Источник

Шадринский уезд

Шадринск. Свято-Троицкая церковь. Единоверческий приход г. Шадринска образовался из переселившихся из разных мест в этот город единоверцев, которые до 1839-го года обращались за удовлетворением христианских нужд своих сначала в единоверческую церковь г. Екатеринбурга, потом в с. Сосновское, а с 1839-го года образовали самостоятельный приход. В настоящее время, кроме единоверцев, живущих в г. Шадринске, к приходу принадлежат также жители сёл: Красномысского, Могильского и деревень: Тюриковой, Деулиной, Коврижской, Воробьёвой, Хлызовой и Больше-Погорельской, отстоящих от города в 2–12 верстах. Всех прихожан числится за последнее время 413 д. м. п. и 447 ж. п. Свято-Троицкий каменный храм устроен на средства Шадринского купца Зотика Черепанова в 1839 году. Он был перестроен из небольшого здания, устроенного Черепановым на своей усадьбе для выделки восковых свеч. К первоначальному каменному зданию была пристроена деревянная колокольня и надстроен купол. Освящена церковь 18 декабря 1839 г. Как внутреннее, так и наружное устройство её со времени основания существенным переменам не подвергалось: только иконостас был позолочен в 1870 году, да царские врата были устроены новые. В 1888 г. была устроена на церковном погосте каменная часовня с иконою Нерукотворённого образа Христа Спасителя, в память события 17 октября. К этой часовне 17 октября совершается крестный ход и отправляется молебствие. При храме на церковной земле выстроены полукаменный двухэтажный дом для священника и деревянный дом для церковника, при которых имеются также и все необходимые надворные постройки.

Богословское село (Памылово тож). Иоанно–Богословская церковь. Село Богословское, расположенное на правом берегу речки Яутлы, основано переселенцами из Беляковской волости Камышловского уезда Феодором Тениным и Костерей Прохоровым во второй половине XVIII ст. Первый из них носил прозвище Помалушка, и по имени его селение называлось первоначально Помалово, или Памылово. До начала XIX ст. все жители были ревностные раскольники-нетовцы. У них была часовня, стоявшая на усадьбе крестьянина Глядельщикова, имевшего много старопечатных книг, по которым он сам справлял церковную службу. При образовании единоверческого прихода часовня и всё имущество её перешло к единоверцам. Единоверие появилось в Помалове в 80-х годах XIX столетия, и первые единоверцы принадлежали к приходу Толстиковской (Спасской) церкви г. Екатеринбурга, потом – к приходу Сосновского села. 16 мая 1839 года назначен был в Помалово священник В.И. Торопов, а 5 июля 1840 г. заложена была церковь во имя св. Ап. Иоанна Богослова, и освящена 8 марта 1841 г. С этого времени село носит название Богословского. Вскоре после постройки церковь два раза (в 1843 и 1844 г.г.) загоралась, и во второй раз обгорела довольно сильно – так, что пришлось обновить иконостас и св. престол, после чего церковь была освящена вторично. Во время сильного пожара в 1870 году, когда сгорело почти всё село, церковь уцелела. В настоящее время в приходе церкви, состоящем, кроме села, из четырёх деревень – Калмаковой, Теплоуховой, Яутлинской и Мостовой, – в расстоянии от 3 до 15 вёрст от села, – числится прихожан 569 м. п. и 648 д. ж. п. Прихожане занимаются земледелием. Для помещения причта имеется церковный дом. В селе существует с 1892 г. школа грамоты, смешанная, помещающаяся в наёмном здании.

Горскинское село. Николаевская церковь. Горскинское село расположено в сырой болотистой местности, при речке Беляковке, в 65 в. от уездного города к северу. Почва чернозёмная и супесок, климат нездоровый. Горскинское село издавна было населено раскольниками. Первые единоверцы в 40-х годах XIX ст. принадлежали к приходу села Казаковского. В 1864 г. был учреждён самостоятельный приход, и устроена деревянная, на каменном фундаменте, церковь с колокольнею, обшитая снаружи тёсом, крытая железом, и обнесённая деревянною оградой. Церковь освящена 19 июня 1864 года, и остаётся без изменений. Прихожан, живущих, кроме села Горскина, в с. Басмановском, деревнях: Трёх-Озёрной, Беляковской, Новой, Калиновке и Зарубиной, числится 559 м. п. и 583 ж. п., раскольников 273 об. п. Все они занимаются хлебопашеством и продажею огородных семян в губ. Тобольской и Оренбургской. С 1896 г. в селе существует смешанная церковно-приходская школа, помещающаяся в наёмном здании.

Иванищевское село. В селе Иванищевском издавна существовали раскольники-безпоповцы, имевшие деревянную часовню. В 1836 году часовня эта была перестроена в церковь, и освящена 21 июня 1836 года во имя Покрова Пресв. Богородицы. Прихожан в этом году числилось при церкви 288 д. м. п. и 274 ж. п. В 1871 г. храм сгорел. Церковное имущество, св. Престол, антиминс на холсте, освящённый в лето 7156 при патриархе Иоасафе, и 6 колоколов от пожара сохранились. Из остатка церкви сооружена была часовня, в которой и совершалось богослужение до 1879 года. В 1875 году заложена была новая каменная церковь, освящённая в 1879 году, также во имя Покрова Пресв. Богородицы. Иконостас в новой церкви был поставлен спасённый из старой, и заменён новым в 1887 году. Иконы в новом иконостасе поставлены старые. В церковной ограде по углам стоят два деревянных амбара.

Казаковское село. Покровская церковь. Село Казаковское, расположенное при речке Беляковке, в 66 в. от уездного города, существовало уже в половине XVIII столетия, и было населено раскольниками. В 1833 году здесь было уже достаточное число единоверцев, для которых в 1834 году была построена церковь, освящённая в 1838 г. В 1884 году эта церковь сгорела, и взамен её в 1891 году заложена новая, деревянная же, на каменном фундаменте, и освящена в 1896 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1884 по 1896 годы богослужение совершалось в часовне, построенной на месте сгоревшего храма. К приходу принадлежат 11 деревень и 2 села, в которых считается прихожан 868 м. п. и 878 ж. п. Все они занимаются земледелием. В селе Казаковском с 1900 г. существует смешанная школа грамоты, помещающаяся в наёмном здании.

Каргапольское село. Покровская церковь. Приход этой церкви до 1895 года носил название «Вороновскаго» вследствие того, что церковь единоверческая до этого года находилась не в с. Каргопольском, а в д. Вороновой. Особой отдельной территории приход не занимает: прихожане его жительствуют в разных сёлах и деревнях, принадлежащих приходом к другим церквам. Так, в настоящее время прихожане Каргапольского единоверческого прихода живут среди шести приходов: Каргапольского – в самом селе, и в деревнях Володиной и Хромовой; Бакланского – в деревнях Журавлёвой, Барсуковой и Долгой; Осиновского – в д. Колмогоровой; Усть-Миасского – в деревнях Нечунаевой и Мишагиной; Кондинского – в самом селе и в дер. Смолиной, и Житниковского – в самом селе и деревнях Тукманной и Жикиной. Прихожане все русского племени, по сословию крестьяне, по занятию хлебопашцы. Численность их в настоящее время равняется 833 д. м. п. и 956 д. ж. п., из которых 429 м. п. и 505 ж. п. состоят в расколе. Образование прихода относится к 1836 году. В этом году присоединившиеся из раскола к Св. Православной Церкви на правилах единоверия сделали на свой счёт пристройку алтаря и звонницы к существовавшей в д. Вороновой раскольнической деревянной молельне, и стали хлопотать об освящении храма, каковое и состоялось в том же году, 21 мая, по благословению Аркадия, Архиепископа Пермского и Верхотурского. В этом храме богослужение совершалось до 21 ноября 1895 года, к каковому времени храм этот пришёл в совершенную ветхость, и поэтому ещё в 1890 году, по благословению Поликарпа, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, был заложен настоящий каменный однопрестольный, в честь Покрова Пр. Богородицы, но уже не в Вороновском селе, а в Каргапольском, как занимающем центральное место в приходе. 11 декабря 1895 года этот храм был освящён. Средствами для построения нового храма служили отчасти пожертвования от прихожан, а главным обрезом – помощь извне. Так, от Св. Синода было отпущено 3 400 руб., от Пермского Управления Государственными имуществами – до 1 000 р., от протоиерея Кронштадтского Андреевского собора о. Иоанна Сергиева – 200 руб., от Екатеринбургского купца Семёна Стефановича Юрганова – 500 р., Шадринских купцов Михаила и Тимофея Васильевичей Юкляевских – 700 руб., отставного унтер-офицера Якова Полиевктова Каргаполова, проживающего в С.-Петербурге – 300 рублей, и Георгия Михайловича Юкляевского – колокол, в 450 рублей. Замечательной по древности утвари и досточтимых икон в храме не имеется.

Село Ольховское-Озеро находится в 200 вер. от Екатеринбурга, и в 45 вер. от Шадринска. Расположено оно при двух озёрах. Местность кругом низменная, сырая и лесистая. Климат нездоровый. Почва глинистая, и частью чернозёмная. Начало прихода с. Ольховское-Озеро было положено в 1840 году, когда здесь была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. До этого времени приход входил в состав прих. с. Ольховского. Своё название с. Ольховское-Озеро получило от расположения при озере, окружённом непроходимым ольховником, от которого в настоящее время остались одни только пни. Все прихожане села чисто русские: православные, единоверцы и раскольники. Всего числится 1 567 душ, из них 235 душ уклонившихся в раскол. Приход состоит из села и деревень: Песчаной – в 75 в. и Буткинского Озера – в 10 в. Жители села и деревень занимаются главным образом земледелием, и отчасти выделкою колёс, и мелкою торговлей. Первый храм с. Ольховского-Озера был деревянный, построен иждивением прихожан из деревянной церкви, купленной в приходе села Вознесенского за 400 р. ассигнациями. Освящён храм в 1851 г. В 1869 г., 26 июня, храм этот сгорел от удара молнии. Вместо сгоревшего храма в 1873 г., 20 мая, был заложен настоящий каменный храм, который и был окончен постройкою в 1877 году, а освящён в 1878 г., 20 июля. Иконостас храма пожертвован из церкви с. Осиновского. В 1900 году он был обновлён на средства прихожан за 400 рублей. Антиминс в этом храме положен тот же, что был в деревянной церкви. Он освящён при патриархе Иосифе в лето 7157-е, и хранится вшитым в срачицу престола. При храме имеется часовня в дер. Песчаной, построенная около 1855 года.

Пеньковское село. Казанско–Богородицкая церковь. Пеньковское село от уездного города находится в 77 в. на восток, при истоке речки Ольховки, среди берёзового леса, в болотистой местности. Почва чернозёмная, климат неблагоприятный для здоровья. Название своё селение получило от того, что первые жители, поселившиеся здесь в лесу, ставили, свои дома на пни срубленных деревьев. Первые поселенцы были раскольники. В 1847 году открыт единоверческий приход, а в 1849 году на средства прихожан построена деревянная церковь, и освящена 20-го июня в честь Казанской иконы Б. М. В 1898 г. в деревне Антрак устроена прихожанами деревянная часовня. В настоящее время в селе и 7 деревнях, составляющих приход, числится прихожан 637 д. м. п. и 687 ж. п., в том числе раскольников 341 м. п. и 363 ж. п. Для причта, состоящего из свящ. и псаломщ., имеются церковные дома.

Погадайское село. Христорождественская церковь. Погадайское село расположено в лощине между двух гор, на берегу речки Барневки, в 12 в. к югу от уездного города Шадринска. Почва чернозёмная и глинистая, климат не совсем здоровый. Первым поселенцем в здешней местности был крестьянин из центральной России Погадаев, по имени которого и получила своё название деревня Погадайка. До 30–х годов XIX столетия здесь и в окрестных деревнях было много раскольников, имевших в дер. Погадайке часовню. В 1886 г., апреля 7-го, на средства купца Зота Черепанова, была основана, и 5-го октября освящена деревянная церковь в честь Рождества Христова, с приделом с южной стороны во имя св. Космы и Дамиана, остающаяся с тех пор без всяких поправок, а потому в настоящее время ветхая. Часовня, бывшая в селе в 1836 году, перенесена в деревню Бобыльскую, где существует и по это время. В селе и деревнях числится прихожан в настоящее время 885 м. п. и 950 ж. п. Все они занимаются земледелием. Для причта имеется церковный дом.

Потанинское село. Богоявленская церковь. Село Потанинское отстоит от Екатеринбурга в 188 в., и от Шадринска в 34 в. к северо-востоку. Расположено на ровной болотистой местности, вблизи двух озёр: Кривое и Спицынское. Почва торфяно-песчаная, климат сырой. По преданию, первым поселенцем здесь был беглый раскольник из Малороссии Потаня (Потап), по имени которого получили потом название поселенцы этой местности – потанинцы, а потом и самое село. В начале XIX ст. у здешних раскольников была деревянная часовня. В 1848 году в селе и окружающих деревнях было уже 490 единоверцев, которые до этого времени принадлежали к приходу Иоанно-Златоустовской (Рязановской) церкви г. Екатеринбурга, а потом (в 1848 г.) выделены в самостоятельный приход, и раскольническая часовня была передана единоверцам. В феврале 1848 г. на пожертвования разных лиц (в том числе Рязанова и Казанцева) куплена была в Басмановском селе деревянная церковь за 1 050 р. для перенесения в Потанинское. В 1849 г., 30 апреля, церковь была заложена, а в 1850 году, 7-го октября, – освящена в честь Богоявления Господня, и с того времени остаётся без существенной перемены. В 1853 году бывшая раскольническая часовня перестроена под квартиру священника.

Сосновское село. Рождество-Богородицкая церковь. Сосновское село расположено на берегу озера Сосновского, в болотистой местности, поросшей лесами, и от уездного города отстоит в 25 в. к северу. Почва чернозёмная, местами солонцы, климат не совсем здоровый. В начале XIX столетия село было заселено раскольниками-безпоповцами, имевшими у себя деревянную часовню. В 1832 году здесь был открыт единоверческий приход, которому и передана была часовня, перестроенная с 18 мая по 7–е сентября в церковь, и освящённая в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В церковь перешла утварь и книги из раскольнической часовни, в числе которых было много древнепечатных книг, часть которых сохранилась и до сего времени. Таковы книги: Марковы главы, Москва, 7115 г., при патр. Гермогене; Церковный устав, М. 7118 л., при царе Василие Ив. (Шуйском); Октой, ч. 1–я, М. 7127 л., в период междупатриаршества; изданные при патр. Филарете: Триодь цветная, 7129; Миней месячных январь, август и ноябрь 7130 л.; Служебник 7141 л., Потребник 7141 л., изд. при патр. Иоасафе: Триодь постная, Псалтырь с возследованием 7142 л., Минеи месячные – сентябрь, октябрь и декабрь 7144 л., Потребник 7147 л., и изданные при патр. Иосифе: Служебник 7155 л., Служебный Апостол 7156 л. и Минея общая 7158 л.; Учительное Евангелие Иоанна Златоустого 7160 л. и Беседы Апостольские Иоанна Златоустого 7129 л. Сверх того, несколько книг, напечатанных в типографиях Супральской, Почаевской и в Клинцах конца XVIII ст., и рукописных крюкового пения. Перестройка храма продолжалась на средства Шадринского купца 3. Черепанова, и после 1832 года, так что в 1850 г. храм был освящён вторично, и с того времени остаётся без перемены. При церкви на старом, упразднённом, кладбище есть часовня, в которую ежегодно совершается крестный ход, в 9-ю по Пасхе пятницу. Церковь обнесена оградой, в которой находятся два здания: амбар для хранения хлеба, собираемого на нужды церкви, и помещение школы грамоты, существующей с 1894 года, с 15 ноября. Прихожан, живущих кроме села в 8 окрестных деревнях и сёлах, считается 1 084 д. м. п. и 1 101 д. ж. п., в том числе раскольников 181 человек. Третья часть из них находится в отлучке для заработка. Остальные занимаются хлебопашеством, чеботарством и пимокатством. Изделия обуви продаются на ярмарках Ирбитской и Крестовоздвиженской. В 1900 г. в селе уездным земством открыта для улучшения изделий местных кустарей сапожная и посудная мастерские. Священник пользуется церковным домом.

Яланское село. Вознесенская церковь. Яланское село, расположенное на равнине, обильно поросшей хвойным лесом, у незначительной речки Рамыл, летом почти пересыхающей, отстоит от уездного города в 110 в. к востоку. Почва по большей части глинистая и супесок, требующая большого удобрения, и дающая малые урожаи. Благодаря отсутствию в окрестности болот, климат довольно здоровый. По местному преданию, первый житель, поселившийся здесь, был бежавший из-под Москвы пономарь Пётр Фомич, память о котором сохраняется в фамилии нескольких лиц – Фомины, – и в названии урочища – Петрово поле. В конце XVIII столетия здесь существовало уже селение. В настоящее время жители занимаются преимущественно хлебопашеством, некоторые точат деревянные чашки. В селе есть единоверцы, православные и раскольники. Первые единоверцы появились в 30-х годах прошлого столетия, и для исправления треб обращались в Екатеринбург. В 1834 г. была основана, а в 1836 г., 3-го января, освящена деревянная церковь в честь Вознесения Господня, которая с тех пор и остаётся без перемены. Окрашен заново только иконостас в 1897 г., да в 1900 году деревянные кресты на церкви заменены новыми. Вокруг церкви устроена деревянная ограда, и в ней небольшой флигель и амбар. В 1895 г. приходом приобретена для церкви икона св. Иннокентия, Иркутского Чудотворца, для встречи которой совершён был крестный ход, а потом на месте встречи, в 1 в. от села, устроена часовенка, к которой ежегодно, 13 июня, и совершается крестный ход. Есть ещё деревянная часовня в дер. Истоур, во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца. Прихожан при церкви, живущих кроме села в 19–ти деревнях, в расстоянии 12–75 в., числится 990 д. м. п. и 1 026 д. ж. п., в том числе уклонившихся в раскол 202 д. м. п. и 184 д. ж. п. Причт помещается в церковном доме.


Источник: Приходы и церкви Екатеринбургской епархии: [Исторический очерк]. - Екатеринбург: Братство св. праведного Симеона, верхотурского чудотворца, 1902. - [2], IV, 612, XXXI с.

Комментарии для сайта Cackle