А.А. Завьялов

Источник

1884 г.

8.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 21 Июня 1884 года за № 2955, в коем изъясняет, что, во исполнение определения Святейшего Синода он имел счастье подвергать на Высочайшее Его Императорского Величества воззрение составленные Святейшим Синодом » Правила о церковно-приходских школах» и испрашивать Высочайшее разрешение на введение сих правил в действие во всех епархиях, кроме Рижской, а также и Великого Княжества Финляндского, и что Государь Император Высочайше соизволил в 13 день Июля сего года правила эти утвердить. При чём Его Величеству благоугодно было, на всеподданнейшей записке по этому предмету, Собственноручно начертать: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». Приказали: Державная воля возлюбленного Монарха подтверждает ныне православному духовенству возложенную на него долгом звания обязанность учительства к просвещению народа в истинах Православной веры и в правилах благочестия. Слово Монарха, обращённое к пастырям и учителям церкви, послужит новым для них возбуждением к ревности в священном их служении, дабы совокупленным их трудом и примером собственной жизни воспитывать в детях страх Божий, преподавать им знание веры, вселять в их сердца любовь к Св. Церкви и преданность Царю и Отечеству. Препровождая при сем к подлежащему исполнению Высочайше утверждённые правила о церковноприходских школах, Святейший Синод возлагает на Епархиальных Архиереев особливо попечение как о содержании существующих, так и об устройстве, по мере возможности, новых церковно-приходских школ в тех местностях, где никаких училищ не имеется, при чём надлежит прилагать заботу не только об умножении школ, но в особенности о том, чтобы обучение повсюду, где есть школы, происходило старательно и правильно. В местностях, где уже учреждены гражданским ведомством школы, не принадлежащие к числу приходских, духовенство должно открывать свои школы не иначе, как по предварительном сношении Преосвященного с подлежащим начальством, так как для достижения полного успеха в просвещении народа, потребно единодушие между всеми лицами и учреждениями, призванными к служению сему делу. На должность наблюдателей за церковно-приходскими школами должны быть назначаемы преимущественно те из священников, кои известны своим усердием и опытностью в деле учительства и начального образования. Внимание Преосвященных должно быть обращено и на привлечение к сему делу просвещённых и благочестивых мирян, известных прежним своим усердием к устройству церковно-приходских школ, и способных личным трудом и попечением или материальною помощью оказать своё содействие: участие в трудах Епархиального Совета и в наблюдении за школами людей благочестивых и преданных церкви поможет духовенству в усовершении дела на него возложенного. Святейший Синод питает надежду, что Архипастыри Всероссийской церкви со тщанием и любовью приложат труд свой к утверждению в народной школе церковного начального образования в духе благочестия, что священники, руководствуясь 10-м правилам Седьмого Вселенского Собора, будут помнить, что им «паче всего подобает учити отроков, читая им Божественное Писание, ибо для сего и священство получили», и что вообще все члены клира, служа по мере сил народному просвещению, оправдают то высокое доверие к православному духовенству, которое Государь Император благоволил выразить при утверждении настоящих правил. Призывая благословение Господне на всех трудящихся и обучающихся в церковно-приходских школах, Святейший Синод уповает, что школы сии будут истинными рассадниками христианского просвещения в православном народе. Июля 12 дня 1884 года.

9.-имели рассуждение о брошюрах разного наименования, изданных учреждённым в 1876 году «Обществом поощрения духовно-нравственного чтения». И, по справке, Приказали: Из дел Святейшего Синода усматривается, что большая часть брошюр, изданных учреждённым в 1876 году «Обществом поощрения духовно нравственного чтения», вредны по своему направлению и противны Православному Христианскому учению. Такими именно оказались и следующие 32 брошюры из числа 39, находившихся разновременно в рассмотрении Святейшего Синода: 1) Брачная одежда, 2) Молишься ли ты, 3) Первая молитва Джесики, 4) Пастух и овцы, 5) Иисус Назорей идёт, 6) Спасён ли ты или погиб, и будьте готовы, 7) Что такое христианин, 8) Благая весть, 9) Напоминания христианам от слова Божия, 10) У Бога не останется бессильным никакое слово, 11) Жизнь Иисуса Христа по св. Писанию, 12) Брачный пир, 13) Встреча со старушкой, 14) Прииди ко Иисусу Христу, 15) Рай и ад, 16) Сегодня или никогда, 17) Застигнутые врасплох, 18) Краткое руководство к чтению Нового Завета, 19) Беседа двух друзей о возрождении, 20) Истинная радость, 21) Примирился ли ты с Богом, 22) Звание Христианина и его значение, 23) Два слова о святой Библии, 24) Перекличка, 25) Разговор двух матросов после бури, 26) Благодатное дитя, 27) Он любит меня, 28) Христос всё и во всём, 29) Как был завоёван яблоневый двор, 30) Путь ко спасению, 31) Два брата и 32) Радостная весть. Признав эти брошюры, по их сектантскому направлению и другим недостаткам, непригодными для распространения в народе и подлежащими изъятию из обращения, Святейший Синод, вместе с тем, неоднократно поставил на вид членам С.-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета, разрешавшим к печатанию вышепоименованные брошюры, неправильные их действия и предписывал на будущее время руководствоваться относительно подобных брошюр особенною осмотрительностью. Независимо от сего, вредное направление брошюр, издававшихся Обществом поощрения духовно-нравственного чтения, изобличалось и учёным разбором их в духовных периодических изданиях, в коих, кроме перечисленных 32, поименованы и разобраны ещё 50 брошюр, также не признаваемые годными к обращению в народе. (№ 14 Московских церковных ведомостей за 1883 г. и № 24 Церковного вестника за тот же год). Не смотря, однако же, на указания духовной журналистики и на замечания, сделанные Святейшим Синодом некоторым из членов С.-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета за неосмотрительный пропуск вышеупомянутых брошюр к печати, распространение их в народе и народных школах, не ослабевает; напротив, они появляются в новых изданиях, имея на то разрешение духовной цензуры, а брошюры, издаваемые в Варшаве, печатаются даже без дозволения духовной цензуры. В виду этого Святейший Синод, в ограждение чад святой нашей Церкви от вредных печатных изданий, определяет: 1) строго подтвердить всем Духовно-Цензурным Комитетам: а) не разрешать на будущее время к печатанию, ни одной из вышепоименованных 32-х брошюр, признанных Святейшим Синодом непригодными для распространения в народе, а представленные на рассмотрение препровождать в Святейший Синод: б) поступать точно также и относительно других изданий Общества поощрения духовно-нравственного чтения, даже те из них, кои по своему содержанию и направлению окажутся несомнительными, допускать к новому изданию только в том случае, если на то последует особое разрешение Святейшего Синода; II) предписать всем Епархиальным Преосвященным иметь наблюдение, чтобы означенные брошюры не были распространяемы в народе и III) предоставить Г. Синодальному Обер-Прокурору о настоящем определении Святейшего Синода уведомить Министра Внутренних Дел и просить зависящих с его стороны распоряжений к прекращению последующих изданий и распространения тех брошюр. Для исполнения по сему определению, послать всем Епархиальным Преосвященным и Духовно-Цензурным Комитетам печатные циркулярные указы. Августа 20 дня 1884 года.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle