Источник

Верхотурский уезд

Балакинское село. Покровская церковь. Балакинское село, расположенное в 150 в. к северу от Екатеринбурга и в 12 в. от станции Пермь-Тюменской ж. д. «Лая», на берегу речки Тагила, принадлежит к древнейшим поселениям восточного склона Урала. По преданию, первый поселенец в этом месте, какой-то старик Балакин, встречал хлебом-солью Ермака, плывшего по Тагилу для переправы в р. Туру. В настоящее время жители села и деревни Ясьвы занимаются земледелием и углежжением для ближайших заводов. Благодаря обилию хвойного леса, покрывающего склоны гор, климат довольно хороший. Почва глинистая и каменистая, местами чернозём. Первые поселенцы были сплошь раскольники. С 1745 года у них была часовня, впоследствии перешедшая к единоверцам. Единоверие здесь появилось в начале 30-х годов XIX ст., и сделало большие успехи, так что в 1844 г. не было здесь уже ни одного раскольника. Сначала единоверцы принадлежали к Св.-Троицкому Нижне-Тагильскому приходу, а с 1845 года в Балакине был открыт самостоятельный приход. Часовня была возобновлена в 1852 году, в 1867 году перестроена в церковь, которая сгорела до основания в 1888 г. После этого приход был снова приписан к Св.-Троицкой церкви, и отделён в самостоятельный уже только в 1895 г., 28 февраля. Храм вместо сгоревшего начат был постройкою в 1889 году, и освящён 2 июля 1890 года. В приходе существуют две часовни: в Лайском заводе, бывшая раскольническая, перешедшая к единоверцам в 1847 г., деревянная и очень ветхая; и в д. Ясьве, устроенная в 1859 г. во имя Св. Николая Чуд., тоже деревянная. С давних времён совершается крестный ход по полям 20 июля. Прихожан в настоящее время числится при церкви 906 м. п. и 912 ж. п.

Висимо-Шайтанский завод. Николаевская церковь. Раскольники жили в селении ещё до постройки завода. По местному преданию, ещё во времена патр. Никона поселился здесь раскольник Ал. Лазарев. В 1808 г. ими была построена часовня на усадьбе Огибенина, которая в 1848 г. по Высочайшему повелению передана была епархиальному начальству для устройства из неё единоверческой церкви. В 1857 г. она была перенесена на другое место, и обращена во временную церковь, причём вместо престола стоял аналой. До этого же времени в приходе, открытом ещё в 1851 г., церкви не было. В 1873 г. на средства прихожан, при помощи Демидовых и Верхотурского земства, построен был новый деревянный храм, освящённый в 1876 г. во имя Св. Николая Чуд. Прихожан, живущих в Висимо-Шайтанском, Висимо-Уткинском заводах, в деревнях Ближней и Дальней Галашках и Усть-Уткинской пристани числится 1 102 м. п. и 1 080 ж. п., раскольников 294 м. п. и 298 ж. п. При храме имеется дом для причта и здание церковной школы.

Выйский завод. Казанско–Богородицкая церковь. Единоверие в пределах Выйского прихода появилось одновременно с появлением его в Нижнем Тагиле, в начале 30-х годов XIX столетия. В это время здесь были две раскольнические часовни. Одна была построена в 1782 г. управляющими завода Беловым и Матусеевым на усадьбе крестьянина Уткина. Место для неё было освящено беглым попом Игнатием. В 1810 г. часовня была перестроена, а в 1831 г. была расширена при содействии приказчика Е. Устинова, причём перестройка производилась тайком от заводской конторы, и новые части построек замазывались грязью, чтобы не было заметно поправок. Часовня эта именовалась Устиновскою, потому что была куплена на имя Устинова, и Уткинскою, потому что усадьба принадлежала Уткину. Когда в 1837 г. Выйские раскольники не допустили к служению в этот часовне священ. Пырьева, часовня была запечатана. Другая часовня называлась Вогульскою, потому что стояла в бывшей деревне Вогульской, к тому времени уже слившейся постройками с Выйским заводом, который, в свою очередь, был только частью Нижне-Тагильского завода. В 1838 году и эта часовня была запечатана после того, как прихожане её не допустили совершать службы в ней свящ. Пырьева. 20 октября 1843 года жители Выйского завода постановили приговор о принятии единоверческого священника. 20 декабря 1844 г. к ним был определён священник А. Попов, и 24 января 1845 г. Уткинская часовня перешла к единоверцам. 14 ноября 1850 г. совершено было освящение места для алтаря, пристроена была колокольня, устроен иконостас, часовня снабжена была утварью, и 16 янв. 1857 г. освящена в церковь. В этом виде церковь существовала до 1871 года, когда её перенесли на другое место. На новом месте церковь была заложена 28 июля 1871 г., и освящена ноября 6-го, 1872 г. В 1898 г. от упавшей с запрестольного подсвечника свечи обгорела срачица на св. престоле, почему церковь была освящена вторично, 25 июня. В 1897 г. к церкви пристроены деревянные приделы, устроены каменная сторожка и кладовая. Принадлежащая церкви Вогульская часовня устроена была крестьянином Ефремом Сиротиным в 1813 г. из маслобойной. В 1822 году крестьянин этот ушёл в леса спасаться, и часовнею владел его сын Полиевкт. В 1838 г. этот, последний, и некоторые другие прихожане, опасаясь, что их часовня будет запечатана, как подвергавшаяся перестройке после 1826 г., пригласили свящ. Пырьева служить в этой часовне. Пырьев и совершал служение с 10–15 марта. Раскольники произвели беспорядок: обвинили Пырьева в самовольном захвате часовни, после чего часовня была запечатана. Так, запечатанною, эта часовня оставалась почти 10 лет, и под конец сами раскольники перестали заботиться об ней, так что в 1846 г. заводская контора доносила главной, что вогульская часовня стоит без всякого призора, и во избежание расхищения имущества к ней приставлен караул. 17 июня 1847 г. часовня эта была передана единоверцам. В 1851 году она перенесена была на другое место, пристроена к ней колокольня, впоследствии обшита тёсом, и внутри оштукатурена (в 1859 г.), в каковом виде остаётся и поныне. Прихожан при Выйской церкви в 1900 году числилось 1 817 д. м. п. и 1 984 ж. п., и сверх того: уклонившихся в раскол – 68 д. м. п. и 116 ж. п. Для причта имеется дом.

Кушвинский завод. Сретенская церковь. Единоверие в Кушве появилось в одно время с появлением его в Н.-Тагиле, и обязано своим распространением миссионерским трудам Нижне-Тагильского священника Пырьева. В 1845 г. был уже учреждён единоверческий приход, и ему передана была ещё 14 февраля 1844 г. перешедшая к единоверцам раскольническая часовня, построенная в 1808 г., и запечатанная 30 января 1839 г., после того, как раскольники произвели в часовне беспорядок во время служения в ней Пырьева. Часовня эта оказалась по ветхости для церкви негодною, почему решено было построить новую церковь. Для церкви было освящено Пырьевым место в 1847 г., а в 1851 г., благодаря участью и содействию горного начальника Фелкнера и генерала Глинки, деревянная церковь была уже построена за счёт казны, и освящена 8-го октября. Храм устроен по плану Н.-Тагильской Троицкой церкви, снаружи и внутри оштукатурен, и остаётся доселе в первоначальном виде. В Баранчинском заводе есть часовня. Была часовня и в деревне Лае – до пожара в 1899 г. При церкви два дома: в одном – квартира священника, в другом – страннопринмница и школа грамоты. Прихожан числится 1 494 д. обоего пола.

Нижне-Тагильский завод. Свято-Троицкая церковь. Население Н.-Тагильского завода, с самого основания его, было почти сплошь раскольническое, беглопоповской секты. В первой половине XVIII в. около селения жил беглый поп Иов, устроивший для себя небольшую часовню, в которой сам совершал богослужение по старым книгам. Окрестные жители почитали его за постническую жизнь, и по смерти его приходили на поклонение к могиле его, почитая за святого. В 1836 году могила его оказалась разрытою в ночь на 26 октября. Следствие, произведённое по сему поводу, окончилось Высочайшим повелением зарыть могилу, не исследуя праха Иова. В 1745 году келья Иова была расширена, и устроена обширная часовня старообрядцем А. Рябининым, сгоревшая в 1779 году. Вместо неё выстроена была им же ещё – новая, более обширная, перешедшая впоследствии к единоверцам. Все эти три часовни были построены в честь Пресвятой Троицы, и празднование этого дня началось ещё при Иове. Впоследствии Свято-Троицкая раскольническая часовня в Н.-Тагиле стала центром, объединявшим раскольников-беглопоповцев почти всего Урала, так как при ней, благодаря богатству и многочисленности прихожан, и покровительству управляющих заводом, всегда были беглые попы, для укрывания которых при часовне были устроены особые тайники. Единоверие появилось в Н.-Тагиле в начале 30-х годов XIX ст., благодаря проповеди миссионера Оглоблина и содействию управляющего Белова. Первый единоверец в Н.-Тагиле – Густомесов (с 1831 г.) был прихожанин Екатеринбургской Толстиковской церкви. У него на усадьбе была раскольническая часовня, к служению в которой он обещал допустить благословенного священника. Увлекаемые его примером, в январе 1835 г. Я. Морозов с 4 товарищами заявили миссионеру Оглоблину желание принять благословенного священника, и в апреле того же года подали в заводскую контору прошение об устроении им церкви. Владельцы завода и управляющие отнеслись к этой просьбе благосклонно, и церковь была начата постройкой в начале 1833 года. 4-го февраля 1833 года к Н.-Тагильским единоверцам был назначен священником о. Димитрий Козельский с тем, что бы до устроения церкви службы церковные он совершал в Густомесовской часовне. Но Густомесов в это время уже уклонился из единоверия в раскол, и не позволил служить в своей часовне Козельскому. Да и прочие единоверцы, которых в это время было в Н.-Тагиле около 450 душ, приняли его только по «исправлении», т. е. «перемазавши», как раньше принимали беглых попов. 26 апреля 1834 г. новая деревянная церковь для единоверцев была освящена во имя Св. Николая Чудотворца, и с этого времени число единоверцев стало быстро увеличиваться, так что уже 12 февраля 1835 г. к этой церкви был назначен второй священник Симеон Воинственский. Единоверцы, принявшие священника Козельского, образовали первый единоверческий приход в Н.-Тагиле, существовавший самостоятельно до апреля месяца 1872 года, когда он слился с приходом Свято-Троицким, основанным позднее. В 1835 г., 19-го марта, умер последний беглый поп Архип, служивший в Свято-Троицкой раскольнической часовне. Когда попытки найти ему преемника не удались, 7 человек из раскольников подали, во главе с Уткиным, владельцем домашней часовни, в главную заводскую контору заявление о согласии принять благословенного священника в Троицкую часовню, и 4 апреля 1837 года об этом был составлен приговор, причём согласники просили миссионера Оглоблина указать кандидатов на священническую и диаконскую вакансии в новом приходе. Оглоблин рекомендовал во священники диакона г. Шадринска Иоанна Стефановича Пырьева, который и был посвящён по старопечатным книгам 29 сентября 1837 г., в присутствии влиятельных единоверцев-прихожан, а 30 октября получил указ на исправление треб в Выйской часовне, принадлежавшей Уткину, который её для того уступал. Когда Пырьев по приезде в Н.-Тагиле хотел 8 октября служить в этой часовне, прихожане-раскольники не допустили этого, и часовня ;была запечатана гражданской властью, как перестроенная, вопреки закону, после 1826 г. Таким образом, Пырьев принуждён был совершать службы только в домах своих прихожан, ибо прихожане Никольской единоверческой церкви в свою церковь его не пускали. В 1838 г., с 10 по 15 марта, он совершал служение в так называемой Вогульской часовне, по приглашению владельца оной П. Сиротина, и некоторых других прихожан её. Однако, благодаря влиянию упорных раскольников, и здесь Пырьеву не пришлось долго совершать службы: часовня была запечатана. По Высочайшему повелению от 20 февраля 1842 г. Свято-Троицкая раскольническая часовня была передана единоверцам в марте месяце того же года. Передача происходила при упорном сопротивлении раскольников. Некоторые из них ворвались в часовню, и жили там более месяца, так что в действительное владение часовней единоверцы могли вступить только 18-го мая, когда раскольники дали подписку не противиться более передаче часовни, и 19 мая часовня была освящена. 4-го июня того же года часовня была освящена в церковь. В 1849 году был приобретён для церкви колокол в 744 п. 5 ф., что вызвало постройку каменной 4–х ярусной колокольни, построенной заводовладельцами в 1852 – 1853 г.г. по образцу колокольни Ивана Великого в Москве. В 1862 г., в память освобождения крестьян, в Свято–Троицкой и Никольской церквах были устроены иконы св. Александра Невского. Положено было также совершать крестный ход 30 августа по улицам, где живут единоверцы и раскольники, но так как прихожане этих церквей не могли прийти к соглашению, из какой церкви начинать крестный ход, то Святейший Синод и не разрешил его совершать. В том же году при Свято–Троицкой церкви был устроен придел во имя св. Александра Невского. В 1872 г., в ночь с 8 на 9 марта, Свято–Троицкая Церковь сгорела, причём ризница, иконы и каменная колокольня остались целы. Тогда прихожане Троицкой церкви стали ходить в Никольскую, и 9 апреля 1872 года прихожане составили приговор о соединении двух приходов в один, о расширении Никольского храма и об устроении нового каменного храма. Деревянный Никольский храм, построенный на средства заводовладельцев (стоимость постройки 28 369 р.), был расширен пристройкою в 1872–1873 г.г., а в 1889 г. был упразднён за ветхостью и ненадобностью после построения каменного храма. Последний был заложен 3 июля 1877 г., причём старая каменная колокольня вошла в новую постройку. 13 мая 1879 года законченный купол нового храма, уже покрытый железом и венчанный крестом, рухнул, повредив одну стену. Повреждённые части были разобраны, и здание было снова отстроено, и 10 ноября 1885 года главный престол церкви был освящён в честь Святой Троицы епископом Нафанаилом. Два другие придела были освящены: южный, во имя св. Николая, – 4-го мая 1886 г., и северный, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, – 27 сентября 1887 года. В 1894 году все три престола за ветхостью были заменены новыми. С тех пор церковь остаётся без изменения. В верхних ярусах иконостаса помещаются несколько икон, взятых из бывших раскольнических часовен. В библиотеке церковной есть старопечатные книги, перешедшие оттуда же, и, кроме того, рукопись (в 4 томах) протоиерея Иоанна Пырьева, излагающая документально всю историю возникновения и утверждения единоверия в Нижнем Тагиле. По этой рукописи была составлена интересная статья, напечатанная в Православном Собеседнике за 1886–87 г.г. под заглавием «О единоверии в Нижне-Тагильском округе». При храме в настоящее время есть каменная часовня во имя св. Николая, построенная на месте упразднённого Никольского храма. К ней совершается крестный ход 9-го мая. Прежде существовали в приходе ещё часовни: 1) в дер. Горбуновой, устроенная в 1805 роду на усадьбе Толешова; при ней был устроен скит, в котором настоятелем был лжемонах Товия, умерший в 1840 г.; потом скитники разошлись, и полиция хотела скит сжечь, но раскольники решили лучше передать строение единоверцам, и 26 ноября 1845 г. часовня была освящена; келья Товии была продана на слом, а в память о нём в часовне была устроена икона; 2) Покровская (Ортюгинская) в Н.-Тагильском заводе: была запечатана в 1840 г., а в 1848 году, 25 марта, передана единоверцам со всею утварью; в 1876 г. упразднена; 3) Густомесовская: запечатана была 22 октября 1833 года; в 1835 году передана была единоверцам, и в 1836 году перенесена была на кладбище, к могиле попа Иова; в ней был устроен иконостас, и предполагалось перестроить её в церковь. В 60-х г.г. грабители убили сторожа при часовне, и ограбили кружку, после чего мысль о перестройке часовни в церковь была оставлена, и здание её было продано в Баранчинский завод за 120 р. единоверцам, а иконы были распроданы в частные руки, звон и часть икон проданы для Медведевской церкви. Баранчинцы, перевезя железо с крыши и часть построек, и увидев, что перевозка обойдётся дорого, продали остальное Нижне–Тагильской раскольнице за 100 рублей, которая и устроила из материала этого фабрику для подносов. В последнее время прихожане решили в память столетия единоверия построить на первоначальном месте Густомесовской часовни здание для церковно-приходской школы (школа грамоты уже существует), и собрали на этот предмет около 1 000 рублей. Прихожан при церкви числилось в 1901 году 4 255 м. п. и 4 702 ж. п., в том числе уклонившихся в раскол 429, раскольников-безпоповцев 879, австрийцев 9 и сектантов 4. Для причта имеется дом.

Нижне-Салдинский завод. Николаевская церковь. Единоверческий приход в селении открыт в 1845 г. Единоверцам была передана раскольническая часовня, построенная в 1829 году, которую единоверцы обратили во временную церковь, пристроивши алтарь и паперть, и освятили 20-го января 1857 года. 29 сентября того же года на средства заводовладельца был заложен новый каменный храм, освящённый 2 июля 1867 г., и существующий доныне без изменения. В Верхне-Салдинском заводе есть часовня, построенная заводовладельцем в 1837 году. С 1862 года совершается крестный ход на рыночную площадь для служении молебна, в память бывшего в том году пожара. Для священника имеется дом.

Черноисточенский завод. Покровская церковь. Единоверческий приход в Черноисточенском заводе открыт в 1845 г. 20 июня 1846 года был заложен, и 29 сентября 1852 г. освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы каменный храм. Устроенный заводовладельцами Демидовыми, храм остаётся доселе в первоначальном виде. В храме имеется древнее Евангелие напрестольное, напечатанное в 7114 году от сотворения мира при патриархе Гермогене и царе Василие Ивановиче (Шуйском). Евангелие было приобретено и подарено церкви управляющим Нижне-Тагильскими заводами Д.В. Беловым. Оно в сребро-позлащённом окладе, весом 10 ф. 42 зол. На верхней доске изображения 4 евангелистов и распятия, на нижней – Покрова Пресвятой Богородицы. В 1892 г. выстроен для священника дом. Прихожан при церкви числится 1 050 д. м. п. и 1 175 д. ж. п., раскольников 555 м. п. и 580 ж. п. Часть прихожан живёт в деревне Елизаветинской – в 15 в. С 1893 года открыта смешанная церковно-приходская школа, в собственном помещении.


Источник: Приходы и церкви Екатеринбургской епархии: [Исторический очерк]. - Екатеринбург: Братство св. праведного Симеона, верхотурского чудотворца, 1902. - [2], IV, 612, XXXI с.

Комментарии для сайта Cackle