П.П. Петрушевский

Источник

В. Галилея

Исторические судьбы Галилеи в ветхом завете. Галилея – это северная часть Палестины, заключающая в себе уделы колен Ассира, Завулона, Иссахара и Неффалима, от Самарии до Кедеса, Ваал-Гаадаи Емафа (И. Нав. 19:10–30; 13:4–6; Ис.9:1). Еще при завоевании этой страны, при Иисусе Навине, здесь оставлено множество язычников-хананеев (Суд.1:30–33); в последствии языческое население здесь, благодаря близкому соседству с землями языческими, особенно Финикиею и Сириею, чрезвычайно умножилось, так что во времена Маккавейския представляло большую опасность для здешних иудеев (1Мак.5:14–15). От такой смеси населения страна эта, особенно в северной своей части, называлась «Галилеей языков» (Ис.9:1; Мф.6:15). Обилие язычников в самой стране и соседство с языческими странами представляли постоянную опасность для самобытности и благосостояния здешних иудеев. Победа Иисуса Навина над царем асорским при водах меромских (И. Нав. 9) не истребила в здешних хананеях надежды подчинить израильтян своей власти. 20 лет израильтяне северных колен носили на себе иго Иавина, царя асорского, который жестоко угнетал сынов Израильских; от притеснений его, по словам песни прор. Девворы, были пусты дороги, и ходившие прежде путями, прямыми ходили тогда окольными дорогами. Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало (Суд.5:6–7), доколе израильтяне не возопили ко Господу и не возстала пр. Деввора, «мать во Израиле». Она призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, повелела ему собрать войско и сразиться с Сисарою, военачальником Иавиновым; она сопутствовала ему, руководя его своими указаниями. Сражение у вод мегиддонских, при потоке Киссоне, кончилось совершенным поражением и истреблением колесниц и войска Сисары. Особенно упрочились здесь израильтяне при Соломоне. По разделении царств, Галилея, вошла в состав царства Израильского, и вместе с тем здесь распространяется идолослужение. При господствующем нечестии, страна эта подвергается все большим бедствиям – то от царей сирийских, то от ассириян, пока Феглаффелласар, царь ассирийский, не увел в плен большую часть ее жителей (4Цар.15:29; Ис.9:1). Во время преобладания царей сирийских иудеям здесь грозила большая опасность со стороны язычников, от которых они были спасены братом иуды Маккавея Симоном (1Мак.5:14–17, 21–23). После покорения иудеи римлянами Галилея в течение почти 100 лет была под управлением фамилии идумеянина Антипатра, представители которой заботились особенно много об украшении и укреплении городов ее. Но это уже были последние времена иудеи.

В древности Галилея была одною из богатейших и плодороднейших стран в Палестине. По словам Иосифа Флавия, «вся земля эта, тучная и богатая пастбищами, имеет колонии дерев разных сортов, которые своею плодовитостью привлекают к участию в возделывании своем даже таких людей, которые не имеют к тому наклонности. Она чрезвычайно возделана, и ни одного в ней места нет, которое бы оставалось не употребленным в дело». При таком богатстве почвы, страна эта в древности имела огромное население: города и деревни лежали очень густо и были многолюдны, так что в начале I в. из 204 городов самый меньший имел не меньше 15 тыс. жителей.

Значение Галилеи в истории земной жизни Господа Иисуса Христа. Галилея была главным и всегдашним местом деяний Господа нашего Иисуса Христа. Иосиф, обручник Пресв. Девы Марии, по возвращении из Египта, находя небезопасным поселиться в Иудее, – где, после смерти Ирода Великого, воцарился Архелай (Мф.2:22), похожий на отца по жестокости, – получив откровение, пошел в Галилею и поселился в отечественном городе своем Назарете (Мф.2:19–23). Здесь Господь провел все время детства Своего. Отсюда, в двенадцатилетнем возрасте, ходил Он вместе с Богоматерью и Иосифом, на праздник Пасхи в Иерусалим и, возвратившись, пребывал в повиновении у земных Своих родителей до самого открытого служения Своего спасению человеков (Лук.2:39–52). Здесь Он провел и большую часть Своей жизни. Население Галилеи, представлявшее смесь разных народностей, не имело чистых и здравых понятий о Боге, блуждало во мраке религиозного невежества и погрязало в пороках, сидело, по слову пророка, во тьме и сени смертной (Ис.9:1–2). И вот, в этой-то темной стране, в пределах Завулонлих и Нефалимлих, явился Господь, чтобы внести сюда свет боговедения. Да сбудется, по словам евангелия, реченное Исаием пророком, глаголющим: земля Завулоня, и земля Неффалимля, путь моря обон-пол Иордана, Галилеа язык, людие седящии во тме видеша свет велий, и седящым в стране и сени смертней, свет возсия им. Здесь впервые начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное (Мф.4:13–17). Галилеяне более, чем иудеи, были восприимчивы к принятию нового учения, принесенного на землю Господом, так как, обращаясь постоянно с язычниками, они не могли иметь исключительной привязанности к букве закона, к внешним обрядам и не писанным преданиям старцев. Поэтому Господь чаще обращался к Галилее; здесь чаще, чем в другой какой стране, Он проповедывал евангелие и здесь больше, чем где, Он совершил чудес, сопровождаемый повсюду множеством народа, теснившегося вокруг Него и принимавшего от него слово, как земля, жаждущая капли росы и дождя. прохождаше всю Галилею Иисус, говорит евангелист Матфей, уча на. сонмищах их и проповедая евангелие царствия, исцеляя всяк недуг, и всякую язю в людех. И изыде слух Его по всей Сирии: и приведоша к Нему вся болящыя, различными недуги и страстьми одержимы, и бесны, и месячные, и разслабленные (жилами): и исцели их. И по нем идоша народи мнози от Галилеи и, десяти град, и от Иерусалима, и иудеи, и со онаго полу Иордана» (Мф.4:23–25). В Галилее и из галилеян избрал Господь и Своих апостолов. Из Галилеи предпринимал Он Свои путешествия на праздники в Иерусалим. В Галилее являлся Он и по Своем воскресении из мертвых (Ин.21; Мф.28:7–16–20; Мк.16:7; 1Кор.15:6–7). Прочие иудеи не любили галилеян и составили о Галилее такое понятие, что оттуда и никакого пророка не бывало (Ин.7:41–52), и из Назарета ничего доброго ожидать нельзя (Ин.1:41); потому же, между прочим, они презирали и Самого Христа (сн. Мф.13:54–57; Ин.7:41,52; Мф.26:69), и учеников Его, и всех последователей Его и, в уничижение и поругание, называли их Назореями, а их учение и общество – Назорейской ересью (Деян.24:5). Подобным образом Юлиан Отступник (в половине IV в.), не терпя имени Христова, называл Господа нашего «Галилеянином», а христиан велел, в уничижение, называть галилеянами. Но сам он, против воли, должен был засвидетельствовать, как Бог избирает немудрое, уничиженное и немощное в глазах мира, чтобы посрамить мудрых, сильных и значащих (1Кор.1:27–28). Пораженный внезапно стрелой, он умер со словами: «Ты победил меня, Галилеянин!»

Современное состояние Галилеи. Во время иудейской войны с римлянами Галилея подверглась первая нашествию врагов, хотя меньше пострадала, нежели иудея. В настоящее время Галилея, подобно другим землям Палестины, всюду представляет развалины городов и сел. «Ныне, – пишет один писатель – равнина Ездрилонская и все другие части Галилеи, годные для пастбищ, заняты арабскими племенами, вокруг палаток коих козы и овцы прыгают под звуки свирели, которая при наступлении ночи созывает их к сборному месту... Теленок пасется и лежит среди развалин городов, пожирая ветви деревьев; стада коз и овец пасутся попрежнему... между тем как земля сетует и вздыхает печально...» Несмотря, однако, на свою пустынность и дикость, страна эта всегда привлекала и будет привлекать к себе благочестивых паломников, которые стремятся в Галилею, где Христос провел большую часть своей жизни. Здесь их прежде всего привлекает Назарет – место, где, по словам церковной песни, «совершилась спасения нашего главизна и еже от века таинства явление».

Назарет

Великое священно-историческое значение Назарета. Приближаясь к Назарету, благоговейный поклонник переносится мыслию к тому времени, когда там провождала дни Свои Пречистая Приснодева, Предвечным Советом от всех родов избранная на великое служение Божественному таинству воплощения Слова Божия. Не Иерусалиму и не другому какому-либо знаменитому городу, а смиренному Назарету суждено было первому услышать и принять спасительную весть. Дивно место, избранное для благовестия великого таинства! Но еще более дивно Лицо, Которому оно возвещено! Тайна спасения мира открыта людям не знаменитым и сильным руководителям народным, не книжникам и законодателям, а бедной и неизвестной Деве, смиренно проживавшей в хижине древодела! Стезею, которою мы приближаемся к Назарету, быть-может, некогда шествовали Пресвятая Дева и Божественный Сын Ее, и потому будем продолжать путь наш с чувством особенного благоговения.

Вид города. Поднявшись на одну из близких к Назарету горных высот, видим весь скромный Назарет. Он расположен в горной лощине между двумя хребтами гор и состоит из трех кварталов: северного, или греческого, южного, или латинского, и восточного, или могометанского. Так как могометанское население составляет не более четверти всего населения Назарета, то город вообще имеет вид христианского.

Назарет

У православных здесь три церкви, из которых особенно важна церковь во имя Благовещения, устроенная в конце города над источником, из которого приходила черпать воду Преблагословенная Дева Мария в то время, когда жила в Назарете с Возлюбленным Сыном; над источником устроен придел во имя архангела Гавриила. Но большая часть святынь Назарета находится в руках католиков.

Место дома праведного Иосифа Обручника. На том месте, где был дом праведного Иосифа, в коем совершилось благовещение Пресвятой Деве Марии, устроен католический монастырь, находящийся при самом везде в город. Место, освященное жительством Преблагословенной Девы Марии, явлением Ей архангела Гавриила, зачатием Ее Божественного Сына от Духа Свята и житием Св. Семейства, издавна было почитаемо верующими. Св. равноап. Елена над домом Св. Семейства построила первую христианскую церковь. С течением времени церковь эта часто была разоряема и особенно пострадала от сарацин в 1104 г.; потом, в ХVI в., местом этим завладели франки, но турки разрушили их церковь и их самих изгнали и. только местным христианам дали право содержать в развалинах этого святилища одну лампаду. Наконец, по неотступным просьбам православных, оно было им совершенно уступлено; к сожалению, в прошлом столетии это место, как и другие здешние святыни, перешло к латинянам.

Остатки дома Cв. Семейства. В настоящее время скромное жилище Святейшего Семейства заключено в стенах красивого католического храма, построенного в 1730 г. (21 метр дл. и 15 ширины). Оно находится, как и Вифлеемская пещера, под средней частью храма и под главным престолом храма. От св. дома, прелегавшего к уступу скалы, сохранились три небольшие комнаты, одна над другою, в виде пещер, вырытых в природной каменной скале. В нижней природной пещере было жилище Пресвятой Богородицы, и здесь устроен ныне католический храм Благовещения. Под престолом сего храма изображен мраморный круг с крестом, означающий то место, где стояла и молилась Пресв. Дева во время архангельского благовестия; влево отсюда, шагах в шести, находится место, где предстал Деве небесный вестник – архангел Гавриил: оно обозначено мраморною колонною. С благоговением поклонимся священнейшему сему месту, припадем ниц и, лобызая как бы живые следы стоявшей здесь Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим, Пресвятой Девы и небесного вестника, принесем Небесной Заступнице нашей из глубины сердечной ангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» «Радуйся, Мати милосердия, Надежда ненадежных, обуреваемых Пристанище, грешных Заступление, сирых и безпомощных и всех призывающих Твое пресвятое имя скорая Утешительница, всего рода христианского Помощница, Покровительница и Заступница! Никто призывающий Тебя на помощь не отходит не услышен, всех Ты милуешь, покрываешь и спасаешь».

Место Благовещения Пресвятой Богородице

Пещера воспитания Богомладенца и комната праведного Иосифа. Из нижней комнаты, или пещеры, где было благовещение, с правой стороны по трем ступеням поднимаемся в другую, гораздо меньшую, смежную комнату, оставленную в своем натуральном виде. В ней, по преданию, Богоматерь воспитывала Господа Иисуса-Младенца: углубление в стене, где теперь престол, служило для Него колыбелью. Поклонившись этому святому месту, восходим по 18-ти ступеням узкой, пробитой в скале, лестницы в третью комнату Св. Семейства, довольно неправильной формы, высеченную в известковом грунте и тоже оставленную в первобытном виде. Здесь жил св. праведный Иосиф, хранитель Богоматери и ее Божественного Сына, и здесь же помещалось, по преданию, хозяйство Св. Семейства. К северо-востоку заметно место выходной двери, чрез которую ежедневно ходила Пресв. Дева за водой к источнику, носящему и теперь Ее св. имя. Убогое по внешности жилище дает назидательный урок любящим роскошные помещения.

Список с Нерукотворенного Образа Спасова. В алтаре Благовещенского храма, за перегородками, блюдется образ Спаса Нерукотворенного, список, как говорят, с образа, посланного Спасителем царю едесскому Авгарю, чрез ап. Фаддея. Чудные черты лица Его и особенно очей, выражающих и кротость, и милосердие, и божественность, приводят в умиление поклонников, и они, повергаясь пред ним ниц, мысленно глаголют: «Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал Еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: «радости исполнил Еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир» (троп.). «Неописанное Слово Отче, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь; и осквернившийся образ в древнее вообразив Божественною добротою смеси; но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем» (конд. и нед. 40-цы).

Место Назаретской синагоги. В недальнем расстоянии, на запад от святой пещеры, или убежища Св. Семейства, существует церковь греко-униатов. По преданию, основанием ее послужили развалины стен той синагоги, в которой, по обыкновению, в одну из суббот, вошел Иисус Христос и начал изъяснять пророчества Исаии, к Лицу Его относящияся; но евреи, изумленные Его премудростию, подавленные завистью и озлобленные Его обличениями, схватили и повели Его отсюда на вершину горы, чтобы убить Его через свержение с нее. Остатки стен этой синагоги (вернее – древней церкви на месте синагоги), вышиною до двух аршин от уровня земной поверхности, сохранились доселе в первобытной их прочности и чистоте отделки.

Место мастерской праведного Иосифа. На восточной стороне города, недалеко от храма Благовещения, указывают место мастерской, или плотничьего двора Иосифа-древодела. Здесь, по преданию, св. Иосиф Обручник трудился совместно с своим Божественным Питомцем для прокормления Св. Семейства. На развалинах прежней церкви в 1859 году устроена католическая церковь. Она состоит из двух небольших комнат: первая – не более 10 кв. аршин; здесь была мастерская св. Иосифа, а ныне эта комната служит собственно церковью, с престолом и висящим над ним изображением Бого-Отрока Иисуса, помогающего своему питателю и хранителю в трудах древоделания; другая – стоит на том месте, где складывались и продавались готовые изделия; теперь здесь ризница.

Трапеза Христа. На северной стороне Назарета есть другая католическая церковь, в стенах которой хранится священный камень, называемый католиками трапезою или столом Христа, на котором Он, по преданию, вкушал пищу вместе с апостолами – и в особенности незадолго до Своих страданий и по воскресении из мертвых. Камень имеет вид продолговатого овала; по местному преданию, Спаситель возседал посредине камня, а ученики приседали по-над камнем. На литургии камень этот для католиков служит престолом. Против него на стене висит икона, изображающая Иисуса Христа и учеников, вкушающих пищу.

Православная греческо-арабская церковь Благовещения и источники Преев. Девы Марии. В греческом квартале, на северо-восточной стороне города стоит при источнике православная арабско-греческая церковь в честь Благовещения Пресв. Девы Марии. В стенах ее заключается драгоценное благодатное сокровище, связанное с именем Преблагословенной и Пренепорочной Владычицы нашей Девы Марии. На северной стороне церкви находится глубокий источник, из коего Пречистая Дева Мария почерпала воду; к нему спускаются по шести ступеням; площадка пред ним выложена белым мрамором, и вообще все место прекрасно устроено в виде придела св. архангела Гавриила.

Пред иконой Благовещения непрестанно горят лампады и свечи, а внизу сделано отверстие, обложенное серебром с серебряной же крышкой и с рельефными на ней изображениями Благовещения Пресвятой Деве Марии; над этим отверстием устроен открытый со всех сторон мраморный престол, на котором совершается богослужение; иконостаса и алтаря нет. После обедни, по раздаянии антидора, и при молебствиях, открывается крышка у источника, и из него серебряными ведрами на серебряной цепи черпают воду для питья, умывания и кропления, и, по молитве благодатной. Марии, почерпавшей воду из сего источника, подаются исцеления. Существует даже древнее предание, что у сего источника было первое благовещение Пресвятой Деве Марии от арханг. Гавриила и о зачатии Ею от Духа Свята. Вот как об этом повествует наш древний паломник Даниил: «у сего кладезя бысть первое благовещение Святой Богородице от архангела. Предшедши бо ей по воду и яко почерпе водонос Свой, взгласи Ей ангел невидимо, и рече: «радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою!» Озревся Мария сюду и сюду, не виде никогоже, но токмо глас слыша и, вземше водонос свой, идяше дивящися во уме Своем, рекущи: «что се будет глас, еже слышах, никогоже не видех?» И вниде в Назарет, и вниде в дом Свой и седе на месте и начат скати кокнит (пряжу); и тогда явися архангел Гавриил яве... тогда Ей благовести Рождество Христово...»

Из-под церкви вода большим каналом проходит к наружному городскому фонтану и резервуару. Сюда постоянно стекаются назаретския женщины с высокими глиняными кувшинами древней библейской формы и, наполнив их, возвращаются домой.

Гора низвержения. На юго-запад от Назарета находится гора низвержения. С нея, по преданию, озлобленные иудеи хотели сбросить Господа, обличившего их лицемерие; указывается и то самое место, куда иудеи привели Господа, дабы низринуть Его: это небольшая площадка, обнесенная камнями, внизу коей страшная пропасть, с выдающимися обрывистыми утесами. Прямо против этой площадки в вертикальной стене громадной и длинной скалы находится природное углубление в виде пещеры, наполовину впереди обрушившейся, своды которой были, как видно, прежде расписаны радужными полосами, но от времени сильно повыветрившимися. В задней стене этой пещеры – ниша с вырезанным на ней крестом. Над этой же пещерой как раз приходится конец помянутой скалы, сажен около двадцати в высоту. Сюда-то, на эту высочайшую точку над стремниной, приведен был и. Христос назаретянами для низвержения, но Он, по евангелию, прошедши посреди их, удалился, как говорит местное предание, в сказанную пещеру, где ученики Его нашли молящимся. В прежнее время в пещере была церковь, и упомянутая ниша служила древним христианам престолом. Полагают, что древний Назарет простирался до сей горы. Рядом с горою низвержения идет другая гора, на одной из самых высших точек коей, против Назарета, недавно устроена одной русской купчихой (г. Киселевой) небольшая, но красивая, в русском стиле церковь в честь Богоблагодатной Девы, и при ней приобретен большой участок земли.

Училища, основанные Русским Православным Палестинским Обществом. Назарет уже давно служит главным местом латинской и протестантской пропаганды, имеющей здесь свои школы и приюты. Православное Палестинское Общество поспешило здесь на помощь стесненному напором инославной пропаганды православию. С благословения Иерусалимского патриарха, оно открыло несколько училищ для местных арабских детей, а именно: женское училище, в котором учится до 80 девочек, с пансионом, учительскую школу с пансионом для 24 человек, образцовую мужскую школу для приходящих детей и детский приют. Особенно важны два первых училища, так как они имеют назначение приготовлять учителей и учительниц для местных, палестинских, школ, которых со временем Общество имеет в виду открывать больше и больше.

По пути от Назарета к Тивериаде

Кана Галилейская. К северо-востоку от Назарета в близком разстоянии находится Кана Галилейская. Это – упоминаемое в св. Евангелии селение, куда Господь с пречистою Богоматерью и учениками Его были позваны на брак. Здесь Он сотворил первое чудо, претворив воду в вино (Ин.2:1–2). При везде в самое местечко находится прекрасный и обильный водою источник, из коего, по преданию, черпалась та вода, которою, по повелению Спасителя, наполнены были шесть водоносов, и которая, по воле Его, превратилась в превосходное вино. Предание говорит, что евангельский новобрачный был апостол Симон, уроженец Каны Галилейской. На месте, где был брак, теперь находится новая православная приходская церковь, посвященная имени св. Иоанна Предтечи. Она устроена главным образом на средства Августейших Паломников Сергия Александровича и Супруги Елисаветы Феодоровны, светлая и благолепная. В стенной нише ее находятся два каменных водоноса, в воспоминание о водоносах евангельских.

«Поле жатвы». В двух верстах от Каны, по пути к Тивериаде, дорога идет по весьма плодородной долине, которая некогда была засеяна хлебом, почему и теперь называется полем жатвы. Здесь проходил некогда Господь наш Иисус Христос с учениками в субботний день. Ученики Его срывали колосья и ели, утоляя свой голод; фарисеи заметили им, что не должно делать сего в субботу. Но Господь, указав на пример Давида, вкусившего хлебы предложения, которых не дозволено было есть никому, кроме иереев, тем самым поучал фарисеев быть снисходительными к ближним. – Аще ли бысте ведали, что есть, милости хощу), а не жертвы, николи же убо бысте осуждали неповинных. Господь бо есть и субботы Сын человеческий (Мф.12:7).

Гора блаженств. Невдалеке от сказанного поля открывается славная гора блаженств. Она не высока, не велика и стоит на равнине, отдельно от прочих гор. На ней изречено Господом спасительное его учение о 9 блаженствах, и произнесена вся вообще ногорная проповедь Его (Мф.5, 6 и 7 гл.), в которой с такою силою был раскрыт дух евангельского учения, в сопоставлении с законом ветхозаветным: и дивяхуся народи о учении Его, бе бо уча их яко власть имеяй и не яко книжницы и фарисеи (Мф.7:28–29).

Место чудесного насыщения 5-ю хлебами и 2-мя: рыбами 5 тыс. народа. Неподалеку от горы блаженств, на пути к Тивериаде, идет покатостью к морю прекрасная равнина, на которой Господь насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, кроме жен и детей. По сказанию евангельскому, тут было пустынное место; но сладость беседы Господней заставила Его слушателей забыть о хлебе вещественном, несмотря уже на позднюю пору. Отпусти народы, да шедше в веси, купят брашна себе, – сказали ученики Господу. Но Он, милосердовав о них, всемогуществом и любовью Своею сотворил чудо умножения хлеба в пустыне: И повелев народам возлещи на траве, и прият пять хлебов и обе рыбы, воззрев на небо, благослови: и преломив, даде учеником хлебы, ученицы же народом. И ядоша ecu, и насытишася, и было собрано остатков от сей трапезы двенадцать полных корзин (Мф.14:14–21). И поныне на этой достопамятной равнине, как бы в напоминание будущим векам о сотворенном здесь чуде безконечного милосердия Божия к людям, каждый год неизменно растет роскошная и глубокая трава, как ни в одном месте, и сами собой, без посева, вырастают хлебные колосья. Поклонники, в память чудесного умножения здесь хлебов Господом, на возвышении, означенном камнями, сотворив молитву, вкушают по укруху (куску) хлеба, прося себе насыщения духовного – глаголом уст Божиих, ибо не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих (Мф.4:4). Во время путешествия в Назарет и Тивериаду большого паломнического каравана здесь бывает обряд благословения хлебов и пшеницы. Для этого сюда приходит из Каны священник. Освященную здесь пшеницу наши паломники берут с собою и ею первою засевают поля для освящения, земли.

Тивериадское море и его окрестности

Тивериада и Тивериадское море в прошлом и настоящем. Тивериада, или Тиверия, находится на юго-западном берегу Галилейского моря. Город этот построен в 17 г. по Р. Хр. Иродом Антиппою, на узкой прибрежной равнине, в лучшей и красивейшей части Галилеи, и назван Тивериадой в честь императора Тиверия Кесаря. Для украшения своей столицы Ирод не щадил никаких средств: наделял жителей разными льготами, построил себе пышный дворец и кругом разные здания – амфитеатр, темницы и пр. Благодаря этим заботам, торговым оборотам, разным промыслам и своему положению близ Дамасской дороги, город этот скоро достиг цветущего положения. Он простирался на берегу на целых семь верст. Население в нем возросло до 50 тыс., среди коих было множество язычников, ибо в глазах строгих иудеев этот город считался нечистым, как основанный на месте бывшего здесь прежде кладбища. Ирод Антиппа был тот четверовластник, который, вследствие своей безразсудной клятвы дочери Иродиады, отсек главу св. Иоанна Крестителя (Мф.14:6–11; Мк.6:21–39). Правда, совесть потом сильно обличала его за это, и когда он услыхал о делах Иисуса Христа, то говорил: его же аз усекнух Иоанна, той есть, той воста от мертвых, и сего ради силы деются о нем (Мф.14:1–3; Мк.6:14–16). Он желал видеть Иисуса Христа (Лук.18:8). Но это было пустое любопытство, и Сердцеведец Христос свидетельствовал о ничтожестве его души: Смотрите, – говорил Он ученикам Своим, – берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой (Мк.8:15); а когда Ему донесли, что Ирод хочет убить Его, то Он сказал: шедше рцыте лису тому: се, изгоню бесы и исцеления творю днесь и утре, и в третий день скончаюся (Лук.13:31–32). В последнее время жизни Иисуса Христа Пилат посылал Господа к Ироду, как принадлежащего к его области, желая узнать его мнение. Ирод очень обрадовался, увидев Иисуса Христа, и о многом расспрашивал Его, но не для своего научения, а по праздному любопытству, и потому Господь ничего не отвечал пред ним, и он, уничижив Господа и наругавшись над Ним, в белой одежде послал Его обратно к Пилату, показывая этим одно свое пренебрежение к Господу (Лук.23:6–11,15). Таков был строитель Тивериады! После разрушения Иерусалима (в 70 г. по Р. Хр.) Тивериада стала средоточием еврейской учености: здесь учреждено местопребывание синедриона, устроены высшая иудейская школа и множество синагог (13-ть); здесь положено начало талмуду (Мишна и Гемара), который своими толкованиями еще больше затмил для иудеев смысл ветхозаветной религии. Христианство в сем городе становится известным со времени импер. Константина Великого (в начале IV в.) и матери его Елены, которые украсили Тиве риаду храмами. Первая церковь сооружена была здесь во имя св. ап. Петра на том, думают, месте, где был дом его. И со времен халифа Омара (637 г.) город подпал под власть могометан. Нынешний город представляет жалкие остатки прежнего величия и занимает только часть своего прежнего места. Здесь есть православный греческий монастырь, весьма бедный и неустроенный, и католическая церковь, находящаяся на том месте, где предание помещает ловлю рыбы ап. Петром (Мк.1:16).

Но главное, что здесь привлекает к себе внимание, это Тивериадское море, называемое также Галилейским и Геннисаретским озером. Много переворотов совершилось в Геннисаретской стране. Исчезли целые города, запустели и одичали поля. А море это осталось таким же прекрасным, как было и во времена Иисуса Христа. Правда, нет на нем той кипучей жизни, как во времена Христовы: воды его не разсекаются множеством судов; но красоты природы те же. Воды моря чисты и прозрачны и производят чарующее впечатление, отражая в себе переменные цвета атмосферы. В водах его много рыбы, вокруг него зеленеют поля, и струятся источники; в зарослях, окружающих озеро, безчисленное множество птиц, питающихся рыбою. Берега Геннисаретского озера в древности славились необыкновенным плодородием; их называли «местом, производящим золото»; «фрукты, созревающие при этом озере, по словам талмуда, приятны как звуки арфы»; из семи морей, созданных Богом в земле Ханаанской, говорит мидраш, ни одно не приятно так Богу, как море Геннисаретское.

Тивериадское море и берега его сугубо священны по воспоминаниям совершившихся здесь евангельских событий. Здесь главным образом Господь совершал Свое служение. Здесь избраны были Им апостолы: Симон, названный Петром, и брат его Андрей – сыны Заведеевы, Иаков и Иоанн – рыбари Вифсаидские: грядита по Мне, – сказал им Господь Сердцеведец, и comворю вы ловцы человеком. Здесь Господь поучал теснившийся к Нему народ, входя в лодку Симона-Петра. Симон-Петр, напрасно всю ночь трудившийся в ловле рыбы, закинув мрежи в море, по глаголу Господа, извлек множество рыб, чем были поражены он и бывшие с ним. Здесь Господь утишил волнение морское, устрашившее Его учеников, явился ученикам, ходя по морю, и спас утопавшего Петра. На берегах сего священного моря были города: Магдала, Капернаум, Вифсаида, Хоразин и мн. др. О них часто упоминается в евангелии. Особенно замечателен в этом отношении город Капернаум. В нем жил Господь, переселившись из Назарета (Мф.4:12–13) с Пречистою Матерью Своею и учениками (Ин.2:12). Здесь начал Господь проповедь евангельскую, глаголя: покайтеся, прибли жися бо царствие небесное (Мф.4:17); исцелил разслабленного, вызвал на апостольское служение Матфея, сидевшего при мытнице, воскресил дочь иаира, исцелил кровоточивую, вотще истратившую на лечение себя все свое имение, даровал зрение двум слепцам, кричавшим вслед Его: помилуй ны, Иисусе, Сыне Давидов; исцелил немого, бесноватого и много иных благодатных знамений совершил. Переплыв на другой берег моря, Господь встретил двух бесноватых, которые кричали: что нам и Тебе Иисусе, Сыне Божий, пришел ecu семо прежде времени мучити нас. Изгнав бесов, Господь, по молению их, дозволил им войти в стадо свиней, пасшихся на берегу моря, которое, устремившись в море, утонуло в нем.

Зеркальная поверхность озера, освященная хождением по ней Господа и плаванием Его с учениками, привлекает к себе путешественника, и у редкого из посетителей Тивериады не явится желание поплавать на его волнах, среди священных и дорогих воспоминаний о Том, Кто вещал здесь принесенные с небес евангельские истины и совершал многие знамения и чудеса, запрещая бесам и повелевая стихиями и силами природы.

Магдала (Meдждель). В расстоянии двух часов сухого пути от Тивериады встречается деревня Медждель, древняя Магдала (Мф.15:39). Отсюда была родом св. Мария Магдалина, из которой Господь изгнал семь бесов. Мария до своего обращения была великой грешницей, но, исцеленная Господом, она показала необыкновенную веру и благодарную привязанность к Божественному Учителю. Она упоминается первою между женщинами, сопутствовавшими Иисусу и служившими Ему своим имением. Сознавая себя великою грешницею, она некогда с глубоким смирением в доме Симона-фарисея, приблизившись к Господу, обливала ноги Его слезами своими, отирала их волосами своими и, наконец, помазывала дрогоценным и благовонным миром. Св. Мария у всех христианских народов считается образцом раскаяния и прощенного греха.

Развалины Капернаума (Тень-Гум). На север от Магдалы встречаются на самом берегу озера развалины, по всем признакам, древнего Капернаума, в коем Господь избрал Себе после Назарета постоянное местопребывание (Мф.4:13) и провел большую часть Своей жизни, почему Капернаум и называется как бы Его собственным городом (Мф.9:1). Пребывая здесь, Господь проповедывал евангелие в синогоге города, и в частных домах, и в окрестностях (Мф.9:13–23; Лук.4:31–37) и множество творил чудес. Здесь Он состязался и с фарисеями (Мф.12:22), здесь предложена Им была народу великая беседа о Себе как о хлеб жизни (Ин.6:22–71). Но жители Капернаума не были внимательны к Его делам и учению. При цветущем благосостоянии города, довольстве и изобилии, они не заботились об исправлении своей жизни; роскошь и разные другие пороки испортили их нравы, и великие силы и знамения, совершенные здесь Г осподом, не производили в них благотворного действия, и потому Господь возвестил им печальную участь: И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада снидеши: зане аще в Содомех быша силы были бывшия в тебе, пребыли убо быша до днешнего дне. Обаче глаголю вам: яко земли Содомстей отраднее будет в день судный, неже тебе (Мф.11:23–24). В войнах с римлянами Капернаум был совершенно разорен, и ныне остаются здесь одни только развалины, к которым, по причине дикости этого пустынного места, покрытого густым и высоким репейником, и пробраться трудно; по свидетельству путешественников, ни одна тропа не пролегает туда, ни одно живое существо не встретится там, за исключением разве ящерицы или змеи, гнездящихся в бурьяне, покрывшем развалины. Так Господь посрамляет гордость, и так страшен суд Божий!

Хоразин и Вифсаида Галилейская. В недалеком разстоянии от Капернаума, на берегу озера, были Хоразин и Виосаида Галилейская. Их часто посещал Господь, учил и совершал здесь множество чудес (Мф.6:4–5, 21; Мк.6:45, 53, 56; Лук.10:13). Из Вифсаиды были родом апостолы Петр, Андрей и Филипп (Ин.1:4; 12:21). Но жители этих городов не покаялись и не уверовали в Него (Мф.11:16–20), И Господь грозно обличал их за это: горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо; яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшия в тебе, древле убо во вретищи и пепеле покаялися быша. Обаче глаголю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день судный, неже вам (Мф.11:21–22). В настоящее время оба места в развалинах.

Кесария Филиппова. На самой северной оконечности Палестины был еще один город, который ознаменован частым пребыванием Господа. Это – Кесария Филиппова, которая в древности была известна под именем Ваал-Гаада, у греков – под именем Панеады, во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Кесарии Филипповой (в честь Кесаря Августа и устроителя ее тетрарха Филиппа). Она находится при одном из важнейших истоков Иордана. В эту отдаленную часть Палестины уединялся иногда Господь во время земной Своей жизни и здесь, незадолго пред Своим преображением, после уединенной молитвы, спрашивал учеников Своих, за Кого они принимают Его, и, по исповедании ими Его Сыном Божиим, тайно предсказал им о Своих страданиях и воскресении и потом всенародно проповедывал им о ношении креста и о Своем пришествии во славе (Мф.16:10–28; Мк.8:27–38; Лук.9:18–27). Здесь, говорят, жила та женщина, которая 12 лет страдала кровотечением и получила исцеление от своей болезни чрез прикосновение к одежде Спасителя (Мф.9:20–23; Мк.5:25–34; Лук.8:43–48).

Гора Фавор и ее окрестности

Путь от Тивериады к Фавору. Посетив чудные места Тивериады, где Господь наш провел большую часть Своей жизни, благовествуя по городам и селениям царство Божие и творя множество чудес, паломники стремятся на юго-восток, к горе Преображения Господня – Фавору, которая уже была видна им с разных мест их пути раньше. Путь от Тивериады идет по крутому и длинному скату дикой и высокой горы, утыканной камнями и поросшей густой и высокой травой с изредка попадающимся кустарником, с вершины коей видна гора Преображения во всем ее величии. Отделенная от прочих гор, она уединенно возвышается в лесном украшении своем, как стог хлеба среди поля, как алтарь среди храма. Необыкновенная красота горы, всесторонняя ровность ее ребер, отдельное положение от других гор – радуют взор путника. При замечательной прозрачности здешней атмосферы, гора кажется очень близко; на самом же деле к ней нужно ехать еще 20 верст чрез множество холмов, и долин. Вокруг горы прекрасная равнина (продолжение Ездрилонской), по которой, на протяжении трех верст, тянутся дубовые рощи и роскошные леса, наполненные множеством птиц.

Гора Фавор

Даборриа и значение Фавора в древности. У самой подошвы горы, влево от дороги, виднеется небольшое арабское селение Даборриа, или селение пророчицы Девворы, которая сопутствовала Вараку и ободряла его в сражении с Сисарою, полководцем Иавина, царя асорского, 20 лет угнетавшего израильтян. Само по себе селение Девворы теперь совсем незначительное, но своим именем оно напоминает, что гора Фавор издавна была местом многих важных исторических событий. Жестоко угнетали сынов Израилевых царь асорский и военачальник его Сисара, у которого было 900 колесниц железных; в то время была судьей Израиля пророчица Деввора, жившая в горе Ефремовой. Она призывает к себе Варака, родом из отдаленного Кедеса Неффалимова, и повелевает ему от имени Божия взять с собою десять тысяч человек и взойти с ними на гору Фавор. – «И приведу к тебе в водотечь Кисонь Сисару воеводу силы Иавини, и колесницы его и множество вой его, и предам его в руки твои» (Суд.4:7). В сопровождении Девворы Варак решается вступить в борьбу с сильным царем асорским и военачальником его. И возвестили Сисаре, что Варак вышел на гору Фавор. Сисара собрал все 900 железных колесниц своих и весь народ свой и расположился у потока Киссона. Тогда Деввора сказала Бараку: востани, яко сей день, в оньже предаде Господь Сисару в руки, твоя, зане Господь изыдет пред тобою (ст. 14). И сошел Варак с горы и напал на Сисару; привел в замешательство его войско, разбил и истребил. Чудную песнь тогда воспела пророчица Деввора об этой славной победе! И впоследствии гора Фавор была укрепленным пунктом, на котором искали себе убежища и опоры все завоеватели и вожди народа, а также и местом многоразличных военных бедствий. Здесь погибли братья Гедеона, судии израильского, от руки Зевея и Салмана, царей мадиамских (Суд.8:18–19). Здесь существовал некогда целый город Атавор, с крепостью, основанною, как полагают, Антиохом Великим в 218 г. до Р. Хр. Здесь разбит был римскими войсками старший сын Аристовула Александр, бежавший из Рима из плена и произведший в иудее восстание. Во время иудейской войны (спустя около 30 лет после преображения Господня), гора эта в течение 40 дней была укреплена иудеями против римского полководца Плакиды; все это однако было разрушено, и потом разрушение окончательно довершено по случаю нового возмущения иудеев в царствование императора Адриана (в нач. II в. по Р. Хр.).

Но гора эта приобрела себе всемирную известность главным образом потому, что на не Господь наш в последние дни земной Своей жизни показал трем ближайшим ученикам Своим Свою Божественную славу, якоже можаху видити, явившись пред ними здесь в блеске Божественного света и в видимом общении с великими небожителями, славнейшими пророками ветхого завета Моисеем и Илией. Поэтому паломник, достигший основания сей чудной горы, с трепетным чувством спешит на вершину ея, чтобы припасть к тому месту, где Господь преобразился пред Своими учениками. Чувство страха, умиления и благодарности охватывает его при приближении к этому священному месту, ознаменованному присутствием и славою Богочеловека. Дорога на Фавор идет среди цветущих и зеленеющих трав тенистых лесов, которые облекают ее от подошвы до вершины как бы роскошною ризою. Большая часть горы одета дубовыми рощами, также ореховыми, фисташковыми, смоковничными и другими деревьями и розовыми кустами. К вершине лес делается гуще и живописнее. Самая вершина горы представляет продолговатую, слегка вдавленную поверхность или площадь, покрытую лугами, кустарниками и частию посевами. На самом месте преображения Господня находится греческий монастырь с церковью. Неземная радость наполниет душу благочестивого путника, когда он заслышит колокольный звон, которым встречает его братия сего монастыря. С благоговением вступает он в храм Божий и повергается ниц на том самом месте, где Господь явился во всей Божественной славе.

Незадолго до Своих спасительных страстей, Он, как повествуют евангелисты (Мф.17:1–9; Мк.2:2–9; Лук.9:28–36), взял с Собой любимейших учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору высокую наедине, чтобы здесь помолиться. И во время молитвы Он преобразился пред учениками, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белые яко свет (Мф.17:2) – белы зело, яко снег, яцех же не может белилник убелити на земли (Лук.9:3). С этим небесным светом и славой явились два великих служителя ветхого завета – Моисей и Илия, и беседовали с Ним о Его кончине, о которой апостолы только-что предварены были Господом (Мф.16:21–23; Мк.8:31–33; Лук.9:22). Апостолы отягчены были сном, но, пробудясь, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Неизяснимо-сладостное чувство восторга наполняло сердца апостолов, и когда мужи готовы были удалиться, то ап. Петр, изумленный, пораженный и восхищенный, опасаясь скорого их удаления, воскликнул: Господи, добро есть нам зде быти: аще хощещи, сотворим зде три сени (палатки), Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии (Мф.7:4). Вдруг светлое облако осеняет и апостолов, и они слышат из облака голос, говорящий: Сей есть Сын мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте. Но еще не очищенные от естественной слабости, они не могли перенести небесного света. Объятые страхом, они падают ниц, на лица свои. В это время видение прекратилось, но апостолы боялись подняться. Тогда Иисус приступил к ним, коснулся их и сказал: востаните, и не бойтесь. Когда апостолы возвели очи свои, то уже ничего не видели. Так Господу угодно было показать ученикам Своим небесную Свою славу перед тем, когда предстояло Ему понести крайнее унижение и позор крестной смерти за грехи наши, и, по древнему и общему преданию Церкви, это откровение славы Господа нашего совершилось именно на горе Фаворе. Св. равноап. царица Елена в свое время воздвигла здесь храм во имя свидетелей преображения: св. апп. Петра, Иакова и Иоанна, или, по другим, Господу Иисусу Христу, Моисею и Илии. С древнейших времен сюда стекалось множество богомольцев, особенно ко дню Преображения Господня, при чем здесь совершалось торжественное богослужение. Сарацины разрушили совершенно все христианские церкви, монастыри и укрепления. С того время (с XIII в.) вершина Фавора была совершенно необитаема. Только богомольцы от времени до времени заходили сюда и совершали богослужение в развалинах двух древних церквей – византийской, устроенной св. Еленой, и латинской, устроенной крестоносцами.

Греческая церковь на месте Преображения Господня. В настоящее время на месте древних развалин устроены два новые монастыря – греческий и латинский. Греческая церковь Преображения Господня просторна и благолепна; она украшена богатыми иконами в серебряных окладах, – почти все приношениями русских. Образ Преображения Господня – дар покойной Императрицы Марии Александровны. Одна из стен алтаря и дорогой мозаический пол уцелели от византийской постройки. Три ниши в этой стене IV века изображают три сени, которые ап. Петр желал построить на месте преобращения. Эти алтарные ниши посвящены Спасителю и пророкам Моисею и Илии. Главный престол занимает то самое место, где, по преданию, совершилось преображение Господне. Чувство страха и благоговения наполняет душу приближающегося к сему святейшему месту. – Светодавче Господи! озари светом Твоим Божественным тьму греховную, омрачающую души наши, да воссияет и нам свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, святых апостолов и прочих угодников Твоих.

Ежегодно сюда стекаются тысячи богомольцев, особенно в конце марта и в день Преображения Господня; и больше всего богомольцев бывает здесь из русских, при чем, к их утешению, совершается и служба на славянском языке.

Далеко возвышаясь над соседними горами, Фавор открывает прекрасные виды во все стороны: на север видна снежная вершина Ермона и высокая цепь гор Ливанских, на запад – береговые возвышенности Кармила, сквозь которые просвечиваются серебристые полосы Средиземного моря, на восток – хребты береговых гор озера Тивериадского, на юг – вся волнистая равнина Ездрилонская с ее селениями и палатками арабов, и далее – разнообразные вершины гор Галилейских и Самарийских..

Св. отцы нашей Церкви указывают пророчество о значении горы Фавора, как места преображения Господня и объявления истинного имени Христа возлюбленного Сына Божия, в словах псалмопевца: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются (Пс.80:13)30. Фавор и Ермон, как самые высокие и величественные горы, должны и первые участвовать в славе Творца. Но иные под второй горой принимают гору ближайшую к Фавору. Такая гора находится на юг от Фавора и называется Малым Ермоном. Тогда Ермон первая после Фавора радуется имени Господа, возлюбленного Сына Отца Небесного, как ближайшая к Фавору.

Город Наин. При северной подошве сей горы находится известный из евангельской истории город Наин (что значит – приятный). Он расположен довольно живописно по отлогостям красивой горы, в виду Фавора и гор Завулоновых. Во времена Спасителя это был значительный и многолюдный город, окруженный каменными стенами. Однажды Господь направил стопы Свои в сей город и у ворот его встретил скорбную процессию: несли умершего сына вдовы, который один был у нее. Господь пожалел безутешную мать и словами: «юноша, тебе говорю, возстани", поднял мертвого с погребального одра и отдал его живым матери. Чудо это произвело чрезвычайное действие на жителей Наина: всех объял страх, и все славили Бога и говорили: великий пророк возстал между нами, и Бог посетил народ Свой (Лук.7:1–16).

Селение Аэндор. Близ Наина находится другое историческое место – Аэндор, или Ен-Дор. Селение это, в противоположность Наину, приобрело себе печальную известность в истории царя Саула. Сюда приходил он ночью перед последним сражением с филистимлянами к волшебнице и просил ее вызвать ему пророка Самуила (1Цар.28) Пророк, действительно, явился, и царь узнал от него, что, за его непокорность воле Божией, Господь предаст Израиля в руки филистимлян, и заутра он и сыновья его падут. Предсказание исполнилось.

* * *

30

Под Ермоном принято обыкновенно разуметь южный, самый высокий хребет Антиливана, вершина которого вечно покрыта снегом и поднимается высоко на северных границах земли обетованной.


Источник: Святые места и святыни на Востоке и в России / соч. Павла Петрушевского. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. П. Мартынова, 1899-. - (Приходская библиотека, издаваемая под ред. В. И. Шемякина). / Вып. 1: Святые места и святыни на Востоке. - 1899. - 355, [1].

Комментарии для сайта Cackle