П.Ф. Фёдоров

Источник

Экономическое состояние

Благодаря В. И. Немировичу-Данченко о Соловецком монастыре в обществе составилось представление, как о весьма производительной общине, все создавшей и великой трудами рук своих – трудами живущих в ней иноков69. Такое представление страшно преувеличено. Из главы «Трехдневные богомольцы» ясно видно, что совсем не труд иноков создал и поддерживает богаство, славу и величие обители, а только благочестие русского народа, его вера в святость и могущество Преподобных Зосимы и Савватия и в святость Их обители. Только благодаря этому благочестию и вере, народ шлет в обитель Преподобных Чудотворцев даровой труд (около 600 челов. ежегодно), разного рода дары натурой (скот, церковные вещи, холст и т. д.) и деньги, причем последние или подносятся Преподобным как дар, или же обмениваются на свечи, просфоры, панихиды, молебны, вечные поминовения и т. д. Достаточно даже поверхностного взгляда на статьи дохода, чтобы убедиться в этом:

От 1883г. к янв. 1884 г. Осталось капитала:

% бумагами 427 152 р. – к. Наличными – 10 433 р. 01 к. Итого … 447 585 р. 01 к.

К янв. 1885 г.

% бумагами 440 202 р. – к. Наличными – 44 836 р. 10 к. Итого … 485 038 р. 10 к.

К январю 1886 г.

% бумагами 444 102 р. – к. Наличными. – 27 956 р. 16 к. На подворьях

Статьи дохода


1884 г. 1885г.
Рубли Коп. Рубли Коп.
Кружечного и кошелькового сбора 13120 89 10923 17
От продажи восковых свечей 14358 80 13364 72
Пожертвовано в пользу монастыря в конвертах по почте 2655 28 1462 25
За поминовения 22171 38 19872 85
За молебны, панихиды и сорокоусты 18820 14789 51
Проценты с капитала 20405 21238 98
От пароходов и лошадей за проезд по скитам (за провоз на лошадях только около 800–900 р. ежегодно) 26707 79 26279 55
За квартиры и помещенья на Архангельском подворье 4217 68 4185 5
От торговли книгами, иконами, крестиками, картинами, четками и братскими изделиями 8402 99 10168 801/2
От торговли с монастырских послушаний 29551 60 29701 81
ИТОГО ВСЕГО 160422 93 151981 691/2

В хорошие годы весь доход монастыря простирается до 170 тысяч70.

Откуда ж образовался настоящий почти полумиллионный капитал монастыря, дающий ежегодно 20 тысяч доходу, и сколько потрачено производительного труда со стороны монашествующих на получение других статей дохода.

Настоящий запасной капитал образовался главным образом из пожертвований (в размере от 1 до 15 тысяч рублей), далее, из денег за молебны, поминовения и из других доходов чисто церковного характера, а никак не из производительного труда.

Над выделкою свечей зимой работает 2 монаха и 3 богомольца, труд которых по ценам и условиям монастыря, равняется самое большее 350 рублям. На покупку воска и других свечных материалов монастырь тратит ежегодно 4–51/2 тысяч рублей, а выделанных свечей продает на 14 ООО руб. и, кроме того, пользуется ими весь год даром для удовлетворения своих религиозных потребностей.

Все пароходы приобретены на деньги из запасного капитала. Не только на пароходах, но и на парусных судах плавают наемные люди, – из братства только механик монатейный монах и командир послушник. Кроме того, один монах диакон и 4 послушника заведуют выдачей провизии служащим. Вообще само братство тратило и тратит ничтожное количество какого бы то ни было труда на пароходство.

В г. Архангельск на самом лучшем месте городского рынка у монахов есть прекрасный дом со множеством лавок, кладовых и квартир, дающий ежегодно 4 тысячи слишком руб. дохода. Дом этот в тридцатых годах настоящего столетия был куплен, по случаю, очень дешево, и доход с него, конечно, нельзя причислить к доходу от труда.

Две последния статьи дохода от торговли, равняющиеся вместе 37–39 тысячам, можно разделить на два разряда:

1) на доходные статьи от продажи таких предметов, для добывания или обработки которых монастырем затрачен, хотя бы и в незначительной степени, производительный труд; 2) на доходные статьи чисто коммерческого характера.

К первому разряду относятся следующие предметы:

(Все числа взяты в круглых цыфрах за 1885 год).


Руб. Коп
Кипарисных крестов со вставками из слюды 650
Деревянных рябиновых ложек71 650
Гончарных изделий (летом работает один монах, а зимой с 4 даровыми богомольцами) 200
Сосновых корзинок, разных точеных деревянных изделий (трубки для вкладывания картин, солонки, перечницы, сахарницы, шкатулки) 150
Тюленьего топленого сала72 (900 пуд.) 3000
Просфор, булок и пирогов73 6400
Черного испеченого хлеба 100
Нерпичьих поясов и обуви (последнее очень мало; производством поясов занимаются только двое) 600
Сельдей 150
Разных других предметов монастырской обработки 100
Итого: 1200

На обработку и добывание всех перечисленных предметов и свечей потрачено со стороны монастырского населения немного труда – самое большое на 2800 руб., причем из самого братства участвовало в этом труде всего 11 человек, а из богомольцев – 32–35, иначе сказать, на долю членов братства приходится не более как на 800 руб. труда, результат которого с большой выгодой продается в мир – на материк.

Все остальные статьи дохода – чисто коммерческого происхождения от продажи следующих предметов за 1885 год (в круглых числах).


Руб. Коп.
Металических и янтарных крестов и панагий 1800
Икон 1800
Книг 2000
Четок 200
Картин 2000
Вязаных поясов со священными надписями, колец, помянников74 200
Разных товаров из мелочной лавки (чаю, сахару, чайной посуды, бумаги, перьев, изюму, свечей, мыла, деревянного масла, сушек, разных закусок и сластей) 5000
У келаря (трески, сайды, пикши75, семги руб. на 700, разной крупы руб. на 300, толокна, бычачьего сала, картофельной муки, постного масла и т. д.) 1200
У погребного (трески, палтуса и семги) 400
У амбарного разного хлеба в муке и зерне (продовольственные запасы покупают поморы) 4000
Из такелажной – пеньки и готовых снастей 400
У рухлядного (ситца, холста, сукна, полотенец и т. д.) 2000
Все скиты и подворья доставляют доходов церковного характера около 5000
Итого 26000

Таким образом для получения 150–160 тысяч ежегодного дохода всем монастырским населением затрачено производительного труда, продаваемого в мир, самое большее на три тысячи рублей. А между тем в монастыре громадное количество рабочих сил: не-менее 100 работников в среде самого братства, не менее 150 наймитов, для найма которых ежегодно тратится монастырем 7000 руб., и около 600 даровых рабочих богомольцев; летом часто бывает не менее 1000 работающих. Все эти люди работают при строгом разделении труда и при многих машинных приспособлениях, как это мы видели при описании квасной, прачешной, кухни и т. д.

Летом, вовремя навигации, чтобы прокормить три дня 12000 богомольцев, дать им помещение и удовлетворить их религиозным потребностям, со стороны монастырского населения прибавляется немного труда: число даровых рабочих в хлебопекарне, кухне, келарской, гостинницах, для служения молебнов, для торговли и пароходства увеличивается всего человек на 85, из которых человек 10 своей братии, человек 35 нанятых, остальные даровые. Но оживленное время навигации продолжается не более 2 месяцев, а в остальные 11/2 –2 месяца и паломников и труда для них очень немного.

Куда же уходит труд 800–900 человек? Только на домашние потребности монастыря, удаленного от жилых мест и вынужденного иметь все свое – свое обширное сложное хозяйство; весь труд идет только на удовлетворение разнообразных нужд этого хозяйства – одним словом, труд этот посевается на безплодных, суровых Соловецких островах. Всего больше тратится труда на добывание сена и дров, иначе сказать, на скотоводство и отопление.

Почти все лето в разных местах Соловецкого и Муксольмского островов косят сено 140–150 чел. (большинство – нанятые) и сгребают его 230 – 270 даровых богомольцев; зимой же, пока есть снег, ромша из 25 человек на 50 лошадях свозит это сено на конный двор к монастырю и на скотный двор в Муксольму. Когда косят сено, то масса времени уходит на переходы с одного места на другое. В 1882 г. было получено сена 2003 промежка (в каждом два воза по 30 пуд.), в 1883 г.–2282 промежка, в 1884 г.–2234 промежка, 1885 году – 1973 промежка. Кроме того, с Анзерского острова привозится в монастырь сена возов 50, и там содержится 11 лошадей, 3–4 коровы, 1 бык и 1 теленок. Скотоводство монастыря совсем особенное: весь скот жертвованный, только самая незначительная часть коров родилась в монастыре: лошади – одни самцы, все овцы осенью убиваются, так что их на зиму не остается ни одной; монастырь никогда не тратит ни одной копейки для покупки скота.

Вот данные о движении домашнего скота за три года:


Остаток к 1-му Января лошадей 1883 г. 1884 г. 1885 г.
Лошадей езжалых неезжалых 167 17 159 19 163 15
Пожертвованных лошадей езжалых неезжалых 13 18 8 6 8 10
Из сего числа в течение года убито лошадей 37 14 16
Остаток к 1-му Января рогатого скота
Быков больших маленьких Коров дойных нетелей 6 2 57 10 6 3 56 9 4 5 55 5
Телят 13 10 6
Всего поступивших на приход коров и быков в течение года своих и пожертвованных 113 74 74
Убито в течение года
Быков Коров Телят больших маленьких 6 11 27 68 6 8 6 58 2 10 15 47
От колотья осталось к 1-му Января
Быков больших маленьких двухгодовалых Коров дойных Нетелей Телят годовалых Убито жертвованных овец 6 3 – 56 9 10 203 4 3 2 55 10 6 96 5 3 2 60 5 5 147

Кроме того, позднею осенью в темные ночи сетями ловятся богомольцами дикие олени – ежегодно штук по 50 (в 1880 и 1881 годах по 52 штуки).

Иногда лошадь, назначенная к убою, даром отдаются на Летний берег работавшим на монастырь поморам – только с условием возвратить кожу животного, когда оно подохнет. Впрочем, такие подарки поморам бывают очень редко.

Мясо убитого скота засаливается и идет на пищу наймитам, шкуры на выделку кож для обуви, а овечьи – для мехового платья, шерсть оленей на набивку тюфяков и подушек – все это только для монастыря.

Убой домашнего скота производится главным образом осенью, когда выяснится, сколько получено сена, и приблизительно вычислится, сколько на это сено можно прокормить разного скота.

В Муксольме молочным хозяйством заведует 1 монах с 17 богомольцами.

Все, посещавшие Муксольму, восхищались чистотой и порядком скотного двора, не желая знать того обстоятельства, что этим 18 человекам летом очень мало дела; весь день скот пасется, пригоняется только для доения и требует небольшого ухода. При таких условиях очень легко соблюсти чистоту, особенно зная, что будут посетители.

И несмотря на такие чрезвычайные условия, молочное хозяйство все-таки не удовлетворяет нужд монастыря: ежегодно покупается на Архангельском рынке до 200 пуд. коровьего масла.

Уходом за лошадьми и починкой сбруи заведуют два монаха и 1 послушник с 11, а летом с 22, даровыми богомольцами.

Такое же огромное количество труда тратится и на отопление. Для дров употребляются только «сухоподстойные» (высохшие, но еще стоящие на корню) деревья и валежник; первые срубаются главным образом осенью, по окончании летних работ, а второй собирают осенью и весной. И рубить и собирать приходится в различных местах островов, чем занимается не менее 60 человек. Срубленные деревья и валежник распиливаются в лесу на односаженные кряжи, которые всю зиму свозят к жилым и промышленным зданиям ромша из 22 человек на 44 лошадях.

Ежегодно привозится в среднем выводе 10000 возов односаженных кряжей (в 1879 г. 9509 возов, в 1885 г. с устройством духовых печей 10380 возов). Из каждых 4 возов выходит одна печатная однополенная сажень (каждое полено в 1 аршин длины). Всю зиму не менее 12 человек пилят дрова на аршинные чурбаки. Кроме того, тратится масса труда на выкорчевывание пней для гонки смолы.

Чтобы наглядно видеть распределение рабочих сил, я представлю здесь таблицу всех послушаний с обозначением на каждом работающих иеромонахов, диаконов, монатейных монахов, послушников и даровых богомольцев.

В самом общем виде весь ход хозяйственного механизма, ход главных работ обители такой: зимой – возят, пилят, колят дрова, возят бревна для построек, пни для смолы, сено для скота; все мастерские и заводы работают при полном количестве людей (за исключением лесопильного и кирпичного заводов).

С Пасхи усиленно готовят пароходы к плаванию по стаивании снега поправляют дороги, вскапывают огороды, садят овощи, чистят пожни, пилят бревна на лесопильном заводе (так как воды много), собирают валежник.

С началом навигации часть рабочих сил идет на удовлетворение нужд трехдневных богомольцев.

С Казанской (с 8-го Июля) начинается покос, продолжающийся до конца Августа – почти все рабочие силы устремляются сюда – мастерские или совсем закрываются, или в них значительно уменьшается количество работающих; теперь в мастерских остаются или одни монашествующие или же монашествующий с несколькими наиболее опытными и знающими даровыми трудниками. Совсем ли закрыть мастерские или же только уменьшить число работающих в них даровых трудников – будет зависить от обстоятельств, главным образом от погоды. По окончании уборки сена, в начале Сентября, убираются овощи (с огородов близ самого монастыря добывается около 6 тысяч пуд. картофеля, около 9 чанов готовой рубленой капусты – чан величиной в квасную бочку, т. е. около 225 ведер, и редьки около 150 двуручных корзин); затем, поздней осенью рубят лес для дров, построек и для гонки смолы, чистят пожни, собирают валежник и выкорчевывают пни (для гонки смолы). После уборки овощей мастерские опять мало-по-малу наполняются даровыми богомольцами и с установлением санного пути начинается возка сена, дров, пней и т. д., но кроме работ по хозяйству и мастерским, почти каждое лето есть работы по постройк и починке разных зданий.

Много нужно хозяйственного такта и распорядительности со стороны настоятеля, чтобы во-время, вполне экономно, не тормозя других отраслей хозяйства, коротким летом производит новые постройки. «При прежних настоятелях, если нужно было возвести какое-нибудь здание, писал мне один монах, то сначала заготовляли материал, разумеется, неспеша, чтобы было хорошо; затем, весной делали фундамент и до покоса возили материалы на место, а постройку начинали уже не ранее Успения Богородицы – по окончании покоса. Мастера большею частью были свои, и если уж заставлял крайний недостаток рабочей силы, то тогда только нанимали, и между тем приучали к этому своих послушников; таким образом построили церковь Преподобных, гостинницу и новый братский корпус в одно только лето. Внутренность отделывалась всегда не спеша, своими же мастерами. Так производились и все постройки, т. е. не забывалась работа на покосе и на огороде, и бюджет монастыря не обременялся большими цифрами расхода как ныне. А начальство заботилось, чтобы на всех работах мастеровые были свои, почему мастеровым и делались снисхождения в их нравственных ошибках. Ныне же хозяйство идет как бы к «ликвидации» ...

Прилагаемое здесь расписание относится главным образом к 1885 году. Цифры работающих даровых трудников на каждом послушании в продолжение года сильно колеблятся в зависимости от времен года и хозяйственных обстоятельств.

Наоборот, цифры рабочих монашествующих сравнительно более устойчивы.


Название послушаний Зимой Летом
Иеромонахи Дьяк. монахи Монт. монахи Послушник Дар. Богомол Иеромонахи Дьяк. монахи Монт. монахи Послушник Дар. Богомол
1 Просфорная. Кроме просфор пекут булки, в 11/2–2ф. каждая, и пироги с различной начинкой 1 1 4 1 1 8
2 Хлебопекарня 1 8 1 1 9–15
3 Келарская 2 4 1 1 16
4 Квасная 1 1 9 1 1 9
5 Кухня 2 1 7 2 1 7
6 Верхняя трапеза 1 4 1 7
7 Нижняя трапеза 5 5
8 Мельница 1 4 1 4
9 Живописная. Своих икон в продаже нет 2 12 2 12
10 Кресторезная 1 10–18 1 Не разб.
11 Золочение. Если бывает много работы, то количество богомольцев увеличивается до 12 и выписываются мастера 2 2
12 Серебрение 1 3 1 2
13 Ризошвейная 2 1 1 1 1
14 Сапожная. Ежегодно прибывает до 10 знающих богомольцев 1 3 30 1 3 6
15 Портная. Из богомольцев ежегодно прибывает около 10 знающих 1 2 35 1 2 9
16 Сетная. Половина прядет пеньку на самопрялках и сучит пряденое, а другая вяжет варежки, сети иногда неводы 1 2 35 Не работают
17 Малярная 1 1 1 2–4 1 1 1 5–12
18 Столярная. Из богомольцев ежегодно прибывает не менее 3 знающих 1 2 2 14 1 1 1 3
19 Слесарная 1 1 10 1 1 4
20 Механическая 1 7 Плавают
21 Кузница. Ежегодно прибывает не менее 2 знающих 2 8 2 8
22 Литейщики 1 2 10 Не работают кроме особых случаях
23 Свечная 1 1 3 Не работают
24 Переплетная 1 1 4 1 1 2
25 Горшечная. Делают: столовые и чайные ложки, чайники, кружки, солонки, тарелки, горшки, тазы. Все изделия немного лучше, чем у крестьян на Архангельском рынке 1 4 1
26 Прачешная 1 10 1 10
27 Угольная. В 1885 г. всего угля из угольной и смолокурни получено 664 воза. Идет главным образом в кузнецу и для самоваров 3 Не работают
28 Смолокурня. Смолы получается около 50 бочек в год и скипидару около 3 бочек 1 6–13 Не работают
29 Камнетесная 1 5–9 Не работают
30 Корзинщики 3 Не работают
31 Купорная. Делают кадки, бочки, шайки 1 5 1 2
32 Кожевня. Выделывают кожи из оленьих, тюленьих шкур и шкур домашнего скота 1 6–8 Не работают
33 Овчинная 2 Не работают
34 Катальщики. Делают валенки и войлоки 2 Не работают
35 Салотопня 1 1 1
36 Санная. Делают сани, роспуски, дровни и тарантасы 3 Не работают, кроме необходимых починок
37 Колесная 1 2 1
38 Экипажная 1 2 4 1
39 Плотники. Знающих ежегодно приезжает не менее 4–7 человек 1 4 5–18 1 4 5–18
40 У огородника в луковой. Сортируют лук и картофель,– выбирают на семена и не ежедневное употребление 1 1 8 1 1 8
41 На конном дворе 2 1 14 2 1 22
42 На скотном дворе 1 17 1 17
43 В дрововозке. Убирают и готовят пищу 6 6
44 В училище прислуги 6 6
45 В Никольском корпусе прислуги 2 2
46 В больнице. Нанятый фельдшер и при нем 3 3
47 В богадельне прислуги 1 1
48 У Схимников прислуги 1 1
49 В братской и рабочей банях 2 2
50 В Анзерском скиту Совершают богослужения, вечные поминовения, надзирают за зданиями и даров. богомольцами. Ремесленных работ нет. 2 1 3 3 14 2 1 3 3 14
51 В Галгофском скиту 2 1 4 2 3 2 1 3 4 3
52 На Секирной горе 2 1 3 1 4 2 1 3 1 4
53 Во всех прочих скитах 2 1 9 3 7 2 1 9 3 7
54 На подворьях с домоправителями 3 2 3 12 4 2 2 12
55 В конторе 1 1 1 3 7 1 2 3 7
56 Певчие. Руководят ими и помогают монашествующие 20–30 20–30
57 Звонари 1 7 1 7
58 В такелажной 1 1
59 Литография. Остается в бездействии за отсутствием знатока дела, есть один иеромонах, когда-то занимавшийся этим делом, но он не может работать без руководителя
60 Кирпичный завод Не работают 1 6–40
61 Лесопильный завод. Работают только летом
1 8
62 В рухлядной 3 1 3 1
63 Часовщик 1 1
64 В лавках и закупщики 1 1 1 2 3 2 4 4
65 Грабли делает 1 1
66 Дрова пилят 12 Не работают
67 Пенькощипы, расщипывающие старые канаты для конопатки 3–10 Не работают
68 Гостинщики 2 1 13
69 Заведующие хлебными амбарами и рыбным погребом 1 1 1 1
70 При ризнице 1 1 4 1 1 4
71 Прислуга Соборных и архимандрита 1 1 2 3 1 1 2 3
72 Обойщик 1 1 1
73 Резчик 1
74 При пожарных инструментах 1 1
75 Караульщиков 3 8–12 3 8–12
76 Сортирщики 3 3
77 Заведующий медной посудой 1 1
78 Будильщик 1 1
79 Токарей 1 1 Не работают
80 Собиратель золы и трубочист 1 1
81 Тюремщик 1 1
82 Возят сено и дрова 1 1 46 Не работают
83 Рыбаки. Зимой ловят рыбу в озерах и ластоногих в море. Летом, главным образом, сельдь и семгу в море 1 3 8 1 3 39
84 Лисиц и оленей ловят (лисиц капканами, оленей поздней осенью, в темные ночи сетью) 1 5
85 Пароходство. 30 нанятых рабочих 1 1 3 4
86 Парусная шхуна «Николай» ходит на Мурман за рыбой, имеет 5 наемных рабочих 1 2
87 На спасательном боте 11 нанятых рабочих 1
88 Телячья шхуна ходит в г. Онегу и посад Суму за жертвованным скотом, имеет 4 наемных рабочих 1
89 Косят траву большей частью нанятые и отчасти даровые Около 60
90 Сгребают сено 230–270
91 Обжигают известь 1 6

Чистят пожни 1 послушник и 35 рабочих; в числе их есть и даровые и нанятые. Рубят дрова осенью и выкорчевывают пни около 80 человек – часть наемных рабочих, часть даровых богомольцев. Кроме того, сгребают снег, чинят дороги, окалывают лед в доке и в пристанях, бьют скот, метут улицы, перевозят камни, молочные продукты, возят воду в гостинницы, окапывают гряды, садят овощи, полят и т. д. А при всяких новых постройках выписывают каменьщиков, живописцев для расписывания иконостасов и т. д. (В братстве есть между прочим один хороший каменьщик – иеромонах).

Для перевозки посетителей чрез пролив на Анзерский остров в скиты нанимаются рабочие.

Все монашествующие (в 1885 г. 228 чел.) в общем распределяются по послушаниям так: 1) вне монастыря по всем скитам и подворьям при церковных и надзирательских обязанностях 45–50 человек; 2) в монастыре на разных ремесленных, хозяйственных и торговых послушаниях 100–110 человек и, наконец, тоже в монастыре, человек 70 церковников, все послушание которых состоит только в посещении богослужений.

Из них 22 человека (монахов и послушников) поют и читают на клиросах, 16 челов. читают псалтырь и синодики, а остальные (18 иереев и 16 диаконов) по известной очереди совершают богослужения. При настоящем архимандрите, установившем длинные богослужения, послушание церковников считается более тяжелым, чем послушания рабочих монашествующих. Самые длинные богослужения совершаются в Троицком соборе – утреня длится 3 часа (с 3 час. утра), ранняя и поздняя обедня по 1 ½ часа и вечерня 2 часа (с 6 час. вечера) – так бывает в будни. Большинство церковников посещают которую-нибудь одну обедню и таким образом в будни проводят в церкви 61/2–7 часов, а в праздники до 10 и даже иногда до 12 часов в сутки. В праздники всенощная продолжается с 7 час. вечера до 12 и даже до 1 часа ночи, поздняя обедня – не менее 3 часов, обыкновенно около 4 час., и вечерня – 2 часа; утрени, конечно, не бывает. В среднем годовом выводе церковник Троицкого собора каждодневно проводит в церкви около 8 час. времени. Во всех прочих монастырских и скитских церквах служба гораздо короче: утреня 2 часа, обедня и вечерня по 11/2 часа.

Все население монастыря поднимается в 3 часа утра. Не только все церковники, но и большинство рабочих монашествующих идут в церковь. Последние, простояв час и получив благословение от настоятеля, уходят пить чай или закусывать и с 5 час. утра приступают к работе. Вечером, по окончании работ они стоят часть вечерни, а после ужина выслушивают в трапезе вечерние молитвы на сон грядущий и, получив снова благословение от настоятеля, отправляются спать.

Одни настоятели совсем не требовали от рабочих монашествующих посещения богослужений, а другие наоборот. В будни даровые трудники (кроме церковников) свободны от обязательного посещения богослужений.

Рабочий день у рабочих монашествующих и даровых трудников считается 10 часов, а у наемных 11 часов. Но это вообще, в частности же работают то больше, то меньше, смотря по обстоятельствам и времени года – на сенокосе больше, зимою меньше. Да и счет рабочим часам не так строг и точен, как на фабриках: даровым трудникам позволяется уходить из мастерских пить свой чай, а летом, когда приходит пароход, масса даровых трудников сбегается поглазеть на приехавших богомольцев.

Работают: зимой с 5 до 10 час. утра и с 11 час. дня до 4 час. пополудни; летом – с 5 до 8 час. утра, с 10 час. утра до 2 час. пополудни и с 3 до 6 час., вечера. Рабочие наемные оканчивают работу на час позже. В пропущенные часы принимают пищу и отдыхают (см. главу о питании).

Теперь остается сказать, куда обитель тратит свои деньги.

На первом плане расходов стоит пища; далее, постройка и починка зданий, покупка и починка разных церковных принадлежностей, жалованье братии, одежда и обувь и, наконец, содержание пароходов. Остальные статьи расходов ничтожны.

Вот расходы за 1885 год.


Руб. Коп.
На церковные и ризничные принадлежности 14637 721/2
На трапезу (ржаной муки 20094 п. на 19494 руб., ячменя 2049 пуд. на 2050 руб., крупчатки 400 м шков на 4200 руб., гречи 200 м шков и 19 пуд. на 983 руб., пшена 170 м шков на 1275 руб., гороху 40 м шков на 250 руб., соленой трески 4167 пуд. на 2824 руб, сухой трески 350 пуд. на 1207 руб., палтуса 796 пуд. на 2537 руб., пикши 500 пуд. на 150 руб, семги 259 пуд. на 1491 руб, постнаго масла, чаю, сахару; также куплено 30000 вилков капусты, 12000 штук огурцов и т. д.)76 45982 713/4
На водку и виноградное вино для монастыря с подворьем (виноградное вино пьют почти одни Соборные; по праздникам дают бутылку тенерифа для иеромонахов) 1870 35
На одежду и обувь (сукно, миткаль, коленкор, деникатон, полотно, холст, вату и т, д,) 10335 943/4
Каменного угля для пароходов 8325
На разные снасти и смазочные вещества для пароходов и судов 2230 781/2
На покупку товаров в мелочную и другие лавки 12826 361/4
Для больницы на лекарства и инструменты 379 12
На канцелярские расходы, материалы и газеты 393 10
На домохозяйственные расходы 23826 551/4
На наем служащих и работников 7185 45
На содержание духовно-учебных заведений в Архангельской епархии 2000
На увеличение содержания 2 причтов Олонецкой губ. (по предписанию высшего начальства) 1200
Расходы по разным мелким предметам (гвозди, шарниры, замки, медь для обшивки судов и разных поделок, подшипники для пароходов, олово, клей, лак, золото, папка, бумага, ножи, вилки, косы и т. д.) 5734 31
На почтовые, перегрузочные, перевозочные и мелочные расходы (между прочим, билет І-й гильдии на право плавания 725 р.) 4320 871/2
На жалованье братии 12595 99
За погрузку угля на пароходы в г. Архангельск 326 18
Итого 154170 461/2

По сведениям Архангельского статистического комитета, заимствованным из оффициальных данных Архангельской таможни, вывезено товаров, т. е., тюленьего сала:


1879 г. 1880 г. 1881 г. 1882 г. 1883 г. В среднем
Из монастыря на 1880 р. 1500 р. 3948 р. 2182 р. 1790 р. 2260 р.
Привезено в монастырь на 47617 р. 57386 р. 60398 р. 69326 р. 75938 р. 62133 р.

Несмотря на все мои старания и разспросы, я не мог вполне точно выяснить, что стоит содержание монаха в продолжение года. Получались различные цыфры – между – 65 и 105 рублями. Мне кажутся наиболее приближающимися к действительности следующие цыфры: питание (по 15 коп. в сутки) и помещение 60 руб.; освещение, одежда и обувь 20 руб. – всего 80 руб. (конечно, кроме жалованья, которого в среднем выводе выходит на каждого по 56 руб. в год).

Все приведенные данные, мне кажется, вполне ясно доказывают основную мысль этой главы – только благочестие русского народа создало и поддерживает богатство, славу и величие обители, а никак не производительный труд иноков. Хотя последние, наверное, трудятся больше, чем в других монастырях, хотя вместе с ними работает масса наемных и даровых работников, но труд этой тысячи людей, вследствие почвенных и климатических условий, а также вследствие условий дарового труда, не только не заметен, безрезультатен для мира (конечно, в материальном смысле), но даже далеко не достаточен для удовлетворения собственных нужд монастыря.

Все хозяйство здесь совершенно искусственно и поддерживается только даровым трудом и жертвованным скотом.

* * *

69

Приведу наиболее сильные выражения: Благодаря тому, «что 5/6 всего числа иноков больше крестьяне», которые «и вне стен монастыря привыкли работать и работать впроголодь», понятно, «как развилась в Соловецком монастыре такая производительность, какая и не снится Архангельску. Здесь строят пароходы, чинят их, литографируют, дубят кожи, приготовляют кирпичи; тут есть фотография, финифщики, золотильщики, ювелиры, сапожники, портные, башмачники, восковщики, механики, скотоводы, сыровары, строители, архитекторы; тут есть магазины, великолепные хозяйственные помещения, кладовые, квасовы и пекарни; монастырю принадлежат два парохода и морская шхуна, на которой монахи ловят рыбу и промышляют зверя вдоль берегов Мурманских, в Северном ледовитом океане. Тут есть резчики, столяры, кузнецы, гончары, коневоды, огородники, опытные садовники, живописцы, даже золотопромышленники. Короче, – отрезанный в течение 8 месяцев от всего остального мира Соловецкий монастырь ни в ком не нуждается и ничего нигде не покупает, а все, что ему необходимо, производит сам, кроме хлеба, крупы и каменного угля. Эта кипучая деятельность производит поразительное впечатление... «Соловки» стр. 248 и 249, издания 1876 года.

Заканчивает свою книгу В. И. Немирович-Данченко так: «На нашем севере – Соловки самое производительное, промышленное и, сравнительно с пространством островов, самое населенное место. Без всяких пособий от правительства, без субсидий – оно создало такую экономическую мощь, которая становится еще значительнее, если подумать о том, что ею обитель обязана усилиям нескольких сотен простых и неграмотных крестьян». стр. 357.

Я не делал бы выписок, если бы в этом году не вышло 2-е издание соч.

В. И. Немировича-Данченко.

70

До начала восьмидесятых годов настоящего столетия монастырь получал от правительства субсидию в размере 1294 руб., которая теперь уничтожена. В начале этого столетия субсидия простиралась до трех тысяч слишком рублей. Императрица Екатерина II в 1785 г. приказала отпускать монастырю по 500 руб. ежегодно для содержания мореходных судов. Вообще недостатка в правительственных субсидиях и пожертвовавших во все время существования обители не было.

Ростиславлев в своей книге «Опыт изследованя об имуществах и доходах наших монастырей» за 1872 год определяет весь доход монастыря в 147233 руб., кружечный и кошельковый сбор в 12671 руб., а запасной капитал в % бумагах в 317852 руб.

71

Производством крестов занимается один монах староста с 9 – 18 даровыми богомольцами.

Материал покупается старостой у казначея: кипарис в виде кусков (15 коп. фунт), кипарис распиленный и строганый (25 коп. фунт), слюда (60 коп. фунт), олово (65 коп. фунт). Сделанные кресты староста продает тому же казначею: большие с молитвой по 6 руб. за сотню, большие сердечком с молитвой 3 руб. 50 коп., малые 2 руб. 70 коп. и односторонние 2 руб. за сотню. – Изделия не высокого качества я самой простой работы, производимой ножом, стамеской и напилком. Самое производство распадается на множество мелких самых безыскусственных действий, вполне доступных любому 14–17 летнему мальчику под руководством старосты: одни мальчики болванят, другие вырезывают углубления для вставления слюды, третьи вставляют слюду, четвертые подчищают напилком, пятые пишут молитвы, шестые накладывают лак и т. д.

Производство ложек носит тот-же кустарный характер; им занимается два монаха у себя в кельях, и только для полировки и надписей сделанные ложки отдаются за известное вознаграждение другим. Когда ложки совсем готовы, монахи продают их казначею, а последний сдает их, равно как же кресты, в лавки для продажи богомольцам.

Вся выгода от производства крестов и ложек достается монастырю, а не производителям, продающим казначею всего руб. на 500–600.

72

Монастырские даровые трудники убивают на своих тонях ежегодно около 100 штук ластоногих, из которых вытапливают 80–90 пуд. сала. Остальные 820–810 пуд. вместе со шкурами скупаются за дешевую плату у поморов (напр., в 1885 году было куплено 579 штук ластоногих и в отдельности сколько то пудов сала). Сало вытапливается на своей салотопне, где работает только один послушник, которому зимой помогает иногда 1 богомолец. Труд этих рабочих и труд поимки 100 ластоногих можно оценить руб. в 250.

73

Над приготовлением пшеничных продуктов трудится 1 монах, 1 послушник и 4 даровых богомольца, а летом 8 богомольцев. Труд всех этих людей стоит не болеее 600 руб.

Цена готовым пшеничным изделиям очень высокая: тот хлеб, который на Архангельском рынке продается по 7–8 коп. за фунт, стоит здесь 12 коп., а в просфорах не менее 15 коп. за фунт.

74

Металлические кресты, панагии, иконы, книги, четки, картины, вязаные пояса, кольца, помянники – оптом заказываются в Москве и на чисто торговых основаниях продаются в обители.

75

Ежегодно отправляется на Myрман парусная шхуна «Николай»; этой шхуне дается 3000 руб. денег и рублей на 1000 снастей, сетей и хлебных товаров. Треска, сайда, пикша и палтус покупаются то за деньги, то за товары, смотря по тому, что выгоднее в данную минуту. Если же рыба дорога, то товары продаются за деньги, а рыба покупается в г. Архангельск. Сам монастырь рыбы не ловит – ему гораздо выгоднее покупать сказанным способом.

76

Для выяснения того, сколько стоит монастырю пропитание годового населения, равняющегося одной тысяче, и трехдневных богомольцев, число которых каждое лето простирается до 12–13 тысяч, представлю следующие соображения: монастырь кормит 1000 человек 365 дней, или 1 день – 365 тысяч чел., – и сверх того кормит три дня 12000 чел., или 1 день 36000 чел. Таким образом пропитание трехдневных богомольцев должно стоить, по крайней мере, в 10 раз дешевле пропитания постоянного монастырского населения, т. е., должно равняться 4–41/2 тысячам, но так как пища последнего и качественно и количественно гораздо лучше первых, то и пропитание их, т. е. трехдневных богомольцев, обойдется монастырю ни в каком случае не дороже 3500 руб.


Источник: Федоров, П.Ф. Соловки. – Крондштадт: [Тип. «Крондштадского вестника"], 1889. – [3], 344 с., [18] л. ил.: табл., карты, ил.

Комментарии для сайта Cackle