Б. Самария
Историческое значение страны, судьба царства Израильского и происхождение самарян. К северу от Иерусалима тянется дорога в Назарет и далее – в Дамаск. Дорога эта лежит чрез обширную и богатую естественными произведениями страну, известную как в древности, так и ныне под именем Самарии и занимающую центральное положение в земле обетованной. При разделении земли обетованной во дни И. Навина, страна эта досталась главным образом колену Ефемову, половине колена Манассиина и отчасти также колену Иссахарову. Отсюда она еще в древности носила название «горы Ефремовой» (Нав.20:7; 21:21; 3Цар.12:25; 1Цар.7: 67), соответственно «горе Иудиной» в Иудее28. Славная участь была предсказана патр. Иаковом колену Ефремову, которое произошло от любимейшего из сыновей его: «Иосиф – отрасль плодоноснейшего древа, – говорил Иаков в предсмертном благословении Иосифу и его сыновьям Ефрему и Манассии, – отрасль плодоносного древа над источником; ветви его простираются над стеною... Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцев и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословение гор древних и приятности холмов вечных...» (Быт.49:22,25,26). В этом благословении, по указанию самого Иакова (Быт.48:19), преимущественнейшее благословение должно было принимать колено Ефремово. Еще в период судей Ефремово колено становилось иногда во главе прочих колен (Суд.8:1–3; 9–12), а с разделением царств оно приобрело первенствующее положение в Израильском царстве, сделавшись средоточием его, подобно тому, как Иудино колено с городом Иерусалимом было средоточием царства Иудейского. Многолюднейшее и богатое естественными произведениями страны царство Израильское высоко превознеслось, но уже в самом начале своего политического бытие изменило Богу истинному. Служение золотым тельцам в смешении с другими языческими обрядами здесь держалось непрерывно, и никакие обличение пророков (Илии, Елисея и др.) не могли вразумить и исправить гордых сынов царства Израильского, которые как будто обезумели от своего богатства и силы: «горе венку гордости пьяных Ефремлян, – говорил пророк Исаие в обличение жителей царства Израильского, – увядшему цветку красивого убранства его, который на вершит тучной долины сраженных вином! Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю. Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян. И с увядшим цветком красивого убранства его, который на вершит тучной долины, делается то же, что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берет в руку и проглатывает ее» (Ис.28:1–4). Этот сильный исполнитель грозного суда Божия над неверным Ефремом и прочими девятью коленами был Салманассар, царь Ассирийский, разрушивший, наконец, царство Израильское и переселивший жителей его далеко за Тигр и Евфрат (в 723 г. до Р. Хр.). Со временем сюда переселены были язычники из Куфы, Емафа и Сепарваима, которые смешались с остатками израильтян, приняли отчасти закон иудейский, хотя и оставили служение богам своим. Со временем они еще более очистили свои верование, однако не могли вступить и в религиозное общение с иудеями, которые, по возвращении из Вавилонского плена, отвергли их соучастие в построении храма Иерусалимского. С сего времени они сделались постоянными врагами иудеев: всеми мерами препятствовали сооружению храма Иерусалимского и стен, воздвигли свой храм на горе Гаризине, легко изменяли своей вере и принимали язычество (наприм., при Антиохе Епифане) и всегда соединялись с врагами иудеев, чтобы причинить им больше зла.
Ожесточенная вражда иудеев и самарян; отзыв о самарянах Спасителя и вступление их в Церковь Христову. Во времена Спасителя между самарянами и иудеями не было никакого общения: имя «самарянин» было равносильным слову «еретик» и «язычник» (Ин.8:48; Мф.10:5); с ними иудей не вступал ни в какое общение: «не прикасают бо ся жидове самаряном» (Ин.4:9), – говорит самарянка Иисусу Христу29. Самаряне, с своей стороны, платили иудеям тем же, и мы знаем один случай из жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда самаряне не прияша Его в весь свою, яко лице Его бе грядущее во Иерусалим (Лук.9:53). Сам Господь, посылая вначале Своих апостолов на проповедь, не велел им ходить в города самарянские (Мф.10:5). Однако самаряне имели и добрые качества, предпочтительно даже пред священниками и левитами иудейскими (Лук.10:30–37; 17:12–19); Господь находил их способными к принятию Его учение, и Сам проповедывал там евангелие (Ин.4:40–42), а по вознесении Его на небо, апостолы проповедывали евангелие в Самарии и там основали Церковь (Деян.8:5–17, 25). Христианская вера долго там процветала. С VII в. персы, а затем арабы-мусульмане опустошили в этой стране благодатную ниву Христа и апостолов. Население здесь почти всюду могометанское. Есть немного и самарян. Только многочисленные развалины напоминают о богатом славою прошлом. Их обозревают обыкновенно по пути из Иерусалима в Назарет и прочие места Галилеи.
По пути в Сихем
Характер местности. Из Дамасских ворот Иерусалима к северу дорога чрезвычайно трудная: это – узкая тропинка, усаженная камнями и усеянная мелким булыжником. Кругом обожженные скалы, безплодные холмы, пересекаемые небольшими песчаными площадями; большая часть встречающихся по пути холмов носит следы древних остатков, истаявших от времени, между коими находятся места очень дорогие по историческим воспоминанием, с ними связанным. Таковы: Гива Вениаминова, Михмас, Рама, Вефиль, Силом. К сожалению, время многое так здесь изгладило, что об этих местах приходится судить по догадкам.
Гива Бениаминова (Тель-эль-Фуль). В расстоянии одного часа пути от Иерусалима находится холм Тель-эль-Фуль (холм бобов). На открытой вершине его возвышается одинокая башня. В сем месте многие полагают Гиву (холм, возвышение) Вениаминову, бывшую родиной и местопребыванием царя Саула. Пустынно здесь и безжизненно, а между тем во времена библейские сколько здесь было оживление, и как много совершилось важного! Отсюда вышел Саул искать пропавших ослиц отца своего Киса и возвратился от Самуила домой помазанником Божиим, при чем сила Божия явно обнаружилась в нем даром пророчества: «и бысть егда отвратити ему плещи своя, отъити от Самуила, преложи ему Бог сердце на ино... И взыде нань Дух Божий, и прорицаше среди пророков (1Цар.9–10, особ. 10:9–10). Сюда в дом свой возвратился Саул после избрания на царство (1Цар.10:26). Сюда приходили к нему послы из Иависа Галаадского, прося помощи против аммонитян (1Цар.11:1). Здесь, во время войны с филистимлянами, пребывал Саул с Ионафаном, сыном своим, и людьми своими, когда неприятели, собравшись, стояли станом в Михмасе, и отсюда Ионафан, пробравшись к стану их, положил начало славному их поражению (1Пар.13 и 14 гл.).
Михмас (Ель-Бире). Невдалеке от Гивы был город Михмас. Полагают его в Ель-Бире, расположенном на холме, на вершине коего находятся развалины древней церкви, поросшей деревьями. В нижней части города при дороге струится обильный источник, вода которого собирается в особый древний, покрытый сводами, резервуар. Здесь, полагают, праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария на обратном пути из Иерусалим а стали искать между родственниками и знакомыми Богоотрока Иисуса и отсюда, ища Его, возвратилась в Иерусалим, где обрели Его в храме, сидящего посреде учителей и послушающего их и вопрошающего их (Лук.2:45).
Рамалла и греческий монастырь св. Авраама. В недалеком раcстоянии от Иерусалима находится селение Рама (ныне Рамалла), бывший город колена Вениаминова. Это та Рама, между которой и Вефилем, под пальмою, на горе Ефремовой жила и судила Израиля пророчица Девора (Суд.4:4–5). Здесь пророк Иеремия получил свободу от заключения и плена, тогда как прочие иудеи здесь собраны были Навузарданом, полководцем Навуходоносора, и отсюда отведены в Вавилон (Иер.40); изображая это печальное событие, пророк Иеремия писал: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о сынах своих и не хочет принимать утешение, потому что их нет» (Иер.31:15). Для нового завета оно служило прообразом другого печального события – избиение младенцев вифлеемских Иродом (Мф.2:16–18). Ныне это – небольшое и бедное селение, состоящее из нескольких десятков домиков. В полуверсте от него находится греческий монастырь cв. Авраама; церковь его, по преданию, стоит на том месте, где Авраам раскинул свой шатер, ночуя с своими стадами; в полуверсте от монастыря есть колодезь с холодною родниковою водою; из него, по преданию, пил воду отец верующих, Авраам, с пастухами и стадами своими.
Вефиль (Бейтин). Далее дорога опять идет среди скал и развалин в Бейтин, или Вефиль. Он расположен на склоне холма и представляет массу до основание разрушенных древних зданий, среди которых находит себе убежище горсть феллахов. Здесь некогда патриарх Иаков, отдыхая на пути в Месопотамию, во сне видел таинственную лествицу, утвержденную на земле и досягающую до небес, – лествицу, по которой ангелы Божии восходили на небо и нисходили на землю. Вефиль значит «дом Божий». Эта таинственная лествица, по учению св. отцов Церкви, прообразовала Пресвятую Деву Богородицу, чрез посредство Которой небо соединилось с землей, с пришествием Сына Божия. «Радуйся, лествице высокая, юже Иаков виде», поет св. Церковь.
Горы Ефремовы и развалины Силома (Сейлум). За Вефилем картина природы резко изменяется. Начинаются знаменитые еще в древности Ефремовы горы, покрытые сплошными виноградниками и садами плодовых деревьев и представляющие сплошную зелень садов. По пути к Сихему, почти в средине земли обетованной, встречаются запустелые развалины древнего Силома, по-нынешнему – Сейлум. Здесь по переходе через Иордан и завоевании земли обетованной, поставлена была скиния Моисеева с ковчегом завета (1Нав.18:1) и оставалась до времен Илии и Самуила (И. Нав.18:1; Цар.4 гл.). Здесь евреи имели совещание и делили землю обетованную (И. Нав. 18:1–10). Здесь молились они и отправляли свои праздники (Суд.21:19). Здесь Самуил испрошен горячими молитвами Анны, оскорбленной за безчадие, и потом воспитывался при скинии; здесь же он гласом Божиим в таинственном ночном видении призван был к своему великому служению (Цар.1–3 гл.). Здесь впоследствии пророк Ахия предвозвестил Иеровоаму царство над Израилем и после суд Божий над домом его за измену Богу Вышнему и идолослужение (3Цар.11:26–39; 14:2–16). Город этот, как по своему положению в центре земли обетованной, так и по пребыванию здесь скинии, должен был иметь великое значение для Израиля: в нем должны были приносить всякого вида и рода жертвы, десятины, начатки и дары; здесь должны были сосредоточиваться всякие праздничные торжества и веселья, происходить многолюднейшие народные собрания и решаться все важнейшие дела (Втор.12:10–14). Но сыны Израиля стали отступать от Бога и служить идолам, и пример в этом подавало ему колено Ефремово. За то Бог прогневался на них и отринул жилище Свое в Силоме. Трогательно говорит об этом псалмопевец: «Искусиша и преогорчиша Бога Вышнего, и свидений Его не сохраниша: и отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен. И прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его. Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля: и отрину Скинию Силомскую, селение Свое, еже (идеже) вселися в человецех: и предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врогов... Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут. И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина: И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им. И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра: И избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби. И созда яко единорога святилище Свое: на земли основа и в век. И избра Давида раба Своего и восприят его от стад овчих (78:56–61, 64–69 и дал.). Впоследствии, когда и Иуда стал преогорчать Господа, Он чрез прор. Иеремию, грозил Иерусалиму такою же участью, какая постигла Силом, и Иудину колену – таким же отвержением, каким поражено было Ефремово (Иер.7:12–15; 26:6–9). При виде сего опустелого места, некогда возлюбленного Господом и потом отвергнутого, страх объемлет сердце и возбуждает в душе покаянное чувство.
Сихем-Наблус
Местоположение и исторические судьбы Сихема (Наблус). Спустя пять часов по выходе из Вефиля, поклонники по склонам горы Гаризина прибывают в город Сихем, или, по-нынешнему, Наблус. Город этот – один из древнейших городов земли обетованной, современный Салиму, городу царя Мелхиседека. Патриарх Авраам кочевал в окрестностях Сихема, проходя из этого города в Хеврон. Здесь явился ему Господь и обещал потомству его дать землю сию; тут Авраам создал Богу жертвенник (Быт.13:6–7). Патриарх Иаков приходил сюда с шатрами и купил здесь поле у Эммора, Сихемова сына. После печальной истории мщения сыновей Иакова сихемлянам за оскорбление сестры их Дины, Иаков удалился в Хеврон и оттуда иногда посылал детей своих на сихемское свое поле пасти стада.
По занятии евреями земли обетованной здесь, на противоположных горах, совершился обряд благословение исполнителям закона и проклятие нарушителям его (И. Нав.7:30–35). При разделении земли обетованной Сихем отошел к Ефремову колену и считался одним из 48 городов левитов и одним из трех городов, отделенных на правом берегу Иордана для убежища ненамеренных убийц. И. Навин перед смертию своею созвал в этом городе великое народное собрание и преподал здесь старейшинам и начальникам колен Израильских свои последние заветы (Втор.11:26–29). После смерти Соломона г. Сихем был местом народного собрание для избрание царя, окончившегося отпадением десяти колен от Ровоама и образованием царства Израильского. Первый царь Израильский Иеровоам обстроил его и имел здесь свое местопребывание. Впоследствии, когда самаряне воздвигли на горе Гаризин свой храм (в 335 г. до Р. Хр.), то Сихем для них стал тем же, чем для иудеев был Иерусалим. Спустя 200 лет храм этот был разрушен Иоанном Гирканом. Этот город рано имел христианскую общину. В 487 г. самаряне восстали против христиан и, в наказание за это, греческим правительством были изгнаны из Сихема и с горы Гаризин; император Зенон построил здесь церковь в честь пресвятой Девы Марии; а император Иустин построил в Сихеме пять церквей, которые впоследствии были сожжены самарянами.
Колодезь патр. Иакова иля Самарянки. За полчаса пути до самого города, по спуске с горы Гаризина, находится колодезь св. патриарха Иакова, или колодезь Самарянки, из которого пили воду сам Иаков, сыновья и стада его. У этого колодца беседовал Господь с самарянкою, которая, уверовав в Него, проповедывала св. Евангелие и сподобилась потом мученического венца; имя ее – Фотиния. Колодезь широк и очень глубок, но он ныне в запустении и без воды. Иерусалимский патриарх приобрел его в собственность патриархии, и есть надежда, что со временем приведено будет в должное благолепие то место, у которого, по выражению бл. Иеронима, Господь, жаждущий и терпящий голод насытился верою самарянки.
Гробница Иосифа. На север от источника Иакова, в долине между Гаризином и Гевалом, на поле, купленном патриархом Иаковом, стоит одиноко гробница его сына Иосифа. Здесь погребены кости его по завещанию, ибо здесь протекло его детство (Быт.50:26). Она окружена четыреугольною оградою, среди коей возвышается могильная насыпь, обложенная камнями и оштукатуренная. У головы и ног стоят два жертвенника для курений, на которых возжигаются благовоние в честь праведника – по древнему обычаю. Белые стены гробницы испещрены надписями пилигриммов-евреев, христианским же паломникам не дозволяется даже приближаться сюда.
Греческий монастырь с церковью св. великомуч, Георгия. Самый город Сихем занимает положение между горами Гаризин и Гевал. Вид города мрачный, улицы узкие, темные, дома покрыты пылью и копотью. В Сихеме есть небольшой греческий монастырь с церковью св. великомуч. Георгия, двором и несколькими келлиями, в которых богомольцы находят себе приют. Жителей не менее 12 тыс., среди которых есть до 20–30 семейств православных и около 50 семейств древних самарян.
Самаряне. Дома самарян почти смежны один с другим. В одном из них, лежащем у подножие Гаризина, помещается синагога для уцелевшей отрасли самарян. Стены ее украшены каменными дощечками с текстами из самаританского Пятокнижия; в нише восточной стены хранится священный свиток пятокнижия, в медном ковчеге.
Самария, или Севастия
Прошедшее и нынешнее Самарии. Из Сихема дорога идет почти безпрерывными рощами и садами в Самарию, или Севастию. Это – древняя столица царей Израильских, основанная нечестивым царем Амврием и названная так от горы Семерон, на которой построен город. Амврию наследовал нечестивый царь Ахаав с беззаконною женою своею Иезавелью, которая много содействовала развращению народа Израильского. Она воздвигла идольское требище Ваалу, при коем было более 500 жрецов. Св. пророк Божий Илия, ревнуя по Господе, обличал преступного Ахаава и злую жену его Иезавель; но они не слушали его, и постиг их праведный суд Божий: Ахаав умер, раненый на войне, и псы полизали кровь его, по предречению пророка Божия, а погубившая невинного Навуфея Иезавель выброшена была из окна своего дворца (в Изреели), по повелению царя Ииуя (исполнителя грозного суда Божия над домом Ахаава): она разбилась о стены, и псы растерзали ее. Самария была разрушена ассирийским царем Салманассаром и возобновлена римским правителем Габинием. Римский император Август отдал Самарию вс владение Ироду Антиппе, который украсил ее великолепно и в честь Августа, или по-гречески – Севаста (благочестивого), назвал Севастиею. В настоящее время от древнего города не осталось камня на камне, и вид города представляет именно ту картину, которую некогда предызображал для него пророк Михей: «от Самарии останутся куча камней, которые будут перебрасывать и скатывать, чтобы обнажить все основания города, и на его месте будут сеять хлеб и разводить виноградники» (Михей I, 6). Действительно, верхняя площадь храма Самарии в настоящее время представляет частию возделанное поле, частию небольшие сады и виноградники, а уцелевшие здесь древние камни снесены арабами на нижний уступ горы, где расположена нынешняя Севастия. А где был дворец Ирода, там виднеется около 20 мраморных колонн на распаханной земле на память будущим векам о несчастий живших на этом месте.
Темница и место усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Среди Самарийских развалин уцелели только остатки христианского храма, современного св. Елене и обращенного потом в могометанскую мечеть. Они находятся над тем местом, где был заключен св. Иоанн Предтеча, и где усечена была его честная глава. Храм, как видно, был громаден и великолепен. Средина его как раз приходилась над той темницей, во мраке, которой совершилось страшное злодеяние, и из которой оруженосец вынес за волосы главу великого пророка и поместил на блюде с царского стола. Теперь над этим местом стоит небольшая часовня, освещаемая двумя небольшими отверстиями, сделанными в боковых дверях. Отсюда двадцать тесных ступеней ведут вниз, в темницу, где совершилось ужасное злодеяние – отсечена, глава проповедника покаяния, о коем засвидетельствовал Сам Господь, что не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя (Мф.11:2). На такое зверское злодеяние подвигла Ирода адская злоба и коварство беззаконной жены его Иродиады против Крестителя. Предтеча Господень говорил Ироду, что не должно ему иметь Иродиаду, жену, брата его Филиппа. За это злобная Иродиада искала погибели св. Иоанна. Ирод праздновал день своего рождения; на пиру дочь Иродиады плясала и так угождала Ироду и приближенным его, что он поклялся исполнить всякую ее просьбу, хотя бы даже до полцарства она просила. По наущению матери, она стала просить главу Иоанна Крестителя. Царь опечалился, ибо считал Предтечу Господня святым мужем и слушал поучения его; но ради клятвы, данной им при приближенных, пировавших с ним, по чувству человекоугодия, послал в темницу палача, И усечена была честная глава Крестителя Господня и дана была на блюде плясавшей, которая отнесла ее к матери своей: «пляса ученица вселукавого диавола, – поется в стихире, – и главу твою, Предтече, мзду взят. О пира исполнена кровей! лучше бе ти не клятися, Ироде беззаконе, лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовашу главу Предтечеву усекнути: но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще ублажаем», (стихи из службы 29 августа). Есть предание, что беззаконная Иродиада наругалась над усеченной главою Крестителя Господня: колола иглою язык, обличавший ее, и велела закопать св. главу во лворце своем, боясь, что если глава будет погребена с телом, то Предтеча Господень воскреснет. Ученики св. Иоанна, услышав о его кончине, пришли и взяли св. его мощи и положили их во гроб (Мк.6:29).
Темница св. Иоанна Предтечи тесна. Место усекновения честные главы обозначено мозаическим кругом. К месту этому прикладываются паломники. Здесь служат молебны великому проповеднику покаяния, – и с каким благодатным умилением поется здесь тропарь ему: «Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показалбося еси во истину и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного, тем же за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде, Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость». В пещере видны гробовые своды, заделанные снаружи, с оставленными нарочито углублениями внутри. В одной из боковых стен от места усечения главы две ниши, в коих, по преданию, погребены были пророки Елисей и Авдий. Пророк Елисей совершил много дивных чудес в Самарии, как и св. учитель его, пророк Илия. Пророк Авдий, полагают, был тем благочестивым мужем, который спас 100 пророков Иеговы, преследуемых Иезавелью.
По северной границе Самарии
Дженин – Дофаим. Из Самарии дорога сначала идет трудною, горною, каменистою тропой, а затем, за так называемым источником воров, дорога становится более удобной. После целодневного утомительного пути путешественники приходят в Дженин, небольшой город, построенный на месте древнего Дофаима, или Дотеи, на границе Самарии с Галилеей. Здесь некогда жил пр. Елисей. Царь сирийский, видя в нем помеху к исполнению своих коварных замыслов против царства Израильского, выслал для овладения пророком многочисленное войско, которое внезапно окружило Дофаим. В ужас пришел слуга Елисея, но пророк показал ему тьмы колесниц и коней огненных. Сирияне были поражены слепотой и самим пророком приведены в Самарию к царю израильскому. В этом же городе Господь исцелил прокаженных, которые оказались неблагодарными, кроме одного самарянина.
Саннур – Ветилуя. На Назаретской дороге лежит город Саннур, древняя Ветилуя, отечество славной Иудифи, которая смело вошла в стан военачальника Навуходоносорова Олоферна, во время сна его отрубила ему голову и тем спасла свое отечество от угрожавшей беды (Иудифь IV, 1–7; VIII–XVI гл.).
Равнина Ездрилонская, или Изреельская. От Дофаима начинается знаменитая в истории равнина Ездрилонская, или Изреельская. Она представляет самую плодородную местность и имеет волнообразную поверхность, покрытую зеленью, цветами и разными хлебными произведениями. Кругом синеют горы: Гелвуй, Малый Ермон и Фавор; на западе возвышается Кармил. Почва земли состоит из богатого чернозема и так плодородна, что некогда здесь в изобилии росли разные плоды хлебных растений. Ныне она, по беспечности жителей, большею частью не возделана; земля заросла травою, и по ней бродят только кочующие племена бедуинов с их стадами. На сей равнине сыны патриарха Иакова пасли стада свои. Близ Дофаима, нынешнего Дженина, Иосиф брошен был в ров своими братьями, которые потом, извлекши его оттуда, продали в рабство купцам египетским. Местность эта тем более имеет значения, что здесь идут дороги – из Галилеи в Иерусалим и из Дамаска, через Газу, в Египет. Благодаря такому своему положению и пространству, эта равнина издавна служила местом великих сражений и важных событий. Здесь Гедеон одержал великую победу над амаликитянами и мадианитянами (Суд.6:33; 7:11 и далее). Здесь стояло лагерем войско израильское во дни Саула, пред последним сражением его с филистимлянами (1Цар.29:1; 31:1 и дал.). На этой равнине, при Афеке, Ахаав одержал знаменитую победу над царем сирийским Венададом (3Цар.20:26 и дал.). Здесь, перед городом Изреелем, через Ииуя совершился суд Божий ад домом Ахаава (4Цар.9:14 и дал., 21 и дал., 30 и дал.). Здесь стояло войско Олоферна, полководца Навуходоносора, осаждая город Ветилую (Иудифь VII, 3). Здесь же сражались римский полководец Веспасиан с иудеями, крестоносцы с сарацинами, французы с турками.
Ездрелон – Нзреель (ныне Зераин). От Дженина в разстоянии и часа пути к северу лежит на холме небольшая деревенька Зераин. Это древний Ездрелон, или Изреель, третья столица Израиля (после Сихема и Самарии). Здесь Ахаав, устроивая свою резиденцию, вздумал приобресть соседнюю с своим дворцом усадьбу израильтянина Навуфея, и когда тот отказался продать свое родовое имение царю, то нечестивая Иезавель прибегла к хитрости и, пролив кровь Навуфея, явилась к царю с радостным известием; встань, возьми во владение виноградник Навуфея изральтянина, который не хотел отдать его тебе за серебро; ибо Навуфея нет в живых, он умер (3Цар.21:15). Ахаав вступает преступною ногою в виноградник Навуфеев, чтобы принять его в свое владение. Здесь явился Ахааву пророк Илия, как вестник грознога суда Божия всему дому Ахаава. Невинная кровь отомщена кровью безбожных убийц: сам Ахаав, внезапно пораженный стрелою одного сириянина, умер на своей колеснице, и обмыли колесницу, обагреную его кровью, в пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек через пр. Илию (3Цар.22:34–38). Такая же участь постигла и прочих представителей дома Ахаава. Здесь, в виду города Изрееля, поражен был Ииуем сын Ахаава Иорам, а Иезавель была выброшена из окна дворца своего, растоптана ногами лошадей ииуя и свиты его. Здесь же, у ворот, были сложены головы сыновей Ахаава, живших в Самарии и истребленных по требованию Ииуя. Страшен суд Божий для нечестивых.
Изреельский источник. Из Зераина по узкой ногорной тропинке спускаемся к источнику Изреельскому, именуемому ныне Голиафовым, по причине его величественного вида и замечательной его истории. При нем стояли лагерем Гедеон пред сражением с амаликитянами и мадианитянами и Саул пред сражением с филистимлянами (Суд.7:1; Цар.29:1).
Сулим – Сонам. Недалеко отсюда находится Сулим, библейский Сонам, ныне большая деревня, утопающая в зелени. Здесь некогда одна богатая замужняя и бездетная женщина приняла на жительство пророка Елисея в свой дом и, по соглашению с мужем, выстроила для него особую горницу. Елисей в благодарность испросил ей у Бога сына. Ребенок подрос и умер. Мать тотчас отправилась к Елисею на гору Кармил и высказала ему свое горе. Елисей пришел в дом ее и молитвою воскресил ее сына.
Горы Гелвуйские. Долину Ездрилонскую со всех сторон окружают горы. Таковы: по северным границам Самарии – Гелвуйские и Кармил. Горы Гелвуйския представляют целую цепь возвышенностей, на границе колена Иссахарова и Манассиина, на юго-восточной стороне долины Ездрилонской. При этих горах расположено было войско Саула; филистимляне же занимали северную сторону равнины изреельской: израильтяне были обращены в бегство, убиты три сына Саула, а сам Саул, покрытый ранами, боясь попасть в руки неприятелей, пал на свой меч и умер (1Цар.31:1-;1Пар.10:1–6). Горько оплакал Давид это поражение Израиля и смерть помазанника Божия Саула и сына его Ионафана. Какою силою горячей любви к своему отечеству, глубокого уважения к заслугам Саула и беззаветной привязанностью к сыну его Ионафану отзывается каждое слово плачевной его песни, которой он научил сынов Израилевых! – «Красота твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! как пали сильные! Не разсказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалонских, чтобы не радовались дочери филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! Да (не сойдет) ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы он не был помазан елеем. Без крови раненых, без тука сильных лук Ионафана не возвращался назад, и меч Саулов не возвращался даром. Саул и ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучались и по смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были. Дочери израильские! Плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями, и доставлял на одежды ваши золотые уборы. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой, Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!» (2Цар.1:19–27).
Гора Кармил. В противоположном, северо-западном конце Ездрилонской равнины находится славная подвигами пророков Илии и Елисея гора Кармил, называемая ныне у туземцев горою Илииною. Она лежит в пределах колен Ассирова и Манассиина. Это – большая, обильная водами, прекрасная видами и богатая растительностью гора Палестины. И в св. Писании она представляется образцом красоты и великолепия (Песнь Песн. 7:6; Ис.35:2; Иер.46:18; 50:19; Мих.7:14). По сторонам ее, особенно на западе, к морю, находилось множество пещер и гротов, которые служили убежищем для гонимых (3Цар.18:4, 13). Сюда часто уединялись и великие пророки – обличители нечестия царей и народа израильского – Илия и Елисей. Здесь Илия испросил огонь с неба на приготовленную им жертву и посрамил жрецов Ваала (3Цар.18:18–20). Он испросил дождь на землю после трехлетней засухи (3Цар.18:42). Здесь были укрываемы пророки от иезавели (3Цар.18:4,13). Здесь была школа пророческая, и воспитывались сыны пророческие; существовавший здесь жертвенник Господу, потом разрушенный, был воcстановлен Илией (3Цар.18:30). И в последующее время гора эта была почитаема иудеями. Существует предание, что Пресв. Богородица с Младенцем Иисусом приходила сюда из близкого отсюда Назарета и посещала пещеру прор. Илии.
Памятники пребывания пророка Илии. Пещера пророка Илии и жертвенник его указываются на оконечности горы, выходящей в море. В половине Xии в. сюда прибыл латинский священник Бертольд, устроил храм и основал орден кармелитов. Главным святилищем монастырской церкви служит грот Илии. Это – натуральная пещера, расширенная человеческой рукой. В гроте стоит латинский престол имени пророка Илии, на котором выдается изваянная молящаяся фигура пророка, и сверху над гробом стоит алтарь Кармильской Богоматери. Место жертвоприношения Илии (3Цар.18:12–46) арабское предание указывает на восток от монастыря, на особенной возвышенности в хребте Кармила. Гора Кармил и ныне представляет очаровательные виды: к западу – на поверхность Средиземного моря, к югу – на долину Саронскую, увенчанную красотою цветов, к северу и северо-востоку – на город Птолемаиду, или Акру, и зеленеющие склоны Ливана и Антиливана и особенно Ермон, к востоку – на холмы Галилейские, поток Киссон и долину Ездрилонскую.
Поток Киссон. Прежде чем покинуть Самарию, путешественнику приходится переезжать поток Киссон, имя которого значит: «извивающийся, извилистый». Он знаменит в истории победы Девворы и Варака над Иавином, царем асорским, и его военачальником Сисарою (Суд.4:7; 5:21; Пс.82:10): в волнах его потонуло много воинов. По мере углубления в Ездрилонскую долину, по пути к Назарету, дорога становится ровнее, и растительность роскошнее, местами земная поверхность усеяна разного рода чудными цветами, представляя как бы один цельный ковер, сотканный щедрою рукою природы.
* * *
Впоследствии, с возвышением в сей стране г. Самарии на степень столицы (при Амврии, отце Ахава, в 929 г., 3Цар.14:23,24), она стала называться еще «горой Самарийской» (Иер.31:5–6; Амос.3:9; 6:1).
«Двумя народами гнушается душа моя, – говорит сын Сирахов (L, 27, 28), – а третий не есть народ: это сидящие на горе Сеир филистимляне и глупый народ, живущий в Сикимах!»