Перевод с латинского P. Л. Шмаракова. Послание короля Сисебута сыну Тевдилану
Автор публикуемого письма – вестготский король, вошедший на престол в 612 г. Сисебут был, безусловно, самым просвещенным из вестготских монархов, а кроме того, церковным писателем. Он скончался в 621 г.
Сохранилось пять писем короля, одно из которых публикуется ныне. Основной его труд – «Житие и страдание святого Дезидерия», епископа Вьеннского, казненного в 607 г., одно из самых значимых произведений вестготской агиографии. Кроме того, Сисебут является автором стихотворения «Carmen de luna», посвященного свт. Исидору Севильскому, которого король очень почитал. В своем стихотворении Сисебут, скорбя о том, как мало времени государственные дела и войны с басками и кантабрами оставляют для созерцания и занятий литературой, рассуждает о солнечных и лунных затмениях.
Публикуемое письмо в полной мере отражает традиционное представление о Сисебуте как о благочестивом правителе. Р.Коллинс предположил, что Тевдилан был незаконным сыном Сисебута, так как в момент смерти Сисебута его наследник Рекаред был еще ребенком.684 Современный немецкий исследователь Г.Камперс пошел еще дальше, считая, что монашество Тевдилана не было добровольным, а стало следствием неудачного бунта против отца.685 Камперс предполагает, что Тевдилан сбежал из монастыря после смерти отца и принял участие в борьбе за престол после смерти Сисенанда в 636 г., и 17-е правило VI собора в Толедо, запрещающее клирику претендовать на трон, имеет в виду именно адресата публикуемого письма.686
Обращение короля Сисебута к сыну Тевдилану, когда тот отказался от мирского образа жизни и удалился в монастырь
Кто всеми силами души не вознесет благодарение вам, кого Святой Дух, воспламенив, соделал Своими ревнителями? Кто, услышав об устремившихся в вечные царства, не станет превозносить их в исполненных веры похвальных словах? Ибо тогда вера подтверждается делом, когда по вере совершается доброе дело; и мы тотчас же признаем, что те, кто по собственной воле оставил земное, стяжали небесное. Поэтому, чадо мое, свет очей моих и прекраснейшее порождение моего сердца, то, к чему стремились мы, да совершит ваша твердость веры, ибо мы надеемся, что множество драгоценных плодов соберет тот, кто возрос от нашего семени и, как мы веруем, предназначен для блаженного царства, ибо и Священное Писание заповедует: блаженны те, кто поставляют сыновей своих в Сионе и ближних своих в Иерусалиме.687 Эти слова надо понимать так, что сыновья должны помнить отцовскую любовь, вспоминая, как они были воспитаны среди домашних забот. И пусть не вас я поставляю глашатаем священных вестей, но не сомневаюсь, что вы стяжаете мне драгоценнейших друзей и величайших помощников, которые от ступени подчинения шагнули к назначению дружества. Однако, поскольку часто дурные ненавидят добрых, a неверные выступают против верных, я, как внушает мне проницательность ума, молю, чтобы вы, порождение моего сердца, жили как можно благочестивее и были осмотрительны, и те, кто, как я верую, связан узами любви о Господе и избрал небесный жребий, избежав волнений мира сего, в радости достигли гавани победы. Я мог бы в назидание понемногу собрать свидетельства о том, что страсть есть питательница всех зол, но было бы излишним устремляться к чуждому тем, кто, как мы знаем, по доброй воле отказавшись от причитающегося себе, возжелали будущего покоя. Куда более следует остерегаться гордости, сестры и спутницы зависти, чье нечестивое рождение положило начало смерти, как утверждает мудрейший из всех апостол Петр: Завистью дьявола смерть вошла в мир (Прем.2.24).688 А вот этими добродетелями умерщвляются оба порока: смирение побеждает гордость, а любовь и братская приязнь попирают ненависть и разделение. Да будет истовой и искренней непрестанная молитва, постоянным – чтение, скудной – пища, воздержание – умеренным, смирение – изобильным, надежда – твердой, вера – крепчайшей. А над всеми – любовь, которая покрывает множество грехов, и пусть она будет все более и более щедрой. И хотя всеми этими добродетелями будет сохраняться в вас благодать, следует стойко сражаться против тысячевидных козней лукавого обольстителя, чтобы, – да не случится такое! – из-за превозношения достижения не показались не столько добродетелями, сколько пороками. Но чем изобильнее будут в вас дары Подателя щедрот, тем более стойким должен быть ваш дух и не искать похвалы в священном делании: ибо тот, кто пребывал на высотах добродетелей, вследствие зависти и превозношения, не без причины, но на беду себе был низвергнут с тех эфирных высей, на которых вращался. Отсюда его древняя ненависть к человеческому роду, от этого страждет несчастная бренность, и потому мы должны смирением стяжать благодать, которую он потерял вследствие злосчастной гордости. Конечно, его намерения легко сокрушаются помощью Христовой, когда мы молим Господа и Он помогает нам, ибо Творец всей твари во благом милосердовании повелел Ему сойти на землю, чтобы возвести человеческий род в эфирные селения богатством благости, постольку поскольку он верует во Христа и в единство Тела Христова, и в то, что все члены соединены с Главой. Поэтому внемлите, дражайшие, воспитанные в вере и искреннем духе, без притворства: те подлежат вечному осуждению, кто исторгает драгоценную Кровь Господню. Но чтобы не показалось, что множеством слов мы прикрываем отсутствие смысла, лучше приведем евангельские заповеди, светлейшие света; там, помимо всего прочего, ублажается праведный и устрашается неправедный, всем овцам уготовляется рай, а дьяволу и его ангелам показан неугасимый огонь. И поскольку Христос придет, чтобы воздать воздаяние верным и покарать нечестивых, вот о чем, дети, которые, как я верую, едины в благодати Господней, прошу искренним прошением, и о Господе свидетельствую: воссылайте непрестанные молитвы Искупителю Господу нашему, пришедшему искупить грешных, а не погубить; и не уставайте молиться за наши прегрешения и бесчисленные преступления, доколе Господь не введет меня, освобожденного от вечной кары, в Царство Свое вечное вместе со святыми ангелами. Будет же, думаю, нам пред Богом отпущение, если заступится за нас ваша молитва. Иначе как Господь укрепит в святых добродетелях ваше святое и блаженное, предузнанное Им призвание? И так как вы избрали киновийную жизнь, пусть сыновняя любовь соделает приятными надежды отца на ответ. «Всюду велик Господь, вовек неизменен Создатель».689
Мой дорогой Тевдилан, прощай на целую вечность,
Пусть благодарной душой любящий будет любим!
Тот, кто велел тебе обет пред Богом исполнить,
Пусть тебе Сандример690 путь указует благой.
Пусть и нелживый691 Бог нелживую благость дарует,
Чтобы ты имя стяжал подвигом славным твоим!
Лев сохранит тебя, Иудина сторож колена,692
Светочем жизни твоей благостный будет Христос.
Аминь.
* * *
Collins R. Early medieval Spain: Unity in Diversity. 400–1000. L.1983. P.69.
Kampers G. Theudila. Königssohn. Usurpator und Mönch // Millennium. 2015. Vol.12. №1. P.179–202.
Введение составлено прот. A. Кордочкиным.
Слегка измененная строка из стихотворения Драконция «De Deo» (v.128). У него стоит clarus вместо magnus.
Сандример – по-видимому. учитель Тевдилана.
Ср. у свт. Амвросия hymn. 17: Rector potens, uerax deus – Властитель наш, нелживый Бог.
Ср.: Быт. 49. 9.