проповеди назидания, духовное усовершение и спасение пасомых, б) Те же требования обязательны для пастыря, когда ему, по званию духовного руководителя словесного стада Христова, надлежит нужда поучать по поводу каких-либо общественных событий, или кончины общественных деятелей. В сих случаях служитель Православной Церкви должен касаться явлений общественной жизни не иначе, как с православно-христианской точки зрения и с единственною целью назидания по слову Божию и церковному преданию. При их свете проповедник может и должен указывать в совершившихся событиях пути Всеблагого Промысла, знамения милости и правды Божией, и направлять умы и сердца своих слушателей к благодарной молитве, упованию и терпению в скорбях, покаянию и нравственному исправлению. Из жизни скончавшихся сограждан он должен заимствовать для своей проповеди только такие черты душевные и деяния на пользу общую, кои сообразны с требованиями Закона Божия и могут служить примером для подражания, уроками для каждого достойно ходити звания (Еф. 4:1) своего, поучительными опытами преспеяния в вере и благочестии, честного и самоотверженного труда во благо ближних и отечества. Образцы для сих поучений проповедник найдёт в достоподражаемых творениях великих вселенских учителей Св. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, а также в писаниях отечественных церковных витий, Св. Димитрия Ростовского, Митрополита Филарета, Архиепископа Димитрия Херсонского, Епископа Иннокентия Пензенского и других, в) Но пастырь церкви нарушит свой долг, если в своей проповеди выступит судьёй общественных дел и явлений не по разуму Богопреданного учения, хранимого Церковью, а по мудрованию человеческому, по духу своего века, явится непризванным истолкователем полезного значения их не для внутреннего духовного человека, а для внешнего, плотяного, или для временных, житейских целей, если при оценке умерших общественных деятелей не воздержится от лживых словес (2 Пер. 2:3), от потворства господствующим в обществе направлениям, вкусам и мнениям, суетным и чуждым духа христианского, уничижая чрез сие, в своём лице достоинство церковной проповеди и делая её предметом пререканий, к смущению, а иногда и к соблазну благочестивых слушателей. 2) Внушать сии наставления священнослужителям, особливо в столицах и городах, где чаще представляются к сему случаи и где молодые священники, а иногда и законоучители учебных заведений, бывают склонны увлекаться преходящими и случайными мнениями и впечатлениями, воспринимаемыми в среде волнующегося общества. 3) В тех случаях, когда усмотрено будет в проповедниках нарушение должной меры, недостаток сдержанности и благоразумия, обязывать их представлять свои проповеди на просмотр прежде их произнесения. Для надлежащего по сему исполнения, Святейший Синод определяет: о вышеизложенном дать знать всем Епархиальным Преосвященным печатными указами. Декабря 7 дня 1883 года.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle