Источник

Екатеринбургский уезд

Верх-Исетский завод. Христорождественская церковь, однопрестольная, каменная, перестроена в 1837 году из старообрядческой часовни, по благословению Архиепископа Пермского Аркадия, освящена 22 января 1838 года. Иконостас в храме старинный, сильно потемневший, нуждается в ремонте. С западной и северной стороны церковь обнесена каменною оградою, с железною решёткою. Прихожан числится 128 м. п. и 121 ж. п. Исключительным занятием их служат заводские работы.

Быньговский завод. Казанско-Богородицкая церковь. В 1785 г. в Быньговском селении была построена деревянная раскольническая часовня-молельня, которая по Высочайшему повелению была передана единоверцам в 1847 г., 8 июля. Единоверцы на место этой ветхой молельни решили построить новый храм, каковой и был заложен в 1852 г., достроен в 1861 г., и освящён в 1871 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. Новый каменный храм 6 марта 1878 года обгорел вверху, и был поправлен на пособие от казны, и освящён в 1885 г., а затем приписан к Невьянской Рождество-Богородицкой единоверческой церкви. Самостоятельный приход при церкви открыт в 1899 г., 29-го ноября. Прихожан числится 218 м. п. и 234 ж. п., часть их живёт в Петропавловском заводе и деревне В.-Таволги.

Васильево-Шайтанский завод. Петро-Павловская церковь. Единоверие появилось в селении в 30-х г.г. XIX ст., и единоверцы принадлежали сначала к Ревдинскому приходу, для моления же собирались в бывшую старообрядческую часовню. В октябре месяце 1853 г. часовня эта сгорела, и в 1858 г. прихожане, не смотря на противодействие управителя завода Машарова, который отвёл место для новой часовни вне селения, и не давал рабочих, и материалу на постройку, выстроили новую обширную часовню, которая в 1861 г., 1-го октября, была обращена в церковь во имя св. Апп. Петра и Павла. Со времени постройки эта деревянная церковь остаётся без перемены. В 1877 г., по случаю падежа скота, в селении установлен крестный ход 15 июля, с молебнами на площадях и в домах прихожан. Прихожан числится 371 м. п. и 362 ж. п. Для причта имеется дом. К приходу принадлежат деревни Коновалова и Починок.

Верх-Нейвинский завод. Воскресенская и Николаевская церкви. В заводе с первых лет его существования проживало много раскольников-беглопоповцев, пользовавшихся покровительством заводских управителей. Для совершения треб в заводе в 20-х г.г. XIX ст. жил беглый священник Владимирской, г. Шуйского у. Благовещенской церкви, с. Лопатинского, Парамон Лебедев. В 1820 году среди селения была выстроена управляющими В.-Исетскими заводами Полузадовым и Китаевым обширная деревянная, на каменном фундаменте, часовня для раскольников. Здание устроено было двухэтажное: в верхнем помещался алтарь и трапеза, вмещавшая до 1 500 человек, в нижнем – крестильня и исповедальня. Несколько лет позднее другой управляющий, Зотов, вздумал устроить в Верх-Нейвинске мужской раскольнический скит, и для этого выстроить вблизи завода на горе каменное здание. Так как со вступлением на престол Императора Николая I скита устроить не пришлось, то раскольники в выстроенном здании устроили часовню для отпевания умерших. В конце 1839 года была выстроена в Екатеринбурге единоверческая церковь Рязановыми, и строители пожелали иметь в своей церкви священником Парамона Лебедева, как твёрдого хранителя древних обрядов. Горный Начальник генерал Глинка нашёл возможным удовлетворить желание Екатеринбургских единоверцев, и приказал исправнику привезти в Екатеринбург священника П. Лебедева, и пригрозил последнему, что отошлёт его к Владимирскому Архиепископу, если он не согласится исполнить просьбу Рязановых. Лебедев предпочёл согласиться, принёс церковное покаяние, и Пермским Архиепископом Аркадием был допущен к служению в Рязановской церкви. Таким образом раскольники-беглопоповцы в Верх-Нейвинске остались без священника, и службы у них исправлялись головщиками. С этого времени и начинаются обращения в единоверие. В 1847 г. в Верх-Нейвинском единоверческом приходе, открытом в 1839 г., было уже так много прихожан, что по их просьбе заводовладелец перестроил каменную часовню на горе в церковь, приделавши к ней каменный алтарь и деревянную колокольню. 1-го февраля 1848 г. церковь была освящена в честь Воскресения Господня. Другая раскольническая часовня в то же время была опечатана гражданскими властями, и потом со всеми принадлежностями – иконами и книгами, – передана причту единоверческой церкви. В 1878 г. к этой часовне пристроили колокольню, и в 1882 г., 10 января, освятили во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца. Поводом к устройству новой церкви было дальнее расстояние от селения и теснота первой, Воскресенской, церкви. В нижнем этаже Николаевской церкви помещается церковно-приходская школа. Прихожан числится в настоящее время 780 м. п., и 770 уклонившихся в раскол: 171 м. п. и 178 ж. п. Часть прихожан живёт в деревнях Тарасковой, Пильниковой и Таватуе. Последняя от завода в 20 в., и известна как одно из древнейших поселений раскольников-поморцев, существовавшее ещё в начале XVIII ст. После застроения Екатеринбурга жители Таватуя определены были к заводским работам. Из Таватуя исходила впоследствии пропаганда поморского толка в селениях Урала.

Верхне-Тагильский завод. Пророко-Ильинская церковь. Единоверческий приход в Верхне-Тагильском заводе был открыт в 1840. г., тогда же была построена и церковь деревянная, в честь св. Троицы, сгоревшая в 1861 г., 18 мая. В 1862 г. построена была новая, существовавшая до 1897 г. В 1897 г. построена была каменная церковь, и 7 мая освящена во имя Прор. Илии. Храм построен на средства прихожан, и ещё не благоустроен как должно. Так, например, вокруг церкви нет ограды. Прихожан числится: единоверцев 802 м. п. и 801 ж. п., раскольников 74 м. п. и 68 ж. п. К приходу причислены и единоверцы, живущие в Шуралинском заводе, но они, по дальности расстояния от Верхне-Тагильского завода, исправляют все требы в местной православной церкви.

Верхне-Уфалейский завод. Вознесенская церковь. Раскольники появились в Верхне-Уфалейском и Суховязском заводах после 1792 г., когда владельцем Губиным переселены были из Ветлужского уезда Костромской губ. Эти переселенцы принадлежали к беглопоповскому толку. В начале XIX ст. переселены были купленные Губиным у помещика Измаилова крестьяне Нижегородской губ., поморцы-раскольники. В 1818 г. в заводах считалось уже поповцев 440 человек, и безпоповцев – 98 человек. Когда появилось единоверие в селении – неизвестно, но уже в 40-х годах XIX ст. в заводе существовала деревянная часовня, устроенная заводовладельцем, и им же перестроенная впоследствии в церковь. Первые единоверцы за отправлением треб обращались в Екатеринбург. В 1851 г. часовая была расширена пристройкою к ней колокольни, и обращена в церковь, с образованием отдельного прихода. В 1860 г. церковь со всею ризницей и документами сгорела. До 1896 г. единоверцы оставались почти всё время без отдельного священника, и исправляли требы у православных. Иногда только богослужения совершались в кладбищенской часовне и в домах единоверцев. В 1896 г. на месте сгоревшей церкви построена деревянная, с колокольнею, часовня, освящённая 23 марта 1897 г. во имя Св. и Чуд. Николая, и снабжённая переносным антиминсом. В 1900 г. устроена вокруг церкви-часовни каменная ограда, и купцом Екатеринбурга Рязановым пожертвовано разной утвари на 1 000 р. Для священника устроен дом. В Духов день совершается крестный ход на кладбище. Прихожан в 1901 г. числилось 326 м. п. и 387 ж. п.

Каслинский завод. Успенская церковь. В 1773 г. в Каслинском заводе на 1 411 человек православных жителей числилось всего 66 раскольников. Но в начале XIX столетия число раскольников в этом заводе, как и в других, принадлежавших Расторгуевым, быстро увеличилось, благодаря систематической поддержке раскола со стороны заводовладельцев и управляющих. Особенною фанатическою преданностью расколу и враждебным отношением к православию и единоверию отличались Григорий и Тит Зотовы. Первый был сослан правительством на Кавказ за совращение православных, и оттуда письмами руководил своего племянника Тита в сопротивлении православию. Преосвященный Аркадий в 1832 г. лично посетил Григория Зотова, и беседовал о делах веры, но безуспешно. Только в 1836 г., когда главноуправляющим заводов Расторгуевых был назначен Л. Ослоповский, до этого времени уже много помогший насаждению единоверия в Пермских заводах Строгановых, явились благоприятные условия для насаждения единоверия и в Каслинском заводе. Около этого времени были и первые случаи обращения в единоверие. Первые единоверцы причислены были к единоверческой Рязановской церкви г. Екатеринбурга, а в 1842 г. был уже открыт в Каслинском заводе самостоятельный приход, в котором к 1840 г. числилось до 657 д. только мужского пола, проживавших в заводах Кыштымском, Нязе-Петровском и Верхне-Уфалейском. 8 сентября 1847 г. был заложен на средства наследников Расторгуевых каменный храм во имя Покрова Пресв. Богородицы. В 1852 г., 12–го октября, храм был освящён в честь Успения Божией Матери, так как не нашлось древнего антиминса в честь Покрова Пресв. Богородицы. До 1898 г. храм оставался без значительной перемены, только в 1893 г., внутри был очищен от сажи и выбелен. 14 мая 1898 г. молнией опалило иконостас, после чего храм снаружи и внутри был поновлён окраскою. В храме хранится древний деревянный напрестольный крест, в котором, по местному преданию, вложены частицы св. мощей и Ризы Господней. Крест этот перешёл из раскольнической часовни вместе с прочим имуществом. При церкви имеется дом для священника, и с 1891 г. церковно-приходская школа в помещении, принадлежащем Екатеринбургскому епархиальному комитету прав. миссионерского общества.

Красноярское село. Николаевская церковь. Село это находится в 73 в. к западу от Екатеринбурга, на западном склоне Уральских гор, поросших девственным хвойным лесом. В 45 в. к югу от села, на горе Разсольной берёт начало р. Ревда, образующая в 4 в. от села к северу обширный заводский пруд Мариинского вспомогательного завода Ревдинского округа. Обилие лесов и воды, и довольно возвышенное положение над уровнем моря делают климат сырым и суровым, малопригодным для земледелия, но эпидемических заболеваний среди жителей не бывает. Начало поселения в этой местности относится к концу XVII и началу XVIII ст. Первые поселенцы были раскольники-беглецы с заводов Демидова, укрывавшиеся в Красноярских лесах, и устраивавшие здесь много скитов и монастырей. В 30-х годах прошлого столетия здесь было до 5 скитов. Из них особенно славился просуществовавший дольше других скит старца Израиля на р. Кенчурке, в даче Нязе-Петровских заводов г. Дружинина, покровителя раскольников. В другом скиту чествовалась могила матери Платониды, привлекавшая на поклонение к себе не только раскольников, но и единоверцев, и православных даже из Екатеринбурга. В 30-х годах скиты были закрыты, и в 1839 г. здесь уже были единоверцы в количестве 15 человек, причисленные к приходу Ревдинской церкви. В видах противодействия расколу на средства заводовладельца была построена в 1857 г. деревянная церковь, и освящена 21 декабря 1858 г., с какового времени и основан самостоятельный приход. Храм перестроен из раскольнической часовни, перешедшей к единоверцам в 1851 г. В 1960 году прихожан при церкви числилось 733 д. м. п. и 739 ж. п. Все они русского племени, занимаются лесными заводскими промыслами: углепоставкою в заводы Ревдинский и Мариинский. Для причта имеется при церкви дом. С 1892 г. в селе существует в наёмном помещении смешанная церковно-приходская школа.

Кыштымский завод. Св.-Троицкая церковь. Кыштымский единоверческий приход образовался из отпавших от православия, потом пожелавших оставить раскол, и присоединиться к православной церкви на правах единоверия. Образование самостоятельного прихода относится к 1857 году, когда заложен был храм во имя Св. Троицы, устроенный иждивением и старанием Екатеринбургского 1-й гильдии купца, потомственного почётного гражданина Тита Поликарпова Зотова, с участием заводовладельцев. Храм каменный, трёхпрестольный. Правый придел – в честь Богоявления Господня, и левый – в честь Казанской иконы Божией Матери. Главный храм и левый придел доселе не освящены. Правый придел, в честь Богоявления Господня, освящён 21-го ноября 1894 года. Храм доселе существует в своём первоначальном виде. К приходу принадлежат единоверцы села Губернского – в 25 в., деревни Сак-Элгинской – в 30 в., и Нижне-Кыштымского завода – в 5 в. Всего числится в приходе 673 д. мужского и 744 д. женского пола. Причта по штату положено 1 священник и 1 псаломщик. Для священника имеется церковный дом.

Невьянский завод. Николаевская кладбищенская церковь. В 1821 г. 60 человек беглопоповцев обратились в единоверие. Из них и был образован единоверческий приход в Невьянске. В числе их был некто П. А. Карманов, личность незаурядная, ибо переписывался с Архиеп. Пермским Аркадием, и имел огромной влияние на жителей завода. На средства его бывшая раскольническая часовня перестроена в деревянную церковь, и освящена в 1836 г., 21 марта, во имя Свят. и Чуд. Николая. В 1868 г. эта церковь перенесена на кладбище, известна под именем Кармановской, и числится приписной к другой Рождество-Богородицкой церкви. Эта последняя, каменная, заложена была 7 июля 1835 г., строилась на средства заводоуправления и прихожан, и освящена 28 июня 1844 г. В 1890 г. храм весь обгорел, причём сгорел и церковный архив. На отпущенные из Синода 800 р. и на частные пожертвования храм обновлён, и освящён 27 января 1895 г. С 1854 г. бывают ежегодно два крестные хода – 17 и 26 сентября, для встречи и провод чудотворной иконы Знамения Б. М. Церкви принадлежат устроенные на углу церковной ограды каменные лавки. Прихожан числится 549 м. п. и 587 ж. п., издавна уклонившихся в раскол 196 м. п. и 229 ж. п. Прихожане живут, кроме завода, в деревнях В. и Н. Таволге, Беляковке, Шуралинском и Петрокаменском заводах. Для причта при церкви имеется дом.

Свято-Троицкая церковь каменная, построена по высочайшему Повелению за счёт казны в 1853 г. на месте сгоревшей в 1848 г. раскольнической безпоповщинской часовни. Постройка производилась под наблюдением известного генерала Глинки. За правым клиросом в церкви находится спасённая из сгоревшей раскольнической часовни икона Св. Николая, почитаемая православными, единоверцами и раскольниками. Последние приносят в церковь свечи и читают перед иконою канон по старопечатным книгам. Прихожан при церкви числится 211 м. п. и 224 ж. п. Причт помещается в церковном доме.

Нейво-Рудянский завод. Успенская церковь. Нейво-Рудянский завод находится в 68 в. к северу от Екатеринбурга на реке Нейве, близ станции Рудника Пермь-Тюменской ж. д. Почва песчано-глинистая. Климат не совсем здоровый: распространены болезни брюшной тиф и скарлатина. Нейво-Рудянский завод построен в 1810-м году, и получил название от р. Нейвы и рудных месторождений. Для работы на заводе переселены были владельцами крестьяне из средней России, все раскольники. Часть из них впоследствии обратилась в единоверие. Жители работают на заводе, принадлежащем гр. Стенбок-Фермор, на золотых приисках. Некоторые занимаются торговлей. Деревянный однопрестольный храм построен в 1844 г. на средства заводовладельца А.И. Яковлева, и освящён 15-го октября того же года. До этого же времени была часовня, сначала раскольническая. Храм покрыт железом, внутри оштукатурен и окрашен тёмно-серой масляной краской; снаружи окружён деревянною оградой. В церковном иконостасе есть две иконы, взятые из раскольнической часовни: Рождества Христова – вышиной один аршин, шириной 13½ вершков, и Казанский образ Божией Матери – вышиной 1 аршин, ширина 15 вершков, писанные в лето 7384-е 23 декабря и августа 14-го, как значится в надписях на этих иконах. Кроме обычных крестных ходов, в заводе с 1872 года совершается в конце мая крестный ход для встречи Верхне-Тагильской чудотворной иконы Знамения Пр. Богородицы. Икона эта приносится из Верх-Нейвинского завода, остаётся в Нейво-Рудянском заводе одну неделю, и отправляется в Верхне-Тагильский завод. Совершается это в память прекращения в заводе лихорадочной болезни и скотского падежа, продолжавшихся около двух лет. Согласно желанию общества, в заводе открыто с 1872 года мужское земское училище, помещающееся с 1885 года в собственном здании.

Ревдинский завод. Свято–Троицкая церковь. Раскольники были первыми поселенцами Ревды. В 1773 году их было 375 человек на 2 601 православных. В начале XIX ст. число их ещё более увеличилось, и к концу царствования Александра I доходило до 2 000 человек на 5 000 православных. Раскольникам покровительствовали заводские управляющие. В 1808 году выстроена была для них часовня. Особенно благоволил к раскольникам управляющий Ив. Любимов. С удалением его от должности начались обращения в единоверие, а в 1838 году на средства заводовладельца деревянная раскольническая часовня была перестроена в церковь, и 12 апреля освящена в честь Пресвятой Троицы. Оштукатуренная внутри и снаружи, церковь осталась без перемены до настоящего времени. Внутреннее устройство сохранилось от раскольнической часовни: трапеза разделена колоннами вдоль на две части – мужскую и женскую. Иконы довольно старинного письма конца XVIII ст. На кладбище есть деревянная часовня, построенная давно над могилой, вероятно, беглого попа Гавриила. Для квартиры священника есть дом. На базарной площади принадлежит церкви деревянный корпус лавок. Прихожан числится 795 д. м. п. и 766 д. ж. п. Часть их живёт в деревне Сатиной. Раскольников считается в приходе 346 человек, в том числе 144 некрещёных детей.

Режевский завод. Успенская церковь. Первыми раскольниками в Режевском заводе были беглецы из России, привлекаемые покровительством расколу заводских приказчиков. Для таких беглецов была устроена особая изба, называвшаяся годовушкой. В ней жили скрытно беглецы целый год, а потом уже поселялись в заводе открыто, как постоянные жители. Особенно известен таким покровительством Зотов. Для раскольников построена была часовня на берегу заводского пруда, существовавшая до 60-х г.г. В 30–х г. г. XIX стол. в заводе появились обращения из раскола в единоверие. Первые единоверцы И.К. Байбородин, С. Песков и П. Круглов просили дать им священника, и построить церковь. 1-го июня 1838 г. на правом берегу заводского пруда, на мысу, окружённом с трёх сторон водою, был заложен на средства заводовладельца деревянный храм, и освящён 12 августа 1839 г. Снаружи храм обит тёсом, внутри оштукатурен. Несколько раз перекрашивался и обновлялся иконостас на средства благотворителей. При открытии прихода в 1839 г. прихожан было всего 30 м. п. и 35 ж. п. В 1900 г. – 521 м. п. и 534 ж. п. Для причта имеется церковный дом.

Сарапульское село. Покровская церковь. Сарапульское с. находится в 30 в. к юго-востоку от Екатеринбурга, при небольшой речке Сарапулке, окружено прекрасным сосновым лесом. Почва песчано-глинистая, климат здоровый. Время основания села неизвестно, но уже в первой четверти XIX ст. это было довольно большое селение, жители которого были большею частью раскольники, бежавшие из средней России. По преданию, первый поселенец был Сарапулец, по его прозвищу носит название и село. До 1861 г. жители были горнозаводскими непременными рабочими, теперь же числятся крестьянами и мещанами. Всего прихожан в селе и деревне Становой числится 500 м. п. и 520 ж. п. Большая часть жителей имеют маслобойные заведения, на которых выделывается до 10 000 пуд. конопляного и льняного масла. Другие гонят смолу и делают деревянную посуду. С 1838 г. жители-раскольники стали обращаться единоверие. Существовавшая в селе раскольническая часовня перешла в 1840 г. к единоверцам. В 1893 г. к часовне был пристроен алтарь, и церковь была освящена 30-го октября 1893 г., в честь Покрова Пресв. Богородицы. Храм – деревянный, снаружи обшит тёсом, внутри оштукатурен. До 1897 г. храм был приписным к Свято-Троицкой, г. Екатеринбурга, церкви. В память освобождения крестьян от крепостной зависимости ежегодно, 8-го июня, совершается торжественное богослужение и крестный ход на воду. К этому же времени приносится из церкви в деревне Становой, приписной к Сарапульской, чтимая храмовая икона Св. и Чуд. Николая. Икона эта находится до 7 июля в селе, а потом относится в Свято-Троицкую, г. Екатеринбурга, церковь, всё время на руках народа. В 1881 г. по желанию общества открыта земская школа.


Источник: Приходы и церкви Екатеринбургской епархии: [Исторический очерк]. - Екатеринбург: Братство св. праведного Симеона, верхотурского чудотворца, 1902. - [2], IV, 612, XXXI с.

Комментарии для сайта Cackle