А. Кордочкин

Источник

Перевод с латинского языка Т.Л.Александровой. Пророческая хроника1036

Пророческая хроника»1037 («Chronica prophetica») – своеобразный памятник средневековой исторической прозы. Она написана около 883–884 гг.1038 предположительно христианином-мосарабом1039 из окружения Альфонса III (866–910/912), короля Астурии. Наряду с «Альбельдской хроникой» и «Хроникой Альфонсо III», «Пророческая хроника» является важным источником, фиксирующим начальный этап формирования идеологии Реконкисты, воспринимавшейся как процесс отвоевания христианами земель бывшего Испано-готского королевства у захватчиков-мусульман.

Если первые два сочинения представляют собой традиционные по форме анналы, то «Пророческая хроника» – это текст, вобравший в себя традиции проповеди, элементы которой вплетены в описание реальных исторических событий. Повествование начинается с обоснования причин падения вестготского королевства, на большей части территории которого возникло созданное мусульманами (арабами и сирийцами, но главным образом берберами) государство Аль-Андалус.

Цель автора состоит в создании в восприятии читателя негативного образа мусульманина и ислама в целом. В этом контексте грядущее очищение испанских земель от «агарян» представляется закономерным развитием цикла событий, начатого разгромом королевства вестготов («готов» в терминологии хрониста). При этом освободительная миссия возлагается на короля и Церковь. Надо ли говорить, насколько эта эпическая картина диссонировала с реальностью? К настоящему времени у исследователей уже не вызывает сомнения тот факт, что возможности королевской власти в государствах ранней Реконкисты были более чем ограниченными и по существу она являлась заложницей могущества светских и духовных магнатов. Тем не менее текст создает у читателя совершенно иное впечатление: власть предстает наделенной силой и привлекательностью, астурийские короли выступают как преемники правителей готской Испании. Причем и здесь своеобразный астурийский «неоготицизм» исходит не столько из реальных исторических прототипов, сколько из виртуальных моделей, выстроенных писателями вестготского времени (от Исидора Севильского до Юлиана Толедского). Стремлением подчеркнуть мощь королевской власти как силы, объединяющей «готов», объясняются и четко выраженные в хронике мотивы ксенофобии и религиозной вражды.

В содержательном отношении «Хроника» подразделяется на три основные части: 1) библейское пророчество Иезекииля о Гоге и Магоге и его интерпретация, ориентированная на современную обстановку; согласно ему «народ Гог» ассоциируется с готами-завоевателями Испании и создателями Испано-готского королевства, рухнувшего, как будто бы по предсказанию ветхозаветного пророка, под напором мусульман-"измаильтян», которые стали орудием в руках Господа. И их победа является не каким-то собственным достижением, но воздаянием готам за их прегрешения перед лицом Бога; 2) авторская версия генеалогии арабов, возводимая к Аврааму и его сыну Измаилу, продолжающаяся описанием истории жизни Мухаммада, а также акцент на некоторых положениях основанной им «ереси», ни в коем случае не приемлемых с точки зрения христианства. В итоге же хронист сулит падение обманутого им народа; 3) констатация начала исполнения пророчества Иезекииля, несущего гибель отступникам от заветов Божьих; генеалогия мусульман вторгшихся в Испанию и оказавшихся у власти. И в конце же обосновывается право христиан, потомков готов, на освобождение из-под власти захватчиков-сарацин вооруженным путем по прошествии 170 лет отмеренных пророчеством.

Настоящий перевод «Хроники» сделан по изданию: Chronique Prophetique//Chroniques asturiennes (fin IXе – siecle) / Ed. par Y.Bonnaz. P.,1987. P.1–9.

Комментарии составлены H.C.Соболевой и Ο.В.Ауровым.

Принятые сокращения

ChP – Chronique Prophetique // Chroniques asturiennes (fin IXe – siе́cle) / Ed. par Y.Bonnaz. P.,1987. P.1–9.

El.NE – The Encyclopaedia of Islam. WebCD edition. Brill Academic Publishers. 2003. Editors: P.J.Bearman (vols. X,XI). Th. Bianquis (vols. X,XI). C.E.Bosworth (vols. IV: 257–1188; V, VI, VII, VIII, IX, X, XI). E. van Donzel (vols. IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI), H.A.R.Gibb (vol. I: 1–320).

Ethym. – Isidorus Hispalensis. Etymologiarum libri XX.

Пророческая хроника

Начало изречений Иезекииля пророка, которые мы обнаруживаем в «Книге отцов».

1. Было слово Господне к Иезекиилю:1040 «Сын человеческий! Обрати лицо твое к Измаилу1041 и скажи ему: «Величайший из народов дал я тебе, я приумножил тебя, упрочил тебя и вложил в правую твою руку меч, а в левую твою – стрелы, чтобы ты уничтожил народы, и да будут они повержены перед лицом твоим словно солома перед огнем. И ты вступишь в землю Гога всей ступней твоей, и сокрушишь Гога мечом твоим, и поставишь ногу на шею его, и сделаешь их рабами и данниками. Но поскольку ты пренебрегал Господом Богом твоим, отвернусь я от тебя, и пренебрегу тобой, и предам тебя в руку Гога, и в пределах Ливии ты погибнешь: ты и все полчища твои от меча его. Как ты сделал Гогу, так и он сделает тебе. После того как ты будешь держать его в рабстве 170 лет, воздаст он тебе за нанесенное ему».

Истолкование, предложенное нами:

2.1. Гог – это народ готов, так же как весь народ измаильтян являет собой Измаил, по слову пророка – «обрати лицо твое к Измаилу». То есть Гог олицетворяет весь народ готов. От кого они вели свое происхождение, оттого и приняли название. Народ готов произошел от Магога, что подтверждается «Хроникой»1042 тех же готов, которая гласит: «Несомненно, что племя готов очень древнее; некоторые возводят его происхождение к Магогу, сыну Иафета, судя об этом по сходству последнего слога». Книга поколений1043 равным образом утверждает, что от Магога сына Иафета произошли готы, и Готия, и Скифия ведут название от Магога. И еще ты узнаешь у пророка Иезекииля: так пророк сказал Измаилу: «Вступишь ты в землю Гога всей ступней твоей, и сокрушишь мечом твоим Гога, и поставишь ногу твою на шею его, и сделаешь их рабами и данниками». Теперь это, как известно, свершилось. Земля же Гога – это Испания под властью готов, на которую из-за их грехов напали измаильтяне. Сокрушили мечом, сделали их данниками себе, что и происходит в настоящее время. О том же самом пророк сказал еще Измаилу: «Так как ты оставил Господа Бога твоего, так и я оставлю тебя, и предам тебя в руку Гога, и падешь ты и все полчища твои от меча его. И после будешь угнетать их 170 лет, и воздаст он тебе воздаянием за то, что ты совершил по отношению к нему».

2.2. Христос – наша надежда, поскольку в скором времени истекает 170 лет, дерзость врагов должна исчерпать себя и Святой Церкви будет дан мир во Христе. Кроме того, даже сами сарацины,1044 исходя из знамений и положений созвездий, предрекают свою приближающуюся гибель и говорят, что королевство готов будет восстановлено нашим правителем. К тому же откровения и видения многих христиан предсказывают, что тот же король – наш славный Альфонсо1045 – в ближайшее время будет править всей Испанией. Под защитой божественного снисхождения вражеские пределы ежедневно сокращаются, а земли Господней Церкви прирастают в большом и малом. И достоинство имени Христова возрастает настолько же, насколько умаляется вызывающее насмешку ничтожество врагов.

Начало генеалогии сарацин

Сами сарацины полагают, что происходят от Сарры. Точнее говоря, агаряне от Агари, а измаильтяне от Измаила. Вот их родословная:

Авраам породил Измаила от Агари,

Измаил породил Кидара,1046

Кидар породил Наббита,

Небт породил Альхумеску,

Альхумеска породил Элдано,

Элдано породил Мунхера,

Мунхер породил Эсшиба,

Эсшиб породил Иамана,

Йаман породил Уадда,1047

Уадд породил Аднана

Аднан породил Ма'адда,

Ма'адд породил Низара,

Низар породил Мудара,

Мудар породил Хиндафа,

Хиндаф породил Мудрика,

Мудрика породил Умейю,

Умейя породил Кинана,

Кинан породил Мапика,

Малик породил Фихра,

Фихр породил Галиба,

Галиб породил Луаййа,

Луайй породил Мурру,

Мурра породил Килаба,

Килаб породил Кусаййа,

Кусайй породил Абд Манафа,

Абд Манаф породил двух сыновей – Хашима и Абд аш-Шемса,

Абд аш-Шемс и Хашим были братьями:

Хашим породил Абд аль-Мутталиба,

Абд аль-Мутталиб породил Абд Аллаха,

Абдалла породил Мухаммада, которого они считают пророком.

Абд аш-Шемс, брат Хашима, породил Умейю,

Умейя породил Абулаки,

Абулаки породил Хакама,

Хакам породил Марвана,

Марван породил Абд аль-Малика,

Абд аль-Малик породил Хишама,

Хишам породил Муавию,

Муавия породил Абд ар-Рахмана,

Абд ар-Рахман породил Хишама,

Хишам породил Аль-Хакама,

Аль-Хакам породил Абд ар-Рахмана,

Абд ар-Рахман породил Мухаммада,

Мухаммад породил Аль-Мунзира и Абд Аллаха.

История Мухаммада псевдопророка

Мухаммад – ересиарх, объявился во времена императора Гераклия в седьмой год его правления, когда шел 656 год эры.1048 Тем временем епископ Исидор Севильский прославился в кафолическом учении, а Сисебут занял королевский престол в Толедо. На вершине холма у города Илитургия была основана церковь святого Евфразия. В Толедо же обитель святой Леокадии была увенчана кровлей чудесной работы по приказу названного правителя. Нечестивый же пророк Мухаммад удерживал власть десять лет, по истечении которых умер и сгинул в аду во веки веков. Появление же его было таково. Когда он был мальчиком,1049 он был отдан на воспитание вдове.1050 Будучи алчным ростовщиком, он по своим делам посещал различные места, и часто оказывался и в собраниях христиан. Так как был он хитрейшим из сынов тьмы, в его памяти отложились некоторые их высказывания, и стал он более сведущим во всех вопросах по сравнению со своими невежественными соплеменниками-арабами. Предавшись со всем пылом своей похоти, он по варварскому закону сошелся со своей покровительницей. Вскоре пред лицом его явился дух неправедный; открыв золотые уста, он назвался архангелом Гавриилом и велел ему объявиться в качестве пророка в своем народе. Мухаммад преисполнился высокомерия и надменности, начал проповедовать неслыханное среди невежественных животных. Стремился он будто бы к тому, чтобы они оставили почитание идолов и поклонялись Богу, сущему на небесах. Он приказал взяться за оружие тем, кто в него верил, и, как ревнитель новой веры, повелел, чтобы умерщвляли противников мечом. При этом было скрыто слово Божие, которое некогда Он донес через пророка: «Вот, Я подниму на вас хапдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит no широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями (Abb.1:6). Их кони резвее вечерних волков, и лица их, словно ветром обожженные, чтобы поразить верующих и оставить безлюдные земли».1051 Прежде всего они уничтожили брата императора, который владел этими землями,1052 и, одержав столь великую победу, сделали столицей своего государства город Дамаск в Сирии. Затем псевдопророк сложил гимны во славу неразумных животных; увековечил историю рыжей коровы и сочинил историю паука, поймавшего в сети мух. Так же он составил речи удода и лягушки, так что из уст его исходило только зловоние, а с губ его срывалось лишь карканье. Другие же гимны он сложил своим стилем, чтобы смягчить свой грех, во славу Иосифа, Захарии и даже Матери Господа Марии.

Он извергал из себя грех в подобном пророчестве; он также страстно возжелал и подчинил своей похоти жену своего соседа именем Зайд.1053 Когда тот узнал об этом, то устрашился пророка своего, которому не захотел возражать, и смотрел на происходящее сквозь пальцы. Пророк приказал, якобы по слову Господню, сказать о ней в законе своем: «Если женщина не понравится Зайду (в глазах его) и он даст ей развод, то мы соединим ее в браке с нашим пророком, что является примером для других и для будущих верующих, возжелавших сделать то же самое, и пусть не считается это прегрешением».1054 Свершив таковое злодеяние, он одновременно приблизил и смерть души, и смерть тела. Ощущая приближение своей гибели и не зная, как добиться возвращения к жизни собственными силами, он предсказал, что на третий день будет воскрешен архангелом Гавриилом (который часто являлся ему в образе коршуна). После того, как он предал душу аду, ожидающие обещанного чуда постановили нести караул, не смыкая глаз ни днем, ни ночью и охраняя его мертвое тело. На третий день оно начало источать смрад, и никто не заметил признаков воскресения. Было заявлено, что ангелы не являются потому, что их напугало присутствие бдящих. Развернув саван умершего, по своевременному совету посвященных, сторожа оставили тело без охраны. Немедленно вместо ангелов к его смердящему телу подступили псы и пожрали его, а когда это было обнаружено, то останки предали земле. А в качестве мести за совершенное ими преступление, было присуждено раз в несколько лет избивать собак. И с полным основанием разделили участь Мухаммада те, кого посчитали достойным принять за это мученическую смерть.1055 По заслугам его случилось так, что «пророк», который низверг в преисподнюю не только свою, но и множество иных душ, наполнил собой собачью утробу. Он совершил и множество других злодеяний, которые не описаны в этой книге. Итак, изложено достаточно, чтобы прочитавшие поняли, каков он был.

В то время Родерик (Родриго)1056 правил готами в Испании. На третий год его правления в третий день ноябрьских ид, в год эры 7521057 сарацины вторглись в Испанию. Когда в Африке правил Улид, повелитель правоверных, сын Абд аль-Малика, в сотый год арабского счета1058 (эра и год означены выше) напал Абусур, подчинявшийся военачальнику Мусе, остававшемуся в Африке и очищавшему земли от мавров.1059 В другой год вторгся Тарик.1060 В третий же год, когда произошло сражение между Тариком и Родериком, вторгся Муса ибн Нусайр и уничтожил королевство готов. Что же касается короля готов – Родерика, – то причина его смерти остается неизвестной вплоть до сего дня. Арабы, овладев одновременно и землями, и властью, уничтожили страхом и мечом весь цвет готского народа. Так как готы не принесли за свои проступки должного покаяния и пренебрегли наставлениями Господа и святыми канонами, оставил их Господь, чтобы не владели они желанной землей. И те, с кем всегда была десница Господня и кто одерживал верх над наступающим врагом и заставлял его бросать оружие, по приговору Божьему были побеждены язычниками, обращены почти в ничто. А многие из них пали до такой степени, что согласились на униженное существование, и город Толедо, победивший столь многие народы, подчинился торжествующим измаильтянам и, покоренный ими, склонился перед захватчикам. Итак, Испания пала из-за грехов своих в 180-й год власти готов над нею.

О готах, которые остались в городах Испании.

Как уже говорилось выше, король Испании Родерик был побежден, никого не оставив после себя. Во все города и готские крепости прибыли гонцы. Те, кто мог держать оружие, подготовились к войне, и семь лет шли ожесточенные военные действия, и города и поселения удерживались готами. По прошествии же семи лет воюющие стороны обменялись посольствами и заключили между собой нерушимый договор и дали нерасторжимое слово в том, что все городские укрепления будут снесены, а поселки и деревни сохранятся в прежнем виде; все их жители изберут из своей среды комитов,1061 которые заключат договоры с правителем от имени всех жителей. Все завоеванные захватчиками города были заселены завоевателями, а их прежние жители силой оружия обращены в рабство.

Вышеупомянутый Муса ибн Нусайр, вторгшийся в Испанию, правил один год и три месяца,

Абд аль-Азиз ибн Муса1062 – два года и шесть месяцев,

Айюб – один месяц,

Аль-Хурр ибн Абд ар-Рахман – два года и десять месяцев,

Ас-Самх ибн Малик – два года и девять месяцев,

Абд ар-Рахман ибн Абд Аллах – один месяц,

Узра сменил Анбаса – один месяц,

Иахйа ибн Салама – два года и шесть месяцев,

Хузайфа ибн аль-Ахвас – шесть месяцев,

Усман ибн Аби Ниса – четыре месяца,

Аль-Хайтам ибн Убайд – десять месяцев,

Мухаммад (ибн Абд Аллах) ибн Ашьяи – один месяц,

Абд ар-Рахман ибн Абд Аллах – один год и десять месяцев,

Абд аль-Малик ибн Катан – два года и восемь месяцев,

Укба ибн аль-Хаджжадж – четыре года и пять месяцев,

Абд аль-Малик – один год и один месяц,

Абу-ль-Хаттар ибн Дирар – два года,

Саваба ибн Салама – один год и два месяца, что составляет 27 лет и 9 месяцев.

Каждый из этих военачальников правил недолго, сменяя один другого, так как они были назначены повелителем правоверных, никто не закончил свое правление вместе со смертью.

Далее цари, которые правили в Испании, ведущие происхождение из измаильтянского рода Омейядов:

Юсуф правил 11 лет,

Абд ар-Рахман ибн Муавия1063 – 33 года,

Хишам1064 – семь лет и шесть месяцев,

Аль-Хакам1065 – 26 лет и шесть месяцев,

Абд ар-Рахман1066 – 32 года и один месяц,

Мухаммад1067 – 32 года,

Вот года владычествования арабов в Испании, что составляет 168 лет.

Они останутся до дня святого Мартина, третьего дня ноябрьских ид, и через семь месяцев сравняется 169 лет [их власти], и начнется год 170-й, год, когда правление сарацин окончится, в соответствии с приведенным выше предсказанием пророка Иезекииля. Ожидается приближение отмщения врагам и наступление избавления христиан. Всемогущий Бог установил, что предназначено избавить весь мир от власти дьявола кровью Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа, и в ближайшее время Он прикажет освободить Свою Церковь от ига измаильтян. Живущий во веки веков. Аминь.

* * *

1036

Введение и перевод H.С.Соболевой.

1037

 Первая публикация: Кентавр/Centaurus. Sludia classica el mediaevalia. 2005. №2. Для настоящего издания текст заново отредактирован.

1038

1038 Датировка основывается на тексте хроники. To есть по истечении 170 лет со времени вторжения мусульман в Испанию под предводительством Тарика бен Зияда (711 г.).

1039

 Некоторые исследователи считают автором хроники толедского епископа Дульцидия. см.: Prelog J. Chronik Prophetische / Lexicon des Mittelalters. Bd.2. Lfg.10. München; Zürich, 1983.

1040

Приведенное предсказание напоминает отдельные строки книги Иезекииля (гл. 38–39).

1041

Измаил – сын Авраама от рабыни его жены египтянки Агари (см.: Быт.16:11-–16:17,20).

1042

1042 См. у Исидора Севильского: История царей готов, вандалов и свевов. 1.1 (см. в настоящем издании); атакже: ethym. 9.2.89. В свою очередь, Исидор ориентировался на блж. Иеронима (см.: quest, in Gen.10.2).

1043

1043 Сложно сказать. какой точно текст имеется в виду. Вместе с тем отождествление готов со скифами и Скифией встречается уже у Павла Орозия и ряда других античных авторов. См. об этом: Вольфрам X. Готы. От истоков до середины VI в. (Опыт исторической этнографии). СПб., 2003. С.50).

1044

 Сарацины – древнее название арабов; изначально – название арабского бедуинского племени. обитавшее в пустынях северо-западной Аравии и Синайского полуострова.

1045

 Имеется в виду Альфонсо III (ок. 838–910). король Астурии в 866–910 (912?) гг., вошедший в историю с характерным прозвищем «Великий». Удачливый поководец и администратор (его правление ознаменовано захватом и колонизацией ряда областей Галисии и Португалии). он был образованным человеком. При нем достигает расцвета т.н. «астурийский неоготицизм». появляются яркие исторические (в том числе – «Пророческая хроника». «Альбельдская хроника». «Хроника Альфонсо III») и теологические сочинения. а также архитектурные памятники (базилика св. Иакова в Компостеле и др.).

1046

 Ср.: Абу Мухаммад Абд апь-Малик ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. M., 2003.

1047

Вар: Адда

1048

 618 г. н.э.

1049

 Мухаммад был сиротой. Видимо. это и подразумеваетхронист, употребляя слово «puppilus». хотя на самом деле тогда ему было уже 24 года.

1050

 Хадиджа – богатая вдова. которая обратила внимание на юного Мухаммада, к тому времени прославившегося своими способностями и честностью, и сделала его своим управляюіцим при караване. Cм.: Montgomery Watt W. Khadidja / EI, NE. IV: 898b.

1051

1051 Cp.: (Aвв.1:8).

1052

 Хронист довольно слабо представлял себе события того времени, связанные с вторжением арабов в византийскую Сирию. Этой провинцией действительно управлял брат византийского императора Ираклия I (610–641) куропалат Феодор. Однако завоевание Сирии и Палестины произошло лишь при преемниках Мухаммада – Абу-Бекре и Омаре. В плен к арабам попал не Феодор, a дукс ГІалестины Сергий, который потерпел поражение и был подвергнут жестокой казни – зашит живьем в шкуру верблюдов. Окончательно Сирия и Палестина были подчинены арабами после победы при Ярмуке (638 г.). См..Дашков С.Б. Императоры Византии. M.,1996. С.102.

1053

 Зайд ибн Хариса – единственный из соратников Мухаммада, упоминаемый в Коране (33.37: 33.49–50), его вольноотпущенник и приемный сын. См. также: Lecker M. Zayd b.Haritha/El.NE.XI: 475а.

1054

 См.: Ибн Хишам. Жизнеописания пророка Мухаммада. M.,2003. С.632–633. Также см.: Коран.33.37–38.49(50)/ ГІер. с араб. И.Ю.Крачковского. M.,1990.

1055

1054 To есть собаки. – H.С.

1056

Родерик (Родриго) – последний король вестготской Испании (710–713).

1057

1057 714 г. н. э.

1058

 Счет ведется от первого года хиджры (16 июля 622 г.н.э.) – переселения или ухода пророка Мухаммада из Мекки в Медину.

1059

Муса ибн Нусайр – завоеватель западного Магриба и Испании; cm.: LevtProvençal С. Musa b.Nusayr / EI, NE. VII: 643а.

1060

Гарик бен Зияд, берберский военачальник, в 711 г. предпринявший завоевание Иберийского полуострова; см.: Molina L. Tarik b.Ziyad / El, NE. X: 242a.

1061

Комит (лат. comes) – должностное лицо.

1062

Сын Мусы Б.Нусайра.

1063

Абдаррахман I (756–788) – кордовский эмир из династии Омейядов.

1064

Хишам I (788–795).

1065

1065 Аль-Хакем I (795–822).

1066

Абдаррахман II (822–852).

1067

1067 Мухаммад I (852–886).


Источник: Mater Hispania: христианство в Испании в I тысячелетии: пер. с лат. яз. / сост. протоиерей Андрей Кордочкин. - СПб.: Алетейя, 2018. - 608 с., ил. ISBN 978-5-907030-65-7

Комментарии для сайта Cackle