Источник

Отдел VII. Награды за службу и заслуги по духовному ведомству

192. От 28 августа 1864 г. О порядке представлении служащих по епархиальному ведомству духовных лиц к наградам.

Но указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали доклад 1-го отделения Синодальной канцелярии о порядке представления служащих по епархиальному ведомству духовных лиц к наградам, и по соображении обстоятельств сего дела с существующими, как общими государственными, так и особыми по духовному ведомству постановлениями относительно представления к наградам по службе, в предотвращав на будущее время тех неудобств, какие происходить от несвоевременного доставления из епархий и других мест духовного управления представлений о наградах духовенства и неисправности в изложении таковых представлений, приказали: 1) предписать епархиальным и прочим духовным начальствам, чтобы доставляли Святейшему Синоду годовые о наградах подведомственного им духовенства представления ни как не позже 1-го декабря каждого года, и за тем представления о наградах за отличия, невыходящие из круга обыкновенной служебной деятельности, кои будут вступать после этого срока, оставлять, по примеру других ведомств, без дальнейшего хода, с уведомлением о сем тех мест и лиц, от коих таковые представления поступили, дабы они могли возобновить их к указанному сроку в следующем году, если не окажется препятствий. 2) Представление, кроме общего годового, отдельных или частных ходатайств о наградах духовных лиц, за обыкновенные по службе заслуги, епархиальным и прочим духовным начальствам воспретить, так как подобные о наградах представления, по смыслу Высочайше утвержденного 31 июля 1859 года положения о наградах § 15, дозволяются только в случае отличий, кои, выходя из круга обыкновенной служебной деятельности, будут заслуживать особого Монаршего внимания, и если бы за сим те или другие духовные начальства вошли в Святейший Синод с частными о наградах представлениями, не согласными с этим правилом, таковые представления, как недозволяемые законом, оставлять без последствий. 3) Представляемые к наградам духовные лица прописывать в представлениях непременно по порядку постепенности или старшинства испрашиваемых для них наград, особыми отделами по каждому разряду таковых наград, согласно приложенному при сем перечню оных под лит. А, не допуская ни в каком случае смешения одного отдела с другим, или лиц, представляемых к одной награде, с лицами, коим испрашиваются награды другого рода. 4) При представлениях о наградах формулярных или послужных списков не прилагать, а в замен сих списков доставлять о каждом представляемом лице, в особенности, применительно к показанным в приложении к § 14 положения 1859 года образцам, краткие наградные списки, по прилагаемой при сем форме под лит. Б, слагая таковые списки особыми отделами, по порядку и роду наград, к каким кто представляется; при чем на каждом списке означать следующий по порядку N, считая оные по каждому разряду наград особенно. 5) Наградные списки представляемых к наградам лиц писать со всевозможною осмотрительностью и правильностью, не наполняя их описанием таких случаев или деяний, кои не идут к делу, и не опуская тех сведений, которые необходимы для удостоверения в достоинстве представляемых, но держась во всей точности указанной формы. 6) В случае ходатайства о награждении духовных лиц независимо от общего годового представления за отличия, выходящие из круга обыкновенной служебной деятельности, о коих повергается на особое Монаршее воззрение, присоединять описание заслуг удостоиваемых к наградам лиц, как предписано в примечании 1 приложения к § 14 Высочайше утвержденного 31 июля 1859 года положения о наградах. Наконец 7) дабы предоставить Святейшему Синоду возможность к рассмотрению и разрешению ходатайств о наградах, назначаемых духовным лицам по непосредственному определению Святейшего Синода, отдельно ходатайств о наградах, которыми духовенство удостоивается по представлению Святейшая Синода, с Высочайшая соизволения, писать в представлениях о наградах лица первого рода особыми отделами от лиц второго рода, в том порядке, как показано в особых при сем приложениях. Для надлежащего же по сему, в чем следует, исполнения и руководства послать Преосвященным епархиальным Архиереям, а равно в конторы Святейшего Синода: Московскую и Грузино-Имеретинскую и прочим местам и лицам духовная ведомства печатные указы, с приложением форм под лит. А и Б.

Форма лит. А.

Список наградам, испрашиваемым по такой-то епархии, или по такому-то ведомству.

А. Награды, жалуемые с Высочайшего соизволения.

I. Ордена.

а) Св. Владимира 3 степени 0

б) Св. Анны 1 степени с короною 0

в) Св. Анны 2 степени с короною 0

г) Св. Анны 3 степени с короною 0

II. Наперсные кресты.

а) из кабинета Его Императорского Величества с драгоценными камнями 0

б) из кабинета Его Императорского Величества с золотые 0

в) от Святейшего Синода выдаваемые 0

III. Камилавки 0

VI. Скуфьи 0

Б. Награды, назначенные по непосредственному определению Святейшего Синода.

I. Палица 0

II. Сан

а) Архимандрита 0

б) Протоирея 0

в) Соборного Иеромонаха 0

А всего 00

Примечание. Возведение в сан Архимандрита и Протоиерея, при определении на открывающиеся настоятельские вакансии в монастырях и протоиерейские при соборах, совершается на существующих ныне основаниях, независимо от годовых наградных представлений.

Форма лит. Б.

(№ списка).

НАГРАДНОЙ СПИСОК.

Такой-то епархии, такого-то города, или села, такого-то собора, или такой-то церкви, протоиерея или священника, имя и фамилия представляемого.

(отступи в чрез несколько строк )

к ордену Св. Анны 2 степени

или:

к наперсному кресту

или:

к камилавке.

Примечание. Испрашиваемая награда всегда обозначается на отдельной от прочих строке, и строка сия, равно как имя и фамилия представляемого подводятся, для большей ясности, чертою.


I. II. III. IV. V. VI. VII.
Место, сан, имя, фамилия и лета от роду Где и с какою степенью кончил курс учения Когда вступил в службу и в каких званиях и должностях прходил оную. Не был ли под судом и следствием, и если был, то за что, когда и чем дело кончено Когда и чем награжден был по службе К чему представлен Примечание
Такой-то епархии, такого-то города, такой-то церкви, или такого-то уезда, такого-то села Протоиерей или Священник имя и фамилия В Академии Магистром или в Семинарии студентом или во 2-м разряде. Или Исключен из среднего отделения Семинарии или В училищах не обучался. 1843 по 1846 г. Учителем духовной Семинарии или духовного уездногоучилища. Не был или: был, тогда-то, по такому-то делу, но от суда и ответственности освобожден. Или: по таковую подсудность указом Святейшего Синода такого-то года, месяца и числа за № разрешено не считать препятсствием к награждению его установаленными для духовных лиц знаками отличия. 1849 г. скуфьею; 1852 – камилавкою; 1855 – наперсным крестом. 1858 – орденом Св. Анны 3 ст.; 1861 – орденом Св. Анны 2 ст. К ордену Св. Анны 2 ст. с короною.
50 лет. 1846 – Священником
1849 – Депутатом
1851 по 1854 г. Наставником в сельском приходском училище.
1854 – Благочинным
1857 – Протоиереем
1860 – Членом духовной Консистории.
Примечание. Протоиерей, или Священник, поступив первоначально к сельской приходской церкви, перемещен в последствии к городской церкви, то о сем объясняется, в виде пожстрочного примечания в этой графе, следующим порядком: с 1846 по 1855 г. состоял Священником в таком-то селе, такого-то уезда, а в 1855 г. переведен на настоящее место. Подобным порядком и о монашествующих, если они переходили из одноц обители в другую, прописывается: с 1845 по 1849 г. состоял в таком-то монастыре, с 1849 г. по 1857 г. в таком-то, а с 1857 г. в настоящей области. Примечание. 1. В наградных списках духовных лиц показывается время: 1) рукоположения во священника или Иеромионаха, 2) возведения в сан Протоиерея, Соборного Иеромонаха, Игумена, Архимандрита и 3) происхождение должностей: а) в списках монашествующего духовенства – Благочинного монастырей, Настоятеля, Наместника и Казначения монастыря; б) в списках белого духовенства – Благочинного, Духовника, Депутата и Наставника в сельском приходском училище и в) в списках, как монашествующего, так и белого духовенства – Ректоры, Инспектора и Профессора или Учителя духовных Академий, Семинарий и уездных училищ, Члена духовных Цензурных Комитетов, Консисторий, Попечительств о бедных духовного звания, духовных Правлений, Эконома и Казначея Ахиерейского дома, Наблюдателя за преподаванием Закона Божия и Законоучителя в светских учебных заведениях и детских приютах и духовных должностей по придворному и военному ведомствам и при Императорских посольствах и духовных миссиях за границею. Прочие затем звания по службе духовных лиц в светском ведомстве, как то: Членов губернских Статистических, Оспенных и Попечительных о тюрьмах Комитетов и т. п. означаются в наградных списках духовенства в тех единственно случаях, когда светское начальство будет ходатайствовать о награждении духовных лиц именно за заслуги в их званиях. Примечание. В наградных списках Священников, представляемых в скуфие, означается, когда они награжден набедренником. Примечание. Испрашиваемая награда обозначается собственноручно в списках духовных лиц епархиального ведомства епархиальными Преосвященными, а духовенства придворного и военного ведомства главными Священниками, или, по крайней мере, свидетельствуется их подписью.
Примечание 2. В списках монашествующих, независимо от исчисленных выше званий, обозначается и время пострижения в монашество.
Примечание 3. Наградные списки подписываются и скрепляются по существующему ныне порядку.
Примечание 4. При удостоении к наградам сельских Священников иметь в особом внимании усердие и труды их в обучения детей прихожан, и тем из них, кои будут отличаться заслугами по сей части, отдавать при удостоении к наградам преимущество пред их сверстниками.

193. О представлении духовных лиц к ордену Св. Анны 3-й степени.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод, при рассмотрении представлений о наградах духовенства заметив, что в общем числе духовных лиц, представляемых епархиальными начальствами к наградам за отличие по службе внесено более тридцати таких протоиереев и священников, которые усердным в течении 12 лет сряду прохождением благочиннической должности приобрели право на получение третьей степени ордена Св. Анны, по статуту сего ордена, приказали: по существующим узаконениям, награды орденами за заслуги, определенные в орденских статутах, не относятся к разряду наград, жалуемых за отличие по службе, и представления о награждении орденами по статутам должны быть делаемы в назначенные статутами сроки, независимо от общих годовых представлений о наградах за отличие по службе, на основании особых по сей части постановлений. Потому представление в общем числе духовных лиц, удостоиваемых к наградам за отличие по службе, тех из священнослужителей, кои приобрели права на получение ордена Св. Анны, по статуту, не согласно с предписанным законами порядком, и по применении к практике представляет следующие неудобства: общие годовые представления о наградах духовенства за отличие по службе, вступая в Святейший Синод к 1 декабря, разрешаются в оном пред праздником Св. Пасхи; а представления о награждении духовных лиц за заслуги по статуту ордена Св. Анны передаются из Святейшего Синода, куда следует, по предписанному статутом порядку, в последних числах октября, и затем разрешаются, по рассмотрении их, в кавалерской думе, в феврале месяце. От того дела об удостоении к ордену Св. Анны, по статуту, тех из духовных лиц, которые вносятся епархиальными начальствами в общие годовые представления о наградах духовенства, оставаясь в Св. Синоде от самого праздника Пасхи до конца октября без движения, длятся по полтора года и более, так что, например, ходатайство о награждении сим орденом за заслуги по статуту тех протоиереев и священников, кои включены епархиальными начальствами в общие годовые о наградах духовенства представления, вступившие в Святейший Синод к 1 декабря прошлого 1863 года должно быть передано в кавалерскую думу только к 1 числу декабря текущего 1866 года, и, по рассмотрении в думе, получить Высочайшее разрешение не ранее февраля будущего 1867 года. С другой стороны, при представлениях к награждению орденами по статутам, должно, по силе статутов, прилагать о каждом представленном полные послужные списки, тогда как, при общих годовых представлениях о наградах за отличие по службе, предписано прилагать только краткие, по установленной форме, наградные списки, и потому епархиальные начальства, включая священнослужителей, удостоиваемых к орденам за заслуги по статутам, в число духовенства, представляемые к наградам за отличие по службе, ограничиваются приложением о них, наряду с прочими представляемыми, только наградных списков. А это ведет к тому, что Св. Синод поставляется, при каждом подобном случае, в необходимость заводить особую переписку о доставлении оному, для препровождения, куда следует по закону, полных послужных списков о лицах сего рода. По соображению сего, Синод. Определяет: во избежание на будущее время, напрасного замедления в ходе дел об удостоении духовных лиц к ордену Св. Анны, за заслуги по статуту сего ордена, и дальнейшей бесполезной по делам сего рода переписки, послать подлежащим местам и лицам духовного ведомства печатные указы о том, чтобы они ходатайства свои о награждении духовных лиц орденом Св. Анны за заслуги, определенные в статуте сего ордена, вносили в Святейший Синод, независимо от общих годовых о наградах духовенства представлений, с приложением, по силе статута, полных послужных списков по форме № IX к 98.ст. уст. дух. Конс, приложенной, о каждом Представленном лице, и притом ни как не позже 15 сентября каждого года, дабы таким образом предоставить Св. Синоду возможность рассмотреть, и по рассмотрении передать списки удостоиваемых лиц в кавалерскую думу к назначенному для сего статутом сроку. Мая 31 дня 1866 года.

194. От 15 января 1868 г. О порядке представления кань к ордену Св. Анны по статуту, так и к другим наградам за заслуги по духовному ведомству.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод, по бывшем рассуждении о том, что некоторыми из епархиальных начальств как 1) при представлении к ордену Св. Анны по статуту, так 2) и при представлении, на основании Высочайше утвержденного 31 июля 1859 года положения, к наградам за неслужебные по духовному ведомству отличия, допускаются разного рода упущения и отступления от предписанных в том и другом случае правил, и таким образом по делам того и другого рода возбуждается излишняя переписка, замедляющая самый ход дел, приказали: во избежание, на будущее время, напрасной переписки и проволочек по делам о наградах как за заслуги, в статуте ордена Св. Анны определенные, так и за неслужебные по духовному ведомству отличия по положению 31 июля 1859 года о наградах, вследствие несоблюдения, при представлениях, в том и другом случае, существующих по сей части постановлений, предписать подлежащим духовным начальствам указами принять к надлежащему руководству и исполнение следующие правила: I. При представлении к ордену Св. Анны по статуту: 1) представления об удостоении к ордену Св. Анны, за заслуги, в статуте этого ордена определенные, вносить в Святейший Синод, однажды в год, в назначенный для сего циркулярным указом Синода от 31 мая 1866 года срок, т. е. к 15 сентября каждого года. 2) Представлять к награждению орденом Св. Анны по статуту не иначе, как по самом тщательном и основательном убеждении в том, что заслуги представляемого лица вполне соответствуют, по их сущности, прямому и буквальному смыслу изложенных в свод, закон, т. I учр. орд. ст. 581 п. 19–22 требований статута29. 3) Соответственно сему представлению о награждении орденом Св. Анны за означаемые в п. 19 ст. 581 учр. орд. заслуги делать в том единственно случать, если представляемым лицом обращено к православной церкви именно указываемое в этом пункте число неверующих, или раскольников известных сект. 4) На основании следующего 20 пункта сей статьи и благочинных представлять к ордену Св. Анны 3-й ст. не иначе, как по прослужении ими в благочиннеческой должности 12 лет сряду; а тех из числа благочинных, которые проходили эту должность, хотя и более 12 лет, но не сряду, как требуется статутом, а с временными перерывами, к таковой награде отнюдь не представлять. 5) За построение церквей представлять к 3-й ст. ордена Св. Анны единственно тех, кто, как изъяснено в п. 21 приведенной статьи 581 учр. орд., собственным иждивением, или склонением к тому других соорудить церковь там, где по местным обстоятельствам настояла в ней особенная надобность, как например, по отдаленности прихожан от других приходских церквей, неудобству сообщения с оными, или в видах противодействия усиливающемуся расколу в окрестностях, или же в таких приходах, где прежняя церковь обветшала, или истреблена пожаром, а прихожане, по бедности, не имели средств к построению новой, равно и церковных средств к сему не имелось. Что же касается тех лиц, коими построены церкви, где в оных, по близости других церквей, не было подобной сему надобности, а равно и тех, которые только или перестроили и возобновили, или распространили и украсили существующую уже церковь, или устроили церковь в готовом здании, сооруженном другими, или принимали участие, вместе с другими лицами, в пожертвованиях на построение какой-либо церкви, хотя бы их пожертвование составляло и главную, или наибольшую часть всей на этот предмет суммы, то подобного рода лица нельзя, по точному смыслу изложенного в указываемом п. 21 ст. 581 учр. орд. правила, считать имеющими право на получение ордена Св. Анны по статуту. 6) За склонение других к построению в тех местах где в них настояла особенная надобность представлять только по самоточнейшем удостоверении в том что представляемый действительно своим примером и убеждениями подвиг других к построению церкви, и что без его дЕетельного участия дело это не могло бы состояться. 7) По силе н. 22 означенной ст. 581 учр. орд. и тех, кои учредили на свой счет при церкви, или монастыре, или вообще в духовном ведомстве больницу, богадельню, или училище не менее, как на 20 человек, представлять к ордену Св. Анны 3-й ст. в таком только случае, когда учредитель или благотворитель содержанием того или другого из заведений сего рода в продолжении, по крайней мере, семи лет упрочит существование оного, или же внесет потребную, по исчислению, для этой цели сумму. 8) В представлениях о награждении орденом Св. Анны по статуту описание отличий должно содержать в себе не одно только повторение общих выражений, употребленных в статутах орденов для обозначения отличий, но подробное ясное и определительное изложение самых действии, составляющих отличия, за которые представляемые удостоиваются испрашиваемой награды, без исчисления, впрочем, других заслуг, не имеющих прямого отношения к заслугам, по статуту указанным. 9) При Представлениях сего рода, на основании ст. 53630 и 589 учр. орд., доставлять о каждом представляемом лице особые списки по приложенной к 536 статье форме, а сверх того прилагать о лицах купеческого состояния формулярные, истребованные, откуда следует, списки о службе их в должностях, замещаемых по выборам, если они состоят, или состояли в таковых должностях, а об отставных военных и гражданских чиновниках, сверх надлежаще засвидетельствованных формулярных списков о бывшей их службе, прилагать и подлинные аттестаты, при увольнении от службы от начальства им выданные, как требуется кавалерскою думою, на основании 1 примеч. к ст. 589. При сем иметь в виду, а) что формулярные списки, на основании примеч. 1 к ст. 589, в случае нужды могут быть заменяемы засвидетельствованными в установленном порядке копиями с них, а замена аттестатов копиями, по принятому кавалерскою думою порядку, не дозволяется и б) что в том случае, когда представляемый ни в Государственной службе, ни в службе по выборам не состоял, непременно должно пояснить о сем в представлении. В последнем случае, вместо формулярных списков, могут быть представляемы наградные, составленные по приложенной к ст. 1147 уст. служб, прав, (по прод.) форме под литер. Б. II. При представлении к наградам за службу в звании церковного старосты, за пожертвования в пользу церквей или, духовных учреждены и за другие неслужебные (кроме исчисленных в орденских статутах ) отличия или заслуги по духовному ведомству: 1) подобного рода представления, согласно Высочайше утвержденному 31 июля 1859 года положению о наградах 1 примеч. к ст. 15-й, вносить в Святейший Синод однажды, по истечении каждой трети года, и именно: за январскую треть в первых числах мая, за майскую в первых числах сентября и за сентябрьскую – в первых числах января месяца. 2) В основание ходатайств о награждение церковных старост принимать не выслугу только в этой должности положенных сроков, или числа лет, имея в виду, согласно ст. 3 указываемая положения 1859 года, что одна выслуга определенных для наград сроков и прямое исполнение служебных обязанностей, по долгу присяги, не составляя особенного отличия, не могут служить основанием ходатайства о награде, но по точной силе учр. орд. ст. 822 и циркулярного указа Святейшего Синода от 23 октября 1864 года представлять к наградам одних тех из церковных старост, которые в продолжение службы доказали усердие свое и попечительность о пользе церкви значительным приращением церковных и в особенности свечных доходов, или же значительным из собственности пожертвованием на церковь, не допуская, как предписано в означенном указе Синода, никаких, в сем случае изъятий, или отступления от закона. 3) В соответствие предписываемому в той же статье 3-й положения 31 июля 1859 года требованию соблюдать также возможную умеренность в числе и степени наград за пожертвования на пользу церквей или духовных учреждений и за прочие неслужебные по духовному ведомству отличия, представляя к награждению только таких жертвователей, коих пожертвования по своей многозначительности заслуживают особого уважения, а за другие неслужебные по духовному ведомству отличия в том случае, когда отличия сии действительно имеют полезное значение. 4) В испрошении наград держаться строго порядка постепенности оных, допускам изъятия лишь в тех исключительных случаях, когда пожертвование, по его размерам или иная какая заслуга, по ее значению, выходят из круга обыкновенных. 5) При ходатайстве о наградах, назначаемых в установленном по положению 31 июля 1859 года порядке, представлять, по разосланной при циркулярном указе Святейшего Синода от 23 октября 1864 года форме, наградные о каждом лице списки; прочие же документы, исчисляемые выше в п. 9-м 1-го отдела настоящих правил, требуются только при представлении к наградам по орденским статутам, а при ходатайствах последнего рода не прилагаются. 6) Как при Представлении к ордену Св. Анны, по статуту, в списках, составляемых по приложенной к ст. 536 учр. орд. форме, так и при ходатайстве о наградах, испрашиваемых на основании положения 31 иоля 1859 года, в наградных списках, составляемых по приложенной к указу Святейшего Синода 23 октября 1864 года форме, обозначать неупустительно, согласно заглавию в тех и других из этих списков, когда и за что именно каждый из представляемых, был удостоен прежде полученных им наград. 7) Согласно учр. орд. ст. 852 и п. 5 означенного указа Святейшая Синода 1864 года, предварительно внесения в Синод ходатайств того и другого рода, делать, всякий раз, непременно с губернским начальствам (а не с подведомственными оному местами и лицами) сношение о том, нет ли препятствий к награждению представленных лиц и о полученных отзывах прописывать неупустительно как в представлении, так и в самых списках каждого представляемого лица. 8) Ходатайства как о наградах орденом Св. Анны по статуту, в назначенный годовой срок, так и о наградах, испрашиваемых на основании положения 31 июля 1859 г., по прошествии каждой трети года, излагать отнюдь не в отдельных о каждом лице рапортах или представлениях, но в одном общем каждый раз представлении обо всех представляемых из епархии лицах, с надлежащим в таковом представлении объяснением заслуг каждого лица в особенности. 9) Указываемых в п. 1, 5, 6 и 8 отдела 2-го правил держаться в точности и при представлении лиц духовного звания к награде за труды по народному образованию установленною на основании Высочайше утвержденная 26 июня 1864 года положения комитета Министров серебряною медалью, с надписью «за усердие», для ношения на груди на Александровской ленте. Впрочем представления о пожаловании сей медали должны делаться, хотя и в одни сроки с представлениями о других наградах за неслужебные отличия, т. е. по истечении каждой трети года, но особо от таковых представлений, и при том с наблюдением, сверх изложенных выше правил, следующих условий: а) к таковой медали представлять из трудящихся по народному образованию лиц духовная звания, только диаконов, причетников и состоящих в качестве учителей, при сельских церковно-приходских школах воспитанников духовно-учебных заведений, а священников представлять, вместо сей медали, к другим, установленным для них знакам отличия, на изложенных в указе Святейшего Синода от 28 августа 1864 года основаниях и б) представлять из лиц этого рода к означенной медали лишь тех, которые усердно-полезными, в течении 10-ти лет, трудами своими по этой части, при безукоризненном поведении, приобрели законное на таковую награду право. При сем предварить епархиальные и прочие духовные начальства, что те о наградах представления, в которых, и по объявлении настоящих правил, будут снова встречаться такие или иные упущения или отступления от предписанного на сей предмет порядка, будут оставляемы Святейшим Синодом без последствий.

195. О лицах духовного сана, имеющих право на сопричисление к ордену Св. Анны, 3-й ст. по статуту сего ордена 23 декабря 1872 года.

Свят. Синод слушали предложение Синодальная Обер-Прокурора от 16 ноября 1872 г., с приложением копии с Высочайшего повеления 31 октября 1872 г., об исполнении последовавшего в Государственном Совете мнения о лицах духовного звания имеющих право на сопричисление к ордену Св. Анны 3-й ст. В означенном мнении Государственного Совета изъяснено: Государственный Совет г в соединенных департаментах законов и государственной экономии и в общем собрании, рассмотрев представление Высочайше утвержденного присутствия по делам православного духовенства о лицах духовного звания, имеющих право на сопричисление к ордену Св. Анны 3-й ст., и соглашаясь в существе с заключением означенного присутствия, мнением положил: пункт 20 ст. 581 учр. орд. (св. зак. т. I), в коей указываются лица, имеющие право на получение третьей степени ордена Св. Анны, изложить следующим образом: п. 20. «Протоиерей пли священник, исправлявший с особенным усердием двенадцать лет сряду одну и ту же должность благочинного или члена духовной Консистории, духовного правления, епархиального попечительства о бедных духовного звания, правления семинарии или духовного училища от епархиального ведомства»31. Приказали: об изъясненном Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета, для сведения и надлежащего в потребных случаях руководства и исполнения, дать знать циркулярно печатными по духовному ведомству указами.

196. О подтверждены Высочайше утвержденного в 10 день октября 1826 года положения, относительно порядка в случае удостоения военными и гражданскими начальствами наград духовных лиц.

По указу Его Императорского Величества, Свят. Правительствующий Синод слушали предложение г. Обер-Прокурора Свят. Синода, следующего содержания: Его Императорское Величество Высочайше повелеть соизволил подтвердить но всем ведомствам к непременному исполнению Высочайше утвержденного в 16 день октября 1826 года положения, коим установлен порядок, чтобы военные и гражданские начальства, в случае удостоения духовных лиц к каким-либо наградам за заслуги по их ведомствам, входили в сношение с епархиальными начальствами, или с Обер-Прокурором Свят. Синода, и чтобы, по рассмотрении в Свят. Синоде таковых удостоений вместе с сведениями о службе упомянутых лиц, представляемо было о заслуживающих награждения на Высочайшее благоусмотрение, по приятым правилам. Сделав надлежащее, с кем следует, сношение к исполнению сей Высочайшей воли, оп, г. Обер-Прокурор, предлагает о сем к сведению Свят. Синода. Приказали: о сем Высочайшем повелении, для сведения и надлежащего исполнения, всем подведомственным Свят. Синоду местам и лицам дать знать указами. По Высочайшему повелению. Января 29 дня 1843 года.

197. От 31 августа 1864 года за № 3940. О порядке представления духовных лиц к наградам за службу по военному и гражданскому ведомствам.

По указу Его Императорского Величества, Свят. Правительствующий Синод слушали доклад 1-го отделения Синодальной канцелярии о порядке представления духовных лиц к наградам за заслуги по военному и гражданскому ведомствам. Приказали: епархиальным Преосвященным и прочим местам и лицам духовного ведомства вменить в обязанность, чтобы, в случае поступления к ним запросов как непосредственно от светских начальств, так и от господина Обер-Прокурора, вследствие ходатайств сих начальств о службе и о достоинствах духовных лиц, представляемых к наградам за заслуги по светской части, они при отзывах своих по таковым запросам препровождали, вместе с заключениями, и наградные об удостоиваемых лицах списки по разосланной при указе Свят. Синода от 28 августа форме; затем приложение формулярных списков в таковых случаях отменить; о чем, для надлежащие распоряжений и исполнения, в Конторы Свят. Синода: Moсковскую и Грузино-Имеретинскую, епархиальным Преосвященным Архиереям и прочим местам и лицам духовного ведомства послать печатные указы.

198. 25 ноября 1870 года. По предположению одного Преосвященного о некотором изменении правил относительно наград духовенства за заслуги по светской части.

Свят. Синод слушали представление одного Преосвященного, в коем, изъясняя, что некоторые из местных гражданских и военных начальств, не имея по закону права непосредственного сношения с епархиальными Архиереями. обременяют его довольно частыми требованиями наградных списков подведомых ему духовных лиц, для представления последних к наградам за заслуги по светской части и притом даже в таких случаях, когда епархиальное начальство не признает лиц этих достойными награждения, ходатайствуем о некоторых изменениях в указе Свят. Синода от 31 августа 1864 года, относительно сообщения светским начальствам, по их запросам, заключений о службе и достоинствах духовных лиц. И, по справке, приказали: определение Свят. Синода от 8 июля (20 августа) 1864 г., не изменяя порядка, постановленного Высочайшими повелениями 16 октября 1826, – 28 декабря 1842 – и 23 марта 1861 годов для представления духовных лиц к наградам за заслуги по светской части, имело единственною целью устранение происходящих в делах сего рода затруднений от несоблюдения этого порядка; для чего и было предоставлено Синодальному Обер-Прокурору просить Министров и главноуправляющих отдельными частями, чтобы ходатайства о наградах духовенства за заслуги по вверенным им ведомствам были доставляемы духовному начальству не отдельными представлениями, но обо всех удостоиваемых по ведомству духовных лицах, один раз в год, не позже 1 декабря каждого года, с изъяснением, что ходатайства, кои будут вносимы в Синод после этого срока или отдельными Представлениями, или без приложения требуемых по закону сведений и засвидетельствования со стороны подлежащих духовных начальств о службе и достоинстве представляемых к награждению духовных лиц, будут оставляемы без последствий. Согласно с сим и последовавший по этому определению указ Синода от 31-го августа 1864 г., вменяя подлежащим местам и лицам духовного ведомства в обязанность, чтобы в случае поступления к ним запросов, как непосредственно от светских начальств, так и от Синодального Обер-Прокурора вследствие ходатайства таковых начальств, о службе и достоинствах духовных лиц, предназначаемых к наградам за заслуги по светской части, духовные начальства, при отзывах своих по таковым запросам, препровождали и наградные об удостоиваемых лицах списки по установленной форме, – имеет в виду удовлетворение духовными властями требований по делам сего рода тех только мест и лиц светского ведомства, которым существующими постановлениями предоставлено право сношения с духовным начальством о награждении духовенства за заслуги по вверенным главному их управлению частям. А те из светских начальств, которым не дано по закону этого права, отнюдь не уполномочиваются упоминаемым указом Синода к непосредственному от лица их сношению с епархиальными Архиереями или другими духовными властями о наградах духовенства, с требованием, для этой цели, от сих властей наградных списков духовных лиц. Таковые начальства, если признают того или другого из священнослужителей епархиального ли или военного ведомства достойным награждения за заслуги по вверенной сим начальствам части, должны, по силе вышеприведенных Высочайших повелений, представлять высшему своему начальству, для надлежащих со стороны последнего сношений с епархиальными Архиереями и главными священниками, по принадлежности, или с Синодальным Обер-Прокурором; а если бы начальства эти, вопреки сему, обратились непосредственно с своими требованиями к духовному начальству по делам этого рода, то подобные требования, как несогласные с предписанным в заКонс порядком, не должны подлежать удовлетворению; о чем извещать те места и лица, от которых такие требования вступили. С другой стороны указ Свят. Синода от 31 августа 1864 г., предписывая духовным властям сообщать, по запросам подлежащих светских начальств о наградах духовных лиц за заслуги по светской части вместе с отзывами своими, и наградные об удостоиваемых лицах списки, показывает, что таковые списки должны быть сообщаемы о тех единственно лицах, которые признаются и духовным начальством достойными награждения. В случае же отказа или несогласия на награду священнослужителя, духовное начальство его сообщает о том в отзыве своем на полученный запрос, с возможно кратким изложением причин отзыва или несогласия, и затем светские начальства не могут делать дальнейших настояний по исполнению их требований или требовать от духовных начальств отчета в отказах или несогласии на удостоение к награде подчиненных им священнослужителей. При неуклонном соблюдении указываемого порядка в делах о наградах духовенства за заслуги по светской части, очевидно, не может быть таких по этим делам неудобств и затруднений для духовного ведомства, которые бы действительно, как представляет один Преосвященный, требовали изменения существующего на сей предмет порядка. О чем, для надлежащего в потребных случаях руководства и исполнения, местам и лицам духовного ведомства послать указы.

199. 20 сентября, 1873 года. О порядке представления духовных лиц к наградам за заслуги по народному образованно.

Святейший Синод, в виду того, что наблюдение за успехами обучения в народных училищах предоставлено ведомству Министерства Народного Просвещения и что во внимании к сему еще указом Святейшего Синода, от 28 сентября 1838 г., предписано о ежегодном доставлении духовенством местным директорам училищ надлежащих сведений о числе начальных училищ в приходах и учащихся в них, а между тем некоторые из епархиальных начальств, при представлениях своих Святейшему Синоду о награждении духовных лиц за заслуги по народному образованно, не прилагают отзывов попечителей учебных округов о таковых заслугах представляемых лиц, и таким образом возбуждается излишняя переписка и замедляется самый ход дел по сей части, приказали: во избежание на будущее время напрасной переписки и проволочек по делам о награждении духовных лиц за заслуги по народному образованию, предписать подлежащим местам и лицам духовного ведомства печатными указами, чтобы по делам сего рода, предварительно представления Святейшему Синоду, входили в сношение с местными попечителями учебных округов и отзывы последних о достойных награждения лицах прилагали, в подлиннике, при представлениях своих Синоду; при чем изъяснить в указах, что представления, при которых таковых отзывов не окажется, будут оставляемы Синодом без последствий.

200. По вопросу о том, кто имеет право сношений с епархиальными Преосвященными о награждены священнослужителей, состоящих законоучителями в учебных заведениях Министерства Народного Просвещения.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение господина Синодального Обер-Прокурора, за № 354, по возбужденному департаментом Народного Просвещения вопросу о том, кто из начальствующих лиц по ведомству Министерства Народного Просвещения имеет право сношений с епархиальными Преосвященными по делам о вознаграждений священнослужителей, состоящих законоучителями в учебных заведениях Министерства. Приказали: согласно предложение господина Обер-Прокурора, дать знать подлежащим местам и лицам духовного ведомства печатными указами, к сведению и руководству, что по делам о наградах духовных лиц, за заслуги по ведомству Министерства Народного Просвещения, предварительные сношения с епархиальными начальствами и истребование наградных списков таковых лиц должны производиться попечителями учебных округов,. а по Восточной и Западной Сибири главными инспекторами училищ Апреля 7-го дня 1873 года.

201. От 4 декабря 1867 года. По Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета. О предоставление лицам духовного звания права на получение ордена Св. Анны 3 степени, по статуту, за труды по народному образованию.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод слушали предложение господина Синод. Обер-Прокурора, от 5 текущего ноября за № 5892, в котором изъяснено: а) что в Государственный Совет внесено было по Высочайше утвержденному присутствию по делам православного духовенства представление о предоставлении лицам духовного звания прав на получение ордена Св. Анны 3 степени, по статуту, за труды по народному образованно и б) что ныне Государственным Секретарем сообщено Высочайшее повеление об исполнении последовавшего в Государственном Совете мнения по этому предмету. При сем приложены в списках: 1) отношение Государственного Секретаря, от 30 минувшего октября за № 1913 и 2) самое мнение Государственного Совета. В означенном отношении Государственный Секретарь, по изложении изъясненного Высочайшего повеления, присовокупил, что Государственный Совет, постановив по настоящему делу мнение, вместе с тем положил предоставить Министру Народного Просвещения, по сношении с духовным ведомством, установить порядок наблюдения за действительным существованием народных школ, учреждаемых и содержимых духовенством, и за должным исполнением обязанностей по оным со стороны их содержателей; и что, о таковом постановлении Государственного Совета, удостоенном Высочайшего утверждения, сообщено в Министерство Народного Просвещения. В самом же мнении Государственного Совета изъяснено: Государственный Совет, в департаменте законов и в общем собрании, рассмотрев представление Обер-Прокурора Святейшего Синода о предоставлении лицам духовным прав на получение ордена Св. Анны 3 степени, по статуту, за труды по народному образованию, мнением положил: сохраняя для духовенства силу общего узаконения, изображенного в пункт 22 ст. 581 т. I учр. орд.32, предоставляющая право на награду орденом Св. Анны 3 степени лицам всех состояний, кроме податного, за учреждение училища на 20 человек и содержание оного в течении семи лет, постановить, в дополнение п. 24 той же ст. 581, что лицам духовного звания предоставляется право на получение ордена Св. Анны 3 степени и за особо усердное, по засвидетельствованию начальства, исполнение в течение 25 лет обязанностей по обучению в народных школах. Его Императорское Величество таковое мнение Государственного Совета Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить, 30 октября 1867 года. Приказали: об объясненном Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета, для сведения и надлежащего в потребных случаях руководства и исполнения, дать знать циркулярно печатными по духовному ведомству указами.

202. О награждении духовных лиц медалями за заслуги т духовному ведомству.

По случаю возникшая по Министерству Народного Просвещения вопроса о том, следует ли награждать священно и церковнослужителей православного ведомства, за заслуги по народному образованно, медалями, установленными по свод. зак. (изд. 1857 года), т. I, уст. орд. и друг. знак, отлич., ст. 820. для домашних наставников и учителей, за десятилетнее беспорочное и усердное исполнение обязанностей сего звания33, Министр Народного Просвещения входил, в исполнение Высочайшего повеления, с представлением по сему предмету в комитет Министерства, в котором испрашивал: награждение медалью, установленною для домашних наставников и учителей, допускать только для тех лиц, которые приобрели узаконенным порядком означенная звания и соблюдали в точности изданные на сей конец правила и постановления; прочих же лиц, обративших на себя внимание в деле народная образования, в том числе священно и церковнослужителей, удостоивать, по ходатайству подлежащих ведомств, серебряными медалями, с надписью «за усердие», на Александровской ленте, для ношения на груди.

Ныне Государь Император, по положению Комитета Министров Высочайше повелеть соизволил: утвердить заключение Министра Народного Просвещения по настоящему делу, с тем, чтобы с лиц духовного звания, жалуемых серебряными медалями, с надписью, «за усердие» для ношения на груди, на Александровской ленте, за услуги по народному образованию, взыскиваема была только заготовительная цена означенных медалей. 1864 г.

203. 12-го ноября 1871 года. С дополнительными правилами о порядке представленья духовных лиц к наградам.

Святейший Синод, по случаю встречаемых затруднений при разрешении представлений о наградах духовенства, по неполноте сведений, излагаемых в представлениях и наградных списках, Приказали: в предотвращение встречаемых затруднений при разрешении представлений о наградах духовенства по неполноте сведений, излагаемых в представлениях и наградных списках, предписать печатными указами, к надлежащему по духовному ведомству исполнению: 1) чтобы духовные начальства в тех случаях, когда они, по сообщении гражданскому или военному начальствам, вследствие требования последними наградных списков тех или других священнослужителей, признают необходимыми независимо от этой переписки и не выжидая последствий оной, ходатайствовать, с своей стороны, о награждении таковых священнослужителей, излагали в представлениях своих Святейшему Синоду, что о лицах сих были затребованы и сообщены гражданскому или военному начальству наградные списки, обозначенные при этом как места и лица, коим списки сообщены, так и время такового сообщения; 2) чтобы в тех случаях, когда духовные начальства, по отправлении ими в Святейший Синод общего годичного представления о наградах подведомого им духовенства, получат от мест и лиц гражданского или военного управления запросы и требования наградных списков о таких священнослужителях, которые включены в общее представление и сочтут нужным, в удовлетворение полученных требований, сообщить требующим наградные о таковых лицах списки, прописывали неупустительно в этих списках о том, что показываемые в них лица включены в общее годичное представление о наградах духовенства епархии или ведомства и 3) чтобы сверх того, в наградных списках духовенства духовными начальствами были непременно означаемы каждый раз, по главной странице таковых списков, год, месяц и число составления или утверждения сих списков.

204. Чтобы Всемилостивейшие жалуемые духовным лицам Панагии и Кресты, драгоценными камнями украшенные, по смерти тех, кому принадлежали, отдавать наследникам. (По Высочайшему повеленью).

Прошедшего 1828 года декабря 15 дня г. Тайный Советник, Синодальный Обер-Прокурор и Кавалер, князь Петр Сергеевич Мещерский в предложении Святейшему Синоду изъяснил: что г. Министр Императорского Двора сообщил ему, г. Обер-Прокурору, что Государь Император по докладу его о весьма значительном числе накопившихся в кабинете Его Величества драгоценных Панагий и Крестов, поступающих после умерших духовных лиц, Высочайше повелеть соизволил объявить ему, г. Обер-Прокурору, что впредь за присылаемые в кабинет Кресты и Панагии не ранее могут быть выдаваемы деньги, как по мере расхода означенных вещей. Он, г. Синодальный Обер-Прокурор, предложил о сем Святейшему Синоду для надлежащего сведения. По сему предложению Святейший Синод определением своим, состоявшимся 14 января сего 1829 года, заключила поскольку выдача денег за вносимые в кабинет Его Велиества после умерших духовных лиц драгоценные вещи, по мере расхода оных, может продолжаться неопределенно долгое время, а чрез сие наследники умерших, как известно, люди большею частью недостаточные, будут лишаться в нуждах своих значительного пособия, то с одной стороны к отклонению сего неудобства, и с другой к уменьшению затруднений для кабинета, производимых возвратом в оный упоминаемых вещей, Святейший Синод, соображаясь с Именным Высочайшим указом 1800 года мая 13-го дня, коим повелено: жалуемые драгоценные вещи, после кого останутся, предоставлять в пользу наследников или выдавать им денежное, соразмерное цене вещей, награждение, полагал: Всемилостивейше жалуемые духовным лицам Панагии и Кресты, драгоценными камнями украшенные, после смерти их, не возвращая в кабинет, отдавать наследникам, вынимая впрочем из них священные изображения для предосторожности, чтобы с оными вещи те не могли войти в неприличное употребление, и оставляя оные для хранения в ризнице того места, к коему умерший принадлежал по служению. Но как Синод сам собою к таковому распоряжение приступить не мог, то доложить о сем Государю Императору и испросить на оное Высочайшее Его Величества соизволение предоставлял ему же, г. Обер-Прокурору и Кавалеру. А 23 сего января он, г. Синодальный Обер-Прокурор, в предложении Святейшему Синоду изъяснил: что по поручению Святейшего Синода, в определении его от 14-го января сего года, он имел счастье довести до Высочайшего сведения Его Императорского Величества о предположении Святейшего Синода, дабы Всемилостивейше жалуемые духовным лицам Панагии и Кресты, драгоценными камнями украшенные, по смерти тех, кому принадлежали, отдавать наследникам, не возвращая обратно в кабинет, но чтобы вещи сии не могли войти в неприличное употребление, то вынимать из них священные изображения и оставлять оные для хранения в ризнице того места, к коему умерший принадлежал по службе. Государь Император Высочайше соизволил утвердить таковое предположение Святейшего Синода. Он, г. Синодальный Обер-Прокурор, предлагает о сем Святейшему Синоду для сведения и надлежащего по предмету сему распоряжения. И по указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод Приказали: о сем Высочайше утвержденном положении Святейшего Синода, для сведения и должного в потребном случае исполнения, куда следует, послать указы. Января 28 дня 1829 года.

205. 13 марта 1871 года. Об оставлении в собственность духовных лиц Всемилостивейшее жалуемых им наперсных крестов.

Свят. Синод слушали предложение г. Синодального Обер-Проурора, от 12 февраля сего года, с изъяснением заключения хозяйственного управления при Святейшем Синоде о предоставлении Всемилостивейшие жалуемых духовным лицам наперсных крестов, заготовляемых в Святейшем Синоде, в собственность удостоенных такового пожалования. Приказали: принимая во внимание, что для духовных лиц, награждаемых наперсными крестами, равно как и для семейств их не может не быть желательным, чтобы эти знаки Высочайшей милости оставались на память в их семействах и имея в виду, что в настоящее время наперсные кресты, жалуемые из кабинета Его Величества, не возвращаются в кабинет, – Святейший Синод определяет: объявить по духовному ведомству циркулярным указом, что и Всемилостивейше жалуемые духовным лицам наперсные Кресты, заготовляемые в Святейшем Синоде, отныне должны оставаться в собственность тех лиц, коим пожалованы.

206. От 12 июня 1873 г. Касательно наперсных крестов с украшениями, подносимых священнослужителям прихожанами или обществами офицеров.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение господина Синодального Обер-Прокурора, от 4 сего апреля за № 1084, в коем изъяснено: а) что согласно определению Святейшего Синода от 13 (22) минувшего марта, он входил со всеподданнейшим докладом Государю Императору о соображениях Святейшего Синода касательно наперсных крестов с драгоценными украшениями, подносимых священнослужителям прихожанами или обществами офицеров, и о предположении принять на будущее время за правило ходатайствовать о Всемилостивейшем дозволении священнослужителям носить таковые кресты только в том случае, если священнослужители сии имеют уже Всемилостивейше пожалованный золотой наперсный крест без украшений и б) что на сие воспоследовало в 31 день минувшего марта Высочайшее соизволение. Приказали: о настоящем Высочайше утвержденном определении Святейшего Синода дать знать, для должного в потребных случаях руководства, по духовному ведомству печатными указами.

207. Относительно внесений в Святейший Синод представлений на принятие и ношение священнослужителями наперсных крестов с украшениями, подносимых им от прихожан и других лиц 23 января (14 февраля) 1870 года.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод, в виду весьма частого вступления несогласных с обстоятельствами дела ходатайств со стороны как епархиальных, так военного и гражданского начальств, об испрошении Высочайшего соизволения на предоставление священнослужителям права принятия и ношения подносимых им от прихожан или от обществ офицеров и других лиц, наперсных крестов с драгоценными украшениями, приказали: Всемилостивейше жалуемые духовенству наперсные из кабинета Его Императорского Величества кресты с драгоценными украшениями, составляют один из почетнейших знаков отличия для более заслуженных священнослужителей, и потому Высочайшее соизволение на представление священнослужителям права ношения подносимых им от прихожан, или от обществ офицеров и других лиц, наперсных крестов с украшениями, при совершенном сходстве их по виду с кабинетскими крестами указываемые достоинства, наравне с сими последними крестами и другими, Всемилостивейше жалуемыми духовенству, знаками отличия, должно быть принимаемо в смысле особого знака отличия более заслуженным священнослужителям и не иначе может быть испрашиваемо, как в общепостановленном порядке для представления к наградам. Посему Святейший Синод находит необходимым пояснить, для руководства по духовному ведомству, что ходатайства о предоставлении священнослужителям права ношения упомянутых крестов могут быть вносимы в Святейший Синод, при соблюдении других для наград условий, не прежде, как по выслуге такими священнослужителями не менее трех лет со дня получения последней награды и если притом они имеют уже наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый.

208. О заготовлении наперсных крестов, камилавок и скуфей, выдаваемых удостоенным духовным лицам, и о сокращении расхода на изготовленье сих знаков отличия для духовенства.

По указу Его Императорского Величества, Свят. Правительствующий Синод слушали дело по предложению господина Синодальная Обер-Прокурора, от 25-го февраля 1877 года № 2129, о заготовлении наперсных крестов, камилавок и скуфей, выдаваемых удостоенным оных духовным лицам, и о сокращении расхода на изготовление сих знаков отличия для духовенства. И, по справке, приказали: принимая во внимание недостаточность ежегодного кредита, ассигнуемого по смете на заготовление знаков отличия для духовенства, Святейший Синод признает необходимым сократить расход на указанный предмет тем, чтобы с настоящего 1877 года духовные лица награждаемые скуфьями и камилавками, изготовляли их на свой счет, о чем и дать знать циркулярно по духовному ведомству чрез, «Церковный Вестник» по принятому порядку.

209. О том, что право на ношение и употребление установленных о для былого духовенства знаков отличия не отменяется от пожалованных оными и тогда, когда бы кто из них поступило в монашество.

Но указу Его Императорского Величества, Святейший Синод по случаю тому, что Преосвященный Михаил, Епископ Иркутский, представляя Святейшему Синоду о дозволении постричь в монашество вдового протоиерея Фодора Сухина, сделал по сомнению, ему представившемуся, вопрос: можно ли, по пострижении сего протоиерея, носить ему наперсный крест, для белого духовенства установленный, которым он пожалован? Приказали: в разрешении сего вопроса вообще и отвращение в других местах подобного сомнения дать знать всем духовным начальствам, что право на ношение и употребление, сообразных правилам, установленных для белого духовенства знаков отличия, как-то: скуфьи, камилавки, креста и митры не отъемлется от пожалованных оными священнослужителей и тогда, когда кто из них поступил бы в монашество. О чем. послать.... куда следует.... указы. Декабря 14 дня 1817 года.

210. О несоизволении Государя Императора на сопричисление духовных лиц Греко-Российского исповедания к Польскому Царскому ордену Св. Станислава.

Государь Император, по случаю состоявшегося Высочайшего повеления, о предварительных мерах к приведению в исполнение Высочайшего указа о сопричислении Польских Царских орденов к Императорским Российским, не соизволяя на сопричисление духовных лиц Греко-Российского исповедания к ордену Св. Станислава. Высочайше повелеть соизволил, о таковой Его Величества воле уведомить его, г. Обер-Прокурора, для надлежащего наблюдения и во избежание могущих встретиться недоразумений. Февраля 8 дня 1832 года.

211. От 11 ноября 1867 г. О внесении, в определенный срок представлений о несчитании препятствием к наградам для священнослужителей взыскании понесенных ими по суду.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод, по поводу разновременного вступления из епархий ходатайств о несчитании подсудности духовных лиц препятствием к их награждению, – приказали: усматривая из дел, а) что некоторые из епархиальных и других духовных начальств входят в Святейший Синод с представлениями о несчитании понесенных священнослужителями взысканий препятствием к наградам, не наблюдая обще-постановленных по духовному ведомству для представления к наградам правил и срока, тогда, как, по силе свод. зак. 1857 г. т. III уст. служ. прав. ст. 1423, разрешение на сей предмет предоставлено начальствам испрашивать в виде награды, и следовательно признается по закону особого рода наградою; б) что некоторые из этих начальств нередко делают подобные представления о каждом лице отдельно, даже в тех случаях, когда представления пишутся одного и того же месяца и числа, и таким образом, умножая без нужды переписку, увеличивают и самый труд при рассмотрении в Святейшем Синоде дел сего рода и наКонсц в) что иногда в таковых представлениях не оказывается самых необходимых для разрешения дела сведений, как например: какого года, месяца и числа состоялось постановление о наложении взыскания на священнослужителя, о коем делается представление, и с какого времени он состоит в службе, – Святейший Синод, в видах предотвращения сего на будущее время, находит необходимым предписать подлежащим духовным начальствам циркулярно указами, чтобы ходатайства свои о несчитании препятствием к награждению священнослужителей понесенных ими взысканий по касавшимся их делам вносили в Святейший Синод однажды в год, в назначенный для общих представлений о наградах духовенства срок, т. е. к 1 числу декабря месяца, с доставлением при сем особых, о таковых лицах, по прилагаемой форме, ведомостей; при чем дать знать, что те из представлений по делам этого рода, кои будут вступать в Святейший Синод после указанного срока, будут возвращаемы, без рассмотрения в Синоде, приславшим их начальствам.

212. 14 сентября 1873 г. О порядке представления жертвователей к благословенью Св. Синода.

Святейший Синод слушали доклад Синодальной канцелярии следующего содержания. По ст. 142 уст. дух. Конс. епархиальные начальства обязываются о пожертвованиях свыше 100 р., в пользу церквей и других духовных учреждений, доносить Св. Синоду к 1 числу января, мая и сентября. Между тем в настоящее время подобного рода донесения вступают из епархий в Синод в довольно значительном количестве в течении каждого месяца. При этом замечаются главнейшие следующие неправильности в некоторых из сих представлений: 1) напрасно увеличивается количество бумаг подписанием в один и тот же день отдельных о каждом представляемом донесении; 2) при помещении в одну и ту же ведомость всех представляемых не указывается, кому именно из них предполагается преподать благословение и кого удостоить благословения с грамотою; 3) в одну общую ведомость вносятся все жертвователи, с показанием, против каждой церкви, общего итога поступивших в нее пожертвований, но без означения отдельных сумм, поступивших от каждого лица; при чем иногда жертвователи в ведомостях обозначаются общим именем прихожан, или церковно-приходского попечительства, а иногда, в числе прочих, испрашивается благословение Св. Синода и таким жертвователям, которые пожелали остаться неизвестными. Указанные недостатки, весьма затрудняя Синодальную канцелярию при составлении общих по епархиям ведомостей о пожертвованиях, делают крайне желательным, чтобы для представлений епархиальными Архиереями жертвователей, которых они находят заслуживающими благословения Св. Синода с грамотою или без оной, был установлен порядок, сообразный с тем, который указан ст. 142 уст. дух. Конс. для донесений о самых пожертвованиях. Приказали: согласно с точным указанием статьи 142 уст. дух. Конс. и с теми правилами, какие постановлены вообще о наградах за пожертвования в пользу церквей, монастырей и прочих духовных учреждений в указах Св. Синода 23 октября 1864 и 15 января 1868 г., предписать подлежащим местам и лицам духовного ведомства печатными указами, чтобы ходатайство о преподании благословения Св. Синода за пожертвования и заслуги на пользу означенных учреждений, подобно как и ходатайства о других наградах, вносились в Св. Синод однажды, по истечении каждой трети года, и именно: за январскую треть в первых числах мая, за майскую в первых числах сентября и за сентябрьскую в первых числах января месяца, представляя при таковых ходатайствах отдельные ведомости по прилагаемым формам: а) о лицах, коим испрашивается благословение с грамотою и б) о лицах, коим благословение испрашивается без грамоты.

213. О Высочайшем повелении, чтобы порочные люди не только награждаемы не были за пожертвования, но и оным не были бы принимаемы от них.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод слушали предложение господина Тайного Советника, Государственного Совета Члена, Сенатора, Синодального Обер-Прокурора и Кавалера, князя Александра Николаевича Голицына, следующего содержания: г. председатель военного департамента Государственного Совета объявил Комитету Министров 4-го января текущего года Высочайшую Государя Императора волю, чтобы при случающихся пожертвованиях купцами и другого звания людьми обращал Комитет внимание на поведение и прежний образ жизни того лица, кто делает пожертвование, и не находится ли он, или не состоит ли в то самое время под судом или следствием. Его Императорское Величество, полагая, что порочные люди могут делать приношения с целью получить награду от правительства, дабы, прикрыв тем прежние свои проступки, сравниться с отличными в обществе людьми, изволил не только воспрещать награды в сем случае, но и самое принятие от них пожертвований. О таковом Высочайшем повелении, он, господин Обер-Прокурор предложил Св. Синоду. Приказали: о сем Высочайшем Его Императорского Величества повелении дать знать указами (кому следует). Мая 11 дня 1816 года.

214. О порядке представления церковных старост к наградам.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали доклад 1 го отделения Синодальной канцелярии о порядке представления церковных старост к наградам и по соображении обстоятельств настоящего дела с существующими, как общими государственными, так и особыми по духовному ведомству постановлениями относительно представления к наградам по службе, в предотвращение на будущее время тех неудобств, какие происходят от неисправности в изложении представлений о наградах, приказали: 1) предписать епархиальным начальствам, чтобы в представлении церковных старост к наградам сообразовались во всей точности с определенными на сей предмет в уст. дух. Конс. ст. 147 и св. зак. 1857 г. т. 1 учр. орд. ст. 822, 852 и 85334 постановлениями, и затем ходатайства о награждении таких старост, которые не показали в течении службы своей надлежало усердия по приращению церковных, и в особенности свечных доходов, как противные законам, оставлять без последствий, не допуская никаких в сем случае изъятий или отступления от законов. 2) Для более правильного определения, в какой мере каждый из представляемых к награде старост увеличил доходы своей церкви в сравнении с положением их при его предместнике, наградные списки церковных старост представлять по прилагаемой при сем форме, под лит. А, обозначая в таковых списках требуемые сведения со всевозможного точностью. 3) Если бы при поверке показанных в наградном списке какого-нибудь старосты сведений о состоянии доходов церкви с представляемыми из епархий в хозяйственное управление при Святейшем Синоде отчетами о церковных суммах оказалась неточность или неправильность, то виновных в сем чиновников, в особенности секретаря местной духовной Консистории, подвергать законной ответственности. 4) В испрошении наград достойным сего старостам держаться порядка постепенности наград согласно прилагаемому при сем перечню оных под литерою Б, допуская изъятия в этом отношении только в случаях исключительной важности, например: весьма значительного увеличения старостою церковным, в особенности свечных, доходов, или особых с его стороны пожертвований в пользу оной, при значительном вместе с сим приращении церковных доходов. Наконец 5) согласно св. зак. 1857 года т. 1 учр орд. ст. 852, предварительно внесения в Святейший Синод представлений о награждении старост, делать епархиальным начальствам надлежащее сношение с губернским начальством о том, нет ли препятствий к награждение представляемых, и о полученных отзывах прописать как в представлении, так и в самых наградных списках. Для надлежащего же по сему, в чем следует, исполнения и руководства, епархиальным Преосвященным и прочим местам и лицам духовного ведомства послать печатные указы. Октября 23-го дня 1864-го года.

215. Об изменении формы наградных списков за неслужебные отличия с подтверждением о неуклонном исполнении требуемых этой формою сведений.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали доклад Синодальной канцелярии (по 1 отделению) о том, что соответственно установленным правилам о порядке представления церковных старост и других лиц светского звания за неслужебные отличия по духовному ведомству к наградам, в разосланной при циркулярном указе Св. Синода от 23 октября 1864 года форме наградных списков а) в III графе требуются сведения о сравнительном состоянии церковных доходов за время служения, как представляемого к награде церковного старосты, так предместника его, с подразделением, по тогдашнему положению церковных доходов, в двух особых отделах этой графы, доходов церковных на свечные и кошельковые; б) в IV графе показывается, что изложение отличий, оказанных лицами, представляемыми к награждение, должно делать кратко в общих чертах, как например: обновил и украсил церковь, снабдил ее ризницею, утварью и т. п., с прописанием размера или количества пожертвования на то из собственности, без излишнего исчисления в подробности, какие именно части церкви обновлены и украшены, или какие именно: ризничные, утварные, или иные принадлежности пожертвованы в церковь и в) в V графе должно неопустительно обозначаться, какие представляемый к награждению получил прежде награды, когда и за что именно. Между тем, на основании 5 пункта Высочайше утвержденных 21 декабря 1870 г. правил, церковно-свечные доходы слиты с кошельковым и кружечным сбором в общие церковные доходы и затем, по указанию Св. Синода от 17 мая 1872 года за № 27, изменены сами формы отчетности о церковных доходах. Кроме того из поступающих в Св. Синод представлений о наградах за неслужебные отличия усматривается: что многими из епархиальных начальств IV графа наградных списков наполняется такими мелкими подробностями, которые, расширяя без всякой нужды объем означенных списков, затрудняют извлечете из них тех сведений, какие существенно необходимы для внесения в общие третные ведомости о наградах за неслужебные отличия по духовному ведомству; что в V графе наградных списков довольно нередко не показывается, когда и за что представляемый к награждению получил награды, и что сверх сего в делах сего рода допускаются другие опущении или отступления от предписанных правил и таким образом возбуждается излишняя переписка, замедляющая самый ход и окончательное разрешение дел, Свят. Синод постановил: вследствие слития церковно-свечных доходов с кошельковыми и кружечным сборами в общие церковные доходы и изменения самых форм отчетности о церковных доходах, изменить согласно сему разосланную при указе Св. Синода от 23 октября 1864 г. форму наградных списков, уничтожив в III графе ее подразделение церковных доходов на свечные и кошельковые, а вновьь составленную, на этом основании, форму наградных списков, для должного в потребных случаях руководства, послать при печатном указе подлежащим местам и лицам духовного ведомства, с предписанием: а) чтобы в III графе наградных списков, в изъяснение приращения церковных доходов, согласно ст. 15 и 16 приложения к Высочайше утвержденному 17 апреля 1808 года докладу Св. Синода, отнюдь не включали вкладов, пожертвований и сборов от других лиц, но показывали умножение церковных доходов, сделанное исключительно личною заботливостью, усердием и дЕетельностью представляемого к награде церковного старосты; б) чтобы в IV графе таковых списков показывали отличия представляемых к награждению кратко в общих чертах, с прописанием количества пожертвования из собственности, как указано в данной форме, без излишних подробностей и без исчисления каждого в частности предмета, подходящего под известную общую рубрику; в) чтобы в V графе означенных списков излагали непременно с надлежащею отчетливостью требуемые в заглавии этой графы сведения о том, какие представляемый к награждению получил прежде награды, когда и за что именно и г) чтобы вообще в представлениях о наградах за неслужебные отличия исполняли во всей точности установленные на сей предмет правила, как в ст. 15–16 приложений. к вышеуказанному докладу Св. Синода 17 апреля 1808 года, так и в циркулярных указах Синода от 23 октября 1864 года и 15 января 1868 года, при самом тщательном и неуклонном соблюдении данной формы наградных списков. (6 декабря 1874 года).

НАГРАДНОЙ СПИСОК

такой-то епархии, такого-то города или села NN, такой-то церкви, старосты.... купца 1-й гильдии, или крестьянина представляемого,

К ОРДЕНУ СВ. АННЫ 3-й СТЕПЕНИ,

или

К ЗОЛОТОЙ МЕДАЛИ С ПОДПИСЬЮ ЗА «УСЕРДИЕ», ДЛЯ ОТНОИИИЕНИЯ НА ШЕЕ НА АННИНСКОЙ ЛЕНТЕ.

Наградный список

Такой-то епархии, такого-то города или села, такой-то церкви, старосты… купца 1-й гильдии, или крестьянина NN, пердставленого, к ордену Св. Анны 3-й степени или к золотой медали с надписью за «усердие», для ношении на шее на Анинской ленте.

216. О замене вторично пожалованных некоторым церковным старостам орденов следующим в порядке постепенности знаками отличий.

В Святейший Синод нередко поступают ходатайства о замене вторично пожалованных в порядке постепенности знаками отличий. Так как случаи вторичного пожалования одними и теми же орденами происходят от одновременного представления лиц к одной и той же награде по разным ведомствам, то Свят. Синод, для избежания подобных случаев на будущее время, определением 19 февраля 1877 года постановил: предписать епархиальным Преосвященным циркулярно, чрез напечатание в «Церковном Вестнике» чтобы они, делая свои сношения, согласно 852 ст. 35 учр. орд. т. I, с гражданскими начальствами о неимении препятствий к наградам, в тоже время спрашивали их, не предоставлены ли те лица, коим испрашивается награда по духовному ведомству, к каким-либо наградам по гражданскому ведомству.

217. О предупреждении случаев вторичного награждения знаками отличия духовных лиц.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод приказали: в предупреждение случаев награждения духовных лиц знаками отличия вдвойне, предписать епархиальным Преосвященным, чтобы они, в случае возобновления представлений об удостоении подведомственных им лиц к какой-либо награде непременно обозначали в представлениях своих Свят. Синоду, удостаиваемое лицо было уже представляемо к испрашиваемой награде тогда-то, но оной еще не получило. Декабря 30 дня 1850 года.

218. О письменных свидетельствах касательно наград священнослужителям.

По указу Его Императорского Величества, Св. Правительствующий Синод, рассуждая, что Именным Высочайшим указом, данным Синоду прошлого 1797 года декабря 18 дня, повелено протоиереев и священников за отличные их заслуги награждать крестами для ношения на цепи на шее, фиолетовыми бархатными камилавками или скуфьями, а знатнейших из них митрами, каковые употребляют архимандриты. Вследствие чего те священнослужители по подносимым от Свят. Синода докладам Всемилостивейше награждаются, и те знаки, кому какие пожалованы бывают, отсылаются при указах из (наго к епархиальным Преосвященным Архиереям для возложения на них, но без всякого о том Всемилостивейшем пожаловании письменного свидетельства, которые, ежели бы даваны были, могут служить им не только удостоверением каждого награждаемого об отличных его дЕениях, и поощрением к равномерному прохождению впредь служения своего, но и примером к побуждению потомства их к ревностному должности своей исполнение, и чрез то к достижению равного отличия, и потому Свят. Правительствующий Синод, находя снабдение пожалованных отличиями священнослужителей таковыми свидетельствами нужным, приказали: в Московскую Свят. Синода контору, к Синодальным Членам и прочим епархиальным Преосвященным Архиереям послать указы с предписанием, чтобы всем как Всемилостивейшие награжденным с 1798 года доныне по Высочайшему соизволению отличными знаками протоиереям и священникам письменные свидетельства, кто оных не имеет, даны они были, так и впредь награжденным теми знаками, кои присылаемы будут для возложения на них, давали при сем случае Преосвященные Архиереи за подписанием своим или из Консистории свидетельства, с приложением при них с указов из Св. Синода, о сем присылаемых, за секретарского скрепою копии; что исполнять в рассуждении армейского духовенства Синодальному Члену, Обер Священнику, Протоиерею и Кавалеру, Павлу Озерецковскому. Декабря 19 дня 1803 года.

* * *

29

В издании 1876 года настоящая статья соответствует 560 ст. и указанные 19–22 пункты изложены в соответствующих им 16–19 пунктах следующим образом: (пра­во на получение 3-й степени ордена Св. Анны, исключая лиц податного состояния, – приобретают:)

16) Обратившие к господствующей церкви не менее ста человек нехристиан, или раскольников таких сект, кои почитаются особенно вредными.

17) Протоиерей или священник, исправлявший с особенным усердием, двенадцать лет сряду, одну и туже должность благочинного, или члена: духовной Консистории, духовного правления, епархиального попечительства о бедных духовного звания, правления Семинарии или духовного училища от епархиального ведомства.

18) Кто собственным иждивением, или склонением к тому других , соорудит цер­ковь там, где по местным обстоятельствам настояла в оной особенная надобность.

19) Кто учредить на свой счет больницу, богадельню или училище, не менее как на двадцать человек, и исправным содержанием того или другого заведения в продолжение по крайней мере, семи лет упрочит существование оного.

30

По изд. 1876 г. ст. 518.

31

В последнем издании свода (1876 г.) этот пункт, как уже замечено было прежде, соответствует 17 пункту 560 ст.

32

По изд. 1876 г. см. 560 статью, 19 пункт.

34

По изданию 1876 г. ст. 788 и 820.


Источник: Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721-1878 г. - Москва : Типография М. Н. Лаврова и К°, 1879. - [1], III, 504 с.

Комментарии для сайта Cackle