К.А. Докучаев-Басков

Хергозерская, Макарьевская пустынь

Пустынь эта находится в самой лесной глуши, за лесами дремучими, болотами некогда непроходимыми... от Каргополя на северо-запад, прямо через «суземок», например, чрез д. Кучепалду в 60, через Печниковский, Лядинский приход и Челменскую пустынь почти в 80 верстах... Этот путь самый, сравнительно, удобный и для экипажей и для пешеходов... От Челменской пустыни около 4 верст до д. «Труфановы», дорога пролегает преимущественно по берегу оз. Лекшмозера; далее, почти в 25 верст, «волок», не имеющий никакого жилья... Дорога проходит сразу между «полянок», затем – через заброшенные пахоты, в перемешку с лесом; – небольшие холмы, болота, с неизбежными «поперечными» мостами, чрез дремучий, наконец, лес, представляющий собой картину дико-величественную!.. Но ни одного озера, ни одной речки на всем 25 верстном пути нет; по местам, впрочем, пересекают дорогу болотные ручьишки, в арш. ширины, 1/4 арш. глубины, но они не веселят взора путника, не услаждают его иссохшей гортани... Не доходя 3 верст до «Макарья», слева примыкает дорога из Лекшмозерского погоста; здесь стоит крест. Затем, до самого Хергозера все нужно идти дремучим же лесом. Есть, впрочем, еще другой проезжий из г. Каргополя путь в эту пустынь, именно: чрез Ошевенский монастырь (42 версты), д. Халуй (4 в.); затем «волок», около 25 в.; но последний переход несравненно хуже, чем от д. Труфановы...

Замечательно, что, не смотря на уединенное, чисто отшельническое местонахождение Хергозерской пустыни из всех окружающих ее «волостей» – приходов проложены к ней, если не дороги, по крайней мере, – тропины, и это не без причины, которая объяснена ниже... Теперь же перечислим эти пути: из д. Кучепалды, Красноляжского прих., 40, Верхне – Чурьегского Спасского – 30, Речно-Георгиевского – 30 верст (это самые ближайшие пути для жителей г. Каргополя, отделяющие последний «от Макарья» только на 60 верст; но ими, по причине трудности больших и неудобных переходов, никто из горожан не ходит; последние предпочитают лучше пройти лишних 20 верст, чрез Лядины и Челму, чем пробираться по неудобной и незнакомой местности... Даже и этот путь (через Челменскую пуст.) считается трудным; вследствие чего и сложилась между местными жителями пословица: «ни завета, ни болезни, а понеси... к Макарью»...), из Ошевенского, через д. Халуй, Кенозерскаго, из д. Спицыной – 17 верст; из Лекшмозерского даже три дороги: а) из д. Труфановы, Погоста-15 в., и д. Масельги: – это самая ближайшая деревня к пустыни; ближе ее «жила» нет; деревни Хергозерского прих. – Думина и проч., находятся от пустыни в таком же 15-ти верстном расстоянии!..

Местность Хергозерской пустыни, окруженная со всех сторон, как огромным кольцом, дремучими лесами, состоит из небольшого озера, – не более 1 версты в длину, – имеющего вид конской подковы, с юга, через пролив, принимает оно в себя воды соседних озер, составляющих целую вереницу, чуть ли не до семи; на севере же выпускает их, посредством маленькой темной реченки, в свирепое Кено озеро... На мысе-то этой подковы – озера Херго собственно – и находится Хергозерская пустынь, состоящая из двух домов Божиих и двух же домов клириков... Местность не очень высокая, особенно под храмами, но и не болото!

И вот, это-то место, до XVII века никому неизвестное, находящееся за лесами дремучими, болотами непроходимыми, к коему никогда никакого пути не было, вдруг избирается Промыслом, является источником исцелений... и к нему протаптываются и прокладываются проезжие дороги и тропинки из всех окольных волостей... Народ, во всякое время года, толпами, парами и по одиночке, не смотря на отсутствие придорожных указателей – верстовых столбов и присутствие медведей, шествует сюда, ведя, везя и неся свои приношения, то в виде лошади, коровы, овцы, теленка, жеребенка, ягненка; то в виде масла, шерсти, холста и пр., наконец, – денег... Даже раскольники, обыкновенно чуждающиеся даже тени православного храма, без всяких сомнений и рассуждений, прибегают с своими молитвами к молитвенному заступлению защитника страдавшего русского народа великого Макария Унженского... Здесь не боятся они «тени» церковной, а входят в храм или, по крайней мере, в притвор его и изливают, как умеют, свои молитвы!..

Что все сие значит?!..

***

Не смотря на все наше желание – изобразить возможно полнее историю этой замечательной упраздненной обители, мы можем сообщить только отрывочные сведения... Быть может, можно отыскать о ней, хотя так же отрывочные, сведения (говорим предположительно) в архиве Ошевенского монастыря, к коему – если верить «Истории Российской иерархии»502 – была когда-то эта пустынь приписана... Но и здесь сведения эти – должны откровенно сказать – гадательны, хотя мы архива сего монастыря подробно и не изучали, но хорошо знаем, что бумаги сохранились в нем только (если не включать книги, содержащей списки с грамот, которой при нас не могли отыскать...) от 2-й половины XVIII века, начиная, помнится, с 1762 г. – При таких древностях архива, не много можно узнать о временах давно минувших!.. Однако, поведаем, что знаем...

***

Промысл Божий неисповедим! Не красота места, – которая отсутствует, – не отдаленность мирских жилищ, не святость, наконец, и подвиги основателей Хергозерской пустыни привлекли сюда изобильные токи благодати Божией, а образ Его угодника преподобнаго Макария Унженского!.. Изучая историю чудес по рукописной книге, хранящейся в бывшей обители, к сожалению, в одном экземпляре (что грозит совершенным уничтожением этого замечательного писменного памятника), – невольно припоминаются слова Господа, сказанные чрез пророка: «И будет в последние дни, излию от Духа моего на всяку плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видет видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу... И будет спасение... и у остальных, которых призовет Господь».503 – И действительно – самое начало основания Хергозерской обители ознаменовано видениями, дальнейшие события – видениями же и обильными чудесами, явленными Вечным Чудотворцем, чрез образ избранника Своего, великого чудотворца, преподобного Макария Унженского... Всех чудес записано 41 (в том числе одно сновидение)504 без всякого летосчисления, «и только у одного из них означен год; в описании чуда 25-го о переносе из Каргополя обратно с крестным ходом в пустыню образа, по украшении его золотом и серебром, сказано, что в то время и иные многие чудеса совершились, но, за множеством, не писаны. Вся книга (величиной в 1/4 л.) писана уставом, простым, безъискусственным языком. В начале ее, до описания чудес, помещен коротенький рассказец об основании самой пустыни, который и передаем.

Неизвестно, где и когда родившиеся, из какого звания происшедшие и в каких монастырях постриженные два монаха – Сергий и Логгин, где-то, и когда-то сходятся вместе, неся каждый по образу, один преподобного Макария Унженского, другой – св. Тихона, и приходят, в неизвестном же году, однако не позже 1635 – 1648 гг., на озеро Херго, где находят уже хижину – «лесную избушку, станок», по местному, – и поселяются... Здесь был уже мирянин Стефан... Он видел их в видении, приказывавших очистить место под храм... Иноки место это обнесли изгородью. Через ночь оказывается изгородь перенесенною далее, на восток. – В третью ночь явились Сергию два старца и прорекли ему о собрании здесь множества иноков!.. Но видения этим не кончились! Монах Логгин, как плотник, приступил к постройке часовни, но, сев на бревно, задремал: и видит во сне старца, преподобного Макария, повелевающего построить храм... Однако, для сего нужно разрешение архиерея... И инок Сергий идет для сего в Нов – город к митрополиту Афонию (1635 – 1648 г.505 и получает грамоту на построение храма во имя Пресвятыя Троицы и св. антиминс... Во все время его путешествия, вероятно, храм строился, и к зиме был окончен: он был маленький, с трапезой506... Освящение его состоялось уже зимой, как мы думаем, 12 декабря507 (ибо впоследствии именно этот день праздновался508. К освящению собралось множество народа, в том числе был и крестьянин Колодозерского прихода (в 30 верст. от пустыни) Андрей Ив. Щепин, который, вследствие ли усталости, или неимения другого места, лег спать в трапезе храма, и видит во сне монаха, греющегося... – «Которыя обители св. отче»? спрашивает его Щепин. – «Желтоводской», ответил инок; и пояснил: «призывают мене братия на освящение». Проснувшись, Андрей понял, что видел во сне не простого инока, а преподобного Макария, и утром рассказал всем о своем «видении», и все слышавшие возрадовались и прославили Бога и Его угодника, преп. Макария. После этого стали приходить сюда монахи для жительства, а миряне жертвовать509... наняли работников, избрали настоятеля, и составился монастырек510.

Таким-то образом получила свое начало пустынная обитель Хергозерская... Настоятелем ее был один из основателей простой инок Сергий, – который в одном из чудес называется строителем511, – но долго ли – неизвестно; также неизвестно, долго ли он с иноком Логгином жил и когда именно, да и здесь ли умерли... Имена других настоятелей, за первое время существования пустыни, нам неизвестны, равно и число иночествующих. Но о последнем должны сказать, что, за все время существования иноческой обители, братства было мало512... К этому заключению приводят нас события, рассказанные отчасти в чуде препод. Кирилла челменского «о явлении и исцелении очей иеромонаха Макария»513, особенно же в чуде 28-м, записанном в книге Хергозерской пустыни... Приводим последнее... В Хергозерскую пустынь пришел, неизвестно когда, монах Антоний, новгородец, и, пожив недолго, пошел по монастырям странствовать, по обещанию. Отойдя 5 верст от пустыни к дер. Порженской (теперь Макарьевского же прихода, в 12 верст.) сделалась буря, темнота; инок, вследствие сего, сел под дерево и задремал... Вдруг слышит голос: «Что спишь? время идти!» Проснувшись, Антоний видит Хергозерскую пустынь, ее храмы, дивится своему местонахождению, молится со многими слезами и обещанием – по окончании путешествия опять поселиться здесь, и опять идет к д. Порженской, на этот раз уже беспрепятственно... Побывал в Соловецком и Сийском монастырях и вздумал, было, идти в московские... Но на Побережье (приход Онежского уезда) заболела у него нога, что и воспрепятствовало дальнейшему его путешествию. Антоний увидал в сем наказание преп. Макария за нарушение данного обета и вторично молил этого «второго Моисея» земли русской об исцелении, давая обет жить на Хергозере до смерти, и, получив просимое, исполнил обещанное. Но, если простых монахов в описываемой обители было мало, то иеромонахов не редко и вовсе не было: литургия отправлял или случайно пришедший сюда мирской пресвитер514 или такой же пресвитер назначался сюда архиереем и, отправляя службу, жил здесь со своим семейством... Так, наприм., 7 ноября 7167 – 1659 г. был произведен в Хергозерскую пустынь к церкви св. Троицы белый поп Мартин Никифоров и служил здесь в течение 9 лет, до 7176 – 1668 г.; в этом году овдовел и, приняв иночество с именем Макария, продолжал священствовать в пустыни Макариевой515...

Однако, в первое время обитель не особенно была обеспечена и жизненными припасами, и потому ее немногочисленные иноки должны были прибегать к сборам по окольным волостям, особенно «в годы недорослые» – неурожайные... нося с собой и образ преп. Макария516. В праздник же пасхи ездили в г. Каргополь славить у воеводы517 и, вероятно, у более или менее зажиточных посадских людей.

Построенный основателями, иноками Сергием и Логгином, храм стоял очень недолго, не более 6 – 17 лет... В книгах судеб предопределено было принести его в жертву огню, заменив его новым, лучшим, о чем и открыто было пресвитеру г. Каргополя Троицкой церкви Герасиму в сонном видении таким образом. Видит он Хергозерскую пустынь и в ней новую, большую «шатровую» церковь, и спрашивает монаха: когда построен храм этот? (Тогда была здесь маленькая церковь, с трапезой). – Что удивляешься? отвечал инок. Через пять лет будет такая церковь, а теперешная сгорит! – А ты, отче, здесь живешь? – Нет, из Унжи. В новой церкви должен быть придел во имя преподобного Макария, пояснил инок. Так и случилось518. В это время обитель видимо приходила в цветущее положение. На место сгоревшего маленького храма, она построила больший, шатровый, с приделом во имя препод. Макария Унженского чудотворца. Вот что записано по сему случаю в синодике Ошевенского монастыря, который служил в то же время и маленькой летописью...

«Лета 7161-го (1653), декабря 16 освящена церковь Живоначальныя Троицы в Хергозерской пустыни... по благословению преосвященного митрополита Макария Новгородского. Того ж году июня в 13 день освящен предел Преподобного отца нашего Макария Желтоводского и Унжеского чудотворца».

Через пять лет после построения Троицкого храма видим уже воздвигнутым другой, деревянный же, двух-престольный храм во имя Введения Пресвятыя Богородицы, с приделом св. Николая Чудотворца, который и был освящен в 1658 г.: «7166, ноября в 9 день – читаем в Синодичной же записи Ошевенского монастыря – освящена церковь Введения Пресвятыя Богородицы в той же пустыне. Того ж году маия в 25 день освящен предел Николая Чудотворца».

Спустя еще два года видим здесь уже третий храм, во имя трех святителей московских. Из чуда 27-го видим, что обрадованный каргопольский воевода Евстафий Зыбин (1660 – 1661 гг.)519, в благодарность за исцеление своего двух-летнего сына, пожертвовал в описываемую обитель образ этих святителей, потому именно, как пояснено в описании сего чуда, что тогда находилась в ней церковь во имя сих святых.

Но хотя пустынь и богата была храмами, но бедна их принадлежностями; вышепомянутый пресвитер Герасим, по повелению явившегося ему во сне преп. Макария, выпрашивает для нее у каргопольского воеводы Григ. Аничкова (1654 года)520 напрестольное евангелие521...

Благочестивый пресвитер XVII века

Нам известно несколько иереев, замечательных по своему высокому благочестию. И первое, без сомнения, между ним место занимает каргопольской городской приходской Троицкой церкви пресвитер Герасим Анфимов. Хотя этот служитель алтаря и не жил в Хергозерской обители, не был ни пастырем ее стада, ни даже в числе братии (о последнем, по крайней мере, не встретили доказательств), но, так как его жизнь, и даже жизнь детей его, тесно связана с историей Хергозерской пустыни, – о чем и повествуется в восьми чудесах, именно 1, 3, 10, 19, 20, 22, 24, 26 (что составляет целую 1/5 часть всех повествований), то мы считаем своей священной обязанностью поделиться сведениями о сем «пастыре добром», на сколько дозволяют нам собранные нами материалы, тем более, что в нашей литературе жизнь пресвитера минувших времен – как нам известно – до сих пор вовсе не разработана...

Герасим Анфимов когда и где родился – неизвестно; вероятно, каргопольский урожденец. Он делается известным уже в сане пресвитера каргопольской городской Троицкой церкви, в 1633 г. именно: по той же книге Хергозерской пустыни, в коей, под чудом 1-м, рассказывается его видение и проч. В царствование Михаила Феодоровича – говорится в чуде, – в Каргополе, у церкви Святыя Троицы был священник Герасим. 25 сентября 1633 г. он видел во сне следующее: себя в трапезе храма Ошевенского монастыря, и игумена «седяща», который благословив Герасима, сказал: «повелено вам, с попом Иаковом, велеть написать иконописцам икону преподобного Макария и прислать в его обитель». Иерей ответил, что им никто не приказывал сего; но он просил иконописцев и они не пишут. «Вели только и напишут», сказал игумен. Пресвитер лица игумена не видел; оно было закрыто кукулем; но, проснувшись, заключил, что видел преп. Александра Ошевенского. Написав образ, Герасим принес его в Ошевенский монастырь, и во время пения пред ним молебна – прозрела слепая девица522 – В летнее время, неизвестного года, пастырь Анфимов, когда имел еще одного сына, вероятно Тимофея, пришел в Хергозерскую пустынь помолиться и по молебне лег спать в трапезе церковной; проснувшись ночью, увидал на яву преподобного Макария сидящим на лавке, который спросил его: «Брат Герасим! одного сына имеешь?» – Одного отче. Явившийся, показав рукой к храму, начал читать тропарь: «к Богородице прилежно...» иерей повторял. По прочтении тропаря, преподобный стал невидим. Пресвитер осмотрел везде, но никого не нашел. Чрез некоторое время родился у него сын, и он назвал его Матфеем»523. – Св. же Макарий вопросом о числе сыновей и самой молитвой просто побуждал пастыря молитвой же испросить себе второго сына, который, по молитве, и рождается, и нарекается Матфеем, что значит «дарованный Господом» и впоследствии становится преемником Герасиму по Троицкому храму524. Впрочем, у Герасима была еще дочь, девица Акилина, тоже богомольная и удостоиваемая видений525. – Приближался праздник преподобного Макария – 25 июля, и благочестивый пресвитер опять отправляется в Хергозерскую пустынь, к празднику, но на этот раз и с детьми своими, вероятно, чтоб возблагодарить угодника Божия за дарованное чадородие... Шли уже остальной волок; дети, изнемогши от усталости, не в силах были продолжать путь... Отец вынужден был оставить их на волоку с некоторыми из своих товарищей, а сам с другими поспешил в обитель – испросить у настоятеля лошадь и довезти детей. Лишь только пастырь ушел от них, к ним приходит лошадь; товарищи его, посадив детей его на лошадь, прибыли в пустынь, когда еще Герасим неуспел просить о сем и настоятеля. Подходя к обители, он встретил монаха и двух работников, идущих искать именно этой лошади.526 Живя в г. Каргополе, благочестивый пресвитер не редко мысленно витал духом в Макариевой пустыни и потому сподоблялся во сне откровений. Как человек, Герасим не раз подвергался телесным болезням. Однажды был болен в горячке. Дочь его Акилина молила препод. Макария об исцелении отца своего. Скорый на помощь угодник Божий явился ей во сне, обещая облегчение отцу ее, и спросил: будет ли он к празднику на Хергозеро? – Если поправится, так будет, ответила девушка. – Пресвитер, скоро поправившись, пришел в пустынь Макарьеву еще «канун праздника», который праздновался 12 декабря, в память освящения храма527. – В одно жаркое, сухое лето, когда в лесах распространились пожары528, иерей Герасим после праздника Успения Пресвятыя Богородицы пошел на Хергозеро. Строитель сей пустыни монах Сергий, встретив его, просил отслужить, по причине боздождия, молебное пение, ибо дождя не было четыре недели. Пастырь исполнил просьбу строителя Сергия, и пошел дождь, продолжавшийся два дня529. – В другой раз Герасим страдал ногами: они у него опухли. В то время некто Борис пожелал образ Хергозерской пустыни преподобного Макария обложить золотом и серебром. Для сего принесли его в г. Каргополь и поставили в доме пресвитера Анфимова. Последний стал молить преподобного об исцелении. Ночью, во сне является ему св. Макарий, повелевая обложить ноги капустным листом. Иерей сделал так и исцелел530. – Ночью же, во сне является ему преп. Макарий и приказывает попросить у каргопольского воеводы Григория Аничкова напрестольное евангелие для Хергозерской пустыни, ибо имевшееся там обветшало, и воевода исполнил просьбу пастыря531. – Этим чудом (26-м) и заканчиваются в рукописи рассказы из жизни пресвитера Герасима Анфимова, который мы привели по записанному в хергозерской книге порядку. – Из описания же чудес препод. Кирилла челменского, каргопольского чудотворца, видим, что являлся сему пастырю и сей угодник Божий532. «И шед в Каргополь» – говорит о себе пресвитер Лядинского прихода Иоанн, племянник иерею Герасиму Анфимову – поведах видение стрыю (дяде) своему иерею Герасиму, служащему у церкви святыя Живоначальныя Троицы. Он же рече ми: си аз, чадо мое Иоанне, такожде много слышах от древних человек о сем преподобнем Кирилле – многая его чудеса и явления и сам, аз грешный, видев его во сне тако, яко же и ты поведавши ми! образом яко Макарий желтоводский, надсед, брада подоле того – на два косма распростерта. Да будет воля Господня, яко же есть писано: не укрыется град в верху горы стояй, ниже светильник в темне месте сияющь»...

Теперь о служебной деятельности пресвитера Герасима Анфимова... Прослужил он пастырем городского прихода, при храме Св. Троицы, по крайней мере, тридцать лет, с 1633 до 1663 г. Кроме сего, с 1650 г. по 1-е ноября 1657 г. он состоял поповским старостой; нечто в роде нынешнего благочинного. – Впрочем, от 1650 г. сохранилась до нас одна только предсмертная духовная память старца Спасского монастыря Иоасафа, от 8 ноября, указывающая о Герасимовом «старощеньи»533; затем до 1654 г. оно нам неизвестно. В 1650 г. пресвитеру Анфимову поручено было новгородским архиереем запустевшую пригородную мужскую пустынь Иоанна Волосатого превратить в женскую534. От старощенья же Герасима за 1654 – 1657 г. сохранилось в каргопольском городском Владимирском храме 7 венчальных памятей: две из них писаны и третья дополнена самим «старостой»; все остальные писаны сыном его «Тимошкой»535. Сохранилась еще одна похоронная, писанная пресвитером Герасимом. Приводим более замечательные из них:

«162 (1654) г., апреля в 30 д(ень) по указу великого господина преосвященного Макария, митрополита великого Нова града и Великих Лук память поповского старосты Троицкого попа Герасима Анфимова Пятницкому (так до сих пор называется простолюдинами Владимирский приход в г. Каргополе) попу Корнилу Евсегниеву: женитца Ошевневы слободы Иван Григорьев сын, вторым браком, понимает девицу Матрону Фалелееву дочерь, и ты бы про них сыскал, что б промеж женихом и невестой родства и племяни, и ни кумовства, и сватовства, и крестного братства и никакого прироку нет, и ты бы их по правилом святых апостол и святых отец венчал в шестом часу дни, а вечери б, и в ноч – не венчал, по святительской грамоты. Писал память староста поп Герасим своей рукой. – Подлинник шириной 3 3/8, длиною 1 5/8 вершка.

«164 (1656) году мая в 4 день по указу великого господина преосвященного Макария, митрополита Великого Нова града и Великих Лук память поповского старосты, троицкого попа Герасима Анфимова пятницкому попу Корнилию Евсегнееву. Женитца отрок Ияков Евдокимов, а понимает девицу Федору Калинину – оба первым браком, и ты б про них сыскал и будет в сыску скажут, что меж ими родства и племяни, и кумовства, и сватовства, и крестного братства, и никакого прироку нет и ты б, их, по правилом святых апостол и святых отец, в указное время, венчал. А писал память Тимошка Герасимов попов». – На обороте припись самого старосты: «А взял бы поруку, что б жениху с невестой мая к пятому числу (вероятно было воскресенье или переходный праздник) вместе спать не велели, и мая ж в 5 день глины (бани?) не топили, в чистоте пребыли отнюд, – Корнилу священнику. Подписал староста поп Герасим своей рукой».

Подробности приписки пресвитера Анфимова объясняются тем, что в прежнее время даже в самом г. Каргополе, – как теперь в его уезде, – «жен умыкаху». «Приведенная уводом» невеста иногда жила и живет в доме жениха до венчания не только по несколько суток, но даже по целой неделе. В таком положении совместное спанье жениха с невестой, до бракосочетания, – явление возможное и нередко случавшееся и случающееся даже в наши дни. Вот поэтому-то строгий блюститель народной нравственности, желая предупредить возможное падение, и прописал о нем.

«166 (1657) г., ноября в 1 день по указу великого господина преосвященного Макария, митрополита Великого Нова града и Великих Лук память поповского старосты троицкого попа Герасима Анфимова пятницкому попу Корнилью Евсегниеву. Женится отрок Матфей Ермолин сын понимает девицу Марью Иванову дочерь и ты бы сыскал, что б промеж женихом и невестой родства, и племяни, и кумовства, и сватовства, и крестного братства, и никакого б прироку не было. Да будет в сыску скажут меж ими родства и племяни и никакого прироку нет и ты бы их по правилом святых апостол и святых отец венчал в шестом часу дня, а в вечере б, и в ночь не венчал, по святительской грамоте. Писал память староста поп Герасим своей рукой».

Похоронная память:

«165 (1657 г.), апреля в 28 день по указу великого господина преосвященного Макария, митрополита Великого Нова града и Великих Лук память поповского старосты троицкого попа Герасима Анфимова Пятницкому священнику Корнилью Евсегниеву. Как к тебе ся память придет и ты бы сыскал как случилась смерть Стефану Маноилову Двойникову: не убит ли, не удавлен ли? а будет Божиим судом в воде, в Челмозере потонул, и ты бы по правилом святых апостол и святых отец над тем мертвым телом отпел и по времени похоронил. Писал память староста поп Герасим своей рукой».

***

В рукописной книге Каргопольского Спасского монастыря (величиной в 1/4 л.), содержащей житие преподобного Александра Свирского, имеется следующая надпись: «168 (1660 г.) сия книга прислана из Александрова монастыря, со Свери, в Хергозерскую пустыню. Подписал поп Герасим Анфимов, аминь» – Поясняем, что книга эта могла попасть из описываемой обители в Спасский монастырь во время которой-либо приписки первой к последнему.

Этот благочестивый пастырь упоминается в последний раз 1-гo мая 1663 г.: «Лета 7171, мая в 1 день, по Государеву цареву и великого князя Алексея Михаиловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу и по грамоте Каргопольской Троицкой поп Герасим отвел монастырь Вастьяновы Строкины пустыни игумену Евфимию»... читаем в отводных книгах сей обители. «Книги» эти были скреплены по листам подписями, но одного из них в средине и нескольких на конце нет, а потому и получилась следующая скрепа пресвитера: «К сим отводным книгам Троицкой поп… Анфимов ру-ку при-ло»...536

Когда и каких лет от рода умер этот пастырь – неизвестно; знаем только, что, за долго или нет, перед смертью он постригся в иноческий чин – принял схиму, под именем Григория. Это мы говорим на том основании, что в записи большого синодика Каргопольского Спасского монастыря значится «род троицкого попа Матфея и брата его Тимофея, Герасимовых детей», в коем имени иерея Герасима совершенно не имеется, а написано: «священноинока Григория схимника»... Где погребен этот благочестивый пастырь, в обители ли какой, наприм. в Хергозерской, или при Троицком храме, в коем приносил безкровную жертву, быть можетъ, более тридцати лет – неизвестно.

Настоятель или управляющий, черный поп Григорий, 1667 г.

За все время существования в XVII веке Хергозерской пустыни, кроме вышеупоминаемой книги, мы отыскали только два писменные памятника – это упомянутая уже грамота новгородская митрополита Питирима о белом попе сей обители Мартине Никифорове, принявшем в ней, по причине вдовства, монашество, с именем Макария, и челобитная черного попа Григория, с братией, на действия чернеца Кирилла Шалгачева, рисующая жизнь последнего. Чернец этот, как видно из челобитной, в отсутствие черного попа Григория, ездившего в Москву, был казначеем, но отчета в том не дал, денег, записей монастырских не сдал, произвольно убил семь овец, кроме сего семь же овечьих шкур – куда-то девал, и проч.; сверх всего, удалившись из пустыни, жил в мире... Вследствие всех этих поступков Кирилла, Григорий и вынужден был обратиться к тогдашнему поповскому старосте, игумену Каргопольского Спасского монастыря Евфимию, с челобитной следующего содержания:

«Великому господину преосвященному Питириму, митрополиту кого Нова города и Великих Лук бьют челом нищии тво(и), Каргопольского уезда, Живоначальные Троицы и преподобного Макария Желтовоцкого и Уньженского чудотворца, Хергозерские пустыни, черной поп Григорьище, с братией. Жалоба, государь, нам тое же пусты(ни) на старца Кирила Шалгачева: был, государь, у нас в пустыни он, старец Кирило Шалгачев, 175 г. (1667 г.), августа с первого числа до третьего воскресенья великого поста нынешнего 175г. во всем в нашей пустыни владел, и я нищей приехал с Москвы и он отстал от казначейства, а отчету нам и по се время не даст, избегает и у нас не живет – неведомо для чего, а ответчи... государь у нас в пустыни даные оброчные и Хергозерской пустыни ис черного и купчая он у собя держит, а нам, нищим, не отдаст. А будучи он у нас в пустыни семерых овец убил, без брацкого ведо(ма), – того не ведаем, где овчины и мясо и сало клал; да сверх того старых семь овчин он же взял, не ведаем где положил; да он же судно делал у нас ден(ги?) и запас имал и долговые и сенанилные (синодичные – за поминовение?) деньги имал; да он же взял меру крупы запарные... ни в чем нам – нищим отчету не даст, а нам, нищим, угрожает неведомо чем, и кожи две делал – нам не отдал же; и волостьных, государь, христиан напрасно волочит для своей бездельны корысти; мы зовем в монастырь и он не идет; а по твоему – государеву святительскому указу старцом велено в монастырех жити. Милостивы(й) государь, великий святитель, преосвященны(й) Питирим, митрополит великого Нова града и Великих Лук, пожалуй нас нищих своих богомольцов, вели, государь, Спаского монастыря игумену Евфимию сыскать того старца Кирила Шалгачева, взять по нем порука з записью, стати ему в нашу пустыню и отчет нам дати и даные оброчные монастырьскую исчерных и купчую нам, нищим, отдать; а будет он поруки не учнет давати – вели, государь, его старца Кирила в крепосте послати к нам, нищим, и отчет дати, и не вели, государь, ему – старцу в мире жити и христиан напрасно продавать и волочить, и жить в монастыре; а будет, государь, отчет нам даст и скольки начету на нем будет – вели нам, нищим, доправить, мли его перед игумена, по твоему святительскому указу, поставить; да и в указе Прохорка за порукой к нам, нищим, прислать: жил у нас и плату у нас, нищих, унес. Государь святитель смилуйся!» (На обороте:) «К сей челобитной черной поп Григорьище руку приложил. К сей челобитно(й) черной поп Макарий и вместо братии своей по их велению руку приложил».

Какие последствия имела эта челобитная – не знаем; знаем только, что она (писанная небрежно на свитке) и теперь хранится в архиве Спасского же монастыря.

Строитель иеромонах Иоиль, 1721 г.537

Дальнейшие события Хергозерской пустыни опять неизвестны до 1721 г. В этом году, по челобитной каргопольского Спасского монастыря архимандрита Иосифа, указом новгородского архиепископа Феодосия, от 20 апреля 1721 г. за № 42, – описываемая обитель, в числе пяти, приписана к названному монастырю538. Но если бы даже Иосиф и не обращался с челобитной по сему предмету, все-таки Макариевой пустыни не сохранить бы своей самостоятельности. Вот объяснение...

I.

«1722 г. сентября в 19 день по указу великого господина преосвященного Феодосия, архиепископа великого Нова града и Великих Лук, города Каргополя, Спасского монастыря архимандриту Иосифу, з братиею. Прешедшего августа в 7 день получен в его архиерейском розряде указ его в – ства Императора и самодержца всероссийского, каков отправлен из св – го правительствующего сунода, в котором написано: «Прешедшего июля в 4 день по его и-го в-ства указу и по приговору св – го правительствующего синода, а по поданному от его преосвященства доношению велено обретающия в епархии его архиерейства малобратственные монастыри для всегдашнего церковного пения и благообразного монашеского жительства, по содержанию Духовного Регламента, как в рассуждении о монастырех в 25 пункте напечатано, приписать к знатным, тоя епархии, монастырям, и братство для удобного монашеского жития перевесть в те монастыри, к которым оные приписаны будут, а в тех монастырех, ис которых братство выведено будет, определить для церковной всегдашней службы белых попов, дав им от тех монастырей на пропитание довольную часть земли и сенных покосов и других угодей, дабы те святыя церкви без пения не были, и потому определено его преосвященству учинить о том по его Императорского Величества указу. А сего сентября в 6 день его преосвященство великий господин преосвященный Феодосий архиепископ великого Нова града и великих Лук, в бытность свою в великом Нове городе, указал прежде приписным за вашим Спаским монастырем быть по-прежнему, да вновь определенным Каргопольского уезда Ошевенскому, да из Олонецкого Юрьевым Горам539, в которые и послушные, из его Архиерейского розряду, указы посланы. И вам бы получении сего преосвященного архиепископа указу вышеозначенные вновь определенные монастыри, и в них святыя церкви и в церквах святыя образы, и приклады, и ризы, и книги, и всякую церковную утварь, и на колокольни колокола, и в казне ефимки золотые, и денги, и всякия крепости, и зазаимныя росписки, и прочая письма, и медную и оловянную посуду, и тех монастырей строение, и в житницах и на полях всякой хлеб, и посеянную к предбудущему 723 году рожь, и под монастырные и отхожие и вотчинные земли и всякие угодья – все что есть, и монахов, и слуг, и служебников по именам переписать, с ясным о всем известием, и четвертным и копенным числом, колико за которым монастырем обретается изъявлением, также и монастырской скот. И переписав, те переписи, за своими руками одни оставя у себя в монастыре, а другие таковыж, при доношении, прислав в Великий Нов город велеть подать в его Архиерейском розряде Духовных и Приказных дел судии архимандриту Андронику с товарищи. А по той переписи вышеозначенные вновь определенные монастыри иметь за тем своим Спаским монастырем в содержании и в ведомстве, а имянно: в церквах Божиих иметь по вседневная служба со всяким довольством ко служению потребными, и обетшавшее починивать, и церковные служители были б во всяком довольстве. А ежели, как за те приписные монастыри, так и за вотчины их спросят указами его Императорского Величества и преосвященного архиепископа каких денежных или хлебных зборов, или подвод и работников, и прочих тому подобных принадлежностей, и репортов и ведомостей, то все отправлять за те приписные монастыри без всяких отговорок, как ныне, так и впредь вашим Спаским монастырем не отложно. К сему указу великий господин преосвященный Феодосий архиепископ Великого Нова града и Великих Лук велел печать свою приложить. Судия архимандрит Андроник». «Смотрил Ефим Тимофеев».

Указ писан на простом листе.540

II. Писан на простом полулисте541

"№ 507».

«Указ великого господина Святейшего Правительствующего Синода вицепрезидента преосвященного Феодосия, архиепископа Великоновоградского и Великолуцкого, и архимандрита Александро-Невского, Каргопольского Спаского монастыря архимандриту Иосифу, з братьею. В прошлом 722 году по указу Его Величества Императора и Самодержца Всероссийского, и по приказу его преосвященства, с совету Новгородских властей, приписаны к тому вашему Спаскому монастырю некоторые малобратственные монастыри и пустыни, ис которых братство определено вывесть в тот ваш Спаской монастырь, а те монастыри учинить белыми церквами, о чем и указ к вам из его Архиерейского розряду послан. А сего мая 11 дня получен во оном розряде его Императорского Величества указ, отправленный из Святейшего Правительствующего Синода, в котором написано: февраля 5 дня сего 724 года его Величество всепресветлейший державнейший Государь Петр Великий Император и Самодержец Всероссийский указал, по содержанию Духовного Регламента, малобратственные монастыри и пустыни сводить с протчими в совокупление не отложно, без продолжения и оные пустыни весьма упразднить. И дабы учинить о том по оному его Императорского величества указу, и вам бы по получении сего преосвященного архиепископа указу, как по прежде посланному так и посему, указом повеленное исполнить, по оному его Императорского Величества указом определению непременно, бе, продолжения времени, и о исполнении того в Великий Нов город и преосвященному архиепископу писать отписку прислав велеть подать в его Архиерейском розряде Духовных и Приказных дел судии и Юрьева монастыря архимандриту Андронику, с товарыщы».

«Диак Григорей Наумов».

«Смотрил Ефим Тимофев».

«724 (года), Maя 16 дня».

Этот плен продолжался на сей раз не долго – только шесть лет, и Хергозерская пустынь опять получила на некоторое время самостоятельность. Вот памятник, относящийся к сему событию:

«Св – го правительствующего Синода вицепрезиденту великому господину преосвященному Феофану, архиепискому великого Нова града и Великих Лук

«Доношение»

«Каргопольского уезда, Хергозерские пустыни прежнего строителя иеромонаха Иоиля, з братиею. А о чем прошение наше, тому явствуют ниже сего пункты:

1) в нынешнем 727 м году апреля в де(нь) будучи в Каргопольском Спасове монастыре на (черном) соборе, читали в слух его преосвященного архиепископа указ, которой прислан к прежнему того Спасова монастыря к архимандриту Иосифу, против доношения Елгомские пустыни строителя, з братиею. 2) А в том указе означен ея и – ского в – ства указ, каков состоялся в его (?) св – м правительствующем Синоде о отрешении от того Спасова монастыря тое Елгомские пусты(ни), также и протчие пустыни, которые были в приписке к тому монастырю, велено от того монастыря отрешить же. 3) А та наша Хергозерская пустыня приписана была к тому Спасову монастырю и братии выведено было. 4) И что б сие наше доношение в том Спасове монастыре келарю монаху Александру, з братиею, принять и решение учинить по его преосвященного архиепископа указу. А сие доношение писано на простой бумаге, потому что в сих числах в продаже гербовой бумаги нет. Писал сие доношение каргопольского духовного приказу подьячей Александра Попов». (Рукоприкладство по пунктам): «К сему доношению иермонах Иоиль и вместо монаха Пахомия по его велению и (за) себя руку приложил. К сему доношению и пунтом Матфей Попов вместо монаха Пахнутия, по его прошению руку приложил. К сему доношению вместо монаха Саватия по его велению Спасова монастыря монах Иона руку приложил».

Сряду же после рукоприкладства вписан братский приговор Спасского монастыря, состоявшийся вследствие только что приведенного «доношения»:

«1727 году апреля в 23 де(нь) Каргопольского Спасова манастыря келарь монах Александр и казначей монах Антоний и всего того манастыря братия в небытность архимандрита Иосифа, по умертвии его, согласно приговорили против сего заручного прошения приписные Хергозерские пустыни бывшего строителя иеромонаха Иоиля, з братиею, по указу бывшего новгородского архиерея, по которому указу повелено в 721-м году выдать помянутае пустыни и по переписным книгам заручным того 721-го году, которые в Спасове монастыре в казне обретаются досмотреть и переписать, с ясным объявлением прибыли и убыли и по осмотру и по переписке отвесть та Хергозерская пустыня, которые просители в доношении руками своими подписалися, с роспискою, до указу; буде у оных просителей не явится при отводе между ими какова в(е)щем перед прежней перепиской за кем какова похищения в утайке изо оныя пустыни и прежних казначеев тоя пустыни в приходах и росходах сщесть с 721 году, также которое братство з 721 году выведенное из помянутой пустыни – отпустить, с росписками, чтоб им во оной пустыне, по их прошению, в той Хергозерской пустыне быть в трудех, а в другие места не изходити, как о том указы повелевают, и об оном послать указ (?). К сему приговору Спасова монастыря иеромонах Евфимий и вместо келаря монаха Александра и казначея монаха Антония, по их общему веленью и за себя руку приложил. Уставщик монах Гавриил руку приложил».

Доношение хергозерцов и приговор строкинцов писаны на одном листе. Из первого видно, что монахов Хергозерской пустыни было еще в живых четыре: строитель иеромонах Иоиль; иноки Пахомий, Пафнутий, Савватий.

Долго ли на сей раз пустынь преп. Макария пользовалась самостоятельностью – указаний мы не встретили. Но если верить «Истории Российской Иepapхии»542, то, она вторично была приписана, в этот раз уже к Ошевенскому монастырю (от коего находится в 30 верстах). За все это время мы опять-таки никаких сведений о ней не встречали.

В 1764 г. Хергозерская пустынь, в числе других, назначена к упразднению, но самое упразднение состоялось не раньше 1765, а быть может 1766 года... по крайней мере в последнем году был определен сюда дьячком некто Егор Федоров, который и служил или жил здесь до 1778, и затем с 1780 г. Одновременно с ним, или раньше его, определен сюда и пресвитер, умерший в 1775 году... имя которого, однако, не известно.

Мы уже упоминали выше, что описываемая пустынь почти с самого начала своего существования привлекла к себе всевозможные, обильные приношения мирян.

Около этих приношений и вращается дальнейшая история упраздненной обители.

Первый строитель Каргопольского Спасского монастыря Варлаам I-й (1775 – 1788 г.), желая воспользоваться обильными доходами Хергозерской пустыни, обратился с просьбой к олонецкому епископу (викарию новгородскому) Иоанникию – приписать бывшую пустынь к названному монастырю, и архиерей исполнил желание чернеца-настоятеля. Вследствие сего и дьячек Егор Федоров строителем Варлаамом «без всякой причины, а примечательно из единой зависти, из той пустыни отрешен, и от собственного двора ему отказано. А оставшиеся во оном доме пожитки рогатую скотину и лошадей приказал означенной строитель иметь вступившему на его (дьячка) место, находившемуся под началом в том монастыре, священнику Дмитрию Акимову.543

Все это произошло не позже июня 1778 г. Вот сему доказательства:

«Спасо-Каргопольского монастыря строителю иеромонаху Варлааму з братиею, того ж монастыря от находящагося в оном монастыре в подначальстве священника Дмитрия Иоакимова, репорт».

«Прошлого 1778-го году июня... дня послан был я – священник от вас – строителя, з братиею, в приписную Хергозерскую пустыню для церкви и церковного имущества и протчего монастырского, так же и скота всякого для охранения и, прибыв во оную пустыню принял я – священник в церкви церковное имущество, так же и всякое монастырское, и скот, против описи себе в хранение, в которой пустыни и находился по сей 779 год по май месяц. И по той описи все принятое мною как в церкви церковное и монастырское имущество и скот все в целости. А какой скот именно, о том при сем приобщаю реэстр. Maя 8 дня 1779 году».

(На обороте):

«Реэстр колико взято в Спасо-Каргопольской монастырь из приписной Хергозерской пустыни для хранения скота, и прекормления, а именно: мерин белогривой, корова красная, правой рог скорчившись; корова краснопестрая, рога ухватом во лбу и хвост с лысинами; корова красная, во лбе лысина, рога ухватом, правой – пригнулся вниз; корова черная, рога ухватом; бык черной пороз, рога прямыя, трех лет; бык чернопестрой пороз же, лоп белой, рога прямыя, двух лет; бычек черной селеток; итого скота 8. Во оной же Хергозерской пустыни оставлено скота: кобыла бурая; корова черная, рога ухватами; корова красная, рога ухватами же; корова белая, щеки черныя, рога круглые; бык краснопестрой, подтелок пестрой, теленок черной, овца». – «К сему репорту и реестру священник Дмитрий Акимов руку приложил».

Подлинник писан на полулисте; сохранился еще другой, согнутый пополам полулист; на одной странице его (четверти) написан начерно только что приведенный «реэстр», а на другой – список забранных Варлаамом вещей. Приводим:

«В Хергозерской пустыни денег серебряных 4 ру... 70 ко..., медных 4 ру... 78 ко..., крестов (вероятно шейных, серебренных) 10, пуговиц 20, перстней 5, лапок 16, найдено у дьячка в клети воску и свечь 23 фу…, холсту тонкого 50 концов, масла ушат; 1 корова красная, правой рог прикорчившись, 2 красная – рога ухватом; 3 краснопестрая, рога ухватом, во лбу и хвосте лысина, порос чернопестрой, лоб белой, рога прямыя, 4-годной, краснопестрая телушка севогодная, бык черной селеток, от коровы черныя, рога ухватами; бык черной, пороз, рога прямыя, 3 лет; корова белая, щеки черные, рога ухватом, бык краснопестрой, рога прямыя... бык чернопестрой селеток; корова красная, во лбу лысина, рога ухватом, правой прикривился вниз».

Дьячек осмелился было заявить о таком самоуправстве строителя в каргопольское духовное правление, но Варлаам, как член этого правления, приказал держать потерпевшего скованным на цепи, с 5 октября по 20-е ноября... Однако, последний и этим не унялся, а 14 декабря 1779 г. пожаловался об обиде своей олонецкому епископу Иоанникию. Архиерей приказал от дьячка взять сказку по сему предмету. И, узнав, что в праздник преп. Макария, 1778 г. «собрано денег около 99 руб.», вместо защиты, «с него, дьячка... денег требовал»... Дьячку, однако, предлагали власти поступить дьяконом в Кенозерский приход, но он, найдя «золотое дно у Макарья», предпочитал, по прежнему, остаться здесь дьячком же; вследствие же пристрастных действий епископа, принужден был обратиться с жалобой в синод. Последний, сделав запрос епископу, вместе с тем предписал – оставить Хергозерскую пустынь, по прежнему, приходской церковью, потерпевшего Федорова при ней дьячком, возвратить ему его имущество и проч., – о чем подробно говорится в указе олонецкой духовной консистории, от 25 мая 1780 г. за № 626, – из коего видно, что строитель иеромонах Варлаам I-й во взятии имущества дьячка Ег. Федорова совершенно заперся.

Через два года после этих событий видим воздвигнутым в Хергозерской пустыни каменный, теплый, двух-престольный храм во имя Введения Божией Матери и св. Николая Чудотворца544, который и по ныне существует. Следовательно, построенный в 1658 г. деревянный Введенский храм существовал не более 123 – 124 лет.

Как велики были доходы бывшей Хергозерской пустыни – красноречиво доказывает то, что, не смотря на постройку, в восмидесятых годах XVIII века, каменного Введенского храма, к концу сего столетия образовался в ней капитал в 3,000 рублей ассигнац., сумма, – по тогдашнему времени и, принимая в расчет такой захолустный приход, – весьма значительная! Но, и на этот раз явились алчущие и жаждущие злата, и прежде всего опять представители того же Спасского Каргопольского монастыря, как видно из указа новгородской духовной консистории от 24 декабря 1802 г.545

Строитель Амвросий, заполучив деньги, по первые три года уплаты не производил и, желая от таковой совершенно освободиться или, в крайнем случае, отдалить ее на неопределенное будущее, обратился о сем с просьбой опять к новгородскому митрополиту. Но на этот раз настоятелю не повезло: он получил даже выговор... Настал новый строитель, иеромонах Порфирий, и обратился с подобной просьбой к «Амвросию митрополиту, на котором доношении резолюция его высокопреосвященства последовала такова: отсрочить дозволяется с тем, чтобы, буде деньги нужны для училища, постарался, хотя в половине следующего года»546. – Но нам известно, что еще в 1816 году числилось за Спасским монастырем долга 800 руб., которому и предписывалось указом консисторским (от 26 мая)547 и сообщением местного дух. правления об уплате сих денег548, но когда оне уплачены – да и уплачены ли еще – узнать о сем нам строго воспрещается!..

Между тем, вслед за Спасским монастырем, стало алкать и жаждать хергозерских денег и каргопольское духовное училище, в лице городскаго протопопа... «Резолюциею... Амвросия митрополита... последовавшей на репорт каргопольского Христорождественского собора протоиерея Михаила Стефанова – говорится в указе новгородской консистории, от 2 августа, 1805 г., за № 3,009549 – касательно заведения в городе Каргополе духовного училища и для оного покупки дома, и производства учителям жалованья из хранящейся во оном Спасо-Каргопольском монастыре Хергозерской пустыни суммы, между прочим велено: духовному правлению из церковной суммы Хергозерской пустыни, хранящейся в Спасо-Каргопольском монастыре прислать две тысячи пятьсот рублей на имя его высокопреосвященства в С.-Петербург, для отдачи двух тысяч в ломбард, а пятисот для закупки потребных вещей для училища; сколько же затем оставаться будет наличных денег, оные можно употребить на дом для училища, с тем, чтоб процентные денги и получаемые от строителя по сту рублей чрез десять лет употреблять на учителей того училища, и при том с тем, что вся капитальная сумма, когда в ней для пустыни востребуется надобность, имеет и должна быть возвращена». – Но и этим учреждением «возвращена» ли была «капитальная сумма» – не знаем!..

***

Тяжелое было время для населения Каргопольского края не только в XVIII веке, но даже до тридцатых годов настоящего столетия!.. – Опасно было мирным жителям ходить по дорогам, даже большими толпами... еще опаснее жить в местах уединенных. Разбойники во всякое время могли нагрянуть, ограбить, сжечь, пожалуй, убить. – Защиты не было ни откуда. Такая именно шайка, из семи головорезов, предводительствуемая беглым из средних губерний, каким-то Одоевским, зная беззащитность жителей Хергозерской пустыни, ее храмов, и их богатства, около 1825–1828 гг., раза три, если не болee, покушалась ограбить и храмы и клириков. Раз хотели они выломать железную решетку в окне у одного из храмов, чтоб похитить хранившиеся деньги, но огромная, жившая в пустыни, собака отгоняла их. Они покушались ее убить: для чего бросали в нее, прикрепленный к длинному ремню, огромный, чуть ли не двух-аршинный нож. Но собака каждый раз увертывалась от ударов и разбойников таки отогнала. – Другой раз забрались они в один из двух домов клириков, отыскивая последних, чтоб взять у них «церковные ключи» и ограбить их и храмы. Но один из них скрылся на сарае, под солому, другой убежал извещать о приходе нежеланных гостей в одну из деревень своего прихода (Думина, Ожегова, Долгозеро, Поржинское), находящихся в 12-ти верстах от пустыни. – И когда пришел с собранными крестьянами – разбойники удалились. – В последний раз разбойники, надеясь на безлюдье, и следовательно – полнейшую безнаказанность, решили, во что бы то ни стало, «ограбить Макарья», – так в просторечии зовется эта пустынь! Но скорый на помощь защитник угнетенных и притесняемых, преп. Макарий, уже не раз отгнавший непрошенных гостей от Богом прославленного и вверенного Его покровительству – места, и в этот раз защитил оное, избрав своим орудием соседних крестьян же. Нужно сказать, что разбойники давно уже всем окрестным жителям так насолили, что многим стало не в «терпеж». В числе последних были и крестьяне соседней Кенозерской волости. И вот, крестьяне этой волости, преимущественно д. Спициной, собрались с ружьями и рогатинами на облаву разбойников, чтоб воздать им свой суд. Действительно, это им и удалось – разбойники были истреблены.

Теперь о пастыре Хергозерского прихода Михаиле Георгиеве... Он чем-то провинился, и в 1831 г. был послан подначал в Каргопольский Спасский монастырь на три месяца, которые и прожил безукоризненно.

Но еще одно последнее сказанье.

Пустынник Захарий

В конце двадцатых или начале тридцатых годов настоящего столетия поселился здесь, первоначально в церковной сторожке, никому неизвестный пришлец, некто Захарий. Первые годы своей жизни был будто бы болен (в расслаблении), или числился таковым. Потом, поправившись, поселился в трех верстах от пустыни (на юг), – вблизи дороги, идущей из д. Труфановы, – на островке одного из многочисленных озерок этой местности... Новый пустынник носил на себе железные вериги и этим вскоре влез в доверие простолюдинов. Молва, – которой, говорят, способствовал местной дьячек (Никита), из корыстных видов, скоро распространилась о новом подвижнике. К нему стали стекаться из окрестностей за советами, и всегда с посильными приношениями. А чтобы их получить более, Захария, будто бы, стал представлять себя прозорливцом, чему способствовал (пишем на основании разсказа) опять-таки, будто бы, дьячек. Все алчущие и жаждущие повидать 3axapия ночевали у дьячка, который якобы выпытав нужды и желания каждого, – ночью, тайно от посетителей, шел к пустыннику и рассказывал все, а чтоб не ошибся последний, рассказывал ему и пол и возраст и приметы лица. Утром уже приводил их, или они сами приходили к пустыннику, и Захарий, будто бы, разыгрывал пред ними прозорливца. И подаяние так росло, что дьячек, с пустынником, якобы меряли мелкую серебренную монету «маленками» (четвериками), а холст – саженями. – По более же достоверным известиям, богатство Захарии состоялось уже в последствии, когда присылали ему из Петербурга тысячами рублей. – Но и с деньгами жить в лесу скучно, даже опасно. Захарий испытал это. – И вот в один прекрасный летний день едет по озеру семейство иерея макарьевского и, к изумлению своему, видит: на плотике, у островка Захарии, чистит молодая девушка рыбу. Не веря глазам своим, домочадцы пастыря передают отцу своему о «видении». Тот, в свою очередь, спрашивает пустынника. Последний отвечал, что крестьянин Лекшмозерского погоста (в 15 верстах от Хергозерской пустыни), имя рек, Пономарев, с женой, просили его – дочь свою Настю выучить грамоте. Ну, она и живет у него; учится, значит! Впоследствии пустынник передавал тому же иерею, что он дал Пономареву 4,000 р. (вероятно ассигнац. и вероятно за Настю), отчего тот и разжился. – Но зло заразительно! Дело одной жертвой не ограничилось. За Настасьей Пономаревой последовало к Захарии еще до 10 или до 12 крестьянских девушек, и все из зажиточных семей. Живя у него, оне носили черную одежду. Но такая странная жизнь не очень долго продолжалась. Подвижника попросили удалиться из пустыни (кажется, в начале сороковых годов), и он окончательно поселился в доме родителей первой своей наперстницы Пономаревой, Лешмозерского погоста, где и умер не позже 1870 г. Келья же его, еще около 20 лет, была цела.

В июле 1867 г. мы видели его в Лешмозерском погосте (раньше видели раз в Спасском храме г. Каргополя, у богослужения). Он жил в нижнем этаже высокого «двух-этажного дома крестьянина Пономарева; вместе с Настасьей), высокой, здоровой, девкой, которая казалась тогда лет сорока на вид. При них еще жили одна или две молодых крестьянских девушки, и все они звали Захария «батюшком». Вход посторонним в кельи Захария однако не разрешался. Он неопустительно ходил в храм к каждому богослужению (которое на погосте бывает только по воскресным и праздничным дням); был одет в тонкий, дешевый подрясник. Вериги, которые он носил до смерти и с которыми похоронен, были приметны чрез подрясник; оне препятствовали ему, при поклонах, наклонять постепенно спину; последняя наклонялась у него разом, как доска. Захарий был среднего роста, сухощав, с редкими, русыми, до плеч, волосами, темнорусой, с проседью, бородкой клином, глаза имел черные, нос прямой, немного горбоват. – Личность эта до сих пор – не разгадана; для большинства – происхождение его неизвестно; меньшинство говорит, что этот человек «высоких родов», что объясняет тем, что ни уездное, ни губернское чиновничество ничего не могло с ним поделать – ни выслать его, ни узнать действительного его происхождения.

Впрочем, в сей местности подобным личностям, как выражаются простолюдины, «вод»... В настоящее время вблизи Челменской пустыни живет в доме крестьянина молодой крестьянин же Вытегорского уезда, Тихманской волости, ходит в белой одежде, представляя себя в роде блаженного, получает приношения по почте, и никому до него дела нет.

Деревянный Троицкий храм, существовавший около двух сот лет (по преданию – это тот самый, что построен в 1653 г.), в 1857 г., 20 октября, или после праздника Введения Богородицы (21 ноября), со всей утварью и иконами сгорел, причем обгорела и колокольня. В нем имелся также чудотворный образ преп. Макария, писанный будто бы мальчиком... – О причине пожара – молве и толкам не было тогда конца.

На место сгоревшего двух-престольного деревянного храма в 1860 г. было приступлено к постройке каменного, который и был окончен в 1865 г. Но устройство иконостаса, написание образов затянулось еще на несколько лет. Храм освятили только, кажется, в 1872 г., 25 июля. Он – трехпрестольный: главный во имя Св. Троицы, направо – преп. Макария Унженского, налево – св. мученик князей Бориса и Глеба. В храм три входа. Верх его украшен пятью луковичными главами. – Вблизи южного входа этого храма стоит каменная, восьмиугольная колокольня – высота ее стен не более 8 саж. В нескольких шагах от колокольни на юг находится каменный, пятиглавый же, теплый храм во имя Введения во храм Божией Матери, с приделом св. Николая чудотворца, построенный, как сказали выше, в 1782 г. В нем, во время наших посещений, находился чудотворный образ преподобного Макария (принесенный основателем); он не велик, покрыть какой-то металлической ризой и завешан лентами; так что трудно его рассмотреть; стоял в иконостасе. Прочие иконы иконостаса хотя простого, но правильного письма; особенно нас поражал строгий лик Божией Матери. Еще южнее сего храма стоит, под большим деревянным навесом, обнесенный такими же перилами, деревянный же крест. Еще далее – конец мыса, озеро. Близ алтаря нового Троицкого храма – деревянная ограда; она состоит из одной прямой линии, обеими концами своими упираясь в берега озера, где и стоит по башне. Внутри ограды настроены холодные чуланы, которые и сдаются о празднике (25 июля) за плату (лет 20 назад, кажется, за 15 к.) окрестным жителям, кои в них и ночуют. Первый дом от ограды – иерея, далее – его сарай, также с имевшимися в нем чуланами; еще далее – дом причетника; все это на южном берегу мыса. Более домов нет. Еще далее, – у самого начала мыса, простая деревянная часовня, стоящая у соединения дорог – труфановской и ошевенской. Вот и все здания и достопримечательности нынешней Хергозерской пустыни!

* * *

502

Ч. VI, стр. 601–602.

504

Чудо 1-е.

505

«Истор. Российск. иерархии», ч. I, стр. 67–84.

506

Рукописная книга Хергозерской пуст., чудо 19.

507

Рукописная книга Хергозерской пуст., чудо 20.

508

Рукописная книга Хергозерской пуст., чудо 20.

509

Рукописная книга Хергозерской пуст., рассказ об основании пустыни.

510

Рукописная книга Хергозерской пуст., чудеса 9, 10.

511

Рукописная книга Хергозерской пуст., чудо 22-е.

512

Рукописная книга Хергозерской пуст., чудо 28.

513

«Христианск. Чтение» 1889 г., №3–4, стр. 505–506.

514

Рукописная книга Хергозерской пуст., чудо 22-е.

515

Грамота новгородского митрополита Питирима, от 7 мая, на свитке (столбце) в архиве Каргопольского Спасского монастыря.

516

Кн. Хергозер. пуст. чудо 35, 14.

517

Кн. Хергозер. пуст. чудо 27.

518

Кн. Хергозер. пуст. чудо 19.

519

Кн. Хергозер. пуст. чудо 19.

520

Наш «Список… воевод г. Каргополя», в рукописи.

521

Книга Хергозерской пуст., чудо 26-е.

522

Чудо 1-е.

523

Чудо 3-е.

524

Запись в синодике Каргопольского спасского монастыря, помещенная ниже.

525

Книга Хергозерской пуст., чудо 20.

526

Чудо 10-е, там же.

527

Там же, чудо 20-е.

528

Там же, чудеса 21, 22.

529

Там же, чудеса 21, 22.

530

Там же, чуд. 24, 26.

531

Там же, чуд. 24, 26.

532

«Христианское чтение», 1889 г. №3–4, стр. 498.

533

В архиве Каргопольск. Спасского монастыря.

534

Ст. нашу «Пустынь Иоанна Волосатого», в «Христианск. Чтении», 1890 г., №1–2, стр., 242–244.

535

Именно: от 30 апреля 7162; от 11 ноября, 3 февраля, 4 мая, 5 июня 7164 года; от 18 января 7165 г. и ноября 7166 г. Все памяти писаны на маленьких бумажных лоскутках.

536

В архиве Каргопольск. Спасского монастыря.

537

См. нижеприведенное «доношение… Хергозерския пустыни прежнего строителя иеромонаха Иоиля, з братиею, 1727 г. При нем Макариева обитель в 1-й раз утратила свою самостоятельность.

538

См. наше описание «Елгомская Богоявленская пустынь», в «Христиан. Чтении», 1886 г. №5–6, стр. 859–864.

539

Таким образом Юрьегорский монастырь дважды – двумя указами, под двумя именами, приписывается к Спасскому Каргопольскому монастырю.

540

В архиве Спасского же монастыря, книга 1, л. 15.

541

Там же, книга 4, л. 6.

542

Ч. VI, стр. 601–602.

543

См. нижеприведенный указ олонецкой консистории, от 25 мая 1780 г.

544

Ведомость пустыни.

545

В архиве Спасского Каргопольск. монастыря.

546

В архиве Спасского Каргопольск. монастыря.

547

Подлинник в архиве Каргопольского Спасского монастыря.

548

Подлинник в архиве Каргопольского Спасского монастыря.

549

Подлинник в архиве Каргопольского Спасского монастыря.

Комментарии для сайта Cackle