Источник

Отдел V. Содержание духовенства. Жалованье. Сборы за требоисправления. О местных средствах содержания духовенства и разделе их между членами причтов. О получении прогонных денег

142. О слиянии трех сумм, определенных на содержание причтов.

По указу Его Императорского Величества, Св. Правительствующий Синод слушали предложение г. Обер-Прокурора следующего содержания: в ведении Св. Синода состоят к 1845 году следеющие суммы, отпускаемый ежегодно из Государственного Казначейства на содержание церквей:

1. Всемилостивейшее жалуемые на содержание причтов сельских церквей 1,665,000 р. – к.

2. По Высочайшему указу 6 декабря 1829 года на вспомогательные оклады причтам бедных церквей 142,857 р. 12 к.

3. По штампам 26 февраля 1764 года и последовавшим в разное время Высочайшим повелениям, на ружное содержание церквей и соборов 87,625 р. 53 к.

Итого серебром. 1,895,482 р. 65 к.

По случаю разнообразия относительно вычетов, употребления остатков и отчетности в сих суммах, Св. Синод признал, что удобнее бы было: 1) вышеупомянетые три суммы соединить в одну и назвать ее суммою на содержание городского и сельского духовенства. 2) При отпуске из всех сих соединенных сумм содержатся на причты церквей, вычитать по 2 к. с рубля в состав капитала для пособия духовенству. 3) Остатки от некомплекта членов причта обращать в состав того же капитала и 4) Ревизию всех сих сумм, из коих главнейшая часть изъята уже от ревизии Государственного контроля, производить, на основании Высочайше утвержденного в 14 день ноября 1842 года доклада, сначала в духовных Консисториях, а потом в хозяйственном управлении, которое имеет представлять о последствиях оной на утверждение Св. Синода. На приведение таковых предположений в исполнение с 1-го января будущего 1845 года, он, г. Обер-Прокурор, имел счастье, по поручению Св. Синода, представить Государю Императору всеподданнейший доклад, на коем Его Императорское Величество, в 15 день текущего месяца, Собственноручно соизволил написать: «исполнить». По Высочайшему повелению декабря 31 дня, 1844 года.

143. О доставлении соображений по предмету отпуска сумм, назначенных на содержание причтов по прежним положениям и новым штатам.

По указу Его Императорского Величества, Св. Правительствующий Синод слушали предложение г. Обер-Прокурора следующего содержания: указом Св. Синода от 23 ноября 1836 года предписано, чтобы вспомогательные оклады и ружное содержание церквам были получаемы из уездных казначейств самими причтами тех церквей, которым оклады спи и содержания назначены. Отпуски же сумм для выдачи жалованья причтам церквей по новым штатам производятся, на основании Высочайше утвержденных в 4 день апреля 1842 года правил, из уездных казначейств под расписки благочинных. По случаю соединения с 1 января 1845 года, с Высочайшего соизволения, всех сумм, ассигнуемых из казны на содержание причтов церквей, в одну, представляется необходимым установить и единообразный порядок относительно отпуска оным причтам из уездных казначейств под расписки самих причтов. Марта 6 дня 1845 года.

144. От 14 июня 1868 г. № 39. О своевременном получении церковными причтами ассигнуемого им из казны содержания.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение г. исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора от 3-го минувшего мая за № 5059, в коем изъяснено: в Святейший Синод и в хозяйственное при оном управление постоянно поступают ходатайства епархиальных начальств об удовлетворении церковных причтов жалованьем за прежнее время, нередко даже за год и более. Подобное несвоевременное получение содержания возбуждает излишнюю переписку как в местном епархиальном управлении, так и в центральном духовного ведомства и в Министерстве Финансов, и заставляет предполагать, что причты, не требующие жалованья в продолжении года и более, не имеют особенной нужды в положенном им от казны содержания. Хозяйственное управление находит необходимым подтвердить причтам городских и сельских церквей о своевременном получении ассигнуемого им из казны содержания. Приказали: в предупреждение на будущее время излишней переписки об удовлетворении церковных причтов не полученным ими, за прежнее время, жалованьем, – печатными указами предписать епархиальным Архиереям подтвердить причтам городских и сельских церквей, чтобы они своевременно получали ассигнуемое им из казны содержание.

145. О выдать городскому и сельскому духовенству жалованья за 2-ю половине года пред праздником Рождества Христова, начиная с 20-го декабря.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение господина Синодального Обер-Прокурора, от 18-го июня сего года за № 6952, о сделанном г. Министром Финансов распоряжении по вверенному ему Министерству, чтобы выдача причтам городских и сельских церквей содержания от казны за вторую половине каждого года производилась не по истечении года, а пред праздником Рождества Христова, начиная с 20-го декабря. Приказали: об изъясненном распоряжении г. Министра Финансов дат знать по духовному ведомству, для должных распоряжения циркулярным указом. Августа 3-го дня 1871 года.

146. Об увеличении содержания служащим на судах флота священнослужителям.

Высочайшим повелением, состоявшимся в 1-й день Августа 1860 года, увеличено содержание иеромонахов на судах флота, а именно: повелено им производить по 25 руб. серебром в месяц независимо от получаемых ими обер-офицерских порционных денег, которые для заграничного плавания составляют 728 р., а для внутреннего до 300 р. в год, а вместе с тем Его Императорское Высочество Генерал-Адмирал изъявил желание, чтобы назначение достойных иеромонахов для плавания на судах наших возложить на строгою ответственность настоятелей; при чем Его Высочество изволил выразиться, что можно определять на суда флота священников из белого духовенства, но только с тем, чтобы спи последние, на окончании плавания, не оставались в морском ведомстве, а возвращались к своим местам. Во исполнение сего, указом Святейшего Правительствующего Синода от 11-го марта 1861 года предоставлено главному священнику армии и флотов с требованиями о командировании на флот священнослужителей, в случае недостатка таковых в епархиях Новгородской, С.-Петербургской, Псковской и Олонецкой, из коих оные доселе назначались, обращаться и ко всем прочим епархиальным Преосвященным. За сим о Высочайшем Его Императорского Величества повелении касательно увеличения содержания иеромонахов, на судах нашего флота состоящих, объявлено, для сведения, всем Преосвященным епархиальным Архиереям, с предписанием, чтобы, в случае помянутого требования, принято было к руководству и исполнению вышеизъясненное желание Его Высочества Генерал-Адмирала, и чтобы назначаемые на флот лица из белого духовенства избирались не иначе, как из числа вдовых священников. 11 марта 1861 года.

147. Об отводе квартир или об отпуске квартирных денег священнослужителям военного ведомства.

Высочайше повелено: священнослужителям военного ведомства отводить впредь квартиры в натуре или отпускать квартирные деньги по положению, для военных чинов существующему, а именно: 1) Обер-священнику наравне с Генерал –Майорами; 2) штатным протоиереям военных соборов Преображенского всей гвардии, Сергиевского всей артиллерии, Киевского, Бобруйского, Динабургского и Шлиссельбургского, а также протоиереям и священникам, которые состоят в должности благочинных, противу Майоров и 3) остальным за тем протоиереям и священникам по прежнему наравне с Капитанами. К сведению и руководству. Февраля 19 дня 1845 года.

148. Высочайше утвержденный 28 февраля 1876 года журнал присутствия по делам православного духовенства, – о распределении в казачьих войсках окладов жалованья духовенству, остающихся свободными по случаю закрытия излишних вакансий в церковных причтах.

Высочайше утвержденное присутствие по делам православного духовенства, рассмотрев дело о распределении в казачьих войсках окладов жалованья духовенству, остающихся свободными по случаю закрытия излишних вакансий в церковных причтах, по журналу своему 26 января 1876 г. полагало:

Постановление сего присутствия 13 января 1873 г. об обращении образующихся в Сибирском казачьем войске, по случаю упразднения вакансий в причтах, остатков от производимого содержания духовенству из казны и войсковых сумм на улучшение содержания прочих причтов того же войска, распространить вообще на казачьи войска, предоставив таковые остатки в каждом казачьем войске, по мере выбытия занимающих упраздняемые вакансии лиц, обращать на назначение жалованья не получающим такового причтам и на усиление содержания особенно нуждающихся в пособии причтов в казачьих приходах того же войска, по соглашению епархиального начальства с войсковым начальством, а в Терском и Кубанском казачьих войсках, с разрешения Его Императорского Высочества, Главнокомандующего Кавказскою армиею.

Государь Император, на журнале присутствия, в 28 день февраля 1876 года, Высочайше соизволил написать Собственноручно: «Исполнить».

149. От 9 марта (1 апреля) 1876 г. за № 427. Об остатках от жалованья сельскому духовенству Симбирской епархии.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложенную господином Синодальным Обер-Прокурором, от 19 минувшего февраля за № 963, выписку из Высочайше утвержденного в 31 день января сего года журнала присутствия по делам православного духовенства о разрешении обращать свободные остатки от жалованья сельскому духовенству Симбирской епархии, образующееся по случаю сокращения состава причтов, на улучшение содержания других сельских причтов той же епархии. Приказали: копию с предложенной выписки из Высочайше утвержденного в 31 день января сего года журнала присутствия по делам православного духовенства препроводить к Преосвященному Симбирскому при указе для должного в потребных случаях руководства, а для напечатания о сем в «Церковном Вестнике» поступить установленным порядком.

150. От 3-го (14-го сентября) 1876 года за № 1526. О Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета относительно расхода на пайковое довольствие причтам Верхоянского и Колымского округов и Оймяконскому причте Якутского округа.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод слушали предложение господина исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора, от 7-го Августа 1876 года, о том, что Государственный Совет, рассмотрев представление Обер-Прокурора Святейшего Синода о расходе на пайковое довольствие причтам Верхоянского и Колымского округов и Оймяконскому причте Якутского округа, мнением положил: предоставить Обер-Прокурору Святейшего Синода: 1) потребную в 1876 г. на пайковое довольствие причтам Верхоянского и Колымского округов и Оймяконского причта Якутского округа сумме, две тысячи девятьсот тридцать рублей девяносто копеек, отнести в текущем году на счет кредита, ассигнованного по ст. 1 § 6 расходной сметы ведомства Святейшего Синода на содержание городского и сельского духовенства; 2) начиная с 1877 г., вносить на тот же предмет по 2,930 руб. 90 коп. в подлежащее подразделение сметы ведомства Святейшего Синода и 3) отпуск денежного пайкового довольствия причтам Верхоянского и Колымского округов производить впредь до назначения им пайкового довольствия натурою, и что таковое мнение Государственного Совета 20-го июля 1876 г. Высочайше утверждено. Прикаказали: об изъясненном Высочайшем повелении для напечатания в «Церковном Вестнике» сообщить редакции сказанного журнала по принятому порядку.

151. От 25-го Августа (14-го сентября) 1876 года № 1472. Об увеличены содержания причтам некоторых церквей Донской епархии.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод слушали предложение господина исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора, от 10-го Августа 1876 года, с приложением списка с отношения главного управления регулярных войск о том, что положение военного совета об увеличении содержания причтам некоторых церквей Донской епархии Высочайше утверждено 17-го июля сего года. В списке этом изъяснено: Высочайше утвержденным 17-го сего июля положением военного совета постановлено: 1) отпускаемые ныне из войскового капитала войска Донского, на основании Высочайше утвержденных положений военного совета 6-го сентября 1852 года и 2-го июня 1874 года, 160 руб. на содержание причта церкви Грушевского поселения и 3/5 (1,907 руб.) в содержание Новочеркасского духовенства, обратить на усиление содержания церковных причтов: Пяти-Избенской, Верхне-Чирской и Верхне-Каргальской станиц, Новочеркасского тюремного замка и новооткрытых единоверческих церквей; 2) всю означенную сумму, в размере 2,067 руб., отпускать ежегодно из войскового капитала в ведение Донского епархиального начальства, которое распределяет оную между вышеозначенным духовенством по соглашению с войсковым наказным атаманом; 3) предоставить Донскому епархиальному начальству распределять по его усмотрению между причтами трех Новочеркасских станиц и те часть (1,271 руб.) содержания их, которая Высочайше утвержденным 2-го июня 1874 года положением военного совета отнесена на станичные суммы названых станиц для содержания Новочеркасского духовенства.

152. О том, как поступать с остающимися окладами тех церквей, при коих нет на лицо кого-либо из священно и церковнослужителей.

По указу Его Императорского Величества, Свят. Правительствующий Синод, имев рассуждение об окладах и доходах праздных священно и церковнослужительских мест, на употребление коих некоторые Преосвященные испрашивают разрешения, а некоторые делают произвольные распоряжения, приказали: к прекращению недоумений и к отвращению неправильного употребления, постановить, и в указах Преосвященным епархиальным Архиереям к исполнению предписать следующие правила:

1. Если праздно священническое место, то половина окладов и доходов принадлежит священнику другого прихода, исправляющему должность по приходе праздному.

2. Если праздно диаконское место, половина оклада и доходов разделяется подоходно на остальных членов причта.

3. Если праздно причетническое место, половина оклада и доходов принадлежит остальному причетнику, исправляющему должность за недостающего.

4. Другая половина оклада и доходов от праздного места принадлежит беспомощному семейству умершего или оставленного по старости или болезни, после которого место осталось праздным.

5. Если такового семейства нет, то со всем окладом и доходом праздного места поступать так, как в трех первых пунктах сих правил сказано о половине.

6. При ружных церквах, имеющих скудные оклады, разделение вакантного оклада на наличных членов причта может оставаться по прежнему.

7. Приложение сих правил предоставить усмотрению епархиальных Преосвященных Архиереев с должным вниманием и беспристрастием. Декабря 20 дня 1833 года.

153. Касательно обеспечения сельского духовенства при вновь устрояемых церквах.

Свят. Синод слушали предложение г. исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора, от 4 октября за № 10735, с изъяснением заключения хозяйственного управления по ходатайству Преосвященного Костромского о назначении жалованья причтам вновь устроенных церквей. И, по справке, приказали: принимая во внимание, что сумма, назначенная на содержание городского и сельского духовенства, разассигнована, и нового назначения в виде не имеется, Свят. Синод определяет: сообщить Преосвященным, чтобы при открытии новых приходов они имели в виде обеспечение причтов собственными средствами прихожан и не рассчитывали на жалованье из государственного казначейства, и чтобы самое решение постройки церквей производилось не иначе, как по получении формального условия о будущем обеспечении причта; о чем и дать знать по духовному ведомству циркулярными указами. 26 ноября 1868 г.

154. О плате за требоисправления.

Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыне Императрице и Самодержице Всероссийской.

Всеподданнейший доклад от учрежденной о церковных имениях комиссии.

Именным Вашего Императорского Величества в комиссии записанным Высочайшим указом, между прочим, велено комиссии сделать учреждение, и Вашему Императорскому Величеству представить с мнением, почему приходским священникам с причетники, за исправляемые ими у прихожан требы, то есть, за крещение и проч., денежной платы получать пристойно, дабы оные более положенного домогаться не могли, и себя в надлежащем по сане их порядке содержали. Во исполнение которого Высочайшего Вашего Императорского Величества указа, в комиссии рассматриваемы прежде бывшие со 192 года, и последовавшие потом при жизни блаженные и вечнодостойные памяти Государя Императора Петра Великого узаконения, коими велено по писцовому наказу к сельским церквам, для довольствия священно и церковнослужителей, межевать земли из дач тех сел, а духовным регламентом, хотя и веленож Синоде сделать о том совет с сенаторами, и определить со всякого приходского двора именнею священству и причте подать, дабы они совершенное по мере своей имели довольство, а впредь бы не домогались платежа за крещение, погребение, венчание, и прочее; но о оном такового установления и поныне еще не установлено.

Чего ради комиссия ныне всеподданнейше Вашему Императорскому Величеству представляет нижеследеющее мнение: чтоб теми священно и церковнослужителями, в селах и деревнях состоящими, с крестьян, в приходах их имеющихся, брано было. А именно: за молитву родильнице две копейки. За крещение младенца три копейки. За свадьбу по десяти копеек. За погребение возраст имевших десять копеек. А за погребение младенцев три копейки. За исповедь же и причастие Святых Таинств отнюдь ничего не брать. А за молебны и поминовение родителей давать каждому по соизволению и по возможности. Которой священно и церковнослужителям доход полагается более для неимущих и крестьянства, что ж касается до тех, кои по своему имуществу и желанию за какие из вышеписанных треб давать, что по своему состоянию будет, оное им не запрещается, точию чтоб священно и церковнослужители ни под каким видом большего себе за оные требы платежа не домогались, а довольны бы были таковым указным и доброхотным подаянием. Более же все оное комиссия предает в Высочайшее Вашего Императорского Величества благоволение.

Вашего Императорского Величества всеподданнейшие рабы: Димитрий, Митрополит Новгородский, Гавриил, Архиепископ С.-Петербургский, Василий Суворов, князь Сергий Гагарин, Григорий Теплов, Иван Мелиссино, Тимофей Текутьев.

Обер-Секретарь Михайло Остолопов.

Февраля 15 дня, 1765 года.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано тако: «быть по семе».11 Февраля 17 дня 1765 года.

155. По поводе постановления Архангельских граждан вместо сбора по домам давать священнослужителями жалованье.

1805 года июля 6 дня Свят. Синоде господин Обер-Прокурор оного, Статс-Секретарь, Действительный Камергер и Кавалер, князь Александр Николаевич Голицын, предложил полученные им в копиях от господина Министра Внутренних Дел, Действительного Тайного Советника и Кавалера, графа Виктора Павловича Кочубея отношение и вступившее к нему от Архангельского Военного Губернатора Ферстера представление о предположении тамошней городской Думы, чтобы вместо сбора, производимого священниками с церковным причтом о Святой Пасхе и в другие праздники, назначить им от прихожан годовое жалованье с тем, что Государь Император повелеть соизволил препроводить оное к нему, господине Обер-Прокурору и Кавалеру, для предложения обстоятельства сего на рассмотрение Свят. Синода, и о заключении, какое учинено будет, представить Его Императорскому Величеству. А как в означенном представлении оказалось, что Архангельская дума с предложения городского головы Попова, входя в состояние священно и церковнослужителей, тамо пребывающих, усматривает, что оные по малоимению своих доходов принуждены бывают о Святой Пасхе, Рождестве Христове и прочие храмовые праздники ходить со Крестом по домам прихожан, что не только противно указу 1724 г. Августа 16 дня22, но и отнимает должное к ним уважение; ибо во многие домы иногда святыни с подобающим благоговением не приемлют, и священников с должною честью не пускают под разными предлогами; в отвращение чего та дума полагает: вместо собираемого священниками дохода при хождении со Крестом назначить им от прихожан годовое жалованье, коего, соображаясь с количеством при каждой церкви причта, достаточно будет: соборным пятьсот рублей, Архангельским сто, Рождественским, Благовещенским, Воскресенским и Троицким по сто по пятидесяти руб., Госпитальным пятьдесят, а Успенским двести пятьдесят рублей, каковую складку предполагает расположить уравнительно на городовых обывателей, производя сбор сих денег вместе с собираемою на содержание городской полиции суммою; а Евламний, Епископ Архангельский и Кавалер, находя вышепрописанное положение оной думы полезным и с желанием церковнослужителей сходным, хотя на то согласен с тем только, что ходить церковнослужителям в спи времена не воспрещается к тем, кто будет их звать; на что и дума словесно ответствовала, что тоже разумеется в том представлении; но не объявляя согласия своего думе, просит от Свят. Синода, ежели сие полезным усмотрено будет, предписания; то оный, поскольку означенное определяемое тою Архангельскою думою для священно и церковнослужителей, вместо собираемого приходского со Крестом дохода, денежное содержание не только может быть достаточно, но сверх того особенно послужит к вящщеме уважению от прихожан, ибо они, ходя в домы их для славления в прочие праздники, кроме Рождества Христова, в противность Именного Высочайшего 1724 года Августа 16 дня указа, навлекают на себя с одной стороны преступление закона, а с другой от прихожан унижение званию своему, чрез вышеупоминаемый же способ все сие отвращено будет, а притом и они, священно и церковнослужители, будучи обеспечены средством, предполагаемым думою в непотерянии своих доходов. ревностно станет исправлять в праздники возложенные на них должности, а потому утверждая Архангелогородских граждан положение, яко полезное к улучшению жребия священно и церковнослужителей, и относя цель сию к собственной их граждан чести, клонящуюся к точнейшему соблюдению вышеозначенного указа, полагал произвесть то положение в действие; а дабы событие оного могло распространиться по времени и случаю, сим двум великим посредникам деяний человеческих, как в столичных, так и других городах, то епархиальным Преосвященным Архиереям стараться елико возможно о возбуждении в прихожанах такого похвального рвения к определению священно и церковнослужителям, по примеру Архангельских граждан, положительного вместо хождения в домы им для славления постановления по соображению мест и обстоятельств; но доложить о сем Его Императорскому Величеству предоставить ему же, Синодальному господине Обер-Прокурору и Кавалеру, который минувшего Августа 31 дня объявил, что Его Императорское Величество, за всеподданнейший доклад об оном постановлении Свят. Синода, чтобы вместо сбора, производимого священниками по домам в праздничные дни, кроме Рождества Христова, давать годовое жалованье, изъявил Высочайшее свое соизволение и о том повелел ему, господине Обер-Прокурору, сообщить Министру Внутренних Дел, что им и исполнено. И по указу Его Императорского Величества Свят. Правительствующий Синод приказали: об оном Высочайшем Его Императорского Величества соизволении для надлежащего исполнения к Евлампию, Епископу Архангельскому и Кавалеру, а для сведения в Московскую Свят. Синода контору, к Синодальным Членам и прочим епархиальным Преосвященным Архиереям послать указы. Сентября 27 дня 1805 года.

156. 24 мая 1873 года. О местных средствах содержания духовенства и разделе их между членами причтов.

Святейший Синод слушали предложенную г. Синодальным Обер-Прокурором, от 4-го апреля сего года, выписку из Высочайше утвержденного, в 24 день марта сего года, журнала присутствия по делам православного духовенства о местных средствах содержания духовенства и о разделе их между членами причтов, с правилами о таковом разделе. Приказали: предложенные выписку и правила, напечатав в потребном количестве экземпляров, препроводить к епархиальным Преосвященным при циркулярном, указе, для должных со стороны епархиальных начальств распоряжений и исполнения.

Выписка из журнала присутствия по делам православного духовенства, от 9 февраля, Высочайше утвержденного 34 марта 1873 г.

Высочайше учрежденное присутствие по делам православного духовенства, рассмотрев составленные на основании отзывов епархиальных Преосвященных правила о местных средствах содержания православного приходского духовенства и о разделе их между членами причтов, и приняв в соображение мнения Преосвященных о порядке ведения сих правил в действие, по журналу своему, от 9 февраля 1873 г., полагало:

1. Утвердив прилагаемые при сем правила о местных средствах содержания православного приходского духовенства и о разделе их между членами причтов, предоставить усмотрению Святейшего Синода делать в сих правилах изменения, какие впоследствии могут оказаться нежными по указаниям опыта.

2. Предоставить усмотрению Преосвященных тех епархий, для которых еще не утверждены предположенные журналом присутствия по делам православного духовенства 16 апреля 1869 г. штатные расписания приходских причтов, вводить по возможности настоящие правила раздела местных средств содержания, не ожидая утверждения нового штатного расписания духовенства в тех одноклирных приходах, в которых и по новому расписанию предполагается иметь причт в том же составе, в каком он находится на лице.

3. По утверждении для какой-либо епархии нового штатного расписания причтов, при распределении наличных священнослужителей и причетников на определенные расписанием штатные места, диаконы зачисляются на штатные вакансии псаломщиков в тех же приходах, в которых они состояли до утверждения расписаний, с предоставлением им преимущественного пред причетниками права просить епархиальное начальство о перемещении их на открывающееся в обыкновенном порядке штатные же вакансии псаломщиков в других приходах. По таковом распределении диаконов на штатные места псаломщиков, они пользуются местными общими средствами содержания причта на правах псаломщиков.

4. Оказавшиеся излишними против нового штатного положения священники и причетники оставляются сверхштатными в причте тех приходов, в которых они служили, с обязанностью исполнять очередное богослужение и требы по церкви и приходе наравне священники с штатными помощниками настоятеля, а причетники с псаломщиками и с одинаковым с штатными подчинением настоятелю.

5. В тех приходах, в которых все наличные члены причта будет распределены на штатные вакансии, предписывать причте руководствоваться в разделе местных средств содержания прилагаемыми правилами.

6. В приходах, в которых, кроме штатных членов причта, будет оставаться сверхштатные священники или причетники, церковною землею пользуются как штатные, так и сверхштатные лица на прежнем основании, т. е. сохраняют те участки, которыми они владели до введения в действие нового штатного расписания причта, прочие же местные средства содержания, т. е. кружечные доходы, проценты с принадлежащих причтам капиталов и арендные деньги, получаемые за отдачу оброчных статей, делятся между членами причта, штатными и сверхштатными, на основании прилагаемых правил раздела, при чем сверхштатные священники получают части, равные с штатными помощниками настоятеля, а сверхштатные причетники – равные с штатными псаломщиками.

7. Сверхштатные священнослужители и причетники в соединенных приходах, в которых будет более одной церкви, пользуются местными средствами содержания на следующих основаниях: а) согласно 6 ст. каждый сохраняет за собою тот участок земли или право на те часть производимого прихожанами вместо отвода земли церковного довольствия, какими пользовался до введения нового штатного расписания причтов; б) из процентов с капиталов и арендных денег от оброчных статей всех церквей соединенного прихода сверхштатные священники получают часть наравне с штатными помощниками и причетники наравне с псаломщиками; в) из кружечных доходов сверхштатные священники получают: состоящее при настоятеле, на правах его помощника, состоящие при церкви, находящейся в заведывании штатного настоятельского помощника, наравне с последним, а состоящие при церкви, при которой иметь штатного священника, по новому расписанию причтов, не предположено, наравне с помощником настоятеля, заведующим особою церковью согласно 1 п. 19 § прилагаемых правил. Если бы при церкви приписной, при которой иметь особого священника, по новому расписанию причтов, не предположено, оставались сверхштатными только низшие члены причта, без священника, то они, впредь до определения на штатные места, причисляются, по усмотрению, к одной из церквей того же прихода, при которой положено иметь священника.

8. В случае выбытия кого либо из сверхштатных священнослужителей или причетников с занимаемого им места, причитавшиеся на его часть местные средства содержания поступают в раздел на основании §§ 14 и 16 прилагаемых правил, между одними только штатными членами причта, хотя бы в приходе еще оставались другие сверхштатные лица.

9. Предоставить усмотрению Преосвященных оставить причты церквей соборных, кладбищенских и других, поименованных в п. 9 ст. II Высочайше утвержденного 16 апреля 1869 г. журнала присутствия по делам православного духовенства, при существующем порядке раздела местных средств содержания или же, где признано будет удобным и полезным, применять к ним прилагаемые правила раздела доходов между членами приходских причтов, а в сомнительных случаях испрашивать разрешение Святейшего Синода.

10. Предоставить Преосвященным Киевскому, Подольскому и Волынскому, в тех приходах их епархий, в которых доход с излишних против узаконенной пропорции церковных земель зачтен в оклады жалованья одним священникам, применять новые правила раздела земли между членами причта по мере пополнения тех окладов, на основании 3 п. Высочайше утвержденного 9 мая 1870 г. журнала присутствия по делам православного духовенства на счет остатков жалованья от закрытых вакансий в причтах.

Государь Император, на означенном журнале присутствия в 24 день марта 1873 г. Высочайше соизволил написать Собственноручно «исполнить»

ПРАВИЛА

о местных средствах содержания православного приходского духовенства и о разделе сих средств между членами причтов.

§ 1) Общие местные средства содержания приходского духовенства состоят: 1) в доброхотных даяниях прихожан за исполнение для них церковных и приходских треб; 2) в церковной земле или в церковном довольствии, производимом причте прихожанами вместо отвода узаконенной пропорции церковной земли (св. зак. изд. 1857 г. т. X. ч. III, ст. 469); 3) в процентах с предназначенных в пользу причтов вечных вкладов и 4) в доходах с церковных оброчных статей, также предназначенных в пользу причтов.

§ 2) Доброхотные приношения прихожан бывают двоякого рода; одни составляют личное вознаграждение или одного священника за исполнение исключительно его званию принадлежащих треб, или одного из низших членов причта за отправление свойственных их знанию обязанностей, как например: за чтение псалтири над умершими; другие составляют вознаграждения причта в целом его составе за исправление таких церковных или приходских треб, которые, по принятому порядку, совершаются священником с низшими членами причта, хотя бы в действительности кто-либо из них, по каким-нибудь обстоятельствам иногда и не принимал участия в исправлении подобной требы. Приношения первого рода принадлежать безраздельно томе члене причта, которому сделаны, а приношения второго рода опускаются в братскую кружку и, по истечении каждого месяца, делятся между всеми членами причта на основании §§ 14 и 19 сих правил.

§ 3) Церковные земли разделяются: 1) на усадебные, к которым принадлежат места, находящиеся под церковными или собственными духовенства домами, гумна, сады и огороды; 2) на полевые, к которым относятся пашни и сенокосы, отведенные к церквам на основании межевых законов, в установленную пропорцию, для продовольствия причтов или хотя принадлежавшие церквам по прежним дачам, но при межевании земель зачтенные вместо узаконенной пропорции (св. зак. изд. 1857 года т. X, ч. III, кн. II, разд. III, гл. II и т. IX прилож., ст. 323 пупк. 1–5).

§ 4) К церковным оброчным статьям причисляются: церковные домы, не предназначенные для жительства причта, лавки, мельницы, рыбные ловли и т. п., а также отдаваемые в аренде отхожие пустоши и вообще земельные угодья, не принадлежащие к составу земли, отведенной в узаконенною пропорций или заменяющей эту пропорцию (§ 3).

§ 5) Церковным причтам вменяется в обязанность, как церковные (§ 3) земли, так и церковные оброчные статьи (§ 4) показывать в клировых ведомостях.

§ 6) Дозволяется, по общему согласно всех членов причта и церковного старосты и с разрешения епархиального начальства, обращать в церковные оброчные статьи: а) какую-либо часть церковной земли, излишней против узаконенной пропорции и б) отдельные места на церковной земле, годные для выделки кирпича, извести, для пристаней и т. п., равно как дозволяется, тем же порядком, перечислять и оброчные земельные угодья, принадлежащие причтам, в состав церковной земли. В том и другом случае перечисленные из одного разряда в другой земельные угодья, со времени такого перечисления, показываются по клировым ведомостям в числе церковных земель или оброчных статей, по принадлежности (§ 5).

§ 7) Если бы представилась надобность, по каким либо особенным уважениям, обратить в оброчную статью также и узаконенную пропорцию церковной земли, то на сие испрашивается, чрез епархиальное начальство, разрешение Святейшего Синода.

§ 8) Церковные усадебные земли, равно как и находящиеся на тех землях церковные дома, кроме домов, составляющих церковные оброчные статьи (§ 4), назначаются для обеспечения помещениями и для удовлетворения хозяйственных потребностей служащего при церквах духовенства, но предоставляется попечению настоятеля церкви, по общему согласно с прочим причтом и церковным старостою, где и на сколько представляется возможным, или давать помещение в церковных домах, или отводить под водворение некоторую часть церковной усадебной земли, также и заштатным священнослужителям и причетникам, состоявшим на службе в том же приходе, равно как вдовам и сиротам служившего в том же приходе духовенства (св. зак. издан. 1857 года т. ХIII, уст. общ. призр. ст. 1612).

§ 9) Служащие при церквах священнослужители и причетники извлекают выгоды из достающихся каждому из них участков церковной полевой земли, по своему усмотрению, или чрез обработку земли средствами собственного хозяйства, или чрез отдачу опой в аренде один другому или посторонним лицам.

§ 10) Церковные полевые земли могут быть отдаваемы в аренде: или особо одним членом причта достающегося ему участка или какой-либо части этого участка, или же сообща целым причтом всей или нескольких общих участков церковной земли, но в том и другом случае с соблюдением следующих правил: 1) отдельно каждым членом причта участки церковной земли отдаются в аренде с ведома настоятеля церкви или заведывающего церковью настоятельского помощника и прочего причта; 2) сообща целым причтом вся церковная земля, или известная часть ее, отдается в аренде с общего согласия всех членов причта и 3) как отдельные участки каждым членом причта по принадлежности, так и вся церковная земля, или часть ее, сообща целым причтом отдаются в аренде на срок не более одного года и не иначе, как по письменному домашнему условно, которое при отдаче в аренде одним членом причта своего участка подписывается сдающим землю и нанимателем и свидетельствуется настоятелем церкви или заведывающим церковью настоятельским помощником, а при отдаче земли сообща целым причтом – подписывается всеми членами причта и съемщиком.

§ 11) Принадлежащие причтам церковные оброчные статьи отдаются в аренде, с торгов, по формальным условиям, на срок не долее двенадцати лет, с утверждения епархиального начальства (св. зак. изд. 1857 года т. X, ч. I, ст. 1711 и уст. дех. Конс. 27 марта 1841 года ст. 145).

§ 12) Получаемая за отдачу в аренде церковных земель и принадлежащих причтам оброчных статей плата вносится, для хранения, в братскую кружку, из которой выдается помесячно, или по третям года, за истекшее время, по принадлежности: арендная плата за отданный отдельно кем-либо из членов причта участок церковной земли, отдавшему оный члене, а плата за отданную сообща целым причтом церковную землю, равно как за оброчные статьи, всем членам Причта в причитающихся им за истекшее время долях (§14).

§ 13) В братской же кружке хранится особая тетрадь, в которую записывается как поступление арендных денег, так и выдачи их членам причта по принадлежности (§ 12), под расписки получателей, делаемые в той же тетради.

§ 14) При разделе: а) кружечных доходов, составляющихся из доброхотных даяний за исправление церковных и приходских треб; б) церковного довольствия, производимого прихожанами вместо отвода церковной земли; в) процентов с капиталов, внесенных в пользу причта на вечное обращение в кредитные установления и г) арендной платы за отдачу в наем сообща целым причтом церковной земли, а также принадлежащих причтам оброчных статей, настоятель получает три части, помощник настоятеля две части и псаломщик одну часть, т. е. помощник настоятеля получает менее на одну третью часть, а псаломщик менее на две третьих части против настоятеля.

§ 15) Изложенное в § 14 правило не распространяется: а) на проценты с таких капиталов или доходы с таких имуществ, которые предназначены жертвователями на содержание только известных членов причта, напр. сверхштатных диаконов и б) на такие случаи, когда раздел между членами причта процентов со внесенного капитала или доходов с пожертвованного имущества определен самим жертвователем. В первом случае весь доход поступает в пользу сверхштатного члена причта, на содержание которого предназначен, а в последнем, в отношении раздела дохода, наблюдается воля жертвователя.

§ 16) В установленной в § 14 соразмерности делится между членами причта также и церковная земля, т. е. настоятель получает три части, помощник настоятеля две части и псаломщик одну часть.

§ 17) При разделе полевых земель разных качеств наблюдается, чтобы по возможности всем членам причта доставались части из лучшей, средней и худшей земли, в причитающейся каждому из них пропорции.

§ 18) В тех приходах, где церковной полевой земли имеется более узаконенной пропорции, предоставляется служащим членам причта, если пожелают, по общему согласно, отделять некоторую часть угодий на продовольствие служивших в том же приходе заштатных священнослужителей и причетников, а равно вдов и сирот также служившего в том приходе духовенства, и за тем всю остальную землю обращать в раздел между собою на основании §§ 16 и 17 сих правил. Жалобы епархиальному начальству со стороны заштатных лиц иди вдов и сирот на отказ в выделе им части полевой земли не допускаются, но сделанный однажды по общему согласно служащего причта выдел кому-либо из них остается ненарушимым до смерти или выбытия в другое место жительства того, в чью пользу был сделан, хотя бы между тем в личном составе служащего причта произошли какие-либо перемены.

§ 19) Причты соединенных приходов, в которых будет более одной церкви, пользуются принадлежащими сим церквам землями и другими общими средствами содержания на следующих основаниях:

1. В тех соединенных приходах, в которых каждая церковь имеет своих прихожан и состоит в заведывании особого священника (настоятеля или его помощника), заведывающий церковью причт пользуется землею или производимым прихожанами вместо отвода земли церковным довольствием и кружечными доходами только по своей церкви, не участвуя в выгодах по другой церкви. При разделе сих средств заведывающий церковью помощник настоятеля получает часть на одинаковом основании с настоятелем, т. е. на две третьих части более против состоящего при нем псаломщика.

2. В приходах, в коих причт находится только при главной церкви, а остальные церкви приписаны к ней в виде кладбищенских или для совершения богослужения причтом главной церкви, земли всех состоящих в приходе церквей, а также и прочие общие средства содержания духовенства, делятся между членами причта главной церкви, на основании §§ 14 и 16 сих правил.

и 3) В приходах, в которых будет церкви того и другого рода, т. е. как имеющие своих прихожан и состоящие в заведывании особых священников (настоятеля или его помощника), так и бесприходные, не имеющие особых священников, – землею и другими средствами по каждой из церквей, находящихся в заведывании особых священников. пользуются священники с состоящими при них причетниками, каждый по своей церкви, на основании пункта 1 сего §, а земли и прочие средства содержания, принадлежащие церквам, не имеющим особых священников, делятся между членами всего причта соединенного прихода, согласно пунк. 2 сего §.

§ 20) Священнослужители и причетники, при определении их в приход, пользуются кружечными доходами, составляющимися из приношений за исправление церковных и приходских треб, со дня действительного вступления в отправление своих обязанностей по церкви и приходе, а процентами с капиталов, церковным довольствием и платою за отдачу в аренде церковной земли и оброчных статей со дня подписания указа об определении их в приход.

§ 21) При переменах в личном составе причтов, расчеты между предместниками или их семействами и преемниками во всех выгодах от полевых церковных земель производятся за целый сельскохозяйственный год, полагая началом такого года для разного рода земель, т. е. озимых, яровых и сенокосных, окончание уборки с полей озимых и яровых хлебов и сена. Епархиальное начальство, при введении сих правил в действие, имеет определить по своей епархии начало сельскохозяйственного года, на означенном в сем § основании, по ближайшему соображению местных условий страны.

§ 22) Все заключенные причтами, на основании §§ 10 и 11 сих правил, домашние условия и формальные договоры на отдачу в аренде церковных земель и оброчных статей остаются в силе до истечения срока условия и договора, хотя бы, между тем, в личном составе причта последовали какие-либо перемены; вновь определенный член причта, не нарушая условия до окончания срока., довольствуется получением арендной платы по расчете времени его служения в приходе (§ 12).

§ 23) При обработке церковной земли средствами собственного хозяйства, в случае перемен в личном составе причта прежде окончания сельскохозяйственного года (§ 21), произведениями пахотных полей пользуется обработавший и осеменивший их предместник или его семейство, удовлетворяя преемника платою за землю, по расчете времени службы его в приходе, по ценам, по каким подобные земли в той местности отдаются в аренде, а произведениями сенокосной земли пользуется преемник удовлетворяя предместника или его семейство платою, по расчислению времени службы, по ценам, по каким сдаются луга.

§ 24) Священнослужитель или причетник, удобривший и распахавший поля, но еще не засеявший их до определения на его место другого лица (§ 20), сохраняет право сам или, в случае его смерти, его семейство осеменить оные, с удовлетворением преемника платою за землю на изложенном в § 23 основании; если же предместник только удобрил поля, но еще не распахал их под посев, то за удобрение полей получает от своего преемника вознаграждение, не имея права на распашку и обсеменение оных без согласия своего преемника.

Примечание. Распашка полей, по местным обычаям, под пар, а не под посев, принадлежишь к удобрению полей.

§ 25) Предоставляется, при переменах в причте в продолжение сельскохозяйственного года, предместникам или их семействам и преемникам входить между собою во всякие соглашения относительно выгод от церковной земли, обрабатываемой средствами собственного хозяйства, не стесняясь настоящими правилами; но жалобы, возникающая из таковых, заключаемых вне сих правил, соглашений, епархиальное начальство не принимает к своему разбирательству.

§ 26) В тех случаях, когда священник или псаломщик подвергается епитимии в монастыре или в архиерейском доме, или временному отрешению от места по нахождению его под следствием или судом, всеми доходами, составляющими личное вознаграждение священника или причетника за исполнение свойственных их званию обязанностей (§ 2), пользуется безраздельно исправляющий должность за находящегося на епитимии или под следствием и судом; из доходов же кружечных, церковного довольствия, процентных и арендных денег (§ 1 п. 2–4) одну половину получает находящейся на епитимии или под следствием и судом, а другую половину исправляющий за него должность.

§ 27) При церквах, при которых состоит по штате более одного священника или более одного псаломщика, половиною кружечных доходов, церковного довольствия, процентных и арендных денег, причитающихся на часть находящегося на епитимии или под следствием и судом священника, пользуются остальные священники, разделяя оную между собою в установленной в § 14 сих правил соразмерности с их степенями, а половинного частью тех доходов, причитающейся находящемуся на епитимии или временно отрешенному от места псаломщику, пользуются одни псаломщики, разделяя ее между собою поровну.

§ 28) На изложенных в §§ 26 и 27 сих правил основаниях делятся также и доходы от праздных священнических и причетнических мест, впредь до определения на них наличных священников или псаломщиков, но с соблюдением при том следующих правил: 1) если место сделалось праздным по случаю увольнения занимавшего оное лица за штат, без запрещения в священнослужении, то уволенный за штат допускается к временному исправлению своей должности с правом на получение всех присвоенных оной местных доходов; 2) если уволенный за штат не может, по болезненному положению, исправлять должность, то получает половине выгод от оной, другою половиною пользуется временно исправляющий должность; 3) в случае, когда место сделалось праздным по случаю смерти занимавшего оное лица, половиною выгод от праздного места пользуется оставшееся после умершего семейство и 4) если после умершего не осталось семейства, то половина выгод от праздного места обращается в пользу епархиального попечительства о бедных духовного звания.

§ 29) Предоставляется епархиальному начальству, в случае долговременного неприбытия в приход вновь определенного на место священнослужителя или псаломщика, делать постановление о предоставлении одной половины кружечных доходов, церковного довольствия и арендных денег, причитающихся промедлившему лицу, со дня определения (§ 20) по день прибытия к месте служения, в пользу исполнявшего его обязанности и об обращении другой половины в средства епархиального попечительства о бедных духовная звания. Время промедления прибытием к месте службы, по истечении коего вновь определенный священнослужитель или причетник может быть подвергнутся, на основании сего §, лишению причитающейся ему части выгод по его должности, зависит от усмотрения епархиального начальства.

§ 30) Существующие правила о пользовании церковными лесами остаются в силе.

§ 31) За изданием настоящих правил, прежние постановления о разделе местных средств содержания приходских причтов, в чем оные не согласны с сими правилами, отменяются23.

157. 17 ноября 1876 – 10 января 1877 года № 2018. О том, какою частью доходов должны пользоваться штатные диаконы.

Св. Синод слушали дело по представлений Преосвященного Пермского о том, какою долею доходов должны пользоваться штатные диаконы. Приказали: Преосвященный Пермский испрашивает у Св. Синода разъяснения по вопросу о том, какою частью доходов должны пользоваться штатные диаконы. Принимая во внимание, что штатный диакон занимает низшую степень пред священником, хотя бы и младшим (помощником настоятеля), и высшую, сравнительно с псаломщиком, Св. Синод признает совершенно правильным назначить штатному диаконе из доходов часть в половине менее против настоятеля, что составит противу помощника настоятеля менее на одну четвертую часть и более против псаломщика на одну третью часть. Посему Св. Синод определяет: уведомить о прописанном Преосвященного Пермского указом и вместе с сим настоящее определение напечатать для сведения и руководства всем епархиальным Преосвященным.

158. 17 ноября (1 декабря) 1876 года за № 2016. Относительно права на выдачу пособий новорукополагаемым и перемещаем священникам.

Св. Синод слушали предложение г. Синодального Обер-Прокурора, от 5 ноября 1876 года № 10050, по возбужденным Вологодским епархиальным начальством вопросам: 1) следует ли обязательные перемещения нынешних сверхштатных священников на штатные, по новому расписанию, места считать перемещениями по распоряжению самого начальства, хотя бы то было и не без прошений перемещаемых лиц; 2) правильно ли повторять пособие тем, кто уже воспользовался оным после рукоположения или при перемещении и 3) имеют ли право на пособие новорукополагаемые, или перемещаемые, священники на такие штатные, по новому расписанию, места, где жалованья из казны не ассигновано. Приказали: принимая во внимание, что 19 и 20 статьями Высочайше утвержденных 4 апреля 1842 года правил о производстве жалованья и единовременных пособий, положено было выдавать единовременные пособия без ограничения всем священникам, как вновь рукополагаемым к сельским приходам, так и перемещаемым самим начальством от одной церкви к другой, и что таковые правила за последовавшими их разъяснениями не были отменены. Св. Синод, в разрешении возбужденных Вологодским епархиальным начальством вопросов относительно прав на назначение и выдачу единовременных пособий новорукополагаемым и перемещаемым священникам, определяет: уведомить Преосвященного Вологодского указом, что обязательные перемещения нынешних сверхштатных священников на штатные, по новому расписанию, места следует считать перемещениями по распоряжению самого начальства; что выдача единовременных пособий, в сумме 30 рублей, может быть в настоящем случае производима и тем священникам, кои раз уже воспользовались сим пособием при своем рукоположении или перемещении, и что право на сие пособие имеют все священники новорукополагаемые или перемещаемые на такие приходи, кои показаны по новому расписанию, составленному Высочайше учрежденным присутствием по делам православного духовенства.

159. 1 ноября 1871 года. О вознаграждении духовных лиц, приглашаемых для привода к присяге во время судебных заседаний. (Отношение г. товарища Обер-Прокурора Св. Синода на имя епархиальных Преосвященных).

Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь.

В 1867 г., вследствие встреченного Псковскою контрольною палатою затруднения при утверждении расходов Великолуцкого окружного суда на вознаграждение духовных лиц, приглашаемых для привода к присяге во время судебных заседаний, возникла переписка между Государственным Контролем, Министерствами Юстиции и Финансов и Св. Синодом.

Министерство Финансов, находя, что привод к присяге составляет предмет общественной службы священников и что до введения в действие новых судебных уставов священники являлись в судебные места для привода к присяге без всякого вознаграждения, признавало возможным, в видах облегчения государственного казначейства от излишних расходов, восстановить означенный порядок в настоящее время с тем, чтобы священники были командируемы в новые судебные учреждения по очереди, на известный период времени, без всякого вознаграждения.

Св. Синод, с своей стороны, остановился на следующих соображениях: по действовавшим до издания судебных уставов 1864 г. узаконениям, тяжущиеся, свидетели и обыскные люди были по общему правилу приводимы к присяге не иначе, как в церкви. Поэтому исполнение священниками обряда привода к присяге не было обременительно, тем более, что эта обязанность падала на всех священников в Империи более или менее равномерно. На основании же судебных уставов 1864 г., присяжные заседатели, свидетели и сведущие люди должны быть приводимы к присяге непременно в присутствии суда. Исполнение этой обязанности, лежащей в большей части случаев, при нахождении общих судебных установлений в городах, на священниках городских церквей, представляется для сих священников отяготительным, потому что священник должен жертвовать значительною частью дня, а с тем и лишаться доходов, которые составляют главный, а в большинству местностей даже исключительный источник средств к содержание священника. Что касается цифры расхода на вознаграждение священников за привод к присяге, то цифра эта не может быть значительна, так как за привод к присяге в мировых судах вознаграждения священникам не требуется: эти суды не сосредоточены в нескольких определенных местностях, и безмездный привод в этих судах к присяге для местных священников не будет обременителен. Посему и принимая во внимание, что вслед за изданием судебных уставов признано необходимым назначить священникам столичных церквей вознаграждение за привод к присяге, Св. Синод полагал не только возможным, но и необходимым принятую относительно столичного духовенства меру распространить и на духовенство всех тех местностей, в коих уже действуют или имеют быть введены в действие Высочайше утвержденные 20 ноября 1864 г. судебные уставы.

О таковом мнении Св. Синода было сообщено г. Министру Юстиции.

В ответ на это управляющий Министерством Юстиции препроводил к г. Обер-Прокурору Св. Синода копию циркулярное отношение Министерства старшим председателям судебных палат и председателям окружных судов от 24 Августа сего года. Это циркулярное отношение изложено в следующих словах: «По обсуждении возникшего в Министерстве Юстиции вопроса о вознаграждении священников за привод к присяге во время судебных заседаний, принимая во внимание, что приглашаемым в судебные заседания, для привода к присяге, священникам выдается столичными и военными судами денежное вознаграждение, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство, не признаете ли Вы возможным, в случае неизъявления священниками, призываемыми для привода к присяге в состоящее под председательством Вашим судебное установление, готовности безмездного исполнения этого обряда, назначать им вознаграждёние из канцелярской суммы, в том размере, какой Вы признаете достаточным».

Упомянутая копия циркулярного отношения Министерства Юстиции была предложена Св. Синоду, который по определению 24 сентября (4 октября) сего года предоставил мне о сделанном Министерством Юстиции распоряжении по настоящему предмету поставить в известность епархиальных Преосвященных.24

Подлинное подписал: Юрий Толстой.

160. О прогонных деньгах духовным персонам.

По Именному Его Императорского Величества Высочайшему указу, состоявшемуся сего месяца 13 дня на поднесенном от Синода докладе, коим Всеподданнейше представляемо было: Синода Обер-Прокурор, Тайный Советник, граф Хвостов объявил Высочайшее Вашего Императорского Величества повеление: «так как нет точного расписания, кроме Синодальных Членов, сколько кому из духовных чинов получать для проезда лошадей, а потому и прогонных денег, то на будущее время сделать Синоду таковое расписание по примеру светских чиновников и представить оное на утверждение Вашему Императорскому Величеству». Вследствие чего Синод, рассуждая и приемля за основание расписание, при указе 1721 года ноября 24 дня изданное, по сколько каким чинам давать подвод, полагает следующее мнение свое: «как в законах о сем, кроме некоторых Синодальных Членов, никакого положения для других духовных особ нет, то на будущее время в случае определения кого из духовных чиновников к должностям в такие места, куда, по Именному Высочайшему указу, марта 3 дня 1765 года состоявшемеся, велено давать из казны прогонные деньги, так же в таких случаях, в коих хотя из казны прогонов по закону и не определяется, но переезды их из одного места в другое по должности, или по временному откомандированию от начальства, бывают, давать лошадей, а потому и прогонных денег кроме Синодальных Членов, коим в законе число означено, по нижеписанному числу, а именно: Митрополитам по пятнадцати; Архиепископам по двенадцати; Епископам по десяти; Архимандритам и Протопопам, которые присутствуют в Синоде, поскольку об них в законе не предписано, по десяти; Архимандритам в монастырях: 1-го класса по семи, 2-го класса по шести, 3-го класса и Игуменам по четыре; Протопопам в епархиях: 1-го класса по четыре, 2-го и 3-го класса по три; Протопопам же, на священнических местах состоящим, так же полковым и прочим священникам и отправляющимся во флоты иеромонахам, по две лошади». На котором докладе Собственною Его Императорского Величества рукою написано тако: «Быть по сему». АЛЕКСАНДР. Св. Правительствующей Синод приказали: о должном по сему Высочайше конфирмованному Его Императорским Величеством докладе в потребном случае исполнении, Московской Св. Синода Конторе, Синодальным Членам и прочим епархиальным Преосвященным Архиереям, Обер-священнику Протоиерею Павлу Озерецковскому, так же Ставропигиальным Лаврам и монастырям и типографской конторе дать знать указами, а Правительствующему Сенату сообщить ведение. Августа 25 дня 1802 года.

161. От 20-го января 1868 года. О Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета касательно производства суточных денег духовным депутатам при следствиях.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение господина Обер-Прокурора от 13-го декабря 1867 года за № 6615, с приложением выписки из Высочайше утвержденного 11-го декабря 1867 года журнала департамента государственной экономии о том, что Государственный Совет, в департаменте государственной экономии и в общем собрании, рассмотрев представление исправляющая должность товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода, о назначении суточных денег депутатам от православного духовенства при следствиях, а также отзыв по настоящему делу Министра Финансов, и не встретив препятствия к производству, на предполагаемых Святейшим Синодом и статс-секретарем Рейтерном основаниях, суточных денег духовным депутатам, командируемым по требованиям гражданского начальства, для нахождения при следствиях, мнением положил: настоящее представление утвердить и, в следствие того, примечание к ст. 26 кн. II т. ХV св. зак., изд. 1857 г. зак. суд. уг. действующих в губерниях, на которые не распространены судебные уставы 20 ноября 1864 года, дополнить следующими словами: им (т. е. духовным депутатам) также производятся и суточные деньги, по 60 коп. в день, по правилам ст. 1115 т. III свод, зак., изд. 1857 г. уст. служб, прав. И, по справке, приказали: о вышеизъясненном Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета дать знать по духовному ведомству печатным указом25.

162. Определение Святейшего Синода, от 24-го февраля (17-го марта) 1876 года за № 322. 0 выдать прогонных и суточных денег духовным лицам, командированным для приведения к присяге новобранцев призыва 1874 г.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали ведение Правительствующего Сената, по 1-му департаменту, от 3-го февраля сего года за № 3931, в коем изъяснено, между прочим: а) что Государственный Совет в особом присутствии о воинской повинности, в соединении с департаментом государственной экономии, рассмотрев представление Министра Внутренних Дел о выдаче прогонных денег духовным лицам, командированным для приведения к присяге новобранцев призыва 1874 года и соглашаясь в существе с заключением его, Министра, мнением положил: 1) ходатайства духовных лиц всех вероисповеданий, командированных в призыв 1874 г. из мест постоянного их пребывания в призывные участки для приведения новобранцев к присяге, о выдаче им прогонных и суточных денег, признать подлежащими удовлетворению и 2) если некоторым из вышеозначенных лиц прогонные и суточные деньги были выданы до издания настоящего постановления, то таковые выдачи признать правильными и б) что Его Императорское Величество таковое мнение в 30-й день декабря прошлого 1875 года Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить. Приказали: об изъясненном Высочайше утвержденном мнении Государственного Сената для объявления по духовному ведомству сообщить по принятому порядку редакции журнала «Церковный Вестник».

163. 13-го декабря 1868 года. О размере прогонных денег протоиереям.

Св. Синод слушали предложение г. Синодального Обер-Прокурора от 13-го сего декабря о том, что Его Императорское Величество Государь Император по всеподданнейшему докладу его, г. Обер-Прокурора, в 10 день сего декабря, Высочайше повелеть соизволил: протоиереям всех вообще епархий, при разъездах, назначать прогонные деньги на три лошади, исключая протоиереев, присутствующих в Св. Синоде, коим прогоны назначать по прежнему на десять лошадей. Справка: Св. Синод, имея в виду, что по штатам, Высочайше утвержденным 27-го декабря 1867 г., разделение епархий на классы отменено и принимая в соображение, что, на основании ст. 480 т. III. уст. о служб, прав. (изд. 1857 г.) при отправлении к должностям прогонные деньги исчисляются не по месту, на какое кто определен, а по чинам и классным званиям, в коих каждый действительно состоит, определением от 1 (16) ноября сего года предоставил г. Синодальному Обер-Прокурору испросить Высочайшее Его Императорского Величества разрешение, чтобы протоиереям всех вообще епархий, при разъездах, назначать прогонные деньги на три лошади, исключая присутствующих в Св. Синоде, коим прогоны назначать по прежнему на 10-ть лошадей. Приказали: о Высочайшем Его Императорского Величества повелении, изъясненном в настоящем предложении, дать знать по духовному ведомству, для руководства, печатными указами.

164. 5 апреля 1872 г. О предоставлении диаконам права на получение прогонных денег наравне с священниками.

Свят. Синод слушали предложение г. Синодального Обер-Прокурора, от 24 декабря 1871 г., следующего содержания: Государственный Совет, в департаменте государственной экономии и в общем собрании, рассмотрев внесенное Синодальным Обер-Прокурором представление о доставлении диаконам права на получение прогонных денег наравне с священниками, мнением положил: 1) право на получение прогонных денег на 2 лошади, при определении к должностям по службе и временных командировках, предоставленное Высочайше утвержденным 13 августа 1802 г. положением Свят. Синода (полн. собр. зак. т. XXVII № 20368) священникам, распространить ныне, в тех же случаях и в том же размере, и на диаконов и 2) потребный на выдачу прогонных денег диаконам расход относить на счет назначаемого ежегодно по смете Свят. Синода кредита на путевое довольствие лицам духовного ведомства. Означенное мнение Государственного Совета Высочайше утверждено в 7 день декабря 1871 г. Приказали: о вышеизъясненном Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета объявить, для сведения и руководства, по духовному ведомству печатными указами.

165. От 3 (28) сентября 1876 года № 71. Об изменении 8 п. 84 ст. правил относительно выдачи прогонных денег священно и церковнослужителям Иркутской, Томской, Тобольской и Енисейской епархий.

По указу Его Императорского Величества, Свят. Правительствующий Синод слушали предложение господина исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора, от 7 августа 1876 года, о том, что г. Министр Финансов, по сношению с г. государственным контролером, с своей стороны не встречает препятствия к тому, чтобы пункт 8 ст. 84 действующих правил о назначении денежных выдач по смете Синода был изменен, согласно определению Свят. Синода от 11 (28) июля 1875 года, следующим образом: «священно и церковнослужителям Иркутской, Тобольской, Томской и Енисейской епархий, отправляемым, по распоряжению начальства, к местам назначения далее 100 верст от губернского города и тем священнослужителям, которые изъявят желание поступить на служение при церквах, находящихся далее 100 верст от епархиального города, и не имеют средств к переезду в эти отдаленные места без выдачи им прогонов и путевых денег, выдавать по положению прогонные и суточные деньги» – и что о таковом изменении означенного пункта поставлены в известность казенные палаты. Приказали: об изъясненном изменении пункта 8 ст. 84 действующих правил, относительно назначения денежных выдач по смете Святейшего Синода, объявить по духовному ведомству чрез напечатание в «Церковном Вестнике», для чего и сообщить о сем редакции сказанного журнала по принятом у порядку.

166. От 13 февраля, 1867 г. По Высочайшему повелению. О пособиях священно и церковнослужителям, отправляющимся на службу в станицы Терского и Кубанского казачьих войск26.

По указу Его Императорского Величества, Свят. Правительствующий Синод слушали предложение господина Синодального Обер-Прокурора, от 23 декабря 1866 года за № 11590, коим, в последствие производившейся по Свят. Синоду с военным ведомством переписки о пособиях священно и церковнослужителям отправляющимся на службу в станицы Терского и Кубанского казачьих войск, доводит до сведения Святейшего Синода, что по полученному им от г. Военного Министра уведомлению Кавказский комитет, выслушав записку Генерал-Адъютанта Милютина о производстве прогонов, путевого довольствия и единовременного пособия священникам и причетникам, отправляющимся из внутренних губерний на службу в станицы Кубанского и Терского казачьих войск и отзыв его, г. Синодальная Обер-Прокурора, к управляющему делами комитета, от 18 ноября за № 10147, положил: утвердить следующее заключение военного совета: 1) священникам и причетникам, отправляющимся на службу из внутренних губерний в станицы Кубанского и Терского казачьих войск, выдавать первым, на основании Высочайше утвержденного, 20 апреля 1850 года, положения Кавказского комитета: прогоны, путевое довольствие по 30 коп. в сутки и на первоначальное обзаведение по 285 руб. 71 коп. каждому, а последним, т. е. причетникам, применяясь к Высочайше утвержденному, 25 сентября 1862 года, положению Кавказского комитета, прогоны на две лошади и на подъем, единовременно, по 50 руб. серебром и 2) все определенное выше довольствие отнести на суммы Кубанского и Терского казачьих войск, смотря по тому, в какое из сих войск назначены будет священники, с тем, чтобы довольствие это выдавалось отправляющимся священникам и причетникам заимообразно, из местных духовных Консисторских сумм, с возвратом этих денег, по требованиям духовных Консисторий, от войск Кубанского и Терского. Государь Император на журнале комитета, в 29 день ноября 1866 года, Высочайше изволил написать Собственноручно: «исполнить». По справке, приказали: о вышеизложенном Высочайше утвержденном положении Кавказского комитета дать знать по духовному ведомству циркулярным указом, присовокупив в оном, что заимообразные выдачи, на основании этого положения, отправляющимся на службу в станицы Терского и Кубанского казачьих войск священникам и причетникам прогонов, суточных и единовременных пособий должны быть производимы духовными Консисториями из собственных свободных сумм епархиального ведомства, а не из кредита, ассигнуемого из казны на прогоны и пособия.

167. От 8 июня 1868 г. По вопросу о расходах на удаление из Кубанского и Терского казачьих войск священников неблагонадежного поведения.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение господина исправляющего должность Синодальная Обер-Прокурора, от 17 мая сего года за № 5597, в коем изъяснено: Кавказский комитет, рассмотрев представление Военного Министра, по заключению военного совета, о расходах на удаление из Кубанского и Терского казачьих войск священников неблагонадежного поведения, положил: при удалении священников неблагонадежного поведения из Кубанского и Терского казачьих войск принять за правило: что если священники, подлежащие удалению из названных войск, окажутся неблагонадежного поведения по истечении года со дня прибытия их к месте служения, то расход на обратное отправление их на место родины относить, по принадлежности, на войсковые суммы Кубанского и Терского казачьих войск; если же неблагонадежность священников окажется ранее годичная срока со дня прибытия их к месту служения, то расход на удаление их из Кубанского и Терского казачьих войск относить на суммы духовного ведомства. Государь Император на журнале комитета, в 14 день апреля сего года, Высочайше соизволил написать Собственноручно: «исполнить» О таковом Высочайше утвержденном положении Кавказского комитета, Военный Министр, от 28 апреля сего года за № 491, сообщил для зависящего к исполнению по духовному ведомству распоряжения, присовокупив, что о сем Высочайшем повелении объявлено Его Императорскому Высочеству, Главнокомандующий Кавказскою армиею. И, по справке, приказали: об изъясненном в настоящем предложении Высочайше утвержденном в 14 день апреля текущего года положении Кавказского комитета дать знать по духовному ведомству циркулярными указами; при чем поставить епархиальным начальствам в обязанность, чтобы они обращали строгое внимание на поведение и нравственные качества лиц, изъявляющих желание поступить на священнические места в станицах Кубанского и Терского казачьих войск, и о степени их благонадежности сообщать самые точные сведения тому начальству, от коего зависит принятие их на службу в означенных войсках, в избежание напрасных расходов на возвращение на родину тех лиц, которые оказались бы неблагонадежными.

* * *

23

Некоторым восполнением только что приведенных правил о разделе доходов между членами причтов могут быть приняты те указания, какие заключают в себе «правила для Новгородской епархии, определяющие круг ведения и обязанности настоятелей и прочих членов причтов и их взаимные между собою отношения». Правила эти составлены Новгородской духовной Консисторией и 22-го августа 1878 года утверждены Высокопреосвященнейшим Синодом, Митрополитом Новгородским и Санктпетербургским. Правила относительно доходов (57–70) составляют заключительный отдел. Мы приводим их без всякого изменения или сокращения:

57. Доходы причтов разделяются на общие, которые принадлежат всему причту, каковы доходы денежные в земельные, – на частые, которые обращаются в пользу лица, совершавшего требу. К денежным общим доходам принадлежать все доходы, получаемые: а) в цер­кви, как – то: за служение литургий, за поминовение на проскомидии, за молебны, панихиды, венчание браков, крещение младенцев, отпевание умерших и за освящение икон; б) получаемые за требы, совершаемые в домах, именно: за крещение младенцев на домах, соборование больных, служение молебнов и всенощных бдений на домах же прихожан; в) за совершение крестных ходов по селам; г) плата, получаемая причтами при посещении домов прихожан в праздники Рождества и Богоявления Господня, в праздник Пасхи и в храмовые праздники и в другие дни; затем к общим доходам принадле­жит д) сумма от угодий, принадлежащих причту и отдаваемых в арендное содержание и проценты с капиталов , положенных в пользу причтов за поминовение; и наконец к общим доходим относится и сбор с прихода зернового и печеного хлеба в местные приходские праздники. К общим земельным доходам принадлежат земля, отведенная причту в узаконенной пропорции. Частный или поручный доход составляют: плата за исповедь, на чтение молитвы родильниц и наречение младенца, за чтение очистительной молитвы в 40 день, за напутствование больного исповедью в святым причастием, за чтение молебного канона на исход души, за благословение на вступление в брак, если та­ковое совершается отдельно от молебна, за отметку бывших на исповеди и чтение псал­тири по умершим.

58). Все вышеизложенные денежные общие доходы, по надлежащем счете, записываются в шнуровую тетрадь и отдаются на хранение в братскую кружку, которая находится в церкви за церковною печатью и замком; выдача следующих доходов каждому члену причта производится под расписки в книге или еженедельно, или же ежемесячно; за всякое опущение и отступление от сего ответствуют настоятели церквей. Доходы же хлебные делятся сряду по сборе хлеба.

69). Раздел денежных общих доходов между наличными членами причта указан в § 14 правил о местных средствах содержания православного духовенства; там сказано, что при разделе кружечных доходов, церковного довольствия, производимого прихожанами взамен земли, процентов с капиталов, внесенных к пользу причтов в арендной платы за отдачу в наем оброчных статей, настоятель получает три части, помощник настоятеля две части и псаломщик одну часть. Относительно же выдела части штатным диаконам, где таковые положены, в указе Святейшего Синода от 10 го января 1877 го­да за № 2018 сказано, что Святейший Синод признает совершенно правильным назна­чить таковому диакону из доходов часть в половину менее против настоятеля, что составит против помощника настоятеля менее на одну четвертую и более против псалом­щика на одну третью часть.

60) На основании вышеприведенного правительственного распоряжения о разделе денеж­ных доходов, отныне доходы во всех соборных и приходских церквах, где нахо­дится нормальное число членов причта, для прекращения на будущее время недоразумений и всякой переписки, делить по нижеследующему расписанию:

а) При двучленном причте (раздел из 1 руб.).

Настоятель получает из рубля 75 к.

Псаломщики 25к.

Итого – 1 руб.

б) При трехчленном причте (раздел из 1 руб.).

Настоятель получает из рубля 60 к.

Псаломщик 20 к.

2–й Псаломщик 20 к.

Итого – 1 руб.

в) При четырехчленном причте без диакона (раздел из 98 к.).

Настоятель получает из рубля 42 к.

Помощник 28 к.

Псаломщик 14 к.

2-й Псаломщик 14 к.

Итого – 98 к.

г) При пяточленном причте с диаконом (раздел из рубля и двух копеек).

Настоятель получает 36 к.

Помощник 24 к.

Диакон 18 к.

1-й Псаломщик 12 к.

2-й Псаломщик 12 к.

Итого. 1 р. 2 к.

д) При шестичленном притче без диакона (раздел из рубля).

Настоятель получает 30 к.

1-й Помощник 30 к.

2-й Помощник 20 к.

1-й Псаломщик 10 к.

2-й Псаломщик 10 к.

3-й Псаломщик 10 к.

Итого. 1 р.

е) При шестичленном притче в составе которого находятся: настоятель, два помощника, диакон, два псаломщика (раздел из 1 р. 5 к.).

Настоятель получает из делимого 1 р. 5 к. – 30 к.

Помощники по 20 к.

Диакон 15 к.

Псаломщики по 10 к. т.е. обои 20 к.

Итого. 1 р. 5 к.

ж) При семичленном притче с диаконом (раздел из 92 к.).

Настоятель получает из делимых 92 к. – 24 к.

1-й Помощник 16 к.

2-й Помощник 16 к.

Диакон 12 к.

1-й Псаломщик 8 к.

2-й Псаломщик 8 к.

3-й Псаломщик 8 к.

Итого. 92 к.

з) При остмичленном притче с диаконом (раздел из рубля).

Настоятель получает 24 к.

1-й Помощник 16 к.

2-й Помощник 16 к.

Диакон 12 к.

4 – м Псаломщикам 8 – 32 к.

Итого. 1 р.

и) При одиннадцатичленном притче с диаконом (раздел 1 р. 5 к.).

Настоятель получает 18 к.

4 – ре Помощника по 12 к. – 48 к.

Диакон 9 к.

5 – ть Псаломщиков по 6 к. – 30 к.

Итого. 1 р. 5 к.

Примечание. Впрочем, та или другая сумма будет, принята за делимую единицу, это для дела безразлично. Нужно лишь иметь ввиду: а) что в притче, состоящем из настоятеля и псаломщика, всякая сумма дохода должна делиться на 4 части, из коих 3 части получает, настоятель и одну псаломщик; б) в причте, состоящем, из настоятеля и 2 псаломщиков, всякую сумму следует делить на 5 частей, из коих 3 части на до­лю настоятеля и по одной псаломщикам; в) в притче, состоящем из настоятеля, по­мощника и 2 псаломщиков, сумма делится на 7 частей, из коих 3 на долю настоятеля, 2 на долю помощника и 2 псаломщикам; г) в причте, состоящем из настоятеля, помо­щника, диакона и 2 псаломщиков, доход должно делить на 8 1/2 частей, из, коих настоятель получает 3 части, помощник, 2, псаломщики по одной и диакон 1 1/2; д) в причте состоящем из настоятеля, двух помощников и 3 псаломщиков, доход, делится на 10 частей: 3 настоятелю, 4 помощникам и 3 псаломщикам; е) в притче, состоящем из настоятеля, 2 помощников, диакона и 2 псаломщиков, доход делится на 10 1/2 частей: 3 настоятелю, 4 помощникам, 1 ½ диакону и 2 псаломщикам; ж) в причте состоящем, из настоятеля, 2 помощников, диакона и 3 псаломщиков, делением для всякой суммы дохода должна служить цифра 11 ½; з) в притче, состоящем, из настоятеля, 2 помощников, диакона и 4 псаломщиков, делением должна служить цифра 12 ½; и) в причте состоящем из настоятеля, 4 помощников, диакона и 5 псаломщиков делителем для всякой суммы дохода должна служить цифра 17 ½.

61) В установленной выше соразмерности делится между членами причта также церковная – усадебная и полевая земля, т. е. настоятель получает три части, помощник на­стоятеля две и псаломщик одну часть, наблюдая, чтобы, при разделе земель разных, ка­честв, по возможности всем членам причта доставались части из лучшей, средней и худшей земли, в причитающейся каждому из них пропорции.

62) Само собою разумеется, что вышеизложенный раздел денежных, доходов, и земель должен быть там, как сказано выше, где находится нормальное число штатных членов; но при которых церквах, кроме штатных членов, причта, остаются сверхштат­ные священники или причетники, то из, денежных доходов – сверхштатные священники получают части, равные со штатными помощниками, а сверхштатные причетники – равные со штатными псаломщиками; земляные же участки они сохраняют за собою те самые, ко­торыми владели до введения в действие нового штатного расписания. В случае же выбытия кого – либо из сверхштатных членов притча с занимаемого ими места, причитавшиеся на его часть доходы и земля поступают в раздел между одними только штатными членами, хотя бы при церкви еще оставались сверхштатные лица (прав. 6 и 8).

63) В тех соединенных городских приходах при церквах которых по штату положено и состоят особые священники, все вообще денежные доходы, исчисленные в 57 ст., составляют общее достояние причта соединенного прихода, вносятся указанными в с.т. 52 порядком в установленные кружки и за тем делятся соответственно ст. 59, т. е. настоятель получает 3 части, помощники по 2 части каждый, псаломщики по одной каждый, диакон, где такой есть 4 ½ части.

64). Если кто из членов причта пожелает отдать в аренду весь участок земли, ему принадлежащей, или часть оного, то это допускается, но не более, как на год , с ведома настоятеля и по письменному условию, которое подписывается сдающим землю и нанимателем, и свидетельствуется настоятелем церкви (§ 10).

65) Уволенные за штат священно и церковно – служители, до определения наличного члена, равно и семейства осиротевшие пользуются половинною частью доходов и могут быть им отводимы участки усадебной и полевой земли, где в оной находится избыток. В виду крайней бедности духовенства и необеспеченности заштатных священно и цер­ковно служителей и сирот духовного звания, было бы весьма желательно, чтобы настоя­тели церквей, с подчиненными им причтами, имели попечение о таковых лицах и об­легчали их горькую долю тем, чтобы давали помещение в церковных домах, где та­ковые есть свободные, отделяли бы в пользу их хотя небольшие участки земли усадебной и полевой и не стесняли бы снесением домов , построенных на церковной земле.

66) Члены причта, вновь определенные на места, рассчитываются доходами со дня вступления в должность. За тоже время, в которое вакансия оставалась свободною, половина доходов поступает в пользу того лица, которое исправляло обязанности в этот период времени, а другую половину настоятель отправляет в попечительство о бедных духовного звания.

67) Если кто из членов причта, вновь определенных, не явится к месту служения в течении двух недель со дня получения указа, или если кто выбудет от места служе­ния без ведома настоятеля и на довольно продолжительное время, или наконец если кто – либо самовольно и без уважительных причин будет уклоняться от трудов, общих всему причту, то настоятель причитающуюся на долю такового лица часть доходов удерживает и две трети разделяет между трудившимися за отсутствующего, а одну часть отсылает в попечительство о бедных духовного звания.

68) Члены причта, состоящие под следствием и судом, запрещенные в священнослужении, присужденные к монастырскому подначалию или к епитимии в монастыре, и также временно удаленные от мест, из кружечных доходов получают половинную часть, а другую половину настоятель разделяет между отправлявшими за них должность.

69) В расчетах по землям при переменах в личном составе причтов, указанных в § 21 правил , Высочайше утвержденных 1873 года, причты обязаны руководство­ваться 23 и 24 §§ тех же правил, имея в виду, что началом сельско-хозяйственного года по Новгородской епархии, применительно к местным условиям страны, назначено для озимых полей 1 – е августа, а для полей яровых и сенокоса 1 – е сентября.

70) Все вышеизложенные правила причты обязаны исполнять в точности, под опасением строгой ответственности за непокорность и упорство; наблюдение за сим возлагает­ся особенно на настоятеля и благочинного, которые о неисполняющих и непокорных доносят установленным порядком.

24

Последующими указами Св. Синода по данному предмету преимущественно выясняется обязанность священников являться для привода к присяге. См. № 121.

25

По Высочайше утвержденному 21-го июня 1866 года мнению Государственного Совета «прогонные деньги духовным лицам, командируемым епархиальными начальствами для производства следствий по делам духовного ведомства, отпускаются на счет возврата оных с виновных или с тех лиц, по просьбам коих производилось следствие».

26

30 марта последовал указ о выдаче прогонных денег и на подъем священно – служителям, отправляющимся в Оренбургскую епархию, 17 ноября следующего 1868 года был издан указ о выдач из казны прогонов и путевого содержания лицам духовного званая всех епархий, желающим поступить в Таврическую епархию.


Источник: Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721-1878 г. - Москва : Типография М. Н. Лаврова и К°, 1879. - [1], III, 504 с.

Комментарии для сайта Cackle