М.Н. Боголюбов

Источник

Шаталов О. В. К вопросу о развитии отечественной миссиологии

Сразу хочется оговориться, что тема, вынесенная в заголовок данной статьи, носит в какой-то мере искусственный характер, хотя бы только потому, что миссиологии как специальной научной дисциплины, изучающей сам ход, особенности, методы, структуру организации миссионерского движения, не существует в нашей стране вовсе.

Вместе с тем она не более искусственна, чем то большое количество самых разнообразных: научных, научно-популярных и даже нисколько не научных и уж совсем не популярных работ, которые посвящены доказательству ставшего особенно излюбленным в нашей историографии тезиса о том, что проповедническая деятельность христианских миссий на Востоке, впрочем не только там, почти всегда с неизбежностью предшествовала военно-политической и торгово-экономической экспансии.

Результаты такого рода отношения к предмету изучения нам хорошо известны. Не став одним из самостоятельных и плодотворных направлений исследовательской работы наших ученых, большая научная проблема быстро выродилась в скалярный набор самых хрестоматийных и никого не впечатляющих сведений насчет того, что в деятельности той или иной миссии было хорошего или плохого. «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Послание Иакова 3: 17–18).

Так сказано в Священном Писании. И в справедливости этого мы убеждаемся всякий раз, когда видим, насколько полнее и всестороннее она изучалась в России в XIX – начале XX вв. и продолжает изучаться сейчас в западных странах.

Миссионерская тематика была существенным направлением издательской деятельности таких журналов, как «Китайский Благовестник», «Миссионер», «Миссионерское обозрение», «Православный Благовестник», «Православный собеседник» и других. Капитальные же труды иеромонаха Николая (Адоратского), С. А. Архангелова, митрополита Московского Макария (Булгакова), иеромонаха Алексия (Виноградова), А. Можаровского и многих других авторов, печатавшихся в этих изданиях, стали заметной вехой в изучении истории миссионерского движения России на Востоке, в том числе и в Китае.

Причем, в отличие от вышеприведенных суждений наших современников, для дореволюционной историографии определяющей основой большинства исследований стала точка зрения иеромонаха Николая (Адоратского), видевшего глубокий смысл и значение в самом факте существования православной общины в многомиллионном Китае.

«Существование в Китае православия и православной миссии, – писал он, – имеет более глубокий (можно сказать, провиденциальный) смысл и значение, чем пребывание в нем других языческих и христианских конфессиональностей, сильных по числу своих адептов».

Одним из проявлений этого он считал долговременный и стабильный характер деятельности Миссии и объяснял его следующим образом: «Своим исключительным положением в резиденции китайского богдыхана российская миссия была обязана, главным образом, тем основным принципам православия, какими руководствовалась и каких держалась в отношениях своих к правительству Срединной империи и его подданным. Имея ближайшею своею задачею пастырский надзор за потомством албазинцев, православная миссия.,. держалась всегда указанных ей границ нравственно-религиозной почвы, не вмешивалась в политику, не увлекалась меркантильными целями и, бескорыстно благодетельствуя своим пасомым, учила их послушанию Св. Церкви и повиновению властям. Воздавая таким образом «Кесарева Кесареви и Божия Богови», российская миссия, с ведома китайского правительства, могла получить от своего обязанность служить посредницей при дипломатических и торговых сношениях России с Китаем, которые велись отдельно и самостоятельно от миссии. И в этом направлении ей удалось выполнить в истории выдающуюся роль»396.

Но разве не такою же замечательною была деятельность русских православных миссионеров в Америке, Корее, Японии, на Ближнем Востоке, в ряде других стран и городов, таких как Афины, Константинополь, Рим, не говоря уже о собственных пределах Российской империи?

Многие исследователи полагают, что стабильность положения русских миссий при пекинском дворе достигалась в значительной мере за счет небрежения православными священниками своих проповеднических обязанностей. Их деятельность являлась почти исключительно дипломатической и научно-литературной, чем миссионерской, – считала, например, Ж. Бредон. С ней, в общем-то, солидарным оказался и советский исследователь П. Е. Скачков, вернувший в нашу науку определенную преемственность в выборе предмета изучения, когда, работая над «Очерками истории русского китаеведения», посвятил целые главы своей работы именно данному сюжету.

Как кажется, проблема не может ставиться и тем более решаться столь категоричным образом, поскольку очевидно, что на всем протяжении своего пребывания в Китае русские священники в равной мере «укрепляли дипломатическое и церковное представительство в Пекине»397.

Это была со стороны православных священников «фабианская» тактика по необходимости осторожного и медленного проникновения в Китай. И если на первых порах их деятельности она не приносила желаемого результата, то причины ее неудач меньше всего стоило бы искать в абсолютной противоположности христианской и китайской морали, в подрывающем сам дух христианской пропаганды «обмирщении» религиозных миссий, которым была придана задача служения политическим и экономическим интересам западноевропейских стран и России на Дальнем Востоке, как считал француз А. Юлар398, или в едва ли не консервативности и даже «простодушии» русских архимандритов, которые «не желали смешивать себя с политиками»399, по заверению английского исследователя Э. Паркера.

Проводившийся Россией курс на искусственное сдерживание политических амбиций в отношении Китая, вкупе с осторожным и сдержанным поведением русских священников, принесли ей наибольший успех среди других европейских держав. По словам того же Э. Паркера, «русские православные миссионеры никогда, ни разу не подвергались никаким преследованиям, и если таковые были часто направляемы против католических и протестантских миссионеров, то это нужно приписать только неразумному усердию миссионеров в деле проповеди»400.

Такая тактика русского духовенства в Китае вполне согласовывалась с линией, намеченной еще Петром I в письме к А. А. Виниусу от 1689 г.: «пишешь, ваша милость, что в Пекине построили христиане церковь нашего закона, и многие из китайцев крестились. И то дело изрядно; только для Бога поступайте в том опасно и не шибко, дабы китайских начальников не привесть в злобу, также и езувитов, которые уже там от многих времен гнездо свое имеют. К чему там надобеть попы не так ученые, как разумные и покладные, дабы чрез некоторое кичение оное святое дело не произошло в злейшее падение, как учинилось то в Епании (т. е. Японии – О. Ш.401.

В этом смысле трудно было бы не согласиться с профессором Станфордского университета М. Мэнколом, полагавшим, что институциональная система, созданная Нерчинским и Кяхтинским договорами, целиком покоилась на отстаиваемой передовой общественной мыслью Европы, начиная с XVII в. и вплоть до Венского конгресса 1815 г., теории «естественного права наций»402.

В ближайшей перспективе она не могла привести, правда, к тем впечатляющим и ярким успехам в плане проповеди христианства, которые мы наблюдаем у западноевропейских миссионеров, но зато целиком компенсировала эту неудачу устойчивостью политических контактов и глубиной научного изучения Китая. «Зависело это и от того, между прочим, – писал русский исследователь П. И. Савваитов, – что правительство русское, отправляя в Китай духовные миссии, всегда имело две цели: поддержание православия между албазинцами и изучение Китая во всех отношениях. И только старания Франции и Англии, направленные к обеспечению свободы миссионерской проповеди для своих подданных, вынудили и наше министерство иностранных дел добиться таких же прав для своих русских подданных»403.

При этом многие дореволюционные русские исследователи полагали, что только православию даровано судьбою создать со временем в Китае собственную национальную церковь, так как, по словам иеромонаха Сергия (Страгородского), «везде оно (т. е. Православие–О. Ш.) будет верой национальной, потому что никому не принадлежит в частности, не носит ничьих цветов или знаков... Как дар неба, а не человеческого разума, оно выше мира и не определяется им, а наоборот собою хочет переродить мир. Следовательно, и здесь, на Востоке, Православие может войти, и со временем, конечно, войдет также полно, без перемены и без остатка, в национальное сознание, как оно могло войти в Европе, и так же станет истинно китайской и истинно японской верой, как в Европе оно стало верой греческой, русской и пр.; – пусть только ничем не возмущается его первобытная чистота. Самая национальная исключительность Востока может послужить со временем в пользу Православия: она даст возможность Востоку глубже пережить Христианство внутри себя, она откроет путь к более естественному и более непосредственному сроднению с Христианством восточной души»404.

Выходя теперь из узких рамок историографического обзора, хотелось бы задаться вопросом о перспективности миссиологии как особой научной дисциплины в нашей стране. Ее перспективность обеспечивается постоянным исследовательским интересом, который проявляется в отношении истории миссионерского движения (без риска ошибиться) с самого начала XVIII в. Вторым обстоятельством, говорящим в пользу целесообразности развития и будущности данного направления, является наличие огромных архивных и библиотечных фондов, касающихся напрямую предмета настоящего сообщения. Правда, на данный момент наша информированность об этих фондах далеко не полная, так как богатейшие архивные коллекции, рассеянные по городам и странам, в полном объеме еще не выявлены и потому не стали объектом исследовательской работы отечественных ученых.

В самом деле, в случае все с той же Пекинской Православной Миссией мы оперируем архивными материалами Москвы и Ленинграда (и это, конечно, объективно оправданно, ведь именно в этих двух городах сосредоточено большинство относящихся к истории Миссии документов), гораздо реже архивами Благовещенска, Иркутска, Казани, Кяхты. Хотя и можно предположить наличие интересующего нас материала в архивохранилищах Владимира, Калуги, Киева, Нижнего Новгорода, Ярославля и других городов страны. Почти ничего нам не известно о материалах, сохранившихся даже после всех сокрушительных чисток, в архивных собраниях Московской Патриархии. И, наконец, полный пробел в отношении китайских и других заграничных архивов. В результате мы лишены почти полностью возможности реконструировать историю Миссии в последний период ее существования после октября 1917 г. Хотя имеются ощутимые лакуны и по более ранним этапам.

Последним соображением, говорящим в пользу такого рода возможности, является наличие в условиях нашей страны квалифицированных специалистов, стабильно, из года в год разрабатывающих проблемы истории миссионерского движения.

Теперь о задачах миссиологии. Первая среди них – организационная. Советское востоковедение, безусловно, очень многое сделало для систематического и целенаправленного изучения научно-исследовательского направления в деятельности той или иной Миссии. Теперь настает пора, когда будет оправданным отказ от превращения миссионерской тематики в своеобразный исследовательский домен одних только востоковедов. Ибо для комплексного и наиболее полного изучения данной тематики потребуются соединенные усилия богословов, историков церкви, специалистов по русской истории, искусствоведов, представителей точных и естественных наук, ну и, конечно же, востоковедов, уже внесших и в дальнейшем способных внести в миссиологию свою весомую лепту.

Для того чтобы координировать их совместные действия, облегчить выработку программы и выявление исследовательских приоритетов в данной проблематике, потребуется, по всей видимости, в самое ближайшее время создание постоянно действующего миссиологического семинара, а в дальнейшем на его основе и особого центра по типу тех, что уже давно существуют в Бельгии, Ватикане, Великобритании, Испании, Франции и других странах.

С открытием же в высших учебных заведениях богословских факультетов можно было обеспечить преподавание миссиологии как специальной учебной дисциплины, организовать преподавание соответствующих языков, возобновить ориентированную на перевод богословской литературы деятельность и т. д. Коллективными усилиями можно было, наконец, приступить к написанию фундаментальных работ, посвященных истории той или иной миссии, осуществить публикацию памятников в специально созданной для этой цели редакционно-издательской серии.

Все последующие задачи вытекают из этой первой. Одна из них сопряжена с обогащением источниковой базы для комплексных миссиологических исследований. Другая связана с практическим, условно назовем его «просветительским», направлением в деятельности, которое, впрочем, является в большей степени прерогативой Церкви и свою жизнеспособность на данном поприще ей предстоит доказать, что совсем не исключено, в самом ближайшем будущем.

* * *

396

Иеромонах Николай (Адоратский). Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования. – Странник. 1887. Апрель. С. 622, 626–627.

397

Dennett Т. Americans in Eastern Asia: a critical study of Unated States» policy in the Far East in the 19th century. N. Y., 1963. P. 255.

398

Ular Al. Un Empire Russo–Chinois. P., 1903. P. 141–142.

399

Parker Ed. China and religion. L., 1905. P. 238.

400

Паркер Э. Китай, его история, политика и торговля с древнейших времен до наших дней. Пер. с англ. СПб., 1903. С. 537.

401

Письма и бумаги императора Петра Великого: В 12-ти тт. СПб.-М., 1887. Т. 1 (1688–1701). С. 253–254.

402

Mancall M. Russia and China: Their diplomatic relations to 1728. Cambridge (Mass.), 1971. P. 269. (Harvard East Asian series; 61).

403

Савваитов П. И. По вопросу об учреждении первой православной епископии в Китае. Б. м., б. г. С. 3.

404

Иеромонах Сергий (Страгородский). Христианская проповедь в Китае я Японии. – Русский вестник. 1893. Т. 224. Февраль. С. 26–27.


Источник: СПб.: Андреев и сыновья, 1993. — 160 с.

Комментарии для сайта Cackle