Источник

Отдел ХII. Церковно-приходские документы

411. Чтобы церкви соборные, приходские и кладбищенские имели свои по однообразной форме вырезанные печати.

Государь Император, по всеподданнейшему докладу г. Обер-Прокурора в 22-й день февраля сего 1836 года, Высочайше утвердить соизволил одобренное предварительно Святейшими Синодом предложение, чтобы церкви соборные, приходские и кладбищенские имели свои по однообразной форме вырезанные печати, для приложения к документам, от церкви выдаваемым, и для печатания конвертов, отправляемых с бумагами по делам церковным, с тем, чтобы для таковых печатей избрано было изображение церкви в древнем русском виде с надписью кругом, в которой означалось бы славянскими буквами, в какой епархии каком селе и какого наименования та церковь, для коей печать дается. Вместе с тем Его Величество соизволяет, чтобы и в монастырях введены были в употребление одинаковые печати с гербом Государственным с тем только отличием от печатей гражданского ведомства, чтобы надпись кругом, объясняющая наименование монастыря, была вырезана шрифтом церковным. Декабря 4 дня 1836 года.

412. О ведении и хранении метрических и обыскных книг.

Пб указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имел рассуждение, что по духовному регламенту и посланным из Святейшего Синода во все епархии в 1779 г. указам, непременно должны быть при приходских церквах для записки рождающихся, вступающих в браки и умирающих метрические книги, которые велено раздавать к каждой церкви в начале года из духовных правлений за скрепою присутствующего, а по прошествии года неупустительно представлять в первых месяцах чрез духовные же правления, за рукоприкладством всех священно и церковнослужителей, в Консистории, где и содержать их, разделяя по городам с уездами каждый год в особом переплете; а таковые же заручные и при церквах в ризницах оставляя хранить, чтобы во всегдашнее время, когда о чем востребуются справки, без всякого сомнения на оных основание полагать было можно. Но напротиву того, сколько Святейшему Синоду стало известно и по делам открывается, предписания сии не везде соблюдаются в повеленной точности, а некоторые из оного происходят опущения и особливо относительно порядка раздачи и хранения, которые могут служить поводом к самым злоупотреблениям, как-то и обнаружилось уже по Рязанской и Владимирской епархиям, где производилось дело о непризнанном Святейшим Синодом за действительным бывшем будто браке умершего коллежского асессора Баташева с отпущенною им на волю девкою Матреною Егоровою: что метрическая тетрадь, в которой якобы записан был брак сей, и другая подобная ей следующего за тем года, по усмотрению Святейшего Синода и из обстоятельств, в деле видимых, оказались не настоящими, а перемененными вместо подлинных; сама же те и другие тетради давали были некоторым церквам, имеющим два причта и более, порознь на каждого священника, а не вообще на церковь, как было предписано, и подаваны от них подписанные иногда не всеми священно и церковнослужителями, без означения правильной тому причины; да и вообще в сих епархиях, как по производству оного дела открылось, найдено по сей части неточное исполнение сделанных о сем предписаний. В рассуждении чего Святейший Синод, желая, чтобы и сия часть, яко немаловажная, повсеместно содержима была в должном порядке и устройстве и тем бы удалены были всякие подборы и сомнения в случае справок по делам, как по духовной, так и по гражданской части производящимся, которые часто бывают решительным доказательством в изыскании истины, приказали: 1) подтвердя повсеместно прежние о сем узаконения и предписания Святейшего Синода, ныне к Синодальным Членам и прочим Преосвященным епархиальным Архиереям послать указы и велеть всем Консисториям и духовным правлениям строжайше подтвердить, дабы они впредь каждое по своему ведомству при наступлении года, изготовляя для всякой церкви метрические прошнурованные тетради, по одной на каждую церковь, сколько бы где при которой причта священно и церковнослужителей ни было, а не порознь на каждого священника, с обыкновенным заглавьем и разделеньем, что куда следует, записывать, и всенепременно, за скрепою по листам одного из присутствующих раздавали оные по церквам, как удобнее....; по получении же таким образом священно и церковнослужителями каждого прихода из Консистории или духовного правления метрической оной за скрепою книги, хранить их везде и во всякое время в самой церкви, а отнюдь не в домах священно и церковнослужителей; и по исправлении священником требы, как-то: молитвования и крещения младенцев, венчания браков и погребения умирающих, не откладывая времени, тотчас после того записывать все оное самим им, или чрез диаконов и причетников, в те метрические книги обыкновенным образом, со всевозможною верностью и исправностью, показывая сверх того и то, кто именно когда из священно и церковнослужителей исправлял какую требу. А чтобы все сие в точности, было ими наблюдаемо, иметь над ними неослабное в том смотрение и побуждение благочинным, к должности которых сие по благочиннической инструкции и указом от Святейшего Синода 1797 года мая от 5 числа и относится, свидетельствуя почасту: все ли то ими, священно и церковнослужителями, как должно, исполняется и нет ли упущений... По прошествии же года, при наступлении первого месяца другого года, оставя в каждом месте при церкви с подлинной метрической тетради верную копию, за общим о сем всех священно и церковнослужителей подписанием, самые те подлинные тетради, за рукоприкладством всех же их, как-то: священников, где есть, диаконов, дьячков и пономарей, представлять им, священно и церковнослужителям, в свои духовные правления таким образом, какой им удобнее будет, удостоверяя в конце тех же самых тетрадей и о том, что списки с них при церквах оставлены и отмечая ежели бы случилась иногда какая тетрадь не всеми ими подписанная: зачем именно кто из них не подписал, за отлучкою ли куда, или по другим каким причинам? А копии хранить в каждой церкви в ризницах со всевозможной бережливостью от гнилости и, чего Боже сохрани, от пожара; в чем тем же благочинным иметь надзирание и присмотр, поскольку всякое со стороны сего предмета упущение и неисправность с них самих будет строго взыскиваема.... 2) А как в случае справок не меньшим о браках доказательством служат и взимаемые священниками пред венчанием обыски, но оные едва ли везде содержатся при церквах в таком порядке, какого требует важность сих документов, и пишутся иногда на особых листах, а не на заведенных для сего книгах84, и следовательно легко могут быть утрачены.... И дабы все обыски ведены были исправно, в том за ними, священно и церковнослужителями, иметь равно смотрение благочинным; а чтобы все сие со стороны тех и других непременно было исполняемо, сделать им от Консистории надлежащие подтверждения с обязательством подписками, не оставляя равномерно и сего без должного взыскания, ежели будет усмотрено от кого из них какое-либо упущение; внуша при том всем священно и церковнослужителям и то, что о исправности метрических книг и обысков и верной в оные всего, что следует записке, как равно и о самой подаче первых в свое время в Консистории и духовные правления, есть общая и нераздельная обязанность не одних священников, но и диаконов, дьячков и пономарей, и в случае упущения или неисправности, все за то должны ответствовать и подлежать равному взысканию, не взирая на то, хоти бы кто из них, заметя неисправность другого, и доносителем сделался; поскольку всякого из них существенная обязанность состоит в рачительном исправлении служения своего и неупустительном исполнении должности, к которой непосредственно принадлежит и содержание в порядке метрических книг и обысков; и потому, ежели бы иногда не было где до каким-либо обстоятельствам приходского священника, случающиеся в то время браки, рождение и крещение младенцев, и погребение умирающих, исправляемые, чрез других тутошних же или и сторонних священников, записывать в метрическая книги тогда же на вышепрописанном основании самим тем, кто исправлял какую из них требу, или хотя также диаконам и причетникам, но с точным показанием, каким священником было что совершено. А ведение таким образом обысков не только соответствует законным предписаниям, на какой конец оные установлены, но и сами священно и церковнослужители удалены могут быть от повенчания незаконных браков, за что иногда и по неведению их бывают они судимы. 3) Таковых экземпляров сего указа напечатать потребное число по числу всех церквей и разослать оные как следует для хранения в каждой церкви и для чтения священно и церковнослужителям, дабы каждый из них, зная, всю силу сего предписания, мог исполнить оное без упущения и не отговаривались бы неведением о том. 16 мая 1802 года.

413. О исправном ведении метрических книг.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение г. Синодального Обер-Прокурора и Кавалера, князя Петра Сергеевича, Мещерского, что Министр Финансов сообщил г. Министру Духовных Дел и Народного Просвещения о полученном им от Саратовского гражданского губернатора донесении, что, по случаю производимой поверки ревизии, тамошнее губернское начальство встречает в сем деле затруднения, по неверности метрических книг, в коих как родившиеся, так и умершие записывались не в день рождения и смерти, но на память или с показания семейств; и что таковая неверность сих книг обнаруживалась, уже неоднократно по делам Министерства Финансов и в других губерниях. Почему и просит о подтверждении епархиальным начальствам, дабы впредь было наблюдение неупустительное за ведением метрических книг со всею точностью, как требуется существующими правилами. Он, г. Синодальный Обер-Прокурор и Кавалер, по препоручению г. Министра Духовных Дел и Народного Просвещения, предлагает о сем Святейшему Синоду. И, по учиненной справке, что по определению Святейшего Синода в прошлом 1802 году мая 17-го числа предписано во все подчиненные оному места о вернейшем ведении метрических книг, при котором предписании разосланы печатные экземпляры оного по числу церквей в каждой епархии, приказали: Синодальным Членам и прочим Преосвященным епархиальным Архиереям предписать указами, чтобы каждый подтвердил по вверенным им епархиям о неупустительном наблюдении за ведением метрических книг со всею точностью, которая изъяснена в указах, из Синода прошлого 1802 года мая 17 числа разосланных по числу церквей, в каждой епархии находящихся, и во взыскании с не исполняющих оное поступаемо было по, всей строгости. Мая 15 дня 1824 года.

414. О исправном ведении и хранении метрических книги и исповедных росписей.

Во исполнение Высочайше утвержденного 23 марта 1825 г. мнения Государственного Совета подтвердить повсеместно печатными указами, чтобы священно и церковнослужители неуклонно поступали как в записывании рождающихся, брачущихся и умирающих в метрические книги, так и в должном хранении сих важных актов, сообразно указам 1779 ноября 23 и 1802 годов мая 16-го дня, а исповедовавшихся и причащавшихся, также не бывших у исповеди и Св. причастия в исповедные росписи, на основании указов 1722 июля 16-го и 1737 годов февраля 18-го ежегодно в свое время со всякою исправностью и надлежащею, в случае подчистки, оговоркою, поставя при том в обязанность, что если и за сим откроется в записке по метрическим книгам какое-либо упущение или беспорядок, то Преосвященным епархиальным Архиереям, по надлежащем о том исследовании, поступать с виновными, не принимая от них никаких в оправдание отговорок, яко с учинившими преступление с умысла, или по нерадению и небрежению к должности, по всей строгости законов. При том им, Преосвященным, в присылаемых в Святейший Синод, по силе указов 20 февраля 1723-го, 23 ноября 1779-го и 16 мая 1802-го годов, ежегодных репортах о целости метрических книг и надлежащем хранении оных, объяснять и о том, что оные, по приеме от всех церквей и по обревизовали в Консисториях, оказались во всей исправности без подчисток. Мая 31 дня 1826 года.

415. О дополнительных правилах для руководства к ведению метрических книг с новыми образцами. (По Высочайшему повелению).

Святейший Правительствующий Синод слушали Высочайший Его Императорского Величества указ, об явленный Синоду г. Синодальным Обер-Прокурором, графом Николаем Александровичем Протасовым 27 минувшего ноября, к надлежащему исполнению, что Государь Император, по всеподданнейшему докладу его, г. Обер-Прокурора, в 22-й день того же ноября Высочайше утвердить соизволил составленные Святейшим Синодом дополнительный правила для руководства к исправнейшему ведению метрических книг с новыми образцами: как должны быть излагаемы в тех книгах все нужные сведения, относящаяся в рождению, вступлению в брак и смертным случаям. По справке в канцелярии Святейшего Синода оказалось, что Святейший Синод по производившемуся в оном делу о затруднениях, какие иногда встречают дворянские депутатские собрания при выдаче документов на дворянство, по свидетельствам и сообщениям духовных Консисторий о рождении просителей и детей их, – определением своим, 10 минувшего ноября состоявшимся, полагал: 1) предписать Преосвященным епархиальным Архиереям к строжайшему наблюдению, чтобы метрические книги, как важные акты всех состояний, ведены были в исправности и в том порядке своевременного представления их в Консисторию и наблюдения за исправным ведением оных со стороны благочинных и епархиального начальства, как о том предписано многими указами Святейшего Синода, сверх того 2) метрические книги вести непременно своевременно и в верности свидетельствовать каждомесячно местному причту и подписывать, подобно как ежемесячно свидетельствуются книги экономические, с значением числа родившихся, умерших, и браков, в течение месяца, сперва складом, а потом цифрами. 3) Благочинным поставить в непременную обязанность при полугодичных обозрениях церквей строго рассматривать все статьи метрических книг за каждую половину года и в верности и исправности их свидетельствовать собственным подписом. 4) Относительно верности записки браков утверждаться на строгом исполнении тех правил, которые предписаны для отклонения браков сомнительных. 5) Родителям и восприемникам крещаемых младенцев, а также брачившимся, с поручителями, предоставлять, буде пожелают, самолично свидетельствовать в церквах верность касающихся до них метрических показаний и утверждать оную собственным подписом, пока метрические книги не отосланы в Консисторию. 6) Для точнейших удостоверений предоставить желающим получать от священников с причтом метрические свидетельства немедленно по учинении записи. Свидетельства сии должны быть ни иное что, как выпись слово в слово известной статьи метрической книги без всякой перемены и опущения. Свидетельства сии должны быть подписаны всеми находящимися на лицо членами причта и утверждены церковною печатью. 7) Впрочем таковые свидетельства не могут заменять Консисторского метрического свидетельства, а должны служить токмо предохранительным и вспомогательным документом; полную же силу могут получить тогда, когда будут представлены в Консисторию и утверждены ее подписью в том, что они оказались верными метрическою книгою, хранящеюся в Консистории. 8) Строго воспрещаются в метрических документах всякие подчистки, а если бы случилась погрешность писца, то погрешительно написанное надлежит оградить со всех четырех сторон чертами и потом продолжать писать, что должно. 9) Епархиальным начальствам неослабно наблюдать за верностью исполнения сих правил и нарушителей оных неослабно исправлять приличными взысканиями. Как же со введением сих правил настоящая форма метрических книг должна получить преобразование, то о вышеизложенном заключении Святейшего Синода, с приложением новой формы, поручено было г. Синодальному Обер-Прокурору, графу Николаю Александровичу Протасову, представить предварительно на Высочайшее Его Императорского Величества благоусмотрение. Приказали: означенный Высочайше утвержденные дополнительные правила для руководства к исправнейшему ведению метрических книг опубликовать по всему духовному ведомству печатными указами, при которых разослать для должного исполнения и Высочайше утвержденную форму метрических и книг, по напечатании оной в здешней Синодальной типографии потребного по числу церквей количества экземпляров; а в Правительствующий Сенат сообщить при ведении для сведенья. Причем препроводить по одному экземпляру копии с сих указов и форм собственно для епархиальных Преосвященных, также для канцелярий Консисторий и для духовных правлений. Декабря 18 дня 1837 года.

415. От 20-го сентября (6-го октября) 1878 года. О точном соблюдении установленной законом формы метрических книг.

Святейший Правительствующий Синод слушали предложение и. д. Синодального Обер-Прокурора, за № 2503, следующего содержания: на основании 107 ст. уст. о воин. повин. и 1035 ст. св. зак. т. IX (изд. 1876 г.) в метрических выписях, посылаемых в учреждения, составляющие призывные списки, должно быть обозначено имя, месяц и день рождения подлежащего призыву, равно имя, отчество и прозвание его отца, а относительно незаконнорожденных – имя, отчество и прозвание матери. Между тем Ковенский губернатор сообщил Министерству Внутренних Дел, что в метрических выписях весьма часто вовсе не означается сословие, причем губернатор ходатайствует о том, чтобы в помянутых выписях непременно означалось сословие или звание родителей, а также место рождения. Министр Внутренних Дел, сообщая о вышеизложенном, просит сделать надлежащее по сему предмету распоряжение и о последующем его уведомить. Приказали: принимая во внимание, что по приложенной к 1035 ст. зак. о сост. т. IX св. 1876 года форме метрической книги ч. 1-я о родившихся, требуется означать: звание, имя, отчество и фамилию родителей и кто совершал таинство св. крещения. Святейший Синод определяет: подтвердить по духовному ведомству, чрез припечатание в журнале «Церковный Вестник», чтобы установленная законом форма метрических книг соблюдалась церковными причтами в точности и чтобы, согласно сему, в метрических выписях, посылаемых в учреждения, кои составляют призывные списки, непременно означалось сословие и звание родителей, а также и место рождения.

417. От 20-го сентября (6-го октября) 1878 г. О более точном обозначении в послужных списках священно и церковнослужителей состава семейств.

Святейший Правительствующий Синод слушали предложение и. Д. Синодальног Обер-Прокурора, за № 3468, в коем изъяснено, что управляющий Министерством Внутренних Дел, препровождая копию с постановления Московского губернского по воинской повинности присутствия, по вопросу о более точном означении в послужных списках и клировых ведомостях состава семейств лиц духовного звания, просит отзыва по сему предмету. Приказали: принимая во внимание, что в разосланной при циркулярном указе Святейшего Синода, от 31 марта 1829 г., форме ведомости о церковном причте требуется, чтобы члены причта означали: кого имеют в семействе, а в приложенной к 98 ст. уст. дух. Конс., форме послужного списка для священно и церковнослужителей, в X графе отмечается: «женат ли, имеет ли детей, кого именно, каких лет и где они находятся». Святейший Синод определяет: подтвердить по духовному ведомству, чрез припечатание в журнале «Церковный Вестник», чтобы в послужных списках священно и церковнослужителей и в ведомостях о церковном причте непременно означать всех детей членов причта, хотя бы эти дети и жили отдельно от семьи.

418. Об отмене венечных памятей.

Ее Императорское Величество между прочими ежедневно изливаемыми щедротами, новый знак матерьного Своего милосердия к поданным Своим, прошедшего июня 20 дня, оказать благоволила изданием указа, писаного Собственною Ее Величества рукою, коим всемилостивейше повелевает Сенату, собираемый до ныне во всем государстве свадеб за венечные памяти денежный сбор вовсе оставить, а на лазареты отпускать ежегодно из коллегии экономии толикую сумму, коликая от сего сбора туда отпускалась в лучший год; о которой Ея Императорского Величества Высочайшей милости и попечении о облегчении народном, чрез сие для общего всех и каждого сведения объявляется. Святейший же Правительствующий Синод сообщил Сенату ведением, что вследствие сего Высочайшего указа, определил во все епархии к Преосвященным Архиереям послать указы с таковым предписанием, чтоб сверх не чинения означенного с свадеб за венечные памяти денежного сбора и венечных памятей по прежнему обыкновению не писать, но совсем оные оставить; а желающих вступать в брак приходским священникам по церковному чиноположению (без всякой остановки венчать с нижеследующею, дабы беззаконных браков не было, предосторожностью, а именно: всем в брак вступать желающим прежде венчания объявлять о том своем намерении за неделю приходским своим священникам, которым потому объявлено чинить о тех посягающих на прежнем основании обыск; и буде по таковому обыску между вступающими в брак возбраненного правилами родства, или другого какого законного препятствия не окажется, то тем приходским священникам и венчать их с одною обыкновенною в метрические книги запискою; и сколько в каждом приходе таковых браков венчано будет, о том тем приходским священникам чрез духовные правления присылать в духовные Консистории ведомости таким во всем порядком, как о содержании вышеписанных метрических книг, и о присылке из оных в Св. Синод ведомостей, посланными из Св. Синода указами велено непременно. 14 июля 1765 года.

419. Против не записывания в метриках неравных браков – помещиков и чиновников с крестьянками.

Святейший Правительствующий Синод, усмотри из производившихся в оном дел, что многие светские чиновники, вступая в браки с крепостными своими девками и другими неравного себе состояния лицами, состоят иногда сами виною невнесения таковых браков в метрические книги, стараясь чрез разные способы отвратить от того венчавших священников для того только, чтоб, не оглашая тех браков их, избежать нарекания от родственников своих и стыда в общежитии, утаевая вовсе венчание свое, от чего для самих же их в последствии времени выходят крайние неприятности и неудобства в признавании как браков их, так и прижитых от оных детей законными, и чрез то наводится присутственным, местам в разбирательстве и суждении о сем, а паче по случаю смерти венчавшего священника и бывших притом лиц, величайшее затруднение. Для того определил всеподданнейше доложить Его Императорскому Величеству: не благоугодно ли будет Высочайше повелеть, в прекращение на предбудущее время сих злоупотреблений, Правительствующему Сенату о предписании из оного, дабы все таковые помещики в подобных случаях для собственной пользы их и отвращения их худых последствий, по совершении браков их, не только не препятствовали, но еще требовали настоятельно от священно и церковнослужителей о внесении оных в тоже самое время в метрические книги, и по исполнении сего брака тогда же из той записки за подписанием всех состоящих при церквах священно и церковнослужителей имели копии, в получении коих расписываться в тех же книгах. Что и предоставлено было Синодальному господину Обер-Прокурору, Статс-Секретарю, Действительному Камергеру и Кавалеру, князю Александру Николаевичу Голицыну, который сего июля 15-го дня объявил, что Его Императорское Величество вышеозначенное постановление Св. Синода Высочайше утвердить соизволил. Июля 28 дня 1805 года.

420. О поступании гражданскими правительством без всякого послабления в суждении и оштрафовании подписывающихся под обысками светского состояния людей, буде окажутся в том какие-либо подлоги.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали рапорт Синодального Члена, Преосвященного Амвросия, Митрополита Новгородского и С.-Петербургского и Кавалера, по делу о вступлении в брак провиантского штата коммиссионера 12-го класса Александра Ельчанинова, от первой жены Варвары Павловны с другою, умершего капитана Александра Давыдова женою вдовою Надеждою Андреевой, по которому им, Преосвященным, определено: брак его, Ельчанинова, со второю женою Надеждою, как противозаконный, расторгнуть и оставить его в супружестве с первою женою его Варварою Павловою; а о подписавшихся под обыском свидетелях, по уверению коих в том, что он, Ельчанинов, холост, и совершен был брак его, Ельчанинова, с Андреевой, сообщить куда следует. Св. Синод, утверждая сие мнение, рассуждали при том, что вторая жена его, Ельчанинова, Надежда Андреева, вовлечена была в сие беззаконное супружество уверением его, Ельчанинова, и подписавшихся под обыском свидетелей, что он холост, на основании чего священно и церковнослужители и приступили и: их обвенчанию и что хотя и по другим подобным случаям о подписавшихся под обыском сообщается в гражданские правительства по принадлежности, для поступления по законам, но как неизвестно, каковому наказанию подвергаются они за таковое несправедливое их показание, то и предоставлено было Синодальному г. Обер-Прокурору доложить Его Императорскому Величеству, как о решении сего дела, так равномерно и о том: не благоугодно ли будет Его Императорскому Величеству, воззрев Всемилостивейше на невинное в таковых случаях подвержение суду священнослужителей, повелеть, для поставления преграды подобным злоупотреблениям, чтобы гражданские правительства, с подписывающимися под обысками светского состояния людьми, поступали на будущее время в суждении и оштрафовании их без всякого послабления, и уведомляли бы духовный начальства о мере наказания, таковым лжесвидетелям ими присужденного. Вследствие чего сего года генваря 21-го числа Синодальный г. Обер-Прокурор объявил Св. Синоду, что Государь Император изъявил Высочайшее Свое соизволение, как на решение Св. Синода о браке Ельчанинова, так и на мнение его, чтобы с подписующимися под обыском светского состояния людьми, в случае каких-либо подлогов, гражданские правительства поступали в суждении и оштрафовании их без всякого послабления, и что учинено будет, уведомляли бы о том духовные начальства и чтобы Св. Синод учинил надлежащее сношение с Правительствующим Сенатом, для зависящего в сем случае со стороны его распоряжения. Апреля 4 дня 1807 года.

421. О мерах предупреждения многобрачия.

По Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета, в дополнение к подлежащий статьям свода законов, постановлено: 1) на выдаваемых лицам обоего пола, для временного или постоянного где-либо пребывания, паспортах и других видах, в случае вступления сих лиц в брак, делаются надлежащие о том рукою священника отметки, с означением с кем именно, когда и в какой церкви совершено венчание. 2) Сообразно с сими отметками, военные и гражданские начальства, при перемене или возобновлении упомянутых паспортов и видов, означают в них и брачное состояние тех лиц, коим они выдаются85. Июня 4-го дня 1842 года.

422. О сделанном от Правительствующим Сената предписании, чтобы губернские начальства в требованиях своих относительно справок с метрическими книгами означали всегда нужные для того обстоятельства.

Преосвященным епархиальных Архиереям предписано указом, чтобы Консистории по требованиям губернских начальств чинили достовернейшие по метрическим книгам справки о времени и месте рождения тех лиц, кои в требованиях будут означены и доставляли бы таковые справки неукоснительно, а поскольку для немедленного и без затруднительного учинения помянутых справок предварительно нужно иметь в виду обстоятельства к тем лицам, о которых надлежит справляться, относящиеся, как-то: от кого оные лица происходят и каких от роду лет означается по их показаниям или по другим в деле имеющимся актам, также в каких местах по указанию обстоятельств дела может быть предполагаемо рождение их? Напротив того, как Святейшему Синоду не безызвестно, в требованиях относительно справок о чьем-либо рождении, равно как и о других событиях, в метрические книги вписываемых, не всегда показываются ведущие к сим выправкам подробности, отчего происходить по сим делам в Консисториях с требующими выправок местами излишняя переписка, затруднение и медленность; то посему не благоугодно ли будет Правительствующему Сенату с своей стороны сделать повсеместное губернским начальствам предписание, чтобы в требованиях о справках с метрическими книгами означаемы были всегда нужные для сего обстоятельства. Определено: согласно во всем предложению Святейшего Синода, для должного по оному в точности исполнения, всем губернским правлениям и казенным палатам предписать указами. Июля 15 дня 1822 года.

423. О выдаче метрических свидетельств на точном основании существующих постановлений.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод имел рассуждение: 1) существующими постановлениями (ст. 107, 274 и 275 уст. епар. Конс.) выдачи свидетельств о рождении, крещении и других событиях, вносимых в метрические книги, беспрепятственно разрешается для всех лиц, принадлежащих к свободным состояниям. Но по некоторым епархиям отказывалось просителям в выдаче свидетельств по причине не обозначения ими в просьбах своих предмета, на который они испрашивались, тогда как сего условия в вышеозначенных узаконениях не постановлено и следственно на подобное требование нет никакого основания, ибо закон должен быть исполняем в буквальном значении. Посему Святейший Синод предписал от 31 декабря 1845 года всем Преосвященным, чтобы в выдаче метрических свидетельств поступаемо было на точном основании закона, без требований, в закони несуществующих. 2) Но из доходящих до Святейшего Синода дел и сведений оказывается, что некоторые духовный Консистории и теперь продолжают затрудняться в выдаче свидетельств, когда просители не изъясняют в просьбах своих причин, по которым они испрашиваются. 3) Как же предмет сей вышеприведенным указом от 31 декабря 1845 г. полнее разрешен и по оному не должны возникать никакие недоразумения, а напротив епархиальные начальства обязуются поощрять к получению свидетельств на все случаи, вносимые в метрические книги, ибо с одной стороны гражданскими постановлениями распространена потребность в сих документах, почему от несвоевременного получения оных, могут происходить затруднения в определении гражданских прав по происхождению, а с другой, при своевременной выдаче свидетельств, своевременно же и без всяких затруднений могут быть исправляемы ошибки и пропуски в метрических книгах, то Святейший Синод приказали: Преосвященным епархиальным Архиереям и обер-священникам гвардейского и гренадерского корпусов и армии и флотов подтвердить указами, дабы в точное исполнение вышеприведенных постановлений, в случаях просьб о выдаче свидетельств, отнюдь не были требуемы от просителей объяснения, на какой именно предмет просимые ими свидетельства нужны и чтобы без малейшего затруднения были выдаваемы свидетельства всем лицам свободного состояния о их рождении и браке, родителям, родственникам или опекунам о рождении малолетних, о погребении же умерших детям или родственникам погребенного86. Мая 22 дня 1848 года.

424. От 23-го (30-го) сентября 1877 г. за № 1413. До вопросу о гербовом сборе.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложенный господином исправляющим должность Синодального Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 8-го августа текущего года, за № 271, отзыв господина Министра Финансов от 21-го апреля того же года, за № 1271, по предмету встреченных одним из епархиальных недоразумений в применении устава о гербовом сборе к выдаче разных церковных документов. В отзыве этом изъяснено: особая комиссия для рассмотрения вопросов, возникающих в применении устава о гербовом сборе 17-го апреля 1874 г., по обсуждении вопросов о применении помянутого устава к метрическим выпискам, справкам из исповедных росписей и другим документам, выдаваемым церковными причтами, нашла: 1) на основании п. 2 в. ст. 6 гербового устава и № 171 алфавитного к оному перечня все метрические свидетельства, т. е. выписки из метрических книг всех вероисповеданий (за исключением лишь поименованных в п. а, б и в означенного № 1 алфавита свидетельств о рождении и крещении и метрических свидетельств, выдаваемых по делам о воинской повинности) подлежать оплате 40 коп. гербовым сбором. Поэтому таковым сбором должны быть оплачиваемы и все те, удостоверенные подписью подлежащих духовных лиц, свидетельства, выписки и справки о рождении, крещении или о смерти и погребении, которые содержать в себе буквальную или сокращенную выписку из церковных метрических книг. Согласно сему, 40 коп. гербовым сбором должны быть оплачиваемы: а) метрические выписки, выдаваемых причтами детям, поступающим в учебные заведения всех ведомств и б) выдаваемый для определения детей в учебные заведения, для вступления в брак и по делам о законности рождения, справки из исповедных росписей о летах лиц, записанных в эти росписи, независимо от того, требуются ли эти справки самими частными лицами или правительственными установлениями по просьбе частных лиц; что же касается тех справок о летах из исповедных росписей, которые требуются по делам об отбывании воинской повинности, то таковые справки не подлежат оплате гербовым сбором в силу п. 2 ст. 45 герб. уст., освобождающего от сбора разрешительные бумаги по делам о воинской повинности. 2) Гербовый сбор, как по существу своему, так и способу взимания его, составляет сбор актовый или документный, взимаемый с отдельных актов или документов при совершении или выдаче оных; делаемые же впоследствии на совершенных актах или на выданных документах разного рода надписи, как не составляющие сами по себе особого акта или документа, не должны подлежать гербовому сбору. Согласно сему, не следует взимать гербовый сбор с делаемых на паспортах и билетах надписей о повенчании или смерти и погребении показанных в оных лиц. 3) Так как свидетельства и записки о бытии на исповеди выдаются священником не в качестве должностного лица, а по обязанности духовного отца, то, по прямому смыслу ст. 6 герб. уст., оплате гербовым сбором не подлежат: а) свидетельства о бытии на исповеди вообще и в частности, выдаваемые воспитанникам учебных заведений для представления их училищным начальствам, а также выдаваемые вступающим в брак и б) записки о бытии на исповеди, выдаваемые священниками в посты в церквах, прямо после исповеди, тем лицам, которым почему-либо надобно приобщиться в других церквах. 4) Утвержденным господином Министром Финансов журналом комиссии за №125 выяснено, что, согласно отзыву господина Обер-Прокурора Святейшего Синода от 17-го августа 1875 г. за № 180, за церковными причтами следует признавать характер духовно-правительственных учреждений, пользующихся одинаковыми правами, как и светские правительственные установления, как по п. 3 ст. III Высочайше утвержденного 17-го апреля 1874 г. мнения Государственного Совета, делопроизводство правительственных установлений освобождено от оплати гербовым сбором, то поэтому от сбора сего свободны: а) сведения, сообщаемые одними причтами другим о вероисповедании желающих вступить в брак и о беспрепятственности со стороны причтов к повенчанию их прихожан в других церквах и б) сношения одних причтов с другими об оглашениях о женихах и невестах, живущих в разных приходах. Что же касается письменных дозволений родителей их детям на вступление в брак, то дозволения эти, как выдаваемые одними частными лицами другим таковым же лицам и не касающихся ни имущественных сделок, ни личных долговых обязательств, не подлежать гербовому сбору. 5) По п. 1 ст. 6 герб. уст. копии с документов, представляемых при прошениях и заявлениях частных лиц в правительственные установления и к должностным лицам, подлежат оплате 40 коп. с листа гербовым сбором; а в п. 3 № 151 алфавитного к гербовому уставу перечня пояснено, что гербового сбора изъяты копии с таких документов (актов), которые не подлежат оплате сим сбором. Поэтому в случае обратного требования представленных к церковным причтам подлинных документов и оставления при церквах копий с сих документов, из числа таковых копий подлежат оплате 40 коп. с листа гербовым сбором копии с таких документов, которые сами подлежат оплате означенным сбором; копии же с документов, свободных от гербового сбора, не подлежать сему сбору. 6) В гербовом уставе не содержится запрещений включать в один документ разные сведения, касающиеся личности и гражданского состояния одного и того же лица. Поэтому если принятыми по духовному ведомству правилами дозволено писать на одном листе нужные для брачующихся лиц сведения: а) о рождении, б) о вероисповедании, в) о бытии у исповеди и св. причастия и г) о беспрепятственности к совершению брака со стороны причта и родителей лиц, вступающих в брак и т. п., то все таковые сведения могут быть писаны на одном листе 40 коп. гербовой бумаги, или на одном листе простой бумаги, с наклейкою на нем одной 40 коп. гербовой марки. По сим соображениям, комиссия журналом, утвержденным 16-го апреля 1877 г. господином Министром Финансов, положила: 1) что метрические выписки, выдаваемые причтами детям, поступающим в учебные заведения всех ведомств, и справки из исповедных росписей о летах лиц, записанных в эти росписи, подлежат оплате 40 коп. гербовым сбором, за исключением лишь тех из означенных справок, которые выдаются по делам об отбывании воинской повинности и потому изъяты от гербового сбора на основании п. 2 ст. 45 герб. уст. 2) Что делаемые на паспортах и билетах надписи о повенчании или смерти и погребении показанных в оных лиц не подлежат оплате гербовым сбором. 3) Что свидетельства о бытии на исповеди вообще и в частности, выдаваемые воспитанникам учебных заведений для представления училищным начальствам, таковые же исповедные свидетельства, выдаваемые вступающим в брак, а равно и записки о бытии на исповеди, выдаваемые священниками в посты в церквах, прямо после исповеди, свободны от гербового сбора. 4) Что сбору сему не подлежать: а) сведения, сообщаемый одними причтами другим о вероисповедании желающих вступить в брак и о беспрепятственности со стороны причтов к повенчанию их прихожан в других церквах; б) сношения одних причтов с другими об оглашениях о женихах и невестах и в) письменные дозволения родителей их детям на вступление в брак. 5) Что из числа оставляемых при церквах копий с документов подлежат оплате 40 к. с листа гербовым сбором копии с таких документов, которые сами подлежать оплате означенным сбором; копии же с документов, изъятых от гербового сбора, не подлежать сему сбору и 6) Что если по принятым по духовному ведомству правилам дозволяется писать на одном листе нужные для брачующихся лиц сведения: а) о рождении, б) о вероисповедании, в) о бытии у исповеди и св. причастия и г) о беспрепятственности к совершению брака со стороны причта и родителей брачующихся лиц и т. п., то все таковые сведения могут быть написаны на одном листе 40 коп. гербовой бумаги, или на одном же листе простой бумаги с наклейкою на оном одной 40 коп. гербовой марки. Приказали: о содержании вышеизложенного отзыва Министра Финансов объявить циркулярно по духовному ведомству чрез припечатание в «Церковном Вестнике» по принятому порядку.

425. От 9 марта (17 апреля) 1876 (№ 410). О случаях применения нового устава о гербовом сборе к делам бракоразводным.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод слушали предложение господина товарища Синодального Обер-Прокурора, за № 248, относительно применения нового гербового устава к делам по искам о расторжении браков.

В семь предложении изложено:

На основании ст. 260 уст. дух. Консисторий производство в Консистории по искам брачного развода совершается на гербовой бумаге. Между тем в постановлениях нового устава о гербовом сборе, Высочайше утвержденного 17 апреля 1874 года, в числе бумаг, подлежащих оплате гербовыми пошлинами, не упоминается о делопроизводстве в Консисториях по бракоразводным делам и статьею III пункт. 3 Высочайше утвержденного 17 апреля 1874 года мнения общего собрания Государственного Совета по поводу проекта нового устава о гербовом сборе, положено не подвергать гербовому сбору делопроизводства в судебных и административных местах, за исключением бумаг, исчисленных в новом уставе о гербовом сборе. Вследствие сего секретарь одной из Консисторий просит разрешить: должно ли и дыне, после введения нового устава о гербовом сборе, все делопроизводство Консистории по бракоразводным делам вести на гербовой бумаге, или же и к таким делам должно быть отнесено постановление об освобождении делопроизводства в присутственных местах от оплаты гербовыми пошлинами? Вопрос о гербовом сборе за бумагу для делопроизводства разрешается Высочайше утвержденным 17 апреля 1874 года мнением Государственного Совета по проекту нового устава о гербовом сборе, в коем, между прочим, постановлено: а) со введением в действие нового устава о гербовом сборе отменить все узаконения, несогласные с правилами Сего устава (III, п. 1) и б) не подвергать гербовому сбору делопроизводство в судебных и административных присутственных местах и у должностных лиц, за исключением бумаг, исчисленных в новом о сем сборе уставе (III, п. 3). Таким образом, указанная в рапорте секретаря Консистории 260 ст. уст. дух. Конс. должна считаться отмененною со времени введения в действие нового гербового устава и все производство по делам бракоразводным должно быть освобождено от гербового сбора. Затем лишь следующие бумаги по делам бракоразводным подлежат, на основании 1, 2 и 5 пункт. 6 ст. герб. уст. 17 апреля 1874 г., оплате гербовым сбором: 1) просьба, подачею которой возбуждается иск о разводе (уст. дух. Конс. ст. 242); 2) свидетельства, выдаваемые врачебными управлениями о болезни истца или ответчика (уст. дух. Конс. ст. 244); 3) засвидетельствованная копия с искового прошения, выдаваемая на основании 248 ст. уст. дух. Конс. ответчику; 4) доверенности, выдаваемые на основании 244 и 251 ст. уст. дух. Конс. истцами и ответчиками и 5) отзывы, подаваемые на основании 259 ст. уст. дух. Конс. на решение епархиального начальства. Приказали: о настоящем предложении господина товарища Синодального Обер-Прокурора, относительно применения Высочайше утвержденного 17 апреля 1874 года гербового устава к делам бракоразводным, дать знать по духовному ведомству, для исполнения и руководства, чрез напечатание в «Церковном Вестнике».

426. От 8 марта 1869 г. О выдаче метрических свидетельств по отношениям присутственных мест.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали рапорт Преосвященного Полтавского, в котором просит в разрешение указа: следует ли, и в каких именно случаях, выдавать метрические свидетельства по отношениям присутственных мест и начальств. Приказали: по соображении настоящего представления Полтавского Преосвященного с законом, оказывается, что п. 14. ст. 117 уст. пошл. (изд. 1857 г.) устраняет всякое недоумение относительно обязанности духовных Консисторий выдавать «из метрических книг свидетельства о браках и о рождении и крещении рожденных в браке детей» как по прошениям частных лиц, так и по отношениям присутственных мест; а содержащееся в этом пункте указание, что определение о выдаче такового свидетельства, и самое свидетельство, в обоих случаях, пишутся на установленной гербовой бумаге «и бумага сия требуется или взыскиваются гербовая пошлины с просителей» – предотвращает, возможность предусматриваемого Преосвященным ущерба казенного интереса от удовлетворении ходатайств присутственных мест, и начальствующих лиц о выдаче метрических свидетельств. Но при этом, имея в виду, что подобные недоумения уже и прежде возникали и по другим епархиям и что даже в настоящее время имеются в виду жалобы гражданских начальств на неудовлетворение епархиальными начальствами требований о высылке метрических свидетельств, Святейший Синод, признавая нужным обратиться к самому постановление, на коем основан означенный пун. 14 ст. 117 уст. пошл., усматривает, что узаконение это извлечено из распубликованного во втором полном собрании законов под № 17470 Синодского указа 31-го декабря 1843 года; при распубликовании же сего указа Святейший Синод руководствовался ст. 11, 20, 53, 54, 55 и 63 т. V. уст. пошл, и ст. 3748, 3749, 3750 и 3760 зак. гражд. (изд. 1842 г.), соответствующими по изд. 1857 года ст. 11, 24,58, 63, 64 и 73 уст. пошл, и ст. 1786, 1787, 1788 и 1789 зак. суд. гражд. По рассмотрении сих узаконений, Святейший Синод приходит к убеждению, что епархиальные начальства обязаны удовлетворять требования начальственных мест и лиц о выдаче метрических свидетельств (ст. 1576 зак. сост.), при чем производство и отзывы по сим требованиям должны, на основании ст. 63 уст. пошл., быть писаны на гербовой бумаге, которую сам проситель или его поверенный, буде они на лицо, обязаны представить; если же, за отсутствием или ненахождением просителей и их поверенных, от них не может быть истребовано или представлено нужного на производство дел количества гербовой бумаги, в таком случае, на основании ст. 24 и 64 уст. пошл., производство чинить на простой бумаге; но при доставлении свидетельства, уведомлять о количестве простой бумаги, употребленной вместо гербовой. О чем Святейший Синод определяет дать знать циркулярными указами Преосвященному Полтавскому, в разрешение его представления, а прочим епархиальным Архиереям для сведения и руководства.

427. 26 февраля 1874 г. О количестве гербового сбора, взыскиваемого при выдаче метрических свидетельств по требованиям присутственных мест.

Свят. Синод слушали предложенное г. Синодальным Обер-Прокурором ходатайство одного дворянского депутатского собрания об отмене распоряжения местной духовной Консистории, до коему сия последняя, выдавая, согласно циркулярному указу Св. Синода от 8 марта 18§9 г., метрические свидетельства по отношениям депутатского собрания, взыскивает вместе с гербовыми пошлинами еще 70 коп. за лист прошения, с которым лицо, о коем депутатское собрание относится, должно было само обратиться в Консисторию. Сообразив с законами это ходатайство дворянского собрания, Св. Синод находит: по уставу духовных Консисторий, Высочайше утвержденному 27 марта 1841 года, ст. 273 и по св. зак. т. X ч. I ст. 122, метрические свидетельства о браке и рождении выдаются только духовными властями и притом только лицам, поименованным в ст. 274 устава Консисторий, а следовательно и с прошениями о выдаче таковых свидетельств следует обращаться не в депутатские собрания, а к местам и лицам духовного ведомства. Хотя, на основании п. 14 ст. 117 уст. о пошл. т. V., Синодальным указом 8 марта 1869 года предписано духовным учреждениям выдавать метрические свидетельства и по отношениям присутственных мест, но при этом постановлено соблюдать требуемое приведенным п. 14 ст. 117 правило, чтобы дела этого рода производились на гербовой бумаге. Здесь под словом «дела» следует разуметь и прошения о начатии сих дел, ибо просьбы по этому предмету не могут входить в состав прошений, подаваемых частными лицами в депутатские собрания, так как в сии собрания, согласно ст. 144–147 т. IX зак. о сост., должны быть представляемы уже предварительно полученные просителями метрические свидетельства. По сим соображениям, признавая упомянутое распоряжение духовной Консистории правильным, Свят. Синод определяет: в изъясненном ходатайстве дворянского депутатского собрания отказать, и, для сведения о сем и руководства в нужных случаях, дать знать по духовному ведомству печатными указами.

428. От 12 (26-го июля) 1878 года. Относительно применения гербового устава в случаях требований сословными и правительственными учрежденьями высылки метрических свидетельств из духовных Консисторий.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: Преосвященный Литовским представлением, от 21-го февраля 1877 года за № 1495, испрашивал разрешения о том – следует ли подвергать гербовому сбору прошения и ответы при требовании в форме отношений метрических свидетельств дворянскими депутатскими собраниями и вообще правительственными учреждениями и лицами, например полицейскими чинами, директорами училищ и т. п. и нередко о их же собственных детях. Особая комиссия, учрежденная при Министерстве Финансов для разрешения вопросов, возникающих при применений нового гербового устава, в которую вследствие сношения Синодального Обер-Прокурора с Министром Финансов, было передано на рассмотрение означенное представление Преосвященного Литовского, нашла: 1) указом Правительствующего Сената от 4-го марта 1876 года (собр. узак. за 1876 г. № 42), согласно с заключением комиссии, пояснено, что по смыслу 6 ст. п. 1, 2 и 3 и ст. 7 герб. уст. оплате Гербовым сбором не подлежат: а) прошения, заявления и соответствующие им бумаги, подаваемые от имени городских, земских и сословных учреждений в правительственные установления и должностными лицам, извещения и объявления, выдаваемые или посылаемые в ответ на таковые прошения и вообще все письменные сношения городских, земских и сословных учреждений с правительственными и должностными лицами и б) подаваемые частными лицами в городские, земские и сословные учреждения прошения и заявления, выдаваемые и посылаемые в ответ на оные извещения и объявления, а равно и всякие удостоверения и свидетельства, выдаваемые городскими, земскими в сословными учреждениями частным лицам, за исключением лишь тех из сих удостоверений и свидетельств, которые выдаются по просьбам частных лиц для представления в правительственные установления и которые потому на основании п. 3 ст. 7 герб. уст. подлежат 40 коп. с каждого листа гербовому сбору. Согласно вышеизложенному разъяснению Правительствующего Сената, гербовому сбору не должны бы также подлежать ни подаваемые частными лицами в городские, земские и сословные учреждения протеши об истребовании метрических свидетельств из духовных Консисторий или от церковных причтов, ни отношения помянутых учреждений в Консисторию или к причту, ни ответы на означенные отношения. 2) Если частное лицо, вместо подачи прошения о выдаче метрического свидетельства по принадлежности в духовную Консисторию, обратится с письменным прошением в какое-либо правительственное установление или к должностному лицу об истребовании метрического свидетельства из Консистории, то таковое прошение и ответ на оное должны, на основании ст. 73 герб, уст., быть оплачиваемы гербовым сбором предварительно какого-либо по прошению производства и обязанность требовать таковой уплаты сбора лежит на том правительственном установлении или должностном лице, которому подано прошение об истребовании метрического свидетельства из духовной Консистории. Затем все по таким отношениям письменные сношения правительственных установлений или должностных лиц с духовными Консисториями о высылке метрических свидетельств, а равно и ответы, отзывы или извещения самых Консисторий, как бумаги делопроизводственный, не подлежат оплате гербовым сбором. 3) Отношение какого-либо правительственного установления или должностного лица в духовную Консисторию о высылке метрического свидетельства, для выдачи оного частному лицу без предварительной подачи о том письменного прошения со стороны сего лица, не должно быть вовсе допускаемо, так как метрическое свидетельство требуется в интересах частного лица, по частному его делу, и так как переписка правительственного установления или должностного лица с Консисториею о высылке свидетельства, облегчая просителю самое получение свидетельства, не должна служить поводом к уменьшению дохода казны от гербового сбора, подлежащего взысканию в случае обращения частного лица, по общему порядку, с прошением о выдаче метрического свидетельства по принадлежности в духовную Консисторию. 4) Так как при истребовании от духовных Консисторий метрических свидетельств для частных лиц чрез учреждения городские, земские и сословные, учреждения эти не сами разрешают ходатайства о высылке свидетельства, а служат лишь посредствующею инстанциею между частным лицом и Консисториею, в которую прошения о выдаче свидетельства должны быть представляемы оплаченными гербовым сбором, то в этих случаях помянутые учреждения, предварительно сношения с духовною Консисториею, должны требовать взноса гербового сбора за прошения и ответ на оное. 5) В тех же случаях, когда какое-либо правительственное установление или должностное лицо или учреждение городское, земское или сословное отнесется в духовную Консисторию о высылке метрического свидетельства не для выдачи оного частному лицу, а для доставления оного как документа, необходимого по какому-либо делу, производящемуся в правительственном установлении, у должностного лица или в городском, земском или сословном учреждении, все письменные о высылке метрического свидетельства сношения помянутых мест или лиц с Консисториею, ответы оной, а равна и самые метрические свидетельства, как составляющие бумаги делопроизводственные, не подлежат оплате гербовым Сбором, но при этом в самых высылаемых метрических свидетельствах духовными Консисториями должно быть прописываемо, что они выдаются для препровождения в такое-то место или к такому-то должностному лицу, по такому-то делу. О таковом разъяснении сего вопроса комиссия журналом, утвержденным 3-го сентября 1877 года г. Министром Финансов, положила представить Правительствующему Сенату. Правительствующий Сенат, сообразив представление товарища Министра Финансов, изложенное в рапорте его от 9-го сентября 1877 года за № 3107, как с приведенными в оном узаконениями, так и с прежним своим определением, от 4-го марта 1876 года, нашел вполне правильным состоявшееся в Министерств Финансов разъяснение по вопросу о применении гербового устава 17-го апреля 1874 года в случаях требований сословными и правительственными учреждениями высылки метрических свидетельств из духовных Консисторий, а потому 4-го октября 1877 года определил: означенное разъяснение утвердить. Приказали: о содержании вышеизложенного разъяснения особой комиссии при Министерстве Финансов рассмотренного и утвержденного Правительствующим Сенатом по определению от 4-го октября 1877 года, относительно применения гербового устава в случаях требований сословными и правительственными учреждениями высылки метрических свидетельств из духовных Консисторий, дать знать по духовному ведомству для исполнения и руководства чрез напечатание в «Церковном Вестнике». Августа 11-го дня 1878 года.

429. поверке очередных рекрутских списком с метрическими книгами при церквах.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод приказали: всем Преосвященным епархиальным Архиереям, объявя печатными указами, что Министерство Государственных Имуществ, имеющее, для рекрутских наборов, нужду в ежегодных сведениях из метрических книг о казенных поселянах 20 летнего возраста, положило на основании определения Святейшего Синода от 19 июня сего (1840) года, принять за правило: «Очередные рекрутские списки, в отношении лет подлежащих отдаче в службу, поверять по метрическим книгам при самых церквах, где кто рожден и крещен и эту поверку производить по распоряжению Министерства, или чрез чиновников его ведомства или чрез старших волостных начальников с волостными писарями, пред наступлением каждого рекрутского набора», вместе с тем предписать им, Преосвященным, чтобы они вменили в обязанность всему духовенству, в случаях надобности, немедленно допускать чиновников Министерства Государственных Имуществ и волостных начальников с писарями к поверке очередных рекрутских списков, по метрическим при церквах книгам, и чтобы таковая поверка производилась не иначе, как в церкви в приличном месте и в присутствии кого-либо из причта, имеющего наблюдать за целостью метрических документов, при чем препроводить по одному экземпляру копий с сих указов собственно для епархиальных Преосвященных, для канцелярий Консисторий и для, духовных правлений87. Сентября 12 дня 1840 года.

430. О форме свидетельств, выдаваемых священно и церковнослужителями о принадлежности лиц к православию или единоверию.

Святейший Правительствующий Синод имели рассуждение о том, что Высочайшим Его Императорского Величества повелением, состоявшимся в 1854 году, постановлено: «при объявлении купеческих капиталов требовать от предъявителей свидетельств о принадлежности их к православной церкви безусловно, или на правилах единоверия; не предъявившим же таковых доказательств, каковыми могут быть выписки из метрических или исповедных книг, выдавать свидетельства по гильдиям на временном праве». Во исполнение сего повеления священно и церковнослужители и выдавали упомянутые свидетельства. Но как акты сии не облечены в известные формы, то Святейший Синод, желая дать единообразие, поручил присутствующему в оном, Преосвященному Архиепископу Ярославскому Нилу, составить таковые формы. Преосвященный Нил, составив четыре формы свидетельств: 1) искони состоящим в православии; 2) новоприсоединенным из раскола к православной церкви; 3) новоприсоединенным из раскола же к единоверческой церкви и наконец 4) чужеприходным, представил сии формы па благоусмотрение Святейшего Синода. Приказали: утвердив упомянутые четыре формы свидетельств об исполнении христианского долга исповеди и Св. Причастия, – разослать оные при печатных указах по всему духовному ведомству для должного и непременного исполнения, с тем, чтобы свидетельства по сим формам, на точном основании записей в церковных документах, выдаваемы были приходскими причтами предъявителям купеческих капиталов, по первому востребованию их, без малейшего задержания. Декабря 31 дня 1856 года.

Форма 1-я.

Для принадлежащих искони к православию.

Свидетельство.

Мы нижеподписавшиеся, священно и церковнослужители Ярославской епархии, Ростовского уезда, Николаевской церкви села Лазорцева, сим свидетельствуем, что прихожанин наш Ростовский купец Иван Яковлев Соболев, с женою своею Авдотьею Михайловою, детьми Алексеем 18 лет и Димитрием 10 и братом Стефаном 15 л., у исповеди и Св. Причастия бывают постоянно, и обязанности православного христианина исполняют; малолетних же детей своих Евстафия 5 и Кирилла 8 л., воспитывают в православной вере.

Для удостоверения в чем и дано им, Соболевым, свидетельство сие за надлежащим подписом и печатью.

Священник... Диакон... Дьячок... Пономарь.

» » ноября

1856 года.

Форма 2-я.

Для новоприсоединенных к православию.

Свидетельство.

Мы нижеподписавшиеся, священно и церковнослужители Ярославской епархии, Романо-Борисоглебской Свято-Троицкой церкви, свидетельствуем, что предъявитель сего Романо-Борисоглебский купец Яков Стефанов Милютин, с женою своею Анною Васильевою и детьми, Алексеем 20 лет и Петром 7 лет, согласно желанию их, присоединены нами по чиноположению, в прошедшем 1855 году, из раскола ко Святой православной церкви (что и значится в метрических церкви нашей книгах под №). И за тем лица сии бытием у исповеди, причащением Св. Таин и исполнением других христианских обязанностей доказывають принадлежность свою к православной церкви.

В удостоверение чего дано им, Милютиным, свидетельство сие за надлежащим подписом и печатью.

Священник... Диакон... Дьячок... Пономарь.

» » ноября

1856 года.

Форма 3-я.

Для новоприсоединенных из раскола к единоверию.

Свидетельство.

Мы нижеподписавшиеся, священно и церковнослужители Ярославской епархии, Романо-Борисоглебской единоверческой Архангельской церкви, свидетельствуем, что предъявитель сего Романо-Борисоглебский купец Петр Иванов Серебряков, с женою Анною Арсеньевою и детьми: Феодором 20 лет и Яковом 7 лет, согласно желанию их, присоединены нами по чиноположению, в прошедшем 1855 году, к единоверию (что и значится в метрических церкви нашей книгах под №). И затем лица сии бытием у исповеди, причащением Св. Таин и исполнением других христианских обязанностей доказывают принадлежность свою единоверию.

В удостоверение чего дано им, Серебряковым, свидетельство сие за надлежащим подписом и печатью.

Священник... Диакон... Дьячок... Пономарь.

» » ноября

1856 года.

Форма 4-я.

Для чужеприходных.

Свидетельство.

Мы нижеподписавшиеся, священно и церковнослужители Ярославской епархии, Рыбинского уезда, Спасской церкви села Коприна, свидетельствуем, что предъявитель сего Тульский 3-й гильдии купец Иван Андреев Чистяков, с женою своею Екатериною Федоровою и детьми Иваном и Петром, объявив себя содержащими Св. православную веру, говели в нашей церкви на первой неделе Великого поста, сего 1856 года, потом исповедовались и сподобились Святого причастия.

В удостоверение чего и дано им, Чистяковым, свидетельствовав за надлежащим подписом и печатью.

Священник... Диакон... Дьячок... Пономарь.

» » ноября

1856 года.

431. О печатании по новому обращу бланков для метрических листов и других церковных документов.

Святейший Синод слушали предложение, господина Обср-Прокурора за № 291, с приложением представленного конторою Московской Синодальной типографии образца новой формы бланков для метрических листов и других церковных документов. В этой форме знаки льва и единорога заменены гербом двуглавого орла, с подписью под оным: «Московской Синодальной типографии», а в предупреждение контрафакции установлены заголовки, напечатанные церковно-славянским (ординарно-библейным ) шрифтом. И, по справке, приказали: утвердить сей образец, предоставить хозяйственному управлению сделать надлежащее распоряжение о напечатании по сему образцу бланков для метрических записей, с тем, как выражено в определении Святейшего Синода 6 ноября 1874 г. (15 января 1875 г.), чтобы метрические бланки, отпечатанные по новому образцу, отпускались из конторы типографии в Консистории, по удостоверении сими последними в совершенном израсходовали имеющихся и их распоряжении бланков прежней формы. О чем и объявить циркулярно по духовному ведомству печатными указами. Мая 17 дня 1875 года.

432. 4 апреля 1869 года, по Высочайшему повелению. Относительно изменения порядка приема и возврата детей, отдаваемых в С.-Петербургский и Московский воспитательные домы.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение господина Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 6-го минувшего марта за № 989, с приложением отношения Его Императорского Высочества Главно-Управляющего IV отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии за № 1118, относительно изменения порядка приема и возврата детей, отдаваемых в С.-Петербургский Воспитательный дом. В отношении Его Императорского Высочества объяснено: С.-Петербургский Опекунский Совет, в декабре 1867 года, уведомил господина Синодального Обер-Прокурора, для зависящих распоряжений по духовному ведомству, о Высочайше утвёржденных и в последствии распубликованных в указе Правительствующего Сената, от 1-го декабря 1867 года, новых правил для приема и возврата незаконнорожденных детей, отдаваемых в С.-Петербургский Воспитательный дом. Ныне Государь Император, по всеподданнейшему докладу Его Высочества, согласно заключению особой Высочайше утвержденной комиссии для пересмотра действующих законоположений по обоим Воспитательным домам, благоволив принять на вид, что редакция 1-го и 3-го пунктов указа Правительствующего Сената, от 1-го декабря 1867 года, подала повод к некоторым недоразумениям на практике, 17-го февраля сего года Всемилостивейшее повелеть соизволил: редакцию означенных пунктов изменить следующим образом: пункт 1-й. «Детей, приносимых в Воспитательный дом до отпадения у них пуповины, принимать туда беспрепятственно во всякое время дня и ночи, как это делается, во всякое время». Пункт 3-й. «Детей, приносимых в Воспитательный дом после отпадения пуповины, принимать не иначе, как крещенными, с представлением установленная свидетельства о рождении и крещении ребенка, которое, по желанно родителей, может быть представлено открытым или вложенным в запечатанный конверт. В сем последнем случае на конверте должна быть следующая надпись: – «свидетельство незаконнорожденного ребенка (имя рек, но без фамилии), родившегося (такого-то) года, месяца и числа, выданное (такой-то) губернии (такого-то) уезда (такого-то) города или села, священником (такой-то) церкви (имя рек)». Самый же конверт должен быть запечатан непременно церковною печатью. Вместе с тем, Государю Императору благоугодно было Высочайше повелеть: изложенные в указе Правительствующего Сената, от 1-го декабря 1867 года, правила для приема и возвращения детей, распространить, в новой их редакции, и на Московский Воспитательный дом, начиная с 1-го мая 1869 года, впредь по 1-е мая 1870 года, т. е. в виде опыта на один год. Сообщая о таковой Монаршей воле, Его Императорское Высочество просит о зависящем распоряжении, чтобы на будущее время духовенство всех православных церквей без замедления и беспрепятственно выдавало, по вновь установленной форме, запечатанные конверты с метрическими свидетельствами незаконнорожденных детей, приносимых в оба Воспитательные дома. При сем, препровождая сто экземпляров печатных конвертов для образца, Председатель С.-Петербургского Опекунского Совета присовокупляет, что таковые конверты могут быть высылаемы в С.-Петербургскую и соседние с нею епархии из правления С.-Петербургского Воспитательного дома, а в Московскую и ближайшие к ней епархии – из управления Московского Воспитательного дома. И, но справке, приказали: о вышеизъясненном Высочайшем повелении дать знать епархиальным Преосвященным, для зависящих распоряжений, указами, с приложением экземпляров конверта88.

* * *

84

Обыскные книги даются тем же порядком, как и метрические, но без ограничения времени, «на сколько стать может», «когда вся книга исписана будет».

85

Такого рода отметки на паспортах введены в употребление, по Высочайшему повелению, с 1812 г., что бы при живых женах не заключались на стороне новые браки.

86

В 1851 году снова подтверждается 16-го октября, чтобы метрические свидетельства были выдаваемы «всем лицам свободного состояния». Такие повторения одного и того же предписания показывают, что в практике долго держались прежние правила, «чтобы из Консистории выписи и свидетельства из метрических книг о рождении, вступлении в браки и о умерших не иначе даваемы были, как только по одним требованиям присутственных мест, где они к производящимся делам надобны будут». (Ук. 5-го марта 1803г).

87

По действующему ныне уставу о воинской повинности составление метрических выписок, как известно, возложено на священно – служителей, но данный указ тем не менее и доселе не утратил практического и руководственного значения в виде, что составление метрических выписок и для иных целей (например по требованию управ, волостных правлений для составления посемейных списков и т.п.) пытаются обратить в прямую обязанность церковного притча.

88

На одной стороне приложенного конверта напечатано следующее: «Метрическое свидетельство незаконнорожденная ребенка родившегося…..года …..месяца….. дня, выданное ….губернии,….уезда, ….села (города)…..священником…..церкви.

На другой стороне конверта (где печать) сказано: «конверт этот, должен быть запечатан ясно церковною печатью».


Источник: Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721-1878 г. - Москва : Типография М. Н. Лаврова и К°, 1879. - [1], III, 504 с.

Комментарии для сайта Cackle