К.А. Докучаев-Басков

Елгомская Богоявленская пустынь

(Каргопольского у., олонецк. губ. в 180 верстах от города, при озере того же имени (Елгомском) или «Чексенском и устьи речки Чечексы».)158

Некто В. В. Богоявленский, сообщивший в редакцию «Олонец. Губернск. Ведом.»159 список с грамоты царя Михаила, 7149–1641 г., от 5 апреля, основываясь на авторитете Елпедифора Барсова160, позволил себе опровергать, на перекор сообщенной грамоте, год основания Елгомской пустыни, относя время основания на несколько лет позднее, потому только, что будто бы Барсов держался этого мнения; между тем Барсов имел под руками другие данные, на несколько лет позднейшие упомянутой грамоты, доказывающие не столько время основания, сколько то, что описываемая нами пустыня, в такие то года уже существовала.

Вот что говорит В. Богоявленский:

«Елгомская пустынь основана была старцем Тарасием Москвитиным, но, по другим источникам, позднее 1627 года, о котором упоминается в настоящей грамоте: основываясь на надписи толковаго Евангелия и грамоте новгородскаго (?) митрополита Серапиона, от 8-го марта 1642 (?) г., г. Барсов относил основание пустыни к 1631 – 1642. Кроме того, по его же указанию, на двух крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе старце Тарасие Москвитине», а на колоколе: «радением старца Москвитина 1631 года».161

А вот что говорит Барсов:

«13. Елгомская пуст. (в каргопольском уез.) 1. Основатель, старец Тарасий Москвитин, 1631 – 1642, что видно из надписи толковаго Евангелия (а что гласит надпись – Барсов не говорит), пожертвованного им сей пустыне и грамоты новгородского (?) митрополита Серапиона, от 7150 (1642) марта 8. Такого митрополита в Новгороде (Серапиона) в 1642 г. вовсе не было, а был тогда митрополитом Аффоний162. Кроме того на 2 крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе, старце Tapaсие Москвитине», и на колоколе: «радением строителя старца Москвитина 1631 года».163

Здесь ясно кажется до очевидности, что Барсов вовсе не утверждает мнения, основанного на его авторитете Богоявленским...

Но и кроме грамоты 1641 г., не верить которой мы не имеем никакого основания, – мы имеем доказательства, относительно времени основания, настолько же неоспоримые, что Елгомская пустынь, основана, быть может, за много лет до 1631 г., быть может даже в 1612 г., и, если не существовало в ней до 1627 г. церкви, то это зависело от смутных тогдашних времен: ибо еще в 1619 г. многочисленные шайки поляков, литвы и «русских воров» свирепствовали и опустошали каргопольский и сопредельные ему уезды; более же мелкие шайки и после этого года долго еще продолжали ходить и разорять мирных жителей164; следовательно и жить тогда в пустыни, особенно устраивать церкви, было совершенно невозможно: и в такую глушь могли забраться и ограбить разбойники... Доказательство – это «первая грамота преосвященного Серапиона, митрополита сарского и подонского (а не новгородского) на... церкви – Богоявления и Троицы с приделами их, дана лета 7120 (1612) марта в 8 день, данною печатью; на оной грамоте приписка дьяка Григорья Одинцова»165. Грамоты этой, к сожалению, мы не видали; ею пользовался и, так неумело, Е. Барсов.

Нам уже известно, что основатель, а впоследствии и строитель Елгомской пустыни был «старец Тарасий Москвитин»166 следовательно он не был иеромонахом, и где постригся и проживал до основания пустыни, также молод ли пришел на «Елгому» – неизвестно; но прозвище «Москвитин скорее доказывает его родину – Москву, чем Фамилию; и так, можно допустить, что старец Тарасий, услыхав первоначально об этом месте, быть может, еще в Москве, и там же на месте испросил у митрополита Серапиона грамоту на постройку церквей и с нею отправился в странствование...

Конечно в имевшейся у нас под руками «писцовой книге Ив. Воейкова, да Дьяка Третьяка Копнина 7129–30, и 1621–22 гг., не описывается никакого жилья при Елгомском озере, но это могло случиться и так, что Тарасий, взяв у митрополита грамоту, с 1612 до 1621 г., т. е. во все смутное на севере время, жил в каком-нибудь укрепленном месте, в роде Кириллова монастыря или г. Каргополя; а быть может и сряду после 1619 г. поселился в излюбленной им пустыни, тем более, что писцы, не посещая елгомских лесов, не могли видеть старца, а должны были поверить Воезерскому «попу Констентину», снимающему на оброк эти земли, или даже могли и видеть Тарасия, да не записать, ведь известно – исторически, что тогдашние писцы не все правду писали...167

Вот как описывается местность, впоследствии занятая Елгомской пустыней и в ней отошедшая, вышеупомянутыми писцами Воейковым и Копниным, в 1621–22 гг.

«Волость на Воезере; а в ней на погосте церковь – Преображение Господне, а другая – Михайла Архангел, строенье церковное – приходных людей; да на погосте ж поп Костентин... Да тое ж волости дано на лготу Спаскому попу Костентину, в той же Воезерской волости, в суземье, около озерка Елгомского, из пустых земель пол пол пол чети выти; а лготы ему дано на 5 лет, со 130 (1622) году до 135 (1627) году. А как та земля изо лготы выйдет и ему с тое земли всякие Государевы подати платить, тое ж волости со крестьяны вместе. Да ему ж, попу Костентину, дано на оброк озерко Елгомское: оброку ему с того озерка платить по договору, по 3 алтыны по 2 денги на год, да пошлин пол денге. А порука по нем в тягле и в оброчных деньгах»168.

Но, обратимся к грамоте 1641 г., ясно и точно говорящей о времени постройки церкви.

«Новые Елгомские пустыни строитель старец Тарасей с братьею» говорили в своей челобитной царю: «Живут де они в той пустыни, у Ялгомскаго озера, на черном лесу. А в прошлом во 135 (1627) году по благословению новгородскаго Кипреяна митрополита, они в той пустыни устроили храм во имя Пречистые Богородицы Положения честныя Ризы, и от чудотворные иконы Пречистые Богородицы было многим людем исцеление. А от жилых деревень, Мошенскаго стану, тое пустыня за 50 верст, от Канакши (сельский приход) за 30 верст, от Важескаго уезду, за 30 верст. И прилегли к тое пустыни мхи и болота непроходимые, а пашенные земли и угодей ничего нет…169

Здесь вовсе не говорится, чтобы до 1627 г. в пустыни монахи не жили, а упоминается, что только в этом году была построена церковь; монахи же, и особенно основатель, могли жить и раньше постройки церкви, как это постоянно и случалось... Первым делом основателя было, конечно, постройка церкви, которую он и снабдил по силе возможности книгами как мы уже и видели, пожертвовав и приобретя, разумеется, не одно «толковое Евангелие», и колоколами: один колокол в 3 пуда, с надписью: «радением старца Москвитина 1631 г.» «Anno 1631. Henrick-Ter-Horst-me-fecit-harenitiae, – в названном году и был приобретен; другой, весом в 1 пуд, уже в 1641 г. с надписью же. «Abbas mihi nomen irdoci dedit RD Cab argentear. 1641»170.

Но церковь «во имя Богородицы – Положения Ризы», вероятно существовала очень не долго и вероятно сгорела; на место ея была построена и в 7152–1644 г.171 освящена другая уже во имя «Богоявления Господня – верх клинчатой», с приделом во имя «Пресвятыя Богородицы – честнаго положения ризы во Влахерне»172; значит главный храм был превращен в придельный.

Можно предположить также, что и 2-й храм, во имя Живоначальныя Троицы, был первоначально построен основателем, строителем Тарасием, на что имеется указание в грамоте митрополита Серапиона 1612 г.173; по крайней мере первый думал тогда о постройке Троицкой церкви.

Основатель Тарасий настоятельствовал очень долго; он упоминается в грамоте 7151 – 1643 г. 4 декабря и даже в писцовой книге 7158–1648 г.174, следовательно был строителем, по крайней мере, 21 год, именно: с 1627175, по 1648 г.

Вторым делом (после устройства церкви) Тарасия было, как и каждаго основателя монастыря, приобретение земель для новоустроенной им пустыни; и, вот, первоначально приобрнтает он в 1638 г. «пустошь, что была деревня Куловская», на которую и получает нижеследующую данную:

«Лета 7146-го, марта в 14 день по Государеву Цареву и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии указу воевода Александр Иванович Оничков отдал в Спасской волости, на Воезере, впусте пустошь, что была деревня Кулевская, с сеяными покосы и со всеми угодьи, на оброк, Елгомы, новой пустыни строителю старцу Тарасию с братьею. А в писцовых книгах письма и меры Ивана Воейкова, да Дьяка Третьяка Копнина 129 и 130 году написано: В Воезерской волости пустошь, что была деревня Куловская, а в ней пашни перелогом и лесом поросло худые земли восмь четей в поле, а в дву – потому ж, впусте пол выти, сена 15 копен. А в Каргополе, во отдаточной книге та пустошь Куловская во отдаче, в тягле и на оброке ни за кем не сыскана, и в Государеву казну с тое пустоши не идет ничего. И впредь тою пустошью Куловскою под вытью, – землею и сенными покосы и всеми згодьи владети Елгомы – новые пустыни строителю старцу Тарасью з братьею на оброке, и оброку им с тое пустоши в с угодьем платить в Государеву казну, в Каргополе, по восми алтын по 2 денги на год; а первой оброк заплатить на Николин день – осенной 147 году. А порука по нем, строителе, по старце Тарасии з братьею, в оброке, и что пашня пахать и впусто не покинуть, – Трифанко Александров с товарищи. К сей данной воевода Александр Иванович Аничков печать свою приложил»176.

В 1641 г. «строитель новые Елгомские пустыни старец Тарасей с братьею» обратился с челобитной уже к царю, опять-таки об отводе земли, назначая на этот раз и самыя границы, прося «их» – строителя с братьею «пожаловать, велети б им дати на оброк лесу – порослые земли, которые к той пустыни подошли по урочищам: от Рытовалги на Рачмину, на старую речку на Канакшу, а от старой речки по новую речку, по Канакше вверх, по обе стороны, на Канакше озерко, а от Канакшенскаго озерка на Карзенское озерко, а от Карзенскаго озерка на Сорское озерко, а от Сорскаго, по Сорскому ручью вниз до Каменнаго ручья, а от Каменнаго ручья на Яско озерко, а от Яска озерка на Рытовалгу; а та де земля в оброке ни за кем не бывала и ныне лесом поросла». – «И будет так», говорится в грамоте, «от царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всеа Руссии, в Каргополь, Лариону Антоновичу Слотину – как нам Каргопольскаго уезду, Мошенскаго стану, Ялгомские пустыни Строитель старец Тарасей с братьею бил челом. И как к тебе (Л. А. Слотину) ся наша грамота придет, и ты б про тое пустотную землю, о которой нам старец Тарасей бил челом, велел сыскать, до сколь та земля впусте лежит или хто ею владеет, и будет владеют и почему хто владеет и оброк с той земли дают ли, или будет безоброчно владеют; а сыскав, о том о всем отписать к нам, к Москве; а отписку велел подать в Новгородской чети дьяком нашим думному Федору Лихачеву, да Максиму Матюшкину, да Григорью Львову. Писан на Москве лета 7149 (1641), апреля в 5 день. А у подлинной назади пишет: дьяк Григорий Львов»177.

Но этой грамотою дело не кончилось; на осоовании ея еще при жизни Тарасия получены 2 данныя, в 1634 году: 1) «По Государеве грамоте от Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии» «была дана правая память стольника и воеводы Ивана Федоровича Щербатово, по челобитью строителя старца Тарасия з братьею на лесопорослую землю, за черною печатью, лета 7151 году декабря в 14 день»; 2) «По Государеве Цареве и Великаго Князя Михаила Феодоровича всеа Русии грамоте данная стольника и воеводы Князя Ивана Феодоровича Щербатаго на пустые деревенские участки и на угодья, за черною печатью, дана лета 7151, июля в день»178. Значит вся, указанная Тарасием в челобитной, а потом и в царской грамоте 1641 г., земля отошла к Елгомской пустыни.

Однако и этим приобретением земель строитель Тарасий не ограничился, а продолжал приобретать вновь, ибо в 1648 г.: «Велено (дозволено) ко оной Елгомской пустыни по… 151 (1643) г. жаловальной грамоте, а по отдаче 156 (1648) году и грамоте ж владеть, Каргопольского ж уезда, во оном Мошенском стану, в Воезерской волости, деревней Маншинской и с оброчной Окуловской деревней, по писцовой книге пол выти тягла; и в переписных де книгах, переписи Василья Жукова, 156 году та деревня написана за оною ж Елгомской пустыней, а именно: Деревня Маншинская, а в ней двор монастырской слушеп Корнилка Уварова с сыном Трофимком, во дворе половник Амоско Давыдов с сыном Куземкой; пустошь, что была деревня Куловская Задняя; владеют тою пустошью из оброку Елгомской пустыни строитель старец Тарасей з братьею. И такую де деревню роспахали и сена расчистили и всякие подати з дворового числа – с семи дворов, оплачивали сполна, без доимки»179.

Этим деятельность основателя строителя Елгомской пустыни инока Тарасия и заканчивается; год, месяц и день смерти его неизвестны.

II. Строитель иеромонах Герасим, 1663 г.180

При нем получена «грамота блаженныя памяти Царя и Великаго Князя Алексея Михаиловича всея Великия и Малыя и Белыя Poccии Самодержца, в Елгомской пустыни: с пяти келей никаких податей имать не велено, за черною печатью, писана на Москве, 7171, генваря в 12 день; на оной грамоте припись дьяка Дмитрея Шубина»181. Да «по данной» же «грамоте блаженныя памяти Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца против челобитных оной Елгомской пустыни... строителя иеромонаха Герасима з братиею... 171 (1663), генваря 12 дня, велено во оной Елгомской пустыни по прежней 151 (1643) года жаловальной грамоте, а по отдаче 156 (1648) году и грамоте ж владеть Каргопольскаго ж уезда, во... Мошенском стану, в Воезерской волости деревней Маншинской и с оброчной Окуловской деревней, по писцовой книге пол выти тягла».182

III. Строитель старец Антоний, 1671–1680 г183.

В его время Елгомская пустынь уже имела четыре двора, два из них отдавали из-за оброка. Относительно этих дворов от времени настоятельства Антония и сохранилась до нас следующая «память»:

«Лета 7179, сентября в 30 день по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержца указу память Каргопольские Съезжие Избы приставу Бориску Колчину. – В нынешнем во 179 году сентября в 29 день бил челом Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михаиловичу всеа Великия и Малыя и Белые России Самодержцу Каргопольскаго уезда, Мошанские волости, Елгомские пустыни строитель старец Антоний з братьею, а в Каргополе, в Съезжей Избе воеводе Михаилу Тимофеевичу Челищеву подал челобитную тое ж пустыни старец Евфимий, а в челобитной их написано: «в нынешнем де во 179 году по указу Великого Государя и по наказной памяти, за печатью воеводы Михаила Тимофеевича Челищева, правят на них – строителе з братьею, Воезерские волости земские судейки Анфим Моисеев с товарыщем Великого Государя денежные доходы с четырех дворов дворовые деньги по полтине з двора; а они де, строитель з братьею, владеют двуми дворами на Канакше в верховье двором, а другим двором владеют на Моше, на Звонихине острову, а два де двора отданы у них на Мехренешке, в деревне Маншинсвой, Великого Государя, из денежных доходов. Мошанские ж волости Трошку Тарасову, да Потапку Игнатьеву; и они де, Трошко и Потапко, теми двуми дворами и землею владеют и, Великого Государя всякие денежные доходы с тех дворов и з земли платят и, Великому Государю пожаловати б их, строителя старца Антония з братьею, велеть с тех дворов Великого Государя дворовые деньги на них, Прошке и Потапке, доправить, которыми дворами оне владеют, им – Воезерским судейкам Анфиму с товарыщем ево, а им бы, строителю з братьею, в том напрасном платежу в конец не погинуть. – И по указу Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Pocии Самодержца Приставу Бориску Колчину взять с собою в понятые сторонных добрых людей, сколько человек пригоже и для письма – земского или церковного дьячка и с теми людми сыскать в Мошанском стану, в Спасском приходе, в Воезерской волости, на Мехренешке, Елгомские пустыни деревни их монастырской, что словет Маншинская, тутошных и окольних деревень крестьян и ими обыскать на крепко, выспрашивая по непорочной заповеди святаго Христова Евангелия, того Спасского приходу, Воезерской волости, на Мехренешке, Елгомские пустыни, в той деревне их монастырской, что словет Маншинская два двора отданных из тое их Елгомские пустыни Великого Государя из денежных доходов Мошанские волости Трошку Тарасову да Потапку Игнатьеву, и оне, Трошко и Потапко, теми двуми дворами и землею владеют ли и Великого Государя всякие денежные доходы с тех дворов и з земли – платят ли; да буде оне в сыску скажут против их, Елгомские путыни строителя старца Антония з братьею, челобитья, что в сей памяти выше сего в челобитье их написано, что буде оне, Трошко и Потапко, по даче их монастырской в той деревне Маншинской теми двуми их монастырскими дворами и землею владеют изо всяких Великого Государя денежных доходов и буде по се число тое дереви с тех дву дворов и з земли оне, Трошко и Потапко, всякие Великого Государя денежные доходы платили и ныне по тому ж сыскав их, Трошка и Потапка, и на них, Трошке и Потапке, с тех дву дворов монастырских те деньги по полтине з двора, против переписных книг доправити, а доправя отдать им, челобитчиком Елгомские пустыни строителю старцу Антонию з братьею, с роспискою, безволокитно, и тому всему учинить записку за своею и понятых и обыскных людей за руками, да тое записку для ведома прислал в Каргополь, с кем пригоже, и велел подать в Съезжей Избе воеводе Михайлу Тимофеевичу Челищеву, безо всякого молчанья. – К сей памяти воевода Михайло Тимофеевич Челищев печать свою приложил». (Печать чернаго воска, маленькая. На обороте надпись: «Диак"…)184

Чем это дело кончилось, неизвестно.

В 1677 г. опять получена, следовательно при строителе Антонии, «грамота от Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержца сводная на лесопорослую землю, за печатью черною, писана на Москве, лета 7185, генварн 26 дня; на оной грамоте припись дьяка Бобимина»185. Грамота эта испрошена от царя, вероятно, вследствие притязаний окольних крестьян на отведенныя пустыни земли. А что притязания эти действительно были, это доказывает «данная запись (1680 г.) Мошенского стану Воезерской волости Тимофея Иванова сына Сметанина и, вместо товарищев, Елгомской пустыни строителю старцу Антонию, да старцу Иосифу з братиею, что ему, Тимофею и детям ево в манастырьскую ободную лесопорослую землю не вступатце, по урочищам, которые урочища в их ободной показаны, писана лета 7188 году, февраля в 26 день»186.

В том же 1680 году получена «по Государеве Цареве и Великаго Князя Феодора Алексеевича всеа Росии грамоте данная стольника и воеводы Бориса Карсакова на пустую лесопорослую землю, за черною печатью и за приписью онаго воеводы Карсакова; дана оная правая память 7188 году, марта в 11 день»187.

В 1684 г. еще исходатайствована «грамота блаженныя памяти от царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, ободная, на пустую лесопорослую землю, за черною печатью; писана на Москве, лета 7192, февраля в 5 день; на оной грамоте припись дьяка Ивана Воякова»188; но при каком строителе – неизвестно.

Елгомская пустынь владела и крестьянами: по переписным книгам 7186 – 1678 г. «двороваго числа» имелось, будто бы «семь дворов: мужеска полу 79 душ»189; вероятно число дворов уменьшено, так как тогда платеж производился не по душам, а по дворам.

IV. Строитель монах Иосиф, 1685 г.

Как этот строитель, так и следующие – Моисей и Иона не могут назваться ни истинными монахами, ни даже хорошими настоятелями – хозяевами ввереннаго им движимого и недвижимаго имущества: они – строители, как говорил на суде в 1732 г. келарь Елгомской пустыни, монах Сергий, закладывали и даже продавали монастырския земли соседним крестьянам, – и в том давали «закладные письма и, то чинили в противность указов, может де быть, что по свойству, продолжает Сергий, или по дружбе или за какие мзды или со пьянства те письма давали»... Строитель Иосиф был на этом поприще первым: его 1-е закладное письмо, под которое он занял денег «три рубля», в 7193 – 1685 г.190

В 1687 г. вновь получены Елгомской пустыней две последния в этом роде грамоты: 1) «От Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, и благоверныя Государыни царевны» Софии, всея «Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев о снятии с Елгомской пустыни оброчных денег, за черною печатью, писана на Москве, лета 7195-го, декабря в 15 день; на оной грамоте припись дьяка Василья Бобимина». 2) «Грамота Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и благоверныя Государыни Царевны и Великия Княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, за черною печатью, о владении на сенные угодья на три наволока, писана на Москве, 7195, мая в 26 день, на оной грамоте припись дьяка Прокопья Возницына191.

V. Строитель монах Моисей, неизвестнаго года

также, – как и его предшественник Иосаф, – закладывал монастырския земли соседним крестьянам192.

Этим и заканчивается XVII столетие. Число монашествующих в этом и в 1-й четверти XVIII века в Елгомской пустыни «обреталося человек по двадцати и больши»193.

* * *

158

«Истор. Российск. Иерарх.», ч. IV, стр. 79.

159

См. 73 №, за 1873 г.

160

«Памятная книжк. олон. губ. на 1867 г.», ст. последняго: «Алфавитный указатель монастырей и пустынь… олонецк. епархии».

161

«Олонец. Губ. Вед.», 1873 г. №75.

162

См. «Истор. Росс. Иерарх.», ч.I.

163

«Памят. книж. олонец. губ. на 1867 г.», ст. «Алфавитный указатель"…

164

Писцовая книга 1621–1622 гг., выдержку из которой приводим ниже.

165

Опись Елгомской пуст. 1762 г.

166

«Памят. кн. олонец. г. на 1867 г.». «Олонец. Губ. Вед.» 1973 г. №75.

167

См. историю Иловайского.

168

Подлинная книга имеется у крестьянина надпорожской вол., каргопольского уезда.

169

«Олонец. Губ. Вед.» 1873 г., №75.

170

Там же и «Памятн. книж. олонец. губ. на 1867 г.», ст. «Алфавитный указатель"…

171

Опись Елгомской пуст. 1762 г., помещенная ниже.

172

Опись Елгомской пуст. 1762 г.

173

Там же.

174

Там же. – Выпись каргопольской воеводской канцелярии 1733 г., 23-го апреля (помещена ниже).

175

«Олонец. Губ. Вед.» 1873 г., №75.

176

Копия с выписи каргопольск. воеводск. канцеляр. 1733 г., 23 апреля.

177

«Олонец. Губ. Вед.» 1873 г., №75.

178

Опись Елгомск. пуст. 1762 г.

179

Выпись каргопольской канцелярии 1733 г.

180

Там же.

181

Опись Елгомской пуст. 1762 г.

182

Выпись 1737 г., 23 апреля.

183

Упоминаемая в описи Елгомск. пуст. 1762 г., под 26 числом февраля 7188–1680 гг. «данная запись».

184

Подлинная память находится в каргопольском Спасском монастыре, писана на свитке.

185

Опись Елгомск. пуст., 1762 г.

186

Там же.

187

Там же.

188

Там же.

189

Указ, от 12 марта 1727 г., приведен ниже. Подлинник в архиве каргопольского Спасского монастыря.

190

Выпись Каргопольской воеводской канцелярии 1733 г.

191

Опись Елгом. п. 1762 г.

192

Выпись каргопол. воевод. канцел. 1733 г.

193

Указ 1727 г.

Комментарии для сайта Cackle