Источник

Отдел IV. Гражданские права и преимущества лиц духовного звания19

113. Об освобождения от телесного наказания священников и диаконов, в уголовные преступления впадших.

В Именном Его Императорского Величества указе, данном Святейшему Синоду 22-го мая, изображено: «желая дать пример уважения к священному сану в народе и вместе укоренить в нем самом то чувство почтения к себе и ужаса к пороку, каковое служителям Вышнего, приносящим бескровные жертвы, должно быть паче других свойственно, признали Мы за благо Высочайшую конфирмацию декабря 9-го дня 1796-го года, на докладе Святейшего Синода положенную и вскоре потом оставленную без исполнения, привести навсегда в полную ее силу и действие, повелевая отныне впредь священников и диаконов, в уголовные преступления впадших и судом обличенных, от телесного наказания освободить. 23-го мая 1801 г.

114. Об освобождены священнослужительских детей от телесного наказания.

Государственный Совет, в соединенных департаментах законов и экономии и в общем собрании, рассмотрев доклад общего собрания первых 3-х департаментов Правительствующего Сената по вопросу: должно ли освобождать детей священнослужителей от телесного наказания за преступления и соглашаясь в полной мере с определением Правительствующего Сената, положил: оное утвердить. Оное общее собрание Сената по настоящему вопросу находило: 1) что цель освобождения собственно священников и диаконов от телесного наказания, по словам XV тома свода уголовных законов статьи 87-й, состоит в том, чтобы сохранить в народе должное уважение к священническому сану и в самом духовенстве укоренить чувство собственного к себе почитания и ужаса к пороку; 2) что в том же разуме уважения к духовному сану, даровано, как постановлено в 88-й статье того же тома, таковое освобождение от телесного наказания женам и вдовам священников и диаконов; 3) что сие Монаршее внимание к сохранению народного уважения к священнослужителям вновь умножено дарованным преимуществом детям их: при определении в гражданскую службу пользоваться правами детей личных дворян, кои по 84-й статье продолжения тома ХV св. уголовных законов, избавлены от телесного наказания и 4) что телесное наказание, производимое детям священнослужителей, навлекая позор и на их родителей, ослабило бы тем самым доверие и уважение к ним вверенной им паствы, к поддержанию коих клонятся все законы, относительно священнослужителей существующие. Принимая все сие в уважение общее Сената собрание, согласно с заключением 2-го отделения 5-го департамента Правительствующего Сената, Святейшего Синода и г. Обер-Прокурора оного, полагало: детей священников и диаконов Греко-Российского исповедания не подвергать телесному наказание за сделанные ими преступления, а поступать в таком случае сообразно с 93-ю статьею ХV тома св. уголовных законов, то-есть: по лишении всех прав состояния, ссылать в каторжную работу, или на поселение, или отдавать в солдаты, смотря по роду преступления. Декабря 30 дня 1835 года.

115. О запрещении священно и церковнослужителям заниматься торговыми промыслами.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Синод слушали предложение г. Обер-Прокурора с приложением на рассмотрение в списке отношения, последовавшего к нему от г. Министра Финансов о священниках Слободско-Украинской епархии города Харькова Николаевской церкви Андрее Михайловском и пономаре Якове Прокоповиче, Троицкой церкви священнике Алексее Лесницком и о священнических по Черниговской епархии вдовах Мазюкилевичевой и Стеблинской, занимающихся торговлей и другими промыслами. Из оного отношения видно, что Михайлович и Прокопович занимаются продажею мельничных камней, а последний торгует и лесом. Лесницкий содержит постоялый двор и продает сено и овес, а вдовы священнические жены Мазюкилевичева и Стеблинская содержат в местечке Броварах постоялый двор и лавочку для продажи рыбы, масла, соли, олеи, дегтя и табаку. Слободско-Украинская и Черниговская казенные палаты испрашивают: следует ли понуждать их к записке в какой-либо торговый разряд, а г. Министр Финансов обращает обстоятельства сии на заключение г. Синодального Обер-Прокурора и р и к а з а л и: поскольку торговые промыслы, производимые священно и церковно служителями, не только неприличны для звания их, имеющего важнейшие обязанности, но, применяясь к правилам Св. Апостол 6 и 81 и поместного Карфагенского Собора 16, предосудительны и не могут быть терпимы; то запретить, чтобы священно и церковнослужители вообще не занимаясь несвойственными им торговыми промыслами, влекущими с собою причисление их для повинностей к торговому разряду. О чем для учинения надлежащего духовенству подтверждения послать.... куда следует.... указы; что же касается до вдов священно и церковнослужителей, то дозволение им торговых промыслов зависит непосредственно от гражданского правительства, а духовное о сих лицах, наипаче к сему предмету, как свободных от обязанностей по церкви, ни в какое рассмотрение входить не может. Августа 22 дня 1825 года.

116. О допускании вдов священно и церковно служителей к промыслами посадских без особого платежа и о прочем.

Св. Синод, находя, что торговые промыслы, производимые священнослужителями не только неприличны для звания их, имеющего важнейшие обязанности, но, применяясь к правилам Св. Апостол 6, 81, и повсеместного Карфагенского собора 16, предосудительны, и не могут быть терпимы, определил подтвердить всем подведомственным оному местам и лицам, чтобы запрещено было вообще священно и церковнослужителям заниматься несвойственными им торговыми промыслами, влекущими за собою причисление их для повинностей к торговому разряду; относительно же права вдов священно и церковнослужителей заниматься торговыми промыслами, предоставил рассмотрению гражданского правительства, так как они свободны от обязанностей по церкви. Вследствие сего Министр Финансов, дав знать казенным палатам о таковом заключении Св. Синода, и присовокупив, что вдовы священно и церковно-служителей на основании Высочайшего указа 21 марта 1799 года повсеместно могут быть допускаемы к промыслам посадских без особого платежа; если же пожелают заниматься промыслами, торгующим мещанам или купечеству предоставленными, то должны брать соответствующие оным торговые свидетельства, он, г. Мин. Финанс., доводил о всем оном до сведения Прав. Сената. Мая 31 дня 1826 года.

117. О том, должны ли быть понуждаемы священно и церковно-служители к исправлению мостов и гатей по дорогам, через церковные, земли пролегающим.

Общее собрание Правительствующего Сената определило, что исправление дорог, мостов и частей на землях, кои, на основании указа 11 января 1798 года, отмежеваны к церквам, должно лежать на ответственности прихожан во всяком случае, без различия того, пользуются ли сими землями прихожане, по присоединению оных к числу им принадлежащей земли, с доставлением за сие священно и церковнослужителям положенного помянутым указом содержания или же оные земли, составляя особенные участки, обрабатываются самими служителями церкви, ибо угодья, сим последним предоставляемые, составляют единственное пособие для существования их; что же касается до тех церковных земель, которые не составляют уделов, указом 1798 года для церквей назначенных, по суть особые дачи, независимую церковную собственность заключающие и в непосредственном распоряжении священно и церковнослужителей находящиеся, то на оных исправление вышеозначенных повинностей-отнести к обязанности тех священно и церковнослужителей, которые оными землями пользуются. Министр Юстиции согласился с-сим заключением Правительствующего Сената. Государственный Совет, находя доклад Правительствующего Сената основательным, мнением полагает оный утвердить. Сентября 30 дня 1825 года.

118. Об освобождении от постоя и других городских и полицейских повинностей домов, духовным лицам, архиерейским подворьям и монастырям принадлежащих.

Но указу Его Императорского Величества, Св. Синод слушали ведение Правительствующего Сената 1-го департамента, что по Именному Его Императорского Величества Высочайшему указу, данному Сенату минувшего апреля в 17-й день за Собственноручным Его Императорского Величества подписанием, в котором изображено:

«Рассмотрев поднесенный Нам Св. Синодом доклад об освобождении от постоя и других городских и полицейских повинностей домов, духовным лицам, архиерейским домам и монастырям принадлежащих и приняв в уважение, что Российское духовенство с давних пор пользовалось сим изъятием и что, при недостаточном состоянии оного, отправление обязанностей сих может для него быть обременительно, Мы признали за благо, к отвращению разных встретившихся по сему предмету недоразумений, постановить на будущее время следующие правила: 1) освободить-от постоя, поземельного сбора и других городских повинностей дома священно и церковнослужителей, в которых они сами жительствуют, хотя бы дома сП состояли из разного жилого строения или флигелей, но составляли только один двор и числились под одним нумером и не смотря на то, что часть покоев, или некоторые из флигелей отдаются в наем и приносят особый доход».

2). «На сем же основании предоставить изъятие от помянутых повинностей и домам уволенных от службы за старостью и болезням и священно и церковнослужителей, также вдов и сирот сего звания, в которых они имеют жительство».

3). «Из сего положения исключаются те дома, в коих означенные лица сами жительства не имеют».

4). «Освободить все подворья и строения, принадлежащие архиерейским домам и монастырям, хотя бы оные в наймы отдавались, в том уважении, что доход, с них получаемый, обращается на пользу церкви».

5). «При таковых преимуществах, в пользу духовенства постановляемых, оставить при всех домах и зданиях, принадлежащих ведомству и лицам духовным, исправление мостовых и сохранение чистоты наравне с прочими обывателями».

6). «Как по изданным доселе постановлениям, некоторые из монастырей, в Москве состоящих, по бедности освобождены и от исправления повинности мостовой, содержание коей возложено на городские доходы, то но сему самому уважению продолжить и ныне тем-монастырям льготу от исправления сей повинности».

«Правительствующей Сенат не оставит, о приведении сих правил в исполнение, учинить надлежащего распоряжения».

Приказали: о вышеозначенном Высочайшем Его Императорского Величества повелении, для сведения и должного в потребных случаях исполнения, послать... куда следует... указы. Июня 30 дня 1821 года.

119. На имя Высокопреосвященного Леонтия, Архиепископа Херсонского: по вопросу обо освобождении домов священна и церковнослужителей от оценочного городского сбора.

Святейший Правительствующий Синод слушали рапорт предместника Вашего Высокопреосвященства, от 23 сентября 1874 г. за № 5647, об освобождении от оценочного сбора домов Новомиргородского духовенства. Приказали: рассмотрев ходатайство Преосвященного Архиепископа Димитрия об освобождении от оценочного сбора домов Новомиргородского православного духовенства, в которых оно само живет, и сообразив с законоположениями, относящимися к сему предмету, Святейший Синод находит, что, на основании 129-й ст. город, полож., Высочайше утвержденного 16-го июня 1870 г., оценочному сбору подлежат все состоящие в городских пределах недвижимые имущества, за исключением перечисленных в этой статье, в числе коих не поименованы домы священно и церковнослужителей. Посему Святейший Синод, признавая с своей стороны, что домы священно и церковнослужителей, как их собственность, подлежат оценочному городскому сбору, определяет: дать знать о сем указом Вашему Высокопреосвященству. Декабря 23-го дня 1874 года.

120. О том, каким порядком и в какой форме должны, быть представляемы священнослужителями, являющимися на избирательные съезды, доверенности от приходских причтов.

Святейший Правительствующий Синод слушали предложенный г. товарищем Синодального Обер-Прокурора отзыв Управляющая Министерством Внутренних Дел по вопросу: каким порядком и в какой форме должны быть представляемы священнослужителями, являющимися на избирательные съезды, доверенности от приходских. причтов? И, по справке, приказали: Святейший Синод, вследствие недоразумений, возникших во Владимирском уездном земском собрании по поводу избрания представителей от церквей, по определению 3-го (24-го) июля 1874 года, между прочим заключил: 1) от причта той церкви, при коей числится земли в количестве, удовлетворяющем цензу, должен являться на избирательные съезды настоятель церкви, как уполномоченный по закону ограждать интересы церкви; а если настоятель по каким-либо уважительным и законным причинам не может прибыть на съезд, то в качестве уполномоченного от этой церкви должен явиться на съезд один из членов причта, по избранию прочих членов этого причта, и в первом случае настоятель представляет на съезд удостоверение местного благочинного, что он действительно настоятель той церкви, от членов коей является уполномоченным во втором же случае уполномоченный от причта должен представить на съезд акт об избрании, подписанный всеми членами причта, представителем которых он является на съезд, и удостоверенный также подписью местного благочинного; 2) причты же церквей, удовлетворяющих цензу лишь в совокупности владеемых ими земель, обязаны предварительно избрать из среды своей нужное число уполномоченных, сообразно числу участков земель сих церквей, удовлетворяющих цензу, и снабдить этих уполномоченных таким же документом, как выше указано. Имея в виду, что Министерство Внутренних Дел таковое мнение Святейшего Синода, собственно о порядке представления уполномочий для участия в избирательных съездах, согласно пункту д ст. 23 и 24 земского положения, разделяет вполне, Святейший Синод определяет: объявить об изъясненном к надлежащему руководству печатными указами по духовному ведомству. 24-го февраля 1875 года № 5.

121. От 20 января (12 февраля) 1878 года за № 84. Об обязанности священникам являться в камеры, судебных следователей для привода к присяге.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложите господина Синодального Обер-Прокурора, от 8 августа 1877 года за № 272, по вопросу о том обязаны ли священники являться по Приглашению судебных следователей в их камеры для привода свидетелей к присяге? Приказали: рассмотрев обстоятельства дела, вызвавшие означенный вопрос, и сообразив таковые с подлежащими законами, Святейший Синод находит: а) что хотя в законе и нет прямого указания на то, что следователи, при предварительном следствии, приводятся к присяге в камере судебного следователя, но так как следователи в этом случае обязаны, согласно 444 ст. уст. угол, судопр., руководствоваться 711 ст. того же устава, по которой на суде свидетели приводятся к присяге в судебном заседании, то приглашение священника в камеру следователя для привода к присяге свидетелей не противоречит закону; б) что циркулярным указом Святейшего Синода от 11 ноября 1866 года было предписано, чтобы духовенство не отказывалось исполнять законные требования судебных установлений; в) что Святейший Синод, как видно из определения его от 19 октября 1873 года, 4 октября 1874 года, признал возможным, допустить приглашение судебными следователями священников в местности вне их оседлости и назначил размер прогонов и суточных денег, отпускаемых в этих случаях священникам и г) что по установившейся практике в городах и столицах священники являются в камеру судебных следователей для привода к присяге. А потому Святейший Синод определяет: предписать всем епархиальным Преосвященным тех губерний, в коих введены в действие судебные уставы 20 ноября 1864 г., чтобы, для устранения всяких недоразумений, поставили в известность местное духовенство, что священники не должны уклоняться от явки в камеры следователей для привода свидетелей к присяге; о чем дать знать по духовному ведомству чрез припечатание в «Церков. Вестнике».

122. Относительно посвящения в сан диакона лица, подлежавшего отбытию воинской повинности, без вынутия жребия.

По указу Его Императорского Величества, Свят, Правительствующий Синод слушали дело о посвящении в сан диакона исправлявшего должность псаломщика, подлежавшего, согласно постановлению уездного присутствия, за уклонение от воинской повинности, отдаче в военную службу без жребия. Приказали: рассмотрев обстоятельства сего дела, Свят. Синод находит, что Дмитрий Вознесенский, исправлявший должность псаломщика нигде не обучавшийся, заявил 11 декабря 1875 года местному уездному по воинской повинности присутствию, для сведения, что он рожден в мае 1855 г. Между тем по собранным сведениям оказалось, что Вознесенский рожден 8 мая 1854 г. и подлежал призыву в 1875 г., почему, признав его виновным в уклонении от исполнения воинской повинности, присутствие лишило Вознесенского права на вынутие жеребья и обязало явиться в присутствие во время действия оного по призыву в 3 призывном участке, о чем и объявлено было Вознесенскому 2 декабря 1876 года, по окончании уже действий присутствия в 3-м участке. Хотя Вознесенский и был лишен возможности явиться в уездное присутствие во время действий оного, но мог, по мнению присутствия явиться в присутствие во время действий по призыву в 1 участке с 4 по 12 декабря, чего однако он не сделал, а, прибыв в губернский город, в коем находилось и сказанное уездное присутствие, 16 декабря того же 1876 года, подал епархиальному Преосвященному прошение, с приложением приговора сельского общества, рукоположении его в сан диакона. Получив это прошение, вопреки уставу о воинской повинности, по коему все молодые люди, родившиеся с 1 января 1853 года, обязаны приписаться для отбытия воинской повинности к одному из призывных участков и получить о том свидетельство, без какового по 95–100 ст. уст. не могут быть определены на государственную или общественную службу, епархиальное начальство рукоположило Вознесенского, чрез три дня после подачи прошения, в сан диакона, чем нарушило и требования Высочайше утвержденного 16 апреля 1869 года журнала присутствия по делам православного духовенства, относительно возраста и степени образования лиц, посвящаемых в священный сан. Вследствие сего и принимая во внимание, что г. Министр Внутренних Дел просит сделать распоряжение о привлечении по сему делу виновных к ответственности, а также принять меры к устранению подобных случаев на будущее время, Свят. Синод определяет: поставив епархиальному начальству на вид распоряжение его о рукоположении несоответствующего по закону лица в сан диакона, с предварением на будущее время не допускать подобных незаконных действий, поручить сему начальству немедленно войти в рассмотрение приведенных поступков рукоположенного диакона и постановить законное определение о том, может ли он за сим оставаться в сане диакона, как получивший сей сан посредством намеренного сокрытия, что он подлежал призыву в 1875 году к отбыванию воинской повинности, о чем для исполнения и послать Преосвященному указ, а в предупреждение повторения подобных случаев в других епархиях, объявить о вышеизложенном по духовному ведомству, для чего и напечатать выписку из настоящего определения в журнале «Церковный Вестник».

123. От 8-го (15) июня 1877 года № 879 Об освобождении одного из псаломщиков от отбывания воинской повинности.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод слушали предложенный господином Синодальным Обер-Прокурором, от 19-го мая сего года за № 1948, отношения гг. Военного Министра и Товарища Министра Внутренних Дел относительно освобождения от отбывания воинской повинности одного из псаломщиков. В отношении г. Военного Министра за 2092 изъяснено: на основании 54 и 123 ст. устава о воинской повинности, лица, желающие получить отсрочку до окончания образования, обязаны категорически заявить подлежащему присутствию по воинской повинности, желают ли отбыть, по окончании курса, означенную повинность по жеребью, или на правах вольноопределяющихся, с тем, что заявившие желание отбыть таковую повинность последним способом, обязаны по окончании курса немедленно поступить на службу и войска, о чем и было разъяснено по Министерству Внутренних Дел в циркулярном отзыве к губернаторам от 25-го октября 1870 года за № 2770. Из отзыва же господина Синодального Обер-Прокурора от 9-го марта за № 949, видно, что один из воспитанников духовной семинарии в июне 1874 года заявил местному по воинской повинности присутствию о желании своем получить отсрочку до окончания образования в семинарии и воспользоваться, по окончании курса, годичною льготою для поступления в духовное звание, объяснив притом, что в случае, если, воспользовавшись означенными отсрочкою и льготою, в духовное звание не поступить, то он желает отбыть воинскую повинность на правах вольноопределяющихся. Затем, воспитанник тот, по окончании курса в семинарии, в сентябре 1876 года определен псаломщиком. Посему имея в виду, что вышеозначенное заявление воспитанника семинарии сделано было еще до воспоследования циркуляра Министра Внутренние Дел, от 25 октября 1876 года за № 2770, и таковое, хотя и не подлежаще, но было принято местным по воинской повинности присутствием и что воспитанник этот уже поступил на службу по духовному ведомству, Генерал-Адъютант Милютин находит, что означенный псаломщик может быть освобожден от поступления в военную службу на правах вольноопределяющихся, но с тем условием, что если он не прослужит в звании псаломщика 6 лет, то обязан подчиниться действию 62 ст. устава о воинской повинности. В отношении же г. Товарища Министра Внутренних Дел за № 1472 изъяснено, что Министерство Внутренних Дел, согласно с заключением Военного Министерства, не встречает препятствия к освобождению упомянутого выше псаломщика от поступления в военную службу, согласно заявленного им желания, на Правах вольноопределяющегося, но с тем, если он не прослужит в должности псаломщика б лет, то обязан будет подчиниться действию 2 пунк. 62 ст. устава о воинской повинности. При этом г. Товарищ Министра присовокупляет, что о вышеизложенном сообщено местному губернатору для зависящих распоряжений. И, по справке, приказали: о содержании отзывов гг. Военного Министра и Товарища Министра Внутренних Дел по сему предмету для объявления по духовному ведомству напечатать о сем в «Церковном Вестнике», для чего и передать выписку из сего определения в редакцию «Вестника».

124. Об освобождении от воинской повинности лиц, исправляющих должность псаломщиков, во время состояния на с их должностях.

Святейший Правительствующий Синод слушали предложение господина Синодальная Обер-Прокурора по вопросу о том, подлежать ли освобождение от воинской повинности лица, окончившие курс в духовных училищах и исправляющие должность псаломщиков. И, по справке, приказали: по Высочайше утвержденному 16-го апреля 1869 года положению о сокращении церковных Приходов и причтов, ст. IV п. 1 – 3, из лиц, занимающих штатный места псаломщиков при церквах, вступившие на эти места, по окончании курса богословская учения, именуются псаломщиками, а не кончившие семинарского курса – исправляющими должность псаломщиков. В уставе же о воинской повинности ст. 62 п. 2 выражено, что освобождаются от воинской повинности, на изложенных в этой статье основаниях, псаломщики, окончившие курс в духовных академиях и семинариях или в духовных училищах. В виду того, что по первому из этих узаконений лица, допущенные к исполнению псаломщиченских обязанностей из не кончивших курса семинарская учения считаются в звании исправляющих должность псаломщиков, а во втором право освобождения от воинской повинности предоставляется псаломщикам, возникли в разных местах недоразумения: а) должны ли пользоваться правом освобождения от воинской повинности, на основании ст. 62 уст. воин. повин. исправляющие должность псаломщиков из кончивших курс в духовных училищах и б) как должно понимать эту статью уст. воин. повин. в отношении к исправляющим должность псаломщиков из не кончивших курса в духовных училищах, а также в отношении к дьячкам, пономарям и монастырским послушникам. Но в указываемой статье уст. воин. новин., как ясно по буквальному ее изложению, говорится именно о тех из состоящих на псаломщических местах лицах, которые кончили курс учения а духовных академиях и семинариях или в духовных училищах. Следовательно исправляющие должность псаломщиков из не кончивших курса учения в духовных училищах, а также дьячки и пономари, не переименованные епархиальным начальством, по положению 16-го апреля 1869 г., в звание исправляющих должность псаломщиков и тем более монастырские послушники, не-принадлежащие к числу лиц, занимающих псаломщические места при церквах, не могут пользоваться предоставляемою по приводимой статье уст. воин. повин. льготою поименованным в этой статье лицам. В отношении же тех лиц, которые определены на места псаломщиков из кончивших курс в духовных училищах, надлежит иметь в виду, что хотя в ст. 62-й уст. воин. повин. говорится об освобождении от воинской повинности псаломщиков, а не исправляющих должность псаломщиков, как возражают некоторые из губернских и уездных по воинской повинности присутствий. но при исключительном усвоении по положению 16-го апреля 1869 г. звания псаломщиков единственно тем из состоящих на псаломщических местах лицам, которые кончили курс богословского образования и при предоставлении, с другой стороны, по этому положению лицам, назначенным на вакансии псаломщиков из не кончивших такого курса, только звания исправляющих должность псаломщиков дарованное по ст. 62 уст. воин. повин. право псаломщикам из кончивших курс в духовных училищах, очевидно, не может быть относимо ни к каким иным лицам, кроме лиц, назначаемых, из кончивших курс в этих училищах на псаломщические места в звании исправляющих должность псаломщиков. Оказывающаяся разность в редакции ст. 62 уст. воин. повин. с изложением ст. IV п. 1 – 3 положения 16-го апреля 1869 г. не дает права ни к изменению этого Положения в смысле присвоения исправляющим должность псаломщиков из кончивших курс в духовных училищах, на одинаковом с кончившими курс в духовных академиях и семинариях основании, звания псаломщиков, ни к уничтожению законной силы и действия указываемой статьи устава о воин. повин., потому только, что в статье этой все состояния на псаломщических местах лица, как кончившие курс в духовных академиях и семинариях так и кончившие курс в духовных училищах, поименованы, без различия, псаломщиками. На сем основании, для устранения встреченных по этому предмету недоразумений, сделано было, по определению Святейшего Синода, сношение с Министерствами Военных и Внутренних Дел, и Министерства дали отзывы, что с их стороны не встречается препятствий к разъяснению 2 п. ст. 62 уст. воин. повин. в том смысле, что исправляющие должность псаломщиков из лиц, кончивших курс в духовно-учебных заведениях, должны освобождаться от исполнения воинской повинности, если занимают штатные места псаломщиков. С своей стороны и Правительствующий Сенат, как видно из дела по жалобе исправляющая должность псаломщика в с. Горбонях, Полтавской губернии, Орды на отказ тамошнего губернского по воинской повинности присутствия в освобождении его от сей повинности под предлогом того, что он не псаломщик, а только исправляющий должность псаломщика, находит, что по общему духу нашего законодательства, лица, вступившие в исправление вакантных штатных должностей, пользуются всеми правами и преимуществами, тем должностям, на известных основаниях, присвоенными, и что посему и кончивший курс в духовном училище Орда, на время исправления им должности псаломщика, подлежит освобождению на основании ст. 62 уст. воин. повин., от таковой повинности. Вследствие сего Святейший Синод призначает необходимым дать знать подлежащим местам и лицам духовного ведомства печатными указами, для сведения и надлежащие в потребных случаях руководства, что на изложенных основаниях исправляющие должность псаломщиков из кончивших курс в духовных училищах должны, на время служения их в этом звании, подлежать освобождение от воинской повинности, также как и состоящие на псаломщических местах лица из кончивших курс в духовных академиях и семинариях, не смотря на различие в именовании по положению 16-го апреля 1869 г. одних из них псаломщиками, а других исправляющими должность псаломщиков. Октября 31 дня 1875 года20.

125. 22-го июня 1874 года. О том, чтобы духовная Консистория сообщала присутствиям по воинской повинности о лицах, окончивших курс в духовно-учебных заведениях и оставивших, место псаломщика ранее 15 лет со времени освобождения по этому месту от военной службы.

Свят. Синод слушали предложенное г. Синодальным Обер-Прокурором от 23 минувшего мая отношение к нему Министра Внутренних Дел, в котором объяснено: на основании 2 пун. 62 ст. уст. о воинской повинности, лица, оставившие место псаломщика до истечения шести лет со времени освобождения по этому месту от военной службы, привлекаются к исполнению воинской повинности, с обязательством пробыть на действительной службе и в запасе сроки, соответствующие их образованию; оставившие же церковнослужительство, по истечении шести лет, зачисляются прямо в запас до тридцати шести летнего возраста. А потому в видах предоставления присутствиям по воинской повинности возможности наблюдать за правильным и своевременным исполнением сими лицами воинской повинности, Министр Внутренних Дел просит, сделать распоряжение, чтобы духовные Консистории сообщали уездным, окружным и городским по воинской повинности присутствиям, по принадлежности, о тех окончивших курс в духовных академиях и семинариях или в духовных училищах, которые оставят место псаломщика ранее 15 лет, со времени освобождения по этому месту от военной службы. Приказали: в виду вышеизложенного предписать подлежащим местам и лицам духовного ведомства циркулярным указом, чтобы духовный Консистории сообщать уездным, окружным и городским по воинской повинности присутствиям по принадлежности, о тех окончивших курс в духовных академиях, семинариях или в духовных училищах, которые оставят место псаломщика ранее 15 лет, со времени освобождения по этому месту от военной службы.

126. Относительно освобождения от воинской повинности православных псаломщиков из крещеных инородцев, получивших образование в инородческих школах.

Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Антонио, Архиепископу Казанскому и Свияжскому. По указу Его Императорского Величества, Свят. Правительствующий Синод слушали предложение господина Обер-Прокурора от 7 ноября сего года за № 2994, в коем изъяснено, что Военный Министр, вследствие сношения с ним, согласно определению Свят. Синода, уведомляет, что он находит неудобным испрашивать Высочайшее соизволение на освобождение от воинской повинности православных псаломщиков из крещенных инородцев, получивших образование в инородческих школах, так как пунк. 2 ст. 62 уст. о воинской повинности право это предоставлено только тем псаломщикам, которые окончили курс в духовных академиях, семинариях и духовных училищах. Но принимая во внимание, что Свят. Синод признает крайне нужным и полезным определять в некоторых случаях на псаломщицкие места в приходы с инородческим населением воспитанников инородческих школ, Генерал-Адъютант Милютин полагает возможным в том случае, если подобное лицо вынет жребий, определяющий на службу в постоянные войска, испрашивать каждый раз особое Высочайшее соизволение на освобождение сего лица от воинской повинности. И, по справке, приказали: об изъясненном отзыве Военного Министра дать знать указом Вашему Преосвященству. Декабря 11 дня 1874 года № 3550.

127. Об открытии детям православного духовенства путей к обеспечению своего существования на всех поприщах гражданской деятельности.

Государственный Совет, в департаменте законов и в общем собрании, рассмотрев представление Высочайше учрежденного присутствия по делам православного духовенства об открытии детям священно и церковнослужителей путей к обеспечению своего существования на всех поприщах гражданской деятельности, мнением положил:

I. Взамен действующих узаконений о правах детей лиц православного духовенства постановить:

1. Дети лиц православного духовенства не принадлежат лично к духовному званию, показываясь только для сведения в послужных списках их отцов.

2. Не имеющие прав высшего состояния дети священнослужителей и церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков ) пользуются всеми правами, присвоенными в настоящее время: первые – детям личных дворян, а последние – личным почетным гражданам; дети-же прочих церковнослужителей, в ст. 278 зак. о сост. исчисленных, должны, по достижении совершеннолетия, приписываться к какому-либо городскому или сельскому обществу, причем за ними лично сохраняется принадлежавшее им по ст. 281, как лицам духовного состояния, право освобождения от податей и рекрутства.

3. Сыновьям как священнослужителей, так и церковных причетников, не посвящающим себя на службу церкви в духовном звании, предоставляется: а) поступать в службу военную, или гражданскую и б) обращаться по желанию их к торговым, промышленным и других частным занятиям, на основаниях, существующих вообще для лиц того звания, права которого каждому из них присвояются.

4. При поступлении в гражданскую службу, сыновья священнослужителей пользуются правами, по существующим законам им предоставленными, с отменою: а) срока на поступление в службу (зак. о сост. ст. 291, пункт 3) и б) воспрещения вторичного поступления на службу, в случае увольнения из оной прежде производства в первый классный чин (уст. служб, прав., ст. 33). Теми же правами по гражданской службе пользуются и сыновья церковных причетников, поступивших в это звание из личных дворян или священнослужительских детей. Сыновья прочих причетников, не имеющие высших прав, причисляются, при определении в гражданскую службу, в третьему разряду канцелярских служителей и пользуются правом если они не обучались в высших или средних учебных заведениях, на производство в первый классный чин на основании правил, определенных в ст. 612 уст. служб. прав.

II. С отменою узаконений о принадлежности детей лиц православного духовенства к духовному званию, права их на образование в духовно-учебных заведениях, на определение в священно и церковнослужители, на пособие от епархиальных попечительств о бедных духовного звания или на другие, существующие по духовному ведомству, способы призрения и т. д., оставить на существующем основании.

Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение Государственного Совета 26 мая 1869 г. Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.

128. 11 июля 1869 г. По Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета об устройстве детей лиц православного духовенства.

Святейший Синод слушали предложенный г. Синодальным Обер-Прокурором, от 4-го июня сего года, список с Высочайше утвержденным в 26 день минувшего мая, мнения Государственного Совета об устройстве детей лиц православного духовенства, следующего содержания: Государственный Совет в департаменте законов и в общем собрании, рассмотрев представление Высочайше утвержденного присутствия по делам православного духовенства об открытии детям священно и церковнослужителей путей к обеспечению своего существования на всех поприщах гражданской деятельности, мнением положил: I. Взамен действующих узаконений о правах детей лиц православного духовенства постановить; 1) дети лиц православного духовенства не принадлежат лично к духовному званию, показываясь только для сведения в послужных списках их отцов, 2) Не имеющие прав высшего состояния дети священнослужителей и церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков ) пользуются всеми правами, присвоенными в настоящее время: первые – детям личных дворян, а последние личным почетным гражданам; дети же прочих церковнослужителей, в ст. 278 зак. о сост. исчисленных, должны, по достижении совершеннолетия, приписаться к какому-либо городскому или сельскому обществу, при чем за ними лично сохраняется принадлежавшее им по ст. 281, как лицам духовная состояния, право освобождения от податей и рекрутства. 3) Сыновьям, как священнослужителей, так и церковных причетников, не посвящающим себя на службу церкви в духовном звании, предоставляется: а) поступать в службу военную или гражданскую и б) обращаться, по желанию их, к торговым, промышленным и другим частным занятиям, на основаниях, существующих вообще для лиц того звания, права которые каждому из них присвояются. 4) При поступлении в гражданскую службу, сыновья священнослужителей пользуются правами, по существующим законам им предоставленными, с отменою: а) срока на поступление в службу (зак. о сост. ст. 291, п. 3) и б) воспрещения вторичного поступления на службу в случае увольнения из оной прежде производства в первый классный чин (уст. служ. прав. ст. 33). Теми же правами по гражданской службе пользуются и сыновья церковных причетников, поступивших в это звание из личинных дворян или священнослужительских детей. Сыновья прочих причетников, не имеющие высших прав, причисляются, при определении в гражданскую службу, к третьему разряду канцелярских служителей и пользуются правом, если они но обучались в высших или средних учебных заведениях, на производство в первый классный чин на основании правил, определенных в ст. 612 уст. служ. прав. II. С отменою узаконений о принадлежности детей лиц православного духовенства к духовному званию, права их на образование в духовно-учебных заведениях, на определение в священно и церковнослужители, на пособие от епархиальных попечительств о бедных духовного звания, или на другие, существующее по духовному ведомству, способы призрения и т. д., оставить на существующем основании. Подлинное мнение подписал Председатель Государственного Совета «КОНСТАНТИН». На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: «Быть по сему». Приказали: о вышеизложенном Высочайше утвержденном в 26 день мая сего года мнении Государственного Совета об устройстве детей лиц православного духовенства дать знать по духовному ведомству печатными указами для должная руководства, а для объявления во всеобщее сведение сообщить Правительствующему Сенату ведением.

129. 30 апреля 1871 г. О личных правах детей духовных лиц православного и армяно-григорианского исповеданий и об освобождении от квартирной повинности домов церковнослужителей принадлежавших к православному духовному состоянию до издания закона 20 мая 1869 года равно домов вдов и сирот их.

Святейший Синод слушали предложение г. Синодальная Обер-Прокурора, от 24 минувшего марта, при коем приложен препровожденный государственным секретарем список с Высочайше утвержденного мнения общего собрания Государственного Совета, состоявшегося по вопросам, возникшим при согласовании статей св., зак. с Высочайше утвержденными 26 мая 1869 и 11 мая 1870 г. мнениями Государственного Совета о правах детей духовных лиц православного и армяно-григорианского исповеданий. В означенном списке с мнения Государственного Совета изложено: Государственный Совет, в департаменте законов и в общем собрании, рассмотрев представление главно-управляющего вторым отделением Собственной Его Императорская Величества КанцелярП по вопросам, возникшими при согласовании статей свода законов с Высочайше утвержденными 26 мая 1869 г. и 11 мая 1870 г. мнениями Государственного Совета о правах детей духовных лиц православного и армяно-григорианского исповеданий, мнением положил: в дополнение Высочайше утвержденных 26 мая 1809 г. и 11 мая 1870 г. мнений Государственного Совета о правах детей духовных лиц православная и армяно-григорианского исповеданий, постановить следующее: 1) сыновья священнослужителей и церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков ) православная и армяно-григорианская исповеданий принимаются в гражданскую службу без различия, рождены ли они прежде или после получения отцами их духовного сана или звания исключая рожденных и в податном состоянии. 2) Дети церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков) православного исповедания, окончивших курс в духовных академиях или семинариях с учеными степенями или званиями, пользуются павами детей священнослужительских. 3) Домы церковнослужителей, принадлежавших к православному духовному состоянию до издания закона 26 мая 1869 г., равно домы вдов и сирот их освобождаются от квартирной повинности, на основании ст. 270 п. 3 уст. зем. пов. 4) Принадлежавшие до 26 мая 1869 года к православному духовному состоянию наставники в духовных академиях и семинариях, также учителя в низших духовных училищах и в сельских приходских училищах из окончивших курс в духовных академиях или семинариях, пользуются правами детей священнослужительских. 5) Не имеющие прав высшего состояния дети священнослужителей православного и армяно-григорианского исповеданий принадлежать к потомственному, а дети церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков) тех же исповеданий к личному почетному гражданству, когда бы и в каком звании те дети ни были рождены. 6) Наказание церковным причетникам (дьячкам, пономарям и псаломщикам) православного и армяно-григорианского исповеданий, принадлежащих к дворянству или почетному гражданству и исключенным из духовного звания за пороки, лишающие их права на избрание рода жизни ограничивается запрещением им поступать как в гражданскую, так и общественную по выборам службу. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в общем собрании Государственного Совета, по вопросам, возникшим при согласовании статей св. зак. с Высочайше утвержденными 26 мая 1869 г. и 11 мая 1870 г. мнениями Государственного Совета о правах детей духовных лиц православного и армяно-григорианского исповеданий, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить. Приказали: об изъясненном Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета о правах детей духовных лиц православного и армяно-григорианского исповеданий дать знать по духовному ведомству циркулярными указами.

130. От 4 декабря 1875 года за № 51. По Высочайше утвержденному мнению Государственною Совета о правах состояния вдов священнослужителей и церковных причетников православного и армяно-григорианского исповеданий.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложенное господином исправляющим должность Синодального Обер-Прокурора, от 3 ноября сего года за № 3711, в копии, Высочайше утвержденное 11-го октября 1875 года мнение Государственного Совета о правах состояния вдов священнослужителей и церковных причетников православного и армяно-григорианского духовенства. Приказали: печатные копии с Высочайше утвержденного 11-го октября 1875 года мнения Государственного Совета по упомянутому предмету разослать, для сведения и руководства по духовному ведомству, при циркулярных указах.

Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в общем собрании Государственного Совета о правах состояния вдов священнослужителей и церковных причетников православного и армяно-григорианского исповеданий, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.

Председатель Государственного Совета «КОНСТАНТИН». 11 октября 1875 г.

МНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА.

Выписано из журналов соединенных департаментов законов и гражданских и духовных дел 30 апреля и общего собрания 22 сентября 1875 г. (№ 496) (по кн. исход.).

Государственный Совет, в соединенных департаментах законов и гражданских и духовных дел и в общем собрании, рассмотрев представление Обер-Прокурора Святейшего Синода о правах состояния вдов священнослужителей и церковных причетников православного и армяно-григорианского исповеданий, и соглашаясь в существе с заключением Высочайше утвержденного присутствия по делам православного духовенства, мнением положил:

1. В изменение подлежащих статей свода законов постановить: вдовы не принадлежащих к потомственному дворянству священнослужителей и церковных причетников православного и армяно-григорианского исповеданий, если и сами они не имеют, по происхождение, прав высшего состояния, пользуются: вдовы священнослужителей – правами личного дворянства, а вдовы церковных причетников – правами личного почетного гражданства.

2. Права вдов священнослужителей и церковных причетников на пособия от епархиальных попечительств о бедных духовного звания или на другие существующее по духовному ведомству способы призрения оставить без изменения.

131. 17 июня 1871 года. Относительно семейных прав духовенства.

Свят. Синод слушали предложение г. Обер-Прокурора, от 8-го апреля сего года, при коем препровождена выписка из Высочайше утвержденного в 20-й день марта сего года журнала присутствия по делам православного духовенства, между прочим, о семенных правах духовенства. Приказали: рассмотрев постановление Высочайше утвержденного присутствия по делам православного духовенства, состоявшееся 1-го марта и Высочайше утвержденное 20-го того же марта текущего года, Свят. Синод определяет: относительно семейных прав детей духовенства, согласно постановлению присутствия, Высочайше утвержденному 20-го марта сего года, дать знать циркулярно указами по духовному ведомству: а) что за отчислением по закону 26-го мая 1869 г. детей духовенства лично от духовного ведомства, те из сыновей священнослужителей и церковных причетников, которые в духовно-учебных заведениях не обучаются, или уже вышли из оных, но ни мест псаломщиков при церквах не занимают, ни на другой службе по епархиальному ведомству не состоят, могут вступать в брак на общем основании, не испрашивая на это дозволения епархиального начальства; но жены и дети подобных лиц, если последние не будут возведены в духовный сан или не поступят в причетническое звание, не имеют нрава на призрение существующими в духовном ведомстве способами и-б) что при вступлении в брак тех из лиц, посвящающих себя на службу церкви, которые, состоя псаломщиками, или на иной службе по духовному ведомству, обязаны, по применению к 9 ст. X т. I ч.-св. зак. гражд. испрашивать на вступление в брак разрешение начальства; происхождение невесты от родителей недуховного звания не составляет препятствия к дозволению брака, при соблюдении однако же церковных правил о женах лиц, допускаемых к восприятию священства.

132. 11 января 1878 г. Об отмене существовавшего порядка увольнения из духовного званья окончившим курс в духовных семинариях воспитанников.

Свят. Синод, вследствие возбужденного по представлению одного из Преосвященных вопроса о том, сохраняют ли законную силу изложенный в §§ 13 и 181 сем. уст. правила о порядке увольнения семинарских воспитанников из духовного ведомства, или же правила эти должны считаться потерявшими силу и действие, за отменою принадлежности детей духовенства к духовному званию, по состоявшимся, после издания семинарского устава, узаконениям, – приказали: по поводу возникшего вопроса об отношении к семинарскому уставу состоявшихся, после утверждения его, узаконений о детях православного духовенства, дать знать циркулярно печатными по духовному ведомству указами, для надлежащего в потребных случаях руководства и исполнения, что так как по Высочайше утвержденному 26 мая 1869 года мнению Государственного Совета и по Высочайше утвержденной 13 мая 1871 г. новой редакции статей свода законов о детях православного духовенства, принадлежность последних к духовному званию и существовавший прежде порядок увольнения их из этого звания отменены, то воспитанники семинарий, не желающие, по окончании курса, поступить в духовные академП или на службу по духовному ведомству, имеют право, без особого увольнения от епархиального начальства, выходить, куда пожелают, из духовного ведомства; но для необходимых, при замещении открывающихся в епархиях вакансий, соображений епархиального начальства о кандидатах, которыми оно может располагать для замещения тех вакансий, надлежит наблюдать, чтобы таковые воспитанники, при выбытии своем из духовного ведомства, объявляли о том сами, или чрез родителей и родственников своих епархиальной Консистории или, по крайней мере, местным благочинным, для доведения до сведения епархиального Архиерея. Что же касается казеннокоштных семинарских воспитанников, то в отношении увольнения их из духовного ведомства изложенное в § 181 уст. сем. правило сохраняете законную свою силу и действие.

133. По вопросу о том: имеют ли право епархиальные начальства исключать из духовного звания священно и церковнослужительских детей.

Свят. Синод слушали предложенную г. исправляющим должность. Синодального Обер-Прокурора копию с указа Правительствующего Сената, от 8 июня сего года, по делу об исключении Смоленским епархиальным начальством дочери дьячка из духовного звания, для избрания рода жизни. Правительствующий Сенат, согласно заключению Свят. Синода, нашел, что за силою Высочайше утвержденного 26 мая 1869 года мнения Государственного Совета, дети православного духовенства не принадлежать лично к духовному званию, а потому и не могут быть исключены из оного по распоряжению епархиального начальства, и что по Высочайше утвержденному 7 ноябри 1872 г. мнению Государственного Совета детям лиц православного духовенства, имеющим право на потомственное или личное почетное гражданство, выдаются по установленной форме, на гербовой бумаге ценою в один рубль, свидетельства о принадлежности их к сему званию из подлежащих, по месту служения отцов, духовных Консисторий. И, по справке, приказали: дав знать об изложенном указом Смоленскому Преосвященному, вместе с тем, в видах предупреждения могущих возникнуть недоразумений по прочим епархиям в подобных же случаях, объявить об изъясненном циркулярными указами по духовному ведомству.

134. О выдаче детям священнослужителей и церковных причетников свидетельств о принадлежности их к почетному гражданству из мест служения их отцов.

Свят. Синод слушали предложенную копию с Высочайше утвержденного в 7 день ноября прошлого года, мнения Государственного Совета о выдаче детям священнослужителей и церковных причетников свидетельств о принадлежности их к почетному гражданству.

В означенном мнении Государственного Совета изъяснено: Государственный Совет в соединенных департаментах законов и государственной экономии и в общем собрании, рассмотрев представление Высочайше учрежденная присутствия по делам православного духовенства о выдаче детям священнослужителей и церковных причетников свидетельств о принадлежности их к почетному гражданству и соглашаясь в существе с заключением упомянутого присутствия, мнением постановил: «детям лиц православного и армяно-григорианского духовенства, имеющих по действующим законам (Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета 26 мая 1869 и 15 марта 1871 г.) право на потомственное или личное почетное гражданство, выдаются свидетельства о принадлежности их к сему званию из подлежащих, по месту служения отцов, духовных Консисторий, по определениям, утвержденным епархиальным начальством. СП свидетельства пишутся, по применению к Приложению к ст. 576 и 578 зак. о сост. (т. IX по прод. 1868 г.) формам, на гербовой бумаге, ценою в один рубль, и выдаются без всякой другой за оные платы. Приказали: об изъясненном Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета, для сведения и надлежащего в потребных случаях руководства и исполнения, дать знать циркуярно печатными по духовному ведомству указами. 26 января 1873 года. На имя Кавказского Преосвященного.

135. По вопросу о том: следует ли снабжать священно и церковнослужительских детей, исключенных из духовного звания, свидетельствами на избрание рода жизни.

По указу Его Императорского Величества, Свят. Правительствующий Синод слушали дело по вопросу Ставропольского губернского правления: следует ли снабжать священно и церковнослужительских детей, исключенных из духовного звания, свидетельствами на избрание рода жизни. Приказали: рассмотрев изложенное, Свят. Синод находит: 1) согласно 577 ст. пун. 17 IX т. свод. зак. нов. редак. ст. св. зак. о детях лиц православного исповедания, Высочайше утвержден. 13 мая 1871 года, к почетному гражданству принадлежат лично, без потомства, не имеющие прав высшего состояния дети церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков ) православного исповедания, когда бы и в каком звании те дети ни были рождены; а в силу пунк. 4 ст. 404 IX т. свод, зак. нов. ред., обязанности избрать род жизни городского и сельского состояния подлежат те из церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков) и церковнослужителей (певчих, звонарей и сторожей), которые, быв уволены из духовного звания, не пользуются по рождению правом на почетное гражданство, и по образованию правом на вступление в гражданскую службу. На этом основании причетник Ставропольской губернии, Новогригорьевского уезда Димитрий Акинфеев, уволенный из духовного звания по прошению, согласно 577 ст. 17 пунк. IX т. св. зак. нов. редакции законов о детях лиц православного исповедания, имеет право на звание почетного гражданина без потомства, как происходящий из церковнослужительских детей, и затем, в силу 404 ст. 4 пунк. IX т. св. зак. нов. редакции, не подлежит обязанности избрать род жизни городского, или сельского состояния, а на основании Высочайше утвержденного 7 ноября 1872 г. мнения Государственного Совета Акинфеев может получить из Кавказской духовной Консистории установленное на гербовой бумаге свидетельство на принадлежность к личному почетному гражданству. По сим основаниям Свят. Синод определяет: дать знать об изложенном к надлежащему исполнение, в чем следует, Вашему Преосвященству. Сентября 13 дня 1874 г. № 2560.

136. От 12 мая 1875 года № 1318. О выдашь бывшему дьячку Лукашевичу свидетельства о принадлежности его к званию потомственного почетного гражданства.

Но указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод слушали прошение уволенного из духовного звания, бывшая дьячка Черниговской епархии, Ивана Лукашевича о выдаче ему, как сыну диакона, свидетельства на звание потомственного почетного гражданства. Приказали: рассмотрев изложенное, Святейший Синод находит, что, по примечаниям к ст. 273 и 576 том. IX свод. зак. Высочайше утвержденной 13 мая 1871 года редакции статей свода законов о детях лиц православного духовенства, дети сих лиц лично к духовному званию не принадлежат и только для сведения показываются в послужных списках своих отцов. Не имеющие прав высшего состояния дети священно и церковнослужителей пользуются правами потомственного, а дети церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков) личного почетного гражданства, когда бы и в каком звании те дети ни были рождены, не исключая даже и рожденных в состоянии податном. На сем основании и в виду того, что означенные права почетного гражданства, по ст. 417 том. II общ. губ. учрежд., пунк. 4 ст. 404 том. V уст. о подат. и ст. 282 том. XIV уст. о прест. и пресеч. прест. Св. зак. по прод. 1872 года, удерживаются за детьми лиц духовного звания даже в том случае, если кто из них, поступи в на епархиальную службу, в последствии времени будет уволен из духовного звания не только по собственному желанию, или за излишеством и по неспособности, но и за пороки, не лишающие впрочем права на избрание рода жизни, Святейший Синод находит, что хотя бывший дьячок, Черниговской епархии, Иван Лукашевич уволен из духовного звания и до воспоследования выписи изъясненного закона 26 мая 1869 года и 15 марта 1871 года, но если только увольнение последовало, как объясняет проситель, не за пороки, лишающие права на избрание рода жизни, а по собственному желанию Лукашевича, то сей последний, в силу приведенных, статей закона и Высочайше утвержденного в 7 день ноября 1872 года мнения Государственного Совета, распубликованного в циркуляре Святейшего Синода, от 26 января 1873 года за № 6, должен получить из Черниговской духовной Консистории, как сын диакона, свидетельство о принадлежности его к званию потомственного почетного гражданства. На сем основании Святейший Синод определяет: предписать Черниговскому епархиальному начальству выдать Лукашевичу просимое им свидетельство о принадлежности его к тому званию, если он в течение своей жизни не подвергался случаям, лишающим права на это звание. Для исполнения сего послать указ Вашему Преосвященству21.

137. От 5-го мая (14-го июня) 1878 г. за № 702. По вопросу подлежишь ли приписке в податное состоянье исключенный из духовного звания пономарь Василий Ляпустин.

По указу Его Императорского Величества, Правительствующей Синод слушали: предложенное господином товарищем Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 17-го марта 1878 года за № 61, препровожденное к господину Обер-Прокурору Святейшего Синода в копии определение Правительствующего Сената, от 13 ноября 1877 г. 27-го февраля 1878 г., за № 8567, по вопросу: подлежит ли приписке в податное состояние исключенный из духовного звания пономарь Василий Ляпустин. И, по справке, приказали: из предложенного определения Сената видно, что Правительствующий Сенат, рассмотрев возбужденный Пермским губернским правлением вопрос: подлежит ли приписке в податное состояние исключенный из духовного звания пономарь Василий Ляпустин, согласившись во всем с заключением Святейшего Синода, выраженном в определении 28-го сентября – 7-го октября 1877 года 13-го ноября 1877 года – 28-го февраля 1877 года признал, что уволенный из духовного ведомства в гражданское, за неодобрительное поведение, сын дьячка Василий Ляпустин, в силу действующих ныне узаконений, не подлежит приписке к податному состоянию и имеет право личного почетного гражданства. Вследствие сего Святейший Синод определяет: дав знать о сем решении Сената кому следует, объявить о таковом решении для общего сведения и руководства в подобных случаях по духовному ведомству чрез напечатание такового решения и выписки из настоящего определения в журнале «Церковный Вестник».

Копия с определения 1-го департамента Правительствующего Сената к делам г. Обер-Прокурора. 1877 года ноября 3-го дня.

По указу Его Императорского Величества. Правительствующий Сенат слушали дело по рапорту Пермского губернского правления, от 30-го апреля 1875 года за № 2936, по вопросу: подлежит ли приписке в податное состояние исключенный из духовного звания пономарь Василий Иванов Ляпустин. Приказали: рассмотрев настоящее дело и соглашаясь с заключением Святейшего Правительствующего Синода, изложенном в определении его, от 28-го сентября (7-го октября) 1877 года за № 1438, Правительствующий Сенат находит, что бывший причетник Василий Ляпустин, хотя по заключению Пермской духовной Консистории 5-го ноября 1868 года и был приговорен к исключению из духовного звания, но по резолюции епархиального Преосвященного, от 29-го ноября того же года, означенное заключение не приведено в исполнение, а предложено Консистории иметь о Ляпустине суждение по окончании дел, производившихся о нем в светском судебном месте, так что определение духовной Консистории об исключении Ляпустина из духовного звания, как видно из рапорта Пермского губернского правления в Правительствующий Сенат, состоялось уже в 1873 году по препровождении приставом 2-й части города Перми, при отношении от 25-го сентября 1873 года за № 4534, в духовную Консисторию Ляпустина, найденного на улице валяющимся в пьяном виде; следовательно Ляпустина следует считать исключенным из .духовного звания в 1873 году, а не по определению 5-го ноября 1868 года, которое, в силу резолюции Преосвященного, отменено свое время и не может быть признаваемо за состоявшееся. По примечаниям же к ст. 273 и 576 и пункту 17 ст. 577 т. IX зак. сост. по прод. 1872 года не имеющие прав высшего состояния дети церковных причетников пользуются правами личного почетного гражданства, когда бы и в каком звании те дети ни были рождены, не исключая и рожденных в состоянии податном. Права эти, по Высочайше утвержденной 13-го мая 1871 года новой редакции статей св. зак. о детях лиц Православного духовенства, ст. 417 т. 2 общ. учр. губ. пунк. 4 ст. 404 т. 5 уст. о подат., ст. 278 т. 9 зак. о сост. и ст. 282 т. 14 уст. о пред. и пересеч. прест., сохраняются за детьми лиц духовного звания даже и в том случае, когда они будут уволены из духовного звания не только по собственному желанию или за излишеством и по неспособности, по и но приговору духовного суда за пороки, не лишающие, однако, права на избрание рода жизни, с тем ограничением в сем последнем случае, что уволенным из духовного звания по приговору духовного суда за пороки, по ст. 282 и 285 т. XIV уст. о пред. и пресеч. прест, запрещается, на определенное время, въезд в обе столицы, жительство в них и вступление в государственную или общественную по дворянским или городским выборам службу. По сим основаниям, признавая, что уволенный из духовного ведомства в гражданское, за неодобрительное поведение, сын дьячка Василий Ляпустин, в силу выше приведенных узаконений, не подложить приписке к податному состоянию и имеет право личного почетного гражданства, Правительствующий Сенат определяет: о вышеизложенном, в разрешение рапорта от 30-го апреля 1875 года за № 2936, Пермскому губернскому правлению дать знать указом, а для проставления в известность Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода, к делам Обер-Прокурора 1-го департамента Сената передать копию с сего определения. Подлинное за подписанием Правительствующего Сената. Исполнено февраля 27-го дня 1878 года.

138. От 24 сентября (14 ноября) 1876 г. за № 1674. По вопросам, возникшим в Донском епархиальном управлении вследствие состоявшихся 26 мая 1860 г. и 16 марта 1871 г. новых законоположений о детях православного духовенства.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление Преосвященного Донского, от 16 января 1875 г. за № 300, о разрешении вопросов, возникших в епархиальном управлении вследствие состоявшихся 26 мая 1871 года и 15 марта 1871 года новых законоположений о детях православного духовенства. Приказали: рассмотрев означенное представление Преосвященного Донского, Святейший Синод находит, что, в силу состоявшихся 26 мая 1869 г. и 15 марта 1871 г. новых законоположений, дети православного духовенства хотя лично к духовному званию не принадлежат, показываясь только для сведения в послужных списках отцов их, но права их на пособие от епархиальных попечительств о бедных духовного звания оставлены на прежнем основании; почему Преосвященный Донской, в виду того, что многие из не принадлежащих к духовному званию, но числящиеся по послужным спискам своих отцов, состоящих в духовном звании, требуют от епархиального попечительства пособия к их содержанию, чрез это уменьшают и без того скудные средства попечительства, обратился в Святейший Синод за разрешением следующих возникших в епархиальном управлении вопросов: а) до какого возраста священно и церковнослужительские сыновья, в силу вышеозначенных законоположений, должны быть показываемы в церковных клировых ведомостях, или, как сказано в Высочайше утвержденном 26 мая 1869 года мнении Государственного Совета, в послужных списках отцов их; б) должны ли сии дети показываться в клировых ведомостях тех церквей, при которых служили их отцы, когда сии последние умерли и в) имеют ли они право пользоваться пособием от епархиального попечительства, когда не поступают в учебные заведения по нерадению родителей об их образовании, или по собственному их нежеланно учиться, а увольняются из сих заведений по лености и неодобрительному поведению? Сообразив вопросы эти с значением послужных списков, клировых ведомостей и епархиальных попечительств, Святейший Синод-находит, что как внесение в послужные списки или клировые ведомости кого-либо из детей духовных лиц, живых или умерших, нисколько не означает принадлежности тех детей к среде духовенства и само по себе не дает права на вспомоществование местного епархиального попечительства, так равно и невнесение не лишает их этого права. Ибо с одной стороны все дети в послужных списках родителей показываются не как самостоятельные лица, т. е. не для них самих, а только по отношению их к тому лицу о котором составлен список для уяснения личного его положения, а с другой стороны епархиальные попечительства по учреждению своему (св. зак. изд. 1857 г. т. XIII учр. и уст. общ. призр. ст. 1560–1620), не принадлежат к такого рода кассам (пенсионным, эмеритальным и т. п.), из которых выдачи обусловливаются определенными правилами и на пособие со стороны такового попечительства, не существует иного права, кроме права бедности, нужды, несчастия, беспомощного положения. Но как при возможной многочисленности подобных лиц и при недостатке средств, которыми располагает то или другое из епархиальных попечительств, круг признаваемых ими лиц ограничивается выбором тех, кто находится в более стесненном положении и более других заслуживаете помощи, в чем, равно как и в принадлежности ищущего пособия лица по его службе или происхождению, к кругу лиц, на. коих простирается благотворительность попечительства, сие последнее удостоверяется, кроме имеющихся в делах епархиального управления сведений, к которым принадлежат и клировые ведомости, из представляемых самими просителями сведений и документов, а равно посредством расследования на месте чрез членов попечителей и сотрудников; то посему и имея в виду, что хотя законоположениями 26 мая 1869 года и 15-го марта 1871 года дети духовенства от духовного состояния отчислены, тем не менее учреждение опекунства над малолетними и выдача дочерям видов на отлучки из места жительства, остается по прежнему на обязанности духовного начальства, епархиальное начальство может сделать распоряжение, чтобы о не имеющих в живых родителей детях духовных лиц были вносимы в клировые ведомости сведения, на сколько это представляется необходимым для распоряжений Консистории по означенным предметам. Вследствие сего Святейший Синод определяет: дать знать указом Преосвященному Донскому, на представление сего за № 300, что 1) как в особом послужном списке, при том лице, о котором список составлен, так и в общих клировых ведомостях, при тех лицах, которые вносятся в эти документы по принадлежности к духовному званию, т. е. при служащих или отставных священнослужителях и причетниках или при их вдовах, должны быть показываемы все дети их обоего пола, в каком бы из них совершеннолетни сыновья духовном сане или гражданском или военном чине не состояли и за кем бы дочери в замужестве ни были. 2) что показывание в клировых ведомостях детей лиц духовного звания, хоть бы и малолетних, но не имеющих в живых ни отца, ни матери, не обязательно; но если епархиальное начальство, для своих распоряжений о детях сего рода, признает необходимыми чтобы о них были доставляемы в Консисторию сведения в общих клировых ведомостях, или в особых к ним приложениях, то от самого епархиального начальства зависит сделать соответствующее распоряжение и в) что благотворительность епархиального попечительства может быть простираема на всех тех лиц духовного звания, их вдов и детей, кто находится в нужде и заслуживает участия и кому при том попечительство в состоянии оказать свою помощь. Для сведения же о сем и для руководства в потребном случае по прочим епархиям, объявить о таковом разъяснении Святейшего Синода по духовному ведомству, для чего и напечатать сие в «Церковном Вестнике», сообщив в редакцию по принятому порядку выписку из сего определения.

139. 21 феврали, (15.марта) 1877 года за № 267. О применении, закона 20 мая 1869 года к детям духовенства, приписавшимся до издания закона к податным сословиям.

Святейший Синод слушали: 1) предложенный господином Синодальным Обер-Прокурором, от 30 декабря 1876 года за № 5282, список с заключения соединенных департаментом законов и государственной экономии Государственного Совета, 1 мая н 23 октября 1876 года за № 54 и 2) выписку из журнала присутствия по делам православного духовенства по вопросу о применении закона 26 мая 1869 года к детям лиц духовного звания, приписавшимся до издания этого закона к податным сословиям. И, по справке, приказали: вследствие возникших по некоторым случаям сомнений касательно применения закона 26 мая 1869 года и 15 марта 1871 года, Высочайше утвержденное присутствие по делам православного духовенства вошло в Государственный Совет с представлением, ходатайствуя в пояснение Высочайше утвержденных 26 мая 1869 года и 15 марта 1871 года мнений Государственного Совета постановить, что: 1) дарованные Высочайше утвержденными 26 мая 1809 года и 15 марта 1871 года мнениями Государственного Совета детям священнослужителей и церковных причетников права и преимущества распространяются не только на детей, оставшихся до 26 мая 1869 года в духовном ведомстве, но и на тех из них, которые, быв уволены прежде 26 мая 1869 года из духовного ведомства, поступили на службу или приписались к городским и сельским обществам. 2) Что право на почетное гражданство имеют также и внуки и прочие нисходящие потомки лиц духовного звания, но только в том случае, когда сыновья лиц духовного звания, от которых они происходят, находились в живых во время издания закона 26 мая 1869 года, и наконец 3) Что приписанные к городским или сельским обществам дети и внуки священнослужителей и церковных причетников не прежде могут воспользоваться дарованными законами 26 мая 1869 года и 15 марта 1871 года правами, как со времени исключения их из подушного оклада, для чего таковым лицам предоставить просить подлежащую, по месту служения отцов и дедов, духовную Консисторию о выдаче им установленная свидетельства о принадлежности их к почетному гражданству (мнение Государственного Совета 7 ноябри 1872 года), и за сим, представив оное, просить подлежащую казенную палату об исключении их из оклада (т. 5, уст. под., ст. 309). Но соединенные департаменты законов и государственной экономии Государственного Совета, рассмотрев упомянутое представление главного присутствия, нашли: что так как Высочайше утвержденными 26 мая 1869 года и 15 марта 1871 года мнениями Государственного Совета дарованы права почетная гражданства детям священнослужителей и церковных причетников, без всяких ограничений, и не делая при том различия между детьми, рожденными в податном и не податном состояниях, и так как правом почетного гражданства, в силу закона 1869 года, должны были воспользоваться все вообще дети лиц духовного звания, находившиеся в живых во время издания названного закона, то означенное право очевидно должно распространяться и на потомство этих лиц, без различия, успели ли они, при жизни своей, исходатайствовать утверждение в новом звании; то по сему соединенные департаменты законов и государственной экономии, 1 мая и 23 октября того же года, признали, что возбужденные Высочайше учрежденным присутствием вопросы о применении закона 26 мая 1869 года к детям духовного звания, приписавшимся до издания этого закона к податным состояниям, равно как и указание порядка отыскивания приписанными к податным состояниям детьми лиц духовного звания предоставленных им сими законоположениями прав состояния, как могущие быть разъясняемы в административном порядке, не требуют разрешения законодательного. Вследствие сего Святейший Синод определяет: о таковом заключении соединенных департаментов законов и экономии Государственного Совета, для сведения и надлежащая в потребных случаях руководства, по духовному ведомству объявить чрез напечатание в «Церковном Вестнике».

140. О том, с какими чинами должно разнять звания иереев и протоиреев, при приеме их в кадетские корпуса.

Государь Император по всеподданнейшему докладу г. Синодального Обер-Прокурора, Высочайше повелеть соизволил: при зачислении кандидатами в военноучебные заведения детей духовенства, имеющего права дворянства, следовать сделанному Св. Синодом сравнению прав и преимуществ, в порядке нижеследующем 1) детей протопресвитеров, протоиереев и обер-священников, пользующихся преимуществами Генерал-Майоров и Полковников, зачислять кандидатами в первый кадетский корпус; 2) детей прочих протоиреев – во второй и 3) детей всех священников – в губернские корпуса... Декабря 22 дня 1838 года.

141. О предписании по всему духовному ведомству, чтобы впредь, никому в семь ведомстве не усвоились фамилии произвольные, но по общему порядку сохранялись такие, которые принадлежат родителям каждого.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имел рассуждение: в некоторых епархиях существует обычай переменять воспитанникам духовно-учебных заведений фамилии их отцов и усвоять произвольные, и нередко весьма, странные и несвойственные для лиц духовного звания. Таковой обычай, которому нигде нет примера, противен разуму постановлений о союзе семейственном, устраняет достодолжное уважение к поколениям, поставляет каждого вне общеизвестной связи с предками и потомками, а по делам производит запутанность и даже совершенную невозможность разрешать вопросы о различии прав по происхождению; ибо встречались случаи, что члены одного семейства, отец и несколько родных братьев, именуются каждый особыми фамилиями. По сим уважениям Святейший Синод определяет: предписать по всему духовному ведомству, чтобы впредь никому в сем ведомстве не усвоялись фамилия произвольные, но чтобы, по общему порядку, дети сохраняли фамилии своих отцов. Ноября 18 дня 1846 года.

* * *

19

Сюда относятся некоторые из указов предшествующего отдела (наприм. см. №№ 88, 89, 90) и отделов последующих, преимущественно VІ-го о наградах.

20

В дополнении к этому указу не лишним считаем привести следующий циркуляр Министра Внутренних Дел губернаторам – о воинской повинности православных псаломщиков (17-го мая 1876 года № 23): «По уставу 1-го января 1874 г. (п. 2, ст. 62, от воинской повинности освобождаются между прочим православные псаломщики, окончившие курс в духовных академиях и семинариях или духовных училищах. Но лица оставившие место псаломщика до истечения шести лет со времени освобождения по этому месту от военной службы, привлекаются к исполнению воинской повинности, с обязательством пробыть в действительной службе и в запасе сроки, соответствующие образованию: оставившие же церковно-служительство по истечении шести лет зачисляются прямо в запас до 36-ти летнего возраста. Затем, на основании ст. 135, к явке в участок не вызываются в числе других и православные псаломщики.

При применении означенных правил, некоторый губернские по воинской повинности присутствия встретили недоразумение в том, должны – ли лица, оставившие место псаломщика по истечении шести лет без освидетельствования, зачисляться до 36 летнего возрас­та в запас, и следует – ли лиц, оставивших церковнослужительство и поступивших, в военную службу, зачислять в счет контингента.

Вследствие сего, я, по соглашению с Военным Министром, считаю нужным разъяснить, что лица, занимающие должности псаломщиков, хотя и не вызываются в участок ко времени призыва, но, но смотря на то, подлежать жеребьеметанию наравне с другими призываемыми; причем о тех из них, коим достался нумер жребия, назначающий на службу, должен вестись особый список, чтобы иметь возможность применить к ним п. 2 ст. 62 устава о воинской повинности, т. е. потребовать их на действительную службу в случае оставления должности псаломщика ранее шести лет или же зачислить в запас, если они оставят церковнослужительство после означенного срока, но не достигнув еще 30 – ти лет от роду; при этом таких лиц следует подвергать освидетельствованию и годности и военной службе. Затем псаломщики должны быть зачисляемы в счет контингента того года, когда они по возрасту своему подлежали жеребьеметанию и взамен их, для пополнения следующего с участка числа новобранцев, назначаются на службу лица, вынувшие следующие нумера жеребья.

О настоящем разъяснении покорнейше прошу Ваше Превосходительство поставить в известность присутствия по воинской повинности вверенной вам, Милостивый Государь, губернии, для надлежащего руководства.

21

Указ этот, последовал на имя Преосвященного Серапиона, епископа Новгородсверского, викария Черинговской епархии.


Источник: Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721-1878 г. - Москва : Типография М. Н. Лаврова и К°, 1879. - [1], III, 504 с.

Комментарии для сайта Cackle