К.А. Докучаев-Басков

XVIII век

VI. Строитель монах Иона, 1704 г.

Также закладывал земли Елгомской пустыни крестьянам194.

VII. Строитель монах Феодосий, 1711195 – 1724 г. (5 октября)196

При нем получена «грамота преосвященнаго Иова митрополита Великого Нова града и Великих Лук о строении и освящении церкви Живоначальныя Троицы и благоверных князей

Бориса и Глеба, на место той же ветхой церкви, дана 1711 году, генваря в 1 день; оная грамота за закрепою и за красною печатью, дьяка Ивана Зназина».197 Самая же церковь Св. Троицы окончена постройкой не ранее 1716 г. и в этом году освящена; придел же «св. страстотерпцев Бориса и Глеба освящен 1717 года, июня 3 дня»198.

Во время управления этого строителя случилось следующее.

«В» 1717 «году во указу блаженныя и вечнодостойныя памяти всепресветлейшаго державнейшаго Петра Великаго, Императора и Самодержца всероссийскаго отослан» был «Батурина полку солдат Иван Баран из Санкт-Питер-бурха в Великий Нов город в дом Премудрости Божии для роздачи и прокормления в окологородные монастыри, и в том же году по указу его преосвященства, великаго господина, Св. Правительствующего Синода вицепрезидента, Феодосия Архиепископа Великоновоградскаго и Велаколуцкаго и архимандрита Алексадро-Невскаго он, солдат, отослан из Великаго Нова города, из дому Премудрости Божией с указом в олонецкий уезд, на Юрьевы Горы, в Демьянову пустыню; я пришед де он в Каргополь подал тот указ в Каргополе, в духовном приказе старосте поповскому, попу Алексею Гаврилову, и он староста послал ево в Елгомскую пустыню для прокормления, а не во оную, в которую повелено было указом, понеже де летним временем пути не было. И в той пустыни жил лет с пять; а из той пустыни строитель иеромонах Феодосий выслал ево вон. И по оной высылке пришед он в Каргополь и бил челом в духовном приказе закащику архимандриту Иосифу, чтоб отослал по указу в показанную пустыню и, потому указу оным архимандритом был и послан и жил восм месяцев, а ныне из той пустыни вышеписанной строитель ево выслал. И после того вторично бил челом ему ж, закащику, архимандриту Иосифу, чтоб жить в той же пустыни, по которому ево челобитью оной закащик и отослал, только оной строитель не принял, а дал денег два рубли, и ныне», т. е. в 1725 г. Ив. Варав «скитается в мире и, прокормиться нечим, а лежал в болезни близ года – назаимовал денег на пропитание рублев с шесть». В следствие сего Баран и подал 15 февраля 1725 г. «доношение в новгородский архиерейский разряд», прося, «чтоб преосвященный архиепископ пожаловал ево велел бы определить для прокормления по прежнему в тое пустыню, и оные заемные деньги ему возвратить. И по его преосвищеннаго архиепископа указу и по предложенной на том ево», Барана, «прошении помете велено допросить и справиться с отпуском, и по указу преосвящ. архиепископа в его архиерейском разряде с отправлением астраханских салдат в новгородские монастыри на корм справливанося, а по справке значится помянутой проситель от новгородскаго архиерейского разряду на корм отправлен в обретающейся, в каргопольском уезде, Демьянов монастырь в прошлом 717-м году. И того ради по его преосвященнаго архиепископа указу и по предложенной на той отписке помете велено послать ево, салдата в Спасской Каргопольской монастырь и о том послать указ». При чем предписывалось властям названнаго монастыря «онаго салдата приняв к себе в монастырь, питомством довольствовать, как о таковых указами его императорскаго величества повелевает... 1725, февраля 20 дня»199 .

Но в то время, когда строитель Елгомской пустыни Феодосий не хотел пропитывать одного убогого воина, над пустыней стряслась беда. Вышеупомянутый архимандрит каргопольскаго Спасскаго монастыря Иосиф, в апреле 1721 г., послал тому же Феодосию архиепископу челобитную, в которой написал: «...в каргопольском уезде обретаются малые пустыни: Челмогорская, Демьяновская, Гелгомская (Елгомская), Кодлозерская и Хергозерская, в которых обитает монахов малое число, а именно: человека по три и по четыре и надлежащаго над собою присмотру и добраго управления не имеют и монастырскими своими землями и угодьи владеть не могут». – «А от их де монастыря, продолжает Иосиф, те пустыни якобы не зело далеки, и присматривать над нами, ежели его архиерейское соизволение будет, им возможно. И чтоб преосвященному архиепископу пожаловати их, велети б о приписке ко оному их монастырю помянутых пустынь с землями и угодьи разсмотрительной его архиерейской указ учинить».200

Через выставленныя причины, справедливы ли оне были – увидим потом, Иосиф достиг цели: 17 апреля получена его челобитная, а 20-го – последовал указ, в котором пишется: «В Каргополь, церкви сошествия Св. Духа попу Ивану Кириллову. По его, преосвященнаго архиепископа, указу оные пустыни с землями и угодьи ко оному Спасскому монастырю приписать повелено. И тебя б, по получении сего преосвященного архиепископа указу, во оные пустыни ехать немедленно, и, взяв в коейждо прежние переписные книги при вышепоименованном архимандрите или при посланных от него, и при тамошних строителях и при всем, коейждо пустыни, братстве и при служителях осмотреть по тем книгам оные новоопределенные в приписку пустыни и в них церкви и в церквах святые образы с приклады и с привесы и священныя сосуды и ризы и книги и всякую церковную утварь, и на колоколнях колокола и в монастырской казне жалованные грамоты и выписи, и всякие крепости и денежную и прочую казну и всякую посуду и в житницах и на полях хлеб и на конюшенных и скотских дворах и селах всякой скот и обретающееся в тех пустынях всякое строение и заводы, и духовнаго, и мирского чина людей, и пашенные земли, и всякие угодья и прочее, что в ведомстве тех пустынь содержится, и то все пересмотря переписать в двои переписные книги, с ясным – являющаяся перед прежнею перепискою прибыли и убыли – показанием и с подлинным, всего во уведомлению принадлежащего, объявлением. И к тем книгам, как оному архимандриту и тебя, так и тамошним строителем и братьи приложить руки и потом сказать тем строителем и братьи и подчиненным их о бытье под ведением оного Спасского монастыря властей с братьею повелительной преосвященного архиепископа указ, с запискою и с рукоприложением. И приказать те пустыни ведатъ, и строить, и меж братьи и слуг и крестъян росправу чинить и от сторонних обид оберегать оному, спаскому архимандриту Иосифу с братьею, которому и сей указ с роспискою отдать, которой должны, как оной архимандрит, так и будущие по нем того монастыря власти с братиею иметь себе на содержание оных пустынь, в достоверное свидетельство и утверждение. А для ведома тебя оставить с сего указу у себя копию и, из оных переписных книг одне ему ж архимандриту, с роспискою, отдать, a другие при отписке своей со оною запискою и с его, архимандричьими, росписками прислать в Великий Нов город, в его архиерейской разряд немедленно»201.

Теперь справимся: справедливы ли выставленныя Иосифом причины, по которым пустыни каргопольскаго уезда должны были перейти в его управление. Иосиф писал, что пустыни «малые, в которых обитает монахов человека по 3 и по 4, и надлежащего над собою присмотру и добраго управления не имеют, и землями и угодьями владеть не могут». – Не имея данных о числе монашествующих в приписываемых пустынях за 1-ю четверть XVIII века, мы, пожалуй, и поверили бы челобитной Иосифа, если бы не дошло до нас одно доказательство, указывающее на цветущее состояние Елгомской пустыни, на основании котораго слова Иосифа оказываются совершенно неверными. Однако послушаем, что он говорит: «А от их монастыря те пустыни не зело далеки и присматривать им возможно». Если можно сказать о Челногорской и Хергозерской пустынях», что оне не зело далеки»: 1-я в 50, 2-я в 80 верстах от монастыря и потому «присматривать» над ними пожалуй «возможно»... Что же сказать об Елгомской, – находившейся в 180 верстах?... Мы уже не упоминаем о Демьяновской и Кодлозерской, находившихся более чем в трехсотверстном разстояншии от Спасскаго монастыря, к которым при том не было и нет никакой возможности пробраться ни в весеннее, ни в летнее, ни в осеннее время по причине болот и отсутствия дорог. При такой обстановке, возможен ли присмотр за этими пустынями, находящимися при том в разных сторонах? возможно ли доброе управление, о котором так хлопотал архимандрит? Возможно ли было строить их Иосифу, как приказывалось указом? возможно ли, наконец, ему «меж братьи, и слуг, и крестьян росправу чинить и от сторонних обид оберегать?...»

Вот и доказательство, как присматривал, управлял,строил и расправу чинил архимандрит Иосиф с Елгомской пустыней! – Указ новгородскаго архиерея, посланный на имя Иосифа, от 12 марта 1727 г. говорит:202

«....в 1721 г. монахов из той пустыни взято в тот ваш Спаской монастырь 5 человек; в 723 г., в разные времена, тобою, архимандритом, и от тебя присланным монахом Макарием взято из той Елгомской пустыни в тот Спаской монастырь денег сорок рублей, хлеба семдесят девять четвертей, по цене на сто, на пятьдесят, на осмь рублей, лошадей – два мерина в двадцать рублей, четыре шубы бараньих, да одеяло, в шесть рублей, две оленины, три полсти в три рубли; мелочных припасов чулков и прочаго на четыре рубли, три кафтана сермяжных в два рубли, да на строение на Васильевском острову двора двадцать рублев, на платеж драгунских денег двадцать рублей; от икон всяких привесов на пятьдесят рублей; в 726 году, в декабре месяце, взято тобою ж архимандритом насильно той пустыни у казначея монастырская лошадь с саньми и с хомутом, ценою в осмь рублев, да у монаха Гавриила ячмени две четверти – на два рубли, рыбы и вина на тридцать (30) рублей, всего будет по означенной цены на триста на сорок на шесть (346) рублей. И ныне в той их пустыни, продолжает указ, монахи и прочие трудники помирают гладом. Також и прочие от тебя архимандрита оной пустыни монахом и крестьяном чинятся великия разорения и обиды напрасные, от котораго ево разорения и от напрасных нападок многие крестьяне в рознь разбежались. И ныне затем разорением имеется в подушных и в прописных душах штрафных денег доимка не малая»...

VIII. Строитель монах Гавриил, 1727 г.

Итак, обитель неиспытавшая на себе раззорения Литвы, как устроенная после смутных времен, наконец подпала таки под тяжелую руну «Иосифа приснопамятнаго», не литовца, и не поляка-католика, а православного монаха, даже еще архимандрита, заставившаго на долго помнить себя... так что угнетенное ея монашество и бедное крестьянство, выведенное из терпения, стало действовать через вкладчиков пустыни, которые «марта 2 дня» 1727 года и «били челом его преосвященству Св. Правительствующаго Синода вице-президенту великому господину Феофану архиепископу великоновоградскому и великолуцкому, и предложили письменно-заручную каргопольскаго уезда, приписной к Спаскому монастырю, Елгомской пустыни» они, «вкладчики девять человек, да присланной от тое ж пустыни, от братии, вкладчик же дворцовых волостей крестьянин Иван Леонтиев сын Манушкин челобитную, с таким объявлением: В прошлых де давных годех, в каргопольском уезде, по жалованным грамотам блаженныя памяти Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича построена означенная Елгомская пустыня, в которую и вотчины со всякими угодьи даны, и обреталося в ней строитель и братии человек по двадцати и больше. Ныне де в той пустыне имеется етроения две церкви и ограда и кельи и прочее монастырское здание деревянное. Двороваго числа, по переписным 186 (1678) года книгам семь дворов: мужеска полу семдесят девять душ. Денежных доходов собирается по семидесят по одному рублю по шти копеек и больши и менши. Также пашенной земли и сенных покосов и заводов имеется довольно. Монахов обретается четырнадцать человек и пропитание имеют от покаянных доходов, от пашни, и от подаяния многих вкладчиков и прочих мирских людей – не оскудно, где и ныне пропитатца братии 20-ти человеком без всякой нужды можно. А в прошлом 721 году, продолжают вкладчики, означенная Елгомская пустыня по указу бывшаго новгородскаго архиерея приписана к помянутому Спаскому монастырю и монахов из той пустыни взято в тот Спаской монастырь 5 человек, а достальные оставлены в той пустыне, которые и до ныне обретаются. И в прошлом де»... Следует перечисление забраннаго архимандритом Иосифом имущества, уже нами приведенное, после коего вкладчики просили «чтоб повелено было означенную Елгомскую пустыню от того Спаскаго монастыря из приписки отрешить и быть бы ей по прежнему особливо и монахов, и вышеозначенное из той пустыни взятое все возвратить по прежнему». Вследствие этой просьбы «вышеозначеннаго марта 2 дня собственноручно его преосвященство на той челобитной подписать изволил тако: «зделать по силе ея императорскаго величества указу, присланнаго в Синод из Верховнаго Тайнаго Совета». А в тот указ, каков и к его преосвященству из Св. Правительствующаго Синода сообщен таковое значится поведение, чтоб маловотчинным и безвотчинным монастырям, в которых братия питалась своими трудами, без жалованья, быть на прежнем основании и выведенных из таких монастырей в большие монастыри, на жалованье, монахов отпустить в прежние их монастыри, и взятую церковную утварь, и деньги, и посуду, и прочие, что ныне имеется на лицо, без всякаго удержания отдать кому надлежит по прежнему, с росписками. А ежели что, хотя малое, кем удержано будет, а после от кого чрез доказательство о том сыщется, и за то таковые удержатели будут истязаны без всякаго послабления. – И тебе б архимандриту Иосифу с братиею – предписывалось в указе от 12 марта 1777 г. – о вышеозначенном учинить по объявленному ея и-го в-ства указу, непременно, и о учинении того к его преосвященству отрепортовать доношением, неукоснительно. А к помянутому Елгомской пустыни строителю монаху Гавриилу о воввращении от вас забраннаго и о прочем таков же указ отсюду отправляется. 1727 г. марта 12 дня. Его архиерейскаго дому ризничей иеродиакон Ефрем»203.

Таким-то образом вкладчики отстояли на этот раз самостоятельность Елгомской пустыни, находившейся в течение почти 6 лет тат сказать в плену вавилонском... На сообщенном указе помета властей Спасскаго монастыря: «Сей преосвященнаго архиепископа указ получен чрез Мошанина Ив. Леонтьева сына Мавушкина, 727 году, апреля в 25 д., к сожалению уже после смерти архимандрита Иосифа, и того же дня дана ими нижеследующая подписка»204: «1727 году апреля в 25 день Св. Правительствующаго Синода вицепрезидента, великого господина преосвященнаго Феофана архиепископа великоновоградского и великолуцкого присланной указ из Санкт-Петербурга, из келейной канторы, за рукою его архиерейского дому ризничего иеродьякона Ефрема каргопольского Спасова монастыря архимандриту Иосифу з братиею в приписную Гелгомскую пустыню о возвращении взятых денег сорока рублев и хлеба семидесяти девяти четвертей и скота – трех лошадей и прочего; а в небытность архимандрита Иосифа, по умертвии его, келарь монах Александр и казначей монах Антоний з братиею, соборне, указ слышали и о исполнении повеленнаго чинить ответство будем, в чем мы к сей записи а руками своими ниже сего подписалися: К сей записке Спасова манастыря иеромонах Евфимий а вместо келаря монаха Александра в слышании указу, по его веденью, и за себя руку приложил. Того ж манастыря иеромонах Сергий вместо казначея монаха Антониа, по его прошении, руку приложил. Уставщик монах Гавриил указ слышал и руку приложил».

Но на этот раз самостоятельностью Елгомская пустынь пользовалась не долго, какие-нибудь 20 лет. К ней, в это время, была приписана, если верить «Истор. Российск. Иерарх.» Ямецкая пуст.205

«В 1732 г. февраля 4 дня истец Елгомской пустыни келарь монах Сергий, бил челом каргопольской воеводскаго правления канцелярии, Мошенскаго стану, Воезерской волости, деревни Маншинской на крестьян Луку Торхова с соседми подал челобитную, в которой написано: по данной де грамоте блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца против челобитья оной Елгомской пустыни бывшаго строителя иеромонаха Герасима з братиею прошлого 171 (1663) году, генваря 12 дня велено ко оной Елгомской пустыни по прежней 151 (1643) года жаловальной грамоте, а по отдаче 156 (1648) году и грамоте ж владеть каргопольского ж уезда, во оном Мошенском стану, в Воезерской волости деревней Маншинской и с оброчной Окуловской деревней, по писцовой книге пол выти тягла; и в переписных де книгах 156 году та деревня написана за оною ж Елгомской пустыней, а именно: двор монастырской слушки Корнилки Уварова с сыном Трофимком, да во дворе половник Амоско Давыдов с сыном Куземкой, а владела де тою деревнею из оброку до переписи дворов тое Елгомской пустыни вышепоказанной Строитель старец Тарасей з братиею и такую де деревню роспахали и сена росчистили и всякие ея и-го в-ства подати з дворового числа с семи дворов, а по свидетельству мужеска полу душ написано за той пустыней и з деревнями восмидесять две души, и с тех душ всякие подати оплачивали сполна, без доимки. А оною де деревнею Маншинскою и с Окуловскою пустошью завладели крестьяне деревни Маншинской Лука Тархов, с соседми, не объяви указу и указных правильных крепостей, и такую де монастырскую вотчину опустошили и им раззорение учинили и хлеб и сена по многие годы себе побрали напрасно. И того числа по помете на той челобитной в каргопольской канцелярии велено записать (в) протокол и дать суд по форме. И по оной помете показанной крестьянин деревни Маншиской Лука Тархов с соседом Григорьем Кореловым явились в каргопольской канцелярии, без посылки, собою, того февраля 5 дня и по принятии со объявленного челобитья копии в ответах Андрей Тарасов (не Лука Тархов?) сказал: он де Тарасов с соседми Елгомской пустыни в Воезерской волости деревни Маншинской и с оброчной Окуловской деревней по писцовой книге пол выти владеют они по закладному письму тое ж Елгомской пустыни от строителя монаха Иосифа з братиею с 7193 (1635) году, да по письму строителя монаха Моисея, также по книге 186 (1678) году дед и отец ево Авдреев с соседми написаны во оной деревни Маншинской. А той пустыни строитель с братиею на ту деревню никаких грамот и по днесь им, ответчиком, необъявили; да по переписи перепищика Степана Хвостова писан на той деревне, и он де Андрей Тарасов с соседми ж; да по переписи ж перепищика Петра Коробьина а по генералитецкой переписи писаны на той же деревни Маншинской; да сверх де того шлетца на ея и-го в-ства указы и соборное уложенье; также с той деревни платили подати з дворового числа с десяти душ, без доимочно, и отпускали работников и рекрут; также той деревни пахотой земли роспахивали и сен росчищали не малое число, да хоромной постройки две избы, да два гумна. Григорей Корелов сказал: Елгомской де пустыни, в Воезерской волости, деревней Маншинской и с оброчной Окуловской деревней по писцовой книге владеет четвертью выти с 1704 году по закладному письму тое пустыни от строителя монаха Ионы з братьею; да и при переписи де писцов Степана Хвостова, да Савы Боровитинова, Лариона Челищева, Петра Коробьина и по генералитецкой переписи на той деревни Маншинской писаны он, Корелов, с соседми; а грамот де на ту деревню той пустыни Строитель з братиею им и по днесь никаких не объявлял; да сверх же того шлетца на ея и-го в-ства указы и соборное уложенье; также с той деревни платили всякие подати и рекрут и работников отпускали с дворового числа из семи душ бездоимочно; а по той деревне пахомой земли роспахали и сен росчистили не малое число и построили хоромной постройки 2 избы, 2 анбара полевых. А ежели де по указом та земля, по тем закладным писмам, им будет не крепка, то б повелено было отдать им деньги, которые во оной монастырь давали, возвратно. А истец келарь монах Сергий, слушав оных ответов, в улику сказал: Означенною де землею деревни Маншинской и с оброчной Окуловской деревней по писцовой книге полу вытью означенные ответчики Тарасов и Корелов с соседми завладел подлинно напрасно, понеже на ту деревню имеютца жалованные грамоты и по переписным книгам 156 году написана за той Елгомской пустыней, также той пустыни в том числе и с той деревни всего с семи дворов всякие подати платили той пустыней бездоимочно, и по переписи генералитецкой с восмидесяти дву душ подушные денги платили ж бездоимочно; а что ж де оные ответчики за ту деревню объявляли от прежних строителей Закладные письма, и то чинили в противность указом, может де быть, что по свойству или по дружбе, или за какие мзды или со пьянства те письма давали: а хоша бы де ту деревню и заложили токмо б на срок, а не в вечное владенье. А что де они в ответах своих показали, якоб на той деревни роспахали пахоные земли и росчистили сенных покосов и построили хоромной и прочей постройки, а та деревня была не пустая, также и по писцовой книге написано в той деревни 2 двора. А в предложенной от тебя исца жаловальной грамоте блаженныя памяти царя и великого князя Алексея Михаиловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, писанной на Москве 7171 (1663), генваря 12 дня, с которой при деле имеетца копия, написано: «В Новгородской четверти, в каргопольских переписных книгах, переписи Василья Жукова 156 (1648) году, написана в Мошенском стану, в Воезерской волости, деревня Маншинская, а в ней двор монастырской слушки Корнилка Уварова с сыном Трофимком, во дворе половник Амоско Давыдов с сыном Куземкой; пустошь, что была деревня Куловская Задняя, владеют тою пустошью из оброку Елгомской пустыни строитель старец Тарасей з братьею. – А что по ответом их ответчиков показано, что той деревней Мэншинской и оброчной Окуловской деревней владеют по закладному письму тое пустыни от строителя монаха Ионы з братиею. И по окончании вышепомянутых допросов и по слушании из того дела и из указов выписки, по ея и-го в-ства указу, по определении каргопольской канцелярии марта 30 дня 1732 году в протоколе закреплено определение, в котором написано: Понеже в показанном деле, в данном тое пустыни прошлого 7171 году указе в выписке из переписных книг 156 году написано за оным монастырем в показанной деревни Маншинской двор монастырской слушки Корнилки Иванова с сыном Трофимком, во дворе половник Амоско Давыдов с сыном Куземкой; пустошь, что была деревня Куловская – Задняя, а владеют тое пустошью из оброку тое Елгомской пустыни строитель старец Тарасей з братиею и те во оной деревни Маншинской двор монастырской и двор половничай и ко оным имевшую прежняго владения землю и оброчную пустошь Куловскую велено отвесть из-за ответчиков крестьян Андрея Тарасова, Григорья Корелова и из-за соседей их по прежнему во владенье за тое нашу Елгомскую пустыню для того, понеже таковых указов, чтоб из манастырей вотчины продавать и в заклады отдавать, не имеется. А по первому закладному письму тое пустыни от монахов Иосифа з братиею деньги три рубли возвратить ответчиком, для того, что та закладная крепость у крепостных дел явлена и в книгу записана и пошлины плачены; а закладную ж крепость 704 году оставить – для того – писана не у крепостных дел, так же и у крепостных дел не явлена и пошлины не плачены, понеже по состоявшим о крепостях указом и крепостному уставу – не у крепостных дел крепостей писать запрещено, и буде у кого такие крепости явятся в книге не записаны и учинитца в том спор и таковым верить не велено. А что ответчики в ответах своих показали будто тое деревню роспахали и сенные покосы росчистили и построили хоромное строение, а ты, истец, в улике показал, так же де и по писцовой книге 156 году написано за оным монастырем два двора и в том велено освидетельствовать старожильцами и для того велено послать от канцелярии, кого надлежит, с указом, по которому велено исследовать сколько после того, как оная земля заложена от монастыря крестьяном у оных крестьян пристроено хоромного строения, на сколько ценою, и из лесные поросли росчищено пашенной земли сколько десятин, а сенных покосов на сколько копен, понеже по уложенью 17 главы, по 27-му и по 28-му пунктом велено: кто у кого вотчины учнут выкупать, и какое будете прибылое строение и за оное брать по суду и по сыску денги, и буде подлинно что явитца какого прибылого строения на сколько ценою, также и роспашки земли и росчистей сенных покосов, и за оные, по силе указов велено доправить деньги с ысца и отдать ответчиком, а в первых с того дела пошлины по указу велено взять и записать в приходе. А о владенье вышеписанных дву дворов и принадлежащей ко оным дворам пашенной земли и сенных покосов и прочих угодей, чем оным монастырем до того закладу изстари владели, дать тебе челобитчику Елгомской пустыни келарю монаху Сергию для того владения выпись. И по силе того определения для свидетельства старожильцами после того как оная земля заложена от монастыря крестьяном и у оных сколько построено хоромного строения – на сколько ценою и из лесные поросли росчищено пашенной земли на сколько десятин, а сенных покосов на сколько копен посыланы были по указом из оной канцелярии подъячие не однократно, а имянно: апреля 25, мая 12, ноября 9, декабря 1 – числ 1732 году, которым ответчики чинили противность и до того осмотру и оценки не допустили. А (1733 г.) апреля 3 дня в присланной записке за руками Мошенского старосты Василья Степанова с крестьяны об оценке и об отводе за показанную Елгомскую пустыню из за показанных ответчиков, написано: Вновь роспахано оными де ответчики крестьяны Тарасовым с товарищи земли – сколько де оной десятин роспахано и сенных покосов на сколько росчищено копен, за нынешним зимным временем освидетельствовать де им не возможно. А во оной де деревни Маншинской старого, Елгомской пустыни, строения они, старосты и крестьяне, объявили – двор, а на нем две избы ветхих, да при тех избах, во дворе, клеть ветхая, да три хлева скотских; а оные избы без сеней; да гумно ветхое, да изба, которая была монастырская и переставлена на том же дворе, и за переставву той избы надлежит дать два рубли; да вновь ими, крестьяны, построено хоромного строения, а имянно: двор Андрея Тарасова и при оном дворе 2 избы – одна новая, да клеть, да три хлева – все ветхое, цена 9 рублев; изба Григорья Корелова новая, цена 3 рубли, гумно с овином Андрея Тарасова, цена 5 рублев; 6 анбаров, их же крестьянские, полевых, цена всем 3 рубли, 3 бани – цена 90 копеек. А другово никакого строения в той деревни не имеется. А сего апреля 6 дня в каргопольскую канцелярию в поданной челобитной от показанного келаря монаха Сергия написано: Вышепомянутое де дело о завлажении тое пустыни деревни Маншинской и пустоши Окуловской земли Мошенского стану крестьянами Андреем Тарасовым, Григорьем Кореловым с соседми по указом исследовано и решено и оная манастырская земля из-за них, ответчиков, за монастырь ваш и с хоромной постройкой отведена, токмо о владении вам тою землею и с хоромной постройкой из оной канцелярии правой выписи не дано, и просил ты, чтоб о владении той вашей монастырской земли и с хоромной постройкой из реченной канцелярии дать вам правая выпись; и по помете на той челобитной велено записать в протокол и дать выпись с дела для владения».

«И того ради сия выпись из каргопольской канцелярии во оную Елгомскую пустыню строителю з братиею и дана для владени вышепомянутых деревни Маншинской с пустошью Окуловской, по писцовым книгам, по прежнему, как прежние указы повелевают. Апреля 23 дня 1733 году. Маиор Алексей Хвостов, каргопольский воевода. Канцелярист Василей Протопопов – Пошлин взято 75 копеек, нужных 3/8».

Из этой выписи206 видно, что в Елгомской пустыни был тогда строитель, но кто именно – не означено; имена же следующих настоятелей также неизвестны, которые, конечно, были; а в 1744 году уже настоятеля не было; упоминаются только безграмотные «Елгомской пустыни келарь монах Александр, казначей монах Варлам, монахи: Доментий, Асаф, Протасий», да белый «поп Филипп Яковлев»207.

В половине XVIII века Елгомская пустынь вторично приписывается к каргопольскому Спасскому монастырю, но в котором именно году – неизвестно, известно только, что 20 ноября 1755 г. она состояла уже приписною208; и, на этот раз состоит приписною до самаго своего упразднения, состоявшегося в 1764 г., следовательно 16 лет; в это время и подавно не могло в ней быть своего строителя, – по крайней мере ни одного не упоминается, – а управлялась управителями. В 1755 г. указом «каргопольской, разбора церковников и их детей, экспедиции, от 20 ноября назначены на жительство в Елгомскую пустыню: Канакшенской волости попов сын Григорей Васильев во дьячка 18-ти, Шежемской волости попов племянник Ив. Алексиев в пономаря, 25 лет»209.

В 1756 г. в Елгомской пустыни было только два простые монаха: «Иоасаф – келарем, Варлам – хлебенным», да «вдовой белай поп Алексей Федоров» и тот «бежал безвестно» в названном году, да «монастырские служители: Петр Перфильев – пономарем, Федор Иванов – клюшник, Дмитрей Ефимов – сторож, Ив. Антипов, Ив. Давыдов, Тимофей Никифоров, Ив. Ананьин, Андрей Ефимов, Дмитрей Иванов»210.

Мы уже дважды говорили, что за Елгомской пустыней были крестьяне: в 1678 году их насчитывалось 79, а в 1732 г. 82 души «мужеска пола», кроме женского; дворов же, почему-то насчитывалось только 7; платеж же производился в XVIII веке, почему-то, только за 5 дворов, что видно из росписки 1722 г211.

Вот над этими-то монастырскими крестьянами и стряслась, в 1758 г., беда, о которой пусть они расскажут сами:

«Каргопольского Спасова монастыря всепреподобнейшему, честнейшему господину архимандриту Алексею».

«Доносят вашему высокопреподобию приписной Елгомской пустыни крестьяне, Афанасей Рябов, посланной ото всех крестьян, о последующем:

«Сего 1758 году прошедшаго октября в последних числех выслан от нас был в Каргополь в нынешней рекруцкой набор, что во ста шеснадцети набору один человек очередной в службу Василей Ив. Трубицин за проводником тое вотчины Андреем Филипповым С(в)инцов для отдачи в белозерскую провинциальную канцелярию, и он проводник того Василья до Бела Озера не довел и в канцелярие к смотру не представил, – а куды дорогою подел – про то неизвестно. А ныне нам от каргопольской канцелярии жестокое принуждение есть – требуют человека, без чего и пробыть не возможно. Того ради вашего высовопреподобия всенижайше покорно просим, чтобы вашим милостивым рассуждением и повелением поведено ему – проводцу допросить куды ево, Василья, назначенного в рекрута, дорогою подел, или в ево место человека поставил, где надлежит, котораго проводца при сем предъявляем, и о сем покорно просим от вашего высокопреподобия милостиваго рассмотрения и решения. Ноября 17 дня 1758 году. К сему доношению вместо посыльново Афонасья Рябова, по ево прошению, каргополец Василей Попов руку приложил»212.

Чем это дело кончилось неизвестно.

Управляющий иеромонах Андроник, 1756, 1759 г.

Вот еще документ, частью относящийся к жизни крестьян Елгомской пустыни и ея управляющаго иеромонаха Андроника, управляющаго, как видно, дважды: в 1756 и 1759 гг. Из сего, так и из следующаго видно, что в пустыни, кроме управляющего, были еще монах Иоасаф, казначей и житенный – бельцы, которые, как видно были из местных крестьян, – утаивавшие, вероятно, в свою пользу, денежный и хлебный доходы... на которых, а также и на крестьян, и жаловался Андроник, начиная так:

«В Спасо-Каргопольской монастырь господину отцу архимандриту Алексию, его высокопреподобию, репорт».

«При Елгомской пустыне в прошлые годы монастырские вотчинные крестьяне по прежнему их обыкновению про монастырской обиход способствовали в сечке дров, да по недели прятали в новинах суков, а по другой секли, а ныне я, нижайший, по прежнему их обыкновению приказывал про монастырской росход насечь дров, но точию оне хотя в том и не ослушны были, а не ходили сечь, а сбили тольки по три сажени с работной души, а за наряд к той сечке на меня, нижайшего, гневаютца. А которые имелись в работе в Спаском монастыре – с тех домов не сечено ни одной сажени, понеже свойственники их зачитаются оными. Потом выслал я оных крестьян по прежнему прятать новин на неделю, а на другую – сечь, и приказано было, чтоб те две недели прятали и сбили неисходно, а из них которым не довелось сверх очередей здельных по неделе сечь, те вышли вон не доработав недели. Потом я сверх их очередей обещал им за лишные дни деньги за работы и выслал на другую неделю сечь новин, и велел им всю неделю неисходно доработать; но точию оне по первой их…213 также сверх очередных дней не доработали и другой недели – вышли вон, а очередные, хотя и оставались, точию той подсеки против прежняго не на сечено, а работа нужная – монастырь более от повинных пашен довольствуется. Потом о выходе их я, нижайший, уведомился. Того ради, взяв с собою монаха Иоасафа и пришед к ним в деревни, просил их упросом дабы они сходили той новины досекать ту неделю, и обещал им платить за те их лишные дни деньги. Потом оне в такой нужде нам не помогли – явились ослушны, и за деньги не пошли доработывать недели, и говорили, якоб оне от монастырских работ придут в разорение, за неимением у них своих работников, и признавалось мною, что оне за оной, к монастырским работам, наряд намерены на меня нижайшаго по прежнему коварствовать, понеже они и прежде сего, в бытность управителя Феодула214 на меня нижайшаго, таким образом за принуждение в монастырских работах, без всякаго другаго подозрения (?!), по научению их оным управителем, напрасно обидили и от монастыря отрешили. А ныне я, нижайший, вашему высокопреподобию доношу, естли оные крестьяне впредь в наступающее сенокосное время по объявленной их поступке сверх своих очередных работ, кому будет способно, а за денги к нам работать не пойдут, а у нас своих работников мало, а работ много, то конечно все монастырские работы останутся – о том ваше высокопреподобие буди известен. А понеже я как прежде сего у них живал, так и ныне живу, и известен о них, кому б когда можно сверх своих их работ нам в нужде в работах споможение учинить, а не напрасно, и не нападкою, и не наглостию поступаю. Того ради вашего высокопреподобия всепокорнейше прошу пожаловать к нам самому прибыть для разсмотрения. А естьли паче чаяния вашему высокопреподобию не способно выехать, то меня нижайшаго по вашему мнению о всем том писменно уведомить пожалуй, сего прошения не презри, а меня – нижайшего в таких случаях, за простоту мою не остави, понеже по мне никого из монастырских служителей не имеется. Монаху Иоасафу есть в крестьянех и казвачею и житенному свойственники и приятели, и во объявленных случаях на них и ссылаться не весьма надежен, понеже между прочим признавается, что они и сами более крестьян обидили монастырь, за что подлежательны к истязанию, о чем в особливом репорте, сами о всем подробну уведомитесь, о чем и значится ниже сего».

«В бытность мою при оной пустыни – продолжает иеромонах Андроник – усмотрено мною нижайшим между монахом Иоасафом и казначеем Антонием непорядочные их прежние поступки: в прошлом 1758-м году в монастырском селе Верховье продано оным монахом монастырских четыре быка в Канакшенскую волость крестьянину Дмитрею Селиванову, за которых взято 8 рублев, точию оных денег, как в прошлом 1758-м, так и в нынешнем 1759-м годех в казначейских приходных и росходных книгах не имеется; да им же монахом принято с разных волостей, с поданных приписных душ в рекруцкую подмогу 34 рубли; да в Мошенском стану у крестьянина Михайла Шалгинского взят в заимство рубль, да в Канакшенскую волость крестьянину Черепову продано четыре четверти ржи, взято 2 рубли, итого 45 рублев. И оных вышеобъявленных, не точию принятых в рекруцкую подмогу, но и взятых за объявленных проданых быков, как выше сего объявлено, и за рожь и занятых денег в приходных и росходных при том монастыре книгах не имеется, и что куды издержано, того знать не почему, о чем оные монах и казначей должны вашему высокопреподобию дать правделивой ответ. А помянутой Шалгинской объявленного занятого рубля с меня, нижайшаго, обратно требует, а куды издержан и за что платил – про то я не сведом. И в вышеобъявленных принятых ими деньгах вашему высокопреподобию пожаловать требовать с них монаха и казначея ответу. Июля 18 дня 1759 году. Елгомской пустыни иеромонах Андроник благословения прошу и униженно кланяюся».215

Что последовало на это доношение от архимандрита Алексея – неизвестно. Однако вскоре, а когда именно – не знаем, управляющий Елгомской пустыни иеромонах Андроник опять писал к нему вторично, жалуясь на этот раз только на одно свое братство, – так:

«Репорт каргопольскаго Спаскаго монастыря господину отцу архимандриту Алексию».

«Минувшаго июня дня сего 1759 году Елгомской пустыни монастырские служители и крестьяне объявляли мне, нижайшему, что у них монастырские быки и рожь продавана и наличные в рекруцкую подмогу деньги приняты, а куды употреблены про то она о всем том росходе были не сведомы, понеже де тех денег в прошлом 758-м году в казначейских приходных и росходных книгах не значится, о чем я и рапортовал вашему высокопреподобию, а казначею и монаху приказывал содержать приходные и росходные книги не отменно, но точию казначей Иван Антонов показанных им, монахом, росходов в казначейские книги не принимал и ныне, по объявление оного монаха не принимает, и такие ево расходы лживит из такова случая оне были спорны и между прочим оной монах не точию мне одному, но и другим служителям и монастырским и посторонным объявляет оного казначея, прилично, подзрению, что имелся де у них монастырской служитель Петр Пepфириев, которой при церкви правил пономарскую должность, а оной Перфириев сего 759 году в феврале месяце умре, а при жизни де своей объявлял оному монаху, что имеется у него купленого на свои деньги воску, которым будет удовольствовать монастырь чрез годищное время, а оной воск обещал де отдать в церковь, а того де воску по смерти ево и ныне нигде не явилось. А по смерти ево оной де казначей Антонов в келию оного Перфириева ходил один и скарбу всю обрав, а воску и ныне не объявляет, по которому объявлению оной казначей Антонов мне, нижайшему, объявлял и не заперся, что по смерти оного Перфириева в келью ево ходил и имеющуюся скарбу обрал под сохранение, а про воск не знает. Того ради вашему высокопреподобию по прибытии монаха – допросить, как у них то дело было; а я про то не сведом, понеже в то время у них и при монастыре не жил; и о сыску оного воску вашему высокопреподобию по вашему мнению резолюцию учинить. А по присланному вашему ордеру оной монах мною сочтен: при щете были казначей, да житенной; а о котором ево расходе спорны и в книги не пишут, о чем в особливом репорте значится имянно».

«По вышепомянутому ж вашего высокопреподобия ордеру житенной Иван Давыдов мне, нижайшему, для счету хлебного приходу и росходу за 757 и 758 год книги объявил, но точию те его книги к счету не годны, за тем что в тех книгах хлебной приход мал, да против того и росход таков же значится, точию писан росход на одно общебратственое питомство. А по уведомлению имелось у них в те два года, в казначейских книгах значится, в продаже ржи и овса четвертей со сто, да муки ржаной продано 225 пуд; и того проданого хлеба в тех его хлебных росходных книгах ни в одном годе у оного житенного не имеется, а объявляет якоб он того хлеба не писал в росход за простотою, и оного означенном проданого хлеба нельзя причислить к росходу, кой значится на общебратственное питомство, за тем, что у него на тот проданной хлеб записных по сросту того хлеба приходных книг не имеется, а объявляет на тот проданой хлеб приход и росход словесно и по рубежам (на бирку значит). Однако ж без вашего приказания такого счету не точию собою, но и другим приказывать писать и считать опасен, понеже он в настоящее время такому хлебу по сросту приходу и росходу не написал, а ныне, по мнению, такому письму и счету почти и верить не подлежит. Того ради оного житенного с книгами, каковы у него имеютца, вышлю немедленно к вашему высокопреподобию. А ныне он за тем не выслан, что за продолжением празника выборному на ево место житенному хлебные анбары и прочие припасы от него не зданы и не росписанось, в том пожаловать дать сроку»... (Подписи не имеется216)... В низу приписка, той же рукой): «Оной житенной Давыдов определен в прошлом 756 году августа с 1 числа, бывым управителем Феодулом».

Последствия сего доношения опять неизвестны.

Управляющий иеромонах Аарон, 1762 г.

При нем, в 1762 г., была произведена следующая, сохранившаяся до нас, опись Елгомской пустыни,217

«Опись церковная Спаского монастыря по благословению господина отца архимандрита Феодосия приписной к каргопольскому Спасову монастырю, Мошенского стану, Елгомской пустыни отправляющаго настоятельскую должность еромонаху отцу Арону, определенного казначея бельца Ивана Ананьина сына Угрюмова, что при монастыре в церквах Божиих образов и книг и риз и всякаго строения и при монастыре скота коней и коров и овец, сухого хлеба ржи, жита (ячменя), овса и насеянной ржи к нынешнему 762 году, то значится ниже сего, имянно»:

«Церковь Богочявления Господня древянная, верх клинчатый, построена 7152 (1644) лета. А в ней святых образов: Местный образ Богоявления Господня, на нем окладе медной, 6 венцов медные по золоту, киот резная, золоченая; на том же образу убрус белой с кистками, пелена парчевая зеленая; образ Богородицы – оклад да 2 венца медные же, одна цата по золоту, под образом пелена отласная; царские двери и столпцы на красках; на пономарских дверях образ благоразумнаго разбойника; образ Богородицы Положения ризы во Влахерне, на нем 3 венца – Богородичен венец с датою и с окладом сребрянные, а под венцом чело и (о)жерелье жемчужное, в венце каменье – 4 камени красных, 3 зеленых, около образа оклад медной, по золоту; образ Николая Чудотворца в чудесех на красках; обр. св. чудотворцов Козмы, Домьяна; налой обложен сукном красным, да холстом белым, пелена ветхая; на налое образ Воскресения Христова; обр. великомученика Георгия; обр. Положении Разы; обр. Втораго Пришествия Христова; подле правой крылас хоругви, подле левой крылас фонарь; обр. Спасителев – венец с цатой и оклад сребрянные; обр. Богородицы Владимерския; обр. Николая Чудотворца – оклад и венец сребрянные, 2 образа Николая Чудотворца; обр. преподобных отец Зосимы в Савватия Соловецких чудотворцов, бумажной; 2 образа Богородичных; обр. Николая Чудотворца; в тяблах иконостас – пророки и праотцы з двунадесятыми праздниками – все писаны на красках; вверху под потолком образ Спасителев; пядничных образов – Иоанна Предтечи, Илии Пророка, Николая Чудотворца, Антипы Священномученика, Параскевы великомученицы – писаны все на красках; паникадило медное, подсвечник высокой с яблоками и с косками. В олтаре престол, на престоле одежда выбойки портяной, антимис священнодействован преосвященным Иовом митрополитом; Евангелие печатное – евангелисты сребрянные, крест благословяшей с окладом сребрянным, другой крест на красках; кресты запрестолние на красках, дароносица медная; над престолом, под подволокой (потолком) образ Святые Троицы; на жертвеннике одежда крашенинная; сосуды: дискос, потир, 2 блюда, лжица оловянные; копие и звезда медные, завеса крашенинная, покровы дорогия парчевые, подложены выбойкой да кумачем, 2 пелены ветхия; над жертвенником образ Спасителев с Богоматерью и с Предтечею и с прочими святыми – венец медной; обр. Богородицы Одигитрия, обр. Воскресения Христова – оклад сребрянной да 9 венцов малые сребрянные, обр. Воскресения Христова – оклад медной, обр. Богородицы честнаго положениа Ризы, обр. Благовещения Пресвятыя Богородицы, обр. Спасителев, обр. св. мученик Бориса и Глеба, обр. Николая Чудотворца; три кадила медные, 3 блюда, да чашка, да стокан оловянные, укропник медной, 2 чаши водосвятные. – В пределней церкви Пресвятыя Богородицы честнаго Положения Ризы во Влахерне царские двери и сень и столпцы писаны на красках; подле царских дверей обр. Пресв. Богородицы честнаго Положения Ризы – оклад и венец с цатой сребрянные, под венцом высажено жемчугом, у святителей 2 венца сребрянные, без цат, привесов 2 креста сребрянные, да витушка сребрянная, оклад медной по золоту, киот резная не золоченая, над киотью образ Господа Саваофа – венец сребрянной, без цаты; под образом пелена красного отласу с шелковыми кистками, подложена крашениной; убрус белой, шелковой, другой – портяной; обр. Иоанна Богослова – оклад, 2 венца и цата сребрянные, позолоченные, киот обита слудой, пелена выбойки портяной, подложена портиом; обр. Богородицы пядничной – венец и цата и оклад медные, пелена кумачная, убрус шит шолком белым; другой обр. Богородицы на краске, в киоте, убрус белой портяной; над царскими дверьми, в тяблах обр. Спасителев з Богоматерью и с Предтечею и с прочими святыми в 9-ти лицах, на красках; 2 образа в 4-х лицах, паникадило медное. В олтаре: на престоле одежда выбойчатая да портяная, антимис священнодействован преосвященным Иовом мирополтом; на престоле Евангелие печатное, по углам евангелисты медные; крест благословящей древянной, в нем распятие медное, другой крест на красках, пелена шелковая подложена портном; запрестолней крест на красках; Богородичен образ с окладом и венец сребрянные, да 3 венца у Воскресения и на святителях сребрянные, без цат; на жертвеннике одежда портяная; дискос, потир, 2 блюда, лжица – оловянные, звезда медная, копие железное, покровы отласные обложены выбойкой байчатой, подложены крашениной, пелена портяная, другая – крашенинная; завеса у царских дверей выбойки портяной; над жертвенником обр. Пресв. Богородицы; над царскими дверми обр. Соловецких чудотворцов, 2 образа Николая Чудотворца, обр. Иоанна Богослова».

«Книг: Служебник, 2 Часослова, 2 Псалтири, 2 Апостола, 2 Октая, Ермологий, 2 Требника, 12 Меней месечных, Менея Общая, Eвaнгeлиe Воскресное толковое, Евангелие вседневное учительное, Канонник, служба з житием Николая Чудотворца, 4 пролога во весь год, Устав, Труба».

«4 подсвечника медные».

«В том же монастыре другая церковь Живоночальныя Троицы древянная, верх боченной, освящена 1716 году, олтарь круглой. Двери царски и сень и столбцы на красках. Подле царских дверей образ местной Живоначальния Троицы, на нем 3 венца сребрянных позолоченых, с цатами, киот резная золоченая, под образом пелена выбойки портяной, лампада жестяная. Образ межувратные Богородицы на краске, под ней пелена выбойки портяной, обложена крашениной, лампада жестяная. В тяблах апостоли и з двунадесятыми праздниками писаны на красках. На пономарских дверях обр. Даниила пророка; обр. Власия священномученика к житии, писаны на краске обр. Господа Вседержителя, об. Пресвятый Богородицы Положения Ризы,обр. Спасителев на краске, обр. Иоанна Богослова, обр. Симеона Богоприимца – пятнишние, писаны все на врасках. При той церкви придел св. страстотерпцев Бориса и Глеба, освящен 1717 году июня 3 дня. А в нем: царские двери, сень и столбцы на красках; подле царских дверей обр. св. страстотерпцев Бориса и Глеба, на красках, киот резная золоченая, пелена выбойчатая, обложена крашениной, лампада жестяная. Образ междувратной Богородицы на краске, под ней пелена выбойчатая, обложена крашениной, лампада жестяная. Над царскими двери и в тяблах апостоли з двунадесятными праздниками, писаны на красках. В олтаре: на престоле Евангелие печатное, обложено бархатом зеленым, евангелисты медные, пелена выбойки портяной, крест благословящей на краске, за престолом крест писаны на красках, на жертвеннике одежда портяная, завеса портяная; образов в олтаре пядничных 6, писаны на красках. В трапезе: обр. Спасителев з Богоматерью и с Предтечею и прочими святыми на краске; обр. в молении Богородицы, Антония, Феодосия Печерских и проч. святых; 4 образа пядничных, писаны на краске. В паперте обр. преподобных Иоанна Ветхопечерника, Александра Ошевенского, на красках».

«Колоколня осморичная, с шатром, на ней 6 колоколов».

«При объявленных церквах имеется о строении оных церквей и освящении данныя грамоты»:

«1-я грамота преосвященнаго Серапиона, митрополита сарскаго и подонскаго на вышеписанные церкви Богоявления и Троицы, с пределами их, дана лета 7120 (1612), марта в 8 день, данною печатью, на оной грамоте приписки дьяка Григорья Одинцова».

«Риз: Фелонь синего отласу, оплечье золотое; фелонь черной объяри, оплечье красного отласу; фелонь белая шелковая, оплечье золотое; фелонь синего отласу, оплечье шелковое; фелонь черной китайки, оплечье выбойки бумажной; фелонь крашенинная, оплечье выбойки портяной (две); фелонь портяная, желтая, оплечье лауданные. Стихарей: стихарь камки желтой, стихарь миткалинной, белой, ст. портяной белой. Епитрахилей: епитрахиль бархатной, а на нем 3 пуговицы сребряные; епитрахиль бархатный – пугвицы хрустальные; 3 епитрахили ветхие. Поручи камчатые – пугвиц не имеется; поручи выбойки бумажной; двои поручи портяныя, ветхие».

«2-я грамота преосвяшеннаго Иова митрополита Великаго Нова града и Великих Лук о строении и освящении церкви Живоначальныя Троицы и благоверных князей Бориса и Глеба, на место той же ветхой церкви, дана 1711 году, генваря в 1-й день. Оная грамота за закрепою, и за красною печатью, дьяка Ивана Зназина».

«При той пустыни имеется Государевых жаловалних грамот»:

«Грамота блаженныя памяти Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца в Елгомской пустыни с пяти келей никаких податей имать не велено, за черною печатью, писана на Москве 7171 (1663), генваря в 12 день; на оной грамоте припись дьяка Дмитрея Шубина».

«Грамота от Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, ободная, на лесопорослую землю, за печатью черною, писана на Москве, лета 7185 (1677), генваря в 26 день; иа оной грамоте припись дьяка Бобимина».

«Грамота блаженныя памяти от Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев ободная на пустую лесопорослую землю, за черною печатью, писана на Москве, лета 7192 (1684), февраля в 5 день; на оной грамоте припись дьяка Ивана Воякова».

«Грамота Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и благоверныя Государыни Царевны и Великия Княжны Софии Алексеевны, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, за черною печатью, о владении на сенные угодья, на три наволока, писана на Москве 7195 (1685), маия в 26 день; на оной грамоте припись дьяка Прокопья Возницына».

«Грамота от Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и благоверныя Государыни Царевны и Великия княжны Софии Алексеевны всея Великия218 и Малыя и Белыя России Самодержцев о снятии с Елгомской пустыни оброчных денег, за черною печатью, писана на Москве, лета 7195 г. декабря в 15 день; на оной грамоте припись дьяка Василия Бобимина».

«По Государеве Цареве и Великаго Князя Михаила Феодоровича всеа России грамоте данная стольника и воеводы князя Ивана Феодоровича Щербатаго на пустые деревенские участки и на угодья, за черною печатью, дана лета 7151 (1943), июля в день».

«По Государеве Цареве и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея России грамоте данная стольника и воеводы Бориса Карсакова на пустую лесопорослую землю, за черною печатью, и за приписью онаго воеводы Карсакова; дана оная правая память 7188 (1680) году, марта в 11 день».

«По Государеве грамоте от Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России дана правая память стольника и воеводы Ивана Феодоровича Щербатого, по челобитью Строителя старца Тарасия з братиею, на лесопорослую землю, за черною печатью, лета 7151 (1643) году, декабря в 14 день».

«Данная запись Мошенского стану, Воезерской волости Тимофея Иванова сына Сметанина и вместо товарищев Елгомской, пустыни строителю старцу Антонию, да старцу Иосифу з братиею, что ему Тимофею и детям ево в монастырскую ободную лесопорослую землю не вступатце, по урочищам, которые урочища в их ободной показаны, писана лета 7188 году, февраля в 26 день».

«В том же монастыре келей, имянно: келья строительская, а в ней св. образов: образ Спасителев, з Богоматерью и с Предтечею и проч. святыми; обр. Николая Чудотворца. И прочая што святыя образа и другая скарба и келарская и другия кельи по описи монаха Иоасафа и казначея Ивана Анто(но)ва, в начале, святыя образа при оных монастырских кельях – все целы и посуды древянноЙ малое число, и железные заслоны и крюки – все цело; безмен дву-пудовой, гиря и трубка медные, вороток железной».

«В верхном казенном анбаре – два пядничные образа на красках, котлов медных больших и малых осми, 2 пищали битых, пищаль целая, 4 рогатины зверинных, доска медвежья, кос двадцеть, топоров пятнадцеть, 2 тесника, пазник, просек, 2 напарьи, 3 долота круглых, долото прямое, ножницы, 5 скоблей, 2 теслы, тридцать 1 серп; кузнической снасти – наковаль, трои клещи, 5 молотов, 2 пагая; 6 обручей мельничных, да веретно, 3 петника; шестеры сошники, 3 крюка целых, 3 ломаных; сукна серого и белого нетопи тридцеть 3 аршина, шерсти белой битой пол пуда 7 фунтов, кор(о)пка казенная (с) замком задорным («задоросчатым»), овчин деланых пятнадцеть, шерсти белой пол пуда 7 фунтовъ; ковши, скопкари, ставцы, блюдья, ложки, стоканы – и оная вышеписанная деревянная, 3 пешни. Да в нижнем анбаре: железа крычново 3 пуда; пшеницы 3 маленки, 3 ковша поваренных, восми лу(ко)шок осиновых, 2 бурака (корзинки) берестяных, трубок свечных жестяных 6, бураков 6, 3 мешка, 2 сита, 2 решета, масла коровья пуд с четвертью. Другой анбар не большей, а в нем живет монастырской припас: соль, мука, толокно и прочие припасы; 3-ей анбар при святых воротах. На монастыре погреб, с напогребницей, пустой».

«При том монастыре пивная поварня – один щан болшей, да 2 подставка малых».

«При том же кузница, а из кузницы снасть вынесена в казенной анбар».

«При той же пустыни на горе скоцкой двор и конюшенной; при том дворе изба с прирубом; в ызбе образ Богоматери; на дворе образ, в сенях, Фрола и Лавра; об. великомученика Георгия, писаны на красках; на дворе 5 чуланов, во дворе 1 хлев жеребячей; а двор рубленой, на сарай съездом». – «В ызбе древянной посуды: стол, на двух ногах, перекрестных, посуда древянная, по старой описи вся цела, 3 сковороды железныя, заслон железной, полукрючье железное, точило, железное веретно, трои сани – двои дубовыя, одне березовые».

«В том дворе коней тяглых: меринов 4, кобыл 6, конь гнедой 4-х лет, не лекчепой; да подросков: четверо двулетков, да 3 селетка».

«Конской збруи: хомутов 10, двои гужи новыя моржовыя, узд 10».

«Коровей двор: при том дворе избы с прирубами в ызбе образ Богородицы, да Николая Чудотворца, в сенях обр. Воскресения Христова, другой – Георгия великомученика, обр. Николая Чудотворца з Богоматерью – писаны на красках; при той избе 2 чулана, подклет, да 6 хлевов, на них сарай, мост облой219, на сарай зъезд».

«В том дворе коров дойных, имянно: коров восминадцеть; нетелей 5 больших; быков 2 пороза, да одинацеть быков; телят двулетков шестеро, селетков – шестеро; овец стариц двадцеть одна овца, ягнят двадцеть 2»;

«Конной пахомой збруи – восмеры сохи».

«А в верхней жире овса 46 четвертей».

«При том монастыре хлебной анбар двужирной, а в нем хлеба – ржи молоченой 4 четверти, а не молоченый ржи 7 овинов; жита 7 четвертей. Другой анбар, двужирной, в нижней жире хлеба – ржи 4 четверти, а верхняя жира пустая; а в верхней жире овса, ржи, жита, пшеницы – и никакого хлеба не имеется. 3-ей анбар мучной, а в нем муки ржаной двадцеть четвертей с осминой, муки овсяной двенадцеть четвертей, 2 маленки, житной (ячной) муки 2 четверти. Шерсти овечей имянно: тридцеть белой шерсти, да черной тридцеть фунтов; предена шерстяного белого, да серого 4 мота, предена черною в анбар восми мотов. Муки овсянной двенадцеть четвертей 2 четверика».

«Посеяно ржи к 762 году в поле 8 четвертей».

«Мешков шитых, рядных, подержаных восми».

«При том монастыре мельница водяная, от монастыря за версту, стоит анбар; в нем мельничной снасти колесо сухое, 2 водяных, 3 ступы, 9 пестов с оковами, 6 обручей, 4 петника, веретно, жабка, жернов; при той мельницы изба з двором, молот, лом, клевцов (неозначено сколько), рогатина, долото».

Описание сел

«1-е село Верховское».

«А в нем изба с прирубом; а в ней образ Николая Чудотворца з Богоматерью и проч. святые; на сенях 5 чуланов: в сенях образ Господа Вседержителя, з Богоматерью, и с Предтечею, и прочие святые; при тех же сенях изба новая».

«При том дворе коней: конь буланой, кобыла голубая, конь серой, хромой; коров дойных: тридцеть, быков – 2 пороза больших, 2 пороза 1 двугодовой, а другой годовой; да бычков лекченых 5 годовых, 2 нетели больших, да 2 годовых, да 2 телушки севогодных; овец: 10 больших, да боран годовой, да ягнят трое».

«В ызбе заслон железной, да полукрючье железное, и в другой избе заслон железной, 3 песта, 2 сковороды – клечи жедезные; и другая древянная посуда, по описи монаха Иоасафа, да казначея Ивана Антонова – вся цела; в чулане, над воротами, збруи железной: 2 долота, одно большое, а другое малое, тесла, тесник, скобель, черта железная, муравец, сверло, что грабли делают, клевец, котел медной, весом 3 фунта, 3 топора да 2 тупицы, безмен – гиря и трубка медная, вороток железной, сковородник, 3 колокола коровья, двои ножницы овечьи, точило с веретном железным. При том селе погреб с напогребницей, а в нем посуда древянная; баня, 2 анбара двужирные, в 1-м анбаре, в нижней жиры, хлеба ржи 5 четвертей, да ржи на гумне не вияной 3 овина, да овса в одном засике 17 четвертей, 4 маленки, в другом засике 7 четвертей, 4 маленки; в верхней жире, в том же анбаре: 7 серпов, 7 бураков, да кос стоек 3, горбушь 7, гороху 3 маленки. Во 2-м анбаре, в нижной жире: муки ржаной 6 четвертей, муки овсянной 6 четвертей 2 четверика; в том же анбаре, в верхной жиры: жита 1 четверть, 2 маленки, муки житной 1 четверть 4 маленки, толокна 1 четверик, симени конопляного 1 маленка. Конной збруи 3 хомута з гужами и со шлеями и с наметками, 3 узды ветхие, трои сохи, 7 мешков рядных, гуменных».

«Село Островское, при нем изба новая, с прирубом; в ызбе образ Воскресения Христова з двунадесятыми праздниками, стол на ногах, у печи заслон железной, крюк, клеши железные, 2 сковороды, сковородник, 3 песта. При той избе 2 чулана, в сенях образ Воскресения Христова, образ Богоматери, обр. Николая Чудотворца. Двор рубленой, на сарае мост тесаной и зъесд; при том дворе скотская изба с прирубом: – полукрючье железное; во дворе 3 хлева, одне двери на железных крюках; котел медной, весом 4 фунта, з дугой; безмен – гиря железная трубка медная, двупудовой. При том селе 2 анбара двужирных: в 1-м анбаре, в нижной жире: хлеба ржи 7 четвертей, муки овсянной 1 четвереть, муки ржаной 4 четверти; в том же анбаре овса тринадцеть четвертей, 4 маленки – в верхной жире, жита 4 четверти, 7 серпов, 2 колокола, симени конопляного 1 четвертка. В другом анбаре, в нижней жире: овса 6 четвертей; в верхной жире, в том же анбаре: гороху 5 маленок, кос – 3 стойки да 5 горбушь, 2 топора да 2 тупицы, тесла, сверло грабельное, черта в дереве, 2 долота – одно большее, а другое малое, скобель, 2 кадушки мучных; гумно рубленое, при том гумне 1 овин; в том же селе баня».

«В том же селе скота – коней: кобыла саврасая, кобыла рыжая, конь рыжей 3 лет».

«Конной збруи 3 хомута, з гужами и шлеями и с наметками; 2 узды, 3 сохи».

«Рогатого скота – коров дойных 9, быков лекченых 3, а 4-й пороз – двугодовыя; нетелей 1 нетель двугодовая, телят годовых 4 телушки, да 1 бык, да севогодных телят 2 телушки, да бык; овец болыших восми, да ягнят тринадцеть».

Опись произведена, как видит читатель, за 2 года до упразднения описываемой Елгомской пустыни... Не смотря на все ея подробности, в пустыни ничего замечательнаго не имелось, за исключением количества скота220, значительнаго земледелия, развитаго впрочем монастырскими крестьянами, а не самими монахами лично.

Елгомская пустынь упразднена в 1764 г., а не в 1731-м, как сказал В. Богоявленский221, и не в 1761 г., как говорил Е. Барсов222,

По упразднении описываемой обители некоторыя ея вещи были взяты в Спасский монастырь. Вот – «реестр, что принято каргопольскаго Спаского монастыря архимандритом Феодосием из приписных Кенского и Елгомского монастырей церковных вещей; сосудов и церковных книг, из посуды медной и оловянной в 1765-м году по наличию, о том значит ниже сего, а имянно»:

«Из Елгомской пустыни»:

«Книга Труба, да 7 котлов, весу всего 30 фунтов, чаша водосвятная с поддоном, медная, луженая, весу 7 фунтов; да из села Верховья взято один котел, весу 3 фунта (да еще же принято Островского села котел, весу 4 фунта»223.

Столько ли было взято из Елгомской пустыни, по ея упразднении, или еще и что иное – сказать не можем, так как «реэстр» окончания не имеет...

Из священников упраздненной пустыни, новаго Елгомскаго сельскаго прихода известны: Павел Никифоров ХVIII века и Федор Охотин, шестидесятых годов XIX в.; последний известен, впрочем, как «входящий»...

Священник Павел Никифоров, чуть ли не первый пастырь этого вновь открывшагося прихода, упоминается в 1771 – 1772 гг.

Вздумалось этому иерею произвести сына своего «Гаврилу в пономари» той же «упраздненной Елгомской пустыни церкви Богоявления Господня и вот «церковный староста с приходскими людьми» и «выбрали» его «на праздное пономарское место в пономари, в чем за руками своими и выбор дали»; «выбор» этот свящ. Никифоров от «12 декабря 1771 г.» послал «в каргопольское духовное правление», прося «всенижайше на означенное праздное пономарское место, в пономаря, для произвождения к его преосвященству дать отписку»; но «выбор» прихожан, как гласит припись на «доношении», был «отдан ставленнику обратно за неисправностью ево»224. Однако этим дело не кончилось, а «о изследовании в силе указов к кому надлежит «духовным правлением послан указ, и на оный получается такой ответ: «1772 году генваря 13 дня ея и-го в-ства присланной из каргопольскаго духовнаго правления Воезерской волости священнику Кириллы Васильеву о изследовании вновь выбранном ставленнике Елгомской пустыни, церкви Богоявления Господня, священникове сыне Гаврииле Павлове, который к той церкви на праздное пономарское место выбран», без всякого подлогу и фальши, и о протчем указ выслушав тое Елгомской пустыни от священника с приходскими тое пустыни людми, объявили, что предписанной попов сын Гавриил на оное пономарское место в пономари со общаго всех нас согласия, без всякаго прекословия выбран, и ни от кого в том спору не происходит, в подушной оклад он ни за кем не положен, состояния и жития добраго, не подозрительной человек, ни пияница, ни клеветник, не сварлив, не любодейца, в воровстве и обманстве не обличенный, и у присяги в верности службы был, раскола и святей церкви противности и никаковых к произвождению в силу св. отец правил и указов препятствующих причине за ним нет, в военной и никаковой службе не бывал, от роду ему лет как в выборе показано, и впредь мы, нижеподписавшияся, у той нашей приходской церкви пономарем быть ево желаем всеусердно, и ругою, как в выборе написано, довольствовать желаем, без всяких отговорок, и в сем следствии написали сущую правду, а ежели, хотя что солгали, то повинуемся указнаго штрафования, в чем под сим и подписуемся. К сему известию бывшей Елгомской пустыни, церкви Богоявления Господня священник Павел Никифоров вместо церковного старосты Василья Рябовых, по ево прошению, и за себя руку приложил. К сему известию Канакшенской волости Дьячек Григорий Васильев, вместо крестьян Елгомской пустыни Григорья и Якова Рябовых, Василья и Петра Оншуковых, Андрея и Василия Свинцевых, Стефана, Ивана Федоровых, Агафона Ефимовых, Сергия, Ивана Быковых, Семена и Григория, и Петра Трубицыных, Григория и Дмитрия Уваровых, Ивана Васильева, Петра Зарубиных, Ив. и Савватия Григориевых, Дмитрея и Федора Рябовых, по их общему прошению руку приложил. К сему известию Канакшенской волости пономарь Григорей Васильев вместо крестьян Елгомской пустыни Федора, Ивана Зарубиных, Ив. Тыркова, Илии и Петра Ильиных, Клима и Емельяна Угрюмовых Вас(сил)ия Иванова по их прошению руку приложил»225.

При этом «известии» священник «Воезерской волости Кирилл Васильев прислал в каргопольское духовное правление» следующее «доношениe»: «По присланному ея и-го в-ства из оного духовнаго правления мне именованному указу велено Елгомской пустыни о ново выбранном к той пустыни в пономоря ставленике священникове сыне Гаврииле Павлове не имеет ли он каковых к произвождению во оный чин притчин и о протчем следовать и оное следствие прислать при доношении во оное правление, не отменно. И потому ея и – го в – ства указу мною – нижайшим о показанном ставленнике, священникове сыне Гаврииле Павлове следствие учинено, и потому никакого спору и препятствия не оказалось, и оное следствик при сем доношении во оное правление и посылаю. 1772 году, генваря 13 дня. К сему доношению священник Кирил Васильев руку приложил». На доношения состоялась от первоприсутствующаго каргопольскаго духовн. правления таковая надпись: «Получено генваря 19 дня, 1773 (?) года. – Когда в книгочтении и пении церковном окажется исправен – дать указная отписка показанному нововыбранному в пономаря Гавриилу Павлову»226.

Относительно священника Охотина сохранился до нас документ каргопольскаго духовнаго правления, посланный, от 9 декабря 1863 г., за №696, «управляющему Спасо-каргопольскаго монастыря иеромонаху Митрофанию», когда о. Феодор содержался под началом. В нем говорится: «По выслушании в сем правлении указа олонецкой духовной консистории, от 22 минувшаго ноября, за №7070, в коем прописано: Олонецкая консистория слушали репорт каргопол. духов. правления, от 24 минувшаго октября, за №558, с представлением: а) прошения каргопольск. 3-й гильдии купца Николая Немчинова о взыскании с заштатнаго священника Задне-Дубровскаго прихода Феодора Охотина 26 р. 41 коп. серебром, за забранный им в 1858 г. из его лавки товар, и б) объяснения священника Охотина и с мнением по оному; приказали и его высокопреосвященство утвердил: мнение каргопол. дух. правления о взыске денег 17 руб. сер. со священника Феодора Охотина, из жалованья, причитающегося ему по Елгомской церкви и удовлетворении оными купца Немчинова, а равно и о предоставлении права ему, Немчинову, начать взыск остальных 9 р. 41 к. с. со священника Охотина гражданским (порядком или судом?) и о взыске с него же, Охотина, гербовых пошлин за два листа 40 коп. и отсылке их в казну, как правильное – утвердить; о чем каргопольское дух. правление для исполнения с возвращением прошения Немчинова и объяснения Охотина послать указ и велеть сверх сказанных 40 к. сер. взыскать с него же, Охотина, и за производство сего дела в консистории, вместо гербовой, на простой бумаги гербовыя пошлины за два листа 40 – копеечнаго достоинства, всего 80 к. с. и по взыске деньги отослать в каргопол. уезд. казначейство и о том с приложением квитанции казначейства донести в консисторию. Определено: Так как священником Охотиным, на удовлетворение купца Нимчинова, представлено 15 руб., то о взыскании с него остальных 2 руб. и гербовых пошлин 1 р. 20 к., а всего 3 р. 20 к. отнестись к вам – управляющему монастырем и просить немедленно взыскать оные деньги со священника Охотина и представить в сие правление при бумаге»227 – Были ли взысканы тогда Митрофанием деньги и где их мог взять человек, находащийся под началом, мы не знаем.

В начале XIX века в Елгомской пустыни существовала, по словам «Истор. Российск. Иерархии» «одна только церковь деревянная во имя» будто бы «Рождества Божией Матери, при которой имеют жительство одни священно-и-цервовно-служители»228 Куда девались прежния Богоявленская и Троицкая (постройки 1644 п 1716 гг.) церкви: сгнили ли, или сгорели, нам неизвестно.

Карп Докучаев-Басков.

* * *

194

Выпись 1733 г.

195

«Памятн книж. олонец. губ. на 1867 г.». Ст. Барсова: «Алфавитный указатель"…

196

Предписание, «относительно беглых монастырских крестьян, каргопольскаго предтеченскаго попа Алексея Гаврилова», от 30 сентября 1724 г., в Спасский монастырь, с пометою последняго от 5 октября, следующаго содержания: «Каргопольскаго Спасова монастыря, господин отец келарь Александр, казначей монах Игнатей. Сего сентября прошедшаго 25 дня в присланном ордере из Белозерской канцелярии генерального ведения за рукою г-на полковника Андрея Христофоровича Ригенова написано: ныне явились многие в Каргопольском уезде, разных монастырских вотчин, крестьяне, которые приведены в отдачу в рекруты, а в поданных сказках не написаны, и при свидетельстве мужеска полу душ оные не явлены, a многие явились из бегов крестьяне после свидетельства, а в канцеляриях не явлены и в подушной оклад не положены; и, по получении оного, велено в Каргополе и уезде по церквам публиковать и роздать копии и приказать священником в воскресные дни при собрании народа читать: ежели где такие в которой вотчине утаенные и прописные, также и явившиеся из бегов крестьяне есть, чтоб конечно объявили; с которого ордера тебе послана при сем точная копия. И тебе б по получении сего того Спаского монастыря и в приписных пустынех в вотчинах учинить по оной копии во всем непременно опасаяся показанного истязания и о получении вышеповеленнаго в Каргопольское Духовное Правление репортовать того ж числа. Каргопольский предтеченский поп Алексей Гаврилов. 1724 году сентября 30 дня». – Подлинник писан на 1/2г л., согнутом по полам; на обороте 1-й четвертки написано: «Октября 5 дня послано из Спаского монастыря в приписную Елгомскую пустыню, строителю иеромонаху Феодосию со означенного прис(ла)ного ордера копия за рукою Спаского монастыря монаха Александра, казначея монаха Игнатия, по которой велено всполнение чинить во оной пустыне и в вотчине во всем непременно и о том в Спаской монастырь писменно уведомить в скорости. А послано с розсыльщиком Иваном Заросликовым означенного числа. (Архив Спасск. монаст.).

197

Опись 1762 г.

198

Опись Елгомск. пус. 1762 г.

199

Архив Спасск. монаст.

200

Архив Каргопольского Спасского монастыря.

201

Архив Каргопольск. Спасск. монаст., книга 1-я.

202

В архиве каргопольск. Спасск. монаст., кн. 1.

203

Архив Спасск. монаст. – Указ писан на листе, с двумя, в верхних углах обоих полулистов, печатными углами, на коем заметка: «Ceй преосвященнаго архиепископа указ получен чрез Мошанина Ивана Леонтиева сына Манушкина, 727 году, апреля в 25 д.» (Книга 1, л. 64).

204

Там же.

205

Ч. IV, стр.79.

206

Состоит из тетради, велич. в ¼ листа, 8 страниц.

207

Подписка к указу 1744 г.

208

Указ «каргопольской, разбора церковников и их детей, экспедиции».

209

Там же.

210

Ведомость за 1756 г.

211

Архив каргопольск. Спасск. монастыря.

212

Архив Спасск. монаст.

213

Слова нельзя разобрать.

214

Каргопольского Спасского монастыря, бывшаго в 1756 г.

215

Подлинник писан на листе, последняя страница порожняя, с следующею надписью: «В Каргопольской мнастырь гд҆̀нꙋ оцꙋ архимандриту Алексию».

216

Подлинник писан на полу-листе.

217

Состоит из тетради с ½ листа величиною, в 20 страниц, из коих две последние – пустые.

218

В подлиннике слова эти опущены.

219

«Облой» – не тесанный, из целых или распиленных вдоль на двое бревен.

220

Именно: лошадей тяглых 17, жеребят 7, коров и быков 77, телят различной величины 38, овец 40, ягнят 38; всего 217 голов.

221

«Олонец. Губ. Вед.» 1873, №75.

222

«Памятн. книж. олонец. г. на 1867 г.», ст. «Алфавитный указатель монастырей и пустынь Олонец. епархии».

223

Архив Спасск. монаст.

224

Подлинный писанна полулисте.

225

Подлинники сохранились до нас на полу-листах.

226

Подлинники сохранились до нас на полу-листах.

227

Архив Спасск. монаст.

228

Часть IV, стр. 7.

Комментарии для сайта Cackle