К.А. Докучаев-Басков

Кожеозерский монастырь

Находится в онежском увзде, архангельской губернии, в 120 верстах на юговосток от города Онеги, близь границы пудожскаго у., олонецкой губернии.134

Из изданных описаний уже известно, что начало монашеской общины положено здесь около половины XVI века, священноиноком Нифонтом, старцем жизни строгой, подвижнической; что сподвижник его Серапион и затем «Хозьюгский пустынник Никодим» и Леонид Устьнедумский прославились святостию жизни. Но не таково было большинство, не таковы были последователи Нифонта и Серапиона, их современники и потомки...

Замечательно, что последний был из татар – даже татарский хан царства казанскаго, Турсас Гавирович, при крещении Сергий; пришел к основателю Кожеозерскаго монастыря Нифонту в 1566 г. и принял от него монашество, с именем Серапиона. Нифонт умер в Москве, отправившись туда просить дозволения у царя устроить монастырь... В следствие сего Серапион и вынужден был сам отправиться в Москву: царь Федор Иванович уважил его просьбу, приказал Михаилу Дятлеву и Юрью Челидину отвести землю под монастырь – остров Лопский, и кругом озера Кожи, имеющаго в длину 25, в ширину 4 версты, матерой земли по четыре версты во все стороны, на что и дана в 1585 г. (30 сентября) царская грамота, а с нею от митрополита благословенная грамота же на устроение обители.

Серапион построил 2 церкви: во иия Богоявления Господня и Благовещевия Богородицы, также и проч. монастырския здания; при нем собралось братии 40 человек; управлял монастырем до 1608 г., скон. в 1611 г.

При нем была получена еще обильная грамота, от 19 марта 1595 г., с купленных деревень с четырех! обеж, да с полу-прена пиальскаго (приступлено значит к варке соли), да с двора, что в Турчасове, – податей никаких брать не велено.

Построенный Серапионом церкви стояли впрочем не долго: 8 июня 1634 г. сгорели обе; и в следующем 1635 г. опять были построены при игумене Ионе и, впоследствии (через 96 лет) опять подверглись той же участи со всем монастырем...

После Серапиона, по 1722 г., Кожеозерский монастырь управлялся игуменами; их насчитывается 18.

С половины 1642 г. до 1647 г. в Кожеозерском был игуменом иеромонах Никон, впоследствии знаменитый российский патриарх.

При нем получены следующия грамоты: 1) На деревню Калитинскую, на 2 четверти пустотной земли с сенными покосы и с рыбными ловлями, 1643 г. марта в 3 день, и по той грамоте отводная Старостина записка за руками. 2) Жалованная, – велено в Каргополе и на Вологде по 2,000 пудов соли продавать, безпошлинно, 1643 г. марта 14 дня; писана на листу за красною вислою печатью. 3) На малую сторону Онеги реки оброчная на 10 лет, без перекупки, 1644 г., марта 2 дня. 4) На ез для рыбной ловли под деревнею Чижиковою или к Порогу – где доведется, 1645 г. 1 февраля. 5) Тарханная – с клещепольских 2-х цренов платить оброк и с соловаров и наймитов насильством никаких податей брать не велено, 1645 г. 26 мая. Все эти грамоты получены от царя Михаила. Наконец 6) от Алексея послушная на прежния грамоты, 1646 года 3 февраля.

При Никоне же жил в Кожеозерском монастыре также и известный боярин-монах Боголеп Львов с братом, при Никоне и постригся... От них – «думнаго дьяка Григорья Львова и брата его Бориса, во иноцех Герасима и Боголепа в 7147» – 1639 г. было пожертвовано: «покров атласный, серебрянная под золотом чаша в 12 1/4 фунтов, 34 богослужебных печатных книги, колокол в 7 пуд, много икон, богатых риз, подризников, стихарей и проч., 330 руб. деньгами, пшеницы 8 четвертей, пуд воска, 3 пуда меда, пол пуда ладона, 4 ведра вина церковнаго и часы боевые на колокольню»135.

Московский 1666 г. собор, говоря о разных лицах духовнаго звания, впадших в раскол и затем покаявшихся, разсказывает, между прочим, и о знаменитом, по крайней мере, для Кожеозерскаго монастыря по своим ценным вкладам, кожеозерском монахе-боярине Боголепе Львове: «В те времена», т. е. около 1653 – 1666 гг., заключает собор свое 10-е деяние, – «в те времена бе некто старец в Кожоозерском монастыре, именем Боголеп Львов, иже мнопя люди житием си соблазняше и отцу духовному вящьше 10-ти лет не исповедаше грехов своих, комканию же святому выше 20 лет не общася, ниже в церковь хождаше, обаче расколы и мятежи с прочими творяше; по сего грамоты послахуся, но не бе прислан к Москве»136

Почему «Боголеп не бе прислан к Москве», когда даже и «грамоты» – а не грамота – «послахуся»? Уже одно это не говорит ли, что и тогдашние власти Кожеозерскаго монастыря, – которых перебыло в означенные годы много (именно: игумены Исаакий 1652 – 53 гг., Сергий 1653 – 54 гг., Антоний, Феодосий в 1659 г., Евфимий, Анания и Феофил по 1666 г.) – вероятно разделяли мнение Боголепа, потворствуя ему как вкладчику, принесшему богатые дары... «Новые обряды», по их мнению – «новая вера», не нравилась им может быть и потому, что кожеозерцы хорошо знали Никона, как своего сожителя и настоятеля; а между последним и Боголепом, быть может, были и личныя неудовольствия...137 Раскол же для постраженнаго «боярина» – как величался тогда на безлюдьи чуть не каждый подьячий – был ничто иное, как предлог к «расколам и мятежам»; ибо выставленныя собором «выше 20 лет не общася», ясно говорят против раскола, когда 20-ю летами раньше, т. е. около 1645 – 1646 г. и слуху об нем не было... Задача решается просто; у Боголепа появилось охлаждение к монашеской жизни, превратившееся в ненависть во всему церковному.

После игумена Никона получены Кожеозерским монастырем следующия грамоты; 1) Жалованная, коею велено на малой стороне под монастырскою Калитинскою деревнею забор держать, дана 7 марта 1651 г. 2) Послушная царя Феодора на прежния грамоты и на всю вотчину, 1680 года, 27 августа. 3) Судная с Соловецким монастырем о коженском заборе, дана 1681 года... в 22-й день. 4) Царей Иоанна и Петра, с даточных людей пенных денег брать не велено, 1684 г. 28 мая. 5) Жалованная на речку Куросу и по грамоте данная из каргопольской канцелярии воеводская память на сенные покосы по той речке 1690 г. 16 февраля. 6) Правая на Калитинскую деревню и Кялованской деревенской участок и на рыбную ловлю и на сенные покосы, 1691 г. 10 декабря, дана из Золотой палаты. 7) На Кяндскую волость о малых оброчках, 1698 г. 20 февраля.138

1-й строитель иеромонах Корнилий, 1723–1738 гг.139

Обязанности повереннаго по монастырским тяжбам монаха. – Кожеозерским монастырем велось с местными раскольниками тяжебное дело, вследствие сего в 1729 г. и была взята с повереннаго сей обители, казначея монаха Иоанникия следующая подписка, по приказу архиерейскому:

«1729 г. генваря в 29 день в келейной его преосвященства конторе сказал преосвященнаго архиепископа указ против предложенной на поданном доношении помете, новгородской епархии, каргопольскаго уезда, Кожеозерскаго монастыря казначею, монаху Иоанникию (который требовал себе в ходатайстве за монастырскими приказными делами в Москве, за небытие в том монастыре стряпчяго и служебников, позволения, что ему и позволено), с таким подтверждением, чтоб ему, строителю, где надлежит, прошения предлагать о вящших монастырских нуждах, без которых пробыть не возможно, благопочтенно и требовать на то определения, имея ходатайство радетельное без всякия оплошности, не провождая в том времени тщетно, чтоб под видом тех прошениев, ходя в знатные домы, своими просьбами обманов и каляченья никакого отнюд не было; паче того, безвременно высоких особ просьбами своими, напився, пьяным образом – не утруждать и тем поношения монашескому чину не наняти, но того хмельного пития тебе не пить и не бражничать, и в кабаки и в подозрительные домы не ходить, и по рынкам и улицам безвременно и ночною порою не волочиться. А ежели ты в чем вышеписанном, хотя в одном каком пороке и подозрении явишься, или имеются в монастыре бельцы, коим за оными делами ходить возможно, да не объявил, и за то, по безпощадном истязании и по взятье не малого штрафа, сослан ты будешь в которой пристойно монастырь, для неисходнаго содержания, под начал. В чем под сим и подписаться».

«1729 г. мая в 25 день св. Богоявления Господня Кожеозерскаго монастыря строителю иеромонаху Корнилию з братиею. Тогож монастыря нарядник монах Мартемьян, да трудники, которые посланы были для прятки монастырских подсек, которые прилегли близ Кеноозера, с северную сторону, о Подломную реку. – И вышепомянутой нарядник и трудники Ив. Лаврентиев, Осип Чесноков, да Турчасовского стану, фехталимской волости Як. Алексиев, нермуской волости Кодратий Баев, Ив. Дворянинов, Иосиф Корелин, Як. Рябов, Иосиф Худяков, затевской волости Гаврило Машарин, Тимофей Уваров, Ив. Ив – в Горбушин, Ив. Падориных, клещепольской вол. Федор Горохов, Соловецкого монастыря, пертемской службы бобыли Павел да Ив., Волковы дети, Андрей Волков, да крестного монастыря, пияльской волости бобыль Павел Репин, Ив. Ветошин, Василий Мазилов (всего 20 человек), приехав в монастырь, сказали, что тех монастырских подсек прятать не дали Янгорского жительства и Кривого Пояса (в 30 верстах от описываемаго монастыря) жители староверцы, Илья Пентелиев (65 лет), Ив. Матарыгин и протчие тех жительств староверцы, собравшись все, от прятки оных подсек отбили; пришли с оружьем, с рогатинами и с пищальми; а его, нарядника монаха Мартемьяна, да служителя били смертно, а нас отгонили; також и многия на монастырь похвальные речи говорили и грозились на тебя строителя и на протчих монахов и служителей. В чем мы оных староверов опасаемся и оных подсек прятать нам для того ни по которой мере не возможно. В том мы – нарядник с вышепоименованными трудниками вам – строителю на всебратственной собор для подлинного следствия, за своими руками, сию сказку дали». (Следуют подписи...)

Затем «нарядник» с теми же трудниками были «посланы на монастырския згодья – сенные покосы, по реке Подломной для прятки (расчистки) пожен и – мая 28 – приехав в монастырь сказали, что оных пожен прятать не дали выше именованных жительств староверы: стреляли из оружей по станам (лесныя избушки) и по карбасам (лодкам) и по реки проезду не дают. И того ради нам – наряднику с трудники оных пожен прятать, ни по которой мере, не возможно», писменно объявляли они строителю. Здесь нужно заметить, что мнимыми «старообрядцами» руководил никак не религиозный фанатизм, а «проклятыя экономическия условия»... Ибо вот что говорили «староверцы» в показании своем 4 августа 1727 г. посланному из Каргопольского дворцоваго ведомства канцелярии: «питаемся мы – вышепоказанные староверцы, от черновых лесов черновой пашней на диком лесу с вытной тяглой земли под нами не имеется; так же в грамоте и писать умеющих никого нет и торгов и промыслов за собою никаких, кроме вышепоказаннаго – не имеем». О таком их самоуправстве строитель Корнилий подал жалобу; дело началось... Ретивые «старообрядцы» струсили... От этого дела дошло до нас только одно письмо белозерца к настоятелю. Приводим...

«Пречестныя св. обители Богоявленского кожеозерскаго монастыря о. строитель иеромонах Корнилий в душеспасительных пребываниях здравствовати вам вседушевно желаем. – Монах ваш Василиск сюда прибыл благополучно; объявил, что суеверцы, они же и раскольники, с вами мирятся. Надобно помириться и взять свой иск, и проести, и волокиту, и неустойку. А без того нельзя, чтоб им здесь не быть, понеже мировая челобитная самоличне к делу подать надобно, и под делом весь иск подписать, что виновной такой иск принес, и истец в том да роспишется, что принял. О чем же и поверенный ваш о. Иоанникий в том дабы был известен, потому что надобно сделать по силе указов, правильно. А ежели к миру склонения не будет, то надобно поступать вам с ними, суеверцы, так, как его И – го В – ство правы повелевают. Понеже ваше дело пред ними, суеверцы, правое, и в правде никого бояться не надобно. Прося вашего благословения и требуя ваших св. молитв, остаюсь с достодолжным моим поклоном всегдашний ваш слуга Гавриил Деревнин. Генваря 23 дня 1730 г. Бело озеро».140

В том же 1730 г. пожар истребил весь монастырь... И только в 1732 г. была построена, на место 2-х сгоревших, единственная церковь, описанная в приведенной нами (ниже) описи около 1767 г., существовавшая до самаго открытиа Кожеозерскаго монастыря.

2. Строитель иеромонах Исаия (1741–1751 г.)

С 9 марта 1741 г., кожеозерский постриженник; по кратчайшему описанию «Кожеозерскаго монастыря», будто бы «последний строитель», но это не верно!

От времени управления этого строителя дошло до нас несколько документов очень любопытных для характеристики нравов того времени. Вот эти документы:

«По указу Св. правительствующаго Синода члена, великаго г-на преосв. Амвросия, архиепископа великоновоградскаго и великолуцкаго, из московской его преосвященства конторы, новгородской его архиерейства епархии, каргопольскаго Спасова монастыря архимандриту Симеону, апреля от 18 дня 1744 году велено по прошению города Каргополя ратушских бургомистра Василья Прибыткова с протчими купецкими людьми, а каргопольскаго Александро-Ошевенскаго монастыря вкладчивов,велено показанных в том челобитье каргопольского уезда, разных волостей вдовых священников», между прочими и «прилуцкой волости Стефана Дмитриева определить в тот Александро Ошевенской монастырь, ежели постригчись не пожелают, то жить в том монастыре бельцами, и показанныя исправлять нужды». Но «прилуцкой волости поп Стефан Дмитриев уведав о том присланном его преосвященства указе и ушел, каргопольскаго уезда, в Кожеозерской монастырь – о чем и был учинен от него, архимандрита Симеона, наряд и посылан нарочно посланной, по наказу каргопольскаго духовнаго правления, розсыльщик Ив. Ив. сын Попов. И он, поп Стефан Дмитриев, презря тот его архиерейства указ и учинился противен и не пошед в тот Александро-Ошевенской монастырь для определения. А того Кожеозерскаго монастыря строитель иеромонах Исаия постриг ево, попа Стефана, в монаха, а имя наречено в монашестве Сергий. И по силе того преосвященнаго архиепископа присланного архимандриту Симеону увазу учинена вышеименнованному монаху Сергию сия подписка в том, что стать ему, монаху Сергию, в Каргополь для отводу по имянному его преосв – ства указу в помянутой Александро-Ошевенской монастырь кончае сего декабря на 29-е число; без всяких отрицательных отговорок, не отменно. А ежели он «монах Сергий, на означенное число в Каргополь для отводу в вышереченной Александро-Ошевенской монастырь не станет, и в Каргополе»... (Подлинник писан на полулисте, окончания не имеется).

В 1744 г. «по указу св. правительствующаго Синода члена, великаго г-на преосвященнаго Амвросия, архиепископа велико-новоградскаго и великолуцкаго, а по присланной из новгородских, его архиерейских – разряда и консисторскаго собрания каргопольскаго Спасова монастыря архимандриту Симеону инструкции, велено, как в г. Каргополе, так и в Каргопольском уезде, в монастырех, пустынях, погостех и в выставках осмотреть, по написанным в той инструкции пунктом, церковнаго благочиния и протчаго указнаго исполнения освидетельствовать. По которой инструкции прибыв он, архимандрит Симеон, сего декабря 12 дня 1744 г. каргопольскаго уезда, Кожеозерскаго монастыря в село Клещево и объявя того села прикащику, крестьянину Данилу Осипову сыну Неклюдову ту инструкцию и требовал для вышеозначеннаго указнаго исполнения в тот Кожеозерской монастырь потребное у него, поверенного Данила Неклюдова, число подвод. И оной Неклюдов не дав ни единыя подводы и накликав того села казаков (работников) числом человек 10 и, приступя к ево, архимандричьим, проезжим саням, яко разбойники, едва ево, архимандрита, за бороду не выволокли, а служителей ево били и толкали напрасно, и учинились той его преосвященства инструкции противными. А в присланной той вышеозначенной ему архимандриту Симеону, инструкции, между прочим в 4-м пункте написано тако: ежели кто в каковых-либо продерзостях и пьянстве учинится противными, то таковых велено ему, архимандриту Симеону, штрафовать денежным штрафом и телесным наказанием. А оной Неклюдов явился всему вышеписаному, той его преосвященства инструкции и ему, архимандриту Симеону, противен «o чем объявляя ему, архимандриту Симеону бывшия при том ево служители, в чем при сем и подписуются: каргопольскаго Спасова монастыря диакон Александр Иоаннов при вышеписанном был и своеручно подписуюсь. Каргопольской Владимирской церкви попов сын Ив. Матфиев при вышеписанном был и своеручно подписуюсь. Вышеозначеннаго Спасова монастыря псаломщик, попов сын Василей Ив. подписуюсь.»

После такого негостеприимнаго приема, оказаннаго прикащиком с. Клещева – вотчины Кожеозерскаго монастыря, архимандрит Симеон поехал в самый Кожеозерский монастырь, но и там прием оказали ему не на много лучше. «Прибыв он, архимандрит Симеон, декабря 14 дня 1744 г. в Кожеозерской монастырь для такова указнаго исполнения и тогда начевавши у строителя того монастыря, иеромонаха Исаии в келье. И тое нощи он, строитель Исаия, напився безобразно пьян и безчинствовал и ево, архимандрита Симеона, бранил матерно, и поносил всякою скаредною, неподобною бранью, при чем и при которой бране были того монастыря монах Филарет, да пищик их монастырских дел Лаврентий, каргопольской дьякон Александр Иванов и каргополец, попов сын Ив. Матфиев. Да еще сверх того грозил, что: «как он, архимандрит, из монастыря поедет?» и приступал он, строитель, к ево, архимандричье, постеле и говорил и бранил указ его преосвященства. А в присланной той, его преосвященства, данной ему, архимандриту Симеону, инструкции между прочим, в 5-м пункте, написано тако: ежели кто в каковом либо неисправлении, пьянстве и корах и других продерзостях явятся, подлежательны будут, таковых велено штрафовать денежным штрафом и телесным наказанием, без высылки в Нов город. А и явившихся в наибольших винах высылать в кинсисторию под крепкими вероятными поруками, за караулом, при доношениях. – И он, строитель иеромонах Исаия, явился всему вышеписанному, той его преосвященства инструкции и ему, архимандриту Симеону, противен, в чем бывшия при том и подписуются. – Вышеозначенный того Кожеозерскаго монастыря монах Филарет и пищик Лаврентий, при вышеписанном, что строитель их, иеромонах Исаия был пьян и безчинствовал и архимандрита Симеона многократно матерно бранил и поносил скаредною бранию, – были и слышали, токмо рук – по согласию ли ево, строителя, или за устрастием – не приложили». Руки приложили только 2 служителя архимандрита «диакон Александр», да «попов сын Иван», – И вот после всего того «во всем вышеписанном приносит он, строитель иеромонах Исаия, преосвященному архиепископу повиновение и просит милостиваго прощения», и тут же пьяный подписывается «строитель иеромм Исаие»; два последние слова написаны толсто, буквы в них очень растянуты. После принесеннаго Исаиею раскаяния, Симеон приказал написать: «1744 г. декабря 14 дня за вышеписанную продерзость, по силе 5 пункта, ему, строителю иеромонаху Исаию, при всебратственном собрании учинить плетьми наказание» и, – подписывается «архимандрит Симеон». «И того ж числа, по вышеписанной помете, означенному строителю иеромонаху Исаии, при всебратственном собрании, за ево противные продерзости плетьми наказание учинено и чтобы впредь таких противных, указами запретительных поступок – не чинил, опасаясь указнаго штрафа, в чем и подписуетса: строитель иеромонах Исаия руку прилож», подписал наказанный плетьми. При этом подписе Исаия уже не ликовал – рука его дрожала и длинных букв не расчеркивала, но ошибалась по прежнему141.

В 1744 г. кроме строителя иеромонаха Исаии братство Кожеозерскаго монастыря составляли следующие лица: «казначей монах Сергий», монахи «Паисей, Филарет, Иона»142. Был ли еще кто – не знаем.

Строитель иеромонах Исаия упоминается еще в указе от 28 апреля 1751 г. (Архив каргопольскаго Спасскаго монастыря, книга 1, л. 173).

3. Строитель иеромонах Иона, 1756 (26 сент.) – 1761 (в нояб.) гг.

В Кожеозерском монастыре или было два строителя с именем Ионы, или «Иона Новгородец», упоминаемый в кратчайшем описании «Кожеозерских монастырей», указан под 1739 – 40 гг. по ошибке.

При этом строителе Кожеозерский монастырь утратил свою самостоятельность. Указом от 17 августа 1758 г. приписан, он к каргопольскому Спасскому монастырю: «за неимением за каргопольским Спасским монастырем вотчин – говорилось в указе новопроизведенному архимандриту Алексею – имет вам – архимандриту – в своем смотрении и ведомстве состоящий в Каргопольском уезде Кожеозеркий монастырь, и за оное смотрение вам – архимандриту – из того монастыря брать на расходы Спасского каргопольского монастыря в год денег по пятидесят рублев... И Кожеозерскаго монастыря строителю иеромонаху Ионе, для ведома и непременнаго по оному указу исполнения, послать указ (каков и послан)»143. – Итак, с Кожеозерскаго монастыря дозволялось брать Алексею по 50 руб. в год; притом, вероятно, брал и то, чего не дозволялось. – Вот письмо, доказывающее поборы Алексея, писанное кожеозерцами от 5 апреля 1760 г. «всепречестнейшему и высоко преподобнейшему отцу, священно-архимандриту Алексею»: – «Желаем вашему высокопреподобию раб и слуга» – его «высокопреподобия» – «строитель иеромонах Иона Кожеозерский и покорнейший раб и слуга казначей монах Андреян Кожеозерский, – писало кожеозерское начальство – желаем вашему выеокопреподобию в милости Божией душеспасительно и всесщастливо здраво долгоденствовать! Во известие вашему высокопреподобию буди: присланный от вас ордер марта от 23 дня о присылке недоплатных, за двадесятую часть, денег, також по указу его преосвященства в Спасский каргопольский монастырь денег же, получили, которых денег у нас ныне не имеется. Известно и вашему высокопреподобию, что хлеба и скота продать схожово (излишняго) нету ж. А которой хлеб и продаван был, а деньги на росплату работникам и на необходимыя монастырския держки в росход все изошли. И об этом ваше высовопрепобие всепокорне просим, дабы от вас повелено было оные вышеобъявленные деньги сыскать с вотчинных, нашего Кожеозерскаго монастыря малошуйской и канской волости, крестьян, понеже оныя крестьяне, в рекруцкую складку написанные при Клещепольском селе, тридцеть 2 души обещали принять, которых и не приняли, и ныне за оныя души в каргопольскую канцелярию требуют денег. И об этом ваше высокопреподобие как соблаговолите? Да послано к вам, по вашему приказанию, с сим писмоподателем Лендомского села, с половником Ильей Дьячковым копия з грамоты о Калитинском селе, да копия с отводной по ободной грамоты. А ободной грамоты ныне не обыскалось; а ввели со временем оную сыщем, то в вашему высокопреподобию и праишлем.144 От 16 апреля того же года кожеозерцы опять прислали «Спасскаго каргопольскаго монастыря пречестнейшему и священно-архимандриту Алексию Кожеозерскаго монастыря строителя иеромонаха Ионы и казначея монаха Андрея на з братиею все покорнейшее доношение: по инструкции из каргопольской воеводской канцелярии марта от 3 дня 1760 года – писали кожеозерцы – велено в рекруцкую складку Кожеозерскаго монастыря клещепольской волости з двадцети 2-х душ с нарочно посланным представить во оную канцелярию складочныя деньги, которыя деньги с показанных душ нашей канской волости прошлаго 1759 году соцкой Федор Кондратьев со крестьяны обещали принять, а рекрута представить, в чем нас и обнадежили. А ныне по инструкции же из оной Каргопольской канцелярии и показанных двадцети двух душ требуют рекрута. А тое канской волости посланные рекруцкия отдатчики нам при Клещепольском селе оба явили ему, что ваши, клещепольской волости, двадцеть две души в складку приняты, в чем и квитанции взяты, токмо те отдатчики в складку приняли души з других вотчин, а нашего Кожеозерскаго монастыря показанные двадцеть 2 души в складку не приняли и в том нас оболгали. А у нас со оных душ достойнаго и годнаго в рекруцкую службу ныне отдать человека Новикова не имеется. И о том ваше высокопреподобие как соизволите – всепокорнейше просим учинить милостивое рассмотрение. Апреля 16 дня 1760 году. К сему доношению Кожеозерскаго монастыря строитель иеромонах Иона руку приложил. К сему доношению казначей монах Андреян руку приложил Кожеозерский».

Архимандрит Алексей требовал от Кожеозерскаго монастыря также и работников, разумеется из монастырских крестьян. Так, по сохранившимся до нас двум прошениям «Кожеозерскаго монастыря вотчины, каянской» и «малошуйской» волостей соцких «со крестьяны» вместе, видим, что Алексей в апреле неизвестнаго года посылал об этом ордер, «по получении» котораго приказывал «в самом скором времени выслать в Спасской монастырь по три человека «летних работников, без всяких отговорок». Но соцкие «со крестьяны» просили у него милостиваго уволнения, «понеже, писали они, находится теперь в конечном раззорении и от своего Кожеозерскаго монастыря излишних отягощении».145

Алексей 50-ти рублевую плату взимал с Кожеозерского монастыря не все деньгами, а и лошадьми: «1761-го году ноября дня каргопольского Спасова Преображенского монастыря бывшим господином отцем архимандритом Алексием приписного Кожеозерского монастыря у строителя иерононаха Ионы определенного по указу за смотрение того монастыря по пятидесяти рублев в год, в прошлом 759-м году денег мною – архимандритом взято двадцеть пять рублев, две лошади, а в 761-м году мною ж взят с того монастыря жеребец вороной, ценою двадцеть рублев. Каргопольскаго Спасскаго Преображенскаго монастыря архимандрит Алексий».146

Мы должны упомянуть здесь, что строитель Кожеозерскаго монастыря иеромонах Иона, – в мире Иван, – был женат, конечно в мире же, и имел сына. Вот доказательство: «Реэстр Кожеозерскаго монастыря монаха Адриана, что в бытность строителя иеромонаха Ионы принято им, строителем, и сыном ево Ильей Ивановым денег в Малошуйском селе у прикащиков, в чем ими отписи даны, с тех отписей выписки взяты; 1759 году генварн 25 дня принял строитель иеромонах Иона у мельника Антона Яковлева 4 рубли. 1758 году июля 7 дня принято предписанного строителя сыном Ильей Ивановым у мельника Антона Яковлева 4 рубли 30 коп. Сентября 7 дня посланной строительской келейник Ив. Никитин принял у мельника Ант. Яковл. 2 рубли с половиной. 1757 году июля 7 дня в Малошуйском селе строительской сын Илья Ив. у мельника Ан. Як. – 7 рублев. Ноября дня принял строитель иеромонах Иона у мельника Ан. Як. 3 рубли. Того ж году марта 20 дня принял строительской сын Илья Ив. Малошуйского ж села у прикащика Дениса Кузнецова от соловарения девяносто рублев денег. Июля 9 дня принято им же строительским сыном Ил. Ив. у прикащика Дениса Кузнецова 2 рубли. В 756 году ноября дня принято строительским сыном Ил. Ив. у мельника Ан. Як. 3 рубли. Сентября 28 дня в Малошуйском селе у прикащика Дениса Кузнецова принято строительским сыном Ил. Ив. от соловарения денег 84 р. К сему реэсту Кожеозерскаго монастыря монах Андреян подписуюсь».147

Мы уже имели случай отчасти познакомиться с крестьянами Кожеозерскаго монастыря, которых считалось 442 души148 (конечно кроме женск. пол.). Вот документ на отлучку крестьянина149.

«1759 года марта 19 дня каргопольского уезда вотчины Кожеозерскаго монастыря, малошуйской волости соцвой Егор Кузне- цов и десяцкой Семен» Шайтанов» со врестьяны отпустили тое же волости крестьянина Ив. ведорова сына Лежнева в наш» КожеозерскШ монастырь к» властем з брат'шю для npomeaia ве- дея]я, с которым» явится в варгопольсвую канцелярпо для взятья печатиаго пашпортадо сроку нынешняго тысеща 759 года, декабря до тридесятаго числа. А со оного Лежаева в платеже подушных» денег» и манастырских работ» и прочих» податей взята с него писшенная порука, в том ему до властей cie волостное письмо дано, К сему письму малошуйсвой волости сретенской священнив Дмитрей ведоров вместо соцкого Егора Кузнецова со врестьяны, по их прошенпо, руку приложил»!.

4. Последний строитель иеромонах Андроник, 1763–1764 гг.

Еще один год оставался до упразднения Кожеозерскаго монастыря, а в нем по прежнему продолжались между братиею и настоятелем дрязги и нестроения, ибо строители, в роде Исаии, и даже, хуже – в нем не выводились. В 1763 г. оттуда жаловались Кожеозерцы своему главному настоятелю «Спасо-каргопольскаго монастыря пречестнейшему господину отцу архимандриту Феодосию»:

«О сем во известие представляем вашему преподобию, писали они: по инструкции вашего преподобия прислан в наш Кожеозерский монастырь правящий строительскую должность иеромонах Андроник и по приятию оного монастыря имеет за собою и казначейскую должность: хлеб, скота и масло, как в монастыре и в селех продает без братцкаго соглаия, своим умышлением и за оброк сел и за морские семожьи тони и в наем казаков, и жней у монастырских наших крестьян деньги себе берет, а денег в церквах Божиих и в ризницы казенной не держит, но в келье своей и носит на себе, в чересу (через, особаго рода широкий пояс, в роде мешка, куда кладут деньги); а когда и поедет из монастыря на Онегу реку и в села, и деньги возит с собою, в чересу, в чем мы опасны. А приходных и росходных своих книг, також и сельских казначейских книг во взятье нам и на счет не дает, и казначеем в монастырь ко щету быть им не велит, а казначеев выбирает неграмотных, по своему умышлению, и без брацкаго согласия. А говорит он, что де вам до моих и казначейских книг приходных и росходных нужды и дела нет. Пищею – харчем кормит скудно: вместо штей ели мучницу ржаную (похлебка, сваренная из муки или хлеба), а вместо квасу пили воду, а иногда без обеда и ужина были. Которые в монастыре показаны трудники и живут на платье, без денежно, платья и обуви не дает и денег на платье и обувь – ходят наги и босы; а говорит: «не дам вам ничего и не ждите от меня, наживайте как знаете, живите, хотя вон подите». А как он, Андроник, в наш монастырь прибыл и с нами – з братиею в трапезе никогда не обедает, ни ужинает, ни в келье своей и по се время, но на коровьем дворе с коровницами ест и пьет с ними, и нет такова дни, чтоб он туде не ходил, а иногда и150 ходит днем и ночью. Да сего году генваря к 6-му числу, к празднику Богоявления Господня, ради богомольцев, по обещанию своему приезжих людей, варено было пиво и оное пиво осталось от праздника, и он, строитель Андроник, из погреба монастырского к обедам и ужинам своим денно и ночью сносил на коровей двор и пил с коровницами. А иногда созвавши их в келыо свою в монастырь пил с ними вино и пиво; а братьи вином и пивом не поил. Он же, строитель Андроник, своим умышлением, согласяся с монахом Филаретом отдал в оброк, в мало шуйской волости, наше монастырское село – землю и с сенными покосы и с мельницею и с хоромным построем и со всеми згодьи на 10 лет, тое малошуйской волости крестьяном, за малой оброк, рядил – по 40-ку рублев на год и письмо написал без братцкаго приговору; а оное село не того стоит оброку в год; кроме хлеба и мельницы одного сена продать будет на 40 рублев; а за оное село, буде и в оброк его отдать надлежит с него в год взять по 90 рублев. Да они ж, строитель Андроник и монах Филарет согласяся своим умышлением и без братцкаго приговору .... (слова разобрать нельзя). Пояса скитянам велят в суземки наш монастырской деляной лес сечь и рожь сеять, а оброку у них коликое число берут – про то мы не известны; а они скитяна от того обогатили, а монастырь наш разоряетца. Да он же Андроник, ходит в монастырь в казенные амбары и в ризницу один днем и ночью и прошедшаго генваря к 19-му числу в ноче склался в сани тайно и уехал на Онегу реку и не простился с братиею».

«О сем покорне просим дабы ваше высокопреподобие соизволил у него, строителя Андроника, приходные и росходные его книги, тако ж и сельских казначеев книги приходные в росходные для щету взять и счесть в монастыре при братии, а ему, строителю Андронику, одному и без братцкаго согласия собою не делать, дабы наш монастырь от его непорядочной поступки в конец не разорился. Писал иеромонах Фирс Кожеезерский, своеручно. 1763 г. марта 20-го дня. Монах Афонасий руку приложил»151.

На третий месяц после этого доношения иеромонах Фирс опять жаловался писменно, и на этот раз один, архимандриту Феодосию:

«Спасо-Каргопольскаго монастыря всепречестнейшему отцу священно архимандриту Феодосию во известие.

От вашего высокопреподобия присланной в наш Кожеезерский монастырь иеромонах Андроник, которой имеет за собою строительскую и казначейскую должность, о чем я прежде сего представлял о его непорядочном поступлении и ныне еще доказую, что он поступил на наш помянутой монастырь в конец разорить: хлеб и скота продал в монастыре и в селех без братцкаго согласия не малое число в генваре и феврале сего года и уехал в Каргополь без братцкаго согласия, по своему умышлению, и увез казенных ваших монастырских денег в чересу, которой не надлежит при себе носить, но в монастырской ризнице держать, рублев 40. А ныне он, строитель, поехал в Каргополь июня 2 числа с прошением на вотчинных крестьян о непослушании, в чем и подписался. Токмо он, строитель, не объявил мне казенных монастырских денег и увез без меня, по согласию поверенного в Клещепольском сельце Ивана Шаханова, тридцеть рублев с лишком. А ваше высокопреподобие по указом велено над нашим Кожеезерским монастырем смотреть и деньги брать по 50 рублев на год; а ныне и впредь нам платить нечим – хлеба, скота продать лишнего нет, и поля земля, по намерению нас, в полноту не насеяна от его, строителя, нерадением; денег на покупку семенного жита (ячменя) не дал, а своих семян не прилучилось и не имелось и купить нечим».

«Поблаговоли ваше высокопреподобие, священно-архимандрит Феодосий, у его, строителя, денег требовать себе, и запрети, чтоб он, строитель Андроник, до самого конца нашу, св. Кожеозерского монастыря, обитель не разорил. И книг его приходных и росходных нам, тако и посельских поверенных в бытность их книг приходных и росходных в нашем ведомстве и в нашем монастыре не объявлял, ради своей корысти, и оные поверенные показали, что он, строитель, взял себе и хотел в монастырь на собор предъявить. А мне – иеромонаху Фирсу одеяния – свиток, мантии, рясы, кафтана не дает, а я весьма одержался, и купить нечим, и денег на покупку одежды не дает. Сам он весьма одеждами одеялся. Дабы ваше высокопреподобие повелено было о всем учинить разсмотрение. При сем вашего высокопреподобия отеческаго благословенья прошу Кожеезерскаго монастыря иеромонах Фирс и заочно долеземно поклон отдаю и челом бью. 1763-го году, июня 12 дня».152

Предпринял-ли что-либо архимандрит Феодосий для обуздания, самим им произведеннаго строителя – казначея – не знаем, известно только, что иеромонах Андроник оставался в Кожеозерском строителем до самаго его упразднения.

При упразднении Кожеозерскаго монастыря была произведена ему не ранее 1767 г. опись; при чем вещи более ценныя были увезены в Александро-свирский и каргопольский Спасский монастыри. Вот самая опись.

«В Кожеозерском монастыре одна церковь двоежарная, деревянная: вверху служба Благовещенья Пресвятыя Богородицы, внизу служба Николая Чудотворца».

«В верхной Благовещенской церкви двери царские, двои пономарские – писаны краски. Подле царских дверей настоящей образ Богоявления Господня, на нем 5 венцов, в цаты и оклад – все серебрявное, ветхое, в том числе у Спасителя венец с финифтом, резной, в венце и цате 6 ставок стеклянных; в привесе крест сребрянной, позлащенной, с мощми. Настоящей образ благовещения Пресвятыя Богородицы, оклад по полям и надписание сребрянные, и позлащенной, 2 венца с финифтом, 2 цаты чеканныя всй сребрянныя и позлащенные; в них ставок стеклянных 6; у Спасителя венец сребрянной, позлащенной, без цаты; привесов 2 креста женские сребрянные, да трои серги сребрянные. На правой стороне образ Спасителев, писан на полотне, стоящей. Образ воскресения Христова, образ соловецких чудотворцов – все на красках; на левой стороне обр. распятия Господня, на полотне, об. св. мученик Фрола и Лавра, обр. Николая Чудотворца – писаны все на красках; вверху депсус со апостолы и пророки, паникадило медное; 6 лампад медных больших и малых. В олтаре: Евангелие напрестолнее, обложено красным бархатом, средина и по углам евангелисты сребрянные, позлащенные; на нижней деке средина и по углам и застежки сребрянные же; на престоле, крест благословящей, обложен сребром, позлащенной, покров на престоле – средина красной бумажной пестреди, около отлас черной, крест мишурной белой; дароносица оловянная, сосудов служащих 2 потира, 2 дискоса, 2 звезды, 2 лжицы, 4 блюдца оловянные, да 2 копия железные; покровы: 1 средина бархатная, у одного – черного, а у дву – красного бархату, поля лаудану красного, на нем кресты прозументовые, золотыя; ковшик костяной, обложен сребром у которого руковедь отломлена; 2 чашки малые медные, 2 вилки стекляные; за престолом крест и образ Богородичен на краске, пядничных образов 24 разных, писаны на красках; укропник, лоханца, кандейка, и стоканец – медные, 4 подсвешника малых медных, 2 кадила медных, 3 подсвешника выносные белого железа, подсвешник древянной, кадильница медная ж. Да в церкви же за правым крыласом обр. Николая чудотворца на полоти, писан на краске: да в той же церкви под образами 6 пелен ветхих. В трапезе: 2 деисуса на красках; в келарской 6 образов пядничных на красках же. В паперте: обр. св. Евлогия, другой св. Макария видение, писаны на красках».

«В исподнем партаменте, в церкви Николая чудотворца: в ней двери царские, а двои пономарские – писаны на красках; возле царских дверей образ Вседержителя; настоящей обр. святителя Николая чудотворца, на нем 2 венца серебряные, басмянные, без цат; обр. пресв. Богородицы Владимерския, обр. св. пророка Божия Илии, обр. Спасителев, обр. воскресения Христова – все писаны на красках; об. межувратныя пресв. Богородицы Владимерской; обр. св. апостол Петра и Павла, обр. крекста Господня на полотне, об. «премудрость созда себе храм». Над гробом преподобнаго Никодима образ его писан на красках, на нем венец и цата серебряные, чеканные, позлащенные, рака медная; около раки решетка железная; на гробнице покров объяринной белой, по полям тафты желтой; на нем крест кружива сребрянного. Евангелие малое, в осмуху, мелкой киевской печати, на нем paспятие мидное; положено на гроб преподобнаго Никодима. Крест благословящей над гробом чудотворца, медной с финифтом. Над гробницей образ Богоявления Господня на краске, на нем 6 венцов сребрянных, золотых, чеканных, без цат; кругом того образа киот и зымза древянные, золоченные, по полям писаны образы разных святых; у того ж образа в привесе крест резной, черной, костяной, обложен сребром на круг чеканным; пред тем образом паникадило медное весом 25 фунтов. В тяле деисус со апостолы, на краске. 2 хоругви – писаны на красках, фонарь выносной, слюдной, 2 паникадила медныя, 3 лампады медныя ж, 2 подсвешника медныя, весом полтретьи фунта, лампада белаго железа, под образами 5 пелен ветхих. В олтаре: на престоле Евангелие, в средине образ и по углам евангелисты сребряные, позлащенные, 2 креста благословловляющих, древяных, на красках; на престоле покров бумажной, средина черного, поля бумажной пестряди красной; за престолом крест и Богородичен образ на красках, обложен полотенцомъ. На жертвеннике сосуды служащие: дискос, потир, одно блюдцо, одна звезда, лжица оловянные, копие железное, покровы рудожелтые с крестами сребрянными, околы красной выбойки подложены, крашенинной, желтой; покров тафты красной, поля тафты голубой. Пядничных образов: обр. Богоявления Господня в резном позлащенном киоте, на нем оклад басмянной, 3 венца сребрянные, позлащенные; об. окладной Пресв. Богородицы, на нем 1 венец ветхой; обр. окладной же, на нем 4 венца без цат; о. Николая чудотворца, на нем 3 венца, в том числе 1 без цаты; на двух образах оклады шумихи ветхой; обр. св. Леонтия ростовскаго, на нем оклад ветхой; об. Богоявления Господня, пядничной, на нем оклад по полям и 5 венцов без цат, 6 ой – с цатой, – все оклады и венцы сребрянныя; об. благовещения пресв. Богородицы, на немъоклад, да 2 венца без цат сребрянныя; об. успения пресв. Богородицы, на нем овклад сребрянной; об. Иоанна Богослова, на нем оклад и венец без цаты, сребрянной; об. Александра ошевенскаго и Никодима кожеозерскаго, на нем оклад и 2 венца с цатами, а 3-ей без цаты – все сребрянные и позлащенные; обр. Николаи чудотворца, на нем оклад, венец и цата сребрянные; да сверх того 40 образов пядничных же, на красках, разных святых, без окладов. Да выносных из погорелых церквей образов деисус со апостолы и пророки на 15-ти дсках, двери царские, да двои пономарские – все писаны на красках, которые имелись прежде в разнице; 12 меней месячных печатных на листах, в лицах; покров на погребение монахов, манатейнаго чернаго сукна, шито разными шелками. В паперте: образ Спасителев, 2 образа – арханьелских Михаила в Гавриила; обр. страшнаго суда Божия, пред ним лампада медная, обр. афонския горы, обр. Иоанна списателя лествицы – все на красках.»

«Священнических облачений: риз: фелонь белая камчатая, оплечье по красному бархату золотое, наподольник тафтяной; фелонь камчатая, травы красные по желтой, оплечье золотое, по зеленому и красному бархату; фелонь зеленая, камчатная, оплечье участочное, белое, с травами золотыми, наподольник кежевой; фелонь штоф шолковая с травами, оплечье объяринное с травами шелковыми, наподолник киндяшной, зеленой; фелонь рудожолтая камчатая, оплечье бархатное, с кругами золотыми, вместо наподольника лента цветная; фелони камчатые черные, оплечье штофи белой с травами, наподолник лауданной голубой, ветхие; белые полотнянные, оплечье штофяное, бес наподолника. Стихарей диаконских: камчатной белой, оплечье рытого бархату, нарукавники, и наподольник лауданные, красные; полотнянной белой, оплечье, нарукавники и наподольник кумашные; 2 оларя – красной, да черной Подризники: выбойки бумажной, оплечье старое, подложены старым полотнянным подризником, нарукавники кумашние, наподолник голубаго цвету; 2 полотнянных, белыхъ, у одного оплечье и нарукавники кумашние, а у другово оплечье и нарукавники выбойки бумажной; киндяшной черной оплечье и нарукавники и наподольник киндяшной. Епитрахили: штофной с травами золотыми, на нем пугвицы оловянные, 6 кистей шелковых; участочной, по желтой земли, травы золотые, пугвицы медные, 7 кисток шелковых; шелковой голубой с травами, пугвицы оловянные, 3 кисти шелковые, ветхой; по белой земли, травы шелковые, ветхой. Понсы: 2 шелковые, да 3-ей нитяной. Поручи: вишневаго бархату, травчатые на одном 3 пугвицы сребрянные, одна в том числе поломана, на другом 3 оловянные, шиты по красному бархату сребром и золотом, на одном 3 пугвицы сребрянные на другом 2 оловянных; черные ветхие, без пугвицы; красные ветхие, другие красные ветхие, на них 5 пугвиц оловянных. Пелены: парчи мишурной, крест и поля кумашние, подложена крашениной; мишурная, поля выбойчатые, подложена крашениной голубой; мишурныя ж, поля кумашние, подложена киндяком; 5 пелен разных цветов, в том числе одна без креста; покров выбойки бумажной; 8 платков шитых и браных; платок шелковой, да утиральник портяной, по концам вышит разными шелками; оплечье ветхое шито золотом и сребром на черном отласе; чаша водосвятная медная, луженая; 2 подсвечника медных, средние, блюдо оловянное, зеркало стеклянное».

«Книг печатных: в десть: устав, Евангелие толковое недельное, Апостол, псалтирь со воследованием, 2 октая, минея общая праздничная и святых, 12 миней месячных, год прологов в 4-х книгах, триодь постная, другая цветная, Ефрема Сирина с Дорофеем, требник; в полдесть: 2 псалтири малых, 3 ермология, служебник, житие Николая чудотворца, часослов ветхой; в четверть: часослов, канунникъ, требник, певчих 4 книги писмянных; в тетрадех; о благодарственном молении, о возшествии на престол, служба о Полтавской победе, табель о торжественных молебствиях, о государственных панихидах»:

«Да при том монастыре состоит монастырского деревяннаго строения:

«Около того монастыря ограда деревянная, при ней трое ворота; над святыми воротами колоколня деревянная ж; на ней семь колоколов больших и малых; в ней часы бойчатые, железные, ветхие. Над святыми воротами, на одной стороне деисус со апостолы, а на другой стороне 5 образов разных святых, писаны на красках».

В бывшем монастыре открыли сельский приход, в который был определен некто Симеон Васильев, 1-м священником.

«Да из вышеписаннаго числа взято по присланному из олонецкой духовной консистории в каргопольское духовное Правление прошлого 1766 году марта 29 числа указа в Каргопольской собор с колокольни I колокол большой, а прочее все монастырское имущество отдано от Спасо – каргопольскаго монастыря священнику Симеону Васильеву с роспискою.153

Затем все нижепомянутые вещи в феврале 1765 г. были взяты «из преждебывшаго Кожеозерскаго монастыря посланным от архимандрита каргопольскаго Спасского монастыря Феодосия диаконом Андреем Васильевым».154

«Да сверх вышеписаннаго из оного ж Кожеозерскаго монастыря в силу присланных бывшаго преосвященнаго Иоанна, епископа олонецкаго и каргопольскаго из олонецкой духовной консистории, прошлого 1765 году указов взято во оной Спасо-каргопольской монастырь под сохранение, до указу, а из оного Спасского монастыря взятого по указу из оной же консистории того ж 765 году июня 10 дня отослано в катедрльной Троицкой Александро-свирской монастырь церковных вещей, а имянно:

«Евангелие напрестольнее средина и евангелисты сребрянные, позлачены, на исподней деки средина и наугольники сребранные, обложены черным бархатом; крест благословящей сребряной позлащенной кругом, по полям со главы до низу обнизан жемчугом, в одну веревочку до подножки, а на исподней цки подпись; чаша водосвятная сребрянная, подписи золочены, поддон дощатой, через ложку золочено; 2 кадила сребрянных с цепочками сребрянными ж; пугвиц с епитрахилей и поручей сребрянных сто; в том числе золоченых 16, одна сломавши; ризы: 1) учаска белого сребрянные, по нем травы золотые, оплечье шитое сребром и золото по черному бархату, наподолник отласу зеленого, ветхи; 2) отласу краснаго, по нем круги и травы золотые, оплечье бархатное с травами золотыми, наподольник травчатой, с золотом; 3) объяринные, с травами золотыми, оплечье по красному бархату с золотыми травами, наподольник шелковой полосатой; 4) по красному отласу с травами золотыми, оплечье шиты по зеленому отласу сребром и золотом, наподольник бархатной дымного цвету».

Книг печатных: в десть: 2 Евангелия вседневных, толковых, в трех книгах; псалтирей со воследованием 6; меней четьих в 3-х книгах 3 декабря по сентябрь месяц; 11 миней месячных, требников: в десть 1, в полдесть 1; в четверть 1; беседы евангельския, баседы на деяния, Обед Духовный, Вечеря Душевная, Меч Духовный, Апостолов 2, кормчая 1, 2 книги Григория Надзианзина, Лествечник, Соборник, Регламент духовный, 2 книги Маргариты – одна в десть, другая в полдесть, 7 прологов в полдесть, Номоканун, Скрижаль, Вертоград Душевный, Многосложный Свиток, Рай Мысленный, лексикон, о ектениях, о Крестном монастыре, о священстве 2 книги, Зерцало, 2 Лимонара, 2 грамматики, букварь троязычный; в четверть: 2 канунника, книга о Антихристе; певчих книг в десть 1, в полдесть 5».

«Ковер верблюжей настолней».

«Да между книг еще Петро-Могиловской Требник».

«Оные все вышеписанные церковные вещи отосланы по указу в Троицкой Александро-свирской монастырь155, при следующем доношении: в олонецкую, великаго господина, преосвященнаго Иоанна, епископа олонецкаго и каргопольскаго, духовную консисторию. Из каргопольскаго Спасскаго монастыря от архимандрита Феодосия доношение. По присланному ея и-го в-ства из вышеписанной олонецкой и каргопольской духовной консистории указу велено прислать из показаннаго Спасо-Каргопольскаго монастыря имеющияся, каргопольскаго уезда, Кожеозерскаго монастыря церковную утварь, и книги и протчия вещи в катедральной Троицкой Александро-Свирской монастырь при верной и безопасной оказии или с нарочными, города Каргополя церковниками, а имянно: (следует перечисление вещей)... А из вышеписанных пугвиц сребряных не явилось дву, воторыя и не отосланы. И преписанныя вещи посылаются в предписанной катедральной Троицкой монастырь с нарочными: саунинской волости священником Иосифом Яковлевым, градской соборной церкви дьячком Ив. Федоровым, Троицкой церкви поповым сыном Василием Афонасьевым при сем доношении; а для охранения при сем же и посланы церковники, которым и дан особливой пашепорт июня 10 дня 1765 г. (Подпись на копии доношения:) «Таково доношение из вышеписаннаго Коежезерскаго манастыря, показанные в сем доношении вещи, павловской волости, Златоустовского приходу священник Иосиф Яковлев для отвозу принял и росписался. В прием ж вышеозначенных в сем доношении вещей и отвозу, отдаче градской соборной дьячек Ив. Федоров росписалси. В прием же вышеозначенных в сем доношении вещей, и отвозу, и отдаче и градского троицкого священника сын ево Василей Афанасьев росписался».

Это «доношение» сохранилось до нас на листе, хотя и с оторванной 1/4 онаго.

«За тою отсылкою – продолжает опись – еще из взятых же церковных вещей того ж Кожеозерскаго монастыря в остатке в том Спасо-каргопольском монастыре ныне состоите, а имянно:

«Сосуды сребрянные позлаченные: потир, дискос, на нем по полям 4 жемчужины, 2 блюдца с воображением креста и Богоматере, звезда, лжица сребрянные; сосуды ж дискос, потир, звезда, 2 блюдца с подписанием креста и Богоматере, сребрянные; 2 воздуха и покров штофу белого, обложены штофу красного; 2 воздуха шиты золотом и серебром, с воображением лиц средина по полям шитые словами по зеленой тафты; покров – средина тафты красной по полям обложен тафты голубой; пелена средина и наугольники голи красной; поля голи ж голубой, на ней крест шит золотом; ковшик малой сребрянной с подписью. Риз: 1) луданные, краевые, оплечье шито по зеленой тафты золотом, наподольник кижевой; 2) отласу малиноваго, оплечье золотое, наподольник тафтяной, рудожелтой, ветхи; 3) отласные малиновые ж, оплечье шитое золотом, по красному отласу, наподолник белой, объяринной, ветхие; 4) объяри дымного цвету, оплечье рытого бархату по красной земли, травы черные, кругом оплечья шито золотом, наподолник бумажной, с травами; 5) голубые с травами белыми, оплечье шитое золотом по красному отласу, наподольник камки красной, ветхие; 6) камчатые голубые с травами лазуревыми, оплечье по красному отласу, шито золотом, наподольник кижевой; 7) отласу голубого, оплечье красного отласу, с травами зелеными, наподольник тафты зеленой. Епитрахилей: 1) участочная, с травами золотыми, на ней 6 кистей шелковых, ветхи; 2) полосатая белая, на ней 6 кистей шелковых; 3) участка белого, травы шелковые, на ней пугвицы оловянные, 6 кистей шелковых, ветхие; бархату чернаго на ней 6 кистей шелковых, ветхи; 2 пояса шелковых. Подризники: 1) камчатой, светлой, оплечье и наподольник камки красной, нарукавники бархатные, зеленые, ветхи; 2) тайты двоеличной, оплечье камчатое зеленое наподольник выбойки бумажной, нарукавники выбойчатые; 3) киндяшной, оплечье выбойки бумажной, наподолник и рукава киндяшные ветхие; 4) киндяшной, оплечье и рукава камки вишневой с травами, наподольник кижевой, шелковой. Диаконских стихарей: 1) полуизобратной с травами золотыми, оплечье рытого бархату, нарукавники бумажные выбойки, наподольник кижевой; 2) отласной красной, оплечье по белой земле мишурно, нарукавники струйчатые белые, наподольник шелковой, полосатой. Оларей разных цветов шелковых 4. Поручей: 1) черного бархату, шито золотом и сребром, высоким швом, ветхи; 2) бархатные, с золотыми травами, ветхи; 3) травчатые, красные, ветхи; 4) отласные, с травами зелеными, ветхи; 5) и 6) шиты по красному бархату сребром и золотом; 7) травчатые зеленые; 8) бархатные шитые золотом, ветхие ж».

«Книг печатных: в десть: Евангелие в простом переплете. Апостол один, устав один, 3 треоди цветных, псалтирей малых 2, менея месячная за июль месяц, 2 псалтири со воследованием, триодь постная в двух книгах, книга Жезл Правления, 2 книги Иоасафа царевича, книга Евангелие транклион; в полдесть: служебников 7, 2 псалтири, 1 ермологий со свяцы, аввы Дорофея; в четверть: великомученицы Екатерины; книга межевая; писмянных книг 13, в десть, в том числе книга вкладная; полудестевых и четвертных пищих книг 50 в том числе печатных 7».

«Печать казенная сребрянная»156.

Таким-то образом имущество Кожеозерскаго монастыря было развезено в Свирский и Спасский монастыри, а строитель иеромонах Андроник переведен первоначально в Спасский же монастырь, потом указом от 11 февраля 1765 г. – в Крестный (онежск. у., архангеской губ.) «за неимением в нем иеромонахов»157.

С 1764 г., в продолжение 82 лет, в Кожеозерском существовал сельский приход; наконец в 1847 г. монастырь был возстановлен, число братства, включая сюда «указных» и не «указных» послушников, колеблется 40–60 человеками; но в 1884 г. опять сгорела в нем церковь.

Из древних вещей, кроме перечисленных вами выше грамот, – сохранились до наших дней из книг: синодик, вкладная, заведенная священо-иноком Нифонтом; крест серебрянный с мощами разных святых и частями животворящаго древа и ризы Господней, пожертвованный княгинею старицею Еленою Куракиною в 1642 г.; икона Богоматери – Неопалимыя купины, данная Пафнутием, митрополитом сарским и подонским в 1603 г. преподобному Никодиму Кожеозерскому; песцовая шуба, данная ему же, патриархом Иоасафом 1-м в 1637 г.; клобук и епитрахиль его же преподобнаго Никодима; 2 игуменских жезла; латы и часть колоколенных часов – дар Боголепа Львова, 1639 г.

* * *

134

Прежде находился в каргопольском уезде, – в месте самом пустынном и отдаленном от мирских жилищ: ближайшее к монастырю Селение – Кривой Пояс в 30 верстах, – Прилуны – село на реке Онеге (онежскаго у.) – в 50 верстах; впрочем из г. Каргополя существует другой более близкий путь в Кожеозерский монастырь, по коему в летнее время в некоторых волоках можно пробраться только пешком, а верхом на лошади уже с трудом, именно: через Ошевенск (42 версты), дер. Потайбалье (30 в.), Кенозерский погост (8 в.), Почезерский пог. (15 в.), дер. Ковац (10 в.), д. Токша (40 в.), Янгорский погост (25 в.), дер. Кривой Пояс (20 в.), Кожеозерский монастырь (30 в. итого 220 верст).

135

«Кожеозерский монастырь», Спб. 1853 г.

136

Журнал «Истина», 1874–75 г., книжки 36, 38: Деяния московского собора, 1666 г.

137

Боголепу, быть может, не нравилось и то, что «сельской мужик» – в противность давно вкоренившемуся обычаю, защищавшемуся даже знаменитым Иосифом Волоколамским – производит архиереев из бояр – поставлен в митрополиты, затем в патриархи, а он, «боярин», обойден. Припоминая тогдашний взгляд монашествующих из бояр, такое предположение окажется вероятным: например, иноку-князю Вассиану не нравилось даже и то, что преп. Макарий колязинский был прославлен нетлением мощей и чудесами, потому только, что он был из простолюдинов: «Господи! что это за чудотворцы? восклицал Косой. Сказывают в Колязине Макар чудеса творит, а «мужик был сельской». («Истор. Русск. Церкви», митрополита Макария, т. IV, стр. 200). Вот до чего доходила гордость и спесь барская!...

138

«Кожеозерский монаст.», Спб., 1853 г.

139

Там же.

140

Тетрадь в пол-листа, 8 страниц; письмо Державина писано на половину согнутом пополам, и вшито; все эти документы в копиях.

141

Архив Спасо-Каргопольского монастыря.

142

Там же.

143

Архив Спасского монастыря.

144

Архив Спасск. монаст.

145

Там же.

146

Росписка на ¼ л., разодранная пополам.

147

Подлинник на ½ л., согнутом пополам.

148

«Истор. российск. иераръ.» ч. IV, стр. 555.

149

Писан ¼ листа.

150

Слова нельзя разобрать.

151

Это послание писано на листе, согнутом пополам; на одной из двух порожних его страниц следующая надпись: «Спасокаргопольского монастыря почтеннейшему господину отцу архимандриту Феодосию да вручится».

152

Подлинное писано на полулисте, с следующим адресом: «Спасокарпольскаго монастыря всепрочестнейшеиу отцу священо-архимандриту Феодосию.

153

Продолжение описи.

154

Реестр, без конца.

155

Опись.

156

Опись составляет тетрадь в поллиста, состоящая из 16-ти страниц, из коих последняя – не писана.

157

Архив Каргопольск. Спасск. монаст. кн. 1, л. 277.

Комментарии для сайта Cackle