№ 16. Сотрудник Братства св. Гурия. 20 марта 1910 года

Неделя 3-я, Крестопоклонная

Во имя Отца и Сына и Св. Духа.

Сегодня, возлюбленные братия, день поклонения Кресту Христову. Св. Церковь дала нам это установление в укрепление наших немощных сил, желая напомнить нам, что если мы трудимся для своего спасения, то Господь вечный наш помощник и вечный защитник Крестом Своим от враг видимых и невидимых. Крестопоклонная неделя была учреждена в древности, потому что святые Божие люди, истинные христиане, так постились, что очень многие из них не доживали до дня Воскресения Христова и ранее свой дух предавали Богу. И вот, в укрепление их упований, св. Церковь и установила поклонение Кресту, как я говорю, знаменуя этим, что подвизаясь ради своего спасения они борются Крестом Христовым, и как Христос воскрес, так и они воскреснут вместе с Ним. Таково историческое происхождение особенности этой недели.

Но теперь, братия, спросим самих себя, изнемогаем ли мы в посте, как древние христиане? Проводим ли мы пост, как заповедали нам св. Отцы? Постимся ли мы так, чтобы быть в праве, как они, поклоняться Кресту Христову? Берём ли мы на себя иго Господне, тяжкий Крест Его? – Сегодня мы пришли сюда покланяться Кресту, мы его лобызаем, но на деле, в жизни, взяли ли мы себе Крест Христов и несём ли его? С нами ли он всегда в жизни нашей, или мы, выйдя из храма, тотчас отказываемся от него?

И вот, всякий раз при подобном вопросе, мы рассуждаем так: „конечно, Крест Христов нести хорошо и полезно для спасения, но к нашей жизни он не приложим.“ И проходит Крестопоклонная неделя, и спасительный Крест Христа остаётся сам по себе, а мы в нашей жизни, вдали от него, тоже сами по себе! Мы говорим устами своими: „Кресту Твоему покланяемся!“ Но что же это, братия, за поклонение?! – Какой это ужасный вопрос и как много остаётся в нас таких безответных вопросов.

Да, мы и не покланяемся истинно и не служим Господу и не доросли даже зреть Крест Его! – Что же делать? Что нужно, чтобы действительно поклониться Кресту? – Я это говорю каждый год: Мы должны относиться сознательно к своей жизни, без легкомыслия и не допускать в себе то, что для души нашей вредно, мы должны непрестанно распинать свой грех.

Теперь мы вступаем в четвёртую седмицу великого поста и многие из вас уже говели, приступили к св. Тайнам и очистились от тех грехов, которыми отяготили себя за весь год... Почувствовали ли вы в себе перемену от этой последней исповеди, почувствовали ли своё обновление после принятия св. Таин? – К ужасу своему, многие могут сказать, что они этой перемены не почувствовали... Почему? – Конечно потому, что мало дорожат величайшим Таинством и всеми благами, которые Господь преизобильно даровал для нашего перерождения духовного, для нашего спасения.

Страшно ведь даже об этим, говорить: мы мало дорожим великими Таинствами, которые нам оставил Спаситель! Если бы для нас эти Таинства были дороги, разве мы стали бы только один раз в год приступать к ним?

Итак, братия, большинство православных раз в год решается прийти ко Христу! Раз в год!

Всего однажды в год мы приступаем, осуществляя заповедь Господа! А св. Церковь всегда говорит: „Со страхом Божиим и верою приступите». Очень же часто и детей-то не приносят, чтобы им получить св. Дары. Раз в год мы проверяем свою совесть и причащаемся во исполнение завета нашего Спасителя. Мы каждый день слышим: „Приимите, ядите“... „пийте от нея вси“... но никто не приближается!

Целый год не принимают святое врачество святого Духа и не пиют св. Чашу истинной Жизни.

Страшно воистину, братия, это состояние нашей жизни, и если есть у вас благодарность к Господу за дарованное вам вечное спасение, то дайте же себе обещание приступать ко св. Причащению по крайней мере четыре раза в год, подготовляя себя постом и молитвой и очищением своей совести. А иначе мы по немощности не сумеем исправиться, не сможем достаточно обновляться душевно, чтобы всегда распинать свой грех и иметь в сердце Крест Господень. Если только один раз в год мы будем приступать ко св. Тайнам, то наша грешная природа, наш грешный ум будут часто побеждать то благое, что вселила в нас истина Христова в дни покаяния и причащения, ибо мы слишком слабы, чтобы сразу победить грех. На самом деле нужно нам не раз в год, а каждый день переживать тайну Креста и св. Причастия и всегда мысленно приступать ко св. Чаше.

И я знаю, мои дорогие, что есть некоторые благочестивые люди, которые не только в те дни, когда сподобились причаститься, но и ежедневно читают дома благодарственные молитвы, положенные после св. Чаши. Эти добрые христиане, так свято настроенные – ощущают потребность в этих молитвах, чтобы непрестанно благодарить Господа, что Он в последний раз допустил их до св. Таин. Вот добрый пример! Запомните его, обновляйтесь духом как можно чаще и проверяйте как можно чаще свою совесть, в непрестанной борьбе с собой. И если это кому трудно, то вот это и будет Крест спасения. Возьмите его и идите с ним в жизни вашей, ибо им производятся великие подвиги духа христианского; если же нет, то и в храме он будет очень далеко от вас и исцеления не принесёт вам.

Мы говорим, что в истекшие недели многие исповедовались и нас мучит вопрос: Лучше-ли они стали, сделали-ли несколько добрых дел? Кто может на это ответить? Кто победил одну из своих страстей, перестал развлекаться суетой мира, отошёл от тех отношений, которые ему вредны, бросил грубую, греховную привычку, или совершил благой подвиг? – Счастлив, братия, тот, кто хоть приступил к такому деланию и несомненно счастлив, кто достойно покаялся и принял св. Дары. Ведь так многие немедленно после Таинства снова так же начинают грешить и снова становятся духовно немощными и расслабленными.

Но ради них св. Церковь в прошлую неделю наставляла нас евангелием о расслабленном, которого принесли к Господу для исцеления. Сам он не мог прийти и потому другие люди принесли его. И мы очень напоминаем этого расслабленного: мы часто совершенно неспособны подойти к Спасителю; не дерзаем, у нас нет сил, наш грех стоит между нами и Богом.

Господь смотрит на нас с образов и простирая руки говорит: „чадо, прощаются тебе грехи“, но мы далеки и не слышим, совершенно не понимаем этот призыв, стоим бесчувственные и забываем, что пред нами Творец неба и земли, сильный освободить нас из всякого плена греха. Господь пострадал за каждого из нас и оставил нам Свой Крест для последования за Ним, но мы по своему расслаблению не решаемся даже подняться, чтобы вступить на этот путь. И весь ужас греха остаётся с нами и с этой грязью мы продолжаем жить и сами чувствуем, что не отпускаются нам грехи наши. Мы ко Спасителю сами не приходим, и никто другой нас к Нему не приводит. Но почему же братия? Да потому, что мы и не ищем себе руководителей, и сами никому не помогаем, и не имеем людей, которые бы нас принесли, поддержали в нашем спасении, толкнули бы на добрый путь. Мы никого и ничего не ищем, всё святое нами забыто, всё в нас самих расслабленно, всё мы в своей душе растратили, и Крест стоит пред нами далёкий и непонятный.

Ведь, братия, Крест Христов должен научать нас любить друг друга, служить друг другу даже до смерти. Мне как духовнику, открыты души многих несчастных... Ко мне приходят люди с измученным сердцем, просящие помощи, желающие хоть немного подняться на ноги. Они приносят мне свою истерзанную душу, но не могут сразу собрать свои силы, не могут определить свою жизнь! Им нужна поддержка... И вы, братия, будьте друг-другу помощниками, друг-другу помогайте в несении жизненного креста. Если же вы будете от сердца вашего говорить таким людям, а они не захотят принять слов ваших – не верьте им: я не встречал такой души, которая бы сознательно отвергла спасение! С любовью подходите к страждущему человеку, состраданием ободрите его – и всегда, если и не явно и не на словах, то в душе он всё же будет благодарен вам, и направляя его к добру, вы и сами будете иметь утешение и облегчение в скорбях.

Вот, мои родные, и несите Крест Христов и друг друга несите ко Христу, помогите друг другу в болезни душевной, приводите к Господу каждого, жаждущего своего обновления. Дайте исцеление грешной, смрадной душе человека, который, и не сознавая всей силы Креста, всё-таки хочет ему поклониться. Бросьте всё, что вредит душе вашей и удаляет вас от Христа, не оставайтесь сами с собой, со своими только силами, ни одной минуты, всегда будьте с Господом Богом и святым Крестом Его, иначе вы будете неспособны ему поклониться. А кто не поклонится Кресту Христову и именно в жизни своей, а не на словах, кто не очистит себя от мерзости страстей и греховных привычек – тот не поклонится и Воскресению. Мы должны друг друга возрождать в духовной жизни; мы должны Крестом переродиться во Христе, сделаться „новой тварью», как говорит Ап. Павел, иметь новое зрение, новый слух: истинный христианин, даже согрешая, в сердце сохраняет своё неотъемлемое сокровище св. Духа, и тогда весь мир для него иной... Новый человек, когда он грешит, уже проклинает свой грех и тяготится им (Прем. 15:1–2), и в то время, как грешник услаждается своими грехами, обновлённый человек и в своём падении уповает на Бога и всецело устремляется к Богу.

Внимайте же, братия. Церковь возглашает: „Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Надо проявить решимость Крестом побороть себя, ибо кто не скорбел о своём грехе, кто не оплакал его у подножия Креста и в этих слезах, приняв крест свой, не стяжал умиления, – тот светлой радости Воскресения понять не будет в состоянии!..

Но я уже слышу возражения, я слышу, что мне скажут: „так страшно жить, так всё же жить невозможно; Крест не вмещается в нашей жизни; ибо если он всегда будет с нами, если мы будем жить поистине христианами, нас просто назовут безумцами».

Верно это, родные мои! Ну, так вы и выбирайте! Но не откажитесь от Христа, не продумав великих слов Ап. Павла: „Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия« (1Кор. 1:18.) Дерзайте, братия, не бойтесь, Крест есть победа над врагом. Идите и решайтесь остаться с Господом, а не с миром, которого вы страшитесь. Вот Христос дарует нам Свой Крест для лобзания и говорит: возьми его и воскресни со Мною, а если отвергнешь его, то не будешь иметь части и в славном Воскресении.

Итак, дерзайте, поклонитесь Кресту Христову, возьмите его на себя с любовью и упованием: – „Той победит грехи наши, яко всесилен.» Аминь.

Епископ Андрей.

Из татарско-мусульманской печати

(„Казан. Телегр.“ № 5064).

Отличительной чертой татарской периодической прессы является отзывчивость её на те более или менее выдающиеся факты, которые прямым или косвенным путём соприкасаются с татарской жизнью и могут на ней отразиться. Комиссия, образованная при министерстве внутренних дел для выяснения инородческого вопроса в Приволжском крае, несомненно, весьма интересует мусульманских деятелей, но в русской печати сведений о её совещаниях мы почти не встречали, если не считать извлечений из доклада преосвященного Алексия, печатавшихся в газетах – „Казанском Телеграфе“ и „Колоколе“. Напечатанное в 5047 номере „Казан. Телегр.“ извлечение из вышеупомянутого доклада перепечатано с незначительными сокращениями в 496 № газеты „Юлдуз“ под заглавием: „Прогрессивное движение среди мусульман“.

Оренбургская газета „Вакт“ в 572 номере, от 28 января, в ст. „заседание совещания“ сообщает, что открытое 12 января при министерстве внутренних дел под председательством директора департамента иностранных исповеданий гофмейстера А. Н. Харузина специальное совещание по инородческому (мусульманскому) вопросу состоит из членов: „начальников Казанской и Вятской губ., „директора» Казанской академии – миссионера Алексия, миссионера – Андрея, епископа Мамадышского, бывшего попечителя Казанского учебного округа С. М. Спешкова, А. А. Остроумова, Н. А. Бобровникова и других“. Цель этого совещания, по словам газеты: „расследование обнаружившегося, за последние годы национального и религиозного движения среди мусульман, живущих в Поволжье и Приуралье, причин перехода инородцев в ислам, а также – для обсуждения специальных мер, желательных в интересах правительства и христианства. При открытии совещания председатель г. Харузин в своей речи познакомил собравшихся членов с положением инородческого дела в Поволжье и указал на причины, побудившие министерство открыть особое совещание по инородческому вопросу. В Поволжье очень много инородцев. Их религиозно-бытовое состояние требует внимательного расследования с государственной точки зрения. Среди этих инородцев живёт несколько миллионов фанатично настроенных мусульман; усилившееся среди них политическое и религиозное движение, как показывают наблюдения, становится опасным: факты, подобные отпадению около 50 тысяч крещёных татар в магометанство, являются крайне печальными.

Далее г. Харузин в своей речи выяснил, что русское культурное влияние отразилось на инородцах весьма слабо и что интересы русского народа попираются инородческими (мусульманскими) массами в ущерб государственным интересам, а потому такому движению необходимо противодействовать; для этой цели необходимо принять меры к усилению русского религиозно-просветительного, культурного и административного влияния на инородческие племена. Происшедшие за последнее время перемены в Турции и Персии не остались без влияния на религиозные и политические воззрения русских мусульман: стремление мусульман к обновлению двигается быстро вперёд и достигло уже до степени разрушения старинных устоев жизни, – мусульмане усиленно стремятся к просвещению и цивилизации. Воскресив свои национальные традиции, инородцы стремятся к сепаратизму и усиленно работают в этом направлении.

В деле выяснения мер по отношению к инородцам правительство указывает на два положения: с одной стороны – просвещение и административные меры, с другой – религия и миссионерская деятельность среди инородцев.

В заключение г. Харузин высказал мысль о том, что в заботах об усилении русского религиозно-просветительного влияния необходимо помнить и о том, что кроме господствующей религии, мы должны относиться с уважением и к другим религиям. После изложенной речи председателя совещания было начато чтение докладов, в которых говорилось, между прочим, и об известных среди мусульман медресе – Бубия, Галия и Хусания».

В конце этого сообщения газета прибавляет, что „постановления этого совещания во всяком случае будут весьма важны для мусульман».

Элиф Би.

Беспокойство г. Максудова

Член Госуд. Думы, магометанин, г. Максудов, человек с высшим заграничным образованием, недавно произнёс в Думе речь следующего содержания:

– Не перечисляя отдельных фактов, я хочу раскрыть перед вами причины, обусловливающие такую политику правительства по отношению к мусульманам, которая омрачает их спокойную жизнь. Одним из величайших бедствий мусульманской жизни является зло миссионерское. Если бы несколько сот убеждённых священников занималось мирной пропагандой христианства, – от этого беда была бы не велика. Но мусульманам приходится жаловаться на миссионеров политиканствующих, которые всегда отожествляют христианскую миссию с русификаторской политикой; мы жалуемся на служителей церкви, превращённых в агентов правительства. После объявления Манифеста 17 октября мы думали, что миссионерское зло исчезнет, но ошиблись.

Тем не менее, если мы выдержали времена Иоанна Грозного, выдержим, вероятно, и хитросплетения департамента нашей эпохи ... и в свободной России будем жить особой национальностью. (По „Спб. Ведом.“).

Итак, г. Максудов, пред людьми малосведущими в жизни ислама, говорит, что „зло миссионерское, есть одно из величайших бедствий мусульманской жизни», и что мусульмане „надеются жить „особой национальностью“.

Разумеется, всякий партийный деятель стремится всеми способами добиться своих целей, всякими средствами использовать слабость своих политических противников. Но делать это так откровенно, почти цинично, как г. Максудов, – это значит почти оскорблять своих слушателей: „всё равно, дескать, ничего не знают и, что ни говори, будут слушать и верить”.

Но всмотримся в слова Максудова. И обратим внимание на характерное упоминание Иоанна Грозного: „Если мы выдержали времена Иоанна, выдержим и хитросплетения департамента... и будем жить особой национальностью». Так говорит Максудов.

Но он совершенно очевидно надеется сейчас на нечто несравненно большее, чем было при Грозном. Этот великий царь взял Казань и Астрахань и тем два татарских царства присоединил к царству Московскому. Но о „мусульманской нации» умный политик – Грозный, разумеется, и не мечтал. Мало ли магометан на свете, – как их можно всех считать „мусульманской нацией»? – А Максудов, как и все вообще руководители современного магометанского движения, говорят именно о „мусульманской нации», как объединённой массе всех русских магометан, всех племён тюркского происхождения.

И вот в „свободной России» будет жить „особая национальность» – тоже, конечно, свободная. Таковы скромные мечты политиканствующих магометан.

А вот и те народы, которые должны составить „свободную мусульманскую нацию» – выписываем их перечень из одного магометанского учебника:

„Арабы, тюрки, персы, сарты, татары, башкиры, черкесы, лезгины, туркмены, афганцы, киргизы, кайсаки, кипчаки, дунгане, тарапчи,. сунниты, шииты, ханефиты и пр. Всех их мы называем правоверными мусульманами. По вере и религии все они – наши братья и не смотря на различия по языку и толкам, всех их мы должны почитать и любить так же, как и родных братьев».

Вот эти „родные братья» и должны составлять „мусульманскую нацию», которой так добиваются пред „свободной Россией» магометане, вроде Максудова, и о которой во времена Грозного, разумеется, никто и не помышлял.

К магометанскому сожалению, поперёк дороги к осуществлению всех магометанских надежд на образование 20-миллионной „свободной» нации стоит „департамент нашей эпохи», т. е. Министерство Внутр. дел. И Россия, за то, конечно, будет благодарна этому департаменту, а история русская отметит современных его руководителей, как просвещеннейших русских патриотов и государственных деятелей.

Что касается „зла миссионерского», которое так беспокоит г. Максудова, то это чистое недоразумение. Несчастные православные миссионеры так мало проявляют себя, так робки и такие плохие инициаторы, что никакого, конечно, „величайшего бедствия» для „мусульманской нации» доставить не могут. В этом отношении эти миссионеры, к сожалению совершенно – ни для кого не опасны; напрасно Максудов запугивает либерально настроенную часть Госуд. Думы.

Но вот что мы читаем в одном официальном документе о магометанских миссионерах, действия которых, разумеется, Максудову прекрасно известны. Вот отчёт об этих миссионерах „мусульманской нации»:

„Они ходят по деревням, выставляя преимущество своей религии пред христианством и приводя в уныние оставшихся в православии крещёных татар; муллы, приезжая в селения и останавливаясь на въезжей квартире, как чиновники собирают отпавших на сходку; Оренбургское Магометанское (духовное!) Собрание присылает свои указы на открытие мектебов, напр. в Сатлыган-Ключе (Казанск. губ.); не мало встречается насильственного обращения жён и детей в магометанство, вообще же отпавшие от православия держат себя вызывающе по отношению к православным. Общества татарские так ретиво охраняют себя от православия, что всякий крестившийся должен бояться за свою жизнь, – мало того, одно общество подало г. Министру Внутр. Дел просьбу удалить из их села церковь, – помешала, изволите ли видеть, она г.г. татарским руководителям»

Вот как действуют миссионеры татарские. А г. Максудов очень скромно об них умалчивает.

Умалчивает он и об отатаренных киргизах, а их громадное число. Молчит Максудов и о тысячах отатаренных чувашей, – знает умный Максудов, где нужно из себя разыгрывать угнетённую невинность, где плаксивым хныканьем можно одурачить русскую простоту.

Нет, господа татарские мудрецы, „величайшее бедствие» для „мусульманской нации» заключается не в „миссионерском зле», а в том сепаратизме, в том движении, которое сейчас поддерживают политиканствующие дельцы татарской нации (до „мусульманской» ещё далеко!).

Русский.

Кое-что об обрусении

(По поводу № 4 „Сотрудника»).

Обрусение, как явление принудительного свойства, нежелательно и невозможно. Принуждая к русской речи, к принятию русских обычаев, мы отталкиваем от себя инородцев. Эти последние сначала должны сознать, что русская культура выше, чем их. В историческом прошлом Приволжья мы можем найти немало такого материала, который служит прекрасным подтверждением нашего положения. В конце XVIII и 1-й пол. XIX вв. нередки были заявления инородцев в правительствующий сенат; избрали мы такого-то, чтобы он сказал её Величеству о том, что „мы хотим быть по прежнему чувашею», или „хотим быть по прежнему черемисою».

Со времени Н. И. Ильминского явились переводы. Инородцам стали прививать христианство на родных им языках. Прежних возгласов уже не слышим. Чувашин или Черемисин школы Н. И. Ильминского прекрасно сознает превосходство христианства пред языческой и мусульманской верой, русской культуры пред инородческой, и потому идёт твёрдой поступью к усвоению того и другого.

Поучившись 2–3 года в школе на своём языке, прочитав книги на родном языке и узнав из них о существовании громадного умственного богатства, заключающегося в русских книгах, чуваш, как и другой инородец, стремится к усвоению русского языка, к изучению его в том объёме, чтобы можно было читать русские книги, газеты, журналы.

Кто совершил перемену мировоззрения у инородцев? Кто расположил их к русскому языку? – Система Н. И. Ильминского, его сотрудники, те самые лица, которых, как замечает Преосв. Андрей, обвиняют в нежелании дать инородцам знание русского языка.

Чтобы не быть голословными, укажем на труды, которыми пользовались инородцы в целях изучения русского языка.

1. Первоначальный учебник русского языка для крещёных татар.

2. Первоначальный учебник русского языка для чувашей.

Подобные учебники изданы на языках всех Приволжских инородцев. Это – своего рода словари, только систематизированные. Чуваши покупали эти словари тысячами. Теперь у них явился спрос на русско-чувашский словарь, полный, алфавитный, по образцу русско-немецких, русско-латинских, употребляемых при чтении серьёзных книг. Идя навстречу этой потребности чувашей, несколько лиц составили громадный русско-чувашский словарь (640 стр.)64. Надеемся, что этот словарь даст чувашам то знание русского языка, которого они ищут и послужит ещё большему сближению их с русскими. Так русско-татарский словарь А. А. Воскресенского, явился в своё время с целью дать татарам основательное знание русского языка, ввести их в круг русских понятий и сблизить с русским населением.

В заключение остаётся пожелать, чтобы все наши обвинители первоначально изучили всю литературу по инородческому вопросу, или по крайней мере в том размере, который намечает специальный указатель свящ. А. С. Иванова, напечатанный Казанским Обществом Археологии, Истории и Этнографии.

Беспристрастный.

Дела японской миссии

Каждый год, в день св. первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня собирается в городе Токио в Рождественском кафедральном соборе депутация из духовенства, в составе только священников-миссионеров, которые разбирают дела миссии за истекший год и преподают советы для распространения дела.

Сила работы миссии видна из числа переходящих ежегодно в христианство язычников. Так цифра эта с 29 июня 1908 года – до 29 июня 1909 года выражается в следующих цифрах: 1037 японцев-язычников приняли святое крещение; из них 558 взрослых обоего пола и малолетних 479 чел.

В течении 1908 года, святая Церковь чад своих насчитывала 30.432 человека, да ещё 1037 человек, крестившихся в течении 1909 года, из них 294 умерших, итого христианская Церковь на Востоке насчитывает 31.175 человек.

Кроме церквей храмов – постоянных, как у нас приходские церкви особенное внимание обращают на себя „общины“; это домашние церкви со священником-миссионером, катехизатором и сторожем, содержимые на средства миссии; эти общины чисто – миссионерского характера. Приезжает в селение священник-миссионер и нанимает квартиру, начинает дело миссии и если он видит, что его труды имеют успех и есть желающие принять христианство, то устраивает здесь „общину“. Но они временные; именно их существование длится до тех пор, пока усилием на почве проповеди не возрастёт число верующих, а они уже по своему желанию строят храм-приход, в котором начинается жизнь чисто церковная со всем причтом, содержимым уже не на средства миссии, а прихожан.

„Общины“ таким образом служат базисом распространения св. Евангелия. Таких общин в 1909 году было 261.

Число лиц, распространителей веры Христовой, выражается в цифре 177 человек, из них: 2 епископа (русских), 1 регент-диакон (русский), остальные 33 иерея, 5 диаконов, 124 катехизатора и 12 учителей церковного пения (японцы). Под ведением миссии, находящейся в Токио, имеется три учебных заведения: 2 из них в городе Токио – мужская духовная семинария и женское епархиальное училище, а в городе Киото одно женское епархиальное училище. В этом году окончили курс семинарии 11 человек и 10 епархиалок.

При миссии имеется десять переводчиков религиозных книг, которые выпускаются в каждом году и во многих экземплярах – разного содержания.

При миссии есть общество православного юношества, под руководством Преосвящ. Сергия и его помощника, кандидата богословия и преподавателя в семинарии – Арсения Ивасава (японец). В этом обществе происходит разбор Библии, лекции и кроме того, частные сообщения духовно-нравственного содержания. Это общество имеет многих членов и пользуется любовью в кругу христиан. Если кто из России приезжает в Японию с научной целью, для осмотра и ознакомления с местностью и обывателями и если группа приезжих известит о своём прибытии, то там, узнав о них, с радушием встречают соотечественников, предлагают услуги и оказывают ласковый приём. Итак, это общество „православного юношества» имеет в своей цели прекрасные основы – распространения и объяснения Священного Писания – без понимания которого христиане здесь останутся слепы к чистой, идеальной вере, далеки от понимания истинной жизни и духовных стремлений. Ознакомившись со Священным Писанием, все то, что они не знали, что должны знать, как христиане, ярко открывается для них и они видят новую жизнь, под новым освещением, которую не знали – по которой должны жить... Благая цель общества „православного юношества» весьма обнаруживается с хорошей стороны, ибо многочисленность кружка доказывает тот интерес, который даёт это общество, сея щедрой рукой семена благочестия на алчущие души дальневосточных христиан.

Михей Накамура.

Настроение магометан в английской Индии

В прекрасной книжке г. Мирониева „О положении русских инородцев» мы находим чрезвычайно интересную заметку о настроении магометан, живущих в Индии под владычеством Англии, по отношению к турецкому султану. После побед турецких войск над Грецией в 1896 году, индийские магометане прислали султану след. адрес:

„Мы – твои верные слуги, хотя и находящиеся под покровительством английского владычества, пользующиеся по-видимому полным миром и спокойствием, считаем однако своим долгом заявить, что сознаём себя нравственно и фактически стоящими под милостивым покровительством покровителя всех правоверных. Следовательно всё, что мы имеем, всё наше достояние, общественное и личное, наши дома и наши земли, наши души и наши тела, состоят в исключительном распоряжении великого магометанского правительства. Мы гордимся тем, что состоим членами священной общины и радуемся мудрости, величию и благости вашего величества. Известия о победах, одержанных по милости Божией магометанами над греками, были источником глубокой радости всего магометанского мира“.

Так индийские магометане относятся к султану Турции.

* * *

64

Можно выписывать по адресу: Казань, Центральная типография.

Комментарии для сайта Cackle