А.А. Завьялов

Источник

1885 г.

2.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 11 Января 1885 г. за № 388, следующего содержания: Министр Государственных Имуществ, от 20 Декабря 1884 г. сообщил, что во вверенное ему Министерство начали поступать ходатайства об отпуске леса из казённых дач на постройку зданий для церковно-приходских школ, устраиваемых в селениях, на основании правил, Высочайше утверждённых 13 июня 1884 г. Признавая вполне необходимым прийти на помощь столь полезному вновь возникающему учреждению и приняв во внимание: 1) что упомянутыми правилами не определено, какими именно пособиями и в каком размере церковно-приходские школы могут пользоваться от казны и 2) что 292 ст. Лесн. Уст. Министру Государственных Имуществ предоставлено право на отпуск леса из казённых дач для сельских училищ за половинную по таксе цену, Министр Государственных Имуществ, по соглашению с Государственным Контролёром, испросил, 3 Декабря 1884 г. Высочайше Е. И. ВЕЛИЧЕСТВА соизволение распространить действие означенной статьи закона и на вновь открываемые в селениях церковно-приходские школы, с тем, чтобы все ходатайства об отпуске леса для этих школ возбуждались чрез местное Епархиальное Начальство. Вследствие сего Министр Государственных Имуществ просит сделать распоряжение, чтобы все возбуждаемые по отпуску леса для сельских церковно-приходских школ ходатайства направлялись Епархиальным Начальством в местные управления Государственными имуществами, для доставления последними Министерству необходимых сведений и заключения о возможности просимого отпуска. Приказали: О содержании вышеизложенного отзыва Министра Государственных Имуществ сообщить всем Епархиальным Преосвященным печатными указами для надлежащего с их стороны распоряжения. Февраля 14 дня 1885 г.

3.-слушали: 1) предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 17 Февраля 1885 года за № 719, следующего содержания: Государь Император, по всеподданнейшему докладу определения Святейшего Синода, от 21 Декабря/25 Января 1884/5 года, в 16 день Февраля 1885 года, Высочайше соизволил: а) на закрытие Высочайше учреждённого 28 Июня 1862 года Присутствия по делам Православного духовенства и б) на приведение в действие изложенных в том определении предположений Святейшего Синода об изменении некоторых постановлений касательно устройства церковных приходов и состава причтов, и 2) Справку, по коей оказалось: Святейший Синод 21 Декабря/25 Января 1884/5 года определил: I. Установить на будущее время нижеследующие правила о составе приходов и причтов: 1) Епархиальным Преосвященным предоставляется восстановлять самостоятельные причты, по просьбам прихожан и при наличности достаточных по местным условиям средств содержания, при таких церквах, которые, на основании прежних штатов или особых разрешений Святейшего Синода, были приходскими, а по новым штатным расписаниям, составленным на основании Высочайше утверждённого 16 Апреля 1869 года постановления Присутствия по делам Православного духовенства, вошли в состав других приходов, без назначения к ним особых причтов; при чём на учреждение новых причтов во вновь открываемых приходах и на всякое изменение в штатном составе существующих причтов Епархиальные Преосвященные и впредь имеют испрашивать разрешение Святейшего Синода. 2) Все приходские церкви, вошедшие по новым штатным расписаниям в состав соединённых приходов, с сохранением при них, или с назначением к ним вновь, особых священников и причетников, выделив с их прихожанами из состава соединённых приходов, признать самостоятельными, о чём и предоставить местным Преосвященным сделать надлежащее распоряжение. 3) С признанием всех церквей, имеющих свои причты, самостоятельными, разделение священников на настоятелей и помощников настоятеля отменить. 4) Отменив также разделение причетников на псаломщиков и исправляющих должность псаломщика, предоставить всем состоящим при церквах причетникам звание псаломщика, 5) Во всех епархиях, за исключением Западных и Закавказских, церковные причты в приходах, имеющих менее 700 душ мужеского пола, состоят из священника и псаломщика, а в приходах, имеющих более 700 душ-из священника, диакона и псаломщика. В городах, а равно и в сёлах, при существовании особых местных средств к обеспечению духовенства, Преосвященным предоставляется назначать диаконов и при меньшем числе прихожан. 6) Если при приходской церкви состоят два священника или более, то в состав причта входят диакон и псаломщики, соответственно с числом священников, по одному на каждого. 7) В случае неимения в епархии кандидатов для замещения свободных священнических мест из окончивших в Семинарии полный курс богословских наук, предоставить Преосвященным рукополагать во священники лиц, кои по научному образованию, безукоризненной нравственности и знанию чина богослужения, вполне соответствуют требованиям сего сана. 8) В диаконский сан могут быть посвящаемы воспитанники Семинарии по окончании ими курса, а равно и такие лица, кои по своим нравственным качествам и по знаниям будут признаны Епархиальным Преосвященным достойными посвящения в сей сан. Прохождение диаконского служения, будучи естественным подготовлением к священству, соединяется по возможности, с обязанностями Законоучителя и учителя в начальных школах. 9) На должность псаломщика, при недостатке в лицах окончивших курс в Духовных Семинариях, Епархиальным Преосвященным предоставляется назначать лиц безукоризненного поведения, твёрдых в знании церковного устава и искусных в чтении и пении церковном. 10) Впредь до пересмотра правил штатного содержания духовенства, получаемое ныне членами причтов жалованье производить им и преемникам их на существующем основании, в ныне получаемых ими размерах, а о распределении окладов, освобождающихся в случае закрытия целых причтов, или отдельных вакансий в их составе, представлять на благоусмотрение Святейшего Синода. II. Предоставить Г. Синодальному Обер-Прокурору повергнуть вновь составленные правила на Высочайшее Его Императорского Величества воззрение и утверждение и испросить Высочайшее соизволение на закрытие учреждённого 28 Июня 1862 года Присутствия по делам Православного духовенства, с передачею дел сего Присутствия в Святейший Синод, на введение в действие означенных правил и отмену, в соответствие с сим, нижеследующих постановлений: а) примечания в 71 статье Устава Духовных Консисторий, и б) заключающихся в Высочайше утверждённых журналах Присутствия по делам Православного духовенства: от 16 Апреля 1869 года статей: I. II пунктов 1, 2, 3 и 7, III и IV пунктов 1, 2, 3 и 5, – от 20 Марта 1871 года статей: I, II, III, V и VII; – от 24 Марта 1873 года § 19 приложения; – от 7 Апреля 1873 года статей: II, III и VII, пункта 1; – от 17 Января 1876 года статей: I, III, пунктов 1, 2 и 3, и V; от 24 Апреля 1876 года статьи I, и от 2 Апреля 1877 года статей: I, II до пункта б III, IV и V. Приказали: Об изъяснённом Высочайше утверждённом определении Святейшего Синода, для надлежащих по оному распоряжений и исполнения, дать знать всем Епархиальным Преосвященным печатными указами, пояснив в оных, что при распределении доходов между членами причта соблюдаются по прежнему Высочайше утверждённые 24 Марта 1873 года правила, за исключением изложенного в сих правилах § 19, при чём относительно раздела собственно кружечных доходов между членами причта должно быть принято на будущее время следующее положение: При составе причта из двух членов-священника и псаломщика, первый из доходного рубля получает 75 к., а последний 25 к. При трёхчленном составе причта священник получает 50 к., диакон 331/3 к., псаломщик 162/3 к. При пятичленном составе каждый священник получает по 60 к. из доходного рубля, диакон по 20 к. из каждой кружки, и каждый псаломщик по 20 к. При семичленном составе священник получает 642/7 к., диакон 142/7 к. из каждой кружки, псаломщик 213/7 к. При девятичленном составе священник получает 666/9 к., диакон по 111/9 к, из каждой кружки, псаломщик 222/9 коп. Марта 4 дня 1885 года.

6.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 6 Июня сего года № 2727, об устранении неудобств, происходящих от произнесения в неделю о слепом поучений вслед за чтением св. Евангелия и производства затем денежного в храмах сбора пожертвований в пользу Мариинского Попечительства для призрения слепых. И, по справке, Приказали: Из дела сего видно: по ходатайству Председателя Совета Мариинского Попечительства для призрения слепых, Святейшим Синодом в 1881 году разрешён повсеместный в городских и монастырских церквах сбор в неделю о слепом пожертвований в пользу означенного Попечительства, а священнослужителям предложено произносить в эту неделю соответствующее слово о значении сих пожертвований. Затем в 1882 г. Святейший Синод, согласно ходатайству Председателя означенного Попечительства, циркулярно предписал по духовному ведомству, чтобы установленное слово в неделю о слепом священнослужители произносили непременно вслед за чтением св. Евангелия. Производство упомянутого сбора пожертвований в таком порядке, как показал четырёхлетий опыт, хотя и сопровождается благоприятным результатом в пользу Попечительства для призрения слепых, но вместе с тем представляет некоторые неудобства. Предпринятое в видах усиления означенного сбора произнесение нарочитых для сего поучений, не при окончании божественной литургии, а вслед за чтением св. Евангелия, и производство вслед затем денежного сбора порождают ропот в среде богомольцев. Со стороны православных прихожан, присутствующих в св. храмах в неделю о слепом, отовсюду слышатся сетования на перерыв богослужения, произнесением, вопреки установившемуся издавна обычаю, поучений в начале литургии, – а также на происходящее от сего замедление в совершении богослужения, и даже некоторое замешательство в оном, вследствие чего многие оставляют храм прежде окончания божественной службы, а иные уклоняются даже от посещения церкви в этот день. Для устранения вышеозначенных неудобств, Святейший Синод определяет: предписать циркулярно по духовному ведомству, чтобы установленные в городских и монастырских церквах в неделю о слепом сборы пожертвований в пользу Мариинского Попечительства для слепых были производимы и соответствующее слово о значении сих пожертвований было произносимо, на будущее время, не вслед за чтением Евангелия, а в обычное для сего время, пред окончанием литургии; о чём, для зависящих к исполнению распоряжений, сообщить циркулярно печатными указами Епархиальным Преосвященным, Московской и Грузино-Имеретинской Синодальным Конторам и Главному Священнику Армии и Флотов. Августа 8 дня 1885 года.

7.-слушали: 1) предложение Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 4 сего Августа за № 80 и 2) по Высочайшему повелению доклад о допускаемых в некоторых местностях отступлениях от точного смысла 67 ст. I ч. X т. Свода Зак. Гражд. и о необходимости сделать подтверждение о точном исполнении сего закона. И, по справке, Приказали: Статьёй 67-ою Зак. Гражд. Свода 1857 г. т. X ч. I, (по продолж. 1876 г.) постановлено: «Если жених или невеста принадлежит к православному исповеданию, в сем случае везде, кроме Финляндии (для коренных жителей которой постановлено в статье 68 изъятие) требуется, между прочим, чтобы лица Других исповеданий, вступающие в брак с лицами Православного исповедания, дали подписку, что не будут ни поносить своих супругов за Православие, ни склонять их чрез прельщение, угрозы или иным образом, к принятию своей веры, и что рождённые в сем браке дети крещены и воспитаны будут в правилах Православного исповедания; подписка сия берётся священником пред совершением брака по форме (к статье сей приложенной). По совершении брака подписка представляется Епархиальному Архиерею». Имея в виду, что сему закону присвоена общая обязательная сила в России повсюду за исключением лишь Финляндии (68 ст. того-же тома), для коей по местным обстоятельствам существует особое законное правило, и что сей закон остаётся доныне неизменным в своей силе, Святейший Правительствующий Синод определяет: подтвердить всем Епархиальным Преосвященным, дабы имели строгое наблюдение за точным его исполнением во вверенных им Епархиях при совершении браков лиц православных с лицами других христианских исповеданий. О чём послать Преосвященному Рижскому и всем прочим Преосвященным циркулярные указы. Августа 7 дня 1885 года.

11.-слушали: 1) предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 1 Августа сего года № 3504, о том, что Государь Император, по всеподданнейшему докладу определения Святейшего Синода от 31 Мая/ 3 Июля текущего года, Высочайше соизволил, в 30 день Июля сего года, на продолжение производства по всей Империи в течение одного года сбора пожертвований в пользу учреждённого при Константинопольской Патриархии центрального духовного училища на острове Халки, и 2) предложение Г. исполнявшего обязанности Синодального Обер-Прокурора, от 20 Августа текущего года № 3759, о том, что согласно вышеозначенному определению Святейшего Синода, сделано было сношение с Управляющим Министерством Внутренних Дел касательно воспрещения печатать объявления, коими доводятся до всеобщего сведения приглашения к воздаянию поклонения св. мощам и иным предметам религиозного чествования, без разрешения на то со стороны Святейшего Синода. Впоследствии сего Управляющий Министерством Внутренних Дел уведомил, что им сделано циркулярное распоряжение, чтобы как в повременных изданиях, так и на отдельных листах не печатались без разрешения Святейшего Синода означенные выше объявления. Справка: 1) Циркулярным указом Святейшего Синода, от 9 Октября 1883 года дано знать по духовному ведомству для сведения и должного в чём следует исполнения о нижеследующем: Прибывшему от Вселенского Патриарха Архимандриту Серафиму, для сбора в России пожертвований на учреждённое при Патриархии духовное училище, разрешить предъявлять в России для чествования и поклонения вручённые ему Вселенским Патриархом части мощей Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святого Апостола Матфея, Святого Николая Чудотворца, Святого Иоанна Златоустого и иных Святых Угодников Божиих, о чём и сделать надпись в выданной ему сборной книге, с тем, чтобы Архимандрит Серафим на предъявление означенной святыни для чествования и поклонения усердствующих испрашивал в епархиях благословение местных Архиереев; Епархиальным же Преосвященным предоставить назначать, по собственному их усмотрению, одну из городских церквей для хранения упомянутых святынь с подобающею честью. 2) 17 Января сего года Г. Синодальным Обер-Прокурором было предложено Святейшему Синоду послание Вселенского Патриарха на имя Святейшего Синода о разрешении Архимандриту Серафиму продолжать сбор в России пожертвований в пользу духовного училища при Константинопольской Патриархии. Святейший Синод 31 Мая/ 3 Июля сего года определил: 1) продолжить ещё на один год срок для сбора пожертвований в России в пользу учреждённого при Константинопольской Патриархии духовного училища, на что и предоставить Г. Синодальному Обер-Прокурору испросить Высочайшее соизволение, и 2) в виду дошедших до Святейшего Синода сведений о том, что св. мощи предъявляются Архимандритом Серафимом для чествования не только в указанных местными Епархиальными Архиереями храмах, но и в домах без всякого на то дозволения, а равно без всякого со стороны Святейшего Синода разрешения печатаются как в повременных изданиях, так и на отдельных листах объявления о св. мощах, чем нарушается должное к ним почтение, – не разрешать впредь Архимандриту Серафиму предъявлять для чествования св. мощи при производстве им сбора пожертвований и предоставить Г. Синодальному Обер-Прокурору снестись с Министром Внутренних Дел о том, чтобы со стороны сего Министерства сделано было распоряжение о воспрещении печатать объявления, коими доводятся до всеобщего сведения приглашения к воздаванию поклонения св. мощам и иным предметам религиозного чествования без разрешения на то со стороны Святейшего Синода. Приказали: О вышеизложенном дать знать по духовному ведомству циркулярно печатными указами. Ноября 1 дня 1885 года.

12.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора относительно представления на утверждение Святейшему Синоду решений Епархиальных Начальств о расторжении и о признании браков незаконными и недействительными. Приказали: В вышеозначенном предложении Г. Синодальный Обер-Прокурор объяснил, что из полученных им сведений по производившемуся в одной из Духовных Консисторий делу о браке лица с родною его племянницею оказалось, что по этому делу состоялось решение Епархиального Начальства, коим постановлено: брак этот считать незаконным и недействительным и привести в исполнение все требующиеся в делах сего рода распоряжения; заключения же о том, чтобы решение по настоящему делу, предварительно исполнения оного, представить в Святейший Синод, не постановлено, на том основании, что ст. 221 Уст. Дух. Конс., 1841 г., предписывалось решительные определения о расторжении браков лиц, повенчанных в близком родстве, представлять на усмотрение Святейшего Синода, но в данном, для руководства, новом Уставе Духовных Консистории (изд. 1883 г.) в ст. 212, соответствующей 221 ст. прежнего устава, это требование относительно браков лиц, повенчанных в родстве, опущено и удержано лишь для дел о вступлении в брак при существовании первого (ст. 213), вследствие чего Консистория и пришла к заключению, что дела первого рода отныне подлежат окончательному решению Епархиального Начальства. Усматривая из сличения изданий Уст. Дух. Конс. 1841 и 1883 гг., что в последнем действительно опущено заключавшееся в ст. 221, изд. 1841 г., постановление относительно представления на усмотрение Святейшего Синода определений Епархиальных Начальств о незаконности и недействительности браков лиц, состоящих в близком родстве (ст. 210 и 212, изд. 1883 г.) и принимая во внимание, что: 1) изъяснённое постановление никакими последующими узаконениями не отменено, а напротив подтверждено 626 ст. Т. X, ч. II, Зак. Судопр. Гражд. (изд. 1876 г.), по коей Епархиальные Начальства решения свои о расторжении браков, или о признании их недействительными, обязаны представлять на усмотрение и утверждение Святейшего Синода; за исключением лишь двух, указанных в сей статье случаев; 2) что по ст. 6 Уст. Дух. Конс. изд. 1883 г., основания Епархиального Управления и суда суть, между прочим, действующие в государстве узаконения, Г. Синодальный Обер-Прокурор полагал бы необходимым, – чтобы для устранения в делах сего рода недоразумений, от Святейшего Синода было циркуляром предписано Епархиальным Начальствам соблюдать в точности изъяснённое требование ст. 626 Зак. Суд. Гражд. Соглашаясь с изложенным заключением Г. Синодального Обер-Прокурора, Святейший Синод определяет: в устранение могущих встретиться в епархиях недоразумений по делам сего рода дать знать по духовному ведомству циркулярно печатными указами о точном соблюдении на будущее время 626 статьи Зак. о суд. и взыск. гражд. с прописанием вышеизложенных для сего оснований. Ноября 26 дня 1885 года.

13.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 22 Ноября 1885 года за № 13444, в коем изъяснено: Управляющий Министерством Финансов, 25 Июля сего года № 1813, сообщил Г. Обер-Прокурору Святейшего Синода, что многие частные лица, по недостаточному знанию правил Устава о гербовом сборе, подают лично в правительственные установления прошения без оплаты, или с неполною оплатою сим сбором как самых прошений и ответов на них, так и приложений к прошениям, и по заявлении им принимающим прошение должностным лицом о том, что, по 73 Гербового Устава, прошение не может быть принято без оплаты оного, а равно ответа и приложений, подлежащими гербовыми марками, подающие прошения лица встречают затруднения в немедленном приобретении марок и, в большинстве случаев, тут же обращаются к нижним служителям правительственного установления, которые обыкновенно имеют у себя некоторый запас марок, или же приобретают их в ближайшем месте продажи, при чём однако нередко взимают за марки с нуждающихся цену, большую против их действительной стоимости, каковая приплата имеет как бы характер вознаграждения за труд служителей по приобретению марок. Так как подобная, сверх узаконенной цены гербовых марок, доплата является для частных лиц дополнительным, неустановленным законом налогом, который для лиц недостаточного состояния может быть обременительным, по статье же 97 Устава о гербовом сборе, кроме Казначейств и Таможен, гербовые бумаги и марки могут быть продаваемы в разных установлениях, по соглашению Министерства Финансов с подлежащими ведомствами, то Управлявший Министерством Финансов признавал полезным для облегчения оплаты частными лицами гербовым сбором лично подаваемых ими, но неоплаченных или недостаточно оплаченных сим сбором, прошений, приложений к ним и разрешительных по прошениям бумаг иметь в каждом правительственном установлении запас гербовых марок 60, 10, и 5 коп. цены в необходимом, по указаниям опыта, количестве на сумму от 30 до 60 руб., с тем, чтобы деньги на покупку этих марок из Казначейств были заимствованы из канцелярских сумм каждого установления, чтобы марки находились в распоряжении и на ответственности того должностного лица, которое заведует канцелярскими материалами, чтобы марки были продаваемы лишь лицам, подающим прошения или другие какие либо бумаги, и притом по той именно цене, которая обозначена в штемпеле каждой марки, без всякой со стороны частного лица доплаты, чтобы заведующее такою продажею марок должностное лицо вело надлежащую отчётность по покупке и продаже марок, чтобы начальство каждого учреждения удостоверялось, от времени до времени, лично, или чрез подчинённых ему чинов, в сохранности выданной на покупку марок суммы, которая должна быть во всякое время в наличности сполна марками или деньгами. По сему Управлявший Министерством Финансов просил Г. Синодального Обер-Прокурора: не признано ли будет возможным установить таковую продажу гербовых марок во всех правительственных установлениях ведомства Святейшего Синода, Приказали: Согласно изложенному в настоящем предложении заключению Хозяйственного Управления, Святейший Синод определяет: предоставить каждому учреждению Православного Духовного Ведомства, если оно признает это нужным, – судя по количеству требующихся в его делопроизводстве гербовых марок, и возможным, по состоянию своих канцелярских сумм, – иметь запас гербовых марок 60, 10 и 5 копеечного достоинства в необходимом, по указаниям опыта, количестве, по усмотрению Начальства каждого присутственного места, на сумму от 30 до 60 руб., но с тем, чтобы деньги на покупку этих марок из Казначейств заимствовались из канцелярских сумм каждого установления, чтобы марки находились в распоряжении и на ответственности того должностного лица, которому поручена будет эта операция начальством, чтобы марки были продаваемы лишь лицам, подающим прошения или другие какие либо бумаги, и при том по той именно цене, которая обозначена в штемпеле каждой марки, без всякой со стороны частного лица доплаты, чтобы заведующее такою продажею марок должностное лицо вело надлежащую отчётность по покупке и продаже марок и чтобы начальство каждого учреждения удостоверялось, от времени до времени, лично, или чрез подчинённых ему чинов, в сохранности выданной на покупку марок суммы, которая должна быть во всякое время в наличности сполна, марками или деньгами. О чём для надлежащего исполнения, дать знать по Духовному Ведомству циркулярными указами. Декабря 12 дня 1885 года.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle